Председательствующий судья: обязанности и функции. Полномочия председательствующего на общем собрании

Председательствующий судья выбирается в каждом районном суде. В регионах, в которых проживает достаточное количество населения, отмечается большой объем работы.

Именно поэтому в состав суда могут входить сразу несколько сотрудников. В небольших районах выделяется только один председательствующий судья (односоставные суды). Такие варианты составляют порядка трети общего количества. Рассмотрим более подробно вопросы, касающиеся данной тематики.

Основные функции

В общих чертах они отмечены в статье 35 ФКЗ "О судах" в Российской Федерации. Председательствующий судья осуществляет полномочия судьи, а также процессуальные обязанности, которые установлены конституционными федеральными законами. Им осуществляются следующие функции:

  • организуется работа суда;
  • устанавливаются правила внутреннего распорядка на базе типовых правил, которые утверждены Советом судей РФ, а также контролируется их четкое выполнение.

Именно председательствующий судья распределяет между заместителями председателя обязанности, организует работу по повышению ими профессиональной квалификации. Он ведет общее руководство функционированием аппарата суда, включая назначение и освобождение от должности сотрудников.

Решение о премировании сотрудников аппарата, привлечении их к дисциплинарному взысканию принимается комиссией в составе председательствующей судьи. Также он постоянно информирует коллег о собственной деятельности и выполняет иные полномочия по организации работы.

Важнейшие полномочия

Председательствующий и коллегия судей ведут личный прием граждан, рассматривают жалобы, заявления, предложения. Для совершенствования работы председатель анализирует вместе с коллегами судебную практику, ведет статистику. Он вносит представления в государственные ведомства. Попробуем дать конкретное определение. Председательствующий - судья, руководящий судебным заседанием в случае коллегиального рассмотрения уголовного дела.

Он вносит представления должностным лицам и общественным объединениям о выявленном нарушении отечественного законодательства, обеспечивает работников аппарата необходимой правовой информацией.

Деятельность районного суда

Без правильной организации невозможно полное, быстрое, правильное рассмотрение судебных дел, выполнение иных задач, которые стоят перед органом судебной власти.

Принципы распределения обязанностей по разрешению дел следующие:

  • зональный (территориальный), при котором каждый судья занимается рассмотрением уголовных и гражданских дел только на территории, закрепленной за ним;
  • функциональный (предметный), при котором предполагается разделение по сферам деятельности: уголовные, гражданские, совершенные подростками;
  • предметно-зональный, который предполагает закрепление гражданских, уголовных дел в рамках микрорайона, территории;
  • без зональный, при котором судьи анализируют лишь уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские иски - только в тех случаях, когда они поступили в рамках приема населения.

Особенности работы

Базируется она на планировании. Предусматриваются определенные механизмы, касающиеся работы с кадрами, обобщения практики судебного рассмотрения конкретных категорий дел, разработки способов совершенствования делопроизводства, приема посетителей.

Текущие планы любого судьи предполагают определение очередности, срока, места проведения слушаний по конкретным делам, контроль за систематическим и своевременным исполнением действий работниками аппарата (и в помещении, и в рамках выездных заседаний).

Работа с посетителями

Проводится прием председателем, другими сотрудниками аппарата в определенное время, которое подходит для населения. Каждым судьей ведется строгий учет принимаемых посетителей. В канцелярии (приемной) размещаются специальные стенды, на которых находятся разнообразные судебные документы.

Систематически проводятся обобщения судебной практики, целью которой является повышение качества работы подобных органов. Такая работа предполагает выделение предмета изучения, анализ судебных дел, составление программы, продумывание выводов, обсуждение, а также мероприятия по внедрению полученных результатов, избавлению от обнаруженных недостатков. В любом районном суде осуществляется статистическая ответственность.

Она подразумевает составление документации о деятельности в рамках разрешения уголовных и гражданских дел. Общее руководство за таким участком работы осуществляет председатель суда. Выделяют первичный учет, который состоит в оформлении статистических карточек. Судья (или его помощник), который несет ответственность за состояние справочной работы, контролирует официальные изменения действующего законодательства, вносит необходимые поправки в контрольные экземпляры, доносит информацию до сведения иных судей, пополняет библиотеку необходимой юридической литературой. Делопроизводство является важнейшим элементом в каждом районном суде.

Подведем итоги

Отвод председательствующего судьи с сентября 2018 года возможен в нескольких ситуациях. К примеру, если он ранее по данному делу выступал в качестве эксперта, свидетеля, секретаря, прокурора, переводчика. Также подобная процедура проводится в случаях, если судья является родственником одного из участников данного процесса.

Не могут в состав суда входить лица, которые прямо либо косвенно заинтересованы в исходе дела, если есть обстоятельства, которые вызывают сомнение в беспристрастности и объективности.

Значительная часть работы, которая выполняется в районных судах, приходится на долю аппарата, обеспечивающего организационно и само правосудие, и обобщение судебной практики, и анализ статистики, и систематизацию законодательства. В качестве основных помощников районных судей выступают консультанты. Такая должность была введена Законом о Судебном департаменте (1988 г.), она направлена на выполнение вспомогательной работы, предполагающей обладание определенными знаниями.

Все словари Словарь Ушакова Вестминстерский словарь теологических терминов Тезаурус русской деловой лексики Словарь Ожегова Словарь Ефремовой Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

председатель

председа тель , председателя, муж.

1. Лицо, руководящее заседанием, собранием. Председатель предоставил слово оратору.

2. Название руководителей некоторых учреждений, организаций или их отделов, органов. Председатель правления. Председатель общества. Председатель комиссии.

3. В сочетании с названием правительства - официальное наименование главы правительства в разных странах. Председатель Совета Народных Комиссаров (глава советского правительства). Председатель кабинета министров.

Вестминстерский словарь теологических терминов

председатель

♦ (ENG moderator)

(лат. - управляющий, руководитель)

тот, кто ведет собрание. В церковном контексте этот термин используется гл. обр. в реформатской традиции для обозначения того, кто руководит собраниями церковных сессий или других управляющих органов, включая Генеральную Ассамблею . Председатели не имеют особого статуса, возвышающего их над остальными членами.

Словарь Ожегова

председатель

ПРЕДСЕДА ТЕЛЬ, я, м.

1. Выборный руководитель организации, глава коллегиального учреждения. П. Конституционного суда. П. товарищества. П. правления кооператива.

2. Выборное лицо, руководящее собранием, председательствующий. Избрать председателя. П. заседания. П. секции, круглого стола (в научном собрании).

| ж. председательница, ы (разг.) и председательша, и (прост.).

| прил. председательский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

председатель

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

председатель

Лицо, руководящее ходом дел в каком-либо коллегиальном учреждении, собрании, обществе. Особое значение имеют функции председателя суда (см. Судоустройство, Суд присяжных). В сенате П. считается "единое лицо Императорского Величества", а председательствующие в департаментах и общих собраниях именуются первоприсутствующими. Постановления о правах и обязанностях П. земских, дворянских и городских общественных и сословных собраний изложены в ст. 179-191 и 195-200 Общего учреждения губернского (Св. Зак. т. II ч. 1, изд. 1892 г.). Согласно этим постановлениям П. открывает и закрывает собрание, назначает очередь его занятий, которую он же в случае надобности может изменить, наблюдает за порядком во время прений, а в случае разнообразия мнений повторяет и ближе объясняет существо вопроса. П. обязан не допускать прений, несогласных с законами или выходящих из круга ведомства собрания; член собрания, не согласный с решением П. по этому предмету, имеет право изложить о том свое мнение письменно и приобщить его к журналу заседания. П. останавливает того из членов собрания, который уклоняется от соблюдения порядка или от уважения к закону, и в случае безуспешности двукратного о том напоминания лишает его права слова по тому вопросу, по которому им допущено нарушение порядка. Член собрания, оказавший сопротивление законным требованиям или распоряжениям П., может быть по определению собрания подвергнут выговору, удалению из собрания или исключению из него на срок от 3 до 7 дней. При нарушении членами собрания порядка и при безуспешности напоминаний П. о восстановлении его он обязан закрыть заседание. Члены собрания, которые после того, как П. объявил заседание закрытым, продолжали прения или постановили какое-либо определение, подвергаются по приговору общих судебных мест штрафу в размере от 25 до 100 руб. с каждого, а инициаторы такого нарушения подлежат исключению из собрания на срок от 3 до 9 лет, если только содержание прений или постановлений не влечет за собой высшего наказания; само определение, таким образом постановленное, признается недействительным. По своему усмотрению П. может, а по требованию губернских властей обязан устранять из заседаний посторонних лиц. Посторонние лица, нарушившие порядок и тишину или оказавшие сопротивление распоряжениям П., могут быть удалены по распоряжению П., а неповинующиеся такому распоряжению должны быть выведены и подлежат по приговору мирового или городского судьи штрафу в размере от 10 до 100 руб. П. собрания, не закрывший заседания, в котором состоялось постановление, нарушающее пределы прав собрания, или не исполнивший требования губернского начальства об удалении посторонних лиц, или допустивший какое-либо другое существенное нарушение законного порядка в собрании, подлежит по приговору общих судебных мест одному из наказаний, положенных за преступления и проступки по службе; одновременно с преданием суду П. устраняется от должности. За неисполнение обязанностей, лежащих на П. общественного или сословного собрания, он подлежит также замечаниям и выговорам в административном порядке по усмотрению правит. сената.

Ему посвящена ст.156 ГПК.

Если судья рассматривает дело единолично, он и выполняет обязанности председательствующего. Если дело рассматривается коллегиально, то председательствующим может быть в районном суде председатель суда, его заместитель, судья районного суда. То же самое в вышестоящих судах. В мировых судах дела рассматриваются только единолично. Председательствующий – это функция, а председатель – должность.

Ст.12 ГПК. Суд, сохраняя независимость и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, предупреждает о последствиях совершения процессуальных действий…

Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.

Лица, участвующие в деле, могут возражать против действий председательствующего. Эти возражения могут быть сделаны в корректной форме.

В случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания. Председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.

Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Ст.158 говорит о порядке в судебном заседании, о мерах, применяемых к нарушителям, говорится в ст.159 (предупреждение, удаление из зала заседания – это скорее наказание для суда, т.к. потом им надо рассказать всё происшедшее в процессе, штраф до 10 МРОТ). При входе судьи все должны встать. Объяснения и показания лица дают стоя. Все заслушивают решения суда стоя (за исключением лиц, которые не в состоянии стоять). Обращение к суду – «уважаемый суд».

4. Порядок проведения судебного заседания. Его этапы (составные части).

Судебное заседание в суде 1 инстанции состоит из следующих этапов:

    подготовительная часть, ст.160 – 171,

    рассмотрение дела по существу, ст.172 – 189,

    судебные прения, ст.190,

    вынесение и объявление решения, ст.192 и 193.

Раньше была ещё одна часть – заключение прокурора, сейчас её отменили, т.к. закон существенно ограничил участие прокурора в деле.

Подготовительная часть судебного заседания . В этой стадии решаются следующие вопросы: возможно ли приступить к рассмотрению дела по существу:

    в данном составе суда,

    в данном составе лиц, участвующих в деле, например, можно ли рассмотреть дело в отсутствие ответчика – нужно выяснить, извещён ли он,

    при данной совокупности доказательств – поступило ли заключение эксперта, явился ли свидетель, поступило ли заключение органов опеки и попечительства и т.д.

Если эти вопросы разрешены положительно, суд переходит к рассмотрению дела, если нет, дело откладывается.

В назначенное для разбирательства дела время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое гражданское дело подлежит рассмотрению.

Потом проверяется явка участников процесса, какие имеются сведения о причинах отсутствия лиц.

Председательствующий устанавливает личность явившихся участников процесса, проверяет полномочия ДЛ и представителей. Согласно ППВС РФ от 14.04.1988г. №3 по состоянию на 2001г. О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде 1 инстанции, п.11: устанавливая личность явившихся в судебное заседание, надлежит выяснить их ФИО, место работы, год рождения, жительство, в отношении стороны – могут быть выяснены судебное положение и заработок по иску о взыскании алиментов, в отношении должностного лица или представителя – объём его полномочий, в отношении эксперта – сведения об образовании, занимаемой должности и стаже работы по специальности.

Переводчику, если имеются лица, не владеющие языком, разъясняются его права и обязанности. Без переводчика суд не может приступить к рассмотрению дела по существу. В ст.168 ч.1 ГПК законодатель ошибся: суд в случае неявки эксперта и переводчика выясняет возможность рассмотрения дела по существу в отсутствие переводчика. Но переводчик обязателен, иначе нарушается принцип государственного языка судопроизводства, иначе решение будет потом отменено.

После установления явки свидетели удаляются из зала заседания. Странно, что только после этого выясняется состав суда – не понятно, почему свидетели не могут это знать. Должна обеспечиваться невозможность общения свидетелей между собой.

Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотводы и отводы. Отводы – ст.16 – 21 – самостоятельно.

Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, а сторонам также их права. В первую очередь разъясняются права по ст.35 – знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и т.д.; ст.39 – изменить основание и предмет иска, окончить дело мировым соглашением, признать иск, отказаться от иска. П.12 ППВС: также указано право знакомиться с протоколом судебного заседания, подавать замечания на протокол с указанием на допущенные в нём ошибки, право сторон на возмещение судебных расходов, право на предъявление встречного иска. Разъясняя права, суд должен предупреждать о последствиях.

Ходатайства лиц, участвующих в деле, по вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются на основании определений суда после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле. П.17 ППВС: ходатайства разрешаются непосредственно после их заявления. Отказ суда в удовлетворении ходатайства не лишает лицо, участвующее в деле, права обратиться с ним повторно в зависимости от хода судебного разбирательства. Суд вправе по новому ходатайству или по своей инициативе (в случае изменения обстоятельств при дальнейшем рассмотрении дела) пересмотреть ранее вынесенное определение.

Председательствующий разъясняет эксперту и специалисту их права и обязанности, а также предупреждает эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем у него берется подписка, которая приобщается к протоколу судебного заседания.

Рассмотрение дела по существу .

Ст.172 – начало рассмотрения дела по существу, 189 – окончание рассмотрения – т.е. кодекс точно определяет рамки рассмотрения дела.

Рассмотрение дела по существу начинается докладом председательствующего или кого-либо из судей. В докладе председательствующий излагает требования истца, возражения ответчика, обстоятельства и доказательства, на которые они ссылаются. Если есть третье лицо с самостоятельными требованиями, может быть сказано и о нём. Могут быть оглашены результаты проведения предварительного заседания. Затем председательствующий выясняет намерения сторон, т.е. поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения. П.14 ППВС: судьи должны уточнять, в каком размере и по каким основаниям поддерживается или признаётся иск, а если стороны желают заключить мировое соглашение, то на каких конкретных условиях. Суд не принимает отказ от иска, не утверждает мировое соглашение и т.д., если эти действия нарушают права других лиц. Если суд не принимает такое предложенное решение, он выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу. П.15 ППВС говорит о встречном иске – тогда суд откладывает разбирательство.

После доклада дела суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле – ст.174. Если нет заявлений, суд переходит к исследованию доказательств – ст.174.

Исследование доказательств начинается с объяснений лиц, участвующих в деле. Они дают объяснения в последовательности, установленной законом. Первым выступает истец, затем третьи лица на его стороне, затем ответчик и третьи лица на его стороне, потом иные лица, участвующие в деле – в первую очередь это третьи лица с самостоятельными требованиями на предмет спора между сторонами. Если иск предъявлен прокурором, органом государственной власти или местного самоуправления, организацией или гражданином по ст.46 ГПК в защиту прав других лиц, они выступают в процессе первыми, т.е. ещё до истца.

Лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы, суд может задавать им вопросы в любой момент дачи ими объяснений.

Ч.2 ст.174 предусматривает возможность заслушать письменные объяснения лиц, участвующих в деле, в случае их неявки в судебное заседание, а также объяснения лиц, участвующих в деле, полученные в порядке исполнения судебного поручения или обеспечения доказательств.

П.18 ППВС требует от суда проверить каждое обстоятельство, указанное сторонами в подтверждение своих требований или возражений, и тем самым обеспечить установление истины по делу. Это очень важное разъяснение: лица должны поддерживать и подтверждать все заявления, они должны быть не голословными, а подтверждёнными соответствующими доказательствами. Суд всегда учитывает, что стороны – это заинтересованные лица, в законе не установлена уголовная ответственность за дачу сторонами ложных объяснений. Стороны защищаются всеми возможными способами.

После дачи объяснений суд с учётом мнения лиц, участвующих в деле, устанавливает последовательность исследования других доказательств. Последовательность исследования доказательств установлена законом, но в ст.175 говорится о том, что учитывается мнение участвующих в деле лиц, т.е. они могут высказать свои пожелания. Законом установлено следующее: сначала заслушиваются показания свидетелей, это регулируется ст.176 – 180 (о них смотри тему доказательства), затем письменные доказательства, они оглашаются и предъявляются участвующим в деле лицам, это ст.181 – 182, после этого исследуются вещественные доказательства. Письменные и вещественные доказательства по ст.184 могут быть рассмотрены на месте – если они не могут быть доставлены в суд, если оно громоздкие либо если их нельзя выносить из соответствующих учреждений. После этого воспроизводятся аудио- и видеозапись, ст.185, далее лицо, участвующее в деле, может сделать заявление о подложности доказательства, суд в этом случае может назначить экспертизу и предложить сторонам предоставить другие доказательства.

П.19 ППВС: если у суда или лиц, участвующих в деле, возникнут сомнения в отношении достоверности исследуемых доказательств, их необходимо разрешить путём сопоставления с другими установленными или бесспорными фактами, проверки правильности оформления и содержания документа, назначения в необходимых случаях экспертизы и т.д.

Заключение эксперта – ст.187 и п.20 ППВС. При его исследовании суду следует проверять его соответствие задание, полноту, научную обоснованность выводов, в целях дополнения и уточнения содержания заключения эксперта можно вызвать в судебное заседание. Назначение повторной экспертизы должно быть мотивированным.

Ст.189 – окончание рассмотрения дела по существу. После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или представителю органа местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии с ч.3 ст.45и 47 ГПК. Потом председательствующий выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд переходит к судебным прениям.

Судебные прения – это заключительные речи лиц, участвующих в деле или их представителей, ст.190. Последовательность выступлений лиц такая же, как в ст.174 – истец, третьи лица на его стороне, ответчик и его третьи лица, третье лицо с самостоятельными требованиями. Прокурор и т.д. также выступают первыми.

Заключительные речи отличаются от выступлений в объяснениях своим содержанием. Между этими двумя выступлениями исследуются все доказательства, поэтому в заключительных речах лица должны обобщить результаты исследования доказательств.

Ст.191: лица в прениях не вправе ссылаться на новые доказательства и обстоятельства. Если же это произошло, т.е. если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения дела по существу. После окончания рассмотрения дела по существу судебные прения происходят в общем порядке. Возобновление рассмотрения дела по существу возможно и в совещательной комнате во время обсуждения решения - ч.2 ст.196. Тогда суд возвращается из совещательной комнаты и возобновляет рассмотрение дела по существу.

После заключительных речей каждому лицу, участвующему в деле, предоставляется право выступить с репликой по поводу сказанного в речах. Право последней реплики принадлежит ответчику.

Вынесение и объявление решения. Согласно ст.192 после судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, о чём объявляется присутствующим в зале судебного заседания. Ст.194 – принятие решения. Решение выносится именем РФ, принимается в совещательной комнате, где могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, присутствие иных лиц не допускается, совещание проводится в порядке ст.15 ГПК (все вопросы выносятся большинством голосов, никто не вправе воздержаться от голосования, председательствующий голосует последним, судья, не согласный с мнением суда, вправе изложить особое мнение, которое приобщается к делу, но в зале заседания не оглашается).

Ст.197 – изложение решения: оно излагается в письменном виде одним из судей, Решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении им дела или всеми судьями при коллегиальном рассмотрении дела, в том числе судьей, оставшимся при особом мнении. Исправления, внесенные в решение суда, должны быть удостоверены подписями судей. После принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий или один из судей объявляет решение суда. Затем председательствующий разъясняет содержание решение, сроки и порядок его обжалования. При объявлении только резолютивной части решения председательствующий разъясняет, когда участвующие в деле лица смогут ознакомиться с мотивированным решением суда. Участники процесса могут требовать выдачи на руки резолютивной части, подписанной судьями, чтобы потом судья не мог изменить решение.

Ст.199: Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.

Возникает вопрос о сроке подачи кассационной или апелляционной жалобы. В законе говорится, что срок подачи жалобы равен 10 дням со дня вынесения решения в окончательной форме. Но не ясно, когда решение считается окончательно вынесенным – когда закончились 5 дней, или когда реально стороны получили решение, или когда суд реально вынес решение. Чтобы не пропустить срок на подачу жалобы, её следует подавать в день окончания судебного заседания. В этой жалобе можно указать, что мотивы и аргументы будут представлены позже, когда сторона ознакомится с протоколом заседания.

действ. наст. вр. от председательствовать.

в знач. сущ. председательствующий, его, м. Лицо, несущее обязанности председателя, председатель (офиц.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Тот, кто ведет собрание, заседание и т.п.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «председательствующий»:

Примеры употребления слова председательствующий в литературе.

Личный астрограф его императорского величества капитан Таре Роук вышел из-за портьеры, висящей за возвышением, и остановился перед председательствующим .


Если его светлость председательствующий позволит, - снова заговорил Эндоу, - я возьму на себя смелость заметить, что все эти выводы, представленные астрографом его величества без предварительного оповещения исполнительной власти и без ведома соответствующих управлений, могут привести к целому ряду значительных осложнений.

В зависимости от просьбы председательствующий либо возобновит судебное следствие, либо внесет уточнения в вопросный лист.

После голосования и оформления вопросного листа присяжные возвращаются в зал судебного заседания, передают вопросный лист председательствующему , который должен его проверить на предмет ясности и непротиворечивости ответов присяжных.

После передачи присяжным вопросного листа и перед удалением присяжных в совещательную комнату для вынесениявердикта председательствующий обращается к присяжным заседателям с напутственным словом.

С этой целью уже в подготовительной части судебного разбирательства председательствующий по своей инициативе выясняет у каждого из участников судебного разбирательства, имеются ли у него ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов и об истребовании вещественных доказательств и документов.

Бесплатная юридическая консультация:


Приведенный пример представляет особый интерес, так как теперь мне предстоит сообщить вам о том, что в результате принятия апелляционным судом Леувардена указанного решения Зейсс-Инкварт вынес постановление о снятии с должности председательствующего этого апелляционного суда Ф.

Председательствующий не спеша снял монокль и, близко держа перед глазами слегка дрожащий клочок бумаги, прочел краткий приговор, по которому Телегин, Жуков и Мельшин приговаривались к смертной казни через расстрел.

Председательствующий позвонил и сказал резко: - Инженер Макашеев более интересовался мешочничеством, нежели своими прямыми обязанностями, и мы его, как вам хорошо известно, товарищ Сазонов, выгнали из наркомата.

Это означает, что председательствующий при анализе доказательств не может сказать, что он считает тот или иной факт доказанным или недоказанным и тем более что он считает подсудимого виновным или невиновным.

При этом в графе бюллетеня, которая должна содержать формулировку вопроса, ставится объявленный председательствующим номер дополнительного вопроса согласно протоколу Собрания.

Бесплатная юридическая консультация:


Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей.

Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства.

В соответствии с назначением суда как органа правосудия такие полномочия председательствующего , и суда в целом, должны быть исключены.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. .

Смотреть что такое «ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ» в других словарях:

председательствующий - См … Словарь синонимов

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ - судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично … Юридическая энциклопедия

Председательствующий - м. Тот, кто ведет собрание, заседание и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

председательствующий - председательствующий, председательствующие, председательствующего, председательствующих, председательствующему, председательствующим, председательствующего, председательствующих, председательствующим, председательствующими, председательствующем,… … Формы слов

председательствующий - председ ательствующий … Русский орфографический словарь

председательствующий - Р. председа/тельствующего, Тв. председа/тельствующим, Пр. о председа/тельствующем … Орфографический словарь русского языка

председательствующий - его; м. Тот, кто исполняет обязанности председателя. П. приехал в суд. П. объявляет перерыв … Энциклопедический словарь

Председательствующий - судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично (п. 26 ст. 5, ч. 5 ст. 30, ст. 243, ч. 1 и 2 ст. 377 УПК РФ) … Большой юридический словарь

председательствующий - его; м. Тот, кто исполняет обязанности председателя. Председа/тельствующий приехал в суд. Председа/тельствующий объявляет перерыв … Словарь многих выражений

председательствующий - председатель/ств/у/ющ/ий … Морфемно-орфографический словарь

Поиск ответа

Всего найдено: 95

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, грамотно обосновать употребоение ТИРЕ,а не ДЕФИСА в написании двойной должности, например: » Председатель правительствп - министр промышленности». Спасибо!

Согласно рекомендациям справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина (параграф 154), в сочетаниях с приложением, если одна из частей содержит пробел, вместо дефиса должен употребляться знак тире.

В каком случае Председатель Правления пишется с большой буквы. И нужно ли вообще писать с большой буквы слово председатель и правление. В данном вопросе имею в виду ЖСК.

Ответ справочной службы русского языка

Название должности председатель правления (как и председатель правления ЖСК) пишется с маленькой буквы. Подробнее см. в вопросахи.

Добрый день! Обоснуйте, пожалуйста, почему «генеральный директор» должен писаться с маленькой буквы. Я это понимаю, но не знаю чем подкрепить.

Ответ справочной службы русского языка

Названия должностей, званий, титулов пишутся со строчной буквы, напр.: президент, канцлер, председатель, министр, премьер-министр, заместитель министра, мэр, император, королева, хан, шейх, генеральный секретарь, заслуженный деятель культуры, лауреат Нобелевской премии, посол, атташе, директор, генеральный директор, академик, доктор наук, профессор, член-корреспондент, генерал-майор, командующий войсками, руководитель департамента, заведующий отделом, управляющий делами. В официальных текстах названия высших государственных должностей и титулов пишутся с прописной буквы, напр.: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ.

Правило процитировано из справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина.

Здравствуйте! У вас на сайте прочитал, что Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации – все три слова с большой буквы, а если не РФ, а др. страны? (сообщение в газете об официальных визитах): Председатель Иванов встретился с (Ч)резвычайным и (П)олномочным (п)ослом Ирака Исмаилом. Какие буквы в скобках большие, а какие маленькие? Аналогичные вопросы о: (Г)енеральном (П)очётном (к)онсуле России…в США, (Г)енеральном (П)очётном (к)онсуле США…, (Генеральном) (Консульстве) США и (п)ервом (г)енеральном (с)екретаре Совета мусульман Великобритании… Заявлено намерение создать (Н)аградной фонд для поощрения ученых, … В Москве прошла (М)еждународная конференция «Чтения имени Галимджана Баруди». В прошлом году (Ч)тения были посвящены… Всемирная (А)ссоциация по сближению… В (А)ссоциацию по сближению входят… Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

1. Названия высших государственных должностей и титулов пишутся с прописной буквы только в текстах официальных документов.

2. Заявлено намерение создать наградной фонд для поощрения ученых. Слово наградной следовало бы написать с прописной буквы, если бы с него начиналось официальное название фонда. Ср.: Указом президента создан Наградной фонд для поощрения ученых.

3. В Москве прошла международная конференция «Чтения имени Галимджана Баруди». В прошлом году чтения были посвящены…

4. Если это официальное название, то правильно: Всемирная ассоциация по сближению… В ассоциацию по сближению входят…

Полномочия председательствующего на общем собрании

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Прописаны ли в законе полномочия председательствующего на общем собрании участников общества. Если вместо председательствующего повестку дня зачитывал секретарь. А также выносил на обсуждение участников вопросы общего собрания, считал голоса и заносил в протокол?

Ответ

Нет, закон не содержит обязанностей председательствующего.

Существенным нарушением такие действия секретаря не являются.

Ст.181.2 ГК РФ и ст.37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ не указывают, что именно председательствующий собрания должен зачитывать повестку дня, выносить вопросы участников на обсуждение.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Этап 2. Открытие собрания

Собрание нужно открыть во время, указанное в уведомлении о его проведении.

Если же все участники общества зарегистрировались до наступления назначенного времени, то собрание можно открыть и раньше (п. 3 ст. 37 Закона об ООО).

К моменту открытия должно присутствовать лицо, которое будет вести протокол собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО). Проследить за этим обязан генеральный директор либо члены правления (в зависимости от того, к чьей компетенции устав относит данный вопрос). Непосредственно вести протокол, как правило, должен секретарь собрания*.

Как оформить полномочия секретаря на очередном общем собрании участников ООО

Закон не устанавливает, как именно это сделать, поэтому можно воспользоваться одним из следующих способов:

  • ввести в штатное расписание должность «Корпоративный секретарь общества» и принять на нее сотрудника;
  • секретаря может назначить генеральный директор своим приказом;
  • секретаря можно избрать при открытии собрания.

Избрание секретаря на собрании будет иметь большую значимость по сравнению с другими вариантами, поскольку в таком случае участники*:

  • непосредственно выражают свою волю и
  • доверяют вести и подписывать протокол конкретному лицу.

Секретаря избирают, как правило, в том же порядке, что и председательствующего.

Открывает собрание генеральный директор или председатель правления (п. 4 ст. 37 Закона об ООО). Если собрание созвал совет директоров, то за открытие отвечает его председатель.

Лицо, открывающее собрание, проводит выборы председательствующего из числа присутствующих участников*. Каждый из них имеет один голос. Решение об избрании нужно принять большинством голосов. Устав может предусматривать иной порядок избрания (п. 5 ст. 37 Закона об ООО).

Этап 3. Определение окончательной повестки дня

Если на собрании присутствуют все участники, любой из них вправе внести в повестку дополнительные вопросы (п. 7 ст. 37 Закона об ООО). Для этого нужно обратиться к председательствующему с соответствующим предложением.

Председательствующий вправе отказаться расширить повестку по тем же основаниям, которые «работают» в отношении заранее поступивших предложений (абз. 2 п. 2 ст. 36 Закона об ООО). В частности, вопрос можно (и нужно) отклонить, если он*:

  • не относится к компетенции общего собрания участников и (или)
  • не соответствует требованиям федеральных законов.

На практике поводов для отказа может быть больше. К примеру, если участник предложил принять решение о слиянии с другим обществом, то для этого как минимум требуется утвердить договор о слиянии (п. 2 ст. 52 Закона об ООО). В такой ситуации председательствующему стоит разъяснить, что договор нужно было составлять заранее и поэтому в настоящий момент собрание не может решить вопрос о слиянии.

В протоколе собрания нужно отразить:

  • тот факт, что участник предложил внести в повестку дня дополнительные вопросы;
  • соответствующее решение председательствующего.

В любом случае (т. е. независимо от количества присутствующих участников и дополнительных вопросов) в протоколе нужно указать окончательную повестку дня.

See, that’s what the app is perfect for.

Чем отличается председатель от председательствующего. Назарчук Александр Григорьевич, пожалуйста. Назарчук А. Г., председатель Алтайского краевого закон

Воздержалось 4 2,2%

Решение: не принято

Было предложение отклонить закон и создать согласительную комиссию. Кто за это предложение, прошу голосовать.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Есть предложение создать согласительную комиссию, пусть она поработает. Голосуем. (Шум в зале.) Не голосовать?

Итак, было два предложения. Одно - отклонить предложенный закон и создать для его доработки согласительную комиссию. И второе предложение - просто отклонить предложенный закон.

^ Титов К.А. Егор Семенович, нам, наверное, надо создавать как можно меньше согласительных комиссий, ведь мы же все на местах должны выполнять работу и очень трудно совмещать ее с работой в согласительных комиссиях. Мы являемся членами Совета Федерации, приезжаем сюда на заседания, участвуем в заседаниях Правительства России и потом еще работаем в согласительных комиссиях, а эта работа неделями тянется.

Мы, наверное, должны сами определить, а может быть, дать поручение Комиссии Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам или кому-то еще определить круг законов, по которым мы создаем согласительные комиссии. Остальные законы надо возвращать в Госдуму для доработки.

Председательствующий. Мы же сами вносили этот законопроект, и вот уже четыре года идет работа над ним. Ну что, мы возражаем против закона, который сами инициировали?

^ Козерадский А.А. Егор Семенович, было предложение создать согласительную комиссию. Мы обязаны поставить это предложение на голосование.

Председательствующий. Конечно, поэтому и говорю: вносилось такое предложение.

Коллега Шаймиев, пожалуйста.

^ Шаймиев М.Ш. Но было и предложение просто отклонить закон.

Из зала. Правильно: если не пройдет первое предложение, тогда надо голосовать за второе.

Председательствующий. Профильный комитет рассматривал этот вопрос и внес предложение отклонить закон, доработать его, создав согласительную комиссию. Правильно я говорю или нет?

Из зала. Правильно.

Председательствующий. Второе предложение - отклонить закон.

Из зала. Егор Семенович, комитет внес предложение одобрить закон.

^ Лодкин Ю.Е. Егор Семенович, дайте мне слово, пожалуйста.

Председательствующий. Пожалуйста, Юрий Евгеньевич.

Лодкин Ю.Е. Егор Семенович, прежде всего я должен сказать, что этот закон просто отклонять нельзя. За отклонение этого закона может голосовать только тот, кто придерживается сепаратистских тенденций.

Мы все должны играть по одинаковым правилам. Ведь сегодня действует 39 договоров, которые отличаются друг от друга, а должны быть одни правила для всех субъектов Федерации. В этом как раз будет проявляться наше отношение к федерализму, а все остальное - сепаратные игры, мы не должны их допускать.

Председательствующий. Уважаемые коллеги! Успокойтесь, не употребляйте резких выражений по отношению друг к другу. Мы все хорошо понимаем, что сталкиваются разные интересы. Отклонять закон и не работать над ним - значит не думать о завтрашнем дне.

Давайте создадим согласительную комиссию, и пусть она поработает. Таким путем мы снимем напряжение.

Воздержалось 2 1,1%

Коллега Козерадский, кто войдет в согласительную комиссию?

^ Козерадский А.А. Егор Семенович, это нужно определить головному комитету.

Из зала. Егор Семенович, Козерадский согласен участвовать в комиссии.

Председательствующий. Поскольку этот вопрос сложный, есть предложение выделить по представителю от каждого комитета, и прежде всего от комитета по конституционному законодательству и комитета по делам Федерации.

^ Иванов В.В. Егор Семенович, у меня другое предложение. Надо выдвигать представителей не от комитетов, а от каждого, так сказать, уровня субъектов, как в Конституции записано: республика, край, область, автономный округ, автономная область… В этом случае будут учтены все интересы.

Председательствующий. Думаю, среди представителей комитетов будут и представители субъектов Федерации всех уровней. Пожалуйста, Василий Николаевич.

^ Лихачев В.Н. Уважаемые коллеги! Самая тяжелая ситуация, которая может складываться в законодательном органе, особенно в органе нашего уровня, нашего авторитета и нашей ответственности, - когда мы расходимся во мнениях и это расхождение становится нормой.

Можно очень много говорить по поводу формирования федералистского менталитета, но если не будут сделаны конкретные шаги по пути согласования интересов (даже, может быть, если сегодня эти интересы расходятся), мы никогда не построим сильное государство.

Поэтому очень бы хотелось, чтобы люди, которые войдут в согласительную комиссию, не были “самозаложниками”. К очень хорошему предложению коллеги Иванова я бы хотел добавить еще одно. Предлагаю, чтобы каждый субъект Российской Федерации высказался письменно и свои соображения передал в эту комиссию. Только таким путем можно идти к согласованию интересов.

Председательствующий. Есть предложение протокольно записать: каждый комитет выделяет по представителю. Нет возражений? Нет. А о характере работы Василий Николаевич говорил абсолютно верно.

Переходим к следующему вопросу - о Федеральном законе “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации”. Докладывает Виталий Евгеньевич Вишняков…

^ Рахимов М.Г. Егор Семенович, послушайте, так же нельзя. Правильно коллеги Лихачев и Иванов предложили: от республик, областей, краев должны быть представители. Нельзя так безответственно относиться к этому серьезному вопросу.

Как дело касается вопросов федерализма, мы сразу от них уходим. Правильно Минтимер Шарипович говорил: мы сами постепенно передаем власть от субъектов…

Председательствующий. Наоборот, я думаю, что шире будут представлены субъекты…

^ Рахимов М.Г. Да нет, не шире.

Председательствующий. От каждого комитета войдет по представителю субъекта Федерации.

Рахимов М.Г. Егор Семенович, в согласительной комиссии, о которой правильно говорил коллега Титов, никто не работал. Я был вчера на заседании комитета, там присутствовали только пять человек…

Председательствующий. Давайте поступим проще, если не возражаете: поручим коллеге Козерадскому подготовить предложения по персональному составу комиссии и проголосуем.

^ Козерадский А.А. Пусть все желающие войдут в эту комиссию.

Председательствующий. И пусть войдут представители от разных, так сказать, уровней регионов. Предлагаю войти туда коллегам Шаймиеву, Рахимову, всем выступавшим. Не возражаете?

^ Рахимов М.Г. У нас говорят: развал России, развал России… Кстати говоря, Россию разваливают те, кто выступает за развал России. И не надо спекулировать. (Шум в зале.) Федерализм, как в Германии, как в Швейцарии… (Шум в зале.)

Председательствующий. Договорились, после перерыва проголосуем.

Пожалуйста, Юрий Михайлович.

^ Лужков Ю.М., мэр, премьер правительства Москвы.

Прошу отнестись серьезно к моему предложению. Оно не спонтанное. У нас два комитета официально рассматривали этот вопрос. Выступили (мы внимательно слушали) все заинтересованные представители регионов. Были высказаны разные точки зрения. Все выступления были содержательными. Поэтому официально вношу предложение - согласительную комиссию составить из выступавших представителей двух комитетов. И надо воспользоваться предложением, которое внес уважаемый Василий Николаевич Лихачев, о направлении в эту согласительную комиссию заключений всех заинтересованных в обсуждении этого вопроса регионов.

У меня, например, такое заключение готово. И оно негативное. Я его с удовольствием направлю в согласительную комиссию. И таким образом, мне кажется, мы разрешим этот вопрос. Он сложен, но мы рассмотрим в этой комиссии разные точки зрения.

Председательствующий. Поскольку возникли разговоры, мы половине дали выступить, половине не дали, но их тоже надо считать выступившими. Коллега Вишняков, головным был ваш комитет?

Председательствующий. Вместе с комитетом по конституционному законодательству подготовьте, пожалуйста, список тех, кто войдет в комиссию. Мы ее официально утвердим после перерыва.

^ Вишняков В.Е. Хорошо.

Председательствующий. Нет возражений? С учетом мнения членов Совета Федерации.

Вишняков В.Е. Уважаемые коллеги! Напомню, что речь идет о Федеральном законе “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации”, принятом Госдумой 19 ноября этого года.

Предметом законодательного регулирования этого закона являются вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, находящихся в соответствии с пунктом “о” статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Необходимость данного федерального закона обусловлена отсутствием правовой основы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, что затрудняет взаимодействие федерального центра и субъектов Федерации, снижает эффективность контактов в сфере международных и внешнеэкономических связей. Предлагаемый федеральный закон такую правовую базу создает.

Отмечая возрастающую роль субъектов Федерации в международной деятельности, комитет вместе с тем исходит из необходимости конкретизации механизма реализации данного закона.

Нуждается в более четком определении сфера применения федерального закона. Статья 1 закрепляет право субъектов Федерации осуществлять международные и внешнеэкономические связи, в том числе с иностранными партнерами. Из текста закона неясно, однако, какие контрагенты понимаются под этим термином и может ли в качестве иностранного партнера рассматриваться иностранное государство.

Учитывая практикуемые субъектами Российской Федерации соглашения с субъектами международного права - суверенными государствами, закрепление соответствующих норм в конституциях республик и уставах многих субъектов Российской Федерации, можно с полным основанием говорить о признании за некоторыми субъектами Федерации де-факто и де-юре ограниченной международной правосубъектности. В связи с этим положения статьи 8 федерального закона, отрицающие международную правосубъектность субъектов Российской Федерации, представляются не вполне корректными.

В соответствии со статьей 4 федерального закона проекты соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей должны быть не позднее чем за месяц до подписания представлены в соответствующий федеральный орган для согласования. Но при этом не установлено, в течение какого срока субъекту Федерации должен быть дан ответ.

Из положений статьи 4 неясно, кто обязан определять, затрагивает то или иное соглашение интересы федеральных органов государственной власти или интересы органов государственной власти других субъектов Российской Федерации. В связи с этим реализация статьи 4 закона представляется проблематичной.

В законе отсутствует механизм реализации пункта 2 статьи 7 в части приостановления Президентом Российской Федерации действия соглашения. В свою очередь, если международное соглашение субъекта Российской Федерации ратифицировано законодательным органом субъекта Российской Федерации или иным образом обрело форму закона субъекта Федерации, то Президент Российской Федерации не вправе приостановить его действие.

Следует отметить, что некоторые положения федерального закона требуют уточнения, а также устранения несогласованности между собой.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации этот закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Заключения, поступившие в наш комитет, свидетельствуют о том, что мнения комитетов по этому вопросу разошлись. В частности, Комитет по международным делам и Комитет по вопросам экономической политики в принципе против этого закона, комитет по делам СНГ и комитет по делам Федерации считают, что закон может быть доработан в согласительной комиссии. Наконец, Правительство Российской Федерации в лице представителей МИДа России считает, что закон в предложенной редакции готов для одобрения.

Исходя из изложенного, Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике рекомендует Совету Федерации отклонить Федеральный закон “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации”, создать согласительную комиссию для его доработки.

Председательствующий. Кто за то, чтобы одобрить предложенный закон? Прошу голосовать.

Воздержалось 2 1,1%

Решение: не принято

Кто за то, чтобы создать согласительную комиссию? Прошу голосовать. Персональный состав определит комитет.

Воздержалось 1 0,6%

Следующий вопрос - о Федеральном законе “О наименованиях географических объектов”. Докладывает Евгений Иванович Салов.

^ Салов Е.И. Уважаемые коллеги! Федеральный закон “О наименованиях географических объектов” был принят Государственной Думой 17 октября этого года в редакции, предложенной согласительной комиссией.

Напомню, что 16 апреля 1997 года по предложению двух комитетов Совета Федерации - комитета по науке и комитета по делам Федерации - предыдущий вариант закона был отклонен Советом Федерации в связи с несогласием с его отдельными положениями. В процессе работы согласительной комиссии было выработано согласованное решение по внесению в текст закона изменений, подготовленных на основе замечаний, которые были высказаны при рассмотрении его в Совете Федерации.

Доработка затронула семь статей федерального закона из четырнадцати. Были учтены все основные замечания Совета Федерации, благодаря чему удалось преодолеть имевшуюся внутреннюю противоречивость закона. Существенные изменения претерпела статья 9 закона, в которой прописан порядок присвоения наименований и переименования географических объектов. Теперь в статье четко определен порядок рассмотрения предложений по наименованию и переименованию географических объектов и принятия решений органами законодательной власти субъектов Российской Федерации и органами государственной власти Российской Федерации.

В число имеющих право вносить предложения о наименовании и переименовании географических объектов включены органы законодательной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Определено, что присвоение наименований и переименование географических объектов может производиться после принятия решения органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок принятия таких решений определяет сам субъект.

В статье 10 закона введена норма, предусматривающая возможность проведения субъектами Российской Федерации дополнительной регистрации наименований географических объектов на языках народов России.

Таким образом, полномочия субъектов Российской Федерации в этой сфере правового регулирования расширены и конкретизированы. Данный федеральный закон поддерживает Правительство Российской Федерации.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации сделало некоторые замечания по этому закону. Высказано мнение, что необходимо было законодательно закрепить положение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, в котором определено, что изменение наименования республики, края, области, города федерального значения, автономного округа и автономной области осуществляется на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке, и включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации. В соответствии с солидарной позицией согласительной комиссии предусматривается осуществлять такое изменение наименования федеральным законом.

Принятие данного закона сможет заполнить существующую законодательную брешь и сыграет позитивную роль в процессе упорядочения деятельности в сфере наименований географических объектов. По мере дальнейшего развития законодательства в этот закон могут быть внесены необходимые поправки, устраняющие имеющиеся неточности, если таковые выявятся на практике.

Два комитета Совета Федерации - комитет по науке и комитет по делам Федерации, рассмотрев Федеральный закон “О наименованиях географических объектов”, пришли к единому решению: рекомендовать Совету Федерации рассмотреть указанный закон и одобрить его в редакции согласительной комиссии. Прошу поддержать это решение.

Председательствующий. Кто за то, чтобы одобрить закон? Прошу голосовать.

Воздержалось 2 1,1%

Следующий вопрос - о Федеральном законе “О борьбе с коррупцией”. Докладывает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны Вячеслав Алексеевич Выучейский.

^ Выучейский В.А., председатель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа.

Уважаемый Егор Семенович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается Федеральный закон “О борьбе с коррупцией”, принятый Государственной Думой 14 ноября 1997 года.

Основная идея представленного закона актуальна и общественно значима: прекратить разгул коррупции в Российском государстве и поставить преграду для возникновения этого опасного явления в будущем.

В тексте закона детально перечислены субъекты коррупционных правонарушений, органы, ведущие борьбу с коррупцией, указываются конкретные меры предупреждения коррупции, включая финансовый контроль, дается описание видов деятельности, несовместимых с выполнением государственных функций, а также описание правонарушений, создающих условия для коррупции.

Судьба данного закона многострадальна. Еще Верховный Совет Российской Федерации в июле 1993 года принял закон “О борьбе с коррупцией”, но он не вступил в действие после известных октябрьских событий.

В октябре 1994 года Государственная Дума приняла Федеральный закон “О борьбе с коррупцией” в новой редакции, который был отклонен Советом Федерации. Затем закон повторно был принят Государственной Думой 22 ноября 1995 года и одобрен Советом Федерации 9 декабря 1995 года. Но Президент Российской Федерации его отклонил 22 декабря 1995 года.

В процессе последующей работы в данный нормативный акт были внесены определенные изменения. Вместе с тем не был учтен ряд замечаний Президента Российской Федерации, которые, по мнению разработчиков, депутатов Государственной Думы и нашему мнению, не носят принципиального характера. Все это подробно изложено в заключении нашего комитета.

Законопроект изучался всеми правоохранительными органами и научными правовыми учреждениями, рассылался во все субъекты Российской Федерации. Преобладающее мнение - положительное.

28 ноября этого года в Совете Федерации состоялось расширенное заседание экспертного совета с участием представителей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, ФСБ России, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Большинство участников высказались за необходимость принятия закона о борьбе с коррупцией. При этом отмечалось, что, несмотря на определенные недостатки, закон содержит такие новые положения, без которых движение вперед российского законодательства невозможно.

Об актуальности закона свидетельствует вся наша политическая и общественная жизнь, богатая в последнее время скандалами и обвинениями в коррупции высших государственных чиновников.

В сложившихся условиях, если не принять адекватные меры, структуры организованной преступности, накопив огромный материальный, финансовый и политический капитал, используя возможности коррумпированных представителей государственной власти, могут прорваться к рычагам активного влияния на процессы формирования внутренней и внешней политики государства.

Понимая важность данного закона, все 363 депутата Государственной Думы, присутствовавшие на заседании 14 ноября этого года, проголосовали за его принятие. Не было высказано никаких замечаний и со стороны полномочных представителей Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Как вы понимаете, уважаемые члены Совета Федерации, народ ждет от нас мудрого и правильного решения. Пришла пора остановить вал коррупции, проникающей все глубже в наше общество. Мы много и часто говорим об отсутствии законодательной базы для борьбы с этим позорным явлением. Сегодня есть возможность эту базу создать. Принятие данного закона не только окажет существенную помощь правоохранительным органам, но будет иметь большое профилактическое значение.

Комитет по вопросам безопасности и обороны, рассмотрев на своем заседании Федеральный закон “О борьбе с коррупцией”, принял единогласное решение - рекомендовать Совету Федерации одобрить этот закон.

Поделиться: