Права граждан на обращение в органы государственной власти. Обращения граждан в органы местного самоуправления Обращение граждан в органы местного самоуправления пример

Образец обращения граждан

к главе Муниципального образования город Ирбит

(или заместителям главы администрации Муниципального образования город Ирбит)

Главе (заместителю главы администрации) Муниципального образования город ирбит

От ____________________________

(фамилия, имя, отчество)

проживающего по адресу:

_______________________________

телефон для связи: ______________

ОБРАЩЕНИЕ

_____________________________________________________________________________

(Изложить суть вопроса, касающегося полномочий главы (заместителя главы администрации) Муниципального образования город Ирбит)

Приложение: (по желанию заявителя, в случае необходимости подтверждения своих доводов) копии предыдущих обращений (жалоб, заявок, ответов и т.п.) с указанием количества листов.

Если обращение коллективное, то обязательно должны быть подписи всех обратившихся (в оригинале) и указано, кому направить ответ (Ф.И.О., адрес, телефон).

Примечание:

В обращении указываются Ф.И.О. заявителя, точный адрес места жительства с почтовым индексом и контактный телефон. В самом заявлении необходимо указать причину обращения, а именно: кратко изложить суть вопроса, воздерживаясь от эмоциональных оценок. Не следует перегружать заявление излишними малозначительными деталями, за которыми может потеряться суть самого вопроса. При этом желательно, чтобы объем заявления не превышал одного листа.

Желательно указать, к кому из должностных лиц (сообщить их Ф.И.О., должность) и в какое время ранее обращался заявитель, приложить копии всех предыдущих обращений (жалоб, заявок и т.п.) с ответами уполномоченных лиц.

Подробные заранее предоставленные документы значительно экономят время и позволяют уполномоченному лицу, ответственному за подготовку ответа на обращение, более оперативно рассматривать вопросы, затронутые в обращении.

В коллективном обращении необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан и по какому адресу направить ответ и его контактный телефон.

Контактный телефон необходим для того, чтобы должностное лицо, ответственное за подготовку проекта ответа на обращение, могло связаться и совместно с заявителем определить время выезда на место для рассмотрения обращения (при необходимости).

В нашей стране граждане обладают правом обращаться в муниципальные органы власти.

Эта норма содержится в Основном законе Российской Федерации и регламентируется:

  • Статьей 33 Конституции РФ.
  • Статьей 32 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в которой прописано право на обращения и дополнительно – ответственность за неисполнение регламента и сроков рассмотрения обращения.
  • Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», где указан регламент рассмотрения, обратная связь с заявителями, санкции за нарушения представителями власти действующего законодательства.

В некоторых субъектах действуют и региональные правовые нормы.

Обращения подразделяются по форме подачи, количеству обращающихся и содержанию.

Обращения подаются устно и письменно , причем вариантом письменной формы является электронный способ подачи .

По количеству обращающихся – индивидуальные и коллективные. Коллективные – могут быть составлены инициативной группой на общем собрании, их подписывают участники или только организаторы.

Но существуют ситуации, при которых для решения проблемы группа граждан после написания коллективного обращения принимают меры для сбора подписей. Вариант – в форме встреч с теми, чьи интересы или права могут быть восстановлены подобным путем. Пример – заявление жильцов многоквартирного дома.

Обращения по содержанию:

  • заявления;
  • ходатайства;
  • жалобы;
  • предложения;
  • петиции.

Заявление . Содержат просьбу о помощи в реализации определенных прав. В нем также могут быть сведения о фактах нарушения законодательства, допущенных в отношении заявителя или иного лица. Оно может сигнализировать о нарушениях в действиях должностных лиц и органов власти.

Ходатайство. Направляется в государственные органы, если нужно признать права, льготы. Как правило, к ходатайству следует приобщить подтверждающие права документы.

Жалоба. Составляется по факту нарушения прав или интересов, произошедшим из-за действия или бездействия представителей органов власти, предприятий или организаций.

Предложение имеет целью реформирование работы государственных органов, предприятий, организаций, повышение эффективности их функционирования. Предложение носит конкретный характер и содержит перечень мер, целесообразных для решения возникшей проблемы.

Петиция. Это обращение группы граждан с целью привлечь внимание органов муниципальной власти к определенной проблеме и решении её путем реформ. В последние годы подобный вид обращений подается в электронном виде путем голосования в интернете.

Петиции инициируются инициативной группой, размещаются в сети, затем разнообразными путями привлекается внимание общественности к ним. Петиция считается эффективным средством быстрого информирования общества о возникших конфликтных ситуациях и вовлечения населения. Продвижение петиции одновременно приводит к широкому освещению проблемы и побуждает граждан принять участие в ее решении.

Устные обращения, как правило, исходят от граждан при личном приеме представителя органов муниципального управления. Такие обращения уместны тогда, когда проблема, о которой информирует гражданином, достаточно очевидна, а в уточнениях и документальном подтверждении нет необходимости.

Сообщенные сведения вносятся в карточку приема с целью учета и контроля. Ответ должностного лица может быть устным, если на то имеется согласие гражданина. Если это необходимо, то гражданину направляется письменный ответ.

Важно: Даже при устном обращении следует подтвердить личность, а это значит, что на личный приём нужно взять с собой паспорт или иной удостоверяющий документ.

Письменные обращения

К ним предъявляются определенные общие требования .

Анонимные обращения по существу не рассматриваются, ответы по понятным причинам не даются. Поэтому обязательно следует указывать данные, которые могут идентифицировать обратившегося. Это его имя, фамилия и отчество, адрес, в некоторых случаях – место работы и учебы. Нужны дата и подпись.

Другое обязательное требование – наименование адресата и данные представителя органа власти.

Еще одно условие – обращение должно быть читаемым. При невозможности прочесть оно не рассматривается, о чем гражданин информируется письменно (если адрес идентифицирован).

Если заявитель высказывал оскорбления чести и достоинства либо угрозы в адрес представителей власти и их близких, то это тоже становится причиной отказа в рассмотрении обращения. Гражданину лишь направляется предупреждение о том, что подобное злоупотребление неприемлемо.

Существует и такое ограничение: гражданин не имеет права бесконечное количество раз писать заявления на одну и ту же тему, если ранее ему на подобные вопросы уже были направлены исчерпывающие ответы . В таком случае должностное лицо может решить вопрос о нерассмотрении заявления по существу, о чем гражданину направляется сообщение.

Местные органы власти рассматривают вопросы строго в пределах своей компетенции. Если вопрос, который содержится в обращении, выходит за ее пределы, то гражданин получает разъяснение о порядке его дальнейших действий.

Работа по контролю над соблюдением законности при работе с обращениями граждан является одним из приоритетов органов надзора за законностью и находится их под пристальным вниманием.

Согласно ст. 33 Конституции граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления . Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определены следующие виды обращений граждан.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Обращения поступают в письменной и устной форме, а также по информационным системам общего пользования. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в других государственных и муниципальных органах (иных должностных лиц) руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Устные обращения граждан принимаются при личном приеме в органах местного самоуправления, которые проводятся их руководителями и уполномоченными па то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В настоящее время в целях совершенствования работы с обращениями граждан в муниципальных образованиях активно внедряют в практику такие формы работы с населением, как "прямая линия", интернет-конференция, "час руководителя", "телефон доверия", "горячая линия", "прямой эфир".

Органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Можно выделить следующие направления аналитической работы с обращениями граждан:

  • – анализ поступающих обращений граждан, содержащихся в них критических замечаний с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов личности, изучение общественного мнения, совершенствование работы с обращениями;
  • – систематические отчеты руководителей органов местного самоуправления и иных должностных лиц о работе с обращениями граждан с указанием мер, которые должны приниматься для устранения нарушений, выявленных в результате работы с обращениями;
  • – мониторинг общественного мнения па основе данных о рассмотрении обращений и исполнении решений органов и должностных лиц местного самоуправления по обращениям граждан;
  • – обобщение судебной практики рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) органов и должност-

ных лиц муниципального образования по результатам рассмотрения обращений граждан;

  • – совершенствование организационного процесса работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления;
  • – выработка критериев оценки эффективности работы с обращениями граждан;
  • – оптимизация кадрового обеспечения работы с обращениями граждан;
  • – совершенствование программного обеспечения работы с обращениями граждан;
  • – выявление и исследование причин неоднократного направления обращений граждан в орган (должностному лицу) местного самоуправления.

За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления находится в ряду основных конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 33 Конституции) и в то же время служит одной из гарантий других конституционных прав и свобод . Сами обращения граждан в органы местного самоуправления служат важным каналом обратной связи органов местного самоуправления с населением.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления установлены Федеральным законом от 2 ноября 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", заменившим действовавший до него Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".

Субъекты Федерации также могут участвовать в законодательном регулировании порядка рассмотрения обращений граждан, но сферы этого регулирования ограничены установлением положений, направленных на защиту права граждан на обращение, в том числе установлением гарантий права граждан на обращение, дополняющих гарантии, установленные Федеральным законом. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан" регулирует процедуру рассмотрения обращений как в государственных, так и в муниципальных органах, а региональные законы должны в полной мере ему соответствовать.

Согласно указанному Федеральному закону обращение гражданина - это направленное в орган или должностному лицу местного самоуправления письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган местного самоуправления.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов других лиц.

Осуществляя свое право на обращение, гражданин может представлять дополнительные документы или обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.


Указанный Федеральный закон запрещает преследовать гражданина в связи с его обращением в орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Праву граждан на обращение соответствуют обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Орган местного самоуправления или должностное лицо:

Обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

Запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

Принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

Дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

Уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В случае если в обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Значение Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" для укрепления связей органов местного самоуправления с населением заключается еще и в том, что он устанавливает обязанность личного приема граждан руководителями органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами. Практика показывает, что некоторые руководители муниципальных органов в отсутствие закона не считали себя обязанными принимать граждан, так же как полагали излишним рассматривать их жалобы, ссылаясь на то, что установлен судебный порядок рассмотрения жалоб, и этого достаточно.

Закон установил, что информация о месте приема руководителями граждан, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения населения.

Содержание устного обращения, с которым гражданин приходит на прием, заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Формы обращений и заявлений

Обращение гражданина — это направленные в орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган местного самоуправления. Обращение может поступить одним из следующих способов: — почтовым отправлением; — по каналу факсимильной связи; — электронной почтой; - лично. Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обращения, полученные по электронной почте регистрируются и рассматриваются как письменные обращения граждан. По результатам рассмотрения предложения гражданину готовится ответ. Если предложение не принято, гражданин извещается о причинах, по которым его предложение не может быть принято, если принято, то в какой форме и в какие сроки оно будет реализовываться. В случае необходимости получения дополнительной информации у гражданина, направившего обращение, уточнения обстоятельств, изложенных в обращении, определения мотивации исполнитель может пригласить гражданина на личную беседу. Приглашение гражданина на беседу осуществляется по телефону, факсу, посредством использования электронной связи, почтой и другими способами, но не позднее пяти дней до назначенной даты проведения беседы. С письменного разрешения руководителя, установившего срок исполнения обращения, допускается изменение или продление срока исполнения обращения гражданина. Продление возможно однократно и не более чем на 30 дней согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Подготовленные по результатам рассмотрения обращений ответы должны соответствовать следующим требованиям: ответ должен содержать конкретную и четкую информацию по всем вопросам, поставленным в обращении; если просьба, изложенная в обращении, не может быть решена положительно, то указывается, по каким причинам она не может быть удовлетворена; в ответе должно быть указано, кому он направлен, дата отправки, регистрационный номер обращения, фамилия, имя, отчество и номер телефона исполнителя. Ответы на обращения, контролируемые руководителями, печатаются на бланках установленной формы. Ответ на обращение может быть вручен гражданину лично, отправлен по почте, электронной почтой, факсимильной связью.

Образец заявления (обращения) __________________________

______________________________ (наименование органа местного самоуправления, в который направляется письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество, либо должность соответствующего лица) ___________________________________ ___________________________________ (от кого: фамилия, имя, отчество гражданина), проживающего по адресу:_______________________________________________

контактный телефон:_________________

ОБРАЩЕНИЕ заявление, жалоба, предложение (нужное подчеркнуть) ______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ __________________ _______________________

дата подпись заявителя * В случае необходимости в подтверждение своих доводов приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Поделиться: