Попытки кодификации права. Кодификация Российского законодательства в первой половине XIX в Начало отраслевой дифференциации и попыток кодификации законодательства

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • Формирование новой системы права при Петре I

    Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г. (дополненное рядом новоуказных статей конца XVII в.). В первой четверти XVIII в. круг источников пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями и другими формами актов.

    В первой четверти XVIII в. можно отметить новые тенденции в законодательстве - оно стало более четким по форме и менее казуальным, усилились черты юридического формализма и абстрактности. Письменное оформление законов и их публикации становятся обязательными. Впервые указывалось на то, что закон обратной силы не имеет, подчеркивалось неукоснительность его исполнения.

    Законодательная инициатива, принадлежавшая прежде всего монарху, в первой четверти XVIII в. распространилась на центральные государственные учреждения и специальные комиссии. Публикация и толкование законов возлагались на Сенат.

    Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации. С 1649 по 1696 г. было принято более 1,5 тыс. актов, имевших силу законов. За период правления Петра I было принято более 4 тыс. правовых актов.

    Уже в 1720-х годах было издано несколько сводных хронологических собраний нормативных актов: указные книги за 1714-1718 и 1719-1720 гг.

    Первая попытка (после Соборного Уложения) систематизации правовых норм была предпринята в 1700-1703 гг. Палатой об Уложении, подготовившей проект Новоуложенной книги (проект сохранял структуру Соборного Уложения, но обновлялись его нормы).

    Кодификационная работа началась не ранее 1714 г. К концу 1720 г. Сенату было указано окончить кодификационную работу на основании следующих источников: Соборное Уложение, Кормчая книга. Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Главным направлением кодификационной работы было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 г. проект нового Уложения был закончен (он включал 120 глав и 2 тыс. статей).

    Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

    1. утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские артикулы, свод военно-уголовного (материальною) законодательства;
    2. утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент, или Устав коллегиям (в его основе шведский Канцелярский устав 1661 г.);
    3. кодификация норм частного права (пункты о вотчинных делах 1725 г.).

    Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Например, особыми указами предписывалось, из какого материала строить дома (указ от 9 октября 1714 г.), из каких материалов изготавливать обувь (указ от 1 сентября 1715 г.), какого покроя должно быть платье (указы от 17 декабря 1713 г. и от 22 декабря 1714 г.) и т.д.

    Особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами в первой четверти XVIII в. были:

    • регламенты - акты, определяющие общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений: в этот период было утверждено семь регламентов, в том числе Генеральный регламент (1720), Главный магистрат (1721), Духовный регламент (1721);
    • манифесты - издавались только монархом (и за его подписью) и были обращены ко всему населению и всем учреждениям; в форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, крупных политических событиях и акциях, начале войны или подписании мира;
    • именные указы - издавались и подписывались монархом; в них формулировались решения, адресованные к конкретным государственным учреждениям или должностным лицам;
    • указы - издавались монархом (или от его имени Сенатом); были направлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений (указ об учреждении губерний 1708 г., указ о фискалах 1714 г.), норм или принципов действия; адресовались они определенному органу или лицу и были обязательны только для них; в форме указов выносились судебные решения Сената;
    • уставы - сборники, содержавшие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г.).

    Уголовное право . Первая петровская систематизация уголовно- правовых норм была осуществлена в Воинских артикулах (24 главы, 209 статей). В них подчеркивался материальный характер преступного деяния: не только неисполнение воли государя, но и наличие вреда для государства.

    Менялось и терминологическое определение преступного деяния: под ним стали понимать не «воровство» (как ранее), а «злодейство», «проступок», «преступление». По некоторым видам преступлений (квалифицированное убийство, поджог) умысел наказывался наравне с законченным преступлением.

    Преступления подразделялись на умышленные, неосторожные и случайные (однако это не означало отказ законодателя от принципа объективного вменения: неосторожные действия иногда наказывались, как и умышленные; вместе с преступником несли ответственность и его родственники). К смягчающим ответственность обстоятельствам относились состояние аффекта, малолетство преступника, «непривычка к службе» и служебное рвение, неведение и давность. К отягчающим обстоятельствам впервые было отнесено состояние опьянения. Вводились понятия крайней необходимости (кража от голода) и необходимой обороны (понятия о превышении пределов необходимой обороны еще не существовало).

    Преступления делились на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В государственных преступлениях наказание предусматривалось за один только умысел. Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным. Институт соучастия в преступлении не был достаточно разработан законом: роли соучастников законом не дифференцировались.

    Закон знал повторность совершения преступления: например, первая кража наказывалась шпицрутенами (прогон через строй шесть раз); вторая - удвоенной мерой; третья - урезанием носа, ушей и ссылкой в каторжные работы; четвертая - смертной казнью.

    Артикулы включали следующие виды преступлений .

    1. Против церкви и религии - чародейство, идолопоклонство, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, непосещение богослужений, нахождение в церкви в пьяном виде, святотатство, церковный мятеж, неявка к причастию и на молитву, несоблюдение поста, уклонение от исповеди, разрытие могил, «совращение в раскол», божба.

    2. Государственные преступления - умысел убить или взять в плен царя, вооруженное выступление против властей, оскорбление словом монарха, «бунт и возмущение», измена.

    3. Должностные преступления - взяточничество, казнокрадство (таможенные и кабацкие недоборы, утайка подушного населения при обложении налогами и наборе рекрутов, уклонение от уплаты пошлин, поставка недоброкачественных товаров, неплатежи налогов), попустительство преступникам, небрежное отношение к службе, нарушение порядка работы административных и судебных органов, злостное нарушение судебного и розыскного делопроизводства.

    4. Воинские преступления - измена, уклонение от воинской службы, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине, неисполнение приказа, мародерство.

    5. Преступления против порядка управления и суда - срывание и истребление указов, подлог, фальшивомонетничество (включало подделку денег, печатей, писем, актов и расходных ведомостей); лжеприсяга, лжесвидетельство, дуэль (дуэлянты наказывались повешением, тела погибших на дуэли подвергались надругательству).

    6. Преступления против «благочиния» - укрывательство преступников, содержание притонов, присвоение ложных имен в целях причинения вреда, распевание непристойных песен, произнесение нецензурных речей, ношение оружия (кроме воинских чинов), нарушение порядка в церкви, игрища, азартные игры, нарушение цензуры, самовольная организация товариществ и обществ, буйство, пьянство, нищенство, подделка мер и весов, обвешивание и обман покупателей.

    7. Преступления против личности - убийство (различали умышленное, неосторожное и случайное; особо тяжкие виды убийства - убийство по найму, отравление, убийство отца, матери, младенца или офицера), самоубийство (неудачно покушавшийся на самоубийство приговаривался к смертной казни); преступления против телесной неприкосновенности (увечья и побои); преступления против чести - клевета (устная или письменная, то есть пасквильно-анонимное обвинение), оскорбление словом (очное или заочное); половые преступления (глава XX).

    8. Имущественные преступления - кража (квалифицированные виды кражи - из церкви, человека в целях его продажи, у господина или товарища, во время стихийных бедствий, казенного имущества, караульным, в четвертый раз, из разрытых могил, на сумму свыше 20 рублей), мошенничество, истребление или повреждение чужого имущества, поджог, грабеж.

    9. Преступления против нравственности - изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоеженство, прелюбодеяние, проституция, сводничество.

    Основной целью наказания но Воинским артикулам являлось устрашение, которое сочеталось с публичностью наказаний. Цель мести, возмездия стала дополнительной по отношению к устрашению. В качестве цели наказания также выступала изоляция, исключение из общества преступника; при этом предотвращалось повторное совершение преступлений данным лицом, его вредное влияние на окружающих, а сам он использовался для участия в принудительных (каторжных) работах.

    Виды наказаний включали:

    1. смертную казнь - по Артикулам была предусмотрена в 122 случаях; она подразделялась на простую и квалифицированную. Простая смертная казнь: отсечение головы, повешение, расстрел - аркебузирование. Квалифицированная смертная казнь: четвертование, колесование, закапывание в землю заживо, залитие горла металлом, сожжение, повешение за ребро на железном крюке;
    2. телесные наказания - членовредительные, клеймение, болезненные - битье кнутом;
    3. каторжные работы;
    4. тюремное заключение;
    5. лишение чести и достоинства осуществлялась в виде позорящих наказаний и особой процедуры - шельмования (процедура шельмования состояла в следующем: имя преступника прибивалось к виселице, палач над коленопреклоненным преступником ломал шпагу, его объявляли вором (шельмой), его предавали церковной анафеме и объявляли вне закона, отлучали от церкви, преступник фактически исключался из общества.);
    6. позорящие наказания - повешение за ноги после смерти; прибитие имени на виселице; удар, нанесенный профосом по щеке; раздевание женщин донага, положение тела на колесо;
    7. политическая смерть - заключалась в конфискации имущества, лишении чести, всех прав, состояния и службы;
    8. имущественные наказания - конфискация (полная или частичная), штраф (в пользу государства или частных лиц), вычет из жалованья.

    Судебный процесс . С конца XVII в. господствовал «инквизиционный» процесс (розыск). Розыскные начала вводились и в гражданские споры. В марте 1715 г. было составлено, а затем вместе с Воинским артикулом опубликовано «Краткое изображение процессов или судебных тяжб», содержавшее основные положения следственного процесса, единого для уголовных и гражданских дел.

    Процесс делился на три стадии.

    Первая стадия начиналась формальным оповещением о начале процесса и продолжалась до получения показаний ответчика. Оповещение о явке всех заинтересованных лиц в суд делалось официально и в письменной форме. В процессе не допускалось представительства. Закон допускал отвод судей при наличии на то особых оснований (например, наличие между судьей и стороной враждебных отношений или долговых обязательств).

    Вторя стадия - разбирательство - длилась вплоть до вынесения приговора. Начиналась с анализа доказательств. Различались четыре вида доказательств:

    (1) собственное признание; для его получения могла применяться пытка (ее применение было тщательно регламентировано: дворян как людей «деликатного сложения» пытали менее жестоко, чем крестьян; не подвергали пытке лиц моложе 15 лет и старше 70 лет; не пытали беременных женщин; после каждой процедуры пытки пытаемому давали время оправиться; пытать могли и свидетелей);

    (2) свидетельские показания - свидетелей допрашивал только судья и только в суде - они не были равноценными: можно было отвести свидетеля (по мотивам его родства со стороной); негодными свидетелями считались лица, не достигшие 15 лет, клятвопреступники (признанные таковыми по суду), проклятые церковью, клейменые, шельмованные, судимые за разбой, воровство и убийство, прелюбодеи; господствовала «формальная теория доказательств», согласно которой ценность каждого доказательства определялась заранее и была неизменной (гак, показания мужчины считались более основательными, чем показания женщин, показания знатного человека оценивались выше, чем показания незнатного, ученого - ценнее, чем неученого);

    (3) письменные доказательства;

    (4) присяга (применялась, когда иным способом доказать обвинение было невозможно: принесший присягу ответчик считался оправданным, отказавшийся принести присягу признавался виновным).

    После анализа доказательств суд переходил к «постановке приговора». Решение выносилось большинством голосов, при их равенстве перевешивал голос председателя (президента). Приговор составлялся в письменной форме и подписывался членами суда, президентом и аудитором. Секретарь в присутствии сторон публично зачитывал приговор.

    Третья стадия - от вынесения приговора до его исполнения. Приговор мог быть обжалован в вышестоящий суд; порядок пересмотра дела был апелляционным.

    Гражданское право . В первой четверти XVIII в. в значительной мере гражданское право восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты.

    Существенные преобразования произошли в области вещного права. Указ о единонаследии 1714 г. устанавливал единый правовой режим для вотчин и поместий и вводил единое понятие - «недвижимость». Для сохранения комплектности дворянского земельного фонда затруднялся порядок отчуждения недвижимости, запрещался ее заклад, а продажа осуществлялась только при наличии чрезвычайных обстоятельств и с уплатой высокой пошлины.

    Вместе с развитием промышленности на земельную собственность вводились новые ограничения. С 1719 г. добыча полезных ископаемых, обнаруженных на частных землях, стала прерогативой государства. Собственник получал право на незначительную долю промысла и преимущественное право открывать производство по добыче ископаемых и их обработке. Такие же ограничения относились и к порубке ценных сортов деревьев, произрастающих в частных угодьях.

    В области обязательственного права новацией являлся, например, договор товарищества (вошел в практику с 1698 г.). Наиболее распространенными видами товарищеских объединений были простые товарищества и товарищества на вере. В законе начали формироваться понятия юридического лица и корпоративной собственности.

    Договор подряда, известный русскому законодательству, был дополнен договором поставки, заказчиком в котором, как правило, являлись государство, его органы, крупные частные и смешанные компании. Поставка обеспечивалась неустойкой или поручительством. При нарушении обязательств вместе с имущественными санкциями часто применялись уголовно-правовые и административные (тюремное заключение, телесные наказания).

    Договор личного найма заключался для выполнения работ по дому, на земле, в промыслах, цехах, на мануфактурах, заводах и в торговых предприятиях. Несовершеннолетние и женщины заключали такой договор только с согласия отца или мужа, крепостные крестьяне - с согласия помещика.

    Предметом любого договора могли быть любые действия лиц, не противоречащие закону. Самой распространенной была письменная форма договора. Расторжение договора могло происходить только в случаях, предусмотренных законом. За неправомерное нарушение обязательства взыскивалась неустойка, применялись меры административного и уголовного воздействия. Использовался институт поручительства.

    В наследственном праве различалось наследование по завещанию и по закону. Наследодатель мог завещать недвижимое имущество только одному сыну по выбору. Остальные дети получали доли движимого имущества в рамках завещательного распоряжения. Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей. При отсутствии детей недвижимое имущество по завещанию могло быть передано родичам («в род»). В отношении движимого имущества воля завещателя не ограничивалась. При отсутствии завещания в силу вступал законный порядок наследования: в соответствии с принципом майората недвижимость наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными сыновьями.

    В области брачно-семейных отношений, признавался только церковный брак. С 1721 г. было разрешено заключать смешанные браки с христианами других конфессий (католиками, протестантами), брак с иноверцами запрещался. В 1702 г. был установлен общий порядок заключения брака. За шесть недель до венчания совершалось обручение. Жених мог потребовать расторжения обручения при условии, что он впервые увидел невесту после обручения и она оказалась «безобразна, скорбна и нездорова».

    Указ о единонаследии 1714 г. повысил брачный возраст: для мужчин - до 20 лет, для женщин - до 17 лет. В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным (или «дуракам» - по терминологии указа 1722 г. «О свидетельствовании дураков в Сенате»). На вступление в брак требовалось согласие родителей брачующихся, начальства - для военнослужащих, господ - для крепостных; также для дворян требовалось знание арифметики и геометрии. Запрещались принудительные браки: требовалось свободное согласие брачующихся. Поводами для расторжения брака были: политическая смерть и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие супруга в течение трех лет, поступление в монашество, прелюбодеяние, неизлечимая болезнь или импотенция, покушение одного супруга на жизнь другого, недоносительство о готовящемся преступлении на жизнь монарха.

    При несогласной жизни супругов практиковалось их временное разлучение, сопровождающееся отсылкой в монастырь. Декларировалась власть мужа, он мог наказывать жену, она следовала за ним повсюду. Правовое положение жены определялось положением мужа. В отношении детей родители пользовались почти такой же властью, как и раньше: их можно было наказывать, отправлять в монастырь, отдавать в работу на срок по найму.

    Первая попытка (после Соборного уложения 1649 года) систематизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 году Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача заключалось в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

    В 1725 году проект нового Уложения был закончен. Он включал четыре книги:

    • 1)«О процессе (то есть о суде), месте и о лицах, к суду принадлежащих»;
    • 2)«О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»;
    • 3)«О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»;
    • 4)«О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании)

    Всего было 120 глав и 2000 статей.

    Уже в 1726 году (при Екатерине II) в состав комиссии были введены сословные представители (от духовенства, военных, гражданских, магистрата), слушание проекта предполагалось в Верховном Тайном совете. Начавшаяся после смерти Петра I дворянская реакция изменила отношение к кодификационной работе и ее целям: иностранным влияниям и волюнтаризму законодателя была противопоставлена идея правовой отечественной традиции. В плане юридической техники наметился поворот от кодификации законодательства к его систематизации.

    Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII века стали:

    • А) утверждённые в 1714 году и изданные в 1715 году Воинские артикулы, свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области материального, а не процессуального права. По своей структуре этот кодекс перенял родовую классификацию правовых норм (по роду деяния) с внутренней иерархией по важности деяния. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию;
    • Б) утвержденный в 1720 году Генеральный регламент, или Устав коллегиям, охватывающий всю сферу нового административного законодательства. При подготовке регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 года. Структура Регламента ориентировала на объекты регулирования: положения об обязанности и должности коллегий и государственных учреждений вообще, определенные сферы и формы их деятельности, установление состава и категории служащих, норм административной ответственности;
    • В) кодификация норм частного права, подчеркнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ получил название «Пункты о вотчинных делах» (1725). Пункты были обобщением судебной практики и толкованием закона по вариантам правоприменения, они дополняли и изменяли предшествующее законодательство о наследовании.

    Опыт кодификационной работы в первой половины XVIII века показал, что развитие права стремилось к созданию отраслевого деления, для чего и создавались отдельные своды норм. Своды строились на систематизации, рецепции и обобщения практики правоприменения.

    Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось формам актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами первой четверти XVIII века были:

    1)Регламенты.

    Регламенты - это акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности.

    Всего было принято 7 регламентов:

    • - Кригс-комиссариату (о выдаче жалованья в полках - 1711 год);
    • - Штатс-конторе (о государственных расходах - 1719 год);
    • - Коммерц-коллегии (о торговле - 1719 год);
    • - Камер-коллегии (о государственных доходах - 1719 год);
    • - Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий - 1720 год);
    • - Главному магистрату (о городском устройстве - 1721 год);
    • - Духовный регламент (о Синоде и церковном управлении - 1721 год).

    Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений;

    2)Манифесты.

    Манифесты - это законы, которые объявляли в особо важных случаях волю императора в форме обращения к населению и отдельным ее группам. Манифесты извещали также о смерти императора и о вступлении на престол его наследника.

    Уставы - это сборники, содержащие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности.

    Воинский устав - 1716 год;

    Это оригинальный, самобытный кодекс, отвечавший интересам абсолютистского государства, организации армии. При его составлении был учтен положительный опыт военного законодательства многих западноевропейских стран применительно к потребностям русской армии.

    Морской устав - 1729 год;

    По своему составу он аналогичен Воинскому уставу, только относится к службе на флоте. Нормы уголовного права, содержащиеся в разделе «О штрафах», почти дословно заимствованы из Воинских артиклов.

    • - Вексельный устав - 1729 год.
    • 4)Инструкции.

    Инструкции - это правовые нормы, которые устанавливали права и обязанности различного рода должностных лиц, например губернаторов, воевод и так далее.

    5)Жалованные грамоты.

    Жалованные грамоты - это акты, в которых указывались права и привилегии того или иного сословия.

    Палата об уложении 1700-1703 гг. Первый значительный опыт систематизации и обновления правовых норм со времени Уложения 1649 г принадлежит так называемой Палате об уложении, созданной в феврале 1700 г " В состав Палаты было назначено свыше 70 лиц из числа членов Боярской Думы и приказной администрации, но реально приняли участие в ее заседаниях не более 20 человек.

    Возглавил Палату боярин князь И. Б. Троекуров.

    Задача Палаты состояла в том, чтобы собрать и «справить» со старыми судебниками и с Уложением все изданные указы и приговоры, для чего были посланы запросы во все приказы о присылке копий с имевшихся по их ведомствам указов. Вместе с тем, как гласил составленный заметным деятелем эпохи реформ Петра I А. А. Виниусом манифест-предисловие к готовившемуся своду, предписывалось обновить нормы закона по опыту судебной и управленческой практики и в согласии с правилами «св. апостолов и св. отцов», вписав и те статьи, «которые сверх Уложения и Новоуказных статей по вершеным делам состоялись, а в Уложении и в Новоуказных статьях об них на всякие государственные и земские дела не положено».

    С большими перерывами деятельность Палаты продолжалась с 27 февраля 1700 г. по 14 ноября 1703 г. После получения от ряда приказов копий указов с марта 1700 г. началось «слушание» уложения по главам, в процессе которого производились дополнения и обновления норм. К июлю 1701 г. было заслушано все уложение, подготовлено «заглавие» и предисловие, но с августа (по не вполне ясным причинам) работа была начата заново с привлечением новых материалов, в основном по торговым и финансовым делам. К осени 1703 г. был готов и общий проект Новоуложенной книги.

    Проект сохранил структуру Уложения 1649 г. (в 25 главах), однако его нормы были существенно обновлены с учетом последующих указов. К собственному законотворчеству Палата не прибегала, исключая только предложение о подсудности церковных людей* и крестьян (несвященнического чина) светскому суду. В целом это был опыт чистой систематизации существовавшего законодательства по сложившейся схеме с устранением формальных внутренних противоречий, и то лишь в рамках регулирования одного института или однотипной, нормы, без устранения противоречий самих начал правового регулирования.

    Конкретные причины того, почему итог работы Палаты не был реализован, неизвестны. Но очевидно, что растущая волна нового законодательства Петра I по меньшей мере не нуждалась в подготовленном старой Боярской Думой уложении, которое предполагалось сделать «твердо и непоколебимо вовеки».

    Проблемы кодификации в ходе реформ Петра I. Представление о целях кодификации права и ее задачах в рамках правовой политики государства получило некоторое развитие на втором этапе преобразований Петра I в связи с созданием нового правительственного аппа-

    1 Именной указ от 18 февраля 1700 Г.//ПСЗ. Т. 4. № 1765. С. 14. О деятельности Палаты об уложении см.: Поленов Д. В. Материалы для истории русского законодательства. Вып I. Палата о уложении. СПб., 1865; Латкин В. Н. Законодательные комиссии в России в XVIII столетни. Т. 1. СГ16., 1887. С. 1 -18.

    рата. Указом от 20 мая 1714 г., где упоминалось и о предстоящем пересмотре Уложения, противоречия в законодательстве предполагалось разрешить посредством предписания судьям решать дела только по Уложению 1649 г.

    и по тем из указов, которые не противоречили его шрмам . Во исполнение этого Сенат предписал особой комиссии во главе сенатором В. Апухтиным пересмотреть состоявшиеся после 1649 г. указы и приговоры, собрав их в специальной «табели» Эта работа, ру- (оводить которой было поручено канцелярии Сената, по всей видимости, так и не развернулась. В скором времени правительство изменило и общий подход к кодификации, когда чистая систематизация норм Уложения j и прежних указов уже не отвечала бы новым политическим видам.

    В 1718 г., в связи с созданием коллегий и переустройством всей судебной организации, возник вопрос о том, какими правовыми нормами руководствоваться новым учреждениям. 9 мая 1718 г. Петр 1 утвердил доклад Юстиц-коллегии, в котором в числе прочего предлагалось принять в качестве нового источника правовых норм шведские законы, для чего сделать перевод шведского уложения, а впоследствии объединить в один свод «российское уложение, новосостоятельные указы и шведский устав». В части регулирования вотчинного землевладения Петр 1 особо указал использовать лифляндские законыДЛЗыл ли тогда подготовлен Юстиц-коллегией какой-либо цельный проект свода законов, построенных с учетом рецепции иностранного права, - об этом точных сведений нет. Президент коллегии А. А. Матвеев в одном из писем упоминал о своем «пребывании» в «повсевременном труде при своде шведского устава с российским уложением» . Но не ясно, что он имел в виду: новое общее уложение или какой-то особый крупный акт, по типу «Генерального регламента» коллегиям, который именно тогда был разработан с широким использованием шведских, датских, немецких административных уставов. Во всяком случае, очевидна перемена задачи кодификации: не чистая систематизация русских законов, а более широкое обновление права с учетом и иностранного законодательства.

    VB декабре 1719 г. Сенату было повелено начать слушать подготавливаемое уложение с начала нового года и окончить все к октябрю 1720 г. Однако на деле была только создана новая кодификационная комиссия. .

    Комиссия 1720-1727 гг. В работе созданной по указу Сената от 8 августа 1720 г. второй (на протяжении XVIII в.) уложенной комиссии особенно проявился новый, более широкий подход к кодификации Первоначально в комиссию были назначены восемь человек -

    иностранные советники Камер- и Юстиц-коллегии и судьи центральных учреждений (в последующем ее состав неоднократно менялся и пополнялся Сенатом). Работа по составлению проекта уложения была, видимо, проделана секретарями комиссии: вначале Веселовским, затем Сверчковым.

    \fc 31 августа 1720 г. по февраль 1725 г., когда деятельность комиссии замерла, было проведено более 200 заседаний. ** Первоначально работа заключалась в параллельном «слушании» Уложения 1649 г. и шведского уложения 8 , а также, Следуя их плану, в составлении новых правоположений. Так, в 1721 г. комиссия «прослушала» девять глав Уложения 1649 г. 33 главы шведского уложения и составила 214 статей.\/В докладе Сенату 17 июня 1723 г. были упомянуты семь основных тем, над которыми шла работа: 1) о государственных преступлениях; 2) о партикулярных преступлениях; 3) о судебном процессе по партикулярным делам; 4) о криминальных делах; 5) о градских порядках; 6) о наследии; 7) о благочинном состоянии. Но в итоге содержание и структура разработанного в 1725 г. проекта нового уложения были существенно иными, а сам проект представлял собой опыт совершенно новой кодификации.

    Законченный проект уложения включал четыре книги: 1) «О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; 2) «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; 3) «О злодействах, какие штрафы и наказания последуют»; 4) «О цывильных, или гражданских, делах и о состоянии всякой економии» (эта книга разделялась на титулы, посвященные земельным отношениям, торговле, опеке, брачному праву и наследованию). Всего было 120 глав и свыше 2 тыс. статей. Основными источниками сами составители выделили (в предварительном своде) Уложение 1649 г., Кормчую книгу, указы. Военный и Морской уста- вы,шведские и датские законы.\£ущественным было и обновление права: вновь сочинено до 30% статей (например, в главе о крепостном праве). В разделах о судопроизводстве и уголовном праве большинство норм были рецепированы. Проекту предпосылались манифест и особое предисловие. Согласно предисловию, основной недостаток Уложения 1649 г. состоял в том, что в нем внимание обращалось на «партикулярные прегрешения», по-новому же «собственный интерес его величества всегда взыскан быть может» 9 Укрепление единства государственного закона, который воплощал бы и всецело нормирующую общество волю монарха, было главной линией проекта; специальная вводная плава посвящалась охране силы закона и «послушанию законодателю». Естественно, эта законность не выходила за рамки абсолютистской и за пределы феодально-сословного права. Идея всего законодательства - «государственная польза» - доминировала и в нормах проекта. По общему смыслу проведенная комиссией кодификация была уже не просто систематизацией изданных законов, а обновлением права на основе развития сложившихся принципов его системы, притом в новой структуре и с широкой рецепцией иностранного права.

    Завершение работы над проектом пришлось уже на время правления Екатерины\|1. В феврале 1726 г. Сенат указал назначить в комиссию восемь представителей от сословий (по два-от духовных, военных, гражданских " и от магистрата). В июне именным указом Сенату повелевалось начать слушание проекта неоконченного уложения, чтобы приготовить его к рассмотрению в Верховном тайном совете. Однако конкретной реализации эти решения не имели, и даже после дополнительного «приговора» Совета (9 ноября 1726 г.) в комиссии реально состоял лишь обер-секретарь Сверчков мри набело переписанном проекте в 2113 артикулах. \j

    Кодификационная работа во второй четверти XVIII в. В период дворянской реакции, когда многие из «новозаводений» Петра I были уничтожены или трансформированы, не остался без изменений и подход к кодификации права. Широкой рецепции иностранных законов (в которых и не без оснований усматривали один из Петровых рычагов по умерению «шляхетских вольностей») была противопоставлена приверженность старорусским законам, а обновлению права возвращение к систематизации. 14 мая 1728 г Верховный тайный совет указал все законы «разобрать» по-старому, то есть но Уложению 1649 г., и пополнить. учитывая указ 1714 г Новшество правительственной правопой политики заключалось в стремлении придать новой кодификационной работе не чисто бюрократический, а (в духе времени) дворянско-сословный характер: от каждой из восьми губерний следовало выбрать по пять человек «из офицеров и из дворян добрых знающих людей».

    Организованная на таких началах третья кодификационная комиссия Верховного тайного совета (1728-1730 гг.) реально работу не развернула: к сентябрю 1728 г прибыли только 24 избранных депутата, в мае 1729 г были назначены новые выборы и старые депутаты распущены. Но и эти выборы не завершились по причине восшествия на престол Анны Иоанновны, которое произошло в смутной обстановке известной «ограничительной попытки» (или «затеи верховников») 1730 г. и почти дворцового переворота.

    Четвертая комиссия, кодификационная комиссия Сената (1730- 1744 гг.) была создана в июне 1730 г. 1 " Задача кодификации увязывалась указом с общей линией правовой политики к устранению недостатков судопроизводства и к ограничению произвола «бессовестных судей» «чтоб во всей империи был суд равный и справедливый». Для работы над «совершенным уложением», кроме пяти членов комиссии (от Сената, Вотчинной и Юстиц-коллегий), следовало определить к «делу» «добрых и знающих в делах людей, выбрав из шляхетства, и духовных, и купечества» (представители последних двух сословий должны были участвовать лишь в том, «что до них касаться будет»). Однако выборов от сословий, по-видимому, не предусматривалось, депутаты не собирались и работа осуществлялась только должностными лицами, для чего Сенат в декабре 1730 г. назначил еще 10 членов комиссии. В создании сводного уложения Сенат предписал следовать схеме старого, но прежде всего заняться главами «о суде» и «о вотчинах». Предусматривалось решить и текущие задачи общеправовой политики - это стало новым фактором в определении содержания и итогов этой работы. К концу 1731 г. была составлена «вотчинная» глава (с учетом правовых новшеств 1720-х годов, в том числе устава о

    наследовании 1725 г.). В 1732 и 1733 гг. ее слушали в Сенате под руководством кабинет-министров А. И. Остермана и А. М. Черкасского. В марте 1735 г. Сенат указал немедленно окончить работы над проектом уложения, для чего следовало сверить его с последующими указами по коллегиям. За многократными запросами в разные учреждения и между ними собственно правовая работа потерялась, и комиссия практически прекратила свою деятельность. После обновления состава комиссии в 1737 г в ней были разработаны некоторые правовые новшества, в том числе проекты об отмене пытки по малозначительным делам и нового Генерального регламента. Позднее состав комиссии неоднократно менялся, с 1740 г ею руководил видный деятель правления Елизаветы Петровны Н. Ю. Трубецкой. С конца 1744 г. какие-либо сведения о работе комиссии и о самом ее существовании исчезают.

    Новые формы кодификации. Неудача с общей кодификацией права 1 на протяжении четырех десятилетий не означала отсутствия ее частных форм"

    В 1715 г. были изданы так называемые Воинские артикулы (утверждены 14 декабря 1714 г.) Позднее они вошли в состав Воинского (1716 г.) и, в обработке, Морского (1720 г.) уставов. Это был цельный свод военно-уголовного законодательства, впервые охвативший преимущественно материальное право. Артикулы стали прообразом отдельного уголовного кодекса, являя собой пример наиболее последовательной рецепции в кодификации: основными их источниками послужили шведское военно-уголовное уложение в редакции 1683 г., другие шведские и немецкие правовые акты, но было учтено и русское законодательство. Правда, сфера применения Воинских артикулов была не всеобщей: только для военных судов, а также по делам против дворян и всех имевших государственные чины По своей структуре (24 главы, 209 статей) этот свод-кодекс перенял преимущественно родовую классификацию правовых норм (по роду деяния) с внутренним соподчинением соответственно важности деяния, следуя общей задаче закона; почти каждый из артикулов описывал собственный вид правонарушения и указывал вид санкции.

    Генеральный регламент, или устав, коллегиям (утвержден 18 февраля 1720 г.) м представлял собой свод правовых норм, охватывавших практически всю область новоформировавшегося административного законодательства. Регламент так же, хотя в меньшей, нежели Воинские артикулы, степени, был итогом рец"епции права: в его основе лежал шведский Канцелярский устав 1661 г. (Cantselie Ordningh). Структура регламента (56 глав) также была подчинена позитивному определению объекта регулирования в его существе: от правоположений об обязанностях и о должности коллегий и государственных учреждений вообще, характеристики сферы и форм их деятельности, состава и категорий служащих вплоть до конкретных норм об их административной ответственности. Кодификационно-систематический смысл Регламента проявился и в том, что на его основе и следуя его нормам было составлено несколько регламентов для отдельных коллегий.

    Частичная систематизация охватила и частное право. Правительством Екатерины I в развитие указа 1714 г. о так называемом «единонаследии» и ряда последующих актов о порядке наследования по закону были изданы Пункты о вотчинных делах |5 (28 мая 1725 г.), которые представляли собой особый устав, посвященный регулированию наследственного права. По форме пункты были обобщением (регламентацией) судебной практики и толкования закона по вариантам правоприменения . Эти толкования охватывали практически все стороны наследственного права и выражались во вполне определенных правовых нормах, значительная часть которых не столько развивала, сколько дополняла и изменяла предшествующее законодательство (в частности, практически узаконивая ту деформацию указа «о единонаследии», которой его подвергала практика). Иными словами, пункты были кодификацией даже не законодательства, а действующего права во всем его объеме.

    Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверж­далась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существен­но изменился: пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и др.

    В 80-х гг. XVII в. делались неоднократные попытки привести ряд «новоуказных статей» в систему и соответствие с Соборным Уложением. Давались указания по составлению проектов новых законов по делам, не урегулированным в действующем законодательстве.

    Частичная систематизация отраслевых норм проводилась еще ранее: в 1667 г. утвержден Новоторговый устав, в 1669 г. - Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах, в 1676 г. - Но­воуказные статьи о поместьях, в 1680 г. - Новоуказные статьи о вотчинах, в 1681 г. - о вотчинных и поместных делах. В 1682 г. было принято Соборное деяние об отмене местничества - принципиально важный акт, изменивший систему формирования органов государствен­ного управления.

    В XVII в. церковная юрисдикция по гражданским делам была весьма широкой. Церковные суды рассматривали споры о приданом и неустой­ках по брачным договорам, дела об усыновлении и праве наследования для усыновленных. По этим делам церковному суду были подсудны как миряне, так и духовные лица.

    После проведения петровской церковной реформы юрисдикция цер­кви резко сократилась, сузился и" круг источников церковного права. Основным актом, регламентировавшим деятельность Церкви, стал Ду­ховный регламент, была свернута работа по систематизации церковного законодательства.

    В первой четверти XVI1I в. можно отметить новые черты, свойствен­ные законодательству, - оно стало более четким по форме и менее казуальным, усилились черты юридического формализма и абстракт­ности. Письменное оформление законов и их публикация стали обяза­тельными. Впервые появилось указание на то, что закон не имеет обрат­ной силы, подчеркивается неукоснительность его исполнения., В отдель­ных указах определялся порядок систематизации (инкорпорации) норма­тивного материала.

    Законодательная инициатива, принадлежавшая прежде всего мо­нарху, постепенно (в первой четверти XVIII в.) распространилась на центральные государственные учреждения и специальные комиссии. В составлении Табели о рангах наряду с монархом приняли участие Воен­ная, Адмиралтейская и Иностранная коллегии и аппарат Сената.



    При составлении Устава воинского 1716 г. использовался целый ряд предварительно подготовленных актов: Строевой устав пехоты (1700), Уложение Шереметева (1702), Краткий артикул Меншикова (военно-уголовный закон 1706 г.), с 1712 г. сам Петр I принимал активное участие в разработке военно-уголовного законодательства.

    Публикация и толкование законов возлагались на Сенат. Послед­ний предлагал свое толкование императору, принимавшему окончатель­ное решение по существу.

    Большое число издаваемых актов требовало систематизации и ко­дификации. С1649 по 1696 г. было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За период правления Петра I принято более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти XVIII в. в среднем ежегодно издавалось около двухсот нормативных актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимо­исключающих норм.

    Принцип законности в этой ситуации не мог проводиться последова­тельно. Дополнительные трудности создавали недостаточная информа­ция о новых актах, их несвоевременная публикация. Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным явлени­ем. В целом публиковалось не более половины всех издаваемых актов, тираж был небольшим.

    Монополия приказных людей на знание законов затрудняла процесс правоприменения. С конца XVII в. делались попытки расширить круг лиц, знакомых с законодательством, составлялся академический проект обучения «основам правосудия». Петровские преобразования потребова­ли более решительного формирования корпуса правоведов - был заим­ствован континентально-европейский путь их подготовки: не через прак­тику и опыт правоприменительной работы, а через обучение теоретичес­ким основам юриспруденции. Уже с конца X V I I в. принимались энергич­ные меры как для упорядочения законодательства, так и для развития теоретической юриспруденции.



    Уже в 20-х гг. XVIII в. было издано несколько сводных хронологи­ческих собраний нормативных актов: указные книги за 1714-1718 и 1719-1720 гг. Основная масса нормативных материалов направлялась в соответствующие учреждения, канцелярии и архивы. Работа по обобще­нию судебной практики была поставлена весьма слабо.

    Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) систематизировать правовые

    нормы была предпринята учрежденной в 1700 г. Палатой об Уложении. Главной задачей органа стало привести в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача заключалась в обновлении судебной и управленчес­кой практики путем включения в нее новых норм права.

    Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был закончен проект Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (25 глав), но его нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об Уложении, была первым опытом по систематизации права.

    Кодификационная работа началась позже.

    В 1714 г готовился пересмотр Соборного Уложения, судьям предписывалось решать дела только на основе норм Уложения и не противоречащих ему указов. Специальной комиссии по­ручалось свести все последующие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената.

    В 1718 г. в докладе Юстиц-коллегии было предложено в качестве источника новых правовых норм принять шведские законы, включив в единый свод Соборное Уложение, новые указы и шведский кодекс. В области поземельных отношений предлагалось использовать лифлянд-ские законы. Сенату было указано окончить кодификационную работу (с учетом иностранного законодательства) к концу 1720 г.

    Источниками этой кодификации были Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Большинство новых статей оказалось в разделах о земельном и вещном праве, в разделах уголовного права и судопроизводства осталось много старых норм. Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. Этой задаче посвящались и подбор новых норм, и изменение принципов толкования и применения закона.

    С 1720 по 1725 г. Уложенной комиссией было проведено более двух­сот заседаний. Первоначально происходили параллельное слушание и разбор текстов Соборного Уложения 1649 г. и шведского Уложения. В 1721 г. было составлено более двухсот новых статей: о государственных и частных (партикулярных) преступлениях, о судебном процессе по гражданским делам, об уголовных преступлениях, о наследовании, бла­гочинии и городском управлении.

    Формирование новой системы права

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Формирование новой системы права
    Рубрика (тематическая категория) Право

    Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился˸ он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и другими формами актов.

    Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации. С 1649 по 1696 г. (начала единоличного правления Петра I) было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти XVIII в. ежегодно издавалось в среднем около двухсот нормативных актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм. Принцип законности в этой ситуации не мог проводиться последовательно.

    Дополнительные трудности создавали плохо поставленная информация и публикация новых актов. Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным явлением. В целом публиковалось не более половины всех издаваемых актов, тираж был небольшим.

    Уже в 20-х годах XVIII в. было издано несколько сводных хронологических собраний нормативных актов˸ указные книги за 1714- 1718 и 1719-1720 гг. Основная масса нормативных материалов направлялась в соответствующие учреждения, канцелярии и архивы. Весьма слабо была поставлена работа по обобщению судебной практики. Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) системати­зации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача включалась в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

    Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был за­кончен проект Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (двадцать пять глав), но ᴇᴦο нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об уложении была первым опытом по систематизации права.

    Кодификационная работа началась позже. В 1714 г. готовиться пересмотр Соборного Уложения, судьям предписывается решать дела только на базе норм Уложения и не противоречащим ему указам. Специальной комиссии поручалось свести все последую­щие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената.

    Формирование новой системы права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование новой системы права" 2015, 2017-2018.

    Поделиться: