Между подлежащим и сказуемым ставится если. Когда ставится и не ставится тире между подлежащим и сказуемым: правило

Существует свод правил конструирования словосочетаний в устной и письменной речи. Этот раздел языкознания называется синтаксис (syntaxis), что в переводе с греческого языка означает – “составление”. Главные члены предложения с согласованной связью и функциональной смысловой нагрузкой не подчиняются второстепенным единицам, имеют доминирующую позицию и “диктуют” основной смысл выражения.

Вконтакте

Семантическое ядро выражения

Подлежащее и сказуемое в предложениях выполняют функцию грамматической основы. Что такое подлежащее – это первый из главных членов в , отвечающий на вопросы Им. : кто? или что? Означает либо предмет, либо действие, обозначаемое сказуемым. Что такое сказуемое – это второй главный член, который отвечает на вопросы: “что делать или сделать?”, “что это такое?”. Несет функциональную нагрузку, дополняет смысл подлежащего.

В структуре речевого оборота подлежащее выражено существительным или и предполагает активное значение. Для иллюстрирования можно привести простые, законченные по смыслу, фразы “Ирина положила книгу”. “Она положила книгу”. В обеих законченных фразах тире между подлежащим и сказуемым не ставится, так как подлежащие «Ирина» в первом случае и «она» — во втором являются единицами, совершающими действие, а сказуемое выражено , стоящем в прошедшем времени, обозначающим это действие.

В русской речи подлежащее может быть выражено, как именем существительным, так и прилагательным, употребленным в з

Существуют нераспространенные речевые обороты, в которых опущена связка между главными членами, составляющими грамматическое ядро. И подлежащее и сказуемое в этих случаях “стоят” в именительном падеже и выражены именем существительным или числительным. Например: “Место старта – пожарная башня”; “Начало представления – в двенадцать”. На письме эти фразы оформляются с тире между подлежащим и сказуемым, так как дважды применяется именительный падеж для склонения обеих единиц основного звена.

Кроме того, если оба основных члена фразы обозначены неопределенными глаголами, то по языковым нормам ставится тире между подлежащим и сказуемым. Креативный вариант – шутливый афоризм: “Активный человек – кузнец своего счастья”.

Важно! Если частица “не” стоит перед глаголом (в инфинитиве), ставится знак тире: “Жизнь прожить – не поле перейти”. Такая пунктуация будет правильной и грамматически, и стилистически.

В каких выражениях применяется

Правило правописания со связующим знаком тире зависит от грамотного выделения основы – главных членов, которые на зависят от второстепенных. Тире может использоваться для соединения частей предложения в разных стилях речи.

Математические и тождественные понятия

В лаконичном речевом обороте, где описывается математическое действие с применением числительных, подлежащее и сказуемое разделяются знаком тире. Например: “Дважды два – четыре”;

В простых и точных фразах, содержащих тождественные понятия и определения. Могут быть (географические): “Лондон – столица Великобритании”; “Сава – приток Дуная” — это примеры предложений классических тождественных сочетаний.

Фольклор

Знак препинания тире часто применяется в кратких речевых оборотах народного творчества, носящих поучительный характер. Это лаконичные народные выражения — поговорки и пословицы с тире, правописание которых подчиняется правилам русской грамматики. Сказуемое обычно бывает выражено целой фразой, в которой заключен логический смысл предложения.

Примеры мудрого фольклорного творчества:

  • хочешь испытать друга – присмотрись к нему в гневе;
  • кот из дома – мыши в пляс;
  • с глаз долой – из сердца вон;
  • нет новостей – хорошая новость;
  • что глаз не видит – сердце не жалеет;
  • нашел друга – нашел сокровище.

Во всех перечисленных случаях задействовано правило, когда ставится тире между обеими частями оборота.

Образные рекламные ролики

Если попадется предложение, где сказуемое выражено именем существительным, то можно применить стандартное правило, использующее графический знак тире, обозначающий итоговый смысл. К примеру: “Альмагель – бальзам для желудка”, “Зубная паста Жемчуг – для всей семьи”. После знака тире следует сочетание, в котором сказуемое выражено существительным, объясняющим общий смысл “крылатого выражения”, убеждающего и мотивирующего на покупку.

Прием использования кратких, метких и образных фраз очень часто используется в популярных афоризмах и “цепляющих”рекламных текстах.

Использование на письме

В русской грамматике знак тире между подлежащим и сказуемым ставится в четырех случаях:

  1. Между двумя существительными, когда сказуемое бывает выражено существительным (Счастье – награда за смелость).
  2. Между парой числительных (Пятнадцатью пятнадцать – двести двадцать пять).
  3. Между глаголами, стоящими в неопределенной форме – инфинитиве (Руководить – чутко предвидеть).
  4. Перед словами: это, вот, значит, это значит, соединяющими грамматическую основу предложения (Чумазый ребенок – это счастливый ребенок).

Знак препинания в русской и зарубежной художественной литературе

В русском писательском творчестве, как современном так и классическом, пунктуация с применением тире довольно распространена. Выражения с тире неесут функцию дополнительной выразительности и усиления значимости сказанного.

Несколько примеров из художественной литературы:

  • «Гений и злодейство – две вещи несовместные». (А.С. Пушкин);
  • «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее». (Ф.М.Достоевский);
  • «Не жалеть для друга ничего, думать о других немножко тоже – вот мое простое волшебство». (Л.И. Ошанин);
  • «Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души» (И.А. Тургенев);
  • «Безумство храбрых – вот мудрость жизни» (М. Горький).

В произведениях иностранных авторов логическая связка — тире между подлежащим и сказуемым — тоже часто употребляется к месту. Примером может
служить фраза из “Приключений Тома Сойера” американского классика Марка Твена: “Зато теперь Том был вольная птица – это тоже чего-нибудь стоило!” Благодаря употреблению знака препинания фраза звучит коротко и очень эмоционально.

Курс пунктуации новой школы основан на интонационно-грамматическом принципе, в отличие от школы классической, где интонация практически не изучается. Хотя в новой методике используются классические формулировки правил, но они получают дополнительное смысловое и интонационное обоснование. В целом новый метод основан на знании грамматики и позволяет расставлять знаки препинания без заучивания формальных правил, в том числе наилучшим образом выражая авторскую семантику текста.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации (Н. П. Киреева) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Лекция 1. Тире между подлежащим и сказуемым

Вступление

В этой теме много частных правил, но – увы! – их знание в большинстве случаев не позволяет однозначно решить задачу: на каждое «тире надо ставить» находится «тире можно не ставить».

Однозначная постановка тире нужна только при наличии специальных слов связок ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ. Поэтому для понимания темы требуется знание факторов , влияющих на постановку тире (способ выражения подлежащего и сказуемого, наличие частиц, союзов и вводных слов между ними, стиль речи, желание автора поставить авторское тире и др.).

И была бы тема достаточно сложной, если бы не возможности интонационного анализа. Пауза и повышение голоса перед паузой с логическим выделением подлежащего – вот наилучшие ориентиры для выбора тире.


Материал включает следующие разделы:

1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

2. Тире между подлежащим и сказуемым (сложные варианты)

3. Эллиптические и неполные предложения

Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

Раздел включает следующие темы:

1. Основные положения

2. Правила постановки тире при наличии слов-связок

3. Различные способы выражения подлежащего и сказуемого

4. Отсутствие тире «при заполнении паузы» между подлежащим и сказуемым

Тема 1. Основные положения

§1. СОВРЕМЕННАЯ ГРАММАТИКА О СОСТАВНОМ ИМЕННОМ СКАЗУЕМОМ

(ПОЧИТАЕМ, ЧТО ПИШУТ)

1. Определение

Составное именное сказуемое состоит из двух частей :

А) глагола-связки в спрягаемой форме;

Б) именной части , выраженной прилагательными, наречиями, существительными или числительными.

2. Глагол-связка

Связка выражает значение времени и модальности (предикативность), а также различные дополнительные значения : становление, обнаружение, проявление признака, а также движение, положение:

Снег стал сильнее.

Это кажется странным.

Он пришел усталый.

3. Виды связок

Незнаменательной связкой является глагол БЫТЬ , который в форме настоящего времени представлен нулевой формой:

Декабрь – начало зимы.

День холодный.

Но: день был холодным (ненулевая связка в прошедшем времени).

Остальные связки являются полузнаменательными (стать, являться, казаться, считаться) или знаменательными (пришел, вернулся, лежал, спал).

4. Субстантивные сказуемые

Тире между подлежащим и именным сказуемым чаще всего ставится при нулевой (пропущенной) связке в том случае, когда именная часть выражена существительным. Такое сказуемое называется составным субстантивным.

Выделяют субстантивные сказуемые со следующими значениями :

А) квалификация/оценка (отнесенность предмета к определенному классу):

Мой сосед – пенсионер .

Экзамен – это проверка знаний ;

Б) отождествление (установление идентичности):

5. Инфинитивные сказуемые

Инфинитивные сказуемые выражаются неопределенной формой глагола :

Наша задача – учиться .

Курить – здоровью вредить .

Инфинитивные сказуемые обозначают не предметы, а ситуации и, как и субстантивные сказуемые, выражают отношение отождествления : в этом случае подлежащее обычно является существительным с отвлеченным понятием, а инфинитивные сказуемые раскрывают это понятие .

Некоторые источники относят инфинитивные сказуемые к составным именным сказуемым , в то время как другие считают такой вариант сказуемого особым видом .


– А зачем нам эти субстантивные и инфинитивные сказуемые? Тире без них не поставишь?

– Да, случается и такое, например при наличии инверсии главных членов в предложении.

Вот, например:

Наш долг – учиться. Учиться – наш долг . Здесь отождествление подлежащего и сказуемого (они взаимозаменяемы, их можно переставить ), поэтому инверсии нет, тире ставится в обоих случаях.

Но: Соседи мои – славные люди . Славные люди соседи мои . Здесь оценочное значение сказуемого, поэтому главные члены определяются однозначно , во втором предложении имеет место их инверсия, тире не ставится.


§2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. Способы выражения именной части составного именного сказуемого

Составное именное сказуемое состоит из глагольной связки быть в нужной форме и именной части , выраженной существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, именным словосочетанием, а также неопределённой формой глагола:

Белый медведь – настоящий хозяин Арктики (существительное)

Море чудесное, синее, нежное (полное прилагательное)

Всё неизвестное величественно (краткое прилагательное)

Правда необычнее вымысла (прилагательное в сравнительной степени)

Мой дядя самых честных правил (словосочетание)

Вишнёвый сад – мой ! (местоимение)

Большая Медведица – семь ярких звёзд (счётный оборот)

Жизнь прожить – не поле перейти (инфинитив)

Примечание

В приведенных примерах глагольная связка быть в форме настоящего времени отсутствует.

2. Слова-связки

Между подлежащим и составным именным сказуемым могут находиться специальные слова-связки ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ :

Доверие – это ключ к сердцу.

Охранять природу – это значит охранять Родину.

3. Состав подлежащего и сказуемого

Если в состав подлежащего и сказуемого входят зависимые слова , то тире отделяет состав подлежащего от состава сказуемого:

Говорить с вами – только слова тратить.

Его пример – другим наука.


§3. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ (ВЗГЛЯД СВЕРХУ)

1. Тире на письме обозначает паузу в устной речи

Между подлежащим и составным именным сказуемым во многих случаях ставится тире . Постановка тире между подлежащим и сказуемым соответствует паузе в устной речи в соответствии со следующей интонационной схемой: повышение тона – увеличенная пауза – понижение тона.

2. Знаки препинания при наличии связок

При наличии глагольной связки ЕСТЬ пауза отсутствует и тире не ставится. При наличии слов-связок ЭТО, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ тире ставится всегда (это особого вида предложения с именительным темы, которые рассматриваются ниже).

3. Знаки препинания при отсутствии связок

При отсутствии слов-связок или глагольной связки постановка тире зависит от того, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

Тире ставится в том случае, когда синтаксическая роль главных членов может вызвать затруднение (например, когда подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.п.):

Лес – ценнейшее сырьё .

Если грамматическая роль главных членов очевидна (например, для признакового сказуемого), то тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится :

Дождик мелкий, холодный .

При отсутствии слов-связок или глагольной связки возможна авторская постановка тире, если необходимо выделить подлежащее или сказуемое:

Пояснение (обратим внимание!)

При наличии паузы (и тире) интонационное ударение падает и на подлежащее, и на сказуемое, а при отсутствии паузы интонационным (и смысловым) центром высказывания становится сказуемое.

Тема 2. Правила постановки тире при наличии слов-связок

Следует различать предложения со словами-связками ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ и предложения с глагольной связкой ЕСТЬ (слово «связка» в этой теме встречается два раза, но это не одно и то же).


§1. НАЛИЧИЕ СЛОВ-СВЯЗОК ЭТО, ВОТ, ВОТ ЧТО, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ (ПАУЗА И ТИРЕ)

1. Обязательная постановка тире

Тире между подлежащим и именной частью сказуемого ставится в обязательном порядке при наличии специальных слов-связок ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (или сочетаний из них), при этом подлежащее и сказуемое могут быть выражены различными частями речи:

Слово-связка ЭТО

Семь лет – это много в жизни одного человека.

Доверие – это ключ к сердцу

Слово-связка ВОТ

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.

Слово-связка ЗНАЧИТ

Любить – значит страдать.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Слово-связка ЭТО ЗНАЧИТ

Охранять природу – это значит охранять Родину.

Слово-связка ВОТ ЧТО

Доверие – вот что всегда важно.

2. Предложение с именительным темы

Предложения со словами-связками можно рассматривать как предложения с именительным темы , при этом:

А) на первом месте стоит слово с предметным значением – именительное темы ;

Подобное рассмотрение предложений со словами-связками особенно удобно в том случае , если связка ЭТО употреблена в косвенном падеже и является дополнением:

Всегда говорить правду – на это способен не каждый.

Особая грамматическая форма подобных предложений является причиной обязательного употребления тире перед словом-связкой.

3. Слова-связки ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ

Слова-связки ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ следует отличать от других значений этих выражений, а это не так просто. Будьте внимательны!

А) Вводное слово ЗНАЧИТ :

Ведь это, значит , вы её совсем загубить хотите, Борис Григорьич!

Б) Вводное слово ЗНАЧИТ в роли союза или в составе союза

Слово ЗНАЧИТ может выступать в роли союза в БСП или входить в состав союза ЕСЛИ… ЗНАЧИТ , РАЗ… ЗНАЧИТ в СПП:

Послал он мне крест – значит , меня он любит (БСП).

Раз вы читаете это мое письмецо, значит , я вас уже покинул (СПП).

В) Глагол ЗНАЧИТ

Это значит , сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.

Г) Парный вариант

Особое внимание следует уделить тем случаям, когда связку сложно отличить от глагола (в обоих случаях «значит» находится между двумя инфинитивам ):

С помощью связки мы отождествляем две ситуации по принципу сравнения или причинно-следственных связей:

Отдать жизнь – это значит посвятить ее людям (слово-связка ЭТО ЗНАЧИТ , тире, пауза).

При использовании глагола «значит» речь идет именно о раскрытии значения слов и выражений. Такая форма обычно используется в предложениях с однородными сказуемыми, когда на глаголы ЗНАЧИТ падает ударение, а пауза после подлежащего отсутствует:

«Отдать жизнь» не значит «умереть», а значит посвятить ее людям (глагол ЗНАЧИТ , нет паузы и тире.)


§2. НАЛИЧИЕ ГЛАГОЛЬНОЙ СВЯЗКИ ЕСТЬ (НЕТ ПАУЗЫ И ТИРЕ)

При наличии глагольной связки ЕСТЬ пауза не делается и тире не ставится:

Книга есть лучший подарок.

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Искусство есть мышление в образах.

Пушкинская сказка есть прямая наследница сказки народной.

Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения (глагольная связка суть ).

Тема 3. Различные способы выражения подлежащего и сказуемого

При отсутствии слов-связок или глагольной связки постановка тире между подлежащим и именной частью сказуемого зависит от того, какой частью речи они выражены.

§1. ПОСТАНОВКА ТИРЕ (НАЛИЧИЕ ПАУЗЫ)

1. Общий принцип решения

Тире ставится, если необходимо отделить состав подлежащего от состава именного сказуемого . В этом случае подлежащее и сказуемое обычно выражены существительным в начальной форме, неопределенной формой глагола или числительным.


– А почему?

– В этих случаях без тире и паузы сложно определить грамматическую роль названных слов.


2. Сочетания существительного в И.п. и неопределённой формы глагола

Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.п. или неопределённой формой глагола в различных сочетаниях:

Поэзия – моя держава .

Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача .

Поэзия - та же добыча радия.

Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России.

Задача искусства – исследовать человеческую душу.

Лучший способ избавиться от врага – сделать его своим другом.

Производить эффект – их наслаждение .

Находить приметы – очень увлекательное занятие .

Говорить не думая – стрелять не целясь.

3. Слова в значении существительного

Подлежащее или сказуемое может быть выражено другой частью речи в значении существительного (субстантивным словом) – прилагательным, причастием, числительным, местоимением:

Главное – не ранить душу ребёнка.

Цикл «На поле Куликовом» – лучшее , что написал Блок о Родине.

Комическое – смешное в жизни или в искусстве.

4. Варианты с числительным

Подлежащее или сказуемое может быть выражено числительным или счётным оборотом :

Трижды три – девять.

Пять и два – семь .

Длина Волги – 3688 километров .

Средняя скорость ветра – пять метров в секунду.

Двадцать семь – моё роковое число.


§2. ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ (НЕТ ПАУЗЫ)

1. Общий принцип решения

Тире не ставится, если состав подлежащего и именного сказуемого определяется однозначно (по принципу предмет – его признак или местоимение – его предмет/признак). В этом случае возможны два варианта:

А) именная часть сказуемого выражена прилагательным или наречием,

Б) в роли главных членов предложения выступает местоимение.

При отсутствии паузы и тире интонационным центром высказывания является сказуемое.

2. Признаковое сказуемое

Тире не ставится , если сказуемое выражено прилагательным (полным, кратким, сравнительной степенью), причастием, наречием, именным словосочетанием , то есть имеет признаковый характер:

Эта гора величайшая в мире.

Погода несносная , дорога скверная , ямщик упрямый .

Этот вопрос самый главный .

Жизнь коротка , искусство долговечно .

Дома новы , да предрассудки стары .

Облетевший тополь серебрист и светел .

На чужой стороне родина милей вдвойне.

Правда необычнее вымысла.

Живая собака лучше мёртвого льва.

Судить человека в немилости легко .

Спина у акулы синего цвета .

Обитатели Горюхина большей частью роста среднего .

Мой дядя самых честных правил .

3. Местоимение в роли подлежащего или сказуемого

Тире не ставится, если подлежащее или сказуемое является местоимением (личным, указательным, вопросительным, относительным):

А) личное местоимение в роли подлежащего:

Я честный человек и никогда не говорю комплименты.

Мы хозяева нашей природы.

Я ужасно рада, что ты мой брат.

Не правда ли, что мы краса долины всей?

Б) в том числе тире не ставится в параллельных конструкциях при выделении сказуемого , а не подлежащего с помощью интонационного ударения:

Я свет весны, а ты усталый холод .

Я златоцвет , который вечно молод, а ты песок на мертвых берегах.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

В) вопросительное или относительное местоимение в роли сказуемого:

Это удивительный человек .

Это ваше частное дело .

Кто эти люди ?

Скажи мне, кто твой друг .

Тема 4. Отсутствие тире при заполнении паузы между подлежащим и сказуемым (условное название)

§1. ТИРЕ ОТСУТСТВУЕТ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБАХ ЗАПОЛНЕНИЯ ПАУЗЫ

(Сказуемое при этом выражено существительным в И.п.).

1. Общий принцип решения

Если между подлежащим и именной частью сказуемого находится служебное слово (союз, частица), вводное слово, а также дополнение или обстоятельство, отнесенное ко всему предложению (а не входящее в состав подлежащего или сказуемого), то пауза не делается и тире не ставится (пауза как бы заполняется одним из перечисленных слов).

В этом случае общее слово выступает в качестве разделителя между подлежащим и сказуемым.

2. Практические примеры

Частица НЕ

Офицер этот не чета вам.

На тебя заглядеться не диво.

Небольшой снегопад не помеха для охотника.

Россия не Петербург, она огромная.

Дружба не услуга, за неё не благодарят.

Другие частицы

Март только начало весны.

Малайские жилища просто сквозные клетки из бамбука.

Союзы

Цветущая верба среди елей как луч света в тёмном царстве.

Земная слава как дым, не этого я просила.

Ветви деревьев точно стволы прекрасного храма.

Утром на полях одуванчики словно живое золото.

Воображение тоже великий дар природы.

Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.

Ртуть тоже металл.

Вводные слова

Практичность, по-моему , очень похвальное слово.

Книга, может быть , самое великое чудо.

Парк, как известно , неотъемлемая часть усадьбы.

Наречие или дополнение, отнесенное ко всему предложению

Необдуманный поступок вообще шаг опасный.

Литература всегда учебник жизни.

Это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы.

Туризм для меня лучший отдых.

Стихи для вас одна забава.

Отец у меня золотой человек.


§2. 0СОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ (ПАУЗА И ТИРЕ СОХРАНЯЮТСЯ)

1. Дополнение или обстоятельство в составе подлежащего или сказуемого

Если дополнение или обстоятельство входят в состав подлежащего или сказуемого, то пауза делается и тире ставится (в этом случае тире разделяет состав подлежащего и сказуемого):

Дождь летом – одно удовольствие.

Минута с ней – небесный рай.

Самая лучшая защита для меня – ясное спокойствие души.

2. Именная часть выражена неопределенной формой глагола

Пауза и тире при наличии служебных слов, а также общих обстоятельств и дополнений, сохраняются, если именная часть выражена неопределенной формой глагола.

В этом случае служебные слова, дополнения и обстоятельства входят в состав группы подлежащего или сказуемого:

Учёного учить – только портить .

О решённом говорить – только путать .

Жизнь прожить – не поле перейти .

Деточек воспитать – не курочек пересчитать .

Чай пить – не дрова рубить.

Твоя задача – не поддаваться соблазнам.

– А почему для инфинитива нужно особенное решение?

– Без тире синтаксическая конструкция будет неясной, например: «задача не поддаваться соблазнам» – это словосочетание (инфинитив в роли определения), а «о решенном говорить, только путать» – очень похоже на однородные сказуемые.

Проверка правильности постановки тире делается по наличию паузы в устной речи.


§1. ПОСТАНОВКА ТИРЕ ПРИ НАЛИЧИИ УСТОЙЧИВЫХ ОБОРОТОВ

Внимание! У этой темы несколько решений!

1. Фразеологический оборот в роли сказуемого

Если именная часть сказуемого выражена фразеологическим оборотом , то тире между подлежащим и сказуемым ставится (в случае обычного именного словосочетания тире и пауза отсутствуют):

Сапожки – что тебе зеркало !

Сыновья – один к одному.

Заработок теперь у него – будь здоров .

Его тактика – разделяй и властвуй .

Мы думали, что он спит, а он – ушки на макушке.

А крыльцо – дай бог иному князю !

Именное словосочетание в роли сказуемого, нет тире (для сравнения):

Поля и леса в белом убранстве .

Вся мебель из жёлтого дерева , очень старая.

У окна стол овальной формы .


2. Всё предложение является устойчивым оборотом

Если всё предложение является устойчивым оборотом или пословицей, то тире ставится по общим правилам:

Сущ. в И.п. + сущ. в И.п.

Чужая душа – потёмки.

Сноровка и умение – в беде спасение.

В том числе при параллельной интонации и наличии пауз:

Свой глаз – алмаз, чужой – стекло.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Слово – серебро, а молчанье – золото.

Частица НЕ

Бедность не порок. Сердце не камень.

3. Неразложимое сочетание подлежащего и сказуемого (нет паузы и тире):

Грош цена твоим словам. Дело дрянь .


§2. ИНВЕРСИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

А вот и инверсия!

1. Общий принцип решения

В случае инверсии подлежащего и сказуемого правило постановки тире меняется на противоположное (такое изменение обозначает нестандартную синтаксическую конструкцию).

2. Нет паузы и тире (это инверсия подлежащего и сказуемого – перед нами оценка/квалификация, а не тождество):

Какая радость в дни войны отъединиться от погоды!

Славное место эта долина!

Прекрасный человек Иван Иванович.

3. Делается пауза и ставится тире (обычно при наличии союза тире не ставится):

Ночь крещенская морозна, будто зеркало – луна.


§3. ДРУГИЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ (ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ)

В разговорном стиле и в специальной литературе пауза между подлежащим и сказуемым отсутствует и тире не ставится. Тоническое ударение в этом случае падает на сказуемое.

1. Разговорный стиль (вариант И.п. – И.п.)

Мой отец врач .

Мой брат журналист .

– А почему в разговорном стиле не ставится тире?

– Вообще говоря, оно может не ставиться, всё зависит от коммуникативного значения сообщения, то есть от конкретной ситуации общения.

Сравнить диалоги:

– Кто твой брат? – Мой брат журналИст, он работает в редакции (ударении на сказуемом, нет паузы и тире).

– Мой брат учится в школе. – А мОй брат – студент (ударение на определении, отнесенном к подлежащему, пауза, тире ставится).

2. Специальная литература:

Максимальная дальность действия прибора два километра .

Стоимость товара пять тысяч рублей .

Температура плавления золота 1063 градуса .


1. Общий принцип решения

Авторская постановка тире (не соответствующая изложенным правилам) возможна в том случае, когда автор меняет интонационную схему предложения и тем самым вносит в сообщение дополнительные оттенки значений.

Чаще всего требуется подчеркнуть значимость подлежащего, тогда между подлежащим и сказуемым в устной речи делается пауза, обозначаемая на письме с помощью тире, а на подлежащее падает интонационное ударение.

А) Местоимение в роли подлежащего

Я – северный ваш друг и брат!

Ты – вечности заложник у времени в плену.

Это – двух соловьёв поединок. Это – древний Сфинкс.

Б) Местоимение или наречие в роли сказуемого

Вишневый сад – мой!

Быть влюблённым – славно !

В) Именное словосочетание в роли сказуемого

Поэты – все единой крови .

Г) Частица НЕ , сказуемое в форме И.п.

Но объяснение – не оправдание.

Боец без шапки – не боец.

Моя любовь – не шутка.

Нет, бытие – не зыбкая загадка!

Д) Союз, частица, наречие

Моя солдатская шинель – как печать отвержения.

Я весь – как взмах неощутимых крыл.

Твои речи – будто острый нож.

Толпа – всегда толпа.

Е) Инверсия подлежащего и сказуемого (выделение сказуемого, стоящего на первом месте)

Славные люди – соседи мои.

Серьезный шаг – женитьба.

Истинное сокровище – русская поэзия.

Удивительное дело – сон.

Да, скифы – мы, да, азиаты – мы, с раскосыми и жадными глазами.

Ж) Параллельная интонация

Постановке тире способствует параллельная интонация предложения при сопоставлении предметов и их признаков (выделение подлежащего, паузы, тире ставится):

Цвет коня – жёлтый , а хвост и грива – коричневые.

Я – внезапный излом, я – играющий гром, я – прозрачный ручей, я – для всех и ничей!

Вы – писатель, я – актриса.

Душа – как парус, душа – как арфа.

От других мне хвала – что зола, от тебя и хула – похвала.

Раздел 2. Тире между подлежащим и сказуемым (сложные варианты)

Раздел включает три темы:

1. Осложнённая связка

2. Осложненное подлежащее

3. Осложненное сказуемое

Тема 1. Осложнённая связка

§1. ОСЛОЖНЁННАЯ СВЯЗКА: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

1. Определение

Слова-связки ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ могут иметь при себе союзы (И, КАК ), частицы (НЕ, ТОЛЬКО ), глагольную связку ЕСТЬ, наречия и т. д.

2. Предложения со связкой – это предложения с именительным темы

Как уже говорилось, предложения со словами-связками можно рассматривать как предложения с именительным темы – вернее, частным случаем фигуры речи , которую называют именительным темы.

– А что это за фигура речи?

– Именительный темы – это фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в И.п., называющее тему последующей фразы.

Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания, например: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось». (А. С. Пушкин).

В частном случае именительный темы может стоять в начале предложения и отделяться от остальной части предложения с помощью тире.

Таким образом, в предложении со словами-связками на первом месте стоит слово с предметным значением (именительное темы), затем после паузы следует местоимение ЭТО , замещающее указанное слово и фактически играющее роль подлежащего, за которым следует сказуемое: Доверие – это ключ к сердцу.

Приведённая трактовка предложений со словами-связками удобна в особых случаях , а именно:

А) при инверсии связки (связка расположена перед именительным темы):

Удивительный это народ – дети!

Б) при наличии связки в косвенном падеже (в роли дополнения, а не подлежащего):

Признать свои ошибки – на это он не способен.

Фактически все предложения со словами-связками – это предложения с именительным темы , но в них связка ЭТО стоит в И.п. и играет роль подлежащего

3. Общий принцип решения и интонация

Осложнение состава слов-связок способствует постановке тире. Постановка тире на письме соответствует наличию паузы в устной речи в соответствии со следующей схемой: повышение тона – увеличенная пауза – понижение тона.


§2. ОСЛОЖНЁННАЯ СВЯЗКА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

1. Способы осложнения связки

При различных способах осложнения слов-связок ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ тире ставится в большинстве случаев:

Одиночество в творчестве – это как одиночество в жизни.

Знаки препинания – это как нотные знаки.

Поэзия – это как памятник, в котором запечатлены лучшие мгновения лучших умов.

Мне казалось, что биология – это и есть моё настоящее призвание.

Цель жизни – это и есть сама жизнь.

Труд и упорство – только это и есть основной путь к счастью.

Единство духа, взглядов, воли – только это и есть настоящее единство.

Сложный мир чувств – это не только удел избранных.

Ум блестящий – не значит ум глубокий.

Оглянуться назад – вовсе не значит отступить.

Хорошо рассуждать о добродетели – ещё не значи т быть добродетельным.

Держать соловья в клетке – ещё не значит заставить его петь.

Быть для кого-то причиной радости или страдания – не самая ли это сладкая пища для нашей гордости?

2. Глагольная связка И ЕСТЬ

В предложениях с глагольной связкой И ЕСТЬ рекомендуется постановка тире только в тех случаях, когда подлежащее достаточно распространено и после него можно сделать паузу :

Способность к творчеству – и есть величайший дар для человека.

Попросить прощения у близкого друга – и есть проститься по-русски.

Но: Это и есть наш новый проект.

Попросить прощение и есть проститься.

3. Инверсия связки ЭТО в составе сказуемого

В предложениях со связкой ЭТО возможна инверсия подлежащего и сказуемого. Такое предложение также можно рассматривать как предложение с обособленным пояснительным членом:

Прекрасное это качество – искренность. (Искренность – это прекрасное качество).

Великое это дело – принять решение.

Философ думал, что это его удел – жить в конуре.

4. Связка ЭТО в косвенном падеже

Слово-связка ЭТО может использоваться в косвенных падежах, в том числе с предлогом:

Понять другого человека – на это требуется особенное свойство души.

Вечно надеяться, никогда не отчаиваться – в этом основное свойство человеческой натуры.

5. Связка ЭТО относится к предложению

Самое важное – это что он сам об этом думает.

Тема 2. Осложненное подлежащее

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Постановка задачи

Подлежащее может быть осложнено:

а) определительным оборотом;

б) однородными членами;

в) придаточным предложением;

г) вводным предложением, отнесённым к подлежащему.

2. Общий принцип решения

А) Осложнение подлежащего способствует постановке тире между подлежащим и сказуемым, включая те случаи, при которых оно обычно не ставится (прилагательное в роли сказуемого, местоимение в роли подлежащего, сравнительный союз или частица НЕ между подлежащим и сказуемым).

Б) Постановка знаков препинания при осложненном подлежащем независимая (сочетание запятой и тире, скобок и тире).

В) Постановка тире на письме соответствует наличию паузы в устной речи.


§2. ПОСТАНОВКА ТИРЕ ПРИ ОСЛОЖНЁННОМ ПОДЛЕЖАЩЕМ

При различных способах осложнения подлежащего тире ставится в большинстве случаев (пауза и тире отделяет состав подлежащего от состава сказуемого).

1. Однородные подлежащие, придаточное предложение, определительный оборот:

Жить на земле, душой стремиться к небу – вот человека радостный удел.

Главное, чем знаменита Лапландия, – это то, что здесь живёт Санта-Клаус.

Птицы, зимующие у нас, – это синичка, снегирь.

Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь.

Наш век (я не боюсь повториться) – век больших скоростей.

Разработать названия знаков, как разработаны названия цветов, – дело будущего.

2. В том числе тире ставится при различных вариантах «заполнения паузы»:

Озеро, заросшее камышом, – не лучшее место для купания.

Мы , коты, – любознательный народ.

Это кольцо, если сравнивать его с другими, – не самое дорогое.

Радости, которые не сохраняются в памяти, – не настоящие радости.

Облака, плывущие по синему небу, – как прекрасные замки на морском берегу.

Этот сруб, покрытый зелёной крышей, – тоже дом Назимова.

3. Отсутствие тире при заполнении паузы

В качестве исключения тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым находится дополнение или обстоятельство, отнесённое ко всему предложению (вариант с заполнением паузы):

Дом, в котором мы живём, давно уже не наш дом.

Тема 3. Осложненное сказуемое

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Постановка задачи

Сказуемое может быть осложнено:

а) однородным рядом,

б) определительным оборотом,

в) придаточным предложением, отнесённым к сказуемому.

2. Общий принцип решения и интонация

Осложнение сказуемого способствует постановке тире. При постановке тире в устной речи делается пауза, подлежащее в первой части предложения выделяется с помощью интонационного ударения.


§2. ПОСТАНОВКА ТИРЕ ПРИ ОСЛОЖНЁННОМ СКАЗУЕМОМ

1. При различных способах осложнения сказуемого тире ставится в большинстве случаев , при этом выделяется подлежащее с помощью паузы и интонационного ударения. В том числе тире ставится, если сказуемое выражено прилагательным или местоимением, а также при различных вариантах «заполнения паузы», если это соответствует интонационной схеме предложения:

Я – твой, Россия, твой по роду! Мой предок вел соху в полях.

Ветви стволов – как своды прекрасного храма, возведенного природой .

Но Чацкий и его единомышленники – точно передовые воины, застрельщики и поэтому всегда жертвы.

Слог повести – то блеск молнии, то удар меча .

Печально я гляжу на наше поколение, его грядущее – иль пусто, иль темно.

Женщины и девушки – весёлые, гибкие, с тёмно-синими глазами, тоже бронзовые .

Пьющие утром воду – вялы , как все больные , а пьющие вино вечером – несносны, как все здоровые.

Ведь я – сочинитель, человек, называющий всё по имени .

Искусство получает у Маяковского как бы религиозное качество, оно – пророк, диктующий миру свои законы.

2. Тире не ставится (выделение сказуемого)

В сходных вариантах тире может не ставиться в соответствии с интонацией предложения (нет паузы после подлежащего, интонационным центром являются однородные прилагательные):

Он парень не злой, не жестокий .


§3. СКАЗУЕМЫЕ С ЧАСТИЦЕЙ НЕ

1. Тире ставится (выделение подлежащего)

Для осложненных сказуемых с частицей НЕ (НЕ… А, НЕ и НЕ, НЕ ТОЛЬКО… НО И) делается пауза и ставится тире в том случае, если требуется выделить подлежащее (авторское выделение, значительная распространенность подлежащего, развитие темы подлежащего в последующем тексте):

Наша задача – не отразить атаку врага, а уничтожить противника

Идеал Данко – не борьба против тягостных условий жизни, а мечта освободить человечество от низменных чувств

Социальные темы для поэтессы – не социальный заказ , а крик души.

Стихи – не каприз и не шалость.

Я – не муж, не жених твой, не друг .

Онегин – не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Лес – не просто растительность на почве. Лес – ничем не заменимая экологическая система планеты.

Писательство – не ремесло и не занятие . Писательство – призвание .

Профессиональный язык – не просто другие слова . Это другое понятие , другое мышление.

2. Тире не ставится (выделении сказуемого)

При отсутствии паузы смысловым центром высказывания становится сказуемое, тире в этом случае не ставится:

Москва не безмолвная громада камней, составленных в симметричном порядке .

Узнав, что Наумов не инженер, а конногвардеец , она сожалела о том, что высказала свою тайну.

Природа не храм, а мастерская , и человек в ней работник.

Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя земля .

Дятел не только плотник, но и отличный верхолаз.

Народ не только материальная сила, но и источник духовности.

Счастье не только награда за достигнутое, но и сам путь к успеху.

Любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне.

3. Тире не ставится перед устойчивыми сочетаниями

Тире обычно не ставится перед сочетаниями НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК (нет паузы и тире, интонационным центром является сказуемое):

Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии.

Такая жизнь не что иное, как эгоизм и лень.

Раздел 3. Эллиптические и неполные предложения

Постановка тире в эллиптических и неполных предложениях зависит от их структуры, также это может быть авторским решением.


Раздел включает две темы:

1.

2. Тире в неполных предложениях

Тема 1. Тире в эллиптических предложениях

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Определение

Тире может ставиться в эллиптических предложениях особого построения, состоящих из

(1) подлежащего и (2) дополнения или обстоятельства (сказуемое в таких предложениях всегда отсутствует).


– А разве бывают предложения без сказуемого ? А как же предикативность (время, наклонение), они ведь должны быть обязательно выражены?

– Эллиптические предложения – это особый вид предложений. В них подразумевается действие, но оно может выражаться целой группой глаголов , например: Все в подвал (идите, бегите, прячьтесь).


Эти предложения не считаются неполными , так как они не соотносятся с соответствующими полными предложениями.

В эллиптических предложениях возможно наличие или отсутствие тире между двумя частями предложения.

2. Общий принцип решения

Тире в эллиптических предложениях ставится в следующих случаях :

А) при наличии паузы между первой и второй частью предложения;

Б) при наличии паузы в предложениях с параллельной структурой и интонацией;

В) в лозунгах.

Тире в эллиптических предложениях не ставится в следующих случаях :

А) при отсутствии паузы (часто в поэтической речи);

Б) в назывных предложениях, сходных с эллиптическими.


– Значит, всё зависит от интонации? А как узнать, что в предложении нужно сделать паузу?

– В действительности всё зависит от оттенка смысла, так как с помощью паузы мы выделяем первую часть предложения.


3. Интонация

Постановка тире в эллиптических предложениях соответствует наличию паузы в устной речи, при этом при наличии паузы с помощью логического ударения выделяется первая часть предложения .


§2. ПОСТАНОВКА ТИРЕ В ЭЛЛИПТИЧЕСКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАВИСИТ ОТ НАЛИЧИЯ ПАУЗЫ

1. Общий принцип решения

В эллиптических предложениях постановка тире зависит от наличия паузы. Обычно пауза делается в различных описаниях , когда выделяется первая часть предложения, и не делается в поэтической речи.

2. Эллиптические предложения

А) Эллиптические предложения, пауза, тире, выделение первой части:

Обстоятельство – подлежащее

Налево от входа – каменное двухэтажное здание.

Лепятся друг к другу дома. За ними – огороды.

Тихо в комнате просторной, а за окнами – мороз.

Везде – высокие покои, в гостиной – штофные обои.

Подлежащее – обстоятельство

Подлежащее – дополнение:

Так вот в чём прелесть полёта в небо! Она – в паденье!

Живучесть Чацкого – не в новизне идей.

Дополнение – подлежащее:

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперёд.

Б) Эллиптические предложения, нет паузы, тире:

Обстоятельство – подлежащее

Снова в час ночной тучи над землёй.

Посреди небесных тел лик луны туманный.

Весёлые лодки в дали голубой.

Дополнение – подлежащее:

И в жёнах, дочерях к мундирам та же страсть.

3. Эллиптические предложения параллельной структуры

А) Наличие параллельной интонации (чередование повышения и понижения тона) способствует постановке тире:

На полу – ковры, над столом – красивый абажур.

Да здравствует человек, владыка своих желаний! Весь мир – в его сердце, вся боль мира – в его душе!

В степи под Херсоном – высокие травы, в степи под Херсоном – курган.

Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.

Широкий овраг: на одном боку – избы, на другом – усадьбишка.

Б) Однако при отсутствии параллельной интонации (обычно в нераспространённых предложениях) паузы отсутствуют и тире не ставится:

Татьяна в лес, медведь за нею.

4. Тире в лозунгах

В лозунгах всегда ставится тире, что соответствует наличию паузы:

Студентам – знания! За первое место – приз. Прежде всего – деловитость!

Награда – победителю! Забота о детях – прежде всего! Родине – наш труд!


§3. ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ В НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Эллиптические предложения следует отличать от сходных с ними по структуре назывных предложений , в которых вторая часть является не обстоятельством, а обстоятельственным определением:

Ночь. Тишина. Сияние звёзд на тёмном небе

Цепи синих гор в лучах солнца, туман над долинами.

Кавказ! Долгий путь над пропастью, где шумит река.


– В назывных предложениях сказуемое тоже отсутствует?

– По поводу назывных предложений в лингвистической науке нет единого мнения. Считается, что в этом случае автор выступает в качестве наблюдателя в том времени, которое он описывает.


Сравнить: Прекрасная погода (назывное предложение, констатация факта). – Погода прекрасная (двусоставное предложение, описание пространства ). Соответственно, назывные предложения всегда относятся к конкретному (настоящему) времени, хотя в них и нет сказуемого.

В то же время существует другой метод описания, который фактически отрицает существование назывных (односоставных) предложений. В этом случае считается, что они имеют нулевое сказуемое и входят в парадигму двусоставных предложений следующего вида : Зима. – Была зима. – Будет зима.

Тема 2. Тире в неполных предложениях

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Определение

Неполными называются предложения , в которых пропущенные члены можно восстановить по тексту (чаще всего пропускается сказуемое).

По структуре неполные предложения сходны с эллиптическими, но при этом пропущенный член однозначно восстанавливается по предыдущему тексту .

Соответственно, неполные предложения обычно имеют параллельную структуру .

2. Общий принцип решения

Тире на месте пропущенных членов ставится при наличии паузы и параллельной интонации . Тире не ставится, если пауза или параллельная интонация отсутствует .

Два варианта решения можно сравнить на следующем примере с небольшой разницей в грамматике, но разной интонацией:

Тире не ставится (предпочтительный вариант для нераспространенного предложения):

Дни становились длиннЕе, а ночи корОче.

Это ССП с союзом А, здесь две фразы, тоническим ударением выделены только сказуемые.

Тире ставится:

ДнИ становились длиннЕе, нОчи – корОче.

Это БСП, нет союза А, в связи с чем предложение удобно прочитать с параллельной интонацией, сделав паузу в речи, и обозначить ее тире на письме.


§2. ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ТИРЕ В НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

1. Тире ставится

Тире на месте пропущенных членов ставится при наличии паузы и параллельной интонации , при этом логическим ударением выделяются пары слов :

МИр освещается солнцем, а человЕк – знанием.

Береги плАтье снову, а чЕсть – смолоду.

Мы почитаем всех нулЯми, а единИцами – себя.

НалЕво шумела забытая ель, напрАво – плакучая ива.

Иван ИвАнович бреет бороду два раза в неделю, а Иван НикИфорович – один раз.

2. Тире не ставится

Тире не ставится, если пауза и параллельная интонация отсутствуют :

Ты делаешь вещи дОлгие, а я корОткие.

Егорушка долго оглядывал егО, а он ЕгОрушку.

Я буду ловИть птиц, а бабушка продавАть.

Я был озлОблен, он угрЮм.


§3. ПОСТАНОВКА ТИРЕ В НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПРИ РАСКРЫТИИ ТЕМЫ

1. Постановка задачи

Неполные предложения могут раскрывать предварительно заданную тему (часто после двоеточия в бессоюзном сложном предложении).

2. Решение задачи

Постановка тире в таких предложениях также зависит от наличия параллельной интонации и пауз.

А) Тире ставится при наличии пауз и параллельной интонации (основной вариант):

Три девушки окружали её: однА держала банку румЯн, другАя – коробку со шпИльками, трЕтья – высокий чепец огненного цвЕта.

Тучи заходили с двух сторон: слЕва – почти чЁрная, спрАва – седАя, грохочущая непрерывным грОмом.

Оба они обрадовались: онА – его довЕрию, Он – её готовности понЯть.

Трое ворот вело из города: однИ – на пОлдень, другИе – на сЕвер, трЕтьи – прямо в ОрдУ.

Б) Тире не ставится при отсутствии пауз и параллельной интонации (нераспространенные предложения):

В спальне две маленькие двери: справа в кабинЕт, а слева в коридОр.

М.ЕЛИСЕЕВА,
г. Санкт-Петербург

Все случаи постановки тире.
Повторение

Материал готовят ученики

Один из эффективных и интересных методов работы над правилами русской пунктуации – самостоятельный подбор учениками примеров на пройденное правило из различных текстов. Это могут быть произведения как отечественной, так и зарубежной литературы, как классической, так и современной. Кроме того, это могут быть не только художественные произведения, но и тексты научного или газетно-публицистического стиля (фрагменты или отдельные предложения из энциклопедий, статей и т.п.). Единственный запрет – не пользоваться учебной литературой, тем более учебниками русского языка. Проверить, самостоятельно ли найден пример учеником, очень просто: попросите каждого указывать автора (фамилию и инициалы) книги, из которой выписано предложение, а также ее название. Проверяя выполнение этого задания, вы не только получите представление об умении каждого ученика производить синтаксический и пунктуационный анализ текста, но и узнаете читательские пристрастия ваших учеников. Занятия русским языком становятся интереснее, живее. Лучшие примеры стоит продиктовать в классе и проанализировать. Обязательно назовите того, из чьей тетради взято предложение. Ребятам тоже интересно узнать больше друг о друге: что они читают, чем интересуются помимо школьной программы. Не запрещайте выбирать примеры и из детских книг, даже если ваши ученики – старшеклассники. В сказочной повести А.Милна «Винни-Пух», переведенной Б.Заходером, можно обнаружить почти все возможные в русском языке случаи постановки тире и двоеточия.
Постепенно вы соберете коллекцию замечательных примеров, которые будете использовать на уроках вместо скучных и всем (а в особенности вам) надоевших примеров из учебников.
Перед вами предложения, собранные моими учениками, на одну из самых «обширных» пунктуационных тем. Эти примеры подойдут для обобщающего повторения по теме «Тире», когда пройдены все частные темы: тире между подлежащим и сказуемым, перед обобщающими словами, при выделении приложений, вставных конструкций, между частями сложного бессоюзного предложения и др.

ТИРЕ СТАВИТСЯ

1. Между подлежащим и сказуемым с нулевой связкой, если главные члены выражены существительным, инфинитивом, количественным числительным в именительном падеже, а также словосочетанием, содержащим указанные части речи.

Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? (М.Ю. Лермонтов . Герой нашего времени)

Любовь украшает жизнь.
Любовь – очарование природы... (М.М. Зощенко . Голубая книга. Любовь)

Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается. (И.С. Тургенев . Отцы и дети)

Замечу кстати: все поэты – любви мечтательной друзья. (А.С. Пушкин . Евгений Онегин)

А гений и злодейство – две вещи несовместные. (А.С. Пушкин . Моцарт и Сальери)

– Прокатилов – сила! – начала компания утешать Стручкова. (А.П. Чехов. На гвозде)

Знать, мой удел – лелеять грезы
И там со вздохом в высоте
Рассыпать огненные слезы.

(А.А. Фет. Ракета)

Это типичное пижонство – грабить бедную вдову. (И.Ильф, Е.Петров . Двенадцать стульев)

2. Перед словами это, вот, значит , стоящими между подлежащим и сказуемым.

А уменьшить сумму человеческих жизней на 50 миллионов лет – это не преступно. (Е.Замятин . Мы)

Но мы-то знаем, что сны – это серьезная психическая болезнь. (Е.Замятин . Мы)

Вечно жить среди мучений,
среди тягостных сомнений –
Это сильных идеал,
Ничего не создавая, ненавидя, презирая
И блистая, как кристалл.

(Н.Гумилев. Злобный гений, царь сомнений...)

3. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в именительном падеже, тире ставится в следующих случаях:

а) при логическом выделении местоимения :

Она – виновница того превращения. (И.А. Гончаров . Обломов)
Ты – лестница в большом, туманном доме. (В.В. Набоков. Лестница)

б) при противопоставлении :

Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.

(Б.Л. Пастернак . Чудо)

Вот мы – соучастники сборищ.
Вот Анна – сообщник природы...

(Б.А. Ахмадулина. Анне Каландадзе)

в) при обратном порядке слов :

Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я».

(А.С. Пушкин . Сказка о царе Салтане)

г) при структурном параллелизме частей предложения :

Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!

(А.А. Блок. О, я хочу безумно жить!)

4. При наличии паузы на месте отсутствующего главного или второстепенного члена в неполных предложениях.

Блуждая глазами, Иван Савельевич заявлял, что днем в четверг он у себя в кабинете в Варьете в одиночку напился пьяным, после чего куда-то пошел, а куда – не помнит, где-то еще пил старку, а где – не помнит, где-то валялся под забором, а где – не помнит опять-таки. (М.А. Булгаков . Мастер и Маргарита)

Зимой на Песчаной улице было много свету, было серо и пустынно, весной – солнечно, весело, особенно при взгляде на белую стену протоиерейского дома, на чистые стекла, на серо-зеленые верхушки тополей в голубом небе. (И.А. Бунин . Чаша жизни)

Огонь огнем встречают,
Беду – бедой и хворью лечат хворь...

(В.Шекспир . Ромео и Джульетта. Пер. Б.Л. Пастернака)

5. Интонационное тире между любыми членами предложения.

Лежали мертвые – и лепетали ужасную, неведомую речь. (А.С. Пушкин . Пир во время чумы)

Князь снял запор, отворил дверь и отступил в изумлении, весь даже вздрогнул: перед ним стояла Настасья Филипповна. (Ф.М. Достоевский . Идиот)

Это – гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору. (И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев)

6. В примечаниях объясняемое слово отделяется от объяснения тире (независимо от формы выражения сказуемого).

Сивилла Самийская – от названия острова Самос. (Д.С. Буслович . Люди, герои, боги)

7. При обобщающих словах:

а) если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения:

Опалу, казнь, бесчестие, налоги, и труд, и глад – все испытали вы. (А.С. Пушкин. Борис Годунов)

Торжество самосохранения, спасение от давившей опасности – вот что наполняло в эту минуту все его существо. (Ф.М. Достоевский . Преступление и наказание)

б) когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, после него ставится двоеточие, а после однородных членов ставится тире, если после них предложение продолжается:

все вокруг: залитое кровью поле, французы, валяющиеся грудой повсюду, разбросанные грязные тряпки в крови – было мерзко и отвратительно. (Л.Н. Толстой . Война и мир)

Толпа строений: людских, амбаров, погребов – наполняла двор. (Н.В. Гоголь . Мертвые души)

8. Между словами и цифрами для указания пространственных, временных или количественных пределов («от... до»).

Вехой была когда-то по большому водному пути Воронеж – Азов. (М.А. Шолохов . Тихий Дон)

Примечание . Если между существительными – именами собственными или цифрами можно вставить или , то ставится дефис.

Явились и две-три прежние литературные знаменитости, случившиеся тогда в Петербурге и с которыми Варвара Петровна давно уже поддерживала самые изящные отношения. (Ф.М. Достоевский . Бесы)

9. Для обособления приложения, если оно носит пояснительный характер.

Другое же дело – получение денег – точно так же встречало препятствия. (Л.Н. Толстой . Анна Каренина)

10. Перед приложением, стоящим в конце предложения, если оно логически выделено.

В моей комнате я застал конторщика соседнего имения – Никиту Назарыча Мищенку. (А.И. Куприн . Олеся)

Он прошел всю Богоявленскую улицу; наконец пошло под гору, ноги ехали в грязи, и вдруг открылось широкое, туманное, как бы пустое пространство – река. (Ф.М. Достоевский . Бесы)

11. Для обособления распространенных согласованных определений, стоящих в конце предложения, особенно при перечислении:

Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с перышками, и без перышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель – черных, белых, желтых, кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками. (М.А. Булгаков . Мастер и Маргарита)

12. Для обособления второстепенных членов предложения, выраженных инфинитивом, носящих пояснительный характер, – и в конце и в середине предложения:

Кот Василий взял весенний отпуск – жениться. (А. и Б. Стругацкие . Понедельник начинается в субботу)

Из-за Сибгатова у Донцовой даже изменилось направление научных интересов: она углубилась в патологию костей из одного порыва – спасти Сибгатова. (А.И Солженицын . Раковый корпус)

13. Для обособления вставных конструкций.

Убили его – какое странное слово! – через месяц, в Галиции. (И.А. Бунин. Холодная осень)

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами –
Мы расточать, а не копить.

(А.А. Ахматова . Нам свежесть слов...)

14. Между частями сложносочиненного предложения, если в предложении содержится противопоставление или указывается на быструю смену событий.

Лошади шли шагом – и скоро стали. (А.С. Пушкин . Капитанская дочка)

Гетман воцарился – и прекрасно. (М.А. Булгаков . Белая гвардия)

15. Для интонационного отделения придаточного и главного предложений (часто – в предложениях с параллелизмом структуры).

Если смерть – светло я умираю,
Если гибель – я светло сгорю.
И мучителей моих я – не прощаю,
Но за муку – их благодарю.

(З.Гиппиус. Мученица)

А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно – что жилы отворить. (Б.Л. Пастернак . Разрыв)

16. В бессоюзных сложных предложениях, если:

а) вторая часть противопоставляется первой:

За мной гнались – я духом не смутился. (А.С. Пушкин . Борис Годунов)

Твори добро – не скажет он спасибо. (А.С. Пушкин . Борис Годунов)

б) вторая часть содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой:

Вели – умру; вели – дышать я буду лишь для тебя. (А.С. Пушкин. Каменный гость)

Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло...

(Ф.И. Тютчев . К.Б.)

Я умираю – мне не к чему лгать. (И.С. Тургенев . Отцы и дети)

в) вторая часть содержит сравнение с тем, о чем говорится в первой:

Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит.

(Н.А. Некрасов. Мороз, Красный нос)

г) в предложении выражается быстрая смена событий, неожиданное присоединение:

Приди ко мне на рюмку рома,
Приди – тряхнем мы стариной.

(А.С. Пушкин . Сегодня я поутру дома...)

д) первая часть указывает на время или условие совершения действия, о котором говорится во второй части:

Условие :

Бог даст – лет десять, двадцать,
И двадцать пять, и тридцать проживет он.

(А.С. Пушкин . Скупой рыцарь);

Мне ведь наплевать, Варвара Ардалионовна; угодно – хоть сейчас исполняйте ваше намерение. (Ф.М. Достоевский . Идиот)

Время :

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

(И.А. Бунин . И цветы, и шмели...)

е) с изъяснительным значением второй части (перед ней можно вставить союз что ); однако обычно в этом случае ставится двоеточие, сравните:

Я знаю – гвоздь у меня в сапоге
кошмарней, чем фантазия у Гете!

(В.В. Маяковский . Облако в штанах)

Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Все лишь бредни – шерри-бренди –
Ангел мой.

(О.Э. Мандельштам . Я скажу тебе...)

ж) вторая часть является присоединительным предложением (перед ней стоит или можно вставить слово это ):

Орущих камней государство –
Армения, Армения!
Хриплые горы к оружью зовущая –
Армения, Армения!

(О.Э. Мандельштам . Армения)

17. При прямой речи.

ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ

Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, если:

1. Перед сказуемым есть отрицание, вводное слово, наречие, союз, частица:

Я очень жалею, что мой муж не доктор. (А.П. Чехов. Именины)

Еще один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума? (В.М. Шукшин . Срезал)

Сравните при наличии паузы:

Степа был хорошо известен в театральных кругах Москвы, и все знали, что человек этот – не подарочек. (М.А. Булгаков . Мастер и Маргарита)

Так начинают понимать.
И в шуме пущенной турбины
Мерещится, что мать – не мать,
что ты – не ты, что дом – чужбина.

(Б.Л. Пастернак . Так начинают...)

2. Перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения:

[Трофимов:] Вся Россия наш сад.

(А.П. Чехов. Вишневый сад)

Сравните при наличии паузы: Господин Г-в служит, а господин Шатов – бывший студент. (Ф.М. Достоевский . Бесы)

Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь – только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями. (В.В. Набоков . Другие берега)

3. Именное составное сказуемое предшествует подлежащему:

Славное место эта долина!

(М.Ю. Лермонтов . Герой нашего времени)

4. Подлежащее в сочетании со сказуемым является фразеологическим оборотом:

«Чужая душа потемки, – отвечает Бунин и добавляет: – Нет, своя собственная гораздо темнее».

(И.А. Ильин . Творчество И.А. Бунина)

5. Подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в именительном падеже:

Да, Льюс – это тип. Конечно, он зануда, но запас слов у него гигантский. (Дж. Д. Сэлинджер . Над пропастью во ржи)

6. В предложениях разговорного стиля:

Что волосы! Вздор волосы! Это я говорю! Оно даже лучше, коли драть начнет, я не того боюсь... (Ф.М. Достоевский , Преступление и наказание)

Потребность в знаках препинания стала ощутимой с развитием книгопечатания. В XV веке пунктуацию изобрели итальянские типографы. Ее приняли в большинстве стран Европы. Использование знака началось в XVIII веке. Закрепил его функцию в русском языке Николай Карамзин. Впервые его описал А. А. Барсов в 1797 году. Постановка тире между подлежащим и сказуемым происходит по правилам классического и делового языка. В устной речи с его помощью выражают паузу с повышением и понижением тона.

Для чего нужны правила

Правильно писать может научиться каждый человек. Грамотность выделяет людей, указывая на их ум, желание выделиться. Простое заполнение документов приводит в ступор, так как многие не знают элементарных правил написания падежных окончаний. Чаще всего оформляют заявления. Именно здесь и понадобится знание правил постановки тире между подлежащим и сказуемым. Это главные члены предложения, которые всегда стоят в именительном падеже.

Их изучение начинается в начальной школе, однако не все помнят, что их связывает. Подлежащее - это главный член предложения, который рассказывает о ком, или о чем говорится в тексте. Необходимо задать вопрос, чтобы узнать, кто или что является главным. «Когда мама пришла домой, настроение ее улучшилось». Так как мама - это живое существо, ставится вопрос кто? О ней и идет речь в предложении.

Затем мы можем узнать, что она делает или уже сделала. В этом нам поможет сказуемое. Оно указывает на производимое подлежащим действие. Например, наша мама что сделала? (пришла). Так как предложение является сложным, в нем две грамматические основы. Во второй части говорится о настроении. В этом случае уместным будет вопрос что? (настроение) и что сделало? (улучшилось). В зависимости от того, что хочет сказать автор, как передать чувства, будет зависеть расстановка знаков препинания. Использование тире предполагает знание нюансов при написании.

Роль знака в предложении

В письменной речи знаки препинания помогают ясно излагать мысли, отделяют предложения или его части. Тире используется не так часто, как запятая, однако, правила постановки черточки между подлежащим и сказуемым помогут составить простое и сложное предложение.

Основы русского языка изучает каждый, но не все помнят, как использовать черточку в письменной речи. Вследствие этого многие изъясняются без лишних знаков препинания. Значимость тире недооценивают, ведь с его помощью привлекают внимание читателя, акцентируют смысловое ударение, ставят перед словом «это».

В грамматике русского языка знаки делятся на несколько категорий:

  1. Отделяющее тире ставят между подлежащим и сказуемым.
  2. Выделяющее необходимо для вводных и вставных конструкций.
  3. Разделяющая черта необходима для прямой речи и диалога.

Чтобы рассмотреть все случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, определяют роль черточки в предложении. Это поможет избежать и писать осознанно.

Написание тире: основные правила

Грамматическая основа разделяется пунктуационным знаком, который заменяет пропущенную часть составного сказуемого, чаще именного. В предложении постановка черточки будет происходить по одной из схем. Возможен один из представленных вариантов:

  • Существительное выступает в роли подлежащего и сказуемого, каждый из которых в именительном падеже: «Мама - лучший друг», «Работа - помощник от скуки».
  • Главные члены предложения обозначены неопределенной формой глагола: «Жить - Родине служить», «Любить - человеком быть».
  • Существительное плюс инфинитив: «Думать о других - закон жизни нравственного человека», «Моя мечта - сделать мир лучше».

Постановка знака тире между подлежащим и сказуемым отличается в зависимости от того, какими частями речи выражены главные члены предложения. Это количественное числительное в именительном падеже, оборот с ним или существительное в этом же падеже. Например, Вся Галактика - больше миллиона звезд; Семью семь - сорок девять. Однако в специальной литературе написание характеристики происходит без употребления черточки.

Правильная постановка знака

Неопределенная форма глагола связана с категорией состояния или наречием со значением: «Не знать правил русского языка - плохо». В предложении с подлежащим-инфинитивом и сказуемым в виде предикативного наречия на букву о, если делается пауза: «Не знать правил русского языка - плохо». Если интонацией нет выделения, знак не нужен: «Курить вредно».

Примеры постановки тире между подлежащим и сказуемым:

  • Алгебра - это раздел математики, который изучает операции над элементами множеств.
  • Оттава - столица Канады.
  • Следующая станция - «Московская».

Кроме этого, знак препинания необходим в предложении, отличающимся характером логического определения: «География - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли». В научном и публицистическом тексте с помощью черты указывают на оценку предмета или явления: «Характер - стойкие психические свойства, определяющие поведение личности». Тире ставят, если имеются однородные подлежащие: «Храбрость и сила - черты богатырей на Руси».

Написание тире по правилам русского языка

Постановка тире между подлежащим и сказуемым необходима, когда смысл в предложении двоякий. Например, Младшая сестра - моя подруга; Младшая сестра моя - подруга. Наличие однородных подлежащих подразумевает написание черты: «Доброта и нежность - положительные характеристики».

Фразеологический оборот - это выражение, в котором две и более единицы с целостной структурой и значением. При использовании его в тексте необходимо написание тире: «Мы с братом - седьмая вода на киселе». Употребление местоимения ЭТО зависит от того, читают ли текст с паузой или без нее, нужно ли логически выделить подлежащее. Разницу можно увидеть при сравнении предложений: «Этот спектакль - выступление новой актрисы». «Это очень сложная проблема».

С помощью знака препинания интонационно разделяют предложения, чтобы легко воспринималось его содержание: «Голос - тихий, спокойный…». «Море возле нашего домика - темно-синее». Знак поможет усилить яркость описываемых образов при написании сочинений.

Независимо от того, в какой форме выражается сказуемое, тире ставится в сносках, чтобы отделить главное слово от объяснения. Часто такая постановка тире между подлежащим и сказуемым встречается в словарях. «Артемида - богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения».

В каких случаях тире не ставится

Рассматривать правильность расстановки знаков препинания призван раздел русского языка «Пунктуация». В нем отражается способ регулировки интонационного строя речи, синтаксических и смысловых отношений в языке. Важно знать, в каких случаях тире не пишут, чтобы передать эмоциональную окраску.

Если в предложении подлежащее - это личное местоимение, а сказуемое является существительным в именительном падеже, черточка не понадобится. Это видно в предложении: «Я хорошая мама, поэтому всегда поддерживаю своих детей», «Он профессионал своего дела, поэтому все быстро починит».

В художественных текстах, научно-популярных, публицистических, учебных соблюдают условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Нет необходимости использовать знак при использовании личного или вопросительно-относительного местоимения, которое связано по смыслу с существительным в именительном падеже.

Когда знак препинания не понадобится

При написании любого предложения учитывают знаки препинания. Они понадобятся в простом и сложном предложении, подчеркнут важность однородных членов. Не ставят черточку при выражении сказуемого прилагательным, местоименным прилагательным: «У него умная голова, но сердце холодное», «Родная страна моя!». Не понадобится тире, если сказуемое логически подчеркивается или имеется противопоставление: «Я хороший учитель, ты столяр и плотник».

Не используют черту в простых предложениях, когда используют разговорную речь: «Моя мама доярка». Между главными членами может стоять сравнительный союз как, точно, словно, вроде как, все равно что. В этом случае постановка тире между подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении сводится к отсутствию знака.

  1. Твои глаза как бездонный океан.
  2. У тебя заколка вроде как сова.
  3. Голос твой все равно что песня соловья.

Отсутствие тире: правила

Частица НЕ употребляется со всеми самостоятельными частями речи. Перед сказуемым она необходима для отрицания. Это указывает на отсутствие необходимости использовать черту в предложении. Часто правило регулирует написание пословиц и поговорок.

  • Бедность не порок.
  • Аналогия не доказательство.
  • Лихо помнится, а добро век не забудется.
  • К доброму плохое не пристанет.

Однако при необходимости подчеркнуть сказуемое с помощью интонации постановка тире отличается. В этом случае знак необходимо ставить: «Жизнь прожить - не поле перейти».

Когда не ставят тире: примеры

Несмотря на то что черточка в предложении определяет границы простых предложений, разделяет подлежащее и сказуемое, в некоторых случаях ее не пишут. Правило распространяется при написании фразы, в которой есть вводное слово, союз, частица, наречие.

  • Соя, как известно, полезная культура.
  • Театр по-прежнему популярный вид искусства.
  • Июнь только начало летних каникул.

В рассказах авторы часто используют второстепенный член предложения, который не согласуется со сказуемым. Составление предложений происходит с постановкой сказуемого до подлежащего: «Мария нам подруга», «Хороший человек Сан Саныч!».

Правильно написать тире между подлежащим и сказуемым сможет каждый, посмотрев видео ниже.

Тире - это знак, разделяющий предложение на две части. Он привносит дополнительный смысловой оттенок, помогает избежать сложностей при пунктуационном оформлении текста. Правильная постановка черточки необходима в любом тексте в привычном понимании всего раздела пунктуации в русском языке. Знак препинания ярко иллюстрирован в классике и произведениях поэтов нашей страны.

Поделиться: