Методические указания по расчету арендной платы. II

Федотова Марина Алексеевна ,
д.э.н., проф., проректор Финансовой академии при Правительстве РФ, президент СМАО;
Семенова Евгения Александровна ,
генеральный директор НП «Лига оценщиков земли», член экспертного совета СМАО;
Прорвич Владимир Антонович ,
д.т.н., проф., зав. кафедрой «Экономика городского землепользования» Московского государственного университета геодезии и картографии, председатель Комитета земельно-имущественных отношений Московской ассоциации предпринимателей, председатель научно-методического совета СМАО.

Обобщение реальной практики работы оценщиков по определению размеров арендной платы на основании результатов оценки городских земельных участков показало, что одной из самых серьезных проблем в этой области является отсутствие надлежащего нормативно-методического обеспечения. Действующее законодательство предусматривает необходимость установления общих начал определения арендной платы за землю Правительством РФ. Однако до настоящего времени подобные решения еще не приняты.

В докладе «О мерах по реализации земельной реформы» к заседанию Правительства Российской Федерации 10 февраля 2005 г. министр МЭРТ Г.О.Греф сформулировал предложение об установлении арендной платы в размере 3% от кадастровой стоимости земельных участков. Однако в том же докладе отмечено, что «в действующем законодательстве отсутствуют легальные определения основополагающих понятий кадастровой оценки, а именно, понятие самой кадастровой оценки, определение ее объекта, а также понятие кадастровой стоимости. Отсутствие таких определений способствует неопределенности, неоднозначности и отсутствию единообразия в деятельности по кадастровой оценке .

Действующим законодательством практически не урегулирован порядок и полномочия по проведению кадастровой оценки и утверждения результатов. В частности, полномочия по организации работ по государственной кадастровой оценке земель и утверждению результатов не установлены федеральным законом, что дает основания для оспаривания в суде законности решений органов власти по утверждению результатов кадастровой оценки. Установленный Правительством Российской Федерации порядок предусматривает утверждение результатов работ по кадастровой оценке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в нормативных правовых актах отсутствуют основания, по которым органы субъектов РФ могут отказаться от утверждения представленных результатов или внести в них изменения. По информации Роснедвижимости о результатах выборочной проверки по 29 субъектам Российской Федерации, в 14 из них выявлено отличие утвержденных показателей от расчетных и согласованных на федеральном уровне и на уровне местного самоуправления, то есть, по сути, были нарушены принципы использования оценки стоимости земельных участков и сохранен действующий нормативный подход к определению стоимости земель для целей налогообложения.

Нормативными правовыми актами не урегулированы вопросы уведомления налогоплательщика о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка и не установлена возможность налогоплательщика в досудебном порядке разрешать споры, связанные с правильностью определения кадастровой стоимости находящегося в его собственности земельного участка. Возможность досудебного разрешения споров приобретает также большое значение, в случае если результаты кадастровой оценки будут использованы для определения выкупных цен при переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельными участками.

Действующая методическая база системы государственной кадастровой оценки земель нуждается в устранении недостатков. В частности, существенные вопросы вызывают норма капитализации и размер абсолютной ренты, заложенные в методику государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственных угодий, а также высокая кадастровая стоимость участков под промышленными предприятиями, расположенными на землях поселений). Кроме того, методики предусматривают расчет удельных показателей и не регулируют вопросов определения кадастровой стоимости отдельного земельного участка.

Действующим законодательством не урегулированы вопросы периодичности проведения государственной кадастровой оценки для различных категорий земель, а также порядок актуализации сведений о кадастровой стоимости земельных участков, хранящихся в базах данных автоматизированной системы государственного земельного кадастра и предоставляемых в налоговые органы для целей налогообложения».

Еще раз подчеркнем, что перечисленные выше недостатки кадастровой оценки отражают позицию самого министерства, ответственного за проведение земельной реформы в стране. Авторы готовы солидаризироваться с уважаемым министром в столь резких оценках подведомственных ему организаций. Мы готовы оказать всемерную помощь для скорейшего исправления отмеченных недостатков, о чем многократно и развернуто написано в наших публикациях. Более того, научно-методическим советом СМАО разработана программа работ по созданию стандартов и правил оценки, в том числе и арендной платы за землю. Это большая и достаточно длительная работа, первый этап которой мы надеемся завершить к концу года. Однако встает практический вопрос о том, что же делать практикующим оценщикам, выполняющим оценочные работы по данной тематике по заданию Росимущества и его территориальных подразделений сейчас, до кардинального решения этих проблем на высоком уровне?

Ряд предложений концептуального характера для решения этой проблемы был сформулирован в нашей предыдущей публикации в первом бюллетене СМАО. Их обсуждение с нашими коллегами на региональных совещаниях оценщиков Южного федерального округа в Ростове-на-Дону в апреле 2005 г. и Уральского федерального округа в Тюмени в мае 2005 г. позволило сделать следующий шаг в подготовке временных методических рекомендаций по определению арендной платы для земельных участков, находящихся в публичной собственности, по результатам их надлежащей оценки. Из-за ограниченности объема данной публикации изложим лишь некоторые из них.

Общеизвестно, что понятие «рыночная стоимость» трактуется в законе «Об оценочной деятельности», как наиболее вероятная цена отчуждения объекта на открытом рынке. При этом понятие «отчуждение» для объекта недвижимости согласно действующему законодательству означает совершение сделки определенного вида. Но для объектов, находящихся в публичной и частной собственности, перечень возможных сделок и правила их осуществления принципиально различны. Поэтому прямое перенесение правил и методов оценки объектов, находящихся в частной собственности и свободном рыночном обороте, на объекты публичной собственности неизбежно приводит к грубым ошибкам.

Из-за специфики российского гражданского, земельного, градостроительного и иного смежного законодательства, вместо единых объектов недвижимости, где и земельный участок, и расположенное на нем здание находятся в частной собственности, оценщикам приходится сталкиваться совсем с другими объектами - земельно-имущественными комплексами. Их отличительной особенностью является то, что земельный участок и здание имеют совершенно различные правовые титулы, для которых предусмотрен различный порядок совершения сделок.

Причем часто получается не только так, что здание находится в частной собственности, а земельный участок - в государственной собственности Российской Федерации или субъекта РФ. Во многих случаях оценщику ставится задача определить рыночную стоимость земельно-имущественного комплекса, в котором здание находится на праве оперативного управления, а земельный участок - постоянного (бессрочного) пользования. Очевидно, что совершение сделок для таких объектов, в том числе и по их отчуждению, происходит по разным правилам. Часто приходится сталкиваться с необходимостью выполнения ряда дополнительных условий и осуществления дополнительных затрат на нескольких этапах подготовки и отчуждения объекта или его части, многие из которых близки к тем, которые установлены гражданским законодательством для условных сделок.

Детальный правовой анализ этих проблем выходит за рамки настоящей работы, поэтому здесь уместно лишь обратить внимание оценщиков на то, что говорить о едином «рынке» подобных земельно-имущественных комплексов преждевременно. Соответственно и определение универсальных показателей из системы уже проведенных «рыночных» сделок может приводить к грубым ошибкам. Это часто и происходит с теми оценщиками, которые определяют фактор капитализации из данных по рыночным сделкам с офисными помещениями, а затем применяют его не только к рыночным сделкам со свободными земельными участками, но и к аренде застроенных земельных участков.

Результаты исследований сути данной проблемы позволяют не только сегментировать складывающийся земельный рынок, но и выявить специфику рыночного оборота объектов по каждому из его сегментов. Применительно к аренде городских земельных участков наши исследования показывают, что рыночный оборот свободных от застройки и застроенных земельных участков имеет принципиальные различия. Если в обороте свободных земельных участков и отмечаются определенные ограничения, то они не изменяют самой сути рыночных отношений. А при аренде застроенных земельных участков, находящихся в публичной собственности, на которых расположены здания, находящиеся в частной собственности, арендодатель не имеет никакой свободы выбора арендатора. То есть, в этом случае либо никаких «рыночных» арендных отношений нет вообще, либо они носят принципиально ограниченный действующим законодательством характер. Некоторые параметры, необходимые для оценки, полученные при экстракции по каждому из сегментов рынка, приведены ниже. Их использование позволило бы избежать грубых ошибок оценщиков при определении арендной платы для земельных участков, находящихся в публичной собственности.

Очевидно, что при проведении законопроектных работ по внесению изменений и дополнений в Земельный кодекс РФ и иное смежное законодательство эти проблемы со временем будут решены на принципиальной основе. Но до этого решения остановить хозяйственную деятельность землепользователей-арендаторов невозможно. И оценщикам приходится искать промежуточные варианты. Одним из таких вариантов может быть принятие Росимуществом временных методических рекомендаций по определению арендной платы для застроенных земельных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, по результатам их рыночной оценки, а также проведение «пилотного проекта» по их применению в ряде крупных российских городов. В качестве их концептуальных положений можно предложить следующие.

1. Определение рыночной стоимости земельного участка надлежащим оценщиком.

Оценка проводится в соответствии с действующим законодательством и стандартами оценки, обязательными для применения всеми субъектами оценочной деятельности;

Временными методическими рекомендациями устанавливается достаточно узкий диапазон значений коэффициента капитализации, отражающий реальное состояние рынка недвижимости, включая землю, в тех городах, в которых реализуется пилотный проект;

В случае, если значение коэффициента капитализации выходит за рамки рекомендованного интервала, оценщику необходимо дать соответствующее развернутое обоснование;

При реализации сравнительного подхода особое внимание должно уделяться соответствию правового титула объекта оценки - земельно-имущественного комплекса и объектов-аналогов;

В рамках затратного подхода могут использоваться данные, полученные при кадастровой оценке аналогичных земельных участков.

2. Порядок расчета величины арендной платы с использованием результатов рыночной оценки земельного участка.

Соотношение рыночной стоимости земельного участка и величины арендной платы, устанавливаемой для публичного собственника, определяется методом экстракции для соответствующего сегмента земельного рынка;

При проведении расчетов арендной платы для застроенных земельных участков, находящихся в публичной собственности, необходимо учесть, что рыночные сделки могут совершаться единственным арендодателем с единственным арендатором, что отражает ограниченный характер рыночных отношений;

При рыночной экстракции коэффициента, отражающего соотношение рыночной стоимости земельного участка и размера арендной платы, необходимо учитывать необходимость создания примерно равных условий хозяйствования на арендованных земельных участках, относящихся к государственной (федеральной, субфедеральной) и муниципальной собственности;

Значение коэффициента, отражающего соотношение величины арендной платы и рыночной стоимости земельного участка, для различных видов публичной собственности не должно отличаться более чем на 20%;

Значение коэффициента, отражающего соотношение величины арендной платы и рыночной стоимости земельного участка, может быть увеличено пропорционально плотности его застройки по отношению к средней плотности застройки для того административного района города, в котором находится оцениваемый земельный участок;

Значение коэффициента, отражающего соотношение величины арендной платы и рыночной стоимости земельного участка, может быть установлено, исходя из соотношения средних размеров ежегодных платежей на воспроизводство всех видов городской инфраструктуры и ее расчетной стоимости замещения;

В случае, если значение данного коэффициента выходит за рамки рекомендованного интервала, оценщику необходимо дать соответствующее развернутое обоснование.

3. Основные требования к представлению результатов определения арендной платы для застроенных земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отчете об оценке.

При описании задачи оценки должны быть отражены ее специфические особенности, включая особенности объекта оценки, цели и функции оценки, вид стоимости объекта оценки, краткая характеристика предмета оценки с учетом специфики арендных отношений для земельных участков, находящихся в публичной собственности;

При описании объекта оценки особое внимание необходимо уделить анализу чистоты его правового титула, характеристик иных объектов недвижимости, прочно связанных с оцениваемым земельным участком и входящих в состав земельно-имущественного комплекса в целом, а также связанных с этим ограничений и особых условий совершения сделок по объекту оценки;

При определении вида стоимости оцениваемого земельного участка необходимо описать отличия рыночной стоимости объекта, который может быть отчужден в рамках сделки купли-продажи, от стоимости объектов с ограниченным рынком в соответствии с п.4а) Стандартов оценки, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 519;

При описании процедуры решения задачи оценки необходимо провести не только анализ рынка коммерческой недвижимости, включая землю, но и сегмента рынка арендных отношений с учетом ограничений, обусловленных сокращением количества его субъектов до уровня, установленного действующим законодательством;

При описании особенностей применения трех обязательных подходов к оценке необходимо раскрыть их специфику для рыночных отношений с ограничениями оборота, установленными действующим законодательством;

При рассмотрении специфики рынка земельных арендных отношений необходимо провести сопоставительный анализ характеристик соответствующих сделок по земельным участкам, находящимся в государственной (федеральной, субфедеральной) и муниципальной собственности, и влияние на данный сегмент рынка местной нормативной базы;

При проведении расчетов и обоснований размеров коэффициента капитализации необходимо провести сопоставительный анализ его составляющих для сегмента рынка, связанного с застройкой свободных земельных участков с различным правовым титулом и эксплуатацией построенных зданий и сооружений коммерческого назначения, и сегмента рынка аренды застроенных земельных участков;

При описании выводов по результатам сопоставительного анализа различных сегментов рынка городской недвижимости, включая землю, необходимо отразить различия в структуре рисков коммерческой деятельности и способов их покрытия;

При проведении рыночной экстракции коэффициента, отражающего соотношение рыночной стоимости земельного участка и размера арендной платы, необходимо учитывать необходимость создания примерно равных условий хозяйствования на арендованных земельных участках, относящихся к государственной (федеральной, субфедеральной) и муниципальной собственности;

При проведении рыночной экстракции коэффициента, отражающего соотношение рыночной стоимости земельного участка и размера арендной платы, необходимо учитывать назначение арендной платы и ее использование в бюджетах различного уровня, а также безальтернативный характер использования бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством, а также его влияние на способ построения ставки капитализации по платежам данного вида и ее размер.

4. Основные особенности организации экспертизы результатов определения арендной платы на основе временных методических рекомендаций и «пилотных» оценок.

При организации экспертизы результатов определения арендной платы в рамках временных методических рекомендаций используются регламенты, апробированные ведущими саморегулируемыми организациями оценщиков (СМАО);

Кроме анализа отчетов об оценке на соответствие действующему законодательству, проводится экспертиза важнейших параметров, оказывающих критическое влияние на достоверность (смещенность) результатов оценки;

В случае, если норма капитализации для деятельности, связанной с освоением свободного земельного участка и эксплуатации объектов недвижимости, выходит за пределы 10-15%, проводится дополнительная экспертиза использованной информации по данному сегменту рынка;

В случае, если коэффициент, определяющий соотношение размера арендной платы и рыночной стоимости застроенного земельного участка, выходит за пределы 2-5%, проводится дополнительная экспертиза использованной информации по данному сегменту рынка;

При проведении экспертизы в части процедур рыночной экстракции коэффициента, отражающего соотношение рыночной стоимости земельного участка и размера арендной платы, необходимо учитывать выявленные различия условий хозяйствования на арендованных земельных участков, относящихся к государственной (федеральной, субфедеральной) и муниципальной собственности.

Некоторые примеры, поясняющие концепцию временных методических рекомендаций по определению арендной платы для земельных участков, находящихся в государственной собственности, приведены ниже.

Расчеты значений фактора капитализации для деятельности, связанной с освоением свободного земельного участка и эксплуатации объектов недвижимости для крупных городов приводят к интервалу 10-15%.

Результаты экстракции данных по сегменту рынка аренды застроенных земельных участков в г. Москве проиллюстрированы в следующих таблицах.

Отношение величины арендной платы к среднему размеру платы за право заключения договора аренды (49 лет) земельных участков для различных видов использования
Номера зон Средняя по г.Москве Для организаций промышленности Рынки, ярмарки Гостиницы
(за искл. 4- и 5-зв.) и др.
Киоски, торговые павильоны
1-10 2,0 2,0 2,9 3,0 9,8
11-26 2,9 2,9 4,4 4,4 14,5
27-69 1,5 1,5 2,3 2,3 7,7

Их анализ показывает, что из-за принципиально ограниченного характера рыночных земельных отношений в данной сфере соотношение арендной платы и рыночной стоимости застроенного земельного участка не выходит за пределы 1,5-4,5%. В упоминавшемся выше докладе Министра МЭРТ Г.О. Грефа на заседании Правительства РФ 10 февраля 2005 г., посвященном ходу земельной реформы, также было предложено установить размер арендной платы в 3% от кадастровой стоимости земельного участка, что достаточно близко к параметрам, предлагаемым нами для временных методических рекомендаций и пилотного проекта по оценке.

При этом необходимо учесть еще ряд критериев, влияющих на величину арендной платы за земельные участки. Например, возможность увеличения плотности застройки земельного участка, изменения его целевого использования, использования его подземной части, наличие множественности лиц на стороне арендатора и других. Кроме этого, необходимо обратить внимание и на выборочные данные Московской ассоциации предпринимателей о влиянии размеров арендной платы за землю на себестоимость выпускаемой продукции. У некоторых предприятий доля земельных арендных платежей в структуре себестоимости их товаров и услуг достигает 12-14%, что в несколько раз превышает средние показатели для стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому дальнейшее существенное повышение арендных платежей без детальной проверки подобных данных может привести к непредвиденным последствиям на различных уровнях.

В предварительном варианте временных методических рекомендаций по определению арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, учесть все ценообразующие факторы достаточно сложно. Поэтому, с одной стороны, необходимо проведение более детальных исследований, но с другой стороны, актуальной задачей становится срочная организация «пилотного проекта» по оценке ряда земельных участков на основе обсуждаемых временных методических рекомендаций. Приглашаем всех заинтересованных коллег к сотрудничеству в данной работе.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ (ЛИЗИНГОВОГО ПЛАТЕЖА) ПРИ ПЕРЕДАЧЕ РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ В АРЕНДУ ИЛИ ЛИЗИНГ ОБЪЕКТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ВЫКУПЛЕННЫХ (ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ К ВЫКУПУ) СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1305 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 50, ст. 7094) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету размера арендной платы (лизингового платежа) при передаче ресурсоснабжающим организациям в аренду или лизинг объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования.

2. В срок не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.

Утверждены

приказом Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ (ЛИЗИНГОВОГО ПЛАТЕЖА) ПРИ ПЕРЕДАЧЕ РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ В АРЕНДУ ИЛИ ЛИЗИНГ ОБЪЕКТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ВЫКУПЛЕННЫХ (ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ К ВЫКУПУ) СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

I. Общие положения

1. Настоящие методические указания устанавливают порядок расчета размера арендной платы (лизингового платежа) при передаче ресурсоснабжающим организациям в аренду или лизинг объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования (далее - арендодатель) в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 50, ст. 7094) (далее - объекты).

2. Размер арендной платы (лизингового платежа) не зависит от расходов ресурсоснабжающей организации на эксплуатацию этих объектов и их содержание в состоянии, отвечающем требованиям законодательства Российской Федерации и договора аренды (лизинга), в том числе, на проведение текущего, капитального, аварийного ремонта.

3. Величина арендной платы, учитываемая при установлении тарифов, рассчитывается в соответствии с настоящими методическими указаниями и не зависит от объема капитальных вложений в объект и расходов на содержание объекта, осуществляемых ресурсоснабжающей организацией.

4. Арендная плата (лизинговый платеж) уплачивается ежемесячно. Арендная плата увеличивается с 1 марта очередного года и далее не изменяется в течение 12 месяцев (далее - расчетный период). Ежемесячный платеж составляет одну двенадцатую от величины арендной платы (лизингового платежа), установленной на очередной финансовый год.

5. В случае если период с начала действия договора аренды (лизинга) до 1 марта очередного года составляет менее одного года, арендная плата (лизинговый платеж) на этот финансовый год, включая все ее составляющие, уменьшается пропорционально числу дней до 1 марта очередного года по отношению к количеству дней в году.

6. При установлении тарифов ресурсоснабжающей организации на очередной календарный год величина арендной платы (лизингового платежа), учитываемая при расчете тарифов, рассчитывается как сумма арендной платы, установленной на первые 2 месяца очередного года, и прогнозируемого размера арендной платы на последующие 10 месяцев очередного года (с 1 марта до 31 декабря) либо в течение срока до окончания действия договора аренды.

7. В случае досрочного прекращения договора аренды (лизинга) и заключения нового договора аренды (лизинга), величина арендной платы (лизингового платежа), включая операционные расходы и расходы на обслуживание и возврат займов и кредитов, не меняется. В частности, величина расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов на первый расчетный период действия нового договора аренды (лизинга) принимается равной величине расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов, которая действовала в расчетный период, когда произошло досрочное прекращение договора аренды (лизинга).

Об утверждении методики определения ставки арендной платы за арендованное муниципальное имущество

Принято Администрацией города Красноярска
  1. В целях упорядочения расчетов по определению ставки арендной платы за арендованное муниципальное имущество, руководствуясь Основами законодательства СССР от 23.11.89 "Об аренде", Указом Президента Российской Федерации N 1230 от 14 октября 1992 года "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду", и в дополнение к Постановлениям главы местного самоуправления от 28.02.94 г. N 144 и от 23.04.94 N 294, постановляю:
  2. 1. Утвердить Методические указания по расчету ставки арендной платы согласно приложению N 1.
  3. 2. Утвердить форму договора аренды муниципального имущества согласно приложению N 2.
  4. 3. Комитету по управлению муниципальным имуществом (Свищева Л.В.) перезаключить договоры аренды муниципального имущества до 01.10.94 г.
  5. 4. Контроль за исполнением Постановления возложить на начальника контрольно-правового управления администрации города Малюгина Н.С.
  6. И. о. главы
  7. местного самоуправления
  8. К.М.ФИЛИППОВ

Методические указания по определению ставки арендной платы за арендованное муниципальное имущество

  1. Методические указания устанавливают методы и порядок определения ставки арендной платы за арендованное муниципальное имущество.
  2. 1. Оценка стоимости арендованного имущества производится исходя из фактического наличия и состояния имущества, с учетом индекса цен, а также других факторов, влияющих на его стоимость.
  3. 2. Расчету стоимости арендованного имущества должна предшествовать его полная инвентаризация, проводимая в соответствии с "Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов", сообщенными письмом Минфина от 30 декабря 1982 N 179, с последующими изменениями и дополнениями.
  4. 3. По итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета.
  5. 4. Определение стоимости арендуемого помещения осуществляется на основе данных инвентаризации, бухгалтерского учета и отчетности, актов и заключения комиссии. При этом комиссией могут также учитываться заключения аудиторских, других специализированных организаций и экспертов.
  6. 5. Оценка арендуемого имущества может производиться по отдельным инвентарным единицам или однородным группам имущества.
  7. 6. Стоимость арендованного имущества определяется в договоре исходя из оценки этого имущества на момент его сдачи в аренду с учетом фактического износа. Срок предстоящей службы сдаваемого в аренду имущества устанавливается соглашением сторон, но не более нового полного амортизационного срока, соответствующего действующим нормам амортизации.
  8. II. Определение стоимости отдельных видов арендуемого муниципального имущества
  9. Оценка стоимости основных средств осуществляется поэтапно на основе последовательного определения:
  10. - первоначальной (балансовой) стоимости основных средств;
  11. - восстановительной стоимости основных средств;
  12. - остаточной стоимости основных средств.
  13. Первоначальная (балансовая) стоимость
  14. основных средств
  15. Первоначальная (балансовая) стоимость основных средств определяется по данным бухгалтерского учета (инвентарные карточки, счет 01 "Основные средства") с учетом результатов инвентаризации имущества.
  16. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных основных средств должна быть произведена по современной стоимости их воспроизводства соответственно прейскурантам (сметной стоимости), утвержденным в установленном порядке, а износ устанавливается по их действительному состоянию с оформлением данных об оценке и износу соответствующими актами. По итогам инвентаризации на выявленные излишки в бухгалтерии предприятия заводятся инвентарные карточки, делаются необходимые записи в соответствующих бухгалтерских документах.
  17. Восстановительная стоимость основных средств
  18. Восстановительная стоимость основных средств определяется перерасчетом первоначальной (балансовой) стоимости в действующие на момент оценки цены.
  19. Машины, оборудование и транспортные средства
  20. Оценке подлежат машины, оборудование и транспортные средства (в дальнейшем - оборудование), находящиеся в эксплуатации, а также подлежащие установке и находящиеся на складах или в пути.
  21. Восстановительная стоимость оборудования может определяться в соответствии с прейскурантными ценами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1986 N 741 с учетом Госкомцен СССР от 1 июля 1990 г. N 441, дополнениями и изменениями, сообщенными постановлениями и письмами Госкомцен СССР, или перерасчетом первоначальной (балансовой) стоимости с применением коэффициентов согласно Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 года N 595 и Постановлению Совета Министров Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1993 года N 1233 "О переоценке основных фондов (средств) предприятий и организаций".
  22. Определение дополнительной стоимости не предусмотренных в прейскурантах устаревших машин и оборудования производится путем сопоставлений с аналогичным современным оборудованием, имеющимся в прейскурантах.
  23. Остаточная стоимость основных средств
  24. Остаточная стоимость основных средств определяется путем уменьшения их восстановительной стоимости на величину физического износа.
  25. Доля физического износа основных средств определяется с использованием одного из следующих способов:
  26. а) отношением фактического срока эксплуатации к нормативному сроку службы, выраженному в процентах.
  27. Нормативный срок службы рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 года N 1072, к новой восстановительной стоимости основных средств;
  28. б) возможно использование методов составления дефектной ведомости или экспертных оценок путем обследования фактического состояния объекта в целом или технического состояния его важнейших конструктивных элементов.
  29. Оценка остаточной стоимости основных средств, отработавших нормативный срок службы, производится исходя из возможного срока их дальнейшей эксплуатации (оставшийся срок службы от даты переоценки до списания), устанавливаемого путем технической экспертизы.
  30. По основным средствам, пришедшим в негодность, определяется возможность использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов, производится их оценка.
  31. Форма ведомости общей суммы стоимости основных средств приведена в приложении N 2.
  32. Запасы и затраты, денежные средства
  33. и прочие финансовые активы
  34. Запасы и затраты оцениваются исходя из их фактического наличия в действующих на момент оценки оптовых или розничных ценах.
  35. Денежные средства и прочие финансовые активы принимаются в оценке по балансу арендного предприятия.
  36. Средства в иностранной валюте, находящиеся на валютных счетах ликвидируемого предприятия, оцениваются исходя из аукционного конкурса валютной биржи.
  37. Переданные арендному коллективу оборотные средства по передаточному балансу выкупаются в течение года.
  38. III. Расчет арендной платы
  39. В основу расчета берутся:
  40. 1. Сроки аренды имущества.
  41. 1.1. Если срок аренды от 1 года до 3 лет - краткосрочная аренда.
  42. 1.2. Если срок аренды более 3 лет - долгосрочная аренда.
  43. 2. Действующий на момент заключения договора аренды размер процентной ставки Центробанка РФ.
  44. 3. Расчет ставки арендной платы за арендованное муниципальное имущество:
  45. 3.1. Ставка арендной платы годовая за основные средства
  46. {pre} Апг = Со x Кб + Са, где: Со - стоимость основных средств (с учетом переоценки на 1 января 1994 года) по остаточной стоимости (в руб.); Са - годовая сумма амортизации, начисленной по соответствующему шифру и нормам согласно Положению о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве; Кб - коэффициент, учитывающий банковский процент по кредитным ресурсам Центрального банка Российской Федерации, например на 01.07.94 банковский процент - 155%, коэффициент - 1,85 и т.д. 3.2. Ставка арендной платы месячная: Апм = Апг: 12, где: Апг - ставка арендной платы годовая, 12 - число месяцев в году. 3.3. Ставка арендной платы за весь срок аренды: Ап = Апг x Та, где: Апг - годовая ставка арендной платы, Та - срок, обусловленный договором аренды.{/pre}
  47. 4. Арендная плата может устанавливаться за все арендуемое имущество в совокупности или отдельно по каждому объекту в денежном выражении. Условия, сроки внесения и счета перечисления арендной платы определяются договором.
  48. 5. Размеры арендной платы могут изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, или досрочно в случаях, предусмотренных законодательными актами Правительства РФ.
  49. 6. Если договором аренды на арендатора возложена обязанность производить затраты по полному восстановлению арендованного имущества, то имущество может быть передано в аренду на безвозмездных условиях. Налогообложение будет производиться аналогично безвозмездной передаче услуг (под выручкой будет пониматься сумма сделки исходя из рыночных цен на аналогичные услуги).
  50. 7. В соответствии с Инструкцией от 16 марта 1992 года N 7 Государственной налоговой службы Российской Федерации, изменений и дополнений от 5 февраля 1993 года N 2 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" с 1 января 1993 года введено в действие согласно п. 5 и полученное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа арендованное имущество не облагается налогом на имущество.
  51. 8. Выкуп арендованного имущества производится полностью или частично в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 2284 от 24.12.93 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", п. 5.2, как один из способов приватизации.
  52. 9. Полностью амортизированное оборудование, но находящееся в рабочем состоянии, оценивается в размере не менее 10% первоначальной балансовой стоимости исходя из возможного срока их дальнейшей эксплуатации, а в нерабочем состоянии - по ценам не ниже стоимости вторсырья.
  53. Председатель комитета
  54. по управлению
  55. муниципальным имуществом
  56. Л.В.СВИЩЕВА

Договор аренды муниципального имущества № _____

  1. г. Красноярск " __ " _________ 1994 г.
  2. Комитет по управлению муниципальным имуществом, именуемый в дальнейшем Арендодатель, в лице председателя комитета _________________________________, действующего на основании "Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом", с одной стороны и __________________________________________________ _________________________________________________________________, именуемое в дальнейшем Арендатор, в лице _________________________ _________________________________________________________________, действующего на основании Устава, с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем.
  3. I. Общие положения
  4. 1.1. Арендодатель передает, Арендатор принимает в аренду муниципальное имущество, указанное в приложениях NN 2 и 3 к настоящему Договору, на общую сумму ___________________________ тыс. руб. согласно акту приема-передачи (приложение N 1), в том числе:
  5. - основные средства на сумму ________ тыс. руб. (приложение N 2);
  6. - оборотные средства и финансовые акты в сумме ______________ тыс. руб. (приложение N 3);
  7. - по передаточному балансу на " __ " ____________ 199_ г.
  8. Данный Договор не распространяется на аренду помещения. Договор аренды помещения заключается отдельно.
  9. 1.2. Передаваемое в аренду имущество является собственностью Арендодателя, а произведенная продукция и полученный доход - собственностью Арендатора.
  10. 1.3. Имущество, переданное в аренду, отчуждению не подлежит. Продавать, обменивать, дарить, передавать в залог, сдавать в субаренду арендованное имущество запрещается. Сдача арендованного имущества в субаренду возможна лишь с письменного согласия Арендодателя.
  11. 1.4. Обращение взыскания по долгам Арендатора на имущество, переданное в аренду, не допускается.
  12. 1.5. Арендатор несет риск случайной гибели взятого в аренду муниципального имущества.
  13. 1.6. Если имущество, сданное в аренду, выбывает из строя по вине Арендатора ранее амортизационного срока службы, то Арендатор возмещает Арендодателю недовнесенную им арендную плату, а также иные убытки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  14. 1.7. Если состояние возвращаемого имущества по окончанию договора аренды хуже предусмотренного, то Арендатор возмещает Арендодателю причиненный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
  15. 1.8. Споры, возникающие при исполнении настоящего Договора, рассматриваются арбитражным или народным судами в соответствии с их компетенцией.
  16. 1.9. При переходе права собственности на сданное в аренду муниципальное имущество от Арендодателя к другому лицу Договор аренды сохраняет свою силу.
  17. 1.10. Срок действия Договора устанавливается с " __ " _______ ________ 1994 г. по " __ " _________ 1994 г.
  18. 1.11. Настоящий договор вступает в силу с момента передачи имущества по акту приемки-передачи.
  19. II. Платежи и расчеты по договору
  20. 2.1. Арендная плата устанавливается в размере __________ тыс. руб. в месяц. Расчет арендной платы приведен в приложении N 4 к настоящему Договору.
  21. 2.2. Арендатор оплачивает арендную плату ежемесячно до 10-го числа следующего за отчетным месяца на р/с РКЦ ГУЦБ, МФО 144007, р/с 10130901. Копии платежных поручений представляются Арендодателю до 20 числа текущего месяца для осуществления контроля за своевременностью внесения арендной платы.
  22. 2.3. Арендная плата подлежит изменению в случае централизованного изменения банковского процента по кредитным ресурсам Центрального банка Российской Федерации. Новая ставка размера арендной платы вводится в действие с даты введения в действие нового размера % ставки Центробанка России, либо в срок, указанный в законодательных актах правительства, при введении повышающего коэффициента вне зависимости от срока поступления письменного извещения от Арендодателя.
  23. 2.4. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в совокупности и взимается в денежной форме исходя из оценки этого имущества на момент его сдачи в аренду.
  24. III. Обязанности сторон
  25. 3.1. Арендодатель обязан:
  26. 3.1.1. В десятидневный срок с момента вступления Договора в силу передать по акту приема-передачи (приложение N 1) муниципальное имущество в аренду.
  27. 3.1.2. В случае принятия решения об использовании арендуемого имущества, в целях, не связанных с арендной, либо при допущении Арендатором за время действия Договора аренды нарушений его условий, письменно, за один месяц до истечения срока действия Договора аренды предупредить Арендатора о его прекращении.
  28. 3.1.3. Письменно уведомить Арендатора об увеличении арендной платы.
  29. 3.2. Арендатор обязан:
  30. 3.2.1. В десятидневный срок принять по акту от Арендодателя сдаваемое в аренду муниципальное имущество с поставкой на баланс предприятия при аренде свыше 1 года.
  31. 3.2.2. Использовать имущество строго по его прямому назначению, содержать арендованное имущество в полной исправности, своевременно проводить текущий ремонт оборудования за счет собственных средств. Обеспечить сохранность принятого в аренду муниципального имущества.
  32. 3.2.3. Производить расчеты по начислению амортизации от стоимости арендованного имущества, использовать амортизационные отчисления для обновления существующего и приобретения нового оборудования в составе арендованного имущества. Расширение арендованного имущества, а также его реконструкция может осуществляться Арендатором по согласованию с Арендодателем за счет собственных средств.
  33. В случае списания арендованного имущества, заменить его на новое имущество, аналогичное по качеству и техническим характеристикам списанному, на сумму начисленного износа в установленный срок аренды.
  34. 3.2.4. По истечении срока договора, а также при досрочном его расторжении передать Арендодателю в месячный срок полученное в аренду имущество в технически исправном состоянии и пригодном для дальнейшей эксплуатации с износом, начисленным по нормативам. При этом все улучшения арендованного имущества, проведенные Арендатором независимо от их отделимости, передаются вместе с имуществом Арендодателю безвозмездно. За возвращение арендованного имущества Арендодателю по окончании договора в худшем состоянии, чем это было предусмотрено, Арендатор возмещает Арендодателю причиненный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
  35. 3.2.5. Предоставлять по требованию Арендодателя информацию по использованию арендуемого имущества, обеспечить представителям Арендодателя беспрепятственный доступ для осуществления контроля на предмет соответствия эксплуатации арендованного имущества требованиям настоящего Договора для правильности эксплуатации арендованного имущества и соблюдения требования Договора.
  36. 3.2.6. Заключить в _________________ срок договор страхования арендуемого имущества со страховой фирмой, определяемой Арендодателем. Величина страховки не может быть менее _______________ размера стоимости арендуемого имущества. При наступлении страхового события платежи распределяются следующим образом:
  37. - если в результате наступления страхового события требуется проведение капитального ремонта, страховое возмещение перечисляется на р/счет Арендодателя;
  38. - в остальных случаях страховое возмещение перечисляется на р/счет Арендатора.
  39. Документом, подтверждающим заключение договора страхования, является страховое свидетельство.
  40. 3.2.7. При увеличении первоначальной балансовой стоимости имущества, на основании Постановления правительства о введении повышающих коэффициентов достраховать арендованное имущество в 10-дневный срок с даты письменного предупреждения Арендодателя.
  41. 3.2.8. Своевременно производить расчеты по арендным платежам. В 5-дневный срок после внесения арендной платы направить Арендодателю копию платежного поручения, подтверждающую своевременное внесение арендных платежей.
  42. 3.2.9. В случае принятия решения о прекращении договорных отношений до истечения срока действия договора аренды, письменно за два месяца предупредить об этом Арендодателя.
  43. 3.2.10. Не производить списания муниципального имущества, взятого в аренду, без письменного разрешения Арендодателя.
  44. IV. Ответственность сторон
  45. 4.1. За невыполнение обязательств, предусмотренных настоящим Договором, виновная сторона несет имущественную ответственность в виде уплаты неустойки в размере 20 процентов двухмесячной арендной платы.
  46. 4.2. В случае невнесения Арендатором арендных платежей в сроки, установленные Договором, начисляется пеня в размере 0,05 процентов от просроченной суммы за каждый день просрочки.
  47. 4.3. В случае частичной или полной сдачи принятого в аренду имущества в субаренду без разрешения, Арендатор уплачивает Арендодателю штраф в размере 5-кратной годовой арендной платы.
  48. 4.4. Уплата штрафа или пени, установленных настоящим Договором, не освобождает стороны от выполнения лежащих на них обязательств или устранения допущенных нарушений.
  49. 4.5. За непредставление копий платежных поручений в срок, указанный в п. 3.29 Договора, Арендатор уплачивает штраф в размере 3% суммы очередного платежа.
  50. V. Досрочное расторжение договора
  51. 5.1. Условия Договора могут быть изменены по соглашению сторон. Предположения сторон по изменению условий договора рассматриваются в 10-дневный срок.
  52. 5.2. Невыполнение арендатором полностью или частично условий настоящего Договора является основанием для расторжения Договора аренды в соответствии с действующим законодательством.
  53. Основанием для расторжения Договора аренды в установленном законом порядке является:
  54. - нарушение условий эксплуатации;
  55. - задержка поступлений по арендной плате в полном объеме на срок более трех месяцев;
  56. - иные основания.
  57. 5.3. Арендатор имеет право расторгнуть Договор аренды в соответствии с действующим законодательством.
  58. 5.4. В случае ликвидации Арендатора, Договор считается расторгнутым с момента прекращения деятельности ликвидационной комиссии.
  59. VI. Прочие условия
  60. 6.1. Настоящий Договор заключен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Первый экземпляр хранится у Арендодателя, второй - у Арендатора.
  61. 6.2. Споры, возникающие при исполнении Договора аренды, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.
  62. VII. Общие условия
  63. 7.1. Дополнительные обязательства сторон по использованию имущества оформляются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора.
  64. 7.2. _________________________________________________________ _________________________________________________________________
  65. _________________________________________________________________
  66. _________________________________________________________________
  67. VIII. Приложение к договору
  68. Акт приема-передачи муниципального имущества, передаваемого в аренду (приложение N 1);
  69. - акт приема-передачи основных фондов (приложение N 2);
  70. - акт приема-передачи оборотных средств и финансовых активов (приложение N 3);
  71. - передаточный баланс и баланс на момент заключения договора аренды;
  72. - расчет арендной платы (приложение N 4);
  73. - страховой полис на страховое муниципальное имущество, взятое в аренду.
  74. IX. Юридические реквизиты сторон
  75. АРЕНДОДАТЕЛЬ: комитет по управлению муниципальным имуществом.
  76. Почтовый адрес: 660017, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 41, тел. 23-39-68, факс 22-14-96.
  77. АРЕНДАТОР: __________________________________________________
  78. Почтовый адрес: _____________________________________________ тел. _______________ факс: _________________
  79. Расчетный счет N _______________ в _______________________________ МФО ______________________________
  80. ПОДПИСИ СТОРОН
  81. АРЕНДОДАТЕЛЬ АРЕНДАТОР
  82. _____________________________ ___________________________
  83. (подпись, печать) (подпись, печать)
  84. СОГЛАСОВАНО:
  85. Балансодержатель _________________________________________________
  86. Председатель комитета
  87. по управлению
  88. муниципальным имуществом
  89. Л.В.СВИЩЕВА

Акт приема - передачи муниципального имущества, передаваемого в аренду ____________________________________________________ (наименование организации, предприятия, объединения)

  1. г. Красноярск от " __ " _________ 1994 г.
  2. В соответствии с Постановлением главы местного самоуправления от 25.04.94 N 294, на основании акта приема-передачи основных фондов (приложение N 2), акта приема - передачи оборотных средств и финансовых активов (приложение N 3) и с учетом проведенной переоценки основных фондов (Постановление Совета Министров Правительства РФ от 25.11.93 N 1233) комитет по управлению муниципальным имуществом передает в аренду муниципальное имущество на общую сумму ______________ тыс. руб. согласно расчету арендной платы (приложение N 4) сроком на __________ года (лет).
  3. Акт приема - передачи основных средств, передаваемых в аренду _______________________________________________________ (наименование предприятия)

    1. Основание: акты инвентаризации от ___________________________
    2. ВСЕГО передается Арендатору по описям на сумму ______________ _________________________________________________________________
    3. Примечание: 1. Фактический износ не должен превышать 100%.
    4. 2. Количество и сумма оборудования полностью с амортизационного, но работающего.
    5. АРЕНДАТОР: АРЕНДОДАТЕЛЬ:
    6. __________________________ ___________________________
    7. {pre}АКТ ПРИЕМА - ПЕРЕДАЧИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ И ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ В АРЕНДУ Основание: акты инвентаризации N _____ от ___________________{/pre}{pre} АРЕНДАТОР: АРЕНДОДАТЕЛЬ: __________________________ ___________________________ (должность) (должность) __________________________ ___________________________ (подпись Ф.И.О.) (подпись Ф.И.О.) М.П. М.П.{/pre}
    АРЕНДАТОР: АРЕНДОДАТЕЛЬ:
  4. (должность) (должность)
  5. ____________________________ __________________________
  6. (подпись Ф.И.О.) (подпись Ф.И.О.)
  7. М.П. М.П.

Действует Редакция от 18.09.2009

ПИСЬМО Минэкономразвития РФ от 18.09.2009 N Д06-2704

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам кадастровой оценки и установления арендной платы за земельные участки и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в обращении.

1. По вопросу результатов проведения государственной кадастровой оценки земель отмечаем следующее.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 " Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с п. 3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Первый тур государственной кадастровой оценки земель поселений в различных регионах проводился в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (далее - Методика).

Второй тур государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов проводился в соответствии с иным порядком на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).

Следует отметить, что порядок определения кадастровой стоимости земель, предусмотренный Методикой и Методическими указаниями , различный. В соответствии с действующими Методическими указаниями при расчете кадастровой стоимости земель используется исходная информация по состоянию на дату оценки.

Учитывая изложенное, результаты государственной кадастровой оценки земель первого и второго туров могут значительно различаться.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 13 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции " Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, разъяснения в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка осуществляются Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Следует также отметить, что в соответствии с п. п. и ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае обнаружения органом кадастрового учета технической или кадастровой ошибки в сведениях или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме , утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 13.04.2009 N 125, указанные ошибки подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок.

Если выявленная ошибка влияет на характеристики земельного участка и влечет за собой необходимость пересмотра его кадастровой стоимости, то в соответствии с п. 1 Правил оценщиком может быть проведена оценка земельного участка.

2. По вопросу установления арендой платы за пользование земельным участком сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Пунктом 5 ст. 65 Кодекса установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд случаев, когда арендная плата за пользование земельными участками определяется в зависимости от их кадастровой стоимости. Так, например, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что размер арендной платы за использование земельных участков, указанных в п. 2 ст. 3 Федерального закона, на год устанавливается в определенных пределах кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

Таким образом, определение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и зависит в том числе от устанавливаемой указанными органами ставки арендной платы за использование земельных участков.

Следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление) утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

В соответствии с п. 2 Постановления Минэкономразвития России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, в течение 1 года необходимо утвердить ставки арендной платы или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в п. 5 Правил земельных участков.

В целях реализации указанного положения Минэкономразвития России ведется работа по разработке подходов к определению арендной платы, классификации объектов арендных отношений, по сбору информации существующих затрат арендаторов земельных участков и иной информации, влияющей на подготовку итоговых предложений.

Директор Департамента
корпоративного управления
И.В.ОСКОЛКОВ

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО Минэкономразвития РФ от 18.09.2009 N Д06-2704 в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО Минэкономразвития РФ от 18.09.2009 N Д06-2704 в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

Поделиться: