Медицинские формальности. Медико-санитарные формальности в туризме

Санитарные (медицинские) формальности - процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения этих формальностей осуществляется санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации.
Сертификат о вакцинации - удостоверение, подтверждающее вакцинацию его владельца против некоторых эпидемических заболеваний (чумы, холеры, лихорадки, оспы и т.д.). Сертификат выдается официальными медицинскими органами страны по форме, установленной Всемирной организацией здравоохранения. Он необходим туристам, направляющимся в страну, посещение которой разрешается только при наличии у туриста данного документа.
В необходимых случаях санитарные (медицинские) формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.
Соблюдение установленных санитарных (медицинских) правил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туристов.
На десятой ассамблее Всемирной туристской организации в октябре 1995 г. было заявлено, что ВТО будет добиваться поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами.
В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу. Эти требования являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов. ВОЗ выпускает также «Эпидемиологический ежегодник» и рекомендации, призванные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе через туризм. ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соответствии с которыми текущая информация о санитарных (медицинских) формальностях публикуется в ежегодном издании ВТО «Зарубежный туризм - пограничные формальности».
Международные санитарные (медицинские) правила Все-мирной организации здравоохранения действуют с 1951 г.
Существуют определенные санитарные (медицинские) правила, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться туристскими предприятиями до сведения клиентов до начала поездки в информационном листке к туристской путевке. В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том, что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешествия, что подтверждается его подписью.
В заключение необходимо отметить, что туристские формальности являются неотъемлемым элементом международных путешествий, связанных с выездом людей за границу своей национальной территории. Интересы развития международного туризма в различных государствах определяют необходимость разработки национальной политики в этой сфере с учетом максимально возможного «упрощения» туристских формальностей, так как их чрезмерный характер ограничивает туристские потоки и отрицательно сказывается на доходах стран пребывания. Туристские предприятия в своей деятельности должны организационно способствовать разрешению всех формальностей путем своевременного информирования клиентов и обеспечения визовой и другой поддержки.

Санитарно-эпидемиологические формальности - это процедуры, связанные с проверкой состояния соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль за выполнением этих норм осуществляется соответствующими санитарными службами. Он заключается в проверке у туристов международного сертификата о вакцинации. В необходимых случаях санитарно-эпидемиологические формальности предусматривают вакцинацию туристов на месте или их временную изоляцию в карантинном помещении, если существует вероятность распространения инфекционных заболеваний. Соблюдение установленных медицинских правил в международном туризме напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туристов.

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization - WHO), во время путешествия большинство людей сталкиваются с рядом проблем, которые могут привести к неблагоприятным последствиям для их здоровья. Иностранный турист постоянно находится под воздействием обстоятельств повышенной опасности в незнакомой среде, которое существенно отличается от обычного места проживания. Он совершенно не знает языков, традиций, типичных бытовых опасностей, не имеет иммунитета от многих болезней, распространенных в той или иной местности.

ЮНВТО указывает на необходимость всяческой поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности поездок, а также санитарного контроля продуктов питания и призывает национальные туристические администрации эффективно сотрудничать с органами здравоохранения своих стран в процессе предоставления туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам.

Для информирования туристов и защиты потребителей ЮНВТО рекомендует органам государственной власти и туристическим предприятиям унифицировать свои правила с учетом положений специального документа "Медицинская информация и формальности при международных путешествиях".

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) с аналогичной целью регулярно выдает следующие документы:

1. "Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу", которые являются практическим руководством для туристских организаций и туристов человек.

2. "Эпидемиологический ежегодник", информация которого направлена на предупреждение и уменьшение возможности распространения опасных инфекций, в частности, в процессе осуществления туристических путешествий.

Кроме того, текущая информация о санитарно-эпидемиологические правила при осуществлении международных путешествий печатается в ежегодном издании ЮНВТО "Международный туризм - пограничные формальности".

Каждую болезнь проще предупредить, чем потом лечить. Поэтому, планируя путешествие в экзотическую страну, туристу следует обязательно поинтересоваться перечнем опасных болезней в этом регионе, узнать в посольстве о необходимые прививки и проконсультироваться со своим врачом. До особо опасных карантинных заболеваний в мире относятся: чума, желтая лихорадка, холера и малярия.

Приведем характерные особенности этих болезней.

Чума(plague) - острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций. Передается через блох и воздушно-капельным путем (легочная форма). Заболевание характеризуется высокой летальностью и способностью заражать других людей. Симптомы: лихорадка, интоксикация, при легочной форме - пневмония.

По данным ВОЗ, зона распространения чумы включает следующие страны:

В Африке: Мадагаскар, Мозамбик, Танзания, Уганда, Заир, Зимбабве;

В Азии: Индия, Вьетнам;

В Южной Америке: Боливия, Бразилия, Перу .

Рис. 3.15. в

Известны пандемии чумы, унесшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории всего человечества. Ежегодно число заболевших чумой составляет более 2,5 тыс. человек, причем без тенденции к снижению. Больные чумой подлежат обязательной немедленной госпитализации в специализированные стационары, которые работают в строгом протиепідемічному режиме.

В сентябре 1994 г. вспышка легочной чумы произошла в Индии. За месяц количество больных превысило 2 тыс. человек, из которых много умерло. Приняты индийскими властями меры были недостаточны, карантин не соблюдался, медицинская служба ситуацию не контролировала. Соседние с Индией страны сразу же полностью прекратили с ней воздушное и морское сообщение.

Вакцинация от чумы эффективна примерно на 70%, поэтому прививки делают так называемой "группе риска", то есть лицам, которые работают в зонах возможного появления болезни. Иммунитет начинает вырабатываться на десятый день после прививки. При возникновении чумы среди населения проводят противоэпидемические мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию эпидемического очага.

Желтая лихорадка (yellow fever) - вирусное заболевание, которое вызывает лихорадку и гепатит. Переносится в большинстве случаев насекомыми. От этой болезни в мире ежегодно умирают несколько тысяч человек. Симптомы: высокая температура, мышечные и головные боли, озноб, потеря аппетита, тошнота.

Рис. 3.16. в

Проведение широких профилактических и противоэпидемических мероприятий, в частности вакцинации, привело к значительному снижению уровня заболеваемости, однако по оценкам ВОЗ, ежегодно в мире происходит около 200 тыс. случаев заболевания желтой лихорадкой, 30 тыс. из которых заканчиваются смертью.

Существует специальный медицинский термин - "зоны желтой лихорадки", которые включают большую часть Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии (в этой зоне регистрируют случаи заболевания холерой, малярией, вирусным гепатитом и другими опасными инфекциями).

Страны "зоны желтой лихорадки": Ангола, Бенин, Боливия, Бразилия, Бурунди, Венесуэла, Габон, Гайана, Гана, Гвинея, Гондурас, Заир, Камерун, Кения, Колумбия, Конго, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Руанда, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Уганда, Чад, Эквадор, Эфиопия .

Для путешествия в каждую из стран названной зоны необходима прививка: это один укол, который обеспечивает иммунитет на протяжении десяти лет, начиная с десятого дня после вакцинации. После прививки выдается сертификат международного образца, в котором указываются английском и французском языках сведения о лице, фамилия врача, сделавшего прививку, данные о вакцине и ее производителей. Без сертификата о прививке против желтой лихорадки туриста не допустят до рейса в опасную страну, а любые его аргументы о срочности или неотложности визита не такое решение влиять не будут.

В страну посещения без указанного сертификата также не пустят или же, согласно Международных медико-санитарных правил ВОЗ от 1969 г., такое лицо может быть размещена в карантин-изолятор на весь инкубационный период заболевания. При наличии противопоказаний к прививкам (беременность, простудные заболевания) путешествие в страны "зоны желтой лихорадки" невозможна. Аналогичные предупреждения туристическое предприятие обязано сделать своим клиентам от самого начала подготовки к поездке в опасные страны.

Холера(cholera) - инфекционное заболевание, вызванное холерными вибрионами, которые проникают через рот в пищеварительный тракт здорового человека. Симптомы: тошнота, рвота, обезвоживание организма, судороги. Заражение от больного или вибриононосителя через воду, пищу, руки.

По данным ВОЗ, зона распространения холеры является следующей:

В Африке: Ангола, Бенин, Бурунди, Камерун, Чад, Джибути, Гана, Гвинея, Кения, Либерия, Малави, Мавритания, Мозамбик, Нигер, Нигерия, Руанда, Сомали, Свазиленд, Танзания, Того, Уганда, Заир, Замбия;

В Азии: Афганистан, Бутан, Камбоджа, Китай, Газа, Индия, Индонезия, Иран, Ирак, Лаос, Непал, Филиппины, Шри-Ланка, Вьетнам;

В Южной Америке: Аргентина, Белиз, Боливия, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Сальвадор, Французская Гайана, Гватемала, Гайана, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Перу, Венесуэла;

В Европе: Албания, Россия, Украина и другие государства СНГ .

С 1973 г. ВОЗ отменила требование сертификата о прививках против холеры из-за того, что именно прививки или любые другие препараты не обеспечивают полной защиты организма от этого заболевания. Отдельные вспышки холеры происходят очень часто, в некоторых странах они носят уже катастрофический характер, приводя к гибели нескольких тысяч людей.

Малярия ежегодно вызывает 350-500 млн. случаев заболевания и примерно 1,5-3 млн. смертей, большинство из которых происходят у детей в возрасте до пяти лет. По прогнозам экспертов смертность от малярии вырастет вдвое на протяжении следующих 20 лет. Если раньше болезнью заражались в основном в странах Экваториальной Африки, то сейчас "черный список" пополнился странами Юго-Восточной Азии, Полинезии, Южной Америки .

Рис. 3.17. в

в Течение 1999. в Кении вспышки малярии привели к эпидемии в пределах всей страны. Так называемой "горной малярией" заболело более 100 тыс. лиц. Эта форма малярии требует лечения с помощью дорогих лекарств, потому что традиционные медицинские средства против нее уже неэффективны.

С малярийными и другими насекомыми в опасных туристических районах происходит активная борьба. Утром и поздно вечером все кустарники возле гостиниц, ресторанов и других мест пребывания туристов обрабатываются специальными химическими препаратами.

По данным ВОЗ летальный исход от малярии у туристов, путешествующих в тропические страны, наступает по следующим причинам:

Неосведомленность врача в том, что больной недавно находился в тропических странах;

Некомпетентность туристов или непонимание угрозы заражения малярией во время поездки;

Сходство симптомов малярии с симптомами многих других болезней и неверно поставленный диагноз .

Туристические предприятия обязаны предупреждать туристов о наличии малярии в опасных странах и информировать о общие правила профилактики этой болезни. Но эффективная защита от малярии зависит от поведения самих туристов, поэтому они обязательно должны:

Собрать максимально полную информацию о заболевании и защите от него перед поездкой в тропические страны;

Рис. 3.18. в

Осознавать, что, не смотря на прививки, они могут заболеть, потому что никакие медицинские средства не дают 100% гарантии;

Самостоятельно дополнительно позаботиться о собственной защите (не выходить из помещения в ночное время суток, когда насекомые наиболее активны, носить специальную одежду, защищающую от укусов насекомых, пользоваться репеллентами - химическими веществами, которые отпугивают насекомых, иметь защитные сетки на окнах, дверях, вокруг кровати и тому подобное).

Еще в Средневековье малярию лечили с помощью "порошка иезуитов" - растертой коры хинного дерева. Этот препарат используют и сейчас. Кроме того, хинин входит в состав тоника, который употребляют с джином. Но во многих районах земного шара малярийные насекомые стали устойчивы к хинину (хлорхініну), поэтому для профилактики применяются другие синтезированные химические препараты. Наибольший риск заболеть малярией существует в странах Африки, расположенных южнее Сахары.

ВОЗ разработала трехзонную систему протималярійної профилактики, что позволяет повысить степень защиты от болезни:

В странах Латинской Америки, Азии (Бангладеш, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Таиланд), в Океании (Соломоновы острова, Папуа - Новая Гвинея) у насекомых обнаружена прочная устойчивость к хлорхініну;

В странах Южной Африки, в Азии (Индия, Индонезия, Непал, Пакистан, Филиппины, Шри-Ланка), в странах Ближнего Востока (Афганистан,

Саудовская Аравия, Оман, Йемен) наблюдается частичная устойчивость насекомых к хлорхініну;

В ОАЭ, Египте, Марокко, Сирии, Турции, Иране, Ираке, а также в восточной и северо-восточной части Китая, пока на наблюдается устойчивости насекомых к хлорхініну .

крайне важно, чтобы туристы знали, что при малейших симптомах заболевания следует немедленно обратиться к врачу, сделать анализ крови. Самолечение только усиливает болезнь и может привести к тяжелым последствиям для человека.

Для того, чтобы избежать опасных инфекционных заболеваний в туристических путешествиях, существуют определенные медико-санитарные правила:

Нельзя есть незнакомые блюда, сырые овощи и фрукты;

Потреблять питьевую воду и напитки только гарантированного качества;

Проживать в заведениях размещения, которые обеспечены централизованным водоснабжением и канализацией;

Тщательно мыть руки перед едой и пользоваться только индивидуальной посудой;

Не допускать при купании в море или водоемах попадания воды в полость рта, оптимальный вариант - купаться в бассейнах.

Вопрос о посещении дикой природы в тропиках, особенно в Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины и других странах, где джунгли фактически окружают гостиничные комплексы), надо рассматривать с максимальной степенью ответственности. Лучше в джунгли одному не ходить, а только в сопровождении опытного местного гида. Перед началом экскурсии должен быть проведен инструктаж, в котором особое внимание следует уделять вопросам "одежды" и правилам поведения в джунглях.

Не следует носить майки, шорты и сандалии. Лучше всего надеть плотную рубашку с длинными рукавами и джинсы, которые защитят от укусов насекомых. На ноги нужно надеть толстые носки, кроссовки или кеды, на голову - кепку с козырьком или шляпу с полями (длинные волосы следует убрать под головной убор). Брать с собой нужно минимум вещей, особенно таких, которые способны привлечь внимание обезьян или других животных своим цветом или блеском.

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Омский государственный институт сервиса"

РЕФЕРАТ

тема

"Медицинские формальности в туризме"

Подготовила: Фогельман К.В.

Ый курс Группа Т-141

Научный руководитель: Карасев И.Е.

Доцент, кандидат филологических наук

г. Омск 2014

Введение

Основные цели и задачи медицинских формальностей

Международное правовое регулирование медицинских формальностей

Международные медико-санитарные правила

Правовое закрепление медико-санитарных формальностей в Российской Федерации

Медицинское страхование в туризме


Введение

Огромное количество людей, перемещающихся по планете, создают идеальные возможности для распространения пищевых инфекций и многих других опасных инфекционных заболеваний.

Каждый турист, отправляющийся на отдых, хочет быть уверен не только в правильности выбранного отеля, качестве обслуживания, но и в своей безопасности.

Именно вопрос о безопасности заставляет государство искать пути решения как внутри, так и на общем уровне. Для этого и существуют медицинские (санитарные) формальности.

Контроль над соблюдением этих медицинских формальностей, осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации.

В необходимых случаях медицинские формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте, или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных, требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.

Соблюдение установленных медицинских правил в туристических поездках, напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туриста.

1. Основные цели и задачи медицинских формальностей

Для предотвращения распространения опасных заболеваний органами здравоохранения могут вводиться особые меры санитарного контроля. Они регламентируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. №52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Федеральной целевой программой по охране территорий Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ" (Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 624).

Такие меры осуществляются санитарно-эпидемиологическими службами Российской Федерации в пунктах пересечения границы. Для этого специально оборудованы санитарно-контрольные и карантинные пункты в аэропортах, морских и речных портах, вокзалах, автовокзалах, где осуществляются международные перевозки. Санитарные формальности проводятся с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), правила которой действуют с 1951 г., и Всемирной туристской организацией (ВТО).

По данным ВОЗ, последние 4 года в мире сохраняется опасность инфекционных заболеваний, относящихся к карантинным. Ежегодно регистрируются вспышки холеры, чумы, лихорадки Ласса и Эбола, желтой лихорадки, малярии и других оспасных заболеваний.

Крупная вспышка бубонной чумы была зафиксирована в 1995 г. и периодически вспыхивает на Мадагаскаре (Африка), чума была зарегистрирована в Перу и США. Постоянно наблюдаются вспышки холеры. Например, седьмая пандемия холеры вовлекает в эпидемический процесс все новые страны (в 1995 г. - 210 тыс. случаев в 78 странах; в 1996 г. - 110 тыс. случаев заболеваний в 67 странах).

В Заире и Габоне отмечалась крупная вспышка лихорадки Эбола, а в Перу, Габоне и Либерии - вспышки желтой лихорадки (в Гане и Бенине с очень высокой летальностью - до 61 %).

Следует иметь в виду, что в официальных материалах ВТО и ВОЗ границы континентов и различных зон, в которых существуют инфекционные карантинные болезни (желтая лихорадка, холера и др.), существенно отличаются от географических. Они включают:

Европа - все известные европейские страны континента, а также все государства СНГ и вся территория России, Кипр, Исландия, Мальта и Турция;

Америка - страны Северной, Центральной и Южной Америки, но без Гавайских островов;

Африка - страны континента, а также Азорские, Канарские острова, остров Мадейра;

Азия - все страны азиатского континента, а также страны Бахрейн, Иран, Ирак, Израиль, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, ОАЭ, Йемен;

Австралия - континент, а также остров Тасмания;

Океания - все острова в Тихом океане, а также Папуа, Новая Гвинея, Новая Зеландия;

Карибские острова - Антигуа, Аруба, Барбадос, Барбуда, Бонаир, Британские Вирджинские острова, Каймановы острова, Куба, Кюрасао, Доминика, Доминиканская республика, Гваделупа, Гаити, Ямайка, Мартиника, Монтсеррат, Пуэрто-Рико, Саба, Сен-Бартельми, Сент-Естатиус, Сент-Киттс и Невис, Санта-Лусия, Сан-Мартин, Сан-Висенте и Гренада, Тринидат и Тобаго, Американские Вирджинские острова.

Впервые в 1993 г. на X Ассамблее Всемирной туристской организации было подчеркнуто, что ВТО будет разрабатывать и поддерживать меры, касающиеся охраны здоровья туристов, безопасности их поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами. Участники Ассамблеи призвали национальные туристские организации тесно сотрудничать с органами здравоохранения своих стран в деле предоставления туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам.

Ежегодно ВОЗ публикует:

) "Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу", которые являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов;

ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соответствии с которыми текущая информация о формальностях, связанных с прохождением санитарного контроля, публикуется в ежегодном издании ВТО "Зарубежный туризм и пограничные формальности".

Прогноз по заболеваемости карантинными инфекциями на ближайшие годы сохраняется неблагоприятным, поэтому необходимы обязательные меры профилактики. В ряде стран мира сохраняются природные очаги карантинных инфекций: чумы - Вьетнам, Боливия, Бразилия, Перу, Заир, Замбия, Зимбабве, Мадагаскар, Мозамбик, Танзания, Уганда, а также на территории России (Астраханская область, Карачаево-Черкесская республика, Дагестан) и южные страны СНГ; холеры - 67 стран Азии, Африки, Южной Европы, Центральной Америки и тропики Южной Америки; желтой лихорадки - Центральная Америка, тропики Южной Америки, Африка.

Впервые после длительного перерыва случаи желтой лихорадки зарегистрированы у туристов из Швейцарии и США, выезжавших в Бразилию без профилактических прививок.

С 1996 г. постановлением Главного государственного санитарного врача по Москве введено обязательное обучение по профилактике карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний руководителей, ответственных представителей, агентов и других специалистов турфирм.

Цель обучения - подготовить туристов к выезду в эндемичные территории и страны для предупреждения заражения их инфекционными заболеваниями. Обеспечение эпидемической безопасности туристов определено также Федеральным законом № 132 от 04.10.96 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ст. 5, 7, 14).

Особо опасные и карантинные инфекционные заболевания представляют угрозу для здоровья граждан, так как поражают жизненно важные органы: легкие, почки, печень, сердечно- сосудистую, желудочно-кишечную и лимфатическую системы. Если своевременно не обратиться за медицинской помощью, то такие заболевания могут иметь летальный исход.

В связи с этим необходимо знать признаки инфекционных заболеваний и соблюдать меры личной профилактики.

В подготовительный период перед поездкой в зарубежные страны обязательно нужно пройти инструктаж в турфирме. В период пребывания в зарубежной стране следует соблюдать определенные правила проживания, питания и культурного отдыха, о чем туристов должна известить направляющая туристская фирма. Обратим внимание на некоторые необходимые меры предосторожности.

Проживание допускается только в гостиницах, обеспеченных централизованным водоснабжением и канализацией. При наличии в номере и других помещениях гостиницы комаров, блох, грызунов необходимо немедленно поставить в известность администрацию для принятия мер по их уничтожению.

Питание допускается только в определенных ресторанах, оговоренных договором, где используются продукты только гарантированного качества, и только промышленного производства; для питья должна использоваться только бутилированная или кипяченая вода, напитки, соки промышленного производства гарантированного качества.

Запрещается использовать в пищу нетрадиционные продукты, блюда, не прошедшие необходимой технологической обработки, продукты с истекшим сроком годности, а также приобретенные в местах случайной уличной торговли; покупать лед для охлаждения напитков у продавцов уличной торговли.

В рамках обучения специалистов туристских фирм Госсанэпиднадзором РФ были разработаны:

На базе Центра Госсанэпиднадзора в Москве постоянно организуются занятия по подготовке и ежегодной переподготовке специалистов российских туристских фирм. По завершении занятий проводится тестовый контроль, выдается документ о прохождении подготовки. Наличие документа, подтверждающего подготовку сотрудников по профилактике особо опасных инфекций, учитывается при лицензировании и сертификации деятельности тур фирмы. По завершении занятий проводится тестовый контроль, выдается документ о прохождении подготовки.

2. Международное правовое регулирование медицинских формальностей

турист медицинский страхование прививка

Направляющей и координирующей инстанцией в области международного здравоохранения является Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Она играет ведущую роль при решении вопросов международного здравоохранения, разрабатывает международные нормы и стандарты в данной сфере, осуществляет контроль за ситуацией в области всемирного здравоохранения. В настоящее время участниками ВОЗ являются 193 государства, включая Россию.

Первые попытки государств создать систему многостороннего сотрудничества в области здравоохранения были предприняты еще до создания ВОЗ, после того как в 1830-1847 гг. в Европе прокатились эпидемии холеры. Результатом дипломатических переговоров государств стала первая Международная санитарная конференция, проведенная в 1851 г. В Париже. В то же время государства - члены ВОЗ приняли первые Международные санитарные правила, которые спустя время были заменены новыми Международными санитарными правилами 1969 г.

Задачей Международных санитарных правил 1969 г. В основном являлось обеспечение мониторинга и контроля шести серьезных инфекционных заболеваний: холеры, чумы, желтой лихорадки, оспы, возвратного тифа и эпидемического сыпного тифа. При этом согласно МСП 1969 г. К числу болезней, подлежащих международной регистрации, относились только три: холера, чума и желтая лихорадка.

Всемирная ассамблея здравоохранения приняла на 48-й сессии Резолюцию 1995 г., в которой было предложено пересмотреть МСП 1969г. В качестве объективных причин для пересмотра назывались узкий охват (всего три болезни), их зависимость от официальной системы уведомления об этих болезнях, а главное- отсутствие международного скоординированного механизма для предотвращения международного распространения болезней.

Результатом десятилетней работы Всемирной ассамблеи здравоохранения стали новые Международные медико-санитарные правила (ММСП), принятые Резолюцией ВОЗ WHA58.3 от 23 мая 2005 г. ММСП 2005 г. Вступили в действие с 15 июня 2007 г. Они представляют собой юридически обязательное соглашение для государств - членов ВОЗ.

Главная цель ММСП 2005 г. Состоит в предупреждении международного распространения болезней, создавая при этом как можно меньше препятствий на пути свободного передвижения путешествующих лиц.

ММСП 2005 г охватывают не только существующие, но также новые и вновь возникающие болезни. Благодаря своей правовой основе указанные Правила должны обеспечить быстрый сбор информации при возникновении или угрозе возникновения международных чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения. Кроме того, в ММСП 2005 г. Была принята новая процедура оповещения о наступлении реальных и потенциально опасных чрезвычайных ситуации в области общественного здравоохранения, а также дано определение чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (ЧСОЗМЗ).

Реагирование ВОЗ на ЧСОЗМЗ включает предоставление государствам-участникам временных и постоянных рекомендаций. В свою очередь государства-участники ММСП 2005 г. обязаны:

назначить национального координатора по ММСП;

проводить оценку событий, происходящих на их территории, и оповещать ВОЗ о всех событиях, которые могут представлять собой ЧСОЗМЗ;

отвечать на запросы, касающиеся проверки информации относительно событий, которые могут представлять собой ЧСОЗМЗ;

принимать меры для устранения рисков для здоровья населения, которые могут распространиться в международном масштабе;

разрабатывать, усиливать и поддерживать ключевые ресурсы, необходимые для обнаружения, уведомления и реагирования на любые события, представляющие угрозу для здоровья населения;

обеспечивать и постоянно поддерживать материально - технические условия и службы, а также проведение инспекций и контрольных мероприятий в назначенных международных аэропортах, портах и наземных транспортных узлах в целях предупреждения международного распространения болезней;

направлять в ВОЗ любые фактические данные об идентифицированных за пределами их территории рисках для здоровья населения, которые могут вызвать международное распространение болезни и которые проявились в результате вывоза или завоза случаев заболевания людей, переносчиков инфекции или инфекционных болезнетворных агентов, а также контаминированных товаров.

прилагать все усилия для проведения мер, рекомендуемых ВОЗ;

сотрудничать с другими государствами - участниками ВОЗ в целях выполнения ММСП 2005 г.

Требования ММСП 2005 г., участницей которых, как уже было сказано, является Россия, учтены в отечественном законодательстве.

3. Международные медико-санитарные правила

Международные медико-санитарные правила (ММСП) являются международным правовым инструментом, обязательным для 194 стран в мире, включая все государства-члены ВОЗ.

Их целью является оказание содействия международному сообществу в предотвращении и принятии ответных мер на критические опасности для здоровья людей, которые потенциально могут пересекать границы и угрожать людям во всем мире.

В глобализованном мире болезни могут распространяться на большие расстояния в результате международных путешествий и торговли. Кризис в области здравоохранения в одной стране может оказывать воздействие на средства к существованию и экономику во многих частях мира. К развитию подобных кризисов могут приводить возникающие инфекции, такие как тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), или новая пандемия гриппа среди людей.

ММСП можно также применять в отношении других чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, таких как разливы, утечки и захоронения химических веществ или расплавление активной зоны ядерного реактора. ММСП предназначены для ограничения вмешательства в международные перевозки и торговлю и, в то же время, для обеспечения здоровья населения путем предотвращения распространения болезней.

В соответствии с ММСП, вступившими в силу 15 июня 2007 года, страны должны информировать ВОЗ об определенных вспышках болезней и событиях в области общественного здравоохранения.

На основе уникального опыта ВОЗ в области проведения глобального эпиднадзора, оповещения о болезнях и принятии соответствующих ответных мер, ММСП определяют права и обязанности стран по информированию о событиях в области общественного здравоохранения, и устанавливают ряд процедур, которые ВОЗ должна выполнять в своей работе по обеспечению глобальной безопасности в области общественного здравоохранения.

В соответствии с требованиями ММСП, страны должны также усилить имеющиеся у них возможности для проведения эпиднадзора в области общественного здравоохранения и принятии ответных мер. ВОЗ работает в тесном сотрудничестве со странами и партнерами с целью обеспечения технического руководства и поддержки для мобилизации ресурсов, необходимых для эффективного и своевременного выполнения новых правил.

Своевременное и открытое информирование о событиях в области общественного здравоохранения будет способствовать укреплению безопасности в мире.

Для того чтобы избежать опасных инфекционных заболеваний, в турпоездках существуют определенные медико-санитарные правила:

главное использовать питьевую воду и напитки гарантированного качества;

использовать в пищу только продукты промышленного изготовления; запрещается употреблять в пищу нетрадиционные блюда, включая горячие бутерброды, приобретать продукты с лотков без сертификационных свидетельств, а также с просроченным сроком годности на упаковке, сырые овощи, фрукты или салаты из них можно есть только после термической обработки;

проживать в средствах размещения, обеспеченных централизованным водоснабжением и канализацией;

тщательно мыть овощи и фрукты водопроводной водой, а также руки перед едой и пользоваться только индивидуальной посудой;

при купании в водоемах не допускать попадания воды в полость рта, оптимальный вариант - купаться в бассейнах, а не в море или иных водоемах (ведь недаром западные туристы при поездках в экзотические страны первым делом интересуются - есть ли в отеле бассейн, даже если гостиница расположена прямо на берегу моря).

Во время купания в море следует быть очень и очень осторожными. В морской воде можно и не заметить, как что-то или кто-то как бы уколет вас иголкой, и уже потом дома вы обнаружите, что у вас под кожей поселился какой-то червяк или нечто подобное. Скажем, в Южной Америке личинка одной такой живности облюбовывает в воде только мужчин, поэтому "туземцы" советуют при купании в море мужчинам надевать плотные плавки с тугими резинками.

При появлении первых симптомов заболевания (как правило, это тошнота, рвота, жидкий стул, головокружение и т.д.) необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

. Правовое закрепление медико-санитарных формальностей в Российской Федерации

В первую очередь необходимо сказать несколько слов о нормативно-правовой базе РФ, регулирующей правоотношения туристских предприятий и потребителей туристской продукции. Основополагающими документами являются Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ).

В связи с очевидно некоммерческими отношениями туриста с туристскими предприятиями для регулирования таких отношений применяется Закон РФ "О защите прав потребителей". Все упомянутые законы содержат ряд отсылочных норм, предполагающих наличие специальных нормативно-правовых актов. Одним из них является ФЗ РФ "Об основах туристской деятельности в РФ".

Общие требования законодательства РФ по обеспечению безопасности туризма нашли свое отражение в гл. VII ФЗ РФ "Об основах туристской деятельности в РФ", где законодатель предусмотрел, что Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов о возможной угрозе безопасности туристов в стране (месте) их временного пребывания.

А туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествий или о невозвратившихся из путешествий.

Одними из наиболее распространенных причин происшествий с туристами являются несчастные случаи и заболевания различной тяжести.

Наибольшую опасность, как для туристов, так и для окружающих их граждан представляют собой инфекционные заболевания. В связи с этим контроль над возможным распространением инфекционных заболеваний взят государством под особый контроль.

Основным законодательным актом в этой области является Федеральный закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", принятый Государственной Думой 12 марта 1999 г. и одобренный Советом Федерации 17 марта 1999 г. Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ.

В законе определены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и перечислены права граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Предусмотрены и обязанности граждан в этой сфере, в том числе выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, забота о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении детей. Законом регулируются санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека.

В целях предупреждения заноса и распространения на территории РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также предотвращения ввоза и реализации на территории РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, устанавливаются нормы по санитарной охране территории РФ.

Указанный закон определил меры, предпринимаемые в отношении больных инфекционными заболеваниями. Важнейшими нормами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются положения ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которые устанавливают основы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

В новой редакции изложены нормы об административной ответственности, предусмотрены составы административных правонарушений с учетом проекта Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

В ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) используются следующие основные понятия:

безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование (ст. 37) - включает в себя: разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил; контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию; разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение и опубликование санитарных правил; контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения; регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;

государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;

должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (ст. 49) - главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов и учреждений указанной службы;

инфекционные заболевания (ст. 30) - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;

инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);

массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания;

обязанности граждан (ст. 10) - граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания;

обязательные медицинские осмотры (ст. 34) - для работников отдельных профессий, производств и организаций предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры, которые проводятся в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний;

ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

санитарная охрана территории Российской Федерации (ст. 30) - мероприятия, которые направлены на предупреждение заноса на территорию РФ и распространения на территории РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию РФ и реализации на территории РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;

санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;

санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;

В связи с действовавшим ранее ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" принят ряд постановлений, не теряющих актуальности и регулирующих практическую деятельность туристских предприятий и туристов.

Непосредственно в процессе работы с туристами специалистам туристских фирм необходимо соблюдать следующие требования:

обеспечивать граждан, отъезжающих в эндемичные страны, препаратами для химиопрофилактики малярии под личную расписку клиента в договоре с турфирмой в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

Запрещается работа с клиентами специалистам турфирм, не прошедшим внеочередную аттестацию. При организации деятельности туристской фирмы необходимо создать специальный график, в соответствии с которым каждый сотрудник в определенный период времени проходит такую аттестацию.

Транспортные организации должны проводить регистрацию граждан, не имеющих индивидуальных памяток и лекарственных препаратов для химиопрофилактики малярии, с указанием направляющей турфирмы и ежедневным представлением сведений.

В документе регламентируется "Организация и проведение работ по предупреждению заражения инфекционными заболеваниями". Пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 содержат перечень работ, необходимых для выполнения турфирмами. Это работы с нормативными документами (законами, постановлениями), информирование туристов о риске возможного заражения в период пребывания в зарубежной стране по данным ВОЗ, проведение инструктажей туристов.

В Пункте 3 обозначен "Порядок проведения индивидуальных инструктажей". Подпункт 3.1 предписывает прорабатывать с туристами "Рекомендации гражданам, выезжающим в зарубежные страны, о мерах личной профилактики инфекционных заболеваний".

. Медицинское страхование в туризме

Добровольное медицинское страхование, является подотраслью личного страхования и включает все его виды по защите имущественных интересов страхователей и застрахованных, связанные с расстройством здоровья, утратой трудоспособности, смертью (гибелью). Непосредственным имущественным интересом туриста (застрахованного) при этом виде страхования является возможность компенсации (оплаты) затрат на медицинскую помощь (лечение) за счет средств страховщика.

Страхование путешественников - в России относительно новое дело. Дело в том, что если в советское время ответственность за пребывание российских туристов за границей несло государство, то сейчас эта ответственность целиком переместилась на самого путешественника. И хотя страхование туристов не является обязательным, уже сейчас консульства ряда стран, оформляя въездную визу, требуют наличия страхового полиса. Многие европейские страны предъявляют свои собственные требования к страховым полисам туристов, въезжающих на территорию этих государств: там должен обязательно присутствовать определенный набор услуг, а страховое покрытие не должно быть ниже $30.000. Могут также потребовать, чтобы четко определялся размер расходов на каждый вид страховых услуг.

Понятия "страхование от несчастного случая", "страхование от болезни", "страхование от потери трудоспособности", "медицинское страхование" и другие законодательно не закреплены. Они определяются исходя из понятия страхового риска (ст. 9 пп. 1, 2) Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации", где сказано, что страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления, которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признакамивероятности и случайности его наступления.

Поскольку в нашей стране потенциальный турист может приобрести полис (сертификат) в любой из страховых компаний, которые страхуют туристов, то перед турпоездкой, путешествием, он должен обязательно поинтересоваться условиями страхования, где подробно изложено, в случае каких страховых событий осуществляется страхование. И если турист нарушит или не выполнит хотя бы одно из перечисленных условий, страхователь оставляет за собой право невыплаты страховой суммы.

Медицинское страхование туристов обычно покрывает расходы на:

Медицинские услуги;

услуги стационаров;

перевозку машиной скорой помощи;

приобретение лекарств;

уход за больным, вызванные несчастным случаем или внезапным заболеванием.

транспортировку тела на родину.

Если возраст страхуемого превышает 65 лет, то взимается двойной тариф. Лица в возрасте свыше 70 лет страхованию не подлежат. Страхование производится без медицинского освидетельствования.

Популярность этого вида страхования все время возрастает в связи с ростом количества россиян, выезжающих в зарубежные страны и с тем, что стоимость медицинских услуг за границей значительно выше и оплатить их самостоятельно большинство российских туристов не в состоянии. Практика работытуристских фирм показывает, что страховой полис при поездке за границу - это не роскошь, а жизненная необходимость.

Кроме того, полис обеспечивает целый комплекс медицинских услуг: амбулаторное и стационарное обслуживание, экстренную стоматологическую помощь, оплату стоимости медикаментов по назначению врача, расходы по транспортировке больного, включая перевозку на родину.

Специфика медицинского страхования такова, что чисто ценовой конкуренции в нем не должно быть, так как удешевление полиса достигается в основном либо за счет невысокого качества страховой услуги, либо за счет занижения лимита ответственности. Страхователь, купивший такой полис, рискует не только не получить медицинскую помощь, но и получить отказ в визе в посольстве.

Некоторые страны (Франция, Германия, США и др.) требуют обязательного страхования туристов от несчастного случая с покрытием медицинских расходов (лимит покрытия не менее 25 тыс. долл.). Без наличия страховки солидной страховой компании туристской фирме или туристу будет отказано в выдаче выездной визы.

Список используемой литературы

Азар В.И. Экономика и организация туризма. -М: Проф.издат, 1993

2.Александрова А.Ю. Структура туристского рынка: Учеб/ пособие для вузов. М.: Соло-Пресс, 2002.

Ананьев М.А. Международный туризм. - М.: Международные отношения, 1968

Балабанов И.Т., А.И. Балабанова. Экономика туризма: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.

Богатов А.П.., Т.В. Бойко, М.В. Зубрева. Туристские формальности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

Биржаков М.Б.., Н.П. Казаков. Безопасность в туризме.

СПБ.: "Издательский дом Герда", 2005.

Стригунова Д.П.. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2012.

Сенин B.C. Введение в туризм. - М., 1993.

Черных Н.Б.. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002.

Таможенные формальности - процедуры, связанные с необ­ходимостью соблюдения лицами, пересекающими государствен­ную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей и товаров.

Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах.

Таможенные формальности для туристов обычно состоят из заполнения таможенной декларации и, при необходимости, дос­мотра багажа.

Таможенная декларация - письменное заявление, предостав­ляемое при пресечении государственной границы пассажирами, туристами органам таможенного контроля о провозимых с собой или отдельным грузом вещах и товарах. Таможенная декларация обычно составляется по установленной форме на специальных бланках. Лица, проходящие таможенный контроль, обязаны за­полнить таможенные декларации лично.

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения тамо­женного законодательства страны. Таможенный контроль про­изводится должностными лицами таможенных органов путем:

♦ проверки документов и сведений, необходимых дтя тамо­женных целей;

♦ таможенного досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенно­го контроля;

♦ учета товаров и транспортных средств;

♦ устного опроса физических и должностных лиц;

♦ проверки системы учета и отчетности и т.п.

Досмотр багажа - проверочный осмотр представителями та­моженного контроля содержимого багажа пассажиров, Пересекающих государственную границу, а также обложение провози­мого багажа установленными таможенными пошлинами.

Таможенная пошлина - денежный сбор, взимаемый государст­вом за товары, пропускаемые через государственную границу под контролем таможенных органов по установленным тарифам.

Существует следующий порядок таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых физическими лицами.

Физические лица вправе перемещать товары, не предназна­ченные для производственной иди иной коммерческой деятель­ности, в упрошенном, льготном порядке. Льготы для физиче­ских лиц включают полное или частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов и исключение из числа лиц, в от­ношении которых применяются меры экономической политики. Для отдельных категорий товаров могу! применяться стоимост­ные и количественные ограничения.

При заявлении товаров для таможенного оформления и кон­троля применяются упрошенные формы декларирования: спе­циальный бланк для декларирования в письменной форме, уст­ная форма, иные формы, например, проход пассажиров через «красный» и «зеленый- коридоры.

Упрощения при взимании таможенных платежей выражают­ся в применении так называемых единых ставок таможенных платежей либо исчислении совокупного таможенного платежа и внесении платежей непосредственно при производстве тамо­женного оформления.

Единые ставки таможенных платежей представляют собой платежи, подлежащие взиманию с определенной физической единицы измерения, присущей конкретному товару, или выра­женную в процентах долю от таможенной стоимости товаров, подлежащую обязательной уплате. Например, для автомобилей такой единицей может являться единица измерения объема дви­гателя, для товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже. - единица веса и т.д.

Платеж по единым ставкам обычно не включает в себя тамо­женные сборы за хранение товаров, а также за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне вре­мени работы таможенных органов.

Товары для коммерческого использования оформляются в обычном порядке с применением грузовой таможенной дек­ларации, общей системы таможенных платежей, мер экономи­ческой политики и т.д.

При письменном декларировании в упрощенном порядке лица, заполняющие таможенную декларацию, обязаны указать точное количество мест провозимого ими багажа, включая руч­ную кладь, а также предусмотренные формой декларации сведе­ния о перечисленных в ней предметах, валюте и ценностях, предъявляемых для таможенного контроля.

Правильность сообщаемых сведений контролируется в ходе та­моженного оформления. По окончании таможенного контроля и оформления таможенные декларации заверяются сотрудниками таможни, после чего возвращаются пассажиру и служат основани­ем для беспрепятственно ввоза (вывоза за границу) предметов, валюты и ценностей, указанных в таможенной декларации и пропущенных для ввоза/вывоза.

Таможенные декларации, заполненные лицами, следующи­ми транзитом, заверяются таможней в пункте въезда и сдаются указанными лицами таможне в пункте выезда.

Таможенная декларация при утере не возобновляется, а лицо следующее через границу, лишается права беспрепятственного вывоза за границу имеющихся у него предметов и валюты, пере­мещение которых через таможенную границу регулируется специ­альными правилами.

Поскольку в таможенной декларации указываются сведения о предметах, валюте и ценностях, имеющихся в ручной клади и багаже, предъявляемых для контроля, то при наличии багажа, отправленного из-за границы или отправляемого за границу от­дельно от пассажира и провозимого по специальному товаро-транспортному документу, владелец обязан сделать заявление об этом в таможенной декларации, заполняемой при въезде или вы­езде из страны. После досмотра багажа со грудник таможни делает в декларации отметки о предметах, валюте и ценностях, пропу­щенных в багаже, заверяет их и оставляет декларацию у владельца, который обязан предъявить ее на таможне во время выезда за гра­ницу. Эта декларация остается в делах пограничной таможни.

При пересечении таможенной границы физическими лица­ми таможенному оформлению подлежат: принадлежащие им предметы, для которых предусмотрено обязательное письменное декларирование; товары, облагаемые таможенными платежами или ввоз либо вывоз которых регулируется специальными пра­вилами; товары, перемещаемые в отдельно следующем багаже.

Досмотр одежды и тела человека называется личным досмотром и является исключительной формой таможенного контроля. Лич­ный досмотр производится только в особых случаях на основании постановления начальника таможенного органа. При организации и проведении досмотра должностные лица таможенных органов должны строго следить за соблюдением конституционных прав личности.

Применяемые при всех видах досмотра технические средства должны быть безопасны для жизни и не причинять ущерба товарам и транспортным средствам.

Санитарные (медицинские) формальности - процедуры, свя­занные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими госу­дарственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения этих формальностей осуществляется санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и вы­езда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путеше­ственников международного сертификата о вакцинации.

Сертификат о вакцинации - удостоверение, подтверждаю­щее вакцинацию его владельца против некоторых эпидемиче­ских заболеваний (чумы, холеры, лихорадки, оспы и тд.). Сертификат выдается официальными медицинскими органа­ми страны по форме, установленной Всемирной организацией здравоохранения. Он необходим туристам, направляющимся в страну, посещение которой разрешается только при наличии у туриста данного документа.

В необходимых случаях санитарные (медицинские) формаль­ности предусматривают вакцинацию туристов и путешественни­ков на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перево­зимых туристами и путешественниками животных требуются со­ответствующие ветеринарные сертификаты.

Соблюдение установленных санитарных (медицинских) пра­вил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туристов.

На десятой ассамблее Всемирной туристской организации в октябре 1995 г. было заявлено, что ВТО будет добиваться под­держки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасно­сти поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами.

В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу. Эти требования являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов. ВОЗ выпускает также «Эпидемиологический ежегодник» и рекомендации, признанные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе через туризм. ВO3 имеет рабочие соглашения с ВТО, в соот­ветствии с которыми текущая информация о санитарных (меди­цинских) формальностях публикуется в ежегодном издании ВТО -Зарубежный туризм тираничные формальности»

Международные санитарные (медицинские) правила Все­мирной организации здравоохранения действуют с 1951 г.

Существуют определенные санитарные (медицинские) прави­ла, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться туристскими предприятиями до сведения клиентов до начала поездки в информационном листке к туристской путевке В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том. что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешест­вия, что подтверждается его подписью.

В заключение необходимо отмстить, что туристские фор­мальности являются неотъемлемым элементом международ­ных путешествий, связанных с выездом людей за границу своей национальной территории.

13. Международные туристские организации

Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих повышению эффективности этой сферы международных экономических отношений. В общей сложности около 70 международных организаций различного профиля и статуса занимаются проблемами развития междуна­родного туризма. В их число входят:

специализированные организации в системе ООН;

организации в системе ООН, занимающиеся вопросами ме­ждународного туризма эпизодически;

неправительственные специализированные организации по международному туризму;

региональные и национальные организации по туризму.

Самой известной специализированной организацией в системе ООН является Всемирная туристская организация (World Tourism Organisation, UNWTO), основанная в 1975 г. Ее особый статус в систе­ме ООН основывается на Соглашении о сотрудничестве и взаимо­отношениях между Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) и Ассамблеей Объединенных Наций, одобренном Экономиче­ским и Социальным Советом (ЭКОСОС) в 1977 г. В соответствии с этим документом на ЮНВТО возлагаются ответственность и функ­ции центрального руководящего органа в сфере туризма. UN в начале названия - сокращение ООН (Организация Объединённых Наций) –United Nations.

ЮНВТО по сути дела является единственной межправительст­венной организацией, чья деятельность охватывает все аспекты туризма. Ее создание означало признание не только экономиче­ского, социального, культурного, но и политического значения международного туризма. Официальными языками ЮНВТО явля­ются английский, испанский, русский и французский.

Цели, характер, организационная структура и функции ЮНВТО определены ее Уставом, который был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день ту­ризма, ежегодно проводимый под определенным девизом.

Основными целями ЮНВТО являются:


  • поощрение и развитие туризма как средства, содействующего экономическому развитию, укреплению мира, процвета­нию, повышению взаимопонимания между народами, все­общему уважению и соблюдению прав человека и фундамен­тальных свобод без различия расы, пола, языка и религии;

  • соблюдение интересов развивающихся стран в области ту­ризма.
Устав ЮНВТО предусматривает три уровня членства:

  • действительные (полноправные) члены;

  • ассоциированные члены;

  • присоединившиеся члены.
Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств, которые ратифицировали или согласились с уставом ЮНВТО. Ассоциированными членами могут быть любые террито­риальные формирования, не несущие самостоятельной ответст­венности за свою внешнюю политику. Статус присоединивших­ся членов предоставляется международным организациям (как межправительственным, так и неправительственным), имею­щим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и объединениям, деятельность которых связана с задачами и полномочиями ЮНВТО (например, авиакомпаниям, турагентствам, гостиничным и ресторанным цепям, банкам, исследовательским институтам, учебным заведениям и др.). Эти учреждения объединены в Комитет присоединившихся членов. Его функционирование обеспечивается деятельностью рабочих групп по следующим направлениям: молодежный туризм, выбор потребителей и их поведение, инвестиции в туризм, туризм и здравоохранение, туризм и информационные средства. В на­стоящее время в ЮНВТО входит более 140 действительных, 4 ассо­циированных (Аруба, Макао, Нидерландские Антильские Ост­рова, Пуэрто-Рико) и свыше 350 присоединившихся членов. Кроме того, статус постоянного наблюдателя имеет Ватикан.

С момента основания ЮНВТО ее членом являлся СССР, который неоднократно избирался в ее руководящий орган (Исполнитель­ный совет). С 1992 г. членство в ЮНВТО стала осуществлять Россий­ская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 г. на X Генеральной ассамблее ЮНВТО (о. Бали, Индонезия) в действи­тельные члены организации были приняты Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. на XII сессии (г. Стамбул) -- Армения и Украина, в 2001 г. на XIV сессии (Сеул, Осака - Южная Корея и Япония) - Азербай­джан. Интерес к вступлению в ЮНВТО проявляют также Республика Беларусь и Таджикистан. В качестве присоединившихся членов в ЮНВТО входят ряд крупнейших компаний и учебных заведений стран СНГ. Среди них ВАО «Интурист» (Россия), НК «Шелковый путь» (Казахстан), гостиничный комплекс «Анипро» (Украина), НТК «Белинтурист» (Беларусь) и др. ЮНВТО имеет следующую структуру:


  • Генеральная ассамблея, региональные комиссии;

  • Исполнительный совет, комитеты;

  • Секретариат.
Генеральная ассамблея, состоящая из представителей госу­дарств - действительных членов ЮНВТО, является высшим орга­ном организации. Каждый действительный или ассоциирован­ный член может назначать в Генеральную ассамблею до пяти делегатов, присоединившиеся члены - по одному наблюдателю, а Комитет присоединившихся членов - не более трех наблюда­телей. Ассоциированные и присоединившиеся члены не имеют права голоса. Решения принимаются простым большинством голосов, если иные процедуры не предусмотрены уставом. Оче­редные сессии Ассамблеи проходят раз в два года. Генеральной ассамблеей созданы шесть региональных комиссий (для Африки, Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Южной Азии, Европы, Ближнего Востока), которые призваны прово­дить ее рекомендации в подответственные им регионы и поощ­рять внутрирегиональный туризм.

Исполнительный совет состоит из 25 членов (24 из них изби­раются на основе географического распределения на четыре года - по одному на каждые пять действительных членов; пред­ставитель Испании как страны пребывания ЮНВТО входит в состав Исполнительного совета постоянно). В состав Совета входят также без права голоса один ассоциированный член, избирае­мый ассоциированными членами ЮНВТО, и один представитель присоединившихся членов. Из стран СНГ в состав Исполни­тельного совета входят Российская Федерация и Украина.

Исполнительный совет собирается не менее двух раз в год. Решения принимаются, как правило, простым большинством голосов (действительных членов). Совет выполняет функции, которые могут быть возложены на него Ассамблеей, представля­ет ей свои предложения, анализирует общую программу работы, подготавливаемую генеральным секретарем, до ее представле­ния на рассмотрение Генеральной ассамблеи. В своей работе Совет опирается на комитеты: технический комитет по програм­мам и координации (ТКПК), бюджетно-финансовый комитет (БФК), комитет содействия, статистический комитет, комитет экспертов по вопросам безопасности и охране туристов.

Секретариат возглавляет генеральный секретарь, назначае­мый Генеральной ассамблеей на четыре года по рекомендации Исполнительного совета (возможно повторное назначение) и яв­ляющийся законным представителем ЮНВТО. Свои функции он выполняет при помощи заместителя генерального секретаря и генерального координатора. Генеральный секретарь подотче­тен Генеральной ассамблее и Исполнительному совету. Он руко­водит работой по исполнению и применению резолюций и ре­шений, принимаемых руководящими органами, представляет Совету доклады о деятельности ЮНВТО, документы о финансовой отчетности, проекты программ и бюджета.

Заместитель генерального секретаря помимо выполнения дру­гих задач осуществляет контроль за работой региональных пред­ставителей, назначаемых для каждого из шести регионов гене­ральным секретарем. Региональные представители при помощи региональных опорных отделений обеспечивают поддержание связей между ЮНВТО и ее ассоциированными и присоединивши­мися членами. Генеральный координатор координирует работу различных подразделений Секретариата.

Бюджет ЮНВТО формируется за счет взносов действительных, ассоциированных и присоединившихся членов. Шкала взносов определяется на основе уровня экономического развития каж­дой страны и значения для нее туризма.

Деятельность ЮНВТО охватывает следующие направления:


  • сотрудничество и развитие: консультации и помощь прави­тельствам по широкому кругу вопросов туризма (базисные планы, технико-экономическое обоснование, определение потребностей в инвестициях, передача технологий, инфор­мационное продвижение национального туристского про­дукта и т.д.). ЮНВТО создает условия для упорядочения дейст­вий различных стран (регионов) в туризме путем разработки и введения определенных принципов в области междуна­родного туризма. ЮНВТО не только разрабатывает эти доку­менты (акты), но и следит за их исполнением, поощряя разрешение международных туристских разногласий. Кро­ме того, организация выступает в роли международного центра по координации сотрудничества в области развития международного туризма, расширяя возможности отдель­ных стран участвовать в международном рынке туристских услуг, и тем самым вносит вклад в экономику каждой из них;

  • развитие человеческих ресурсов: разработка международных стандартов и методик образования и профессиональной подготовки в области туризма, организация курсов повы­шения квалификации для преподавателей и инструкторов, краткосрочных заочных курсов, расширение сети центров образования и подготовки кадров;

  • окружающая среда и планирование: экологически устойчивое развитие туризма, перевод экологических проблем в плос­кость их практического решения, участие в научных форумах и семинарах. ЮНВТО содействует обеспечению устойчивого развития туризма, а 2002 г. был объявлен годом экологиче­ского туризма;

  • качество развития туризма: содействие решению комплек­са взаимосвязанных вопросов (либерализация, здравоохра­нение и безопасность), касающихся услуг в сфере туризма, устранение барьеров, либерализация торговли услугами в сфере туризма, стандартизация требований к визовым, пограничным, таможенным и другим формальностям;

  • статистика и макроэкономический анализ: ЮНВТО является основным центром сбора, анализа и распространения данных по туризму из более чем 180 стран и территорий.
Исследования, которые включают в себя изучение стати­стики в области транснационального туризма, разработку новых методов оценки и прогнозирования, направлены на повышение объективности измерения экономического зна­чения туризма. Исследовательская деятельность ведет к уве­личению методов статистики. Одной из последних разрабо­ток в этом направлении является введение вспомогательного счета в туризме - универсальной методологии, рекомен­дованной для внедрения во всех странах. ЮНВТО обеспечива­ет выпуск следующих изданий: «WTO Basic Documents», «Yearbook of Tourism Statistics», «Travel and Tourism Baro­meter», «World Directory of Tourism Education», «Directory of Multilateral Sources of Financing for Tourism Develop­ment» и др., а также публикует серии технических спра­вочников «WTO News and Information Bulletin» и предлага­ет базы данных по туризму.

Периодически проводится анализ развития международного туризма в 6 регионах. При этом выявляются факторы как спо­собствующие ускоренному развитию туризма, так и препятст­вующие этому; определяются пути решения вопросов о юриди­ческой защите прав иностранных туристов и их безопасности; обобщаются основные формы межгосударственных контактов в сфере диверсификации туристских услуг в мировом масштабе и определяются направления правовой регламентации связей между туроператорами и их партнерами в странах, принимаю­щих туристов, а также между потребителями и производителями тур. услуг.

Под эгидой ЮНВТО разработана методология подготовки планов туристского развития как на национальном, так и на межрегиональном уровнях. На ее основе предложена методика, используемая в различных странах при разработке программ развития туризма.

Учитывая чрезвычайно большую роль в развитии туризма национальных туристских администраций (НТА), ЮНВТО разработа­ла следующие рекомендации по их функциям:


  • представление правительственных интересов по туризму в ме­ждународном масштабе: заключение двусторонних и много­сторонних соглашений с целью увеличения туристских пото­ков между странами-участницами; организация совместных маркетинговых исследований туристского рынка; оптимиза­ция туристских национальных ресурсов; привлечение техни­ческого и финансового сотрудничества; обеспечение взаимного упрощения таможенного контроля; полицейское и денежное регулирование;

  • организация туристских услуг в национальном и междуна­родном масштабах;

  • планирование и развитие туризма (составление планов и программ развития туризма);

  • регулирование и контроль предприятий, включенных в си­стему туризма (регулирование и правовое обеспечение в гос­тиничном хозяйстве, классификация гостиниц и ресторанов, инспекция и изучение лицензий на право деятельности);

  • публикация статистики и обзоров исследования рынка (изу­чение мнений, исследование поведения потребителей);

  • сбыт туристских продуктов в других странах (создание ту­ристских агентств за рубежом для обеспечения информа­цией и сбыта; публикация брошюр, листовок, путеводите­лей и специальной туристской информации);

  • деятельность по облегчению, унификации или устранению таможенного и пограничного контроля;

  • создание структур по приему гостей и обеспечению их ту­ристской информацией;

  • обеспечение профессиональной подготовки, переподготов­ки и повышения квалификации кадров в туризме (курсы, семинары, учебные программы);

  • защита и сохранение туристских ресурсов и эксклюзивного наследия страны (монументов, исторических мест), кампа­нии по защите культуры и искусства;

  • охрана окружающей среды (проведение кампаний по охра­не природы, парков отдыха, естественных ресурсов).
Для исполнения этих обязанностей ЮНВТО определила ключевые правительственные функции управления и контроля за развитием туризма: маркетинг; координация туристский деятельности и раз­вития; планирование; финансирование; правовые вопросы.

В рамках Программы развития ООН Всемирной туристской организацией осуществляется финансирование различных про­ектов помощи развивающимся странам по следующим направ­лениям:


  • оценка туристских возможностей для реализации в буду­щем;

  • подготовка персонала по туристскому и гостиничному об­служиванию;

  • планирование развития туризма;

  • исследование туристского рынка;

  • реклама и содействие туризму;

  • технико-экономическое обоснование строительства гости­ниц;

  • развитие зимних видов спорта и культурного туризма;

  • сохранение исторических памятников;

  • молодежный туризм;

  • социальное влияние туризма;

  • развитие и управление центрами отдыха для групп населе­ния с низким и средним уровнем доходов.
Большую роль в развитии международного туризма играют неправительственные специализированные организации.

Прежде всего необходимо отметить Всемирную федерацию ассоциаций туристских агентств, объединяющую около 80 национальных ассоциаций и более 1400 индивидуальных членов. Она создана в 1966 г. с целью защиты профессиональ­ных интересов туристских агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи.

Деятельностью в области делового туризма занимается Между­народная ассоциация делового туризма -- International Business Travel Association (IBTA), основанная в 1974 г. Она объединяет 13 национальных ассоциаций из стран Европы, Северной Америки и Австралии. При этом ее членами являются не только сами на­циональные ассоциации делового туризма Австрии, Австралии, Великобритании, Дании, Франции, Финляндии, Испании, Кана­ды, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и США, но и их члены. Помимо национальных ассоциаций членство в IBTA открыто и для поставщиков услуг делового туризма: авиа- и желез­нодорожных перевозчиков, гостиниц, автотранспортных компа­ний, туроператоров, карточных платежных систем, глобальных систем бронирования, специализированной прессы, обладающих высокой профессиональной репутацией. Благодаря этому была создана инфраструктура, насчитывающая более 4000 организа­ций - как поставщиков, так и потребителей услуг сферы делового туризма во всем мире.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Полицейские, паспортные, визовые, таможенные, медико-санитарные формальности в международном туризме и их характеристика. Личная безопасность и сохранение имущества туристов. Страхование в международном туризме. Туристские формальности в Казахстане.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2014

    Туристские формальности и их специфика. Санитарные формальности и их характеристика. Страхование как гарант безопасности на маршруте. Туристский потенциал Австралии. Характеристика виз, таможенных и валютных формальностей при въезде в Австралию.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Характеристика туристских формальностей, их содержание и правовые основы. Общие сведения о Китае, его место в международном туризме. Паспортные, визовые и медицинские формальности, таможенные правила Китая. Перемещение через границу культурных ценностей.

    реферат , добавлен 21.11.2013

    Понятие и сущность туристских формальностей. Упрощение туристских формальностей. Основные виды туристской визы. Паспортно-визовые формальности Канады. Требования для получения студенческой визы. Срок действия виз временного резидента и транзитных.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Сущность и основные виды туристических формальностей. Технологии их реализации: загранпаспорт, международные водительские права, удостоверения личности в туризме, виза, санитарно-эпидемиологические, таможенные, валютные формальности, понятие "Green Card".

    курсовая работа , добавлен 29.06.2010

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Основные сведения о стране Марокко. Паспортно-визовые формальности при посещении страны. Таможенные, валютные и медико-санитарные формальности. Порядок перемещения через границу культурных ценностей и образцов флоры и фауны при посещении страны Марокко.

    реферат , добавлен 31.01.2016

    Понятие туристских формальностей. Пакет рекомендаций ВТО по вопросам упрощения туристских формальностей. Визовый порядок въезда. Покупные и разрешительные визы. Категории виз для въезда в Румынию. Документы, необходимые для получения визы категории В.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

Поделиться: