Кто такая нефертити. Истории о любви

Могущественные фараоны, величественные пирамиды, молчаливый Сфинкс олицетворяют далекий и загадочный Древний Египет. Царица Нефертити является не менее загадочной и известной царственной красавицей древности. Ее имя, покрытое ореолом из легенд и вымыслов, стало символом всего прекрасного. Кем была возвеличенная и отождествленная с самая загадочная и «совершенная» женщина Древнего Египта, упоминания о которой в один момент исчезли, как и она сама?

Египетская царица Нефертити правила вместе с фараоном Аменхотепом IV, больше известным в истории как Эхнатон, более трех тысячелетий назад. Пески времени поглотили тот давний период истории, превратили в прах все, что окружало царицу. Но слава Нефертити пережила века, извлеченная из небытия, она снова властвует над миром.

В 1912 году, во время в Египте, Людвигом Борхардтом - германским археологом, была обнаружена мастерская скульптора Тутмеса, о чем явно свидетельствовали скопления камней разных пород, маски из гипса, незавершенные статуи, фрагмент ларца с именем скульптора Ахетатона. В одной из комнат был найден выполненный из известняка бюст женщины в натуральную величину. Борхардт хитростью вывез его из Египта. В 1920 году бюст был передан в дар Тайны и загадки о жизни царицы пытались раскрыть при помощи различных гипотез. Можно сказать, что с тех пор ее имя было овеяно всемирной славой, не угасающей до сих пор. Возрос и интерес к судьбе царицы. Долгое время о ней встречались лишь отдельные упоминания, не так много сведений можно обнаружить и сейчас.

Существует немало версий о происхождении Нефертити. Скудные сведения, почерпнутые из упоминаний на стенах усыпальниц, надписей на клинописных табличках Амарнского архива, стали почвой для развития множества версий о происхождении царицы. «Совершенная», как ее называли, была египтянкой, но существуют версии, утверждающие, что она была иноземной принцессой. Египтологи выстроили несколько гипотез о её происхождении. Некоторые исследователи считают, что она является дочерью Тушратты, царя Митанни. Свое настоящее имя Тадухиппа она поменяла, выйдя замуж за Аменхотепа III. Нефертити рано стала вдовой, и после смерти мужа была объявлена супругой его сына Аменхотепа IV. Юного фараона Нефертити покорила своей невероятной красотой. Говорили, красоты еще не порождал вскоре стала «главной» супругой правителя. Это своего рода подтверждало версию о ее египетском происхождении, потому что обычно становились египтянки царских кровей. Вполне вероятно, что это могла быть и дочь фараона. Также предполагалось, что Нефертити - дочь одного из приближенных ко двору Эхнатона.

Царица поражала не только своей необыкновенной красотой, но и бесконечным милосердием. Она дарила людям умиротворение, ее солнечная душа воспевалась в поэмах и легендах. Ей легко давалась власть над людьми, ей поклонялся Египет. Царица Нефертити обладала сильной волей и способностью внушать к себе благоговение.

Древнеегипетские папирусы, рисунки, барельефы свидетельствуют, что ее брак с Аменхотепом IV был идеален, являлся символом уважения, любви и сотрудничества. Всесильный фараон вошел в историю как религиозный реформатор. Это был незаурядный человек, объявивший войну касте жрецов. Он именовал себя Эхнатон, «угодный богу», перенес столицу из Фив в Ахетатон, вознес новые храмы, увенчал их скульптурными колоссами нового Атона-Ра. В проведении данной политики правителю необходим был надежный союзник, и им стала Нефертити. Умная и сильная супруга помогала фараону преломить сознание целой страны и одержать победу в столь опасной войне с таинственными служителями культа, которые подчинили себе Египет. Царица Нефертити посещала дипломатические приемы. Фараон советовался с супругой прилюдно. Порой она заменяла ему сановных советников. Нефертити поклонялись, ее величественные изваяния можно было видеть практически в каждом египетском городе. Чаще всего она изображалась в головном уборе, представляющем собой высокий синий парик, который был обвит золотыми лентами и уреем, символически подчеркивающим ее власть и связь с богами.

Были также зависть и интриги. Но открыто выступать против супруги властителя никто не решался, скорее, наоборот, на Нефертити сыпались подношения и дары просителей. Однако мудрая царица помогала лишь тем, кто, по ее мнению, мог оправдать и заслужить доверие фараона.

Но судьба, являясь самым непревзойденным режиссером в жизни человека, не благоволила бесконечно и по отношению к Нефертити. Боги не даровали ей наследника власти. Царица лишь подарила фараону 6 дочерей. Вот тут-то не без помощи завистников нашлась замена царствующей супруге, власть над сердцем фараона перешла к красивой наложнице Киа. Ей не удалось надолго удержать возле себя фараона, а ему было трудно выбрать между двумя женщинами. Со стороны бывшей царицы его всегда ждал радушный прием, но показная любезность не обманула фараона. Прежних отношений между волевой и самолюбивой Нефертити и Эхнатоном больше не было. Но ей удалось удержать власть над ним. Существуют версии, что именно Нефертити, продемонстрировав свой государственный ум, предложила в жены Эхнатону Анхесенамон, их совместную третью дочь, по другим версиям, это была старшая дочь Меритатон.

После смерти Эхнатона их дочь выдали замуж за Тутанхамона, который перенес столицу в Фивы. Египет снова стал поклоняться Амону-ра и все вернулось на круги своя. В Ахенатоне осталась лишь Нефертити, верная идеям мужа. В изгнании она провела остаток жизни. После смерти царицы по ее просьбе она была похоронена в гробнице Эхнатона, но ее мумию так и не нашли. И точное место ее захоронения неизвестно.

Однако имя ее, означавшее «Прекрасная пришла», и поныне является олицетворением всего прекрасного. Скульптурный портрет царицы Нефертити, найденный в Амарне в 1912 году, а также другие тонкие и поэтичные наброски, созданные Тутмесом, древним мастером Ахенатона, хранятся в музеях Берлина и Каира. В 1995 году в Берлине прошла сенсационная выставка, объединившая египетскую коллекцию, центром которой стали встретившиеся вновь Нефертити и Эхнатон.

Нефертити стала одним из самых известнейших персонажей истории искусства, олицетворением изящества и нежности, открывшим еще во время правления Эхнатона эмоциональную сторону искусства. Очарование прекраснейшей царицы подарило художникам невероятную возможность соединить в одном образе красоту искусства и жизни.

Царица Древнего Египта оставила после себя много загадок и тайн, связанных с ее жизнью, которые кому-то еще только предстоит раскрыть.

Царица Нефертити (Нефер-Неферу-Атон) (конец XV столетия до н. э. - 1354 год до н. э.), главная жена древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (Аменхотепа IV), при правлении которого была проведена крупнейшая в египетской истории религиозная реформа.

«Описывать бессмысленно. - Смотреть!»

…Пыль стала осыпаться с небольшого обломка камня… и археологи замерли, не в силах пошевелиться или сказать хотя бы слово… На них, чуть улыбаясь, смотрела прекрасная женщина… Грациозная длинная шея, совершенные линии скул, изысканный очерк ноздрей, полные губы, которые, казалось, еще немного и приоткроются в улыбке…

В небольшой арабской деревушке Эль-Амарне, в скульптурной мастерской древнеегипетского художника Тутмоса, была найдена невыразимо прекрасная женская головка: высокий парик обвит золотой повязкой, на лбу урей (змейка) - символ царской власти, правый глаз, с голубой радужной оболочкой из горного хрусталя и зрачком из черного дерева, такое чувство, смотрит прямо на тебя… Тем же днем археолог Борхардт в дневнике написал: «Описывать бессмысленно. - Смотреть!».

Для того чтобы вывезти эту скульптуру, с которой они уже не могли расстаться, в Берлин, ученым пришлось пойти на мошенничество. Они обернули бюст фольгой, а потом замазав гипсом, «состарили», превратив его в побитый временем каменный блок, на который ни таможенники, ни египетские инспекторы не обратили внимания. (Это изображение царицы Египта Нефертити по сей день хранится в собрании Египетского музея в Берлине. В Египте ее не выставляли никогда.)

Когда обман раскрыли, вспыхнул ужасный международный скандал, конец которому положила лишь Вторая мировая война. Однако еще на протяжении многих лет немецким ученым-археологам был закрыт путь в Египет…

Открытие, которое было сделано в 1912 г. немецким археологом Л.Борхардтом, облетело весь мир - красота женщины, жившей так давно, что это было трудно себе представить, покорила всех. Она стала «звездой» XX столетия, доказав, что истинная красота - вечна.

…Она искренне любила и была любима. В ее жизни был один мужчина, одна любовь, очень много счастья, но и много страдания.

Вероятно, она поражала всех своей миловидностью, так как ее назвали «Красавица грядет», или - Нефертити. Согласно одной версии, ее родители были из касты жрецов города Коптоса. Отца, придворного вельможу, звали Эйе, а мать, Тии, была троюродная сестра матери Эхнатона - Тейе. Однако в официальных документах Тии почему-то называется только «кормилицей Нефертити, великой супруги царя». Может быть, это сделали потому, чтобы скрыть «небожественное» происхождение Нефертити или ее кровную связь с кастой жрецов.

Во всяком случае, семья ее была богатой и жила в самом блестящем городе мира - в Фивах, столице Египта, во времена его расцвета. С детства Нефертити окружали огромные храмы и роскошные дворцы, величественные статуи и аллеи сфинксов. Слоновая кость, самые дорогие благовония, золото, черное дерево - все самое ценное и роскошное, что могло быть в мире, везли в Фивы. У нее было счастливое детство, и из рук любящих родителей она сразу попала в объятия любимого мужа.

Эта верность была неприлична для фараона

…С первого мига, с первого взгляда, который Аменхотеп IV бросил на свою юную супругу, он понял, что теперь для него существует лишь одна женщина. Ничего более прекрасного он не видел в жизни, и она стала для него Единственной на долгих 12 лет.
Такая верность была удивительной и даже неприличной для фараона, это чувство поражало всех вокруг - придворных, знать, недругов-жрецов.

У фараона был большой гарем, и чтобы уменьшить влияние царицы Нефертити, ему начали присылать самых красивых наложниц со всего мира.

Однако Эхнатон видел лишь красоту своей Нефертити. Больше того, она оказалась замечательным другом, мудрым советчиком, хорошо понимавшим людскую природу, но при этом была чиста душой и приветлива ко всем без исключения.

Нет, вы только посмотрите, - перешептывались во дворце, - как такое может быть?! Ну ладно, сделал главной женой, но он ведь ВООБЩЕ не смотрит на других женщин. Он хранит ей верность, хотя может обладать тысячами красавиц, стоит ему только захотеть!!!

Никогда еще до этого древнеегипетские художники не изображали в своих произведениях - скульптурах, барельефах - настолько явное чувство любви царственной четы. Они всегда изображены вместе, рядом, будто никогда не расставались.

…Вот они сидят рядом за праздничным столом, который накрыт в честь приезда матери Эхнатона - Тейе, а рядом три их дочки, музыканты. Вокруг суетятся слуги.

…Вот сцена парадного выезда: фараон и его супруга так увлеклись беседой, что не замечают, как их младшая дочь подгоняет шестом мчащуюся во весь опор упряжку.

…А вот почти эротический момент - супругов запечатлел скульптор во время страстного любовного поцелуя.

И во всех этих сценах обязательно присутствует Атон - новое главное божество - солнечный диск с множеством рук, которые оберегают чету, обещая им вечную жизнь…

Может быть, Эхнатон был и прав, выбрав себе и своему народу новое божество, - ведь его имя и имя его жены в действительности сохранились в веках…

Существует предположение, что Аменхотепа считали довольно странным правителем - гуманным, добрым и провозглашавшим какие-то «немыслимые» принципы - равенства и любви между людьми и мира между народами. Фараон Египта, живший 3 000 лет назад, исповедовал прямо-таки христианские ценности. Однако, несмотря на это, именно Аменхотеп IV сделал то, на что до него не решился НИ ОДИН из 350 правителей, занимавших египетский престол. Он восстал против языческого многобожия, заявив, что главный бог - один. И это Атон, солнечный диск, несущий жизнь всему земному.

Во имя этой религии он принял новое имя Эхнатон, что значит «угодный Атону», а Нефертити, со всей страстью души поддержавшая мужа, взяла себе имя «Нефер-Нефер-Атон» - «прекрасная красотой Атона», или «солнцеликая».

Конечно, кроме гуманистических мотивов и религиозных идеалов, у фараона и его супруги были и свои политические цели. Довольно сильным стало к тому времени влияние жрецов разных культов. Верховные жрецы (в особенности Амона) обладали самыми лучшими землями, прекрасными зданиями и очень сильным влиянием на народ и придворных, порой могли посоперничать с влиянием самого фараона. Так что, «отменяя» их религии и провозглашая себя и жену верховными жрецами нового культа, Эхнатон «убил двух зайцев».

Это было опасно, и ему были необходимы надежные союзники - царица Нефертити стала самым преданным его другом, преданным фанатически, безраздельно.

Они стали строить для нового божества новую столицу - город Ахетатон. В красивой и плодородной долине между Фивами и Мемфисом, где белоснежные скалы, вплотную подходя к реке, а потом отступая, образуют почти правильный полукруг, и началось это грандиозное строительство.

Множество рабов одновременно возводили белоснежные храмы, дворцы для фараона и придворных, жилье для ремесленников, склады, административные здания, мастерские… Сюда привозили огромные деревья и сажали их в ямы, выдолбленные в скальном грунте и наполненные водой, - слишком долго было ждать, пока на этой земле проклюнется зелень…

И, будто в сказке, посреди пустыни вырос прекрасный город с озерами и дворцами, сверкавшими позолотой и инкрустациями из полудрагоценных камней, в которых полы были расписаны как пруды с плавающими в них рыбками.

Этот город принадлежал им двоим - фараону Эхнатону и царице Египта Нефертити.

Великая супруга царская, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, супруга Бога сама была божественным воплощением на земле. Как верховная жрица, она принимала участие вместе с фараоном в самых важных храмовых ритуалах, умиротворяя верховное божество красотой своего голоса и очарованием своего лица. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса ее ликуют» - эти слова, заключенные в иероглифы, были высечены при ее жизни. Огромные скульптуры Нефертити в образе дочери Солнца украшали дворцовые стены. Дворец был возведен в столице для празднования шестой годовщины правления Эхнатона.

Иероглифы, которые расшифровали египтологи, убеждают нас в том, что красота «владычицы радости, полной восхвалений…» была не только внешней, но и внутренней. У нее была красивая душа - «владычица приятностей», писали о ней современники, «умиротворяющая Небо и Землю сладостным голосом и своей добротой».

Нефертити была прекрасной и знала это, но ей повезло - несмотря на это знание, разбивавшее судьбы множества женщин, несмотря на ее обожествление, она смогла остаться сама собой.

Возможно, потому Вечность ее пощадила?

Она любила носить белые полупрозрачные платья из тончайшего гофрированного льна.

«Услада моего сердца», - называл ее Эхнатон и исписывал свитки папируса словами о том, какое идеальное семейное счастье выпало на его долю. «Любовь наша будет длиться вечно», - считал романтичный фараон.

Но его предсказание не сбылось. После 12 лет счастливого брака у Нефертити появилась соперница.

Атон отвернул от нее свой лик

Что могло стать тому причиной? Угасшая любовь, неумолимое время?

То, что царица Нефертити, родив 6 девочек, так и не подарила фараону наследника?.. Ее ускользающая красота?

А возможно, сама Нефертити полюбила другого?

Есть красивая легенда, что скульптор Тутмес, увековечивший ее красоту, безнадежно влюбился в «жену Бога» в день восхождения фараона на престол. И, запечатлев в памяти прекрасное лицо, много недель вытесывал его из простого песчаника, так как был бедным, и у него не было денег на мрамор (эта незаконченная головка вовсе юной Нефертити также сохранилась до наших дней).

Тутмес был автором и второго, самого известного бюста Нефертити. Когда его мастерскую раскопали, среди его вещей нашли ларец с надписью: «хвалимый фараоном скульптор Тутмес», - значит, он уже был представленным при дворе, и существует версия, что он помогал Нефертити в проектировании и возведении усыпальницы для ее дочери.

Возможно, это его любовь сделала ее облик настолько совершенным? Но была ли она взаимной?..

А может быть, супругов разлучила смерть их дочери, Макетатон, которую каждый переживал в одиночку.

Нам никогда не узнать ответа на этот вопрос.

Но имя разлучницы известно - Кийа. Согласно одной из версий, новая главная жена не была египтянкой - эту принцессу прислали к Эхнатону в знак дружбы между двумя государствами. Кийя подарила фараону долгожданных сыновей Сменхкара и Тутанхатона. И новые фрески, выходившие из-под резцов мастеров, изображали ее даже в короне фараона как соправителя Эхнатона. С барельефов на нас смотрит широкоскулое лицо с жестким выражением глаз и рта, грубоватое и красивое только дерзостью молодости.

А Нефертити, вчера полубогиню, а сегодня покинутую и брошенную мужем женщину, «ссылают» в один из замков на северной окраине города, фактически переведя в статус простой наложницы.

Великий Атон отвернул от нее свой лик!.. Как жить ей без любви?..

На последней прижизненной скульптуре Нефертити изображена утомленной, с усталым лицом, во всем ее облике присутствует некая надломленность, а фигура после шести родов уже утратила совершенство линий.

Спустя четыре года Эхнатону надоела новая жена, и он отсылает ее прочь. Однако возвратить Нефертити уже невозможно - слишком искренней была ее любовь и слишком сильным разочарование…

И тогда Эхнатон берет в жены их старшую дочь Меритатон (которая родила ему дочь).

А потом и еще одну из младших - Ахесенпаатон. В Древнем Египте такие браки между кровными родственниками были обычным делом. Но, возможно, Эхнатон хотел повернуть время вспять, пытаясь разглядеть в лицах дочерей отблеск красоты их матери Нефертити?

Кстати, Меритатон, мстя за разбитое сердце своей матери, стала уничтожать все изображения и упоминания о Кийа, будто стирая с лица земли любое упоминание о ней из памяти потомков. Даже после своей смерти Кийа было не суждено обрести покой - ее мумию (вероятно, по приказанию одной из дочерей Нефертити) выкинули из склепа, посмертная маска была изуродована, а надписи с ее именем вырезаны. Только по надписям на сосудах, в которых египтяне отдельно хоронили внутренности, восстановили имя той, кого лишили успокоения после смерти. А в саркофаге погребли ее старшего сына.

Жестокая месть…

Когда Эхнатон умер, его последнюю жену и дочь Ахесенпаатон выдали замуж за ее сводного брата Тутанхатона. Жрецы убедили молодого фараона вернуться к прежней вере и сменить имя на Тутанхамон. Столица была возвращена в Фивы, храмы и статуи, посвященные Атону, были разрушены, всякое упоминание о нем вымарывалось из свитков и уничтожалось на барельефах, люди начали покидать Ахенатон, уезжая в старую столицу.

Город-мираж умирает вместе со своей королевой

Нефертити старела, и вместе с ней старел и разрушался прекрасный город-мираж, возведенный ее мужем, - из них обоих по капле жизнь уходила в песок окружавшей их пустыни. Ей суждено было пережить и любимого супруга, и разрушение их веры, и гибель города, который они строили вместе. Она обладала всем миром - и она всего лишилась.

Какими были ее последние часы? Чье лицо она вспоминала, чье имя было на ее устах?

По преданию ее, по ее просьбе, похоронили в скромном саркофаге рядом с Эхнатоном (а не в золотом, как ее соперницу Кийа), в гробнице среди скал, которые окружали их город.

Но имя и судьба царицы Египта Нефертити не потерялись в песках Вечности.

Через тысячи лет в мире, изменившемся до неузнаваемости, ее прекрасные черты, которые светятся настоящей любовью и счастьем, по-прежнему восхищают людей своим совершенством, даря им радость соприкосновения с истинной красотой.

Каждый, кто хоть раз видел ее изображение, уже никогда не забудет прекрасную египетскую царицу. Ее лицо, изысканное и одухотворенное, до сих пор считается эталоном красоты, вдохновляя многих на сочинения легенд о его обладательнице. Прошло три с половиной тысячелетия, пески времени давно поглотили страну, которой она правила, превратив в прах все, что ее окружало, но, извлеченная из небытия, Нефертити снова властвует над миром.


В декабре 1912 года сотрудники археологической экспедиции Германского Восточного общества под руководством профессора Людвига Борхарда, уже несколько лет раскапывавшей окрестности египетской деревушки Эль-Амарна, разбирали древний мусор, найденный в одном из домов. Неожиданно среди песка и черепков они увидели лицо - великолепно сохранившийся (лишь было разбито одно ухо и отсутствовал левый зрачок) бюст женщины, совершенной в своей красоте, изящности линий и живости черт. На прекрасную незнакомку сбежались посмотреть все члены экспедиции - многие потом признавались, что позже красавица не раз являлась им во сне.
В тот день профессор Борхард записал в своем дневнике: «Она дышит жизнью... Это невозможно описать словами, это надо видеть». Как оказалось, это было изображение Нефертити, прекрасной царицы XVIII династии. Позже в том же доме - как считается, мастерской скульптора Тутме-са - были найдены еще несколько изображений Нефертити, а также ее дочерей и мужа - фараона Эхнатона.

Лишь левый глаз статуи так и не был найден: позже установили, что его никогда не было. Считается, это свидетельствует о том, что портрет прижизненный: по обычаю второй глаз статуе должны были вставить лишь после смерти, вселив в нее таким образом душу умершей.
В то время - да и сейчас - Египет позволял иностранным делегациям проводить раскопки на своей территории лишь с условием, что половина всех найденных сокровищ, причем на усмотрение египетской стороны, останется в стране. Но профессор Борхард так не хотел расставаться с бюстом царицы, что прибег к хитрости: он показал инспектору из службы охраны древностей Гюставу Лефевру снимок бюста, сделанный при плохом свете и с невыгодного ракурса, да к тому же указал в документах, что тот выполнен из гипса, а не из известняка. Невыразительная, судя по фотографии, работа не заинтересовала Лефевра, и бюст был беспрепятственно вывезен в Берлин.
В 1920 году он был подарен Берлинскому музею, и с тех пор началась всемирная слава Нефертити, не угасающая до сих пор.
Возможно, свою роль в ее известности сыграл стиль арт-деко, зарождающийся в то время: лаконичные чистые линии и яркие цвета как нельзя лучше отвечали требованиям времени.
С тех самых пор бюст Нефертити, наряду с маской Тутанхамона, силуэтами пирамид и обликом Сфинкса, символизирует для нас высокую культуру Древнего Египта.


Интерес к статуе закономерно вызвал и интерес к судьбе изображенной женщины - царицы Нефертити. Однако долгое время археологам удавалось найти о ней лишь отдельные упоминания, да и сейчас о Нефертити известно слишком мало, чтобы можно было однозначно судить о ее биографии. Между тем неослабевающее желание публики знать о древней красавице как можно больше побуждало историков сочинять одну версию ее жизни за другой - и теперь из имеющихся десятков вариантов каждый может выбрать версию себе по вкусу.
Ее имя традиционно переводят как «красота пришла». О ее происхождении мало что известно точно. Одни исследователи считают, что ее настоящее имя - Таду-хиппа, и она была дочерью царя государства Митанни - Тушратты, которую выдали замуж за Аменхотепа III В Египте девушка, по традиции, приняла новое имя, которое достаточно ясно говорит о том, что его носительница иноземного происхождения. После смерти мужа молодая вдова, согласно обычаю, стала супругой его сына Аменхотепа IV, со временем добившись положения главной жены.
Другие считают, что Нефертити - чистокровная египтянка и ее родителями были Эйе, один из ближайших сподвижников фараона Аменхотепа III, и его жена Тии - кормилица Аменхотепа IV. По крайней мере, царевна Мутнеджмет, младшая сестра Нефертити, открыто называет Тии матерью. Они происходили из города Коптоса, и их предки были жрецами. Существует также предположение, что Эйе был братом Тийи - главной и любимой жены Аменхотепа III. Тий (Тия или Тейе) имела огромное влияние на своего супруга: она играла при его дворе очень заметную роль, вместе с мужем принимая участие во всех дворцовых церемониях и праздниках, а также сопровождая его в поездках по стране. Сторонники египетской версии происхождения Нефертити считают, что именно Тий избрала ее в жены для своего сына: девушка происходила из приближенной ко двору семьи и к тому же отличалась необыкновенной красотой.

Юный Аменхотеп IV, восшедший на трон приблизительно в 1351 году до нашей эры, души не чаял в красавице-жене: их любви посвящены многочисленные фрески и рельефы, а также письменные тексты. Фараон называл жену «Услада моего сердца». В обращении к ней он писал: «Любовь моя, Королева Юга и Севера, Возлюбленная моя, Нефертити, я бы хотел, чтобы ты жила вечно...»
На одном из рельефов даже изображен поцелуй Аменхотепа и Нефертити - считается, что это первое изображение любовной сцены в истории искусства. Портреты и статуи Нефертити встречаются гораздо чаще изображений ее супруга - по-видимому, почитание прекрасной царицы было распространено по всей стране. Она завоевала любовь народа не только редкостной красотой, но и умом, обаянием, самоотверженностью и, конечно же, той глубокой любовью, которую она питала к своему А супругу, - в царских семьях, где браки заключались исключительно по политическим соображениям, явление редчайшее во все времена.


Три сцены любви. Слева статуэтка «Эхнатон целует одну из дочерей» (такой сюжет воспроизведен на Берлинском алтаре, см. выше). Но здесь он выглядит двусмысленно. Фигура Эхнатона слишком мала для дочки. Кажется, что целуются два ребенка. Статуэтка, скорее всего, поддельная, поскольку стиль ее исполнения противоречит амарнскому. Рельефные фрагменты подлинные. На правом рельефе видны коленки Эхнатона, на которых сидит Нефертити. Поскольку перед ними фрукты, можно предположить, что муж угощает жену, например, виноградом. На центральном фрагменте Нефертити застегивает ожерелье на шее Эхнатона. Возможно, они собираются поцеловаться. Однако сам этот акт художника не хочет показывать зрителям.

Едва взойдя на престол, молодой Ж фараон Аменхотеп предпринял реформу, не имеющую себе рав-ных по смелости замысла и размаху: в противовес многочисленным египетским богам, особенно Амону, возглавлявшему прежде египетский пантеон, он создал культ бога Атона, чьим олицетворением объявил солнечный диск.
Как полагают исследователи, целью этой реформы было ослабить египетское жречество, захватившее слишком много власти, а также обеспечить с помощью единого культа единство довольно разрозненного египетского населения. Поначалу Атон мирно соседствовал с культами прежних богов - он лишь был провозглашен верховным божеством, так же, как солнце стоит выше всего мира. Но со временем Атон был объявлен единственным богом: храмы прежних богов были закрыты, их статуи разрушены, жрецы разогнаны. Себя же фараон объявил воплощением Атона, бессмертным абсолютным божеством, ведающим жизнями подданных и судьбой всего мира.



В религиозных церемониях, которыми сопровождался культ фараона, Нефертити принимала самое непосредственное участие: она была первой жрицей бога-фараона, его верной спутницей и соратницей. Вместе с мужем она насаждала новую веру, искренне и страстно служила и новому культу, и собственному мужу. Нефертити стала живым воплощением солнечной силы, дарующей жизнь всему сущему: ей и ее статуям возносились молитвы и приносились жертвы. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - написано о ней на стене гробницы одного из вельмож ее супруга, - при звуке голоса ее ликуют». Другой текст называет ее «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений... преисполненной красотами».
По версии иноземного происхождения Нефертити, культ солнца-Атона в Египет принесла именно она: митаннийцы издревле поклонялись солнцу, и будто бы прекрасная царица смогла обратить в свою веру и супруга.


Михаил Потапов. "Эхнатон и Нефертити возносят молитву Атону (Богу Солнца)"

В честь бога Атона были изменены имена фараонской четы, их детей и приближенных: Аменхотеп берет себе имя Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона»), а Нефертити отныне именуется Нефер-Неферу-Атон - «Прекрасная красотой Атона», то есть «красотой подобная солнцу».
В трехстах километрах к северу от прежней столицы, прекрасных и пышных Фив, Эхнатон приказал построить новую - Ахет-Атон (Ах-Йати, «Заря Атона»), где были возведены роскошные храмы и дворцы. Самым распространенным сюжетом росписей и барельефов, украсивших стены новой столицы, были удивительно реалистичные для жестко регламентированного египетского искусства изображения фараона, его супруги и их детей: вот Нефертити сидит на коленях у мужа, вот они играют с детьми, вот она с дочерьми молится богу Атону - диску со множеством рук. Любовь фараона и его жены стала символом нового правления и залогом благоденствия для всей страны.



Однако годы шли, а Нефертити так и не смогла подарить мужу сына и наследника: одна за другой у нее родились шесть дочерей. Как полагают, это стало причиной охлаждения фараона к прежде обожаемой супруге. Все чаще рядом с именем фараона упоминается не Нефертити, а Кийа - прежде второстепенная царица, теперь же полноправная правительница, владычица сердца Эхнатона. До нас дошли даже стихи, которые фараон посвятил своей новой любви. Имя же Нефертити постепенно исчезло из обихода - скорее всего, опальная царица жила в одном из загородных дворцов, проводя дни в сожалениях о прошлом.
Однако есть и другая версия разлада между Нефертити и ее мужем: в последние годы Эхнатон, под влиянием матери и под давлением обстоятельств, уже не так ревностно служил новому культу, вернув жрецам прежних богов многие права.

Две дочери Нефертити и Эхнатона

Дочь Нефертити и Эхнатона Меритатон

Есть и третья, самая фантастическая версия: будто бы Эхнатон, отчаявшись дождаться от супруги наследника, но по-прежнему любя ее, взял себе новую жену - собственную дочь Меритатон, - а Нефертити сделал своим соправителем под мужским именем Сменхкара. Когда же Эхнатон скончался, Сменхкара правил Египтом единолично. Эта версия основывается на том, что у Нефертити и Сменх-кары одинаковые личные и тронные имена. Однако большинство ученых полагают, что Сменхкара был младшим братом Эхнатона или сыном от Кийи: он был женат на Меритатон и коронован еще при жизни Эхнатона, дабы избежать возможных споров о наследовании. Сменх-каре наследовал Тутанха-тон, сын Эхнатона и Кийи, женатый на его дочери от Нефертити по имени Анхесенпаатон. Он окончательно отошел от культа Атона и даже сменил свое имя, назвавшись Тутанхамоном, - при нем все великие преобразования Эхнатона были преданы забвению.
Новая столица Ахет-Атон пришла в упадок, и через некоторое время пески погребли ее под собой. Благодаря счастливой случайности, не позволившей грабителям обчистить его гробницу, ныне Тутанхамон - один из самых из вестных фараонов, хотя ничего великого он за свою жизнь не совершил.
Как считает большинство историков, Нефертити скончалась в Фивах незадолго до своего сорокалетия. Место ее захоронения неизвестно. В 2003 году английский археолог Джоан Флетчер высказала предположение, что мумия, известная под номером 61072, принадлежит Нефертити. С помощью компьютерных технологий экспертам удалось на основе рентгеновских снимков мумии воссоздать ее облик - и, к изумлению самих ученых, полученное лицо было удивительно похоже на бюст, найденный когда-то профессором Борхардом в мастерской Тутмеса. Хотя исследование Флетчер было подвергнуто суровой и местами справедливой критике, все равно хочется верить, что тело прекрасной царицы наконец было найдено.

Из фактов биографии этой знаменитой красавицы уверенно можно говорить только об ее образованности, неординарности и уме. Остальное все о египетской принцессе Нефертити стоит подвергать сомнению. Этому есть несколько веских причин. Во-первых, события происходили давно. Во-вторых, после ее смерти, ненавидящие ее жрецы не только изуродовали ее тело, но и многое, что напоминало о ней. Этих двух причин вполне хватает, чтобы сомневаться во всей, дошедшей до наших дней информации о ней.

Девочка для гарема

Давным-давно, где-то в 1370 году до нашей эры, в знатной семье, в городе Митаннии родилась египетская принцесса Нефертити. Но тогда она была просто девочкой по имени Тадучела. В 12 лет ее отправляют в гарем Аменхотепа III . В знатных семьях это считалось хорошим тоном. И, конечно, за это получали немалые деньги.

Другие исследователи говорят о ней как о коренной египтянке, которая была дочерью одного из сподвижников Аменхотепа III. Однако в новом ее имени Нефертити история видит доказательства того, что она была пришедшей в Египет.

Взлет Нифертити

Вскоре Аменхотеп III умирает и все его наложницы, в числе прочих ценностей, перешли к его наследнику Амехонтепу IV. Встреча с ним стала судьбоносной для Тадучелы. После этого начинается ее яркая жизнь:

  • Аменхотеп женится на ней. Теперь ее зовут Нефертити, что значит "пришедшая красота".
  • Существует версия, что она приходилась родственницей своему мужу. Это также может быть правдой, поскольку цари часто женились на родственницах, дабы не нарушать чистоты крови.
  • Аменхотеп IV был не только сильно влюблен в свою жену. Нефертити царица Нила допускалась к решению государственных вопросов.
  • О его любви к ней и популярности ее в Египте говорит тот факт, что изображения ее встречаются гораздо чаще, чем изображения ее мужа. Подтверждают его любовь и найденные тексты с его обращением к жене.

Примечание. Свое правление Аменхотеп начинает с большой реформы, связанной с религией. Он практически отказывается от египетских богов и создает культ единого бога Атона.

Это было настоящим ударом по власти жрецов, с которыми он никак не хотел ею делится. Некоторые историки утверждают, что именно египетская царица Нефертити была причиной этой реформы, потому что Атону было принято поклоняться на ее родине. Но эта информация не подтверждена.

Новая реформа

Новая религия не отрицала других божеств, но провозгласила Атона верховным божеством и Аменхотепа его ставленником на земле.

Итак:

  • Странным кажется то, что Аменхотеп, решившийся на такие большие перемены в стране, так долго бездействовал, когда на окраинах Египта соседи притесняли египтян и претендовали на их земли.
  • Столица была перенесена из Фив. Были построены новые храмы, дворцы. Для поклонения Атону строились большие храмы с открытыми колоннадами. Ведь поклоняться богу солнца Атону было невозможно в маленьких и темных храмах в Фивах. Жрецы были обозлены.
  • Нефертити царица Египта была везде рядом с мужем. Она могла быть рядом даже тогда, когда он решал военные вопросы на местах. Он мог советоваться с ней прилюдно и не скрывал этого. Это было время ее высокого полета.
  • Первая дочь была желанной и любимой. Потом вторая, третья... О счастливой семье говорят немало рисунков, которые дошли до наших дней, где изображены супруги, играющие с детьми.

Примечание. Умная и красивая, Нефертити, видимо, могла многое изменить в жизни Аменхотепа и даже Египта. Но не могла поспорить с судьбой.

Закат удачи

Человеческий век в те времена в Египте был не долог. 40-летний рубеж уже считался почтительным возрастом. Нужен был наследник, которому можно передать правление. Этот вопрос был крайне важен для любого правителя:

  • Царица Египта Нефертити рожает детей одного за другим. Их 6, но... только дочери.
  • Аменхотеп должен продлить мужской род, во что бы, не стало. И Нефертити удаляется из жизни мужа. Для нее строится дворец на севере города.
  • Аменхотеп женится на их общей дочери. Некоторые историки утверждают, что это входило в план Нефертити по сохранению мужа и власти, она настояла на браке. Это вполне похоже на правду. В Египте часто фараоны женились или имели связи с родственницами.
  • Но удача уже отвернулась от Нефертити. После нескольких лет второго брака юная жена рожает Аменхотепу дочь, он в ярости.
  • Аменхотеп берет в жёны простолюдинку, которая сразу рожает ему сына, будущего Тутанхамона.
  • Но никто не сравнится с Нефертити. И он настаивает на ее возвращении. Мать своего сына быстро наскучивает ему, и она возвращается в гарем.
  • Царица египетская Нефертити возвращается, но уже слишком поздно. Былых чувств уже не вернуть. Она получает на воспитание сына Аменхотепа, мальчика, которого так хотела родить сама.

Примечание. Есть и другая версия, по которой Аменхотеп женится на своей дочери, а Нефертити остается его соправительницей с мужским именем Сменхкара. Когда Аменхотеп погиб, то Нефертити загадочная царица Египта правила вместо мужа еще 5 лет. Ей суждено было погибнуть от рук жрецов. Тело ее было изуродовано, а многое из того, что напоминало о ней уничтожено.

Исторические ценности

В 1912 году во время раскопок египетской деревни был обнаружен дом придворного архитектора и скульптора Тутмеса. Археологов ждала настоящая удача. В нем нашли бюст Нефертити , ее мужа и дочерей. Все было в хорошем состоянии, только голова царицы Нефертити не имела левого глаза. Такой она и запечатлена на многих фото. Это говорит о прижизненном изготовлении. В Египте второй глаз вставляли статуе после смерти. Сегодня бюст Нефертити хранится в Берлинском музее. Самое интересное о Нефертити можно узнать из видео к этой статье.

Нефертити и Эхнатон – исторические личности, жившие около 3400 лет назад в Древнем Египте. Впервые о существовании Аменхотепа, более известного как фараон Эхнатон, и его главной жены Нефертити археологи узнали благодаря открытию, сделанному во время раскопок Ахетатона.

Найденные таблички с записями навели ученых на мысль о том, что описание церемоний в данных артефактах достоверно подтверждает брак между фараоном и царицей. Восторженные эпитеты, которыми описывалась красота юной девушки, заставили ученых сомневаться в данном утверждении, однако найденный позднее бюст полностью подтвердил справедливость написанного в древних табличках.

Кто же она такая

Ученые до сих пор спорят, кто же такая была египетская царица Нефертити, ее происхождение доподлинно не выяснено. Остается много вопросов: когда именно умерла царица, была ли воздвигнута отдельная гробница Нефертити или ее погребли возле Эхнатона, сохранилась ли мумия Нефертити. Найденные при раскопках в 20 веке таблички позволяют выдвинуть несколько версий, откуда взялась юная красавица:

1. Девушка была простой египтянкой, а в гарем фараона попала совершенно случайно. Красота Нефертити настолько поразила правителя, что он сделал ее своей главной женой. Против данной версии выступает большинство египтологов, ведь история появления девушки при дворе указывает на празднества в ее честь.

2. Юная дева принадлежала к высшей знати и прибыла ко двору, чтобы стать одной из любимиц фараона. Церемония получения ею титула «Нефертити, царица Египта», биография, изложенная в древних табличках – все это подтверждает данную версию и указывает на высокое происхождение красавицы.

3. Последняя версия является наиболее состоятельной и говорит о том, что Тадухепа (или Тадучепа) была второй дочерью митаннийского царя Тушратты, и в Египет она прибыла следом за своей старшей сестрой. Как было принято в то время, девушка сменила имя и стала называться Нефертити, что значило «совершенная». Споры ученых о том, что Нефертити была все-таки старшей сестрой Гелухепой, разрешились после обнаружения исторического архива, где содержались сведения о ее возрасте.

Споры о красоте царицы

Доподлинно известно, что в те времена египтянки считались одними из красивейших женщин, а найденные исторические свидетельства подтверждают существование культа красоты.

Изображения на колоннах часто передают сцены приема ванн, а кувшины в усыпальнице фараонов или просто маленькие глиняные коробочки в захоронениях простых египтян содержат множество ароматических кремов, притирок. Косметикой пользовались как мужчины, так и женщины, особенно модными считались стрелки на верхнем веке, нанесенные при помощи специальной кисти.

Древние египтяне были поистине виртуозными косметологами: количество рецептов увлажняющих, питающих, антивозрастных кремов исчислялось сотнями. Все они делались на основе ароматических масел, целебных трав, молока или глины. Тогда же появился и прообраз современного дезодоранта — маленькие мешочки с душистыми травами, которые закреплялись у подмышек. Особое внимание уделялось телу: известны рецепты мазей от шелушения, покраснения, а также средства для массажа и принятия ванн.

Так как же выглядела в жизни юная царица? Споры об этом прекратились после нахождения бюста Нефертити Людвигом Борхардтом во время раскопок у маленькой египетской деревеньки. Бюст был сделан известным скульптором древности Тутмосом.

Археолог был настолько поражен красотой царицы, что сделал в своем дневнике следующую запись: «Смотреть и восхищаться». Борхардт замаскировал находку под обычный камень, содержащий малозначительные записи, а затем тайно вывез за границу. Сейчас данный артефакт находится в берлинском музее, посвященном истории Древнего Египта.

Надо отдать должное красоте Нефертити, она обладала весьма изысканной, утонченной внешностью, очень умело пользовалась косметикой. Сохранилось несколько свидетельств о том, что Нефертити принимала ванну не менее пяти раз в день, меняла наряды и макияж, причем делала это с большим размахом.

На церемонии омовения могло присутствовать свыше ста подданных, которые подносили благовония, мази и кремы, наряды и украшения, а также легкие закуски. Особую ванну из молока и ароматических настоек царица принимала каждый вечер, благодаря этому ее кожа должна была оставаться гладкой и нежной.

Появление в гареме и борьба за власть

Доподлинно известно, что Нефертити появилась при дворе фараона Аменхотепа III в возрасте 12-15 лет, за нее был заплачен громадный выкуп чистым золотом. Девушка получила прекрасное образование в специальной школе, где классы не делились по полу. Ко времени ее прибытия старый фараон заболел и умер, а власть должен был унаследовать его двенадцатилетний сын, совершенно к этому не готовый. Фактически страной управляла его мать Тия, которой помогали многочисленные советники.

Случайно стали известны некоторые интересные факты: Эхнатон все еще забавлялся куколками, когда ему достался трон и огромный гарем его отца. Тия, нисколько не сомневаясь, из всех девушек выбрала в супруги для сына именно Нефертити и поженила их. Совершенство черт девушки, ее безупречная фигура и острый ум настолько поразили юного фараона, что он не интересовался другими женщинами гарема.

Сразу же между Тией и Нефертити началось яростное противостояние за влияние на Эхнатона – благодаря хитрости и уму победила Нефертити. Мать сразу отстранили от власти, а ее сторонников убрали с важных постов.

Ученые спорят о роли юной царицы в религиозных реформах, которые проводил Эхнатон, однако большинство исследователей сходятся во мнении, что она поддерживала начинания своего супруга. Долгие годы она была самым преданным помощником Эхнатона, за что он повелел украшать храмы и дворцы изображениями, прославляющими красоту и жизнь Нефертити.

Царица всегда сопровождала супруга: они вместе выезжали на прогулки, следили за строительством храма в честь Атона, принимали важных гостей. Посты вокруг города они также проверяли вместе, а караул должен был давать краткий отчет обоим супругам. Такая идиллия продолжалась много лет, за время брака у Нефертити родилось шестеро детей, однако все это были девочки, что очень печалило Эхнатона.

Последние годы жизни

Из исторических записей известно, что огромное влияние, которое имела Нефертити на Эхнатона, раздражало многих. Их брак начал рушиться после того, как стало ясно, что царица не сможет родить мальчика. Разногласия между супругами усилились, когда умерла средняя дочь Нефертити – Макетатон. Недоброжелатели не преминули воспользоваться выпавшим шансом и представили фараону юную красавицу Кийю.

После смерти дочери Нефертити удалилась в другой дворец, а новая фаворитка полностью завладела сердцем Эхнатона. Клятвы о вечной любви к бывшей супруге были забыты, а чтобы подчеркнуть статус новой избранницы, Кийе был дарован титул младшего фараона. Все изображения Нефертити начинают уничтожаться, а таблички с записями удаляются из архива дворца. Однако Кийя недолго смогла удержаться у власти, через несколько лет ее высылают из дворца.

Следующей супругой фараона становится дочь Нефертити и Эхнатона – Анхесенамон. Кровосмесительные браки между близкими родственниками были абсолютной нормой в то время, ведь о пагубных последствиях таких союзов стало известно гораздо позже. Фараон прожил относительно недолго по нашим меркам и умер в возрасте 29 лет, превратившись в абсолютного старика. Ученые полагают, что причиной этого стала тяжелая болезнь, поразившая позвоночник и кости фараона.

Нефертити пережила супруга, до наших дней сохранились папирусы, подтверждающие участие царицы в управлении государством. В хрониках ее описывают как «проницательную и всеведущую», также сохранился фрагмент документа, подтверждающий сватовство к ней знатного вельможи.

К сожалению, могила Нефертити не найдена, и ученые до сих пор спорят, кто же захоронен в гробнице подле ног Эхнатона. Легенда о том, что в 19 веке был найден золотой гроб с останками царицы, достоверных подтверждений не имеет. Автор: Наталья Иванова

Поделиться: