Коммерческий подкуп ст 204 ук. Что такое коммерческий подкуп? Именем Российской Федерации

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) сопряжены с вымогательством, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Комментарий к статье 204
1. Понятие коммерческого подкупа охватывает два самостоятельных состава преступления - незаконную передачу вознаграждения (ч. 1 и 2 ст. 204) и незаконное получение вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204).
2. Объект преступления - нормальное функционирование управленческого аппарата коммерческих и иных организаций как проявление интересов службы в этих организациях.
3. Предмет преступления - деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера. В судебной практике под услугами имущественного характера понимаются, например, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (при этом услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку) (см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // БВС РФ. 2000. N 4. С. 6).
4. Объективная сторона характеризуется действием - незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, указанного вознаграждения за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
5. Дача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе считается оконченной с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на незаконную передачу (т.е. по ч. 1 или ч. 2 ст. 204).
6. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204, является любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет коммерческий подкуп, т.е. незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денежного или иного имущественного вознаграждения за совершение действий (бездействия) в интересах дающего, и желает этого.
8. Часть 2 ст. 204 предусматривает повышенную ответственность за дачу предмета коммерческого подкупа, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
9. В соответствии с примечанием к ст. 204 лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
10. Понятие вымогательства при коммерческом подкупе будет дано при характеристике получения предмета коммерческого подкупа, сопряженного с вымогательством (п. "в" ч. 4 ст. 204). Понятие добровольности сообщения лица о даче им предмета коммерческого подкупа раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". Согласно этому постановлению, при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить уголовное дело о незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Однако не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о коммерческом подкупе стало известно органам власти. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом коммерческого подкупа и признанные вещественным доказательством, подлежат обращению в доход государства, как нажитые преступным путем. Освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этого лица состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа. Вместе с тем не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче предмета коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу. При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо вынуждено было передать вымогателю деньги или другие ценные бумаги, то они подлежат возврату их владельцу (БВС РФ. 2000. N 4. С. 8).
11. Часть 3 ст. 204 УК предусматривает ответственность за получение предмета коммерческого подкупа, т.е. за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера и совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
12. Объект преступления совпадает с объектом и предметом преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 204 УК.
13. Объективная сторона характеризуется действием - незаконным получением предмета коммерческого подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым субъектом служебным положением.
14. В Постановлении "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что судам следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило предмет коммерческого подкупа от заинтересованного лица. Время его передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет (см. БВС РФ. 2000. N 4. С. 6).
15. Получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (как и дача незаконного вознаграждения), считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.
16. Субъектом преступления является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. примечание 1 к ст. 201 УК).
17. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым им служебным положением, и желает этого.
18. Часть 4 предусматривает повышенную ответственность за получение предмета коммерческого подкупа при отягчающих обстоятельствах, т.е. совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо сопряженного с вымогательством.
19. Содержание этих квалифицирующих обстоятельств конкретизировано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". Предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученным по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два или более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц. Организованная группа при получении предмета коммерческого подкупа характеризуется (в соответствии со ст. 35 УК РФ) устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора. Исходя из этого, в организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность (согласно ч. 4 ст. 34) как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ст. 204. В таких случаях преступление считается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.
20. Под вымогательством при коммерческом подкупе Пленум Верховного Суда Российской Федерации понимает требования лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
21. Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество, по ст. 159 УК РФ. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами. Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе (БВС РФ. 2000. N 4. С. 8).
Раздел IX. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Глава 24. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Под общественной безопасностью в соответствии с Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" понимается совокупность защищенности жизненно важных интересов общества, т.е. совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества.
Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. различает преступления против общественной безопасности в широком и узком смысле. В первом значении они употребляются законодателем в названии раздела IX Кодекса "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" (ст. 205 - 227). Родовым объектом всех преступлений, предусмотренных нормами этого раздела, являются общественная безопасность, общественный порядок в широком смысле слова (каждый из этих интересов в отдельности является видовым объектом). Этот раздел включает в себя нормы о преступлениях против общественной безопасности в узком смысле (гл. 24), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25), об экологических преступлениях (гл. 26), о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 28). Все эти преступления, в конечном счете, создают угрозу общественной безопасности, т.е. жизненно важным интересам нормального функционирования общества, и поэтому объединены законодателем в один раздел Особенной части УК РФ.
Предметом рассмотрения данной главы УК являются нормы об ответственности за преступления против общественной безопасности в узком смысле этого слова. В этих случаях объектом преступлений являются не все интересы общественной безопасности, а лишь охраняемые нормами, сформулированными в статьях именно данной главы УК.

Коррупция – одна из самых острых проблем российской экономики.

Один из видов взяток, коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), осуществляется лицами или группами лиц в корыстных целях.

Даже в повседневной жизни встречается множество примеров коммерческого подкупа, несмотря на уголовный характер данного деяния.

О том, что такое коммерческий подкуп, говорится в ст. 204 УК РФ . В состав преступления входит одно или несколько действий:

Типичный пример коммерческого подкупа – передача денег в процентном соотношении от сделки лицам, способным благотворно повлиять на исход дела.

Подкупленные сотрудники организаций разглашают секретные сведения, закрывают глаза на явные недочеты товаров или услуг, ускоряют процесс совершения сделки и т.д.

Отличие от взятки

Разница между коммерческим подкупом и дачей взятки заключается в том, что лицо, получающее средства, не является чиновником или представителем государственных организаций.

Коммерческий подкуп отличается от взятки тем, что в нем фигурируют сотрудники частных компаний, юридических лиц, индивидуальные предприниматели и т.д.

В задачи гражданина, планирующего обратиться в правоохранительные органы в связи с обнаружением преступления, входит несколько пунктов.

Предоставление доказательств получения лицом средств и свершения действий в интересах гражданина, передавшего подкуп.

Перед тем, как доказать коммерческий подкуп, необходимо подготовиться и собрать:

Согласно судебной практике, подобные дела решаются в пользу истца в случаях, когда предоставлено достаточно доказательств и показаний.

Тяжесть уголовной ответственности за коммерческий подкуп зависит от характера преступления и сопутствующих обстоятельств:

Деяние Ответственность
Подкуп одного лица Штраф от 10 до 50-кратного увеличения суммы подкупа
Лишение возможности занимать аналогичную должность до 2-х лет
Ограничение свободы до 2-х лет
Лишение свободы до 5 лет
Подкуп группы лиц Штраф от 40 до 70-кратного увеличения суммы подкупа
Лишение возможности занимать аналогичную должность для всех участников до 3-х лет
Ограничение свободы 3-6 месяцев
Лишение свободы до 6 лет
Получение подкупа одним лицом по доброй воле (без вымогательства) Штраф от 15 до 7-кратного увеличения суммы подкупа
Лишение свободы до 7 лет и штраф в 40-кратном размере от подкупа
Получение подкупа, использование его в результате предварительного сговора и вымогательства Штраф от 50 до 90-кратного увеличения суммы подкупа
Лишение возможности занимать аналогичную должность до 3-х лет
Лишение свободы до 12 лет и штраф в 50-кратном размере от подкупа

Максимальное наказание за коммерческий подкуп предусмотрено в случаях вымогательства средств со второй стороны . Судебные разбирательства не ведутся по делам, где окончен срок давности.

За коммерческий подкуп предусмотрен срок давности 2 года . Отсчет срока начинается в момент, когда заявитель обнаружил факт совершения преступления.

В 2020 г ст. 204 УК РФ не претерпевала изменений. Коммерческие подкупы выделяются среди других преступлений, связанных с дачей взяток. Лица, получающие средства в виде подкупа, характеризуются как условно-должностные.

Форма и тяжесть наказания определяется по сумме подкупа и действиям (бездействием), предпринятым субъектом, получившим подкуп. Передача подкупа также является уголовно наказуемым преступлением.

Уважаемые коллеги!

Полагаю, что многим из Вас будет интересно почитать сложившуюся судебную практику по уголовным делам о преступлении, предусмотренном ст. 204 УК РФ нашего региона, позицию ВС РФ, которое имеет много общих признаков со взяточничеством (получением взятки и дачей взятки).

Коммерческий подкуп - ст. 204 УК РФ - имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством (получением взятки и дачей взятки). Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа следует проводить по объекту и субъекту преступления.

При совершении преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ, незаконное вознаграждение имущественного характера получается лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в этой связи объектом данных преступлений являются интересы службы, заключающиеся, в частности, в том, чтобы лицо при выполнении функций управленческого характера в коммерческой или иной организации руководствовалось законными интересами данной организации, а не возможностью получения за эту деятельность незаконного вознаграждения.

Согласно диспозиции ч. 3 ст. 204 УК РФ субъектом указанного преступления является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Согласно прим. 1 к ст. 201 УК РФ к таковым следует относить лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждениям.

Таким образом, с вышесказанным, а так же разъяснений, содержащихся в п. 3-7 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19, обязанности, связанные с руководством деятельностью других людей, принято считать организационно-распорядительными (руководство в целом коммерческой или некоммерческой организацией, структурным подразделением, участком работы, производственной деятельностью работников). Организация и планирование работы, подбор кадров, прием на работу и увольнение, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание дисциплины и так далее.

Административно-хозяйственные обязанности заключаются в распоряжении и управлении имуществом, совершении сделок, заключении контрактов от имени организации, установлении порядка хранения, переработки и реализации имущества, учете и контроле над расходованием материальных ценностей, организации реализации либо приобретения товаров и услуг, получении и выдаче денежных средств и документов.

Решая вопрос о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, следует исходить из того, что под коммерческой организацией в соответствии со ст. 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (хозяйственное товарищество - общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие).

При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу ст. 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (ст. 114 -115 ГК РФ).

К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 50, 120 ГК РФ).

Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (ст.120 ГК РФ). К ним, например, относятся образовательные учреждения: школы, гимназии, лицеи, вузы; учреждения культуры: театры, библиотеки, музеи; здравоохранения: больницы, санатории, поликлиники, науки, социального обслуживания и социальной защиты населения.

Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности, и соответственно могут принадлежать государству, органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям, частным собственникам.

Под действие ч. 3 ст. 204 УК РФ подпадают работники лишь таких учреждений, которые не являются государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

Рассмотрим несколько примеров.

1.Так, по мнению суда, обоснованно признан субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ, Елсаков С.С.- врач-отоларинголог Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая поликлиника на станции Сольвычегодск» открытого акционерного общества «Российские железные дороги», который, обладая организационно-распорядительными функциями, в частности – полномочиями по выдаче листков нетрудоспособности, имея умысел на незаконное получение денег за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением, умышленно, из корыстных побуждений, незаконно, без проведения осмотра, за денежное вознаграждение в размере по 1000 рублей выдал обратившимся к нему гражданам Л. и Л. листки нетрудоспособности.
(Котласский городской суд, дело № 1-256-2011)

2. В приговоре суда в отношении Тюпина М.А., ведущего инженера группы комплектации отдела закупок управления по закупкам Котласского филиала ООО «Илим Эксим», затем занимавшего аналогичную должность в ОАО «Группа «Илим», осужденного за совершение 9 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 204 УК РФ, суд указал, что виновный выполнял управленческие функции в коммерческой организации и в его полномочия согласно инструкции входило обеспечение товарно-материальными ценностями Котласского ЦБК и дочерних предприятий по закрепленным нишам, участие в заключении договоров на поставку товарно-материальных ценностей, проведение мониторинга рынка закупаемых ТМЦ, согласование технических условий, спецификаций, обеспечение конфиденциальности информации, касающейся снабженческой деятельности предприятия, условий, сроков и объемов поставок, составление финансового плана и бюджета на плановый период по своей группе ТМЦ.(Коряжемский городской суд, дело № 1-7-2011)

Приведенный в приговоре перечень полномочий осужденного, по мнению вышестоящего суда, не раскрывал какими именно административно-хозяйственными либо организационно-распорядительным полномочиями он обладал.

Из материалов дела следует, что в полномочия Тюпина М.А. входило руководство группой инженеров отдела, контроль работы специалистов отдела закупок по закупке ТМЦ для курируемых им инвестиционных объектов, т.е. организационно-распорядительные полномочия, а также административно-хозяйственные полномочия, к которым относились контроль за соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей, проведение конкурсов на закупку ТМЦ, при этом он обладал правом самостоятельного выбора фирм для конкурса, оформления конкурентного листа и дачи заключения о том, какая из фирм удовлетворяет предприятие по сочетанию цены и качества поставляемых ТМЦ, обладал правом составления финансового плана по оплате договоров поставки продукции, самостоятельно принимая решение об оплате по тому или иному договору в полном или частичном объеме, а также составления заявки на платеж, которая в результате введения в автоматическую финансово-расчетную систему (АФРЦ) трансформировалась в платежное поручение, по которому производилась оплата поступивших на предприятие ТМЦ.

3. В приговоре суда в отношении Табурина Б.Н., являвшегося директором по транспорту и логистике ОАО «Савинский цементный завод», суд пришел к выводу, что последний выполнял на предприятии организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, поскольку в его обязанности согласно должностной инструкции входило принятие мер по своевременному заключению договоров на подачу, уборку вагонов, эксплуатации подъездного пути и других документов, регламентирующих взаимоотношения предприятия, организация ремонта по среднему и подъемочному ремонту железнодорожных подъездных путей, проведение работы по совершенствованию эксплуатации и технического обслуживания транспорта предприятия.
(Плесецкий районный суд, дело № 1-120-2011).

Согласно должностной инструкции Табурин Б.Н., кроме того, осуществлял руководство подчиненными ему службами, а также руководство деятельностью предприятия в области транспортного обеспечения предприятия подвижным составом, т.е. в полной мере обладал организационно-распорядительными функциями.

3. Так, по одному из уголовных дел отсутствовали основания для признания субъектом преступления предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ, Формалева С.С., являвшегося представителем компании ЗАО «Нордавиа-региональные авиалинии» в аэропорту г.Архангельск, в обязанности которого входил оперативный контроль соблюдения стандартов авиакомпании поставщиками услуг по наземному обслуживанию, оперативный контроль регистрации пассажиров, оформления багажа и полноты оплаты за перевозку сверхнормативного багажа. Указанные обязанности относятся к числу профессиональных, а не организационно-распорядительных.
(Октябрьский районный суд, дело №1-295-2011)

Продолжение следует.....

Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), -

наказываются штрафом в размере до четырёхсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трёх лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
  • в) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок от трёх до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами "а" и "б" части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), -

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трёх лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трёх месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

  • а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
  • в) совершены за незаконные действия (бездействие);
  • г) совершены в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трёх миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами "а" - "в" части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа - превышающие один миллион рублей.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой - четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Поделиться: