К видам государственной службы относится. Виды государственных органов РФ и особенности их правомочий

Термин «государственная служба» сформировалось в России в 90-е годы. Тогда впервые стали приниматься документы, в которых упоминался данный термин. До этого, данный термин характеризовал всех служащих, которые работают в учреждениях и организациях государства. В некоторых странах такое понимание осталось и до сих пор.

Современное определение формировалось из года в год, претерпевало различные изменения, пока не пришло в сегодняшнюю форму. За эти годы было создано масса нормативным документов, основных из которых было Положение о государственной службе и Закон «Об основах государственной службы» Именно после принятия данных документов, стали развиваться отношения в области работы органов государственной службы.

Согласно законам, государственная служба – это деятельность граждан России по обеспечения полномочий:

Государства Российская Федерация в целом;

Органов власти;

Субъектов России;

Лиц, которые заменяют должности, установленные в правовом порядке Конституцией.

Обеспечение полномочий, в данном определении обозначает непосредственный смысл самой органиации и включает в себя организацию, управление, планирование и контроль всех мероприятий.

Итак, исходя из всего вышесказанного, государственная служба подразумевает:

Значимую для государства деятельность;

Это лишь сектор государственной деятельности, которая обеспечивает выполнений нормативных полномочий;

К субъектам этой деятельности предъявляют специфические требования, характеризующие государственную политику.

Когда говорится о государственной службе, то необходимо понимать, что это служба государству и конкретным его интересам. Выполняются государственные задачи, осуществляются функции людьми, которые являются штатными единицами в государственных органах. За исключением обслуживающего персонала.

Виды и принципы государственной службы

Законодательство показывает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов, которые находятся в ведении России.

Федеральная государственная служба – деятельность служащих, которые реализовывают государственный и правовой статус, имеют определённые полномочия и их компетенция распространяется в пределах Конституции РФ. Осуществляется в системе органов судебной и исполнительной власти. К этим органам относят: Аппарат Правительства, Администрацию Президента, палаты Федерального собрания, Верховный Суд, Счётная палата, и другие.

Государственная служба субъектов подконтрольна законам, которые принимаются органами законодательной власти каждого из субъектов. Поэтому, чтобы понять суть государственной службы каждого субъекта, необходимо изучать каждый субъект в отдельности.

Есть и другие классификации видов. Также государственная служба может быть гражданской и милитаризованной.

Гражданская бывает общей и специальной. Общая осуществляет общие функции, которые не отличаются специальными факторами. В свою очередь, специальная гражданская служба реализует конкретные установленные цели, имеющие отраслевую принадлежность.

Милитаризованная государственная служба – служба в вооружённых силах, в органах внутренних дел, отделах правительственной связи, налоговой полиции, и прочих силовых ведомствах. Она отличается от гражданской государственной службы следующими аспектами:

У неё есть особые уставы, различные дисциплинарные положения;

Служащие этих служб должны соответствовать специализированным условиям.

Принципы государственной службы – это смысловой комплекс, который устанавливает различные правила и законы, задачи и функции, полномочия для субъектов, деятельность которых связана с государственной службой. Принципы определяют сущность взаимоотношений в обасти государственной службы.

Современные аспекты государственной службы отслеживаются в различных документах и реализуются служащими, путём выполнения повседневной профессиональной деятельности. Их можно разделить на конституционные и организационные.

Конституционные принципы отражаются в нормативных актах, документах, постановлениях. К ним относятся такие принципы:

Принцип главенства Конституции, как основного документа государства;

Принцип первенства и значимости прав и свобод граждан;

Принцип комплексности и системности государственной службы;

Принцип разграничения трёх векторов власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Принцип равноправия граждан при принятии на работу в органы государственной службы.

Организационные принципы включают в себя способы создания и функционирования государственной службы, обеспечивают её эффективность и направленность. К ним относятся следующие принципы:

Принцип подчинённости и исполнительности одних работников государственной службы, перед другими работниками, которые находятся выше по должностной иерархии;

Принцип общности основных правил и требований, присущих государственной службе;

Принцип высокой квалификации и профессионализма работников государственной службы;

Политика гласности, осуществляемая государственной службой;

Принцип постоянства кадров, которыми располагает государственная служба.

Функции государственной службы и ее регулирование

Когда речь идёт о функциях государственной службы, то подразумевается непосредственная деятельность государственных служащих. Данная деятельность включает в себя следующие функции:

Правомерная функция - заключается в осуществлении полномочий регулирующего и распределительного смысла, исполнение государственных полномочий от лица государства, либо органа государственного правления;

Правообразующая функция -состоит в создании и развитии нормативно-правовых актов, создание и использование законов и прочих важных документов;

Регулятивная функция - основана на развитии и выполнении политики государства во всех сферах жизни, реализация юридических полномочий, использование системы государственного принуждения к лицам и обеспечения их интересов;

Организационная функция – включает в себя реализацию компетенции и правомерности государственных органов, выполнение организационных мер и технических операций, которые способствуют организационным процессам;

Правовая функция – состоит из осуществления мероприятий, которые способствуют обеспечению прав граждан, выполнение обязательств перед государством.

Можно сказать, что государственная служба состоит из деятельности государственных служащих, которая заключается в реализации всех ветвей государственной власти в различных сферах общества, с целью осуществления принципов, задач и функций государства.

Основами правовой политики и функциональности государственной службы выступают , законы, указы, постановления, распоряжения и прочие нормативно-правовые акты. Конституция в своём виде не может вобрать в себя все аспекты, которые позволят регулировать деятельность государственной службы, поэтому существует масса других документов, позволяющих усовершенствовать этот процесс.

Теперь рассмотрим, что же означает определение должность государственной службы. Согласно документам, должность государственной службы определяется и утверждается законами или иными актами.

Должности в государственной службе делят на такие:

Должности гражданской федеральной структуры;

Должности гражданской службы субъекта РФ;

Военные должности;

Правоохранительные должности.

Список должностей государственной службы;

Перечень существующих военных должностей;

Типовые перечни должностей правоохранительных органов.

Должности государственной службы выделены по следующим аспектам:

По виду деятельности – управленческие, контролирующие, планирующие и прочее;

По масштабам распространения – типовые и индивидуальные.

По наличию рабочих мест – занятые и вакантные;

По соотношению между государственными служащими и занимаемыми ими должностями, делятся на группы 5-я группа (высшие должности), 4-я группа (главные должности), 3-я группа (ведущие должности), 2-я группа (старшие должности), 1-я группа (низшие должности).

Как поступить на государственную службу

Согласно Конституции РФ существует одинаковый доступ граждан страны на поступление на государственную службу. При этом, главными факторами выбора кандидатов является профессионализм, стрессоустойчивость, порядочность и высокая производительность труда.

Не может быть принят гражданин на государственную службу, если:

Признаётся недееспособным по решению уда или имеет ограниченную дееспособность;

Лишается права работать в органах государственной власти по распоряжению суда;

Если имеются заболевания, подтвержденные медицинским заключением, которые не позволяют выполнять должностные обязанности;

Нежелание проходить специальную процедуру допуска к сведениям государственной службы;

Гражданство иного государства, при исключении особых случаев;

Близкого родства с государственными служащими, кроме отдельных случаев;

Нежелание предоставлять необходимые данные для поступления на государственную службу.

На государственную службу, возможно, поступить посредством назначения, зачисления, выбора либо конкурса. Каждый способ прописан в специальных законах и тщательно контролируется.

Зачисление происходит, когда замещают должности дополнительного персонала. Оформляется специальными актами, заключается трудовой договор или .

Назначение на должность характеризуется теми же юридическими моментами, отличается только специфическим административным актом Лица, которые занимают должность по назначению, ограничены руководящими должностями.

Выборы на должность являются довольно распространённым способом. Выбирают из тех, кто избирается, акт оформлять не нужно, а трудовой договор по итогам избирательного процесса.

Суть конкурса состоит в том, что замещение должности происходит путём проведения соревнований между кандидатами. Специфика соревнований установлена на законодательном уровне. На данный момент конкурсная основа является распространённым способом замещения кадров.

Государственная служба РФ является правовой структура, которая не стоит на месте и находится в постоянном развитии. Трансформируется, обновляется новыми инструментами, изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Это говорит о том, что данную сферу необходимо развивать и подвергать реформам.

Реформирование является следствием множественных факторов:

Необходимость создания и закрепления новой современной государственности в России;

Разграничение государственной власти на три направления: законодательное, исполнительное и судебное;

Способствование проведению правовых изменений;

Улучшение экономического климата;

Закрепление высших органов государственной власти и местного самоуправления;

Образование аппарата государственной и муниципальной власти;

Разработка принципов и методов новой кадровой государственной политики;

Проведение мероприятий, позволяющих укрепить государственные органы власти.

Правовому регулированию необходимо уделять больше времени, отстаёт от процессов экономического и политического развития. Потому что государственная служба не менее важна, как общественный институт, она призвана обеспечить стабильное и правомерное управление государством. Также она способна выполнять решающую роль в осуществлении стабильных процессов в социальной, политической и экономической жизни государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственная служба - это организационно-функциональная основа государства. Ее суть заключается в осуществлении по поручению государства исполнительно-распорядительных функций гражданами, занимающими государственные должности .

Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как род деятельности человека.

Как правовой институт , государственная служба представляет собой совокупность норм, регулирующих государственно-служебные отношения . Данный правовой институт является многоотраслевым, объединяя нормы конституционного, административного, финансового, уголовного трудового права. Основное его содержание составляют нормы административного права. Они устанавливают правовое положение государственного служащего, определяют порядок приема на государственную службу, условия ее прохождения и прекращения.

Как вид органов государства , государственная служба представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых, для реализации возложенных на него задач . Существуют Служба внешней разведки РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности РФ и др.

В организационном отношении государственная служба динамична, управляема. Путем издания нормативных правовых актов государство может менять конкретные компоненты ее системы, в частности, уточняя круг осуществляющих ее субъектов.

Данное обстоятельство в немалой степени повлияло на трактовку государственной службы, как рода деятельности. Так, при отсутствии однозначного определения государственной службы в нормативных правовых актах в юридической литературе она понималась в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводилась к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях, оплачиваемая из бюджетных средств. Например, государственными служащими признавались и учитель школы, и врач, и министр и т.п. Данное определение было характерно для советского периода государственного строительства в России. Современное российское законодательство исходит из трактовки понятия «государственная служба» в узком смысле. Она рассматривается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе стали относиться только лица, замещающие государственные должности в государственных органах (при этом учителя и врачи не были включены в перечень таких должностей). Следовательно, как род деятельности - государственная служба есть ни что иное, как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения государственных полномочий .

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 1) устанавливает, что государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

    Российской Федерации, в целом;

    федеральных органов государственной власти;

    субъектов Российской Федерации;

    органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (Президент РФ, депутаты, министры, судьи);

    лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации (например, губернатор края или области).

Причем Федеральный закон «О системе государственной службы» установил, что он не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Следовательно, значительный круг лиц, занимающих государственные должности не отнесены к государственным служащим. Государственные должности РФ - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов , лица их замещающие не являются государственными служащими . Это, например, должности, непосредственно установленные Конституцией РФ: Президента РФ (ст. 11, 80); Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации (ст. 101); Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 101); федеральных министров (ст. 110); судей федеральных судов (ст. 128); депутатов (статья 97, 98) и др. Полный перечень государственных должностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами установлен Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации 1 . Государственные должности субъекта РФ - это должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ , например, руководители субъектов РФ и их органов государственной власти, мировые судьи 2 .

Особенности их правового статуса закрепляются в Конституции РФ и соответствующих федеральных конституционных законах и федеральных законах. Так, правовое положение Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров устанавливаются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правовое положение председателя, его заместителя и судьи федерального суда определяется Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Государственные должности следует отличать от должностей государственной службы . Государственными служащими являются лишь те, кто замещает должности государственной службы . Например, это помощники, пресс-секретари, советники и референты Президента РФ, губернатора Красноярского края; помощники, советники и консультанты депутатов Федерального Собрания РФ и Законодательного Собрания Красноярского края; руководитель (директор), советник и специалист департамента федерального министерства; руководитель, советник, консультант и специалист департамента Совета администрации Красноярского края; помощник судьи, специалист, секретарь судебного заседания; начальник отдела и специалист прокуратуры. Именно они признаны государственными служащими. В Законе определено, какие должности относятся к государственным должностям государственной службы, а их перечень подлежит внесению в Реестр государственных должностей федеральной государственной гражданской службы РФ, утверждаемый Президентом РФ 3 .

Реестр необходим прежде всего для того, чтобы установить порядок учреждения должностей федеральной государственной гражданской службы. Правовой статус лица, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения в Реестр и сохраняется до того момента, пока она числится в Реестре.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

    государственная гражданская служба;

    военная служба;

    правоохранительная служба.

Кроме того, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Военная и правоохранительная служба являются исключительно видами федеральной государственной службы.

Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации .

В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, избирательных комиссиях и некоторых других органах, которая также является государственной. К числу лиц, проходящих государственную гражданскую службу, относятся, например, сотрудники Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ, органах государственной власти субъектов РФ (например, в Совете администрации Красноярского края) и других государственных органах, за исключением, так называемых, силовых ведомств. Вопросы прохождения государственной гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

Следует обратить особое внимание на такую разновидность трудовой деятельности, как альтернативная гражданская служба , которая осуществляется в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву. Этот вид службы предусмотрен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», а сама такая деятельность регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных названным законом. Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой имеет гражданин в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Местом прохождения такой службы могут быть:

организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти;

организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 21 месяц.

Военная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства 4 .

Правовое регулирование указанного вида службы регулируется актами, определяющими порядок прохождения военной службы, например Федеральными законами от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. № 76–Ф3 «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999г.№ 1237.

Так, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» четко определяет, в каких структурах она осуществляется. Согласно этому Закону военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях и т.д.

К военнослужащим относятся :

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Правоохранительная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина 5 . Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Хотя согласно статье 19 закона приведенное определение применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. Специальный законодательный акт, который предусматривал бы общую регламентацию правоотношений, связанных с прохождением правоохранительной службы, - единую для всех субъектов ее осуществления - на сегодняшний день отсутствует. Проект Федерального закона «О правоохранительной службе», внесенный Президентом РФ в порядке законодательной инициативы пока еще не принят, перечень органов, в которых, осуществляется прохождение правоохранительной службы нормативно не закреплен, правовой статус сотрудников правоохранительных органов регламентируется разрозненными, отличающимися по своей юридической силе нормативными правовыми актами. По формальным признакам к правоохранительной можно отнести службу в таможенных органах, в органах и учреждениях исполнения наказаний, в органах, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков, службу судебных приставов и, конечно же, службу в органах внутренних дел. Вместе с тем, этот перечень не является исчерпывающим, так как нет полной уверенности в том, можно ли к этому виду службы относить службу в прокуратуре, ФСБ, МЧС и судах. По смыслу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45–ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» правоохранение осуществляют: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники ОВД, сотрудники органов ФСБ; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков. Однако, окончательный однозначный ответ на вопрос о том, службу в каких органах следует считать правоохранительной, можно будет дать только после принятия соответствующего федерального закона и утверждения Президентом РФ перечня типовых должностей правоохранительной службы.

Служба в ОВД, которая интересует нас в наибольшей степени, в настоящее время регулируется двумя основными нормативными правовыми актами: Законом РФ «О милиции» и Положением о службе в ОВД. Оба этих документа были приняты достаточно давно (1991 и 1992 г.г.) в период советского государства, которого уже не существует. Отдельные положения этих нормативных актов противоречат друг другу и, естественно не отвечают изменившимся социально-политическим условиям.

Выводы

Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как вид деятельности человека. Так в первом случае - это совокупность норм регулирующих однородные отношения, во втором - организационно-структурное образование, в третьем - род общественно-полезной деятельности.

Таким образом, законодательством Российской Федерации создана система законодательства о государственной службе, в которую входят федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную. Субъектами РФ осуществляется только государственная гражданская служба, действующая в соответствии с федеральным законодательством о государственной службе и законодательством субъектов РФ на основе их компетенции.

Классификация государственной службы по ее видам, в принципе, должна определить критерии специфического правового регулирования, систематизации правовых требований к отдельным ее проявлениям. Однако, если исходить из принципа единства государственной службы в едином государстве, то такая классификация может превратиться просто в перечисление различных полномочий государственных служащих в зависимости от специализации государственных органов при реализации через их деятельность все тех же государственных полномочий.

Закон № 58-ФЗ вводит деление государственной службы на виды. Однако такое деление скорее ставит новые вопросы, чем решает старые. Е. Г. Бабелюк не без основания ставит под сомнение выделение даже наиболее универсального вида государственной службы, урегулированного в настоящее время российским законодательством, - государственной гражданской службы. Она пишет: "Сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, как представляется, не отвечает современным потребностям общества. Поскольку с наделением федеральных агентств, как самостоятельных видов федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями (например, участвующими в осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора), иными государственными организациями (Центральным банком России, государственными внебюджетными фондами и др.), наделенными государственно-властными полномочиями".

В ст. 2 указанного Закона устанавливается, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

Вряд ли при таком критерии разграничения государственной службы данное понимание системы долго сохранится неизменным. Вполне возможно отнести к государственной службе, например, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать военной или правоохранительной службой. Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" данный вид деятельности также отнесен к государственной службе. Возможно, нет необходимости столь явно делить единую государственную службу на указанные виды. Это не делает намного удобнее организацию деятельности таких органов, а лишь подрывает главное в правовой характеристике государственной службы: ее единство вне зависимости от видов. Различное правовое регулирование органов, осуществляющих государственную власть, установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к различиям в их статусе, сложностям в функционировании государственного аппарата, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения как юридической техники, так и существа государственной службы.

Закон № 58-ФЗ дает определение каждому виду государственной службы.

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ (ст. 4 Закона). Она подразделяется:

  • - на федеральную государственную гражданскую службу - профессиональную служебную деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (п. 2 ст. 5) и
  • - государственную гражданскую службу субъекта РФ - профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ (п. 3 ст. 5).

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Сложность классификации государственной службы по ее видам дополняется нечеткими представлениями законодателя о понятиях и военной службы (в связи с альтернативной военной службой), и службы в правоохранительных органах. Несмотря на наличие законодательного предписания о выделении правоохранительной службы в самостоятельный вид государственной службы, четкое определение границ правоохранительной деятельности затруднительно в связи с многоаспектностью деятельности соответствующих государственных органов и противоречивостью законодательства.

Ввиду отсутствия единообразного подхода к содержанию данного термина С. В. Болотин и Н. В. Сидорова предлагают включать в число правоохранительных органов только те государственные органы, по поводу которых не возникает возражений ни со стороны нормотворческих органов, ни со стороны представителей науки, а именно:

  • 1) прокуратуру;
  • 2) органы внутренних дел;
  • 3) органы федеральной службы безопасности;
  • 4) федеральные органы налоговой полиции (до их окончательного упразднения) (в настоящее время упразднены. -А. Д.);
  • 5) таможенные органы".

При определении понятия "правоохранительные органы", возможно, речь идет просто об органах, применяющих государственное принуждение. Однако соблюдение правовых норм и даже принуждение к их соблюдению не является охраной права. Соблюдение правовых норм - обязанность всех и каждого, и отдельного гражданина, и органа. Следовательно, выделение правоохранительной службы в особый вид государственной службы основано на неправильной трактовке природы их особенностей.

Вероятно, разумно было бы выделить и дипломатическую службу, как обладающую собственной правовой спецификой.

А. А. Гришковец особым видом государственной службы называет службу в организациях Центрального банка РФ.

Видом государственной службы, очевидно, можно назвать деятельность некоторых лиц в парламенте.

Закон № 79-ФЗ в ст. 3, 6 и 7 фактически уравнял все виды проявления государственной власти по отношению к населению, несмотря на то, что продолжает делить единую государственную службу на федеральную, государственную, гражданскую, муниципальную, и даже в некоторых случаях предписывает гражданам исполнять иные указания, исходящие от некоторых общественных объединений, международных организаций и т.д.

Поскольку система является совокупностью элементов, находящихся в связях, приводящих их к новому качеству, то положительным моментом является фиксация в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи гражданской службы и государственной службы РФ иных видов, сравнимость и специфика видов государственной службы. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы РФ иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

  • 1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
  • 2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы РФ различных видов;
  • 3) учета стажа государственной службы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • 4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу РФ.

Строго говоря, вышеперечисленные нормы - это и есть принципы государственной службы. Такими же принципами являются и нормы ст. 7 указанного Закона, которая гласит: взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

  • 1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  • 2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  • 3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • 4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  • 5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • 6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Из текста данной статьи можно сделан вывод, что муниципальная служба, по мысли законодателя, является одним из видов государственной службы. Принципы такого единства налицо.

Проведенный анализ показывает, что государственный аппарат все еще нуждается в научных предложениях о системе и самом делении государственной службы РФ на виды.

Ключевые слова: виды, государственных, орган, РФ, правомочий, критерии, классификации

В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11 ), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы гос. власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности РФ, на единстве системы гос. власти.

Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами гос. власти существует тесная организационно-правовая связь .

Единство системы гос. органов РФ усиливается еще и тем, что ее составные части сами образуют системы органов. Так, согласно Конституции РФ (ст. 77 ), в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ фед. органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Как уже ранее отмечалось, гос. власть в РФ осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соот-и с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10, 11 ) предусматривает наличие органов, президентской законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы гос. органов РФ, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов .

Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией.

Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей РФ. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

К органам исполнительной власти относятся, прежде всего, высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ ; другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ - президенты и главы администраций субъектов Федерации , их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Прав-ва - заместителей Председателя Правительства и фед. министров.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, ФЗ и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные - это Правительство РФ, фед. министерства, гос. комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации - президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, гос. комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции , ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым - министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут быть подразделены на органы отраслевые , руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. Первые, - как правило, министерства, вторые - главным образом гос. комитеты.

Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные - это Правительство РФ и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

ст. 125 ) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является, согласно Конституции РФ (ст. 126 ), Верховный Суд РФ. В Конституции РФ (ст. 127 ) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их дея-тью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ. Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах РФ.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры. Прокуратура РФ, согласно Конституции (ст. 129 ), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов фед. министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129 ), Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Ген. прокурором РФ. Полномочия, организация и порядок дея-ти прокуратуры РФ определяются ФЗ "О прокуратуре РФ" от 17 января 1992г. (ред. от 24.07.2007).

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов РФ входят также и другие государственные органы, осуществляющие , как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции , которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы.

В число этих органов входят, например, Администрация Президента РФ , обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности РФ , обеспечивающий условия для реализации Президентом РФ конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других гос. органов.

6 основных классификаций видов государственных органов:

1. По принципу разделения властей : 1) законодательные; 2) исполнительные; 3) судебные.

2. По территории действия : 1) федеральные; 2) региональные.

3. По времени действия : 1) постоянные; 2) временные.

4. По процессу формирования : 1) назначаемые; 2) избираемые.

5. По порядку принятия решений : 1) коллегиальные; 2) единоличные.

Поделиться: