Институт права собственности на природные ресурсы и объекты. Право собственности и иные права на природные объекты и ресурсы Под правом собственности на природные ресурсы понимают

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий , организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.

Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлежностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и

Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе общественных отношений по природопользованию и охране окружающей природной среды.

Право собственности как юридическая категория может пониматься в двух значениях - субъективном и объективном.

Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19), Водном кодексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ "О недрах" (ст. 1-2), Федеральном Законе "О животном мире" (ст. 4) и др.

Осуществляемые в нашей стране реформы, направленные на формирование рыночной экономики, затрагивают в первую очередь отношения собственности. Конституция РФ и действующее законодательство исходят из признания многообразия и равноправия различных форм собственности. В настоящее время в Российской Федерации юридически признаются и защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности на природные ресурсы.

Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадлежат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кроме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).

Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права государственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соответствующих темах данного учебного пособия.

Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из признака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В частности, такими объектами являются:

  • - земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществления других функций федеральных органов государственной власти;
  • - земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
  • - земельные участки и другие природные объекты государственных природных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;
  • - виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
  • - виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
  • - месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
  • - лесной фонд РФ и леса на землях обороны;
  • - водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ;
  • - естественные ресурсы морской экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • - иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.

В муниципальной собственности - собственности муниципальных образований (городов, районов, поселков и т.д.) - могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность - деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др.

Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлежностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства.

Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования - это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.

Природные объекты и ресурсы в экологическом праве рассматриваются, прежде всего, как компоненты окружающей среды, нуждающиеся в охране. В то же время нельзя не учитывать и то, что в результате осуществления природопользования такие объекты и ресурсы, будучи изъятыми из окружающей среды, могут становиться объектами рыночных отношений, имеющих свою оценочную стоимость, определяемую соответствующим спросом на данную продукцию.

В этом смысле важное значение имеет характер принадлежности природных объектов и ресурсов конкретным субъектам экологических правоотношений, которые в зависимости от содержания их правового статуса свободны либо, наоборот, ограничены в принятии тех или иных решений в отношении природных объектов и ресурсов. Поэтому необходимо определиться с видами прав на природные объекты и ресурсы и с субъектами-правообладателями.

Исходя из анализа действующего экологического законодательства, можно выделить следующие виды прав:

право собственности на природные объекты и ресурсы;

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

аренда и иные виды возмездного срочного пользования природными объектами и ресурсами;

права на условиях договора концессии и соглашения о разделе продукции;

право безвозмездного пользования;

сервитут в отношении природных ресурсов.

Право собственности на природные объекты и ресурсы

Согласно ст. 209 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом ст. 129 ГК устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Для начала следует определиться с тем, кого считать собственником природных объектов и ресурсов. В ч. 2 ст. 9 Конституции закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В этом смысле целесообразно рассмотреть нормы природоресурсных законов, регламентирующих данные вопросы.

ЗК в гл. 3 применительно к земле допускает наличие всех предусмотренных Конституцией форм собственности. Учитывая то обстоятельство, что земельный строй в Российской Федерации только формируется на базе в основном государственной собственности на землю, вопросы разграничения государственной собственности на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований регламентируются согласно нормам Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

ЗК также допускает возможность приобретения земельных участков в частную собственность не только гражданами России и российскими юридическими лицами, но и иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, для которых федеральным законодательством установлены определенные ограничения. Так, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" введен прямой запрет на приобретение земель такой категории иностранными гражданами и юридическими лицами.

Статья 27 ЗК определяет состав земель, которые полностью изъяты из оборота либо ограничены в нем.

Согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются При этом установлено, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. В то же время добытые из недр полезные ископаемые и другие ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии со ст. 8 В К водные объекты находятся в федеральной собственности. Вместе с тем такие водные объекты, как пруд либо обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, находятся соответственно в государственной региональной, муниципальной или частной собственности, если иное не установлено федеральными законами.

ЛК в ст. 19 устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

В собственности гражданина или юридического лица согласно ст. 20 ЛК находится древесно-кустарниковая растительность на принадлежащем этому субъекту земельном участке, если иное не установлено федеральным законом. При этом если такая растительность появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, то им принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться растительностью по своему усмотрению.

Статьей 4 Закона о животном мире установлено, что животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. При этом разграничение государственной собственности на животный мир, на федеральную собственность и собственность субъектов РФ должно осуществляться в порядке, установленном федеральным законом. Закон о животном мире допускает, что к федеральной собственности могут быть отнесены, в частности, объекты животного мира, обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения, населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ и др.

В соответствии со ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях такие территории в зависимости от их статуса и функционального назначения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Право собственности на атмосферный воздух не устанавливается в силу специфических особенностей этого объекта охраны окружающей среды.

Контрольная работа.

ВАРИАНТ III.

Право собственности на природные ресурсы.

I. Прежде всего, собственность является экономической категорией и представляет собой действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, принято рассматривать в двух аспектах - объективном и субъективном.

В объективном смысле право собственности понимается как совокупность норм, регулирующих данный вид общественных отношений, которые закреплены в различных нормативных актах. Так, например, Конституция РФ в ч.2 ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Т.е. право собственности в объективном смысле - это установленные законодателем правовые нормы, определяющие рамки (границы) возможных действий лиц по присвоению, владению и пользованию всей совокупностью вещей, которые не исключены из гражданского оборота.

В субъективном смысле право собственности понимается как совокупность правомочий конкретного собственника по владению и распоряжению собственностью по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель. Право собственности является наиболее абсолютным правом - собственнику противостоит множество несобственников, которые обязаны не препятствовать собственнику в осуществлении своего права собственности при условии, что он не нарушает права и законные интересы других лиц (владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ч.2 ст.36 Конституции РФ).

Право собственности на природные ресурсы имеет свою определенную специфику. Конституция, закрепляя различные формы собственности на природные ресурсы, дает определение природным ресурсам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9). Естественно, что для данного объекта требуется дополнительная правовая защита. Исходя из необходимости такой защиты законодатель возлагает на собственника дополнительные обязанности по использованию природных ресурсов, в том числе рациональное использование, ограничение либо особый порядок совершения различных сделок вплоть до полного изъятия из оборота. Следует также учитывать, что для включения в гражданский оборот природного объекта он должен обладать определенными свойствами. Объектом гражданского оборота могут быть только овеществленные природные ресурсы, т.е. имеющие вещественное воплощение. наиболее типичным примером природного объекта, который в силу своего качества не может быть включен в гражданский оборот, и соответственно стать объектом права собственности, является атмосферный воздух. К тому же, для отнесения объекта к природным ресурсам он должен находится во взаимосвязи со всей экологической системой, являться ее неотъемлемой частью. Так, например не может быть природным объектом земля (почвенный слой), которая продается в пакетах в цветочных магазинах.

Для придания правового статуса различным природным объектам они объединены по своим свойствам в группы (фонды). В настоящее время выделяются несколько фондов: земельный фонд, водный фонд, лесной фонд, горный фонд (недра), животный мир. Фонды, в свою очередь, подразделяются на подфонды. Так земельный фонд делится по категориям земель, водный - по видам водных объектов, лесной по группам и видам лесов и т.д.

Деление природных ресурсов на фонды позволяет законодателю более детально регулировать правоотношения, возникающие в связи с использованием какого либо природного объекта. так земельные правоотношения должны регулироваться Земельным Кодексом*, правоотношения, возникающие в отношении водных объектов - Водным кодексом, использование лесных угодий - лесным и т.п.

II. Новый для России, капиталистический путь развития потребовал коренных изменений законодательстве в части, касающейся использования природных объектов. Произошел отказ государства от монополии на природные объекты, что потребовало принятие принципиально новых законодательных актов. Данная тенденция продолжается до сих пор.

* К сожалению, в настоящее время, данное регулирование затруднено в связи с тем, что старый Земельный кодекс устарел и во многом не соответствует современным реалиям, а новый еще не принят, что создает многочисленные трудности в данной области

Одна из самых сложных ситуаций в данной области развивается вокруг вопроса о собственности на землю, а также включения земли как природного объекта в свободный гражданский оборот. Принятая в 1993 г. всенародным голосованием Конституция РФ декларирует многообразие различных форм собственности на землю (ч.2 ст.9), в том числе и право собственности на землю граждан и их объединений (ч.1 ст.36), однако действующий в настоящее время Земельный кодекс не предусматривает такой формы собственности на землю как частная. Данный пробел в законодательстве несколько заполняют Указы Президента РФ “О неотложных мерах по проведению земельной реформы в РСФСР” от 27 декабря 1991 г. №323, “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” от 27 октября 1993 г. № 1767 (в ред. от 24 декабря 1993 г.) и “О реализации конституционных прав граждан на землю” от 7 марта 1996 г. № 337. Данные указы предусматривают не только частную форму собственности на землю, но и (что самое важное и это предусмотрено указом 1996 г.) свободное обращение земли в гражданском обороте. * Т.е. земля, являясь основным средством производства в сельском хозяйстве и территориальным базисом для всех остальных отраслей народного хозяйства, приобретает качество товара. Как показывает практика в развитых странах данное свойство земли при создании цивилизованного рынка земельных угодий создает конкурентную среду и как следствие развитие производства.

Многие субъекты Российской Федерации также пошли по пути рыночного развития земельных отношений и принимают свои законы регулирующие товарооборот земель, однако этого недостаточно для создания нормального, цивилизованного рынка земли, что порождает различные злоупотребления в этой области и как следствие ущемление конституционного права на землю некоторых групп населения.

Как уже было сказано выше, правоотношения, возникающие по поводу использования водного фонда регулируются Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 г. В соответствии с данным нормативным документом водное законодательство Российской Федерации состоит из указанного

_______________________________________________________

* Новый Гражданский Кодекс (гл. 17) также признает многообразие форм собственности на землю и включает земельные угодья в свободный гражданский оборот. К великому сожалению данная глава в настоящее время не действует вплоть до принятия нового Земельного кодекса.

Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральныхзаконов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.2), причем Кодекс имеет верховенство.

В соответствии со ст.31 Кодекса понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Отсюда следует, что право собственности на водный объект воплощает в себе не владение водой как природным ресурсом, но владение водным объектом как сосредоточением воды на поверхности суши или в ее недрах.

Водное законодательство РФ отдает приоритет государственному праву собственности на водные объекты, хотя и предусматривает муниципальную и частную собственность, но только на обособленные водные объекты. Обособленным водным объектом признается замкнутый водоем, небольшой по площади и непрочный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными объектами. Все остальные водные объекты, а также обособленные водные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, являются государственной собственностью.

Из данного положения явствует, что водные объекты представляют исключительную важность для народного хозяйства страны. Закрепляя преимущество государственной собственности на водные объекты законодательство стремиться оградить их от недобросовестного использования, а также гарантирует свободный доступ к воде как одному из основных жизненно важных ресурсов.

Государственная собственность на водные объекты подразделяется на Федеральную собственность и собственность субъектов Федерации (ст.ст.36,37 Водного Кодекса).

В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах:

  • как правовой институт;
  • как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность , регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле .

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д.
Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Имеет ряд характерных признаков , отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота:

  1. признак овеществленности;
  2. признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды;
  3. признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы


Общие основания приобретения права собственности установлены Гражданским кодексом РФ.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании , мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

  • обращения взыскания на имущество по обязательствам;
  • изъятия для государственных нужд путем выкупа;
  • изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;
  • перехода наследства государству;
  • реквизиции (изъятия у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества);
  • конфискации (безвозмездного изъятия у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения имущества в случаях, предусмотренных законом. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке);
  • национализации (обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности
Поделиться: