Закон об исполнительном производстве в новой редакции. Комментарий к федеральному закону «об исполнительном производстве Закон об исполнительном производстве с комментариями

Судебные акты, постановления государственных органов или отдельных должностных лиц должны подлежать принудительному исполнению российскими гражданами. Но каким образом можно контролировать исполнение тех или иных норм? Ответ на этот вопрос предоставляет № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с изменениями от 2017 года.

Общие положения Федерального закона

Представленный нормативный акт содержит в себе ряд условий принудительного исполнения различных постановлений и документов. Что является задачами исполнительного производства? В статье 2 главы 1 "Основные положения" №229-ФЗ закреплены нормы, в соответствии с которыми задачами производства исполнительного характера является обеспечение своевременного и грамотного исполнения различных нормативных актов. Целью этого является, конечно же, защита прав, интересов и свобод человека и гражданина.

Исполнительное производство осуществляют специально на то уполномоченные органы - ФССП (служба судебных приставов федерального уровня) и ее территориальные отделения. Здесь же стоит выделить зарегистрированные коллекторские инстанции, также входящие в систему ССП.

В соответствии со статьей 3 рассматриваемого закона действует принцип приоритета международного права над национальным. Так, в случае противоречий должны действовать правила международного договора.

О принципах исполнительного производства

№ 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" базируется на ряде принципов, которые стоило бы обозначить. Согласно статье 4 рассматриваемого нормативного акта первым и самым основным принципом производства исполнительного характера является, конечно же, законность. № 229-ФЗ не должен противоречить российской Конституции и международным договорам. Вторым принципом является уважение достоинства и чести гражданина. Несложно догадаться, что нормативный акт, призванный защищать права и свободы человека и гражданина, не должен умалять достоинство людей. Третий принцип - обеспечение своевременного совершения действия исполнительного характера. Сюда же входит применение исполнительных мер в принудительном порядке. Этот принцип закрепляет обязанность качественно и эффективно осуществлять основные процессуальные действия.

Последние два принципа, согласно № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", касаются неприкосновенности установленного имущественного минимума должников и членов его семьи, а также соотносимости требований взыскателя и мер принудительного характера.

Участники исполнительного производства

Согласно статье 48, основными лицами в осуществлении производства исполнительного характера являются:

  • должник и взыскатель;
  • граждане, указанные в документе, занимающиеся исполнением требований;
  • переводчики, понятые, эксперты, свидетели и многие другие лица, указанные в документе по исполнительному производству.

Все стороны производства имеют право на ознакомление с материалами дела, на снятие с них копий, на подачу ходатайств и жалоб.

Исполнительные документы

Документация играет важнейшую роль в осуществлении производства исполнительного характера. Закреплены в статье 12, главе 2 № 229-ФЗ исполнительные документы следующего типа:


№ 229-ФЗ от 02.10.2007 закрепляет требования к документам исполнительного характера. В статье 13 говорится, что в любом из представленных выше типов документации должны содержаться сведения об органе, который выдал документ, информация о должнике или взыскателе, местонахождение отдельных органов и т.д.

О сроках в исполнительном производстве

В главе 3 № 229-ФЗ содержится информация о периодах исполнительного производства. Согласно статье 15, сроки должны определяться календарными датами. В них не могут быть включены выходные дни. Все сроки устанавливаются, конечно же, соответствующей инстанцией, в чьи обязанности входит составление документа о производстве исполнительного характера. А когда срок может быть завершен? Вот на что указывает статья 16:

  • день, указанный в документе по исполнительному производству;
  • день, предшествующий дню, установленному в документе, если необходимо совершить ряд действий до обозначенной даты.

Пропуск сроков, согласно статье 17 рассматриваемого закона, влечет за собой наложение ответственности.
Однако пропущенные сроки можно восстановить. Об этом гласит статья 18 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Для этого должно быть подано специальное ходатайство с указанием уважительных причин пропуска. ССП после его рассмотрения примет соответствующее решение. Сроки также можно приостановить и продлить. Решения здесь принимает соответствующий государственный орган.

Об исполнительном производстве

Возбуждает производство исполнительного характера судебный пристав-исполнитель. Подписывается заявление, в котором могут содержаться любые законные требования. Вся необходимая документация направляется по месту совершения исполнительных действий.

В возбуждении делопроизводства может быть отказано. На то должны быть следующие основания:

  • не все документы заверены или подписаны;
  • документы были направлены не туда, куда надо;
  • истек срок исполнительного производства;
  • документы уже были представлены ранее;
  • соответствующий судебный акт еще не вступил в силу.

Когда прекращается исполнительное производство? В действующей редакции № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" говорится о следующих случаях:

  • смерть должника;
  • утрата права на исполнение соответствующего документа;
  • отказ взыскателя от своих требований.

Оканчивается исполнительное производство только тогда, когда будут выполнены все указанные в документе требования.

Об исполнительных действиях

Важнейшим элементами осуществления исполнительного производства являются исполнительные действия. Согласно статье 64 № 29-ФЗ "Об исполнительном производстве" существуют следующие виды действий исполнительного характера:

  • проведение проверок документации;
  • запрос сведений и персональных данных об участниках производства;
  • вызов сторон производства исполнительного характера;
  • передача юридическим и физическим лицами требований, которые закреплены в документах исполнительного характера;
  • посещение жилья должника без его собственного согласия, но с разрешения судебного пристава;
  • наложение ареста на имущество;
  • осуществление розыска должника;
  • рассмотрение и анализ ходатайств и жалоб со сторон производства;
  • взыскание исполнительных сборов;
  • установление ограничений временного характера для должника;
  • проверка правильности исполнительных действий и т.д.

Таким образом, в обязанности лиц, осуществляющих исполнительное производство, входит по-настоящему большое количество функций.

Про исполнительный сбор

Что представляет собой исполнительный сбор? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 112 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с комментариями от 28.05.2017 года. Денежное взыскание, которое налагается на должника в случае неоднократных нарушений установленных судом правил, и есть взыскание исполнительного характера. Сборы от подобных взысканий поступают в бюджет федерации.

Размер исполнительного взыскания равняется семи процентам от суммы, которая подлежит взысканию. Однако сумма не должна быть меньше 1 тыс. рублей для физических лиц и 50 тыс. рублей для лиц юридических.

О защите прав участников производства

Глава 17 рассматриваемого нормативного акта закрепляет нормы защиты сторон производства. В статье 118 говорится про защиту прав взыскателя, если требования исполнительного документа были исполнены несвоевременно. Так, взыскатель вправе предъявлять лицам, что выплачивают должнику зарплату, стипендию или иные платежи, иски о взыскании денег с выплат.

В статье 119 говорится о возможности подавать ходатайства в суд в случае возникновения споров имущественного характера. То же самое касается и возмещения убытков. Можно оспаривать и действия судебных приставов. Все это должно осуществляться только в судебном порядке.

ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" с изменениями от 28 мая 2017 года

Какие изменения были внесены в рассматриваемый нормативный акт в 2017 году? Стоит выделить дополнение статьи 22, в которой говорится перерыве срока документа исполнительного характера. Пункт 3.1 гласит о периодах возобновления действия исполнительных документов.

Статья 70, закрепляющая нормы про обращение взыскания в денежную форму, была дополнена правилом о возвращении документа банком в установленные сроки. Статья 98 про обращение взыскания в зарплату была дополнена нормами о работодателе должника и его обязанностях при обращении взыскания в зарплату.

Исполнительное производство представляет собой комплекс процессуальных и смежных фактических действий, направленных на принудительное исполнение вступивших в силу судебных постановлений. Данная процедура является отдельным процессом гражданского судопроизводства. На территории Российской Федерации данная обязанность возлагается на Федеральную службу судебных приставов.

Для регулирования деятельности судебных приставов и процесса исполнительного производства в целом, был разработан проект закона 229 ФЗ, который затем вступил в официальную силу. Но что представляет собой рассматриваемый нормативный акт? Благодаря каким поправкам его основные положения являются актуальными в настоящее время? Поговорим об этом в статье.

Общие сведения

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 229 ФЗ был принят Госдумой на основании третьего слушания 14 сентября 2007 года. Одобрение Совета Федерации рассматриваемый нормативный акт получил 19 сентября того же года. Подписание регламента ФЗ 229 Президентом Российской Федерации осуществлено 2 октября 2007 года. В тот же день изучаемый документ был впервые официально опубликован, как действующий акт.

Также прочтите ФЗ о банкротстве. Подробности в :

Федеральный закон № 229 регламентирует условия и структуру исполнительного производства. В соответствии с нормативами статьи 2 изучаемого Федерального закона, задачами рассматриваемой процедуры являются следующие:

  • Исполнение судебных предписаний в целях установления справедливости и взыскания положенных по постановлению суда штрафов и пеней;
  • Исполнение обязательств по международным соглашениям.

Принципами исполнительского производства являются (ст. 4):

  • Правомерность действий уполномоченных приставов;
  • Своевременность действий;
  • Уважение и защита чести и достоинства как задолжника, так и взыскателя;
  • Обеспечение неприкосновенности имущества гражданина, необходимого для дальнейшего проживания в удовлетворительных условиях.

В соответствии с регламентом статьи 7 изучаемого нормативного акта, ответственными по исполнительным актам являются как физические, так и юридические лица.

Структура Федерального закона об исполнительном производстве

Изучаемый нормативный акт состоит из 19 глав, включающих в себя 130 статей. Структура рассматриваемого Федерального закона является следующей:

  1. Основные и вводные положения (ст. 1-11);
  2. Исполнительная документация (ст. 12-14);
  3. Определение сроков, установленных в производстве рассматриваемого типа (ст. 15-23);
  4. Система оповещений в исполнительном производстве (24-29);
  5. Алгоритм действий уполномоченных приставов от возбуждения производства до его окончания (ст. 30-47);
  6. Лица, участвующие в изучаемой процедуре (ст. 48-63);
  7. Принудительное исполнение, предпринимаемые меры (ст. 64-68);
  8. Взыскание личной собственности должника (ст. 69-88.1);
  9. Реализация собственности должника в порядке торгов (ст. 89-93);
  10. Меры, предпринимаемые в отношении задолжника юрлица (ст. 94-97);
  11. Меры, предпринимаемые в отношении должника гражданина (ст. 98-102);
  12. Взыскание штрафов за совершённые административные и уголовные преступления (ст. 103-104);
  13. Исполнение неимущественных требований (ст. 105-109);
  14. Очерёдность притязаний взыскивающих сторон (ст. 110-111);
  15. Ответственность за нарушение регламента рассматриваемого Федерального закона (ст. 112-115);
  16. Порядок распределения расходов по действиям исполнителя (ст. 116-117);
  17. Защита юридических прав взыскателя и других сторон исполнительного производства (ст. 118-121);
  18. Порядок и сроки обжалования действий исполнительных приставов (ст. 122-128);
  19. Итоговые положения (129-130).

ФЗ №102 с последними изменениями

Как и любой нормативный акт, Федеральный закон № 229 претерпевает процедуру регулярного внесения поправок в его текущий регламент. Необходимость данной процедуры заключается в стремительно меняющейся социально-экономической обстановке, характерной для современной России. Последние изменения в рассматриваемый нормативный акт вносились в 2017 году.

ФЗ 64 в новой редакции 2018 года читайте

Ознакомьтесь также с последними изменениями в Федеральном законе о государственной регистрации юр.лиц

Какие были внесены изменения?

Последним изменяющим документом в отношении Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229 ФЗ стал ФЗ 190 «О внесении изменений в статьи 65 и 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве»». Статья 1 ФЗ 190 привнесла следующие поправки:

  • В статью 65 - замена словосочетания «частью 4» «частью 3»;
  • В новой редакции статьи 67 устанавливается, что лицо, являющееся должником, не имеет права на выезд за пределы РФ, если сумма его долга превышает 10 000 рублей в случае задолженности по алиментам и 30 000 рублей - в иных случаях.

Вам будет интересно: ФЗ №103 в новой редакции. Ссылка

  • Ст. 9 - поправками от 30 ноября 2011 года введён пункт 4. Данная часть изучаемого Федерального закона гласит, что доходы студентов и пенсионеров, являющихся должниками, периодически проходят процедуру индексации. Данный процесс не обходится для того, чтобы данные граждане не остались без средств к существованию.
  • Ст. 23, последние изменения от 21 июля 2017 года. Обновлённый текст изучаемой статьи гласит, что если взыскивающая сторона пропускает срок подачи судебного приказа, она уполномочена обратиться в суд с заявлением о восстановлении легитимности данного документа, если иного не предусмотрено предшествующим судебным решением. Если судебным постановлением было определено, что пропущенный срок легитимности восстановлению не подлежит, значит взыскатель не обладает правом на рассматриваемое действие.

Важно помнить, что при несоблюдении предписаний уполномоченного исполнительного пристава, а так же препятствие его законной деятельности, влечёт за собой наказание административного или уголовного характера (ст. 6 ФЗ 229) .

Скачать ФЗ 229 в новой редакции

В целях наиболее глубокого изучения Федерального закона об исполнительном производстве рекомендуется ознакомиться с его актуальным текстом. Текст ФЗ 229 с последними поправками доступен по следующей

Закон об исполнительном производстве регулирует правовые отношения граждан РФ. ФЗ-229 предусматривает порядок возврата денежных средств должниками. Описываются меры исполнения судебных предписаний в принудительном порядке. В ФЗ-229 описаны сроки и методы обжалования решения судебной комиссии.

ФЗ 229 был принят 14 сентября 2007 года Государственной Думой РФ. Вступил в силу Закон 2 октября 2007 года. Последние поправки были внесены 28 мая 2017 года.

Закон об исполнительном производстве регламентирует порядок и условия выполнения актов судебного характера.

Задачи структур исполнительного производства:

  • выполнение в срок судебных решений;
  • своевременное исполнение актов должностных лиц;
  • исполнение документов, предусмотренных для защиты прав человека.

Принципы исполнительного производства:

  • законность;
  • выполнение вовремя приказных действий и применение мер принудительного осуществления;
  • уважение достоинства и чести человека;
  • неприкосновенность определенной доли имущества для проживания человека-должника и его семьи;
  • соотношение требований и мер принудительного исполнения.

Положениями ФЗ-229 предусмотрен порядок обжалования судебных решений. Жалоба о несогласии с вынесенным заключением подается в течение 10 дней после оглашения решения.

Скачать ФЗ 229

Закон об исполнительном производстве включает в себя 19 глав. Каждая из них содержит от 2-х и более статей. Закон был одобрен Советом Федерации.

Скачать ФЗ-229 об исполнительном производстве можно по .

Последние поправки, внесенные в ФЗ-229

Последние поправки в ФЗ-229 вносились 28 мая 2017 года. Были дополнены статьи 22, 47, 70 и 98 .

В 22 статью главы 3.1 ФЗ-229 было внесено дополнение. Оно гласит, что если приказной срок был отозван взыскателем или возвращен в силу своего неисполнения, то период отчисления начинается со дня возвращения.

В статью 47 часть 2 ФЗ-229 были внесены поправки относительно возврата документов для исполнения. Судебный пристав должен указать причину возврата, сроки исполнения и денежную сумму за частичное исполнение.

В статью 70 часть 10.1 ФЗ-229 было внесено дополнение, касающееся возврата приказного документа.

Изменениям в данной редакции не подвергалась.

Статья 2

Статья 2 ФЗ-229 описывает основные задачи приказного производства. Они регулируют своевременное исполнение судебных документов, регулируют права человека и защищают законные интересы гражданина РФ.

После осуществленных поправок в 2017 году, статья 2 редакции не подлежала.

Статья 4

Статья 4 ФЗ-229 регламентирует главные принципы органов исполнительного производства. В них входит неприкосновенность минимальной доли имущества для должника и его семьи. Законом предусматривается уважение к каждому гражданину РФ.

Статья 4 Федерального Закона 229 при последней редакции не была затронута.

Статья 6

Статьей 6 ФЗ-229 предусмотрено обязательное выполнение требований судебного пристава. В случае их неисполнения он вправе применить меры, предусмотренные Законом в отношении нарушителя.

Законодательством предусмотрено привлечение к ответственности лиц, не соблюдающих предписания судебных приставов.

После последней редакции Закона дополнений в статью 6 не было внесено.

Статья 7

В статье 7 ФЗ-229 перечисляются категории граждан, которые должны в обязательном порядке выполнять требования, указанные в судебных документах. Порядок исполнения прописан в Федеральном Законе. Банки и кредитные организации не относятся к органам принудительного исполнения.

Изменениям статья 7 не подлежала.

Статья 9

Исполнительный акт о взыскании денежных средств, не превышающих 25 тысяч рублей, отправляется организации или другому физическому/юридическому лицу взыскателем лично.

Исполнительный документ должен подкрепляться заявлением, в котором указывается:

  • ФИО взыскателя;
  • удостоверение личности взыскателя;
  • реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств;
  • идентификационный номер плательщика налогов и его наименование.

После последней редакции статья 9 ФЗ-229 изменениям не подлежала.

Статья 23

В статье 23 ФЗ-229 указан способ восстановления пропущенного срока исполнительного листа. Для восстановления сроков необходимо обратиться в суд, который выдал лист. Он восстановит их, если это предусмотрено Федеральным Законом.

Не подлежат восстановлению сроки, не указанные в Законе № 229.

После последней редакции поправки и дополнения в статью 23 не были внесены.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2011, № 30, ст. 4573; № 49, ст. 7067; 2013, № 14, ст. 1657; № 30, ст. 4039; 2014, № 11, ст. 1099; № 19, ст. 2331; 2015, № 10, ст. 1427; № 48, ст. 6706; 2016, № 1, ст. 45) следующие изменения:

1) в части 7 статьи 65 слова "частью 4" заменить словами "частью 3";

2) статью 67 изложить в следующей редакции:

"Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации

1. Судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований:
1) требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей;
2) требований неимущественного характера;
3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.

2. В случае неисполнения должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) превышает 10 000 рублей.

3. Если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи. На основании вступившего в законную силу судебного акта, устанавливающего для должника временное ограничение на выезд из Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем получения соответствующего судебного акта, выносит в порядке, предусмотренном настоящей статьей, постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

4. При вынесении постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в ходе исполнительного производства по исполнительному документу о взыскании денежных средств судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов поручает судебному приставу-исполнителю структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов снять данное ограничение при наличии информации об уплате задолженности по исполнительному документу в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

5. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

6. Экземпляр постановления, указанного в части 4 настоящей статьи, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, незамедлительно направляется судебному приставу-исполнителю структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов.

7. Судебный пристав-исполнитель, вынесший постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем исполнения требований исполнительного документа, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, или за днем возникновения иных оснований для снятия данного ограничения, выносит постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.

8. Судебный пристав-исполнитель структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов не позднее дня, следующего за днем размещения в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате задолженности по исполнительному документу, выносит в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью этого судебного пристава-исполнителя, постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, экземпляр которого незамедлительно направляет судебному приставу-исполнителю, вынесшему постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

9. Обмен информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации между судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов, судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, осуществляется в электронном виде в порядке и сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности. В целях обмена указанной информацией могут использоваться государственная система миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, и единая система межведомственного электронного взаимодействия.

10. Копии постановлений о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, о снятии данного ограничения направляются судебным приставом-исполнителем должнику не позднее дня, следующего за днем их вынесения.".

Статья 2

2. Временные ограничения на выезд из Российской Федерации, примененные к должникам в рамках исполнительного производства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, снимаются по правилам, установленным статьей 67 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции настоящего Федерального закона).

Президент Российской Федерации В. Путин

Поделиться: