Связь между правом и обязанностями. Как связаны права и обязанности гражданина: все, что надо знать

Согласно конституций и иных высших документов государств, большинство из них позиционируется как правовые. Это предусматривается актами международного права, соглашениями, а также принципами ООН. Самое важное в цивилизованном государстве - это права и обязанности его граждан, которые должны соблюдаться прежде всего. Их совокупность может быть различна в определенных странах, но общий принцип примерно одинаков. Так, права и обязанности гражданина Украины практически те же, что и у граждан большинства государств мира.

Как они связаны?

Между тем, права и обязанности неразлучны, а если говорить более точно, то обязанности всегда привязаны к правам. Посредством чего и как связаны права и В первую очередь, при помощи очень простого правила - наличие права порождает обязанность его соблюдения со стороны других лиц. Мое право выступает в роли обязанности другого человека. Я имею соответственно, обязанность других людей состоит в уважении и ненарушении этого права. Как связаны Подразумевается разумность использования прав. Аналогично мое право на жизнь порождает у меня обязанность распоряжаться ею разумно, в рамках закона и не нарушая прав и интересов других.

Зачем они связаны?

Само по себе право достаточно абстрактно и практически не устанавливает рамок для его ограничений, что может быть опасно для общества. Связь прав и обязанностей гражданина позволяет регулировать действия субъектов общества и государства таким образом, чтобы не было допущено нарушение чьих-либо прав. Более того, правовая система построена так, чтобы субъект с большим количеством прав обладал большим количеством обязанностей. Это создает единство прав и обязанностей граждан, их верную пропорцию, которая не позволяет властным субъектам злоупотреблять своими прерогативами. Каждое право будет сопровождается такой обязанностью, которая не позволяет нарушить чужие интересы. Используя знаменитую фразу, «чем больше силы, тем больше за нее ответственности». Так или иначе, но за каждое свое право мы несем определенную ответственность, даже за так называемые естественные права.

А что если бы…

Представьте себе государство, которое не знает, как связаны права и обязанности гражданина, более того, не стремится создать какую-либо связь. В этом случае абсолютно любое право становится безграничным: у меня есть право применять оружие самообороны, но нет обязанности пользоваться им только в крайних случаях. У меня есть право на жизнь, но отсутствует обязанность распоряжаться ею в рамках закона, на основании принципов уважения к другим членам общества. Такие примеры можно продолжать до бесконечности, но смысл будет один - отсутствие тесной связи между правами и обязанностями влечет рождение и засилие анархии в обществе. Страшно представить, что смогли бы делать властные субъекты, а уж тем более главы государств, не будь у них огромного количества обязанностей и перед своим народом, и перед другими властными органами, и даже перед другими государствами, мировым сообществом.

Основные права и обязанности

Если вспомнить историю, обратившись к древности или Средним векам, можно ясно увидеть последствия отсутствия всякой связи между правами и обязанностями. Рабы в рабовладельческом обществе должны были соблюдать целый ряд запретов, при этом на них возлагалось огромное количество обязанностей, тогда как у господ и правителей ситуация были прямо противоположной. Тогда никто не понимал, как связаны права и обязанности гражданина или, вообще, человека.

На данный момент перечень основных прав и обязанностей гражданина постоянно увеличивается. С появлением новых прав возникают новые обязанности. Основной перечень содержится в конституциях и иных высших актах государства, также основные права закреплены во множестве международных конвенций, соглашений.

Основополагающие естественные права - это право на жизнь, на свободу, на голос. Производными от них являются защиту и прочее. Но абсолютно все они порождают обязанности, соответственно, и данные также имеют свои «противовесы». Основные обязанности неразрывно связаны с правами и разумно распоряжаться своей свободой, и ограничивать себя в свободе слова, дабы не нанести вред другим людям или не оклеветать их. Право на защиту (безопасность) предполагает, например, обязанность по содержанию такой защиты и обеспечению такой безопасности прямо или косвенно, посредством налогов.

Человек – это не только социальная сторона, но еще и биологическая. Кроме этого, люди все время взаимодействуют между собой. Происходит это сотрудничество посредством разного рода институтов, которые ими же созданы. Одним таким институтом является право. Это явление носит специфический характер. Оно возникло в ходе поиска людьми самого лучшего метода контроля себя подобных. Как связаны права и обязанности граждан?

Суть правоотношений и какая взаимосвязь между правами и обязанностями граждан

Каждая страна осуществляется свои функции согласно своеобразной договоренности к своим гражданам. Государство выступает гарантом соблюдения и защиты прав своего населения. При этом граждане обязуются реализовать конкретные обязательства. Комплекс прав и обязательств и является определяющим фактором правового статуса гражданина. В России возможность применять свои права и исполнять обязательства в полной мере можно гражданам, достигшим 18 летнего возраста.

Субъективные права и юридические обязанности представляют собой неразрывную связь. При образовании субъективного права у одного человека неизбежно формируется юридическая обязанность у другого человека. По этой причине реализация права одной стороной правоотношения нуждается в непременном выполнении обязанностей остальной стороной этих же правовых отношений. Подробнее про конституционные вы можете почитать в статье.

На видео-как связаны права и обязанности граждан:

При предоставлении кому-либо субъективного права, законодательные нормы предполагает обеспечение другому человеку своим поведением его реализацию. Например, если нужно предоставить нетрудоспособным родителям получать от своих детей пособия. В этом случае обязанность возлагается на детей.

Право – это явление, которое образуется только в случае взаимоотношения в социуме. Только при постоянном сотрудничестве людей право постоянно меняется и усовершенствуется. Чтобы не допустить никаких ошибок и гарантированно осуществить свои обязательства, необходимо знать и постоянно пользоваться своими правами, ведь гарантом их защиты выступает непосредственно государство.

В России действует Конституция и законодательные документы, на основе которых регулируются все сферы жизнедеятельности. Также действуют акты международного права, соглашения, принципы ООН. Самыми главными в стране являются права и обязанности граждан, которые обязательны к соблюдению. В случае их нарушения предусмотрена ответственность.

Связь

Как связаны права и обязанности гражданина? Два понятия всегда используются вместе. Это связано с тем, что наличие права создает обязанность его выполнения другими лицами. Они есть у всех людей. У каждого человека есть право на жизнь, а другие обязаны уважать его и не нарушать.

Как связаны права и обязанности гражданина еще? Важна разумность их использования. Поскольку люди имеют право на жизнь, значит, у них есть обязанность распоряжаться ею разумно, в пределах законах, не ущемляя интересы других людей.

Зачем требуется связь?

Принципы этих понятий закреплены в законодательстве. Также там обозначено, как связаны права и обязанности гражданина. Обществознание позволяет обучить этим понятиям школьников. Связь этих терминов нужна для регулирования действий граждан и государства, чтобы не было ущемления прав.

Правовая система создана так, чтобы обеспечить комфортную жизнь людей. Если у субъекта много прав, то есть много и обязанностей. Это необходимо для того, чтобы не было злоупотребления органами власти своими полномочиями. В этом случае достигается справедливость.

Как связаны права и обязанности гражданина, можно понять на примере. Когда их нет, то в государстве царит анархия. Был бы беспредел властей и людей, ведь никакие законы не смогли бы бороться с этим. Жизнь в такой стране не может считаться комфортной, ведь полноценно развиваться человеку не получится.

Главные права

Чтобы понять, как связаны права и обязанности гражданина, необходимо обратиться в истории древности и средних веков. В то время не было соотношения этих понятий, из-за чего творился произвол. У рабов были только запреты, за невыполнение которых предусматривались жестокие наказания. А их хозяева имели практически одни права, что предоставляло им возможность творить различные дела, большинство из которых противоправные.

Раньше люди не знали, как эти понятия могут быть связаны. Сейчас же их перечень регулярно пополняется. Они включены в Конституцию, законодательные документы. Там обозначено, как связаны права и обязанности гражданина. Кратко можно сказать, что они необходимы для нормальной жизни людей.

У всех людей есть право на жизнь, свободу, голос. Также человек может получать образование, быть защищенным. От этого появляются обязанности. К ним относится разумное распоряжение свободой, ограничение в свободе слова, чтобы не обидеть других людей.

Обязанности

В законодательстве за невыполнение обязанностей предусмотрена ответственность. Человек должен платить налоги, которые расходуются на совершенствование инфраструктуры, социальные выплаты. Традиция обязательных сборов существует с древних времен.

Защита Отечества тоже ложится на плечи граждан. Для этого мужчины от 18 лет проходят службу в армии. Граждане должны охранять окружающую среду, иначе экологическая обстановка будет неблагоприятной, а это вредит людям.

За неисполнение прав и обязанностей гражданин подвергается санкциям. В зависимости от нарушения могут быть приняты разные меры. К ним относится выплата штрафа, лишение свободы, выполнение обязательных работ. Понимание и принятие ответственности за все позволяет обеспечить порядок в стране.

Вопросы и задания.

1. Что такое право и каковы его признаки?

Признаки права:

Право выражено в источниках – законах, указах и т. д.

Право возникает в процессе правотворческой деятельности. Законы, например, принимаются в парламенте страны.

За нарушение права всегда следует юридическая ответственность.

Право регулирует только конкретные поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.

Право не вечно. Оно создается людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.

2. Как связаны между собой права и обязанности в социальном статусе? Проиллюстрируйте эту связь на примере статуса школьника.

Право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством.

Обязанность – круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловны для выполнения.

Обязанности свидетельствую о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение людей определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестоко взаимосвязаны между собой, так что одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может. Если они существуют порознь, тогда социальная структура деформируется (статус раба в Древнем Риме – есть обязанности, но нет прав).

Во всех школах есть устав в котором прописаны права и обязанности учащихся. Например, ученик имеет право бесплатно пользоваться библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы. Но также у него есть и обязанность бережно относиться к имуществу школы.

3. Расскажите о реальных случаях, когда вам приходилось сталкиваться с правом и законом. Как можно охарактеризовать закон и право?

Согласно закону мы обязаны получить школьное образование. А право – это учиться в государственной или частной школе.

По конституции РФ человек имеет право жить в той части страны, которую выберет. Но по закону у него должна быть регистрация по месту проживания.

Право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством.

Закон - это общепринятая норма нравственного поведения, которая обязательна для исполнения. В человеческом обществе закон составляют высшие правительственные органы. Так же есть не установленные законы, принятые только в обществе людей, которые не наказуемы уголовно, но это уже не закон, это общественные нормы.

Получается, что закон может ограничивать права.

4. * Приведите примеры правовых норм, ограничивающих поведение человека. Что случилось, если бы право не ограничивало поведение людей? (Захотел – убил, взял чужую вещь, не заплатил за выполненную работу.)

Основное общее образование обязательно (ст. 43 Конституции РФ); каждый обязан беречь памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ). Уголовный кодекс РФ предусматривает наказания за различные преступления. Следовательно, данные действия запрещены для людей (убийство, кража).

Таким образом, правовые нормы регулируют поведение людей в обществе. Если право не будет вмешиваться в нашу жизнь, то наступит хаос и беспорядок.

5. Для чего человеку нужна правовая культура? Как вы думаете, она у вас есть?

Правовая культура личности составляет знание и понимание права, а также действия в соответствии с ними. Следовательно, правовая культура нужна человеку, чтобы знать, понимать право и действовать в соответствии с ним. Нужна для того, чтобы знать свои права и обязанность и иметь возможность защитить первые, если кто-то попытается их нарушить.

Да, у школьников есть правовая культура. Они все имеют представление о том что можно, а что нельзя делать, живя в обществе.

6. С какими отраслями права вы успели познакомиться? Дайте их краткую характеристику.

Отрасли права:

1. Конституционное право. В него включены нормы, устанавливающие государственное устройство нашей страны, правила деятельности органов власти и управления. Они указывают права и обязанности граждан.

2. Уголовное право. В нем объединены нормы, устанавливающие преступность поступков людей и меру наказания за них.

3. Административное право. Его составляют нормы, регулирующие отношения между органами власти, лицами, наделенными определенными полномочиями, и гражданами.

4. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право включает нормы, регулирующие порядок разрешения гражданских и уголовных дел.

5. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. В него включены нормы, определяющие порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок, защиты чести и достоинства и др.

6. Трудовое право устанавливает порядок отношений работодателей и работников в процессе труда и по поводу труда.

7. Семейное право регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе, в процессе семейной жизни.

7. * Можно ли утверждать, что одни отрасли права являются более важными, чем другие? Аргументируйте свою точку зрения.

Нельзя утверждать, что одни отрасли права важнее других. Эти нормы права появлялись в течении определенного времени как реакция на возникновение новых отношений в обществе. Данные отрасли права регламентируют разные стороны общественной жизни, защищая интересы взаимодействующих сторон. Поэтому нельзя говорить о приоритете одних над другими.

8. * Проанализируйте основные отличия системы права в демократическом и тоталитарном государстве.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) народ – источник власти и носитель суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально-юридическое равноправием граждан и их равная возможность участвовать в политической жизни страны;

3) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;

4) принятие важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политический плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласность действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Из этих принципов рождаются права людей в демократическом государстве, такте как равноправие, право на участие в политической жизни страны, право на жизнь, право на свободу совести, право на свободу слова, право на создание политических партий и другие.

В тоталитарном государстве все сферы жизни общества строго регламентируются. У людей больше обязанностей чем прав. Основные конституционные права отсутствуют, жесткая цензура, запрет на создания политических партий и оппозиции. Т. е. в таком государстве запрещено все, что в качестве прав существует в демократическом государстве.

?Проблема. Могут ли в государстве существовать права без обязанностей?

В государстве не могут существовать права без обязанностей. Обязанность предполагает ответственность. А иметь права и не нести никакой ответственности не получится, потому что человек живет в обществе. У всех людей равные права, однако использование только прав может привести к нарушению прав других людей. Обязанности свидетельствуют, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.

Практикум.

1. Поспорили два юриста. Один из них сказал, что право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право человека.

Другой возразил, отметив, что право означает то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве», - таково право гражданина.

Помогите им разрешить спор.

Оба юриста правы по-своему своих высказывания. В первом случае можно говорить о праве на жизнь, на медицинское обслуживание, равноправие среди людей, т. е. это всегда будет являться справедливым и добрым.

Однако, люди взаимодействуют друг с другом, живут в государстве. И для того, чтобы эта жизнь получилась, приходится идти на уступки ради общего блага. Например, право быть избранным. Побеждает тот, кого выбрало большинство. И есть меньшинство, которое не довольно результатами выборов. Однако ради общего блага меньшинству придется подстраиваться под сложившуюся ситуацию.

2. Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей отрасли права.

Вопросы и задания.

1. Что такое право и каковы его признаки?

Признаки права:

Право выражено в источниках – законах, указах и т. д.

Право возникает в процессе правотворческой деятельности. Законы, например, принимаются в парламенте страны.

За нарушение права всегда следует юридическая ответственность.

Право регулирует только конкретные поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.

Право не вечно. Оно создается людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.

2. Как связаны между собой права и обязанности в социальном статусе? Проиллюстрируйте эту связь на примере статуса школьника.

Право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством.

Обязанность – круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловны для выполнения.

Обязанности свидетельствую о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение людей определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестоко взаимосвязаны между собой, так что одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может. Если они существуют порознь, тогда социальная структура деформируется (статус раба в Древнем Риме – есть обязанности, но нет прав).

Во всех школах есть устав в котором прописаны права и обязанности учащихся. Например, ученик имеет право бесплатно пользоваться библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы. Но также у него есть и обязанность бережно относиться к имуществу школы.

3. Расскажите о реальных случаях, когда вам приходилось сталкиваться с правом и законом. Как можно охарактеризовать закон и право?

Согласно закону мы обязаны получить школьное образование. А право – это учиться в государственной или частной школе.

По конституции РФ человек имеет право жить в той части страны, которую выберет. Но по закону у него должна быть регистрация по месту проживания.

Право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством.

Закон - это общепринятая норма нравственного поведения, которая обязательна для исполнения. В человеческом обществе закон составляют высшие правительственные органы. Так же есть не установленные законы, принятые только в обществе людей, которые не наказуемы уголовно, но это уже не закон, это общественные нормы.

Получается, что закон может ограничивать права.

4. * Приведите примеры правовых норм, ограничивающих поведение человека. Что случилось, если бы право не ограничивало поведение людей? (Захотел – убил, взял чужую вещь, не заплатил за выполненную работу.)

Основное общее образование обязательно (ст. 43 Конституции РФ); каждый обязан беречь памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ). Уголовный кодекс РФ предусматривает наказания за различные преступления. Следовательно, данные действия запрещены для людей (убийство, кража).

Таким образом, правовые нормы регулируют поведение людей в обществе. Если право не будет вмешиваться в нашу жизнь, то наступит хаос и беспорядок.

5. Для чего человеку нужна правовая культура? Как вы думаете, она у вас есть?

Правовая культура личности составляет знание и понимание права, а также действия в соответствии с ними. Следовательно, правовая культура нужна человеку, чтобы знать, понимать право и действовать в соответствии с ним. Нужна для того, чтобы знать свои права и обязанность и иметь возможность защитить первые, если кто-то попытается их нарушить.

Да, у школьников есть правовая культура. Они все имеют представление о том что можно, а что нельзя делать, живя в обществе.

6. С какими отраслями права вы успели познакомиться? Дайте их краткую характеристику.

Отрасли права:

1. Конституционное право. В него включены нормы, устанавливающие государственное устройство нашей страны, правила деятельности органов власти и управления. Они указывают права и обязанности граждан.

2. Уголовное право. В нем объединены нормы, устанавливающие преступность поступков людей и меру наказания за них.

3. Административное право. Его составляют нормы, регулирующие отношения между органами власти, лицами, наделенными определенными полномочиями, и гражданами.

4. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право включает нормы, регулирующие порядок разрешения гражданских и уголовных дел.

5. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. В него включены нормы, определяющие порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок, защиты чести и достоинства и др.

6. Трудовое право устанавливает порядок отношений работодателей и работников в процессе труда и по поводу труда.

7. Семейное право регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе, в процессе семейной жизни.

7. * Можно ли утверждать, что одни отрасли права являются более важными, чем другие? Аргументируйте свою точку зрения.

Нельзя утверждать, что одни отрасли права важнее других. Эти нормы права появлялись в течении определенного времени как реакция на возникновение новых отношений в обществе. Данные отрасли права регламентируют разные стороны общественной жизни, защищая интересы взаимодействующих сторон. Поэтому нельзя говорить о приоритете одних над другими.

8. * Проанализируйте основные отличия системы права в демократическом и тоталитарном государстве.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) народ – источник власти и носитель суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально-юридическое равноправием граждан и их равная возможность участвовать в политической жизни страны;

3) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;

4) принятие важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политический плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласность действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Из этих принципов рождаются права людей в демократическом государстве, такте как равноправие, право на участие в политической жизни страны, право на жизнь, право на свободу совести, право на свободу слова, право на создание политических партий и другие.

В тоталитарном государстве все сферы жизни общества строго регламентируются. У людей больше обязанностей чем прав. Основные конституционные права отсутствуют, жесткая цензура, запрет на создания политических партий и оппозиции. Т. е. в таком государстве запрещено все, что в качестве прав существует в демократическом государстве.

?Проблема. Могут ли в государстве существовать права без обязанностей?

В государстве не могут существовать права без обязанностей. Обязанность предполагает ответственность. А иметь права и не нести никакой ответственности не получится, потому что человек живет в обществе. У всех людей равные права, однако использование только прав может привести к нарушению прав других людей. Обязанности свидетельствуют, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.

Практикум.

1. Поспорили два юриста. Один из них сказал, что право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право человека.

Другой возразил, отметив, что право означает то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве», - таково право гражданина.

Помогите им разрешить спор.

Оба юриста правы по-своему своих высказывания. В первом случае можно говорить о праве на жизнь, на медицинское обслуживание, равноправие среди людей, т. е. это всегда будет являться справедливым и добрым.

Однако, люди взаимодействуют друг с другом, живут в государстве. И для того, чтобы эта жизнь получилась, приходится идти на уступки ради общего блага. Например, право быть избранным. Побеждает тот, кого выбрало большинство. И есть меньшинство, которое не довольно результатами выборов. Однако ради общего блага меньшинству придется подстраиваться под сложившуюся ситуацию.

2. Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей отрасли права.

Поделиться: