Структурные схемы управления охраной труда. Организация охраны труда на предприятии

Проблемы охраны труда затрагивают многие стороны жизни и деятельности трудовых коллективов, организации производства и труда, организации управления производством, носит разносторонний многоплановый характер. Сложность состоит в том, что решение должно обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. Создание принципиально новой, безопасной и безвредной для человека техники и технологии требует системного, комплексного подхода к решению проблем охраны труда.

Отсутствие комплексного, системного подхода к решению проблем охраны труда, низкий уровень информационного обеспечения не позволяют осуществлять научно обоснованное планирование, определять наиболее важные и первостепенные направления профилактической работы. Это приводит к разработке большого количества малоэффективных мероприятий, к нерациональному распределению и расходованию средств, выделяемых на охрану труда.

Очевидно, что традиционные методы обеспечения безопасности труда, улучшения его условий не соответствуют современному уровню развития производства, являются малоэффективными. К наиболее существенным их недостаткам можно отнести: отсутствие системного подхода к организации охраны труда на производстве; низкий уровень информационного обеспечения задач охраны труда; отсутствие научно обоснованных методов контроля, анализа и комплексной оценки состояния охраны труда; несовершенство используемых критериев и методов морального и материального стимулирования за работу в области охраны труда; низкая эффективность профилактических мероприятий, нерациональное планирование и распределение средств на охрану труда.

Цели управления охраной труда. Охрана труда является сложной, многоаспектной системой, имеющей свои специфические цели, задачи и средства их достижения. Одним из важнейших принципов организации производства является создание безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственного процесса. Поэтому основной, главной целью управления охраной труда следует считать совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему "человек - машина - производственная среды" для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда. Управление охраной труда можно представить как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий - это оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач, составление программ, оперативное управление программами, оценка эффективности осуществления программ, стимулирование исполнителей. Принципиальную схему процесса управления охраной труда можно представить в виде схемы, изображенной на рис.


5. Функциональная схема СУОТ предприятия

В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдела охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от директора до рабочего. Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер по повышению уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда (СУОТ). В СУОТ, как и в любой другой системе управления, необходимо определять основные задачи и функции управления, четко представлять структуру информационных и управленческих связей, формы учетных и отчетных документов и т.д. На промышленных предприятиях к настоящему времени сложилась достаточно стройная система управления охраной труда, общая функциональная схема которой в общем виде представлена на рис. 6.2.

Сложный комплексный характер задач и функций управления в СУОТ обусловливает то обстоятельство, что при общем единстве содержания задач и функций управления на отдельных предприятиях имеются существенные различия в методах и средствах их реализации, в построении информационных и управленческих связей, в формах учета, анализа и контроля, методах планирования и т.д. При этом основной целью управления охраной труда на предприятии остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека.

Нормативно-правовой основой системы управления охраной труда являются государственные законодательные акты, ГОСТы "Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), межотраслевые и отраслевые нормы и правила безопасности и производственной санитарии" и др.

В представленной на рис. 6.2 функциональной схеме СУОТ предприятия сформулированы в общем виде основные задачи, решаемые в сфере охраны труда и направленные на достижение конечной цели создания безопасных и безвредных условий труда в цехах, на участках и рабочих местах. Однако каждая из указанных задач представляет собой сложную многофакторную и многокритериальную проблему, к решению которой должен привлекаться большой круг руководящих работников и исполнителей.

Вопросы организации охраны труда на предприятии являются очень важными для реализации трудового законодательства непосредственно на рабочих местах. От того, насколько правильно организована эта служба, будет зависеть её эффективное функционирование.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако не так уж просто бывает работодателям разобраться во всех тонкостях законодательства в области ОТ и организовать её на своём предприятии. О том, что же эта служба собой представляет, какова её структура, и как её создать с нуля, поговорим далее.

Понятие

Более общее представление о том, как нужно вводить в действие службу ОТ, представлено также в Трудовом Кодексе РФ.

В частности, десятый раздел под названием «Охрана труда» содержит главу 35, которая называется «Организация охраны труда». В статье 217 обозначены обязанности каждого руководителя организации, численность личного состава которой более 50 человек, иметь в своём штате отдел, бюро или одного инженера (специалиста) по ОТ.

Насколько многочисленной будет служба ОТ, будет ли это целый отдел или один специалист, будет зависеть от численности работников предприятия, специфики производства и наличия или отсутствия вредных факторов и профессиональных рисков.

Государственное регулирование

Сфера охраны труда граждан является одной из самых важных в трудовых взаимоотношениях, поэтому государство её чётко регулирует с помощью своих органов власти.

Иерархию государственного регулирования можно представить таким рисунком:

Государственное регулирование охраной труда находится в ведении Правительства страны. А оно, между тем, поручает федеральным органам исполнительной власти осуществление контроля в отдельных её сегментах.

Например:

  • Министерство здравоохранения и социального развития вырабатывает государственную политику и выпускает нормативно-правовые акты;
  • Федеральная инспекция труда функционирует как орган государственного контроля и надзора и расследует происшествия;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека предпринимает санитарно-гигиенические мероприятия.

А также можно выделить Государственную противопожарную службу, которая входит в состав МЧС. Она инспектирует противопожарную безопасность, которая должна присутствовать на любом предприятия независимо от количества персонала и наличия профессиональных рисков.

Общественный контроль

Наряду с государственным контролем деятельности служб ОТ существует ещё и общественный контроль.

Как гласит Трудовой Кодекс РФ, этот контроль могут осуществлять:

  • профсоюзы;

Профкомы для осуществления функций контроля могут создавать специальные инспекции труда технического или правового характера.

В права профкомов входит проведение независимых экспертиз условий труда, принятие участия в расследовании несчастных случаев и защита прав и интересов своих членов в вопросах возмещения вреда их здоровью.

Уполномоченные лица избираются на общих собраниях коллектива организации на срок не менее двух лет.

Обычно необходимость их назначения возникает, если у работников нет профсоюзной организации.

Избранного уполномоченного работодатель обязан обучить за счёт собственных средств и предоставить ему определённое время в течение рабочей смены для осуществления своей деятельности.

Кроме контроля над охраной труда, уполномоченные могут представлять интересы рабочих при рассмотрении трудовых споров и давать консультации по вопросам защиты их прав.

Комитет по ОТ является совещательным органом общественного контроля и состоит из представителей работников и представителей работодателя.

Все его члены проходят обучение в области ОТ по расширенной программе за счёт средств работодателя.

Одной из главных миссий комитета является разработка плана совместных мероприятий работодателя и профкома по обеспечению требований ОТ и предупреждению производственного травматизма.

Организация охраны труда на предприятии

Выбор политики организации в области ОТ

Прежде всего, на предприятии необходимо разработать политику в области ОТ.

Она представляет собой локальный нормативный акт, излагающий главные принципы и цели организации в области ОТ:

  • обеспечение безопасности работы и охраны здоровья её исполнителей;
  • обеспечение соблюдения законов, нормативных актов по ОТ и ;
  • привлечение работников и их представителей к активному участию в системе управления ОТ.

К выбранной политике организации в области ОТ предъявляют ряд требований:

  • Она должна соответствовать численности предприятия, специфике производства и масштабам риска.
  • Она должна быть лаконичной, с чёткими формулировками, излагаться понятным языком, иметь дату создания, подписываться работодателем.
  • Быть в свободном доступе для каждого сотрудника.

Политика должна обновляться в случае изменения условий труда.

Стоит упомянуть также, что у работодателя есть возможность применить , то есть воспользоваться услугами сторонних фирм данной специализации.

Структура

В структуре организации лучше всего выделять службу ОТ в отдельное подразделение.

Число работников этого подразделения напрямую будет зависеть от количества сотрудников всего предприятия, а именно:

  • Если их менее 50 человек – допускается возложение обязанностей на одного из работников административного звена.
  • Больше 50 человек – необходимо выделить освобождённую единицу для инженера по ОТ.
  • От 50 до 700 человек, не занятых на тяжёлых и вредных работах – один специалист ОТ.
  • Больше 700 человек – организуется бюро ОТ (3-5 работников) или отдел (более 6 человек).

Органы управления

Органы управления ОТ на предприятии могут быть представлены соответствующей схемой:

Таким образом, видим следующее:

  • Главная функция управления системой ОТ находится в компетенции руководителя. С помощью приказов, распоряжений, планов мероприятий он реализует свои управленческие решения.
  • Организационно-методический орган - это отдел ОТ. Он разрабатывает проекты управленческих решений, контролирует их исполнение, а также взаимодействует с комитетом ОТ, профсоюзом и медсанчастью.
  • Информационный орган это ИВЦ (информационно-вычислительный центр) . Он накапливает, обрабатывает, анализирует и ведёт учёт информации о существующих условиях труда, эффективности работы службы и динамике травматизма и несчастных случаев.
  • Объект управления – это работа всех служб и отделов организации по внедрению безопасных условий труда на местах, в цехах, на предприятии.

Документы

Необходимой документацией по ОТ на предприятии являются:

  • в организации;
  • перечень вредных факторов, производственных рисков и опасностей в работе;
  • инструкции по ОТ рабочих мест или должностей;
  • разных , несчастных случаев, выдачи СИЗ.

Документация по ОТ должна быть:

  • доступна для любого сотрудника;
  • изложена в понятной форме;
  • актуальной, то есть обновляться в случае необходимости.

Оформляться эти документы должны в соответствии с правилами делопроизводства и храниться в течение установленных сроков.

Обучение

В соответствии с Постановлением Министерства труда и Министерства образования России № 1/29 от 13.01.2003 г. все работники службы ОТ, руководитель и члены комиссий должны проходить обучение в аккредитованных учебных учреждениях, проверку знаний требований ОТ и периодическое повышение квалификации.

Все остальные сотрудники тоже должны обучаться требованиям ОТ, но уже в самой организации по специально разработанным программам инструктажей с последующей и аттестацией.

Особенности создания с нуля

Начинать создание службы ОТ следует с составления плана необходимых мероприятий, который должен включать в себя:

  • Выборку действующих нормативных актов, правил, стандартов, отраслевых требований и программ по ОТ в аналогичных производствах.
  • Составление перечня вредных факторов, производственных рисков, опасностей рабочей среды.
  • Разработать меры защиты, составить список необходимых СИЗ, определить безопасные приёмы работы.
  • Для мониторинга состояния здоровья сотрудников направить на медосмотр.

После этого можно приступать к разработке и утверждению внутренних актов предприятия и созданию службы.

Контроль

Ответственные лица

Как правило, на предприятии осуществляется за соблюдением требований ОТ административно-общественного характера.

Его ответственные лица на каждой ступени:

  • 1 ступень: начальник структурного подразделения ежедневно осуществляет контроль на рабочих местах;
  • 2 ступень: члены комиссия по ОТ осуществляют еженедельный мониторинг на участках производства, закреплённых за ними;
  • 3 ступень: руководитель предприятия во главе комиссии по ОТ на ежемесячных заседаниях заслушивает доклады, получает данные мониторинга, на основании которых принимает соответствующие решения.

Ответственность за невыполнение установленных требований

В Трудовом Кодексе установлены следующие виды ответственности за нарушение требований ОТ:

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Таким образом, система управления охраной труда, структура и численность её службы будет напрямую зависеть от численности штата предприятия и масштабов производственного риска.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Министерство- отрасль (руководство, отдел охраны труда, научно-технический отдел);

Объединения - комбинаты (руководство, отдел охраны труда, научно-технический отдел);

Производственные предприятия, организации, (руководство, отдел или служба охраны труда, научно- производственный отдел);

Цеха, участки (руководство, инженер по охране труда, специалисты);

Рабочее место (исполнители-руководители линейных служб, работники).

Схема структурно-функциональной системы управления охраной труда

Таблица 1.4.1.

Министерство

Объединение

(комбинат)

Руководитель, отдел охраны труда, научно-технический отдел

Строительные

управления

Руководитель, отдел охраны труда, научно-производственный отдел

Строительный

Руководство, инженер по охране труда

(участок цеха) и рабочее место

Исполнители-руководители служб, работники

Функции и методы управления – это комплекс взаимосвязанных видов деятельности осуществляемых администрацией, инженерно-техническими работниками и общественными организациями, которые, опираясь на функциональные обязанности, отвечают на вопросы: кто, что и как должен работать в системе управления.

СУОТ предусматривает обеспечение выполнения следующих функций управления:

а) планирование работы по охране труда;

б) организацию и координацию работ в области охраны труда;

в) анализ и учет показателей состояния охраны труда;

г) контроль за состоянием охраны труда и функционирования системы управления охраны труда;

д) оценка состояния охраны труда;

е) стимулирование работы по охране труда.

Планирование работы по охране труда подразделяется на: перспективное (5-10 лет), текущее (год), оперативное (месяц, квартал).

К перспективному планированию относятся: комплексные планы улучшения условий по охране труда; планы внедрения стандартов безопасности труда и организационно-технические мероприятия по их внедрению.

Комплексные планы улучшения условий охраны труда являются основными документами, определяющими показатели, перечень, объемы и сроки проведения работ по созданию безопасных и здоровых условий труда.

К текущему планированию относятся: соглашение по охране труда, приложение к коллективному договору; план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и профилактике производственного травматизма; план изучения и распространения передового опыта по охране труда.

К оперативному планированию относятся: оперативные планы работы по охране труда организации (предприятия); планы работы структурных подразделений, главных специалистов, в том числе службы охраны труда; планы работы кабинета охраны труда. Оперативные планы работы по охране труда организации (треста, объединения) составляются ежеквартально на основании предложений всех структурных подразделений и в соответствии с их функциональными обязанностями.

В качестве исходных данных для составления оперативного плана используется план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и профилактики производственного травматизма, анализ несчастных случаев, и Госпромгорнадзора, результаты проверок структурных подразделений, указания вышестоящих органов. Оперативные планы утверждаются первым руководителем организации, треста, объединения, выполнение этих планов рассматривается на совещаниях при проведении оперативного контроля III-IV ступени. Контроль по выполнению планов возлагается на службу охраны труда. Одним из элементов системы государственного управления охраной труда является обучение и проверка знаний. «Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда и перечня работ с повышенной опасностью» устанавливает обучение и проверку знаний в учебных заведениях и на всех предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и видов их деятельности . В предлагаемой системе обучения населением Украины можно выделить три основных направления (рис.1.4.1.)

А. Изучение основ охраны труда в общеобразовательных школах.

В общеобразовательных школах изучается специальный курс «Охрана жизни и здоровья детей». Ответственность за выполнение программ, использование в полном объеме учебного времени, качество обучения вопросам охраны труда несут руководители учебно-воспитательных заведений. Обучение студентов и учащихся вопросами охраны труда проводится на предприятиях, где они проходят практику.

Б. Изучение охраны труда и безопасности в жизнедеятельности в вузах.

Подготовка специалистов и изучение дисциплин „Безопасность жизнедеятельности” и „Охрана труда” осуществляется:

- „Безопасность жизнедеятельности” изучается во всех высших учебных заведениях Министерства образования на 1 или 2 курсе (общим объемом 54 часа), итоговый контроль - зачет;

- „Основы охраны труда” изучаются во всех высших учебных заведениях Министерства образования при подготовке специалистов квалификационного уровня «молодой специалист» и «бакалавр» на 3 или 4 курсе общим объемом не менее 54 часов; в других вузах, в том числе и педагогических – не менее 27 часов, итоговый контроль - экзамен.

- „Охрана труда в отрасли” изучается студентами во всех высших учебных заведениях министерства образования третьего и четвертого уровней аккредитации, на пятом курсе, при подготовке специалистов квалификационного уровня «специалист», «магистр» общим объемом не менее 27 часов. „Охрана труда в отрасли” дополнительно изучается в курсах профилирующих дисциплин.

В. Изучение основ охраны труда работниками при приеме на работу, переподготовке и аттестации должностных лиц. Учебные программы для обучения работников вопросам охраны труда должны содержать как теоретическую, так и практическую (производственную) часть. Теоретическую часть учебной дисциплины «Охрана труда» предусматривается изучать не менее 20 часов. Для проверки знаний рабочих по вопросам охраны труда приказом руководителя предприятия создается постоянно действующая комиссия. Председателем комиссии могут быть назначены заместители руководителя предприятия, руководители и заместители руководителей структурных подразделений. В состав комиссии входят специалисты охраны труда, энергомеханической, технической, юридической служб и представитель профсоюза. Согласно статье 18 Законодательства , работники во время приема на работу и в процессе работы обязаны проходить за счет работодателя инструктаж и обучение по вопросам охраны труда, с изучением первой медицинской помощи потерпевшему в результате несчастного случая и правил поведения в случае возникновения аварии. Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где есть необходимость в профессиональном подборе, обязаны каждый год проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответственно нормативно-правовым актам по охране труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда и техники безопасности осуществляется Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Структуру системы управления охраной труда и техникой безопасности в России можно представить следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1

Система государственного управления охраной труда

Под-сис-темы

Органы власти, образующие подсистему

Функции органов власти

Государственная межотраслевая

Министерство труда и социального развития РФ

На федеральном уровне в области условий и охраны труда:

  • · осуществление государственного управления охраной труда и техникой безопасности, координация работы федеральных органов исполнительной власти в этой области;
  • · разработка федеральных программ улучшения условий и охраны труда;
  • · представление в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;
  • · разработка межотраслевых правил и организационно-методических документов по охране труда и технике безопасности;
  • · разработка предложений по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • · организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организация выборочной экспертизы соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда, техники безопасности;
  • · работы по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
  • · аттестация рабочих мест, а также организация и проведение во взаимодействии с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификации работ по охране труда и технике безопасности в организациях;
  • · разработка предложений по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;
  • · разработка предложений о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • · представление по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;
  • · организация обучения и проверки знаний работников в области условий труда, охраны труда и техники безопасности;

Межведомственная комиссия по охране труда

Основная задача - координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

Функциональная

Министерство экономического развития и торговли РФ

Методическое руководство и координация работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда

Министерство финансов РФ

Участие в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечение их финансирования

Министерство здравоохранения РФ

Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разработка и утверждение санитарных правил, норм, гигиенических нормативов в области охраны труда

Министерство промышленности, науки и технологий РФ

Участие в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда

Министерство образования РФ

Организация обучения по охране труда в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Другие федеральные министерства и ведомства

Функциональное участие в реализации государственных функций по управлению охраной труда и техникой безопасностиы

Отраслевая

Отраслевые ведомства при поддержке Министерства труда

  • · участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • · разработка и утверждение отраслевых нормативных правовых актов об охране труда; участие в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
  • · определение совместно с отраслевыми профсоюзами круга производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска;
  • · участие в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;

Отраслевая

  • · организация на предприятиях отрасли или определенной сферы деятельности обучения и проверки знаний требований охраны труда и техники безопасности работников, в т. ч. руководителей;
  • · изучение состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, ежегодное информирование Министерства труда РФ о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, внесение предложений по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;
  • · определение тематики исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разработка пакета заказов по данной тематике для отраслевых научно- исследовательских организаций
  • · участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организация работы отраслевых комиссий по охране труда;
  • · обеспечение взаимодействия по вопросам охраны труда в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей;

В организациях обязанности по обеспечению техники безопасности и охраны труда возлагаются на работодателя. В РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и техники безопасности, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 12.

Служба охраны труда в организации - основное звено в системе управления охраной труда. От ее деятельности, в первую очередь, зависит уровень организаторской работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение всех работников безопасным приемам и методам работы, обращению с машинами и механизмами, знание санитарно-гигиенических и противопожарных правил и т.п. Этим целям служит инструктаж по охране труда и технике безопасности. Федеральным Законом от 17 июля 1999 г. предусмотрено, что все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и технике безопасности и проверку знаний требований охраны труда и техники безопасности в порядке, определенном Правительством РФ. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию или учебному заведению возлагается на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения.

1.1. Цели управления охраной труда на предприятии

Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему “человек - машина - производственная среда” для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда. Управление охраной труда можно представить как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий – это оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач.

Одним из важнейших принципов организации производства является создание безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственного процесса. Поэтому основной, главной целью управления охраной труда следует считать совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Основной целью управления охраной труда на предприятии остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека.

Каждая из указанных задач представляет собой сложную многофакторную и многокритериальную проблему.

Рис.15. Функциональная схема СУОТ предприятия

1.2. Принципиальная схема управления охраной труда на предприятии


Рис.16. Принципиальная схема управления охраной труда на предприятии

Глава 2. Основные задачи управления охраной труда

2.1. Задачи, функции и объекты управления охраной труда

Основными задачами службы охраны труда являются:


  1. Организация и координация работы по охране труда на предприятии.

  2. Контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия.

  3. Совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.

  4. Консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
Для выполнения поставленных задач рекомендуется на службу охраны труда возложить следующие функции:

  1. Выявление опасных производственных факторов на рабочих местах.

  2. Проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

  3. Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных производственных факторов , аттестации и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

  4. Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов.

  5. Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

  6. Проведение проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-гигиенических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.

  7. Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.

  8. Участие в составление раздела “Охрана труда” коллективного договора, соглашения по охране труда предприятия.

  9. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, по приемке их ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования.

  10. Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятия) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

  11. Оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия безопасности труда.

  12. Разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами , прибывшими на производственное обучение или практику.

  13. Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия.

  14. Организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, а также оказание им методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов.

  15. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.

  16. Осуществление контроля за:

  • соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

  • правильным применением средств индивидуальной защиты;

  • соблюдением “Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве”;

  • выполнением мероприятий раздела “Охрана труда” коллективного договора, соглашения по охране труда, по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из акта Н-1), предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;

  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

  • соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;

  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

  • состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

  • своевременным и качественным проведением обучения , проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда;

  • организацией хранения, выдачи, стирки, механической и химической чистки, сушки, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

  • правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.

  1. Доведение до сведения работников предприятия вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

  2. Организация хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных производственных факторов, материалов аттестации и сертификации рабочих мест и др.).
Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы охраны труда должны быть предоставлены следующие права:

  1. В любое время суток беспрепятственно осматривать производственные и бытовые помещения предприятия, знакомиться с документами по вопросам охраны труда.

  2. Проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

  3. Запрещать эксплуатацию машин, оборудования и производство работ в цехах, на участках, рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя (руководителя подразделения или его заместителя).

  4. Привлекать по согласованию с работодателем и руководителями подразделений предприятия соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда.

  5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда.

  6. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила , нормы и инструкции по охране труда.

  7. Представлять работодателю, руководителям подразделений предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и нормативных правовых актов об охране труда.

  8. Представительствовать по поручению руководства предприятия в совещаниях по охране труда.
Между работниками службы охраны труда должны быть четко распределены обязанности и закреплены участки работ.

В целях координации и более эффективной деятельности работников службы охраны труда составляется общий годовой план работы.

Для более качественного планирования работ, службой охраны труда составляется Перечень работ, проводимых в течение года с указанием их периодичности.
Объекты управления охраной труда
Как видно из функциональной схемы управления труда на предприятии, в качестве общего объекта управления в СУОТ принята “Деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасности и безвредных условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом”.

Важным является полное соответствие определяемого объекта управления решаемой задаче управления любого уровня.

Точное представление объекта управления, как деятельности различных служб и подразделений, позволяют составить матрицу решения задачи управления соответствующим службам и должностным лицам, объем и содержание их деятельности по реализации задач управления, устанавливают последовательность и периодичность действий, отчетность и ответственность. В конечном итоге это определит полноту и четкость составления нормативных документов, определяющих структуру и организацию решения конкретной задачи управления охраной труда на предприятии.

2.2. Информация в управлении охраной труда

Всю информацию, необходимую для управления охраной труда, можно условно разделить на нормативную и осведомляющую.

Нормативная информация содержит сведения, характеризующие требуемое состояние объектов управления. Осведомляющая информация характеризует действительное, конкретное на данный отрезок времени состояние объектов управления. Нормативная информация относительно устойчива , поскольку объекты управления, их параметры и нормы, которым должны удовлетворить эти параметры, для системы охраны труда в течение относительно длительного периода времени неизменны. Осведомляющая информация, отражающая быстро изменяющуюся действительность конкретного производственного процесса, постоянно меняется.

К нормативной информации по охране труда относятся, прежде всего, нормы права, устанавливаемые государством или, по его поручению, соответствующими органами и организациями, направленные на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Все нормы, которые определяют требования по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний на производстве, в совокупности образуют один из разделов трудового права – раздел охраны труда.

Все нормы охраны труда можно разделить условно на две группы:


  1. Технические нормы, определяющие взаимоотношение человека с орудиями и предметами труда. Эти нормы являются наиболее точными и однозначными.

  2. Правовые нормы, которые регламентируют действия и поведение людей.
Правовые нормы, в отличие от технических, являются более абстрактными, поскольку излишняя конкретизация поведения работающих, в особенности руководителей, сковывала бы их инициативу и лишала бы свободы действия там, где нет необходимости.

Во многих случаях нормативные документы государственного и отраслевого уровня в области охраны труда не указывают способ реализации содержащихся в них норм, не учитывают технологии деятельности по осуществлению принятых решений, а зачастую определяют только границы деятельности. Поэтому, исходя их конкретных условий , применительно к конкретным событиям, фактам и случаям на предприятиях разрабатываются индивидуальные нормативно-правовые документы в форме приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Таким образом, перечисленные выше нормативно-правовые документы, их содержание, сформулированные в них нормы и правила, конкретные значения нормативных параметров и другое составляют основу нормативной информации, обязательной для использования в процессе управления охраной труда на любом предприятии.

К осведомляющей информации по охране труда относится информация, качественно и количественно характеризующая факторы, обеспечивающие безопасность, и дающая возможность определить степень соответствия этих факторов нормативам. Осведомляющая информация сигнализирует о необходимости управляющих воздействий, корректирующих имеющиеся отношения.

К осведомляющей информации предъявляются определенные требования. Она должна быть:


  1. Оптимальной, т.е. содержать минимальное количество показателей, дающих возможность максимально характеризовать данный фактор, чтобы принять эффективное решение.

  2. Своевременной, т.е. должна поступать в тот момент, когда эта информация необходима.

  3. Достоверной, т.е. соответствовать объектам, процессам, системам фактам, которые отражает.

  4. Ценной, т.е. содержать сведения, уменьшающие степень неопределенности наших знаний об объекте управления.

  5. Простой и ясной для того, чтобы ею можно было пользоваться без каких-либо дополнительных преобразований.

  6. Меняемой, по возможности, в одних и тех же с нормативной информацией единицах.
Эта система включает в себя перечень и виды информации, характеризующие состояние охраны труда, источники и объем информации, периодичность сбора и представления , перечень лиц, которые обязаны собрать информацию, методы сбора, хранения, обработки и выдачи осведомляющей информации используются ЭВМ информационно-вычислительного центра предприятия.

К информации, качественно и количественно характеризующей состояние охраны труда, относятся:


  1. Санитарно-техническое состояние условий труда на рабочих местах, участках и в цехах.

  2. Сведения о состоянии производственного травматизма, заболеваемости и состоянии санитарно-бытового обслуживания;

  3. Уровни механизации и автоматизации.

  4. Состояние оборудования, зданий и сооружений.

  5. Данные об организации труда, режимов труда и отдыха.

  6. Состояние трудовой и производственной дисциплины.

  7. Уровни квалификации производственного персонала.
Четкая организация информационного обеспечения управления охраной труда на предприятии, применение современных математических методов и технических средств обработки информации во многом определяют эффективность функционирования всей системы управления охраной труда.
Поделиться: