Сообщение на тему как люди научились писать. История возникновения письменности

Во все времена человечество нуждалось в фиксации своих знаний: впечатлений, опыта и истории. Первоначально для этой цели служили рисунки, самые древние из которых называют наскальной живописью. Со временем зарисовки упрощались и обретали все большую условность. Большие объемы информации зарисовывать со всеми деталями было очень долго, поэтому реалистичные изображения постепенно заменялись символами.

Пиктографическая письменность

Свое начало письменность нашла в пиктографии. Пиктограмма является наглядным схематическим изображением предметов и явлений. Позже к ним добавились своего рода условные обозначения, например луна, всегда стала изображаться в виде круга с точкой, а вода, как волнистая линия.

Такой способ записи впервые был применен шумерами около 3200 года до н.э. Они использовали клинопись, нанося пиктограммы тростниковыми перьями на сырые глиняные плитки. Позже вся их письменность представляла собой только символы и знаки. Клинопись Месопотамии также переняли цивилизации вавилонян, ассирийцев и персов.

Иероглифическая письменность

Этот вид письменности стал следующим важным этапом в ее развитии. Иероглифами называли знаки, которые изображали не только предметы, но и звуки. Такой метод фиксации информации зародился в Древнем Египте в 3100 году до н.э.

Позднее иероглифы появились в восточных цивилизациях, например, Корее, Японии и Китае. В этих странах с помощью иероглифов можно было выразить практически любые размышления. Единственный минус такого письма заключался в том, что нужно было выучить больше тысячи символов. Этот фактор значительно снижал степень распространенности грамотности среди обычного населения.

Первый алфавит

Большинство лингвистов сходится на том, что первым полноценным алфавитом можно назвать финикийский. В нем было 22 буквы, обозначающие только согласные звуки. Символы были заимствованы из греческой письменности, претерпев небольшие изменения. Жители Ханаанского государства, финикийцы, писали чернилами справа налево на глиняных табличках. Первые черепки с их записями датируются XIII в. до н.э. Правда, сохранилось их немного, лучше всего ученым удалось разобрать надписи, оставленные на камнях, например, надгробиях.

Новый алфавит быстро получил распространение благодаря тому, что Финикия лежала на пересечении многих торговых путей. На его основе были сформированы арамейские, древнееврейские, арабские и греческие буквы.

Теперь вы знаете, как и когда люди научились писать. Делитесь этими интересными фактами с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк!

Сообщение на тему:

«КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ПИСАТЬ».

Выполнил

Ученик 4-Г класса

МБОУ «СОШ№24»

Г. Симферополь, 2016 г.

Умение писать в настоящее время настолько распространено и доступно, что миллионы людей могут при помощи письма объясняться друг с другом почти так же свободно, как и при помощи живого слова. Теперь, живя даже на различных концах земного шара, на расстоянии нескольких тысяч километров, люди не лишены возможности переговариваться и передавать друг другу свои мысли, рассказывать о своих впечатлениях, желаниях, уведомлять о различных событиях, слухах и т. п.

По прошествии целых столетий, люди могут прочесть написанное, прочесть слово в слово так, как оно было составлено впервые, без всяких изменений, дополнений и сокращений. Благодаря письму, сказанное и сделанное человеком может остаться неискаженным, не забудется. Правнук может узнать слово в слово то, что говорил или писал когда-то его прадед.

Но кто же был первым, который открыл, изобрел это мудрое и важное для человека искусство и научил ему других людей?

Было время, когда люди вовсе писать не умели. Да и нужды в этом никакой не было. Не было тогда ни городов, ни сел, ни деревень, ни каменных палат, ни даже хижин, не было у людей ни одежды, ни хороших орудий, не знали они ни наук, ни художеств, не возделывали ни садов, ни огородов, ни полей. Жили небольшими семьями, отбиваясь от хищных зверей и, рыская по лесу, гонялись за дичью, собирали съедобные плоды и коренья. Все, что нужно было сообщить друг другу, можно было сообщить лично, словесно. Но

постепенно люди размножились до того, что стали жить уже не малыми семьями и кучками, а целыми родами и племенами. Тогда появились заботы и дела, касавшиеся целых племен, так называемые общественные заботы: приходилось обороняться сообща от хищнических набегов соседних племен, то самим предпринимать сообща подобные же набеги, то переселяться на более удобные и безопасные места. Вместе с появлением и развитием общественных дел все более увеличивалась нужда в более частых общениях, - и вот явилась потребность в условных знаках.

Так, некоторые отдельные дикие племена объявляя друг другу войну, пересылали топор, или секиру, или другое оружие, употребляемое ими в битвах, так как один уже вид такого оружия напоминает им войну. Иногда они окрашивали оружие еще в красный цвет, чтобы изобразить кровь.

У некоторых дикарей при мирных совещаниях, договорах - выкуривали

трубку, передаваемую из рук в руки. Поэтому, предлагая союз, мир или дружбу, они пересылают друг другу трубку.

Однако, одними подобными знаками люди довольствоваться не могли; случалось, что они не всегда хорошо понимали друг друга. Случалось, что

предводители разных племен принуждены были сообщать друг другу какие-нибудь распоряжения и, боясь их доверить памяти посланных, прибегали к каким-либо знакам, заранее условившись в их значении.

Так, у некоторых отдельных племен северо – американских дикарей существовал особый пояс, при помощи которого они сообщали друг другу разные желания, условия и требования. Пояс этот состоял из нескольких ремешков, на которые были нанизаны пуговки разной величины и формы. Пуговки эти вырезались из раковин особого вида. Раковины эти были разных цветов: белые, черные, коричневые, лиловые. Цвет,

форма и число таких пуговиц выражали собой разные требования, условия и события. Так, черные повествовали о каком-либо совершившемся несчастии; лиловые предупреждали о какой-нибудь опасности; белые означали предложение союза или мира. Иногда пуговицы окрашивают в красный цвет и тогда они повествовали о каких-нибудь военных событиях. Ремешок с красными раковинами между черными - означал объявление войны. Красный цвет вообще означал войну, почти у всех народов.

Некоторые другие племена американских индейцев, а также дикарей Западной Африки и некоторые обитатели островов Южного океана употребляли еще и меленькие, узловатые веревочки, каждый узелок

которых имел свое определенное значение.

У некоторых народов, к а к, например, у китайцев, узловые знаки или письмена были значительно усовершенствованы. У древних обитателей Перу и Мексики, в Америке, существовал также подобный способ сообщения. Каждое такое отдельное плетение из шнурков соответствовало целым рукописям или грамотам.

Подобные знаки или письмена однако были в употреблении только у весьма немногих народов, в большинстве же случаев люди прибегали

к другому, более простому и доступному, - к так называемому к артинному или образному письму.

Картинное письмо состояло из рисунков, при помощи которых люди старались передать свои мысли, события и т. п. Рисовать люди научились тоже уже очень и очень давно, еще раньше, чем научились писать. Конечно, их рисунки были ни чуть не лучше рисунков маленьких детей, но как ни плохи были эти рисунки, они достигали своей цели, так как

все же напоминали собой те предметы, о которых должна была идти речь.

А раз люди научились рисовать - они стали пользоваться рисунками для выражения своих мыслей, желаний, требований и т. п., подобно тому, как прежде выражали их при помощи разных вещей, как-то: топора, трубки и т. п.. При помощи рисунков можно было выражать гораздо большее число мыслей, и притом выражать их гораздо полнее и яснее. Так, до рисования к передаче сведений, было совершено невозможно выражать некоторые даже самые простые события, в роде того, что человек убил буйвола или

что молния зажгла дерево. С появлением же искусства рисования, это стало вполне возможным: стоило только нарисовать человека, направляющего свое оружие в лежащего тут же буйвола, или нарисовать ударяющую в дерево молнию. Выражать в рисунках такие простые события было легко.

Картинки использовались также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня. Такие значки называются пиктограммами.

Но как было изобразить в рисунках, например, такие понятия, как верность, мир, хитрость, сила, ходьба и т. п.? Казалось бы, что это совершенно невозможно, но и тут люди придумали довольно остроумный способ.

Известные качества человека они олицетворяли в животных. Желая показать, например, что человек ленив и неповоротлив, или же что он хитер, мы и теперь еще нередко называем его медведем или лисой. Собака, например., уже издавна считалась самым верным животным, и потому, чтобы изобразить верность, рисовали собаку. Лев и орел также издавна

считались сильнейшими животными, поэтому, для изображения силы, рисовали льва или орла. Для изображения мудрости рисовали змею, так как змея, в народных преданиях, считалась мудрой. Точно также для изображения ходьбы - рисовали пару выступающих ног, а для изображения мира - две соединенные руки. Так как, круг не имеет ни начала, ни конца, то люди пользовались им для изображения вечности. Таким образом, посредством искусного соединения нескольких отдельных рисунков, люди могли выразить даже целый рассказ о каком-нибудь событии. Подобные надписи делались на скалах и каменных плитах, на деревьях и на древесной коре. Желая сохранить в памяти потомства важные события и деяния славных героев люди, не доверяя устным, переходящим из рода в род преданиям, начали ставить памятники и испещрять их подобными пись-

менами. Многие из таких памятников сохранились и до наших времен.

Жизнь дикарей и первобытных людей была крайне проста, а потому и представления их были очень ограничены, а это много помогало им отгадывать значение представленных рисунков, разбирать картинные

письмена.

Но, с течением времени, и картинное письмо оказалось не-

достаточным. Пока люди находились еще в диком состоянии, они мало между собой общались и потребности их были весьма несложны (все письмена и х, почти исключительно, касаются разных охотничьих и

воинственных подвигов); но когда нужды отдельных народов

значительно увеличились и общение между ними стали многостороннее и чаще, тогда этот способ письма уже более не удовлетворял их. Всего нельзя

было изобразить рисунками, и наконец, самые картинные письмена были слишком неопределенны и часто одну и ту же надпись можно было понять и так и этак. Итак, по причине этой все увеличивающейся, со временем, неопределенности, росла необходимость в другом, более совершенном и определенном способе письма.

С развитием цивилизации этот метод письма был ускорен путем упрощения картинок. Египтяне прибегали к волнистой линии для обозначения воды. Китайцы рисовали ухо между двумя дверьми, что имело значение «слушать». Такие знаки назывались идеографами или идеограммами.

Мало-помалу люди сообразили, что любой предмет можно обозначить условным знаком, символом. Характерный пример использования таких знаков - иероглифы древнего Египта. Они существуют и по сей день, так как египтяне вырезали рисунки на памятниках и гробницах.

Но родоначальником письма, алфавита, вероятнее всего, стали финикийцы. Несмотря на то, что арабское и латинское письмо очень различны, у них общий предок.

Самое старое письмо, основанное на алфавите, - клинопись шумеров , которые жили на территории современного Ирака. Слово «клинопись» произошло от слова «угол», так как в основе этих символов - треугольник. Шумерские письмена, существовавшие за 3500 лет до нашей эры дошли до нас на глиняных табличках.

Но представьте: для ста слов надо было запомнить сто знаков, для тысячи - тысячу! И niviuenbi придумали знаки для слогов, по-разному соединяя, можно было записать множество слов, (игра в слова). Так, 5000 лет назад, появилось письмо.

Об открытии шумеров узнали другие народы. Свои знаки для слов появились в Египте, Китае и других странах. Прошло еще 2000 лет , и народы, жившие на берегах Средиземного моря (семиты) придумали знаки для звуков. Так появились буквы и первый . Он состоял из 22 букв. И все они были... согласные. Только представьте себе, что вместо- «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм».

К счастью, буквы тоже любили путешествовать Лет через двести они оказались в древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», - рассудили греки и переделали часть согласных на гласные: а, о и другие. Греки же придумали само название АЛФАВИТ - от первых букв АЛЬФА и БЕТА.

Затем алфавит попал к жителям древней Италии - Рима, Византии. И тут-то случилось очень важное для нас с Вами событие. Византийский император направил к нашим предкам славных ученых - братьев Кирилла и Мефодия. Мудрый Кирилл, в 863 году на основе греческого алфавита придумал слава. Ую азбуку, названную в его честь кириллицей.

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем изменились: 12 оказались лишними, 2 прибавились, упростились их названия. Если еще в начале прошлого века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: аз, буки, веди, добро..., то ты теперь легко выпаливаешь: а, бэ, вэ, гэ, дэ! Сохранилось лишь старое название алфавита: АЗБУКА от A3 и БУКИ.

В старину грамоте учили по церковным книгам. Названия книг заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и т. д. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово баба читалось так: буки, аз - ба, буки, аз - ба, баба; слово книга: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га - КНИГА.

И так, как мы видим, человек не получил письма в дар от богов, не

научился ему сразу, как теперь учатся грамоте и письму люди, а прошло много, много веков от того времени, когда в человеке впервые родилась потребность в письме, когда он впервые стал изображать свои мысли в рисунках, пока ему не удалось додуматься до того простого способа письма, которым столь многие миллионы людей пользуются теперь ежедневно. Сейчас стоит только человеку изучить десятка три букв, внимательнее прислушаться к своей речи, привыкнуть отличать отдельные ее звуки - и он в несколько месяцев может усвоить себе то искусство, над изобретением которого люди трудились в течение стольких веков и которое долго, долго считалось столь мудреным и доступным только немногим избранным.

Ученые немало времени посвятили поискам ответов на вопрос о том, каким образом древние люди научились читать и откуда появилась печатная письменность. А ведь именно письменность повлияла на развитие людей, без нее не было бы и чтения, книг и вообще того мира, который мы знаем. В связи с этим мы поговорим о том, как люди научились читать.

Чтение и первая письменность

Известно, что впервые письменность появилась в Древней Месопотамии. Считается, что населявшие ее древние шумеры первыми научились вести счет и изобрели первую письменность. Именно шумерам приписывают изобретение клинописи, которая представляла собой знаки и некие подобия рисунков (пиктограмм). Следует отметить, что пускай клинопись и кажется современному человеку примитивной, она формировалась веками. Именно клинопись послужила началом развития письменности как таковой.

Сама же клинопись возникла в результате необходимости передавать информацию от человека к человеку на расстоянии. Ведь раньше (до появления клинописи) люди были вынуждены передавать информацию с помощью предметов. Конечно, предметное "письмо" отличалось своими недостатками. Информация могла быть воспринята совершенно в другом смысле.

Появление алфавита

Постепенно начало формироваться иероглифическое письмо. Считается, что одними из первым изобретателей этого вида письма были египтяне. Однако иероглифы имели существенный недостаток - они фактически не были связаны с речью.

Выходом стал алфавит. Первый алфавит был создан древними финикийцами во втором тысячелетии до нашей эры. И если раньше под одним из символов могло подразумеваться целое слово, то с развитием письменности один символ стал означать один слог, что сделало письменность более удобной для изучения.

Финикийский алфавит насчитывал 22 слога. Позже он достиг и Древней Греции, там он был значительно улучшен. Именно греческий алфавит послужил основой многим европейским языкам и стал использоваться даже на Ближнем Востоке.

Появление книгопечатания

Книгопечатание принято приписывать Древнему Китаю. По мнению экспертов печатание книг в Древнем Китае началось еще в 600-ом году до нашей эры. Оно было необходимо для пропагандирования буддизма. Причем изначально печатание было штучное. Чтению обучали только монахов и детей из высших сословий.

В Европе же книгопечатание появилось значительно позже. Примерно в 1300 году нашей эры. Его развитие было затруднено недоступностью бумаги. Только в 1400 году стало возможно печатать книги массово. Причем, как и в Древнем Китае, книги в Европе в первую очередь носили тогда религиозный характер.

Стоит отметить, что во всем мире примерно до середины 19-го столетия у простого народа чтение являлось большой редкостью. Читать в основном могли представители дворянства и люди из высоких слоев общества.

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
  • моногенеза (изобретена в 1м месте)
  • полигенеза (в нескольких очагах).

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  1. месопотамский (шумеры)
  2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
Создаются письменности и в странах современной Африки.

С самых древних времен люди по-разному передавали свои мысли друг другу. И одним из этих способов было письмо. Задолго до того, как люди научились читать и писать, человек уже оставлял особые знаки - наскальные рисунки. Они были созданы в эпоху палеолита, около 25 тысяч лет назад. Исследователи до сих пор пытаются расшифровать значение этих рисунков, найти в них объяснение мифов, религий, заклинаний охотников.

Как люди научились читать: первая письменность

История письменности берет начало в Месопотамии, на берегах рек Тигр и Евфрат - родине шумеров. Навыки письма были эксклюзивной областью знаний костяка шумерской цивилизации - священников и писцов. Их клинообразные знаки дали название первой форме письма в истории человечества - клинописи.

Клинопись не была спонтанным изобретением. На протяжении нескольких веков она развивалась из пиктограмм (схематических изображений) и рисунков. Каждый рисунок был простым отображением мира или какого-то объекта, но эта система не только ограничивала возможности выражения, но и была невероятно сложной. Как только знаки начали обозначать звуки, а не предметы, один и тот же знак можно было использовать для нескольких фонетически похожих понятий.

Использование более абстрактных символов стало важным достижением, обозначившим переход от системы «один символ - одно слово» к системе «один символ - один слог». Этот процесс развивался на протяжении столетий, и это привело к уменьшению знаков, используемых шумерами с двух тысяч до пятисот. В то же время знаки стали проще, они прошли стилизацию - вплоть до того, что символы не имели практически ничего общего с первоначальной картинкой.

Идея о письме странствовала вдоль основных торговых путей, распространяясь по всему Среднему Востоку. К 1400 году до нашей эры шумерская клинопись широко использовалась в международной торговле. И прошло еще много веков, прежде чем она исчезла и дала дорогу следующему этапу развития письма.

Создание алфавита

Во втором тысячелетии до нашей эры финикийцы создали первый алфавит. Он состоял не из пиктограмм, а из знаков, означающих отдельные слоги. Финикийцы использовали 22 знака, каждый из которых отвечал за один звук. Но у них не было символов для гласных звуков.

На форму финикийских знаков повлияли иероглифы Египта, с которым у них были тесные экономические связи. Египетские иероглифы были пиктографическими - они изображали настоящий объект с добавлением дополнительных знаков для большей точности. Вскоре с помощью торговых связей финикийский алфавит достиг Греции. Греки усовершенствовали его и, в частности, внесли гласные звуки. Греческое письмо стало основой, на которой потом развились многие алфавиты в Европе и на Ближнем Востоке.

Как читает человек в наши дни?

Сегодня большинство людей используют два ответвления греческого алфавита: латинское письмо (более 30 % населения мира) и кириллическое письмо (10 %). Также есть несколько самостоятельных ветвей древнегреческого алфавита: "новогреческий", армянский и грузинский. А на Ближнем Востоке широко распространено арабское письмо, оно развилось из разнообразных вариантов арамейской слоговой письменности.

Но читает и пишет современный человек, как ни странно, не только с помощью простого и рационального алфавита. Иероглифическая письменность никуда не исчезла: ее до сих пор используют в Китае, Японии и Корее. Письменность на основе иероглифов намного сложнее, ведь там одно слово соответствует одному символу, и азиатским детям, чтобы стать грамотными, приходится заучивать тысячи таких знаков.

В наши дни, несмотря на последние технологические достижения, письмо было и остается единственным и самым важным средством организации человеческих идей и эмоций. Оно служит отличным инструментом, с помощью которого люди документируют свои идеи, не давая им кануть в лету.

Поделиться: