Самый вкусный тест-драйв Olympus OM-D E-M1 Mark II. Полный обзор Olympus OMD EM1

25 августа стало датой всемирного анонса пятой по счёту камеры в ряду псевдозеркальных системных камер Olympus OM-D, а именно модели E-M10 Mark II (в актуальном ассортименте она стала четвёртой). После официальной презентации в пресс-центре МИА «Россия сегодня», которая прошла во второй половине дня, уже после официального объявления о новой камере, российское представительство Olympus предоставило приглашённым журналистам и блогерам возможность испробовать новинку в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

Камеры и оптика ждут своих испытателей.

Испытательный комплект

Для полевых экспресс-испытаний ваш покорный слуга ловко ухватил один экземпляр новой камеры в серебристо-чёрном исполнении (впрочем, понятно, к качеству съёмки внешняя отделка корпуса отношения не имеет) и пару объективов: отличный широкоугольный зум M.Zuiko Digital ED 9-18 мм f/4-5,6 c эквивалентным фокусным расстоянием 18-36 мм и просто превосходный телевик M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8 (150 мм). На всякий пожарный случай в запасе у автора также имелся универсальный олимпусовский суперзум 14-150 (28-300) мм первого выпуска.

Из полного заряда батареи коллеги-журналисты и блогеры израсходовали самую малость, покрутив камеру в руках не более десяти минут, прежде чем она прилипла к моим рукам. Я вставил в камеру предусмотрительно захваченную с собой скоростную карту памяти, проверил настройки - для первого теста мне прежде всего требовалось полное разрешение и высокое качество JPEG - и мы отправились через Крымский мост в ЦПКиО.

Внешний вид

Честно говоря, я не очень понял, почему производитель принял именно такое решение - назвать новинку „второй «десяткой»“; отличия от старой (ну, как старой, всего-то примерно годовалой) модели E-M10, как говорится, бросаются в глаза. Здесь не тот случай, когда внешне очередной «марк» отличается от прежней версии только новым или дополнительным шильдиком.


OM-D E-M10 Mark II с фишаем M.Zuiko Digital ED 8 мм f/1,8 PRO.

Сразу бросается в глаза, что диск переключения режимов съёмки «переехал» на правую (с точки зрения фотографа) сторону от кожуха видоискателя и встроенной вспышки. Левую площадку занял поворотный выключатель, также выполняющий функцию активатора встроенной вспышки.

При этом у всех дисков управления изменился дизайн. Они не просто стильно смотрятся; новая насечка на металлических дисках практична и удобна. Манипуляции вполне возможны при удержании камеры, как говорится, «одной правой». Автору, кстати, они напомнили старинную Лейку в полярном исполнении с увеличенными для удобства работы в перчатках рубчатыми головками перемотки плёнки и установки выдержек. Полагаю, перчатки не станут препятствием и при съёмке этим фотоаппаратом.

В отсутствие накладной рукоятки, радикально улучшающей ухватистость копуса, хотя и увеличивающей его невеликую геометрию, сравнительно малый размер наплыва под пальцы правой руки очень эффективно компенсируется мощным эргономичным упором для большого пальца. Добавим к этому качественное покрытие корпуса, и… - камера просто не выскальзывает из руки; этот приятный факт отметили собравшиеся обоего пола, обладающие ладонями весьма разных величин и пальцами разной длины.

Порадовал откидной экран. Когда его переводишь в положение для съёмки «от пуза», весьма полезное, к примеру, для неназойливой уличной съёмки, его можно чуть отодвинуть от корпуса. Ровно настолько, чтобы видоискатель не перекрывал на нём изображение при взгляде перпендикулярно вниз.

В целом нельзя сказать, что камера заметно изменила свои физические характеристики; в сравнении с изначальной моделью изменения размера и веса исчисляются единичными миллиметрами и граммами и существенной роли не играют. В отличие от изменений в её весьма богатом «внутреннем мире».

Внутренний мир

А внутри новая «десятка» заметно отличается от первого варианта камеры, хотя и, разумеется, не во всём.

Главное в камере - матрица и «мозги». Здесь претензии предъявить не к чему. Такая же 16-мегапиксельная КМОП-матрица типа Live MOS, что используется и на остальных камерах OM-D, и такой же графический процессор TruePic VII.

Грубо говоря, это говорит о том, что с помощью новой «десятки» можно получать фотографии столь же высокого качества, как и с помощью других камер семейства OM-D. Это является безусловным плюсом и сильной стороной как новой модели, так, кстати, и всего семейства.

Заметно увеличилось разрешение электронного видоискателя; теперь оно превышает 2,3 млн. точек. Я прекрасно понимаю, что нет предела совершенству, но с практической точки зрения такое разрешение представляется оптимальным. При этом изображение в нём лишено инерции.

Существенным преимуществом E-M10 Mark II перед первой моделью стало внедрение самой передовой на сегодняшний день пятиосевой системы стабилизации изображения. У первой «десятки» она была прошлого поколения, трёхосевой. При этом, по заявлению представителей фирмы, пятиосевая система стабилизации на второй «десятке» дополнительно улучшена по сравнению с её ранними вариантами, впервые реализованными на уже снятой с производства модели E-M5, сравнительно недавно уступившей место в производстве своему «второму марку».

Первое впечатление от её работы - самое положительное. Работает пятиосевая система великолепно и спасает в весьма сложных обстоятельствах. Утверждения производителя о четырёх ступенях удлинения выдержки относительно рекомендуемого предела не лишены оснований. Конечно, чудес не бывает, и тремор способен испортить дело, но режим серийной съёмки помогает получить несколько съёмочных дублей, чтобы выбрать из них оптимальный вариант.

Ещё одну весьма интересную новую способность камеры протестировать на бегу не представлялось возможным. Речь идёт о цейтраферной (интервальной) съёмке с разрешением 4К (возможна также с меньшими разрешениями Full HD и HD). Так что возможности новой камеры по созданию таймлапс-видео станут предметом отдельного материала.

А пока - можете посмотреть маленький видеоролик, снятый с рук в режиме максимального качества (Full HD, 50p) в том виде, в который его превратил YouTube. Оригинал (168 МБ) .

Прочие особенности

Любопытна новая функция новой «десятки»: использование экрана при визировании через видоискатель для выбора фокусировочной точки. Это один из тех случаев, когда показать проще, чем объяснить. Тем не менее, попробую. Вы обычным образом смотрите в видоискатель, удерживая камеру двумя руками, поджимаете спусковую кнопку указательным пальцем для активации автофокуса и, если автоматика зацепилась не за ту точку кадра, которая нужна вам, движением большого пальца по экрану сдвигаете фокусировочную точку в нужное вам место.


M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8; 1/160 с, f/2,8, 320 ISO. Смышлёный встроенный распознаватель лиц, разумеется, сразу ухватился за ближайшее лицо, и камера мгновенно навела на него резкость, но мой палец подсказал ей через экран, что меня больше интересует Евгений Уваров 🙂

Причём писал я предыдущий абзац значительно дольше, чем сдвигал при съёмке фокусную точку, честное слово.

Ещё одна реализованная в камере «фича» - фокусная вилка (брекетинг фокуса), компенсирующая нехватку глубины резкости при крупноплановой и маркосъёмке. Камера делает серию снимков, пошагово сдвигая фокусировку, а потом автоматически склеивает композитный снимок с оптимальной резкостью по всей глубине объёмного объекта съёмки.

Отмечу ещё бесшумный режим работы затвора, фактически являющийся использованием электронного затвора. При этом кратчайшая выдержка уменьшается до 1/16 000 с, в то время как в обычном режиме с механическим затвором она составляет обычную 1/4000 с.

С батарейкой у новой камеры, похоже, проблем не будет. Из стремления к перестраховке я сразу же включил низкоскоростной серийный режим (около 4 кадров/с), чтобы обеспечить себя съёмочными дублями. Отсняв около полутысячи кадров и небольшое видео, постоянно используя то экран, то видоискатель, периодически ковыряясь в режиме просмотра и удаляя заведомо неудачные кадры, к концу нашей энергичной тест-сессии я отметил, что на экране исчез всего один сегмент в индикаторе заряда. И это, должен заметить, у совершенно новой камеры с заведомо не тренированной батареей, пусть и без применения встроенной вспышки.

Заключение

Новая камера элегантно заполняет интервал между первой «десяткой», чётко ориентированной на увлечённых фотолюбителей, решивших открыть для себя богатый мир системных камер, и камерой E-M5 Mark II, которую сама фирма аттестует как модель для «креативных энтузиастов», а я бы по старинке назвал полупрофессиональной камерой.

И не просто так компания Olympus собирается предлагать потребителям обе модели: и изначальную E-M10 - как камеру начального уровня, и E-M10 Mark II - как более продвинутую камеру для энтузиастов.

Не думаю, что первое впечатление меня подводит: камера получилась удачная и несомненно будет пользоваться популярностью среди неуклонно растущего числа потребителей незеркальных системных камер.

Причём, полагаю, уже в самое ближайшее время: по инсайдерской информации первая партия уже завезена в Россию и в настоящее время распределяется по авторизованным дилерам, чтобы синхронно поступить в продажу в согласованное время в начале сентября. Напомню, что названная московским представительством фирмы цена за корпус новой камеры составит 39 999 р.

PS: Скачать для самостоятельного рассмотрения тестовые фотографии из текста и дополнительной галереи одним ZIP-архивом можно по этой ссылке (трафик 73 МБ). Краткая спецификация камеры приведена в нашем анонсе , подробная - на сайте производителя.

Южный конец Крымского моста. Фок. расст. 9 мм, 1/800, f/7,1, 200 ISO.

Макет ранее сущестсовавшей парашютной вышки в музее ЦПКиО. Фок. расст. 9 мм, 1/60, f/4, 250 ISO.

Вид со смотровой площадки на входной арке на музыкальный фонтан ЦПКиО. 75 мм, 1/1250, f/2,8, 200 ISO.

Вид со смотровой площадки на входной арке ЦПКиО в сторону ХСС и Останкинской телебашни. 75 мм, 1/2000, f/4, 200 ISO.

Телевик 75 мм во всей своей красе. 1/3200, f/2,5, 200 ISO.

Обмен опытом. 75 мм, 1/250, f/2, 200 ISO.

Набережная Москвы-реки в ЦПКиО. Фок. расст. 13 мм, 1/400, f/6,3, 200 ISO.

Семейная фотосессия. 75 мм, 1/1600, f/2,8, 200 ISO.

При уменьшении освещённости светосила начинает играть важнейшую роль. 75 мм, 1/40, f/2,0, 3200 ISO.

Панорама Садового кольца со смотровой площадки на входной арке ЦПКиО; компьютерная склейка 6 горизонтальных кадров. 18 мм, f/5,6, 200 ISO.

Панорама ордена Ленина ЦПКиО им. Горького со смотровой площадки на входной арке; компьютерная склейка 11 вертикальных кадров. 22 мм (объектив 14-150 мм), f/6,3, 200 ISO.

Мало изменений в последнем обновлении самой маленькой OM-D камеры от Olympus, улучшенная автофокусировка и 4K видео завершают то, что уже было в прошлом способном оборудовании.

Сегодня в индустрии потребительских товаров есть интересный парадокс: производители телефонов постоянно работают над тем, чтобы камеры в их продуктах работали как «настоящие» фотоаппараты, в то время как производители фотоаппаратов находят способы сделать свои продукты более похожими на телефоны.

Новая беззеркальная камера Olympus OM-D E-M10 Mark III имеет обновлённый сенсорный интерфейс с элементами управления, похожими на смартфон, сообщает компания. Olympus предлагает её непосредственно телефонным фотографам, указывая на способность фотокамеры снимать размытые и «достойные изображения» даже в тёмных сценах, где телефонные камеры обычно терпят неудачу.

Olympus всегда приспосабливала свои компактные, бюджетные модели E-M10 к случайным пользователям. Но первые пользователи, стремящиеся перейти от смартфонов к компакт камерам, обнаружили, что камеры Olympus сложны. Olympus рассказала прессе, что Mark II нацелена на демистификацию этого, и частично разработана как ответ на отзывы пользователей.

Компания признаёт, что камера не является большой эволюцией в сравнении с предшественником, но E-M10 Mark III действительно заслуживает нескольких достойных функций для серьёзных съёмок, это 4K видео, пятиосевая стабилизация видео, увеличенный ISO (от 1600 до 6400) и 121-точечную систему автофокусировки от флагмана E-M1 Mark II. Фотоаппарат также наследует процессор изображения TruePic VIII от E-M1 Mark II, который помогает с шумоподавлением, а непрерывная скорость съёмки увеличивается до 8,8 кадров в секунду с 8,5 в E-M10 Mark II. Время автономной работы составляет 330 снимков на одном заряде (против 320 в Mark II).

Что нового в камере?

Однако, по большей части, новая Olympus OM-D E-M10 Mark III очень похожа на предшествующую ему камеру, как по внешнему виду, так и по спецификации (лишь немного лучше). Устройство использует один и тот же 16-мегапиксельный датчик Micro Four Thirds, пятиосевую стабилизацию с четырьмя остановками уменьшения вибрации, электронный OLED видоискатель с 2,36-миллионном пикселей и наклоняемый ЖК-дисплей.

Olympus повторно рекламирует сенсорные автофокусы и органы управления затвором, но они тоже не кажутся новыми, по крайней мере, на бумаге. У пользователей будет больше возможностей управления благодаря более высокой плотности точек автофокусировки, но, с технической точки зрения, здесь есть несколько функций, которые действительно новые.

Mark III будет поэтапным обновлением по сравнению с Mark II. Это необязательно плохо: OM-D E-M10 Mark II очень способная камера, и Olympus, вероятно, предпочитает, чтобы нынешние пользователи E-M10 обновлялись в линейке продуктов, до среднечастотной E-M5 или флагманской камеры E- M1. Работа E-M10 Mark III, по-видимому, заключается в том, чтобы привлечь телефонных фотографов в мир сменных объективов, камер большего размера, и, безусловно, тут для этого есть функции и производительность.

E-M10 Mark III начнёт поставляться в конце сентября по цене 650 долларов (39,000 р.) за корпус или 800 долларов (48,000 р.) с объективом EZ MZZIKO 14-42 мм.

Первые впечатления

У нас была возможность попробовать Olympus OM-D E-M10 Mark III. Мы не можем прокомментировать качество изображения, так как не смогли просмотреть какие-либо фотографии, но поскольку оборудование использует аналогичные компоненты, как Mark II, ожидаем, что качество изображения будет таким же хорошим. С 4K на борту Mark III устраняет один из недостатков, который мы выявили в нашем обзоре Mark II.

Ретродизайн придаёт камере привлекательный внешний вид. Как и Mark II, Mark III очень компактный и лёгкий фотоаппарат. Сопряжён с небольшим объективом и его удобно носить с собой. Ручка была переделана, чтобы обеспечить лучшее удержание камеры одной рукой. Olympus сказала, что дополнительный захват Mark II не был популярен, поэтому они улучшили захват и исключили аксессуар. Цифры шкал тут также больше и чётче обозначены. В целом Olympus сказала, что Mark II и Mark III похожи, но Mark III был сконструирован таким образом, чтобы позволить потребителю управлять камерой и получать доступ к более продвинутым функциям, чем раньше.

Хотя мы не заметили, что с Mark II было трудно работать, Mark III имеет изменённый автоматический режим, который может определять тип сцены, которую вы снимаете, включая предметы и экспозицию. Она даже может быстрее обнаруживать движущиеся объекты. Хотя, мы не смогли проверить это, Olympus сказала, что обнаружение сцены должно работать значительно быстрее благодаря процессору TruePic VIII. Нам также понравилась и новая кнопка быстрого доступа, которая даёт более быстрый доступ к параметрам съёмки.

Компактный фотоаппарат Olympus OM-D E-M10 Mark III - видео трейлер

Если вы нашли ошибку, не работает видео, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Да. Olympus EM-1 - удивительная камера. Настоящий знаменосец системы Micro 4:3, и на знамени её виднеется перечёркнутое кроваво-алым зеркало. В фотоиндуистрии назревает настоящая революция, подобная той, что с ней уже бывала: при повальном переходе с пластин на плёнку, и с плёнки на «цифру».

Olympus OM-D EM-1 против Nikon D600: флагман беззеркалок против полного кадра

Последней беззеркалкой, которой пользовался автор до E-M1 была Fujifilm X-S1. Шёл 2012-й, из каждого утюга доносилось «Sexy and I Know It», и, помнится, впечатления от этой камеры остались неоднозначные. Как тогда казалось, все выходящие «убийцы» зеркалок обречены томиться в сумках гиков, а в худшем же случае, как с X-S1 - на самоубийство. Все спокойно продолжали пользоваться своими D5100, хотя уже тогда ясно чувствовалось: когда-нибудь беззеркалки зададут жару.

Olympus OM-D E-M1

Ведь, что есть, в сущности, зеркальная камера? Для чего ей зеркало? Ответ: для фокусировки и визирования. Никак в процессе формирования непосредственно самой картинки оно не участвует. А раз так, то вопрос полного отказа от этого сложного механизма - лишь вопрос времени. Предоставьте его технологии, и она разовьётся до нужного уровня. Зеркало станет таким же анахронизмом, как жёсткие диски в ноутбуках, например. Однако тогда, в 2012 году, было ещё рано.

Именно этим во многом объясняются столь лестные отзывы от профессиональных фотолюбителей. Они брали в руки новые "Олимпусы" и… «О боже! Она так быстро фокусируется! И целых 10 кадров в секунду! Ого, и шумов почти нет! Надо брать.» Изначально заниженные ожидания и так несложно превзойти, а уж Olympus это сделал с большим запасом. Да так, что появился крамольный соблазн начать сравнивать их с, погоди-погоди, полнокадровыми камерами!

Действительно, ведь всё то, в чём раньше беззеркалки так откровенно проигрывали традиционным Nikon и Canon, было больше неактуально. Журналисты, пишущие о технике, вдруг начали понимать, что никаких по-настоящему весомых причин носить с собой 3-5 кг техники нет.

И, надо заметить, не только журналистов коснулось это поветрие. Многие фотографы с радостью брали на тесты эти камеры, в том числе E-M1, и оставались в восторге. Тем не менее, они, в отличие, от гиков, почему-то не спешили менять свои тяжелые полнокадровые комплекты «тушек» и оптики на них. Хотя, казалось бы, они с камерами возятся гораздо больше, их вес должен больше волновать. Поначалу для себя автор это объяснял исключительно привычкой. То есть, рациональных доводов нет. Однако после некоторых размышлений автор пришел несколько к другому мнению.

Как сделать хорошую фотографию

К удачному успешному снимку можно подобраться с двух концов: со стороны «формы» и со стороны «содержания». Нет смысла спорить, что важнее, хотя и есть такой соблазн. Тем не менее, никаких оснований полагать, что любой технично сделанный кадр будет шедевральным.

Единственная разница - «форму» всё-таки проще контролировать. Если человек умеет пользоваться камерой и RAW-конвертёрами, то он будет выдавать более-менее стабильный результат всегда. Надо признать, OMD E-M1 идеально заточена для того, чтобы максимально приблизить фотографа к его будущему шедевру.

Радость вуайериста

Для начала, как уже было упомянуто, камера действительно небольшая. Следовательно, носить её с собой можно хоть каждый день. Каждый фотограф подтвердит мудрость: всё самое лучшее и интересное видишь тогда, когда с собой нет камеры. С такое практически исключено, ведь взять его с собой "на всякий случай" на прогулку или работу не составляет труда.

24 мм ЭФР, F3.2, ISO 200

24 мм ЭФР, F3.2, ISO 200

24 мм ЭФР, F3.2, ISO 200

62 мм ЭФР, F3.2, ISO 200

36 мм ЭФР, F3.2, ISO 200

42 мм ЭФР, F3.2, ISO 200

24 мм ЭФР, F5, ISO 2500, экспокоррекция -1 EV

Галерея снимков.


Всё было снято на один из лучших "зумов" линейки Olympus 14-40/2.8 и непосредственно к технической стороне качества картинки вопросов не возникло. Да, пришлось подтягивать резкость при обработке, хроматические аберрации имели место быть, но в целом - весьма достойно. Отдельно при этом похвалим цвет E-M1, он очень «плотный» и «гармоничный».

При этом, если вы асоциальный интраверт и терпеть не можете, когда на вас обращают внимание слишком много людей, с Olympus E-M1 вы будете неприметны. Кстати, в уличной фотографии это особенно важно, чем меньше ты похож на профессионала, тем лучше.

Кстати, существуют целые курсы для фотографов, на которых их учат не стесняться людей на улице. К счастью, такие камеры как OMD EM-1 существенно облегают задачу снять кого-то втихаря. Скажем, напротив вас, в метро, сидит кто-то потрясающе колоритный. Настолько колоритный, что доставать "зеркалку" неловко и непонятно, как это будет воспринято персонажем. Что в таком случае делает счастливый обладатель "беззеркалки"? Незаметно высовывает камеру, направляет объектив в нужную сторону и… запускает специальное приложение на смартфоне. А уже в нём осуществляет визирование, фокусировку, крутит настройки и делает всё то, что «зеркальщик» бы делал у всех на виду. Согласитесь, так гораздо спокойнее. Особенно, если учесть, что даже откидным дисплеем не все зеркальные камеры оснащены, а только лишь младшие модели. У OMD EM-1 он, кстати, имеется, несмотря на профессиональный статус модели.

То есть мало того, что эту камеру не в тягость носить с собой каждый день, ею можно ещё и снимать практически в любой ситуации, когда крупный фотоаппарат не каждый бы достал. Естественно, это увеличивает шансы снять что-то интересное. Сюда же надо добавить практически бесшумную работу, особенно по сравнению с полнокадровым зеркальным аналогом.

Длительная выдержка

И пару слов о выдержке. Поскольку матрица вдвое меньше полноценной 35-и миллиметровой, чтобы получить аналогичное по масштабу изображение требуется объектив с вдвое меньшим (по сравнению со всём тем же полным кадром) фокусным расстоянием. То есть, если мы хотим получить картинку как на 50 мм, нам нужно брать 25 мм. Это является преимуществом в тех ситуациях, когда мы снимаем с рук, поскольку известная формула гласит: «смаз появляется на выдержках, длиннее величины, обратной фокусному расстоянию». То есть, на 50 мм можно нормально снять с рук на выдержках короче 1/50-й секунды. А на 25 мм уже на 1/25-й. С учётом эквивалентности этих фокусных расстояний (пусть и эфемерной), мы получаем двукратное преимущество. Это один момент.

Второй связан с количеством мегапикселей. При удвоении их числа на матрице, выдержку следует увеличивать в корень из двух раз. В E-M1 их сравнительно немного, 16. В аналогичной по стоимости полнокадровой Nikon D600 или 6D 24 мегапикселя, а в какой-нибудь D800 уже 36, следовательно и выдержки на ней надо ставить в полтора раза короче.

Ну и третья особенность - заслуга уже конкретно E-M1, а не законов физики. Дело в пятиосевом стабилизаторе матрицы, который ещё три-четыре "стопа" добавляет фотографу. Такого нет больше ни у одной из зеркальных камер. Надо отметить, что стабилизаторы иногда есть в объективах, и то, в основном, в телевиках.

Таким образом, получается, что для бесштативной съёмки неподвижных объектов Olympus подходит просто отлично. Другое дело, насколько это вообще актуально. По личному опыту, проблем с тем, чтобы камера не тряслась, у автора намного меньше, чем с фиксацией непосредственно объектов съёмки. Камеру, в случае чего, почти всегда можно найти на что поставить. А попросить замереть прыгуна в воздухе, увы, не получится. Придётся выкручивать ISO, что всегда компромисс с качеством картинки.

Тишина

Вообще, хорошая картинка на высоких ISO всегда являлась предметом обожания профессиональных фотолюбителей. Едва ли не первое, что бросаются проверять у камеры, как она снимает на ISO 6400.

Стоить заметить - весьма сносно. Выводы основываются на результатах съемки внутри помещения, где у автора с собой были Nikon D600 + 80-200/2.8 и E-M1 с 14-40/2.8. Конечно, Olympus E-M1 уступил, но отрыв нельзя признать катастрофичным. Лично у автора вопросов по скорости фокусировки и поведению камеры в условиях, близких к боевым, не возникло.

OM-D E-M1, ISO 4000

Nikon D600, ISO 4000

OM-D E-M1, ISO 4000

Nikon D600, ISO 5000

OM-D E-M1, ISO 10000

Cнимки на высоких значениях ISO.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Но речь, повторимся, только о шумах. До ISO 3200 - вполне сносно, а большие значения нужны исключительно редко. Для тех же, кому «исключительно часто», созданы Nikon D4 и Canon 1Dx.

Минимальное ISO высоковато - 200, с другой стороны выдержка 1/8000 это компенсирует. Иными словами, нет такого объектива, свет с которого камера не смогла бы укротить.

Технологичная примочка

Управлять всеми этими параметрами, на самом деле, довольно удобно. Olympus часто ругают за неудобное меню, и мы, в общем-то, в чём-то с его критиками согласны, но сказать, что автор из-за него очень страдал, нельзя (основная часть съемки производится в RAW, в ручном режиме с автоматическим ИСО и замером экспозиции по точке фокусировки).

Напротив, меню камеры показалось глотком свежего воздуха после, например, Nikon. Красиво оформленное, с динамически выскакивающими подсказками, плюс, облегчает общение с камерой сенсорный дисплей. Определённо, Olympus стремится в будущее всеми возможными способами, взять хотя бы подключение к смартфону через Wi-Fi. Это действительно очень полезная технологичная примочка для камеры «на каждый день».

Что же у нас на другой чаше весов? Появившийся энтузиазм быстро затухает при обработке фотографий. Сразу становится понятно: что-то с этими картинками не так. Искушённый полным кадром взгляд тут же это подмечает. Сразу, пожалуй, к главной претензии.

Всё в кадре

По законам оптики глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) зависит от того, насколько открыта диафрагма, фокусного расстояния объектива и дистанции до объекта. И если первые два параметра никакой связи с размером матрицы не имеют, то с дистанцией дело обстоит иначе.

Глубина резкости E-M1.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Глубина резкости полнокадрового Nikon D600.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение


Задавшись целью одинаково смасштабировать объект в кадре, в случае с меньшей матрицей, от него вам придётся отойти подальше. Это приведёт к тому, что ГРИП увеличится и одним из главных художественных приёмов вы воспользоваться не сможете. К тому же, самые светосильные стёкла из существующих под EM-1 (f/0,95-f/1.4) идут без автофокуса. Если ими только портреты снимать, больших проблем не возникнет, а если использовать в репортажной съёмке? Но это полбеды.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Дело в объёме

«Вырезая» из кадра его сердцевину, мы нарушаем его пространственно-перспективную структуру, отчего картинка кажется плоской. Не зря ведь во многих художественных школах строго запрещают «обрезать» фотографии, проповедуя принцип «чем больше вы отрежете от вашей фотографии, тем больше я отрежу от вашей оценки». Увы, никакими техническими хитростями эту проблему не решить. Картинка с полного кадра и даже с полуторного кропа всегда будет «объёмней» и «воздушней». И это объективная реальность.

Летний пруд. Nikon D600

Весенний пруд, Olymus OM-D E-M1.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Выйти из сумрака

Второе преимущество "взрослых" полнокадровых камер в «праве на ошибку». Недоэкспонированный или, напротив, засвеченный кадр, если случай не совсем тяжёлый, практически всегда можно «вытащить». Помимо банальной страховки, матрицы таких камер, как Nikon D600, D800 или 5DM3 позволяют снимать на низких значениях ISO, а затем в редакторе вытаскивать информации из затенённых областей. Динамический диапазон зависит от ISO, чем оно меньше, тем он больше. Преимущество в недоэкспонировании в том, что при равном количестве шумов, динамический диапазон остаётся большим. К сожалению, нам такого не позволит. Либо сразу снимайте с достаточной экспозицией, либо потом сквозь пелену слёз нажимайте на «Remove» рядом с каждым не удавшимся шедевром.

Несмотря на то, что вроде как по шумам и динамическому диапазону камеры системы micro4:3 приблизились к топовым камерам, стоит помнить, что «приблизились» не значит «догнали». Младшие полнокадровые камеры вроде Nikon D600 или Canon 6D за аналогичную стоимость, помимо всех вышеперечисленных достоинств с художественной точки зрения, и чисто технически превосходят флагмановскую E-M1. Разница не на порядок, но она есть. Шумы вы уже могли сравнить. А вот динамический диапазон E-M1:

Динамический диапазон E-M1.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Больше мегапикселей!

Чтобы обладать поистине впечатляющей скорострельностью (шутка ли, 10 кадров в секунду - это уровень Nikon D4 за 5000$) производитель не стал поднимать количество мегапикселей выше 16-и. Собственно, в D4 как раз столько же. Только никто в здравом уме не предпочтёт для репортажа E-M1 флагману от Nikon, а для целей более приземлённых их маловато. Ещё раз повторимся, понятно почему так мало, было бы больше на такой матрице - шумы и динамический диапазон сильно бы пострадали, - матрица-то маленькая. С другой стороны, в два раза уменьшенная матрица (двухкратный "кроп") - сознательный выбор Olympus. Это их проблемы, придуманные ими же для себя самих.

Поработав с Nikon D600 и её 24 Мп сенсором, 16 миллионов пикселей всерьёз уже не воспринимаются. Безусловно, главная польза от них - возможность для радикального кропа (иногда он всё-таки нужен). Повышение резкости и "шумодав" также лучше работают на многопиксельных камерах.




При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Не то чтобы это было принципиально важно, но об этом стоило упомянуть.

Процесс

То есть, на выходе, картинка по ряду параметров будет хуже с двухкратного "кропа" чем с полного кадра. Некоторые из них неисправимы в принципе, это особенности системы как таковой. Разницу же в таких параметрах как динамический диапазон и уровень шумов на высоких ISO, удалось нивелировать лишь за счёт серьёзного увеличения стоимости камеры. Собственно, потому мы и сравниваю EM-1 с младшими полнокадровыми камерами, поскольку стоят они одинаково. С "кропнутными" камерами было сравнивать справедливей, но стоит ли платить вдвое больше за компактность… Впрочем, это уже вам решать.

И ладно, если бы дело ограничивалось только глубиной резкости и динамическим диапазоном. Часть проблем выявилась ещё и в процессе съёмки.

Я взрослый!

Беззеркальные камеры не воспринимают всерьёз. Мы не оправдываем этих людей, но это данность, с которой фотографам приходится жить. Когда люди видят человека с огромной чёрной камерой в руках и торчащей из неё "трубой", они понимают: «человек делом занят, не надо ему мешать». Время от времени автор снимает мероприятия и прекрасно прочувствовал эту разницу в отношении, когда перешёл с "кропа" на полнокадровую зеркальную камеру. Люди обращаются к вам за фотографиями, предполагая, что раз у тебя камера выглядит профессионально, то и сам ты - профессионал. С беззеркалкой люди непосвященные вас не будут воспринимать всерьёз. Иногда это плюс. Но чаще - нет.

Нет видоискателя

Видоискатель есть только в характеристиках, на самом деле его не существует. Да, безуcловно, по сравнению с тем, что было ещё пару лет назад, прогресс потрясающий. Но, увольте, никакой это не оптический видоискатель даже близко. Что автора отдельно в нём разочаровало: он вроде бы цифровой, но почему-то главной возможностью дисплеев - отображением результата в реальном времени - он не наделён. То есть, ты снимаешь одно, а на выходе получаешь совершенно другое. Оптическому видоискателю мы бы могли это простить, мы понимаем, чем жертвуем, но не цифровому. Зачем он нужен в таком виде? Да и само качество изображения в видоискателе субъективно оставляет желать лучшего.

Пулемёт

Была тестировалась приблизительно неделю. За это время автор так и не научился нажимать на кнопку спуска затвора так, чтобы получать ровно столько кадров, сколько нужно, т.к. кнопка слишком очень чувствительна. Решить проблему, по всей видимости, можно только медленным и мучительных привыканием, либо отключением серийной съёмки как таковой (что вряд ли удобно). В противном случае, карта памяти (в E-M1 установлена SD) моментально забивается ненужным материалом и предоставляет фотографу время на отдых и размышления. Установка вместо 10-и кадров в секунду 5-и тоже проблемы не решает - это примерно то же, что и утонуть не на 30-и метрах, а на 15-и. Разница невелика. Опять-таки субъективно управляемые 5,5 кадров на D600 автору кажутся предпочтительней.

Размер имеет значение

Знаете какова одна из основных причин, по которой фотографы цепляют батарейный блок к камере? Помимо очевидной. Камеру с «ручкой» гораздо удобнее держать. Многие предпочитают камеры в вроде D3, D3s, 1Dx именно из-за удобства хвата. И мы их понимаем. В такой конфигурации по-настоящему большой камерой действительно удобнее снимать. Почему-то многие про это забывают, когда говорят о размере беззеркалок как о преимуществе. В ряде случаев, большие «зеркалки» не просто так делают большими.

Добро пожаловать в клуб

И окончательно наградить Olympus OM-D E-M1 статусом a la «дорогая примочка для айфона» автора вынуждает вот что. Видите ли, когда вы берете Nikon D600 или Canon 6d вы покупаете входной билет в мир полнокадровых камер. Обслуживая её объективами, вы заодно делаете задел на будущее, всю свою оптику вы сможете применять с самыми совершенными камерами в индустрии, если в будущем решитесь их приобрести или арендовать. А куда расти с E-M1? Лучше ничего для этой системы нет и вряд ли что-то будет. Принципиально лучше, автор имеет в виду.

В сухом остатке

Olympus E-M1 - роскошное воплощение идеи компактной камеры на каждый день. Камера быстрая, продвинутая, компактная с отличным цветом - есть чем восхититься. Но по поводу заявлений о том, что топовые представители Micro4:3 могут составить конкуренцию полупрофессиональным зеркальным аналогам, мы имеем ряд сомнений, которые и изложили выше. Если резюмировать, то никакой она аналогичному по стоимости полному кадру не конкурент. Беззеркалки Olympus воплощают совершенно разные с полнокадровыми камерами идеи, потому рассматривать такие камеры можно только в нагрузку к имеющейся системе. Ими безусловно удобнее снимать, но фотографии с неё гораздо «скучнее». При этом она всё равно уступает младшей полнокадровой полупрофессиональной камере в «базовых дисциплинах»: скорости, шумам и динамическом диапазоне.



Тип матрицы CMOS CMOS
Физический размер
17.3 x 13.0 мм 35.9 x 24 мм
Максимальное разрешение
4608 x 3456
6016 х 4016
Кол-во пикселов
16.8 млн
24.3 млн
Чувствительность
200 - 1600 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO 12800, ISO 25600
100 - 3200 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800, ISO25600
Скорость съемки
10 к/сек
5.5 к/сек
Формат кадра
4:3, 3:2, 1:1, 16:9
4:3, 3:2
Видоискатель
электронный
оптический
ЖК-экран
1037000 точек, 3", сенсорный, поворотный
  • 921000 точек, 3.20 дюйма
  • монохромный ЖК на верзней грани
Выдержка
60 - 1/8000 с
30-1/4000 с
Экспокоррекция

+/- 5 EV с шагом 1/3 ступени
Карты памяти
SD, SDHC, SDXC
2 х SD, SDHC, SDXC
Интерфейсы
USB 2.0, видео, HDMI, аудио, Wi-Fi, Bluetooth
USB 2.0, HDMI, аудио
Размер
130x94x63 мм, без объектива
141 x 113 x 82 мм
Вес

443 г без элементов питания,

497 г с элементами питания; без объектива

850 г
Цена
60 000 рублей
56 000 рублей

Первую цифровую камеру я купил в 2002 году, через пару месяцев после переезда в Москву. Тогда приличные фотографы еще не воспринимали «цифру» всерьез, но мне на пленке было уж совсем тоскливо. После первого же знакомства в 1999 году с простенькой камерой Epson, разрешение сенсора которой равнялось аж одному мегапикселю, я понял, что это мое. К сожалению, на тот момент желания еще не совпадали с возможностями, но как только они сблизились, я тут же начал выбирать цифровую камеру.

Некоторое время присматривался к «мыльнице» Fuji с умопомрачительным разрешением матрицы (аж 4 мегапикселя!), но Евгений Козловский сказал, что мыльницы для лохов, и только зеркалки выбор серьезных парней. Козловскому я доверял, и в итоге купил Olympus Camedia C-2500L. На тот момент (весной 2002-го) она продавалась уже третий год, особым чудом техники не была. Но зато и стоила около 700 долларов. По тем временам очень гуманно.

Что можно сейчас, спустя 14 лет, сказать о качестве съемки на квази-зеркалку с матрицей 2.5 мегапикселя? Да сейчас смартфоны лучше снимают. Но тогда лично для меня это было словно прорывом в другое измерение. И карточка объемом целых 64 мегабайта казалась почти бесконечной.

Но уже через год возможностей C-2500L мне стало не хватать. Я продал ее другу Юре, у которого камера благополучно трудилась еще много лет, а сам купил Olympus Camedia E-10. И вот это было уже совсем круто. «Десятка» так ловко и красиво фиксировала реальность, что даже через десятилетие мне очень приятно смотреть на многие кадры. Их было отснято порядочно – многие тысячи. И по работе, и в поездках, и для души. Мне очень нравилось, что у нас с камерой одинаковые представления о прекрасном. Каюсь, никогда не был хардкорным фотографом, и до сих пор предпочитаю пользоваться автоматическими режимами. Нет, если прижмет, то, конечно, настрою все, как полагается. Но лучше, конечно, просто нажать кнопку – и чтобы было красиво. Так вот на E-10 было именно так. В автоматическом режиме она снимала именно так, как мне нравилось. Как настроил бы я сам.

Но шли годы. После не очень удачной модели Е-20 в стане Olympus начались какие-то брожения и метания, а вот Canon и Nikon, наоборот, основательно продвинулись вперед. И когда пришло время апгрейдить камеру, коллеги по «Компьютерре» убедили брать Nikon D70. Не могу сказать, что камера мне совсем уж не понравилась. В конце концов, она снимала в RAW – формате, позволяющем исправить многие огрехи пост-фактум. Но в автоматическом режиме получалось вообще не то, что мне хотелось. И в первые месяцы после расставания с Е-10 было ужасно некомфортно. Потом привык, куда деваться. Но воспоминание о камере, с которой мы жили в полной гармонии, осталось.

Не буду описывать все свои камеры, перейду к главному. Осенью 2014-го Алекс Экслер попросил меня отвезти в Москву камеру Olympus OM-D E-M1. И сказал, что если хочу, могу на нее поснимать.


Прилетел домой, вставил в камеру карточку, сделал несколько снимков… и обалдел. Вернулось то же самое ощущение, что десять лет назад с E-10. Камера «видела» мир ровно так же, как и я. Но, конечно, стала на порядок лучше – быстрее, удобнее, точнее в деталях. У меня не было планов менять камеру. Мы на тот момент были вполне счастливы с Sony RX100, совершенно уникальным аппаратом, после знакомства с которым я продал зеркалку Nikon D90 и думал, что вообще навсегда перестал носить с собой камеру, сильно отличающуюся по габаритам от пачки сигарет.

Но, поснимав на OM-D E-M1, понял, что гармонии с RX100 пришел конец. С годами я стал все меньше фотографировать, что называется, для души, и гораздо больше – по работе. Типичный сценарий – поехать куда-то, в течение пары дней нащелкать кадров 300-400, отобрать из них 50 и использовать в тут же написанном репортаже. На выставках и конференциях о правильном свете на стендах мало кто думает. Точнее, мне иногда кажется, что люди стремятся максимально осложнить работу фотографов. Украсить все какой-нибудь жуткой неонкой, затемнить зоны, где лежат новые продукты, накрыть их самыми бликующими на свете стеклами. Все это лечится в Photoshop. И если снимаешь в RAW, лечится почти без следов. Но времени уходит очень много. Когда ты, отмотав пару десятков километров по выставке, пишешь в номере текст, потом отбираешь те самые 40-50 кадров, и потом еще лечишь почти каждый из них… Ну, часа в два ночи обычно заканчиваешь, конечно. Но потом с некоторой нервозностью реагируешь на вопросы – как там Лас-Вегас? Как там Лондон? Да хрен его знает как. Не видел я их.

А вот E-M1 снимала сразу, как надо. И даже профили объективов записывала в сами RAW-файлы, что избавляло от необходимости корректировать оптические искажения (они есть у любых «зумов», независимо от цены). И баланс белого ловила правильно. И фокусировалась мгновенно. И дивно размывала фон.

В общем, E-M1 меня покинула, но тоска по ней осталась. Я посмотрел – почем ее продают, и показалось дороговато. Мне нужна была версия с объективом Olympus ED 12-40mm f/2.8 Pro, где светосила 2.8 сохраняется на всем диапазоне фокусных расстояний. Именно такая связка обеспечивала так порадовавшие результаты. Но инвестировать сразу сотню тысяч рублей…

Решил попробовать камеру Sony a6000, которую в мае 2015-го в Штатах продавали с дивной скидкой в честь Дня матери. Мамы-фотографы, наверное, были в диком восторге. C двумя объективами она обошлась мне примерно в 45 тысяч рублей.

Хорошая камера, спору нет. Наверное, если бы не попробовал E-M1, снимал бы да нахваливал. Но все же разница с Olympus была настолько заметной, что через полтора месяца я a6000 продал и взял китовую версию OM-D E-M1 с правильным объективом. Последней каплей, заставившей принять решение, стало отсутствие на a6000 входа для стандартного микрофона. Я тогда всерьез планировал писать видео в промышленных масштабах, и покупать какую-то адскую конструкцию вместо уже имеющегося нормального микрофона мне не улыбалось категорически.

И вот с июня 2015-го снова снимаю на Olympus.

За что я люблю Olympus E-M1?

Можно, конечно, написать «за всё» и поставить точку. Но это будет не очень вежливо по отношению к читателю, хотя и честно. Расскажу все же поподробнее.

Данная модель относится к классу беззеркалок. Первые представительницы этого племени ничем особенным не радовали, но постепенно они научились снимать не хуже зеркальных камер аналогичного ценового диапазона при гораздо более компактных габаритах. Да, сразу оговорюсь, что суровым парням и девчонкам, считающих все с неполным кадром фигней, дальше лучше не читать. Полный кадр, спору нет, отличная вещь. И если вы а) можете его себе позволить, б) можете полностью использовать его возможности и в) готовы таскать с собой саму тушку и подходящие объективы, респект вам и уважуха. Нет, серьезно, я прекрасно понимаю, что на полном кадре можно добиться большего. Но для моих потребностей и, боюсь, возможностей, как фотографа, покупка полнокадрового фотоаппарата – деньги на ветер.

Тут есть еще один… пикантный момент. Недавно беседовал с действительно хорошим фотографом, имеющим полный арсенал профессиональной техники. И он пожаловался, что большую камеру зачастую приходится носить с собой исключительно для умиротворения заказчиков. Они судят о фотографе исключительно по размерам камеры и объектива, и если габариты не впечатляют – начинают возмущаться. Я, кстати, несколько сталкивался с таким, когда ездил с RX100. Снимаешь какие-нибудь экспонаты на стенде, а сотрудники вежливо уточняют: мол, не прислать ли вам потом нормальные фотографии, а то на эту пукалку ничего толкового не получится.

Правда, был и другой случай. Года полтора назад фотографировал Ноэля Ли, хозяина Monster, и попросил его не удивляться размерам камеры. А он в ответ – да чего удивляться, она ж классная, у меня самого такая. И достал из кармана RX100.


Ноэль Ли в объективе Olympus E-M1. Темнота в зале кромешная.

Но мы отвлеклись. В E-M1 использована матрица 4/3 МОП, разработанной Panasonic. По площади она относительно невелика – почти в полтора раза меньше APS-C, не говоря уж о Full Frame. Законы физики никто не отменял. Но в цифровой фотографии значение имеет не только размер сенсора, но и то, как под него заточен объектив. И еще качество программных алгоритмов. Уже оскомину набил пример, что в смартфонах других производителей фотомодули Sony почему-то снимают сильно лучше, чем в Xperia… Разрешение сенсора 16 мегапикселей, что не рекорд по нынешним временам, но мне этот показатель вообще не критичен. Все, что больше 10 мегапикселей, уже больше, чем на самом деле нужно.

E-M1 вышла в 2013 году, и Olympus ее с тех пор непрерывно улучшает. В конце 2015-го вышла четвертая версия прошивки, добавившая ряд действительно полезных вещей. Например, макросъемку сразу с восемью точками фокусировки, из которых потом можно выбрать одну по вкусу. Упоминаю это в начале рассказа о камере, чтобы подчеркнуть 2 вещи. Первая – несмотря на солидный по нынешним временам возраст, компания о ней не забывает и продолжает совершенствовать. Вот, прямо сейчас заглянул в раздел прошивок и обнаружил совсем новую прошивку, вышедшую 4 февраля. Второй момент – запас производительности E-M1 настолько велик, что даже годы спустя позволяет добавлять ресурсоемкие функции. В 2013-м, когда камера только вышла, она стала настоящим прорывом и получила кучу престижных наград. Но и сейчас она абсолютно современна. И не придумано пока фишек, которые были бы для меня важны, и которых бы в ней не было.

Так вот – о том, что для меня важно.

Абсолютно необходимая в современной камере вещь – это поддержка Wi-Fi. Она позволяет не только скачать фотографии на ноутбук, если в последнем забыли разместить кардридер, но и, что еще важнее, обеспечивает оперативную синхронизацию со смартфоном или планшетом. У Olympus E-M1 тут все на высоте: есть удобное приложение для iOS и Android, через которое можно и готовые снимки в телефон/планшет отправить, и использовать последний в качестве беспроводного видоискателя. Теперь во время зажигательных презентаций я могу делать качественные снимки и мгновенно отправлять их в редакцию или выкладывать в Facebook. Фотографировать сразу на смартфон не вариант: в полумраке даже лучшие модели справляются так себе, да и оптический зум в мобильных устройствах пока редкость.

Вторая полезная штука – поддержка HDR. Когда снимаешь против источника света (увы, иногда приходится), без HDR убивается слишком много деталей. На E-M1 есть два режима HDR, базовый и продвинутый. В обоих случаях камера делает серию снимков с разной выдержкой, а потом на их основе готовит что-то вроде среднего арифметического. Результат отличается по качеству и времени, требуемому для съемки.

Третье, что очень нравится – большой сенсорный видоискатель с поворотным механизмом. То есть, конечно, в основном я смотрю через глазок, но если камеру приходится держать над головой, экран очень выручает. Там заодно можно выбрать точку фокусировки и даже сразу сделать снимок с ней. При просмотре фотографии на экране листаются, как на экране смартфона, жестами.

Пятиосевая оптическая стабилизация встроена в саму тушку, а это значит, что у владельца камеры есть возможность сэкономить на объективах. Я без особых надежд купил недорогой M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150mm 1:4.0‑5.6 R (от 10 тысяч рублей в Москве), и вдруг обнаружил, что на него можно на максимальном зуме снимать четкие кадры с относительно маленькой выдержкой. Да, по четкости он все же уступает M.ZUIKO DIGITAL ED 12–40mm 1:2.8 PRO, но этот шедевр не зря стоит около 50 тысяч. Светосила 2.8 на всем диапазоне в сочетании с молниеносным автофокусом – это, скажу я вам, просто чудо какое-то. Не любитель носить с собой несколько «стекол» и менять их во время работы, и был соблазн подобрать универсальный ультразум. Но пока рисунок ED 12–40mm 1:2.8 PRO удерживает от экспериментов. Шедевр! У него еще есть интересная особенность – одним движением руки можно переключиться между автоматической и ручной фокусировкой.


На Olympus E-M1 можно снимать уважаемых людей с безопасного расстояния.








С первыми версиями прошивки E-M1 основательно ела аккумулятор. В обзоре Алекса Экслера говорится, что хватало кадров на 200. Сейчас это починили: я, врать не буду, специально не считал, но на 400-450 кадров одного заряда хватает точно. Со мной в январе случай произошел: прилетел на CES, первый день яростно фотографировал с утра до вечера, на второй день тоже щелкал от души, но где-то к обеду заморгал значок – мол, батарея садится, надо зарядить. И тут я обнаружил, что забыл зарядник дома… В окрестных магазинах ничего подходящего за разумные деньги не нашлось, а платить 70 долларов мне как-то не улыбалось. И я пошел на стенд Olympus. Объяснил ситуацию и попросил выручить. Я-то думал, что мне просто зарядят аккумулятор. Но вместо этого бородатый дядька достал из сумки свой экземпляр Е-М1, вытащил оттуда батарею и отдал мне. С ней я снимал до конца выставки, сделав в общей сложности 932 кадра. И второй аккумулятор к тому моменту еще сохранял процентов 30 заряда. Вот и считайте. Да, замечу, что снимал в RAW, а в JPEG расход энергии меньше.

Видео снимает чудесно. В новой прошивке добавили переменную частоту кадров и такую профессиональную вещь, как синхронизация с линейным PCM-диктофоном. Встроенный микрофон пишет звук очень прилично, но и подключить петличку, благодаря наличию разъема, вообще не проблема. Единственный момент – при съемке в максимальном качестве необходима быстрая карта памяти. Обжегшись на медленных, использую сейчас Kingston SDA3 с максимальной скоростью записи 80 Мб/с. С ней все в порядке.

Итого

Знаете, я, наверное, не самый крутой фотограф. Моя дочь снимает гораздо лучше . Мне важна не столько художественная ценность кадра, сколько его информативность. И еще возможность мгновенно зафиксировать какие-то ситуации, сценки существующие считанные секунды. Также регулярно снимаю репортажи – о людях и устройствах.






В этом смысле Olympus OM-D E-M1 идеальна: если я осознанно нажал на кнопку спуска, кадр будет качественным. Разумеется, если я начну снимать без вспышки зайца, мчащегося по полю в кромешной темноте, у меня вряд ли получится что-то толковое. Но даже в полумраке я с руки снимаю своих очень быстро двигающихся детей, и получается неплохо.


Такие коллажи можно делать прямо средствами E-M1.





Корпус из магниевого сплава с пыле- и влагозащитой позволят особенно не переживать, если неудачно приложишь рюкзак или попадешь с камерой под дождь. Кстати, прошу прощения, что на портретах самой камеры многовато пыли: работе это не мешает, а когда налетаешь и наездишь вместе добрых 70 тысяч миль, чего только не осядет.


Можно ли назвать E-M1 лучшей беззеркальной камерой в мире? Понятия не имею. Но это определенно лучшая камера, которая у меня когда-либо была. Камера-спутник. Камера-помощник. Я понимаю, что чудес не бывает. Но очень жаль, что ее не было со мной десять лет назад. Некоторые снимки с техническим браком, вызванным техническими ограничениями того времени, которые я храню, как документы своего времени, можно было бы показывать окружающим.


Фото на закате. Как говорится, “без фильтров”

Лично мне не хватает в камере только автоматической съемки панорам. Их можно легко склеить потом из нескольких снимков, но, привыкнув к этой функции на Sony, отвыкать трудно. В то же время, панорамы теперь отлично снимают смартфоны, так что если она вдруг срочно нужна – проблем не возникает.


Просмотры: 11 559

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ФЛАГМАНОМ OLYMPUS




Сразу озвучим один момент: эта статья - не полноценный тест нового флагмана Olympus, хотя на презентации, предварительном анонсе для прессы, мне удалось сделать пару сотен кадров, и почувствовать, на что эта «малышка» способна.

Официально камера была анонсирована 10 сентября, первые побликации в Рунете появились сразу. Вернее, не публикации (в моем понимании), а чуть переделанные официальные материалы и микроанализ в придачу. Но как бы ни было, наконец, была названа цена Olympus OM-D E-M1. И на это читатели живо откликнулись примерно в таком тоне: «Да лучше я себе за эти деньги пару зеркалок куплю и “рыксу” (то есть Sony RX100)» .

При всем уважении к мнению читателей и писателей, логика «да лучше я себе три Ford Focus куплю, чем Mercedes E 200 Coupe» - не совсем верна и не для всех подходит. Да, цена Olympus OM-D E-M1 поначалу удивляет - это примерно 60 000 рублей за «тушку» и примерно 90 000 за «кит» с объективом M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro.

Дорого? Пока не будем говорить о камере, просто сравните цены объективов M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro и, допустим, Canon EF-S 17-55 f/2.8 IS USM. Учтите, что Zuiko намного легче и компактне, и по широкому углу круче - после пересчета по кроп-фактору окажется, что объектив Olympus дает диапазон фокусных расстояний 24-80 мм, а Canon - 27-88 мм (при установке на полукадровую зеркалку, разумеется). Хорошая техника стоит дорого.

Характеристики

Основные
Матрица CMOS, Four Thirds (17,3 × 13 мм).
Разрешение 16,3 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 4608 × 3456.
Стабилизатор изображения Оптический, пятиосевой, с перемещением матрицы.
Светочувствительность ISO 100-25 600
Объектив сменная оптика
Режимы съемки «Программный», «Авто», «Приоритет диафрагмы», «Приоритет выдержки», «Ручной», «От руки», «Время», «i-Auto», «Сюжетные программы», «Художественные фильтры», «Фото история».
Управление экспозицией Многосегментный TTL-замер в 324 зонах. Режимы: ESP, точечный, центрально-взвешенный, светлая зона, тень.
Формат файлов JPEG (EXIF ver 2.2), RAW (формат ORF, 12 бит), RAW + JPEG, MPO (3D).
Видео Видеозапись Full HD 30 fps в форматах MOV(MPEG-4AVC / H.264), AVI (Motion JPEG) со стереозвуком, с возможностью делать снимки во время записи.
Память Карты памяти SD, SDHC, SDXC.
Экран LCD 3 дюйма, 1 037 000 точек, поворотный.
Разъемы Micro-HDMI, комбинированный USB и видео (NTSC, PAL), гнездо для микрофона - mini-jack 3,5 мм, аксессуарный порт, синхронизация с внешним светом.
Серийная съемка До 10 кадров/сек до 50 кадров RAW в серии (до заполнения карты памяти при съемке в формете JPEG).
Источник питания Литий-ионная батарея (прибл. 330 кадров, 50% с Live View).
Размеры, вес 130,4×93,5×63,1 мм; 497 г (включая вес батареи и карты памяти).
Дополнительные
Вспышка Съемная, устанавливается в «горячий башмак», ведущее число 10 (ISO 200).
Диапазон выдержки 1/8000 - 60 сек.
Видоискатель Электронный, 2 360 000 пикселей, поле зрения 100%,
максим. увеличение - 1,48.
GPS Нет
Беспроводные соединения Bluetooth, WiFi.
Защита Морозостойкость - до -10 °С, влагозащищенность, пылезащищенность.
Подсветка автофокуса Да.
Брекетинг По экспозиции, по чувствительности, по балансу белого.
Формат изображения 4:3 / 3:2 / 16:9 / 6:6 / 3:4

Четыре трети

А перед тем как говорить о камере, придет немного окунуться в историю, сделать небольшой экскурс. Может, больше чем экскурс, в Рунете я не нашел внятной информации по Four Thirds System, если кто поделится ссылкой, буду благодарен. А то, что мне встретилось, отличается либо крайне узким взглядом (трактуется, как стандарт крепления объективов для цифровых зеркальных фотокамер, созданный фирмами Olympus и Kodak), либо повторяет официальные материалы Olympus и Panasonic, не вычищая из них начинки явно рекламного характера.

На самом деле Four Thirds System - гораздо больше, чем стандарт крепления объективов с тремя лепестками на байонете и 9 сигнальными контактами. Это во многом успешная попытка создать общий, открытый для всех производителей стандарт построения по-настоящему цифровых камер. Почему «по-настоящему цифровых»? Логика Olympus в 2002 году была следующая:

  • Существующие цифровые зеркалки не являются по-настоящему цифровыми. Это «переделанные пленочные» камеры, которые тянут за собой многие «грехи» развития пленочной фототехники. Полнокадровый 35-мм сенсор не является оптимальным для «цифры» - слишком дороги матрицы такого размера, слишком крупную оптику приходится ставить на зеркалки.
  • Если сделать стандартным другой сенсор, меньшего размера, можно избавиться от множества сложностей, которые возникают при конструировании оптики и камер. Можно добиться лучших характеристик при меньших размерах.
  • И, наконец, хватит продолжать необъявленную войну стандартов, когда каждый производитель привязывает к себе пользователя фирменными объективами и вспышками. Пусть стандарт будет единым, а оптика и некоторые аксессуары - взаимозаменяемыми. Тогда парк объективов увеличится в разы, пользователю не придется ломать голову, куда девать оптику, если вдруг он решил сменить марку фотокамеры.

Рабочее пространство беззеркальных камер Micro Four Thirds вдвое уже,
чем у зеркалок Four Thirds. Это позволяет при прочих
равных (размер сенсора, прежде всего) делать
более компактные и легкие камеры.


Логика, безусловно, сильная. Но, как сразу заметили эксперты после анонса Four Thirds System на выставках 2002 года (в Европе это были Cebit и Photokina), - Canon и Nikon за вами не пойдут. Они не согласятся с ведущей ролью Olympus в создании единого стандарта. И, кроме того, у них могут быть свои соображения по поводу оптимального размера сенсора.

Разумеется, Canon и Nikon не пошли. И Pentax с Minolta тоже. Но стандарт полностью или частично был поддержан фирмами Fujifilm, Kodak, Leica, Panasonic, Sanyo, Sigma, Tamron. И все же этот альянс не создал ни одной по-настоящему популярной, очень распространенной камеры. Конечно, появлялись удачные модели: если не забираться в глубь веков и в очень дорогую технику для профи, можно назвать Olympus E-420, E-620, но они не завоевали рынок и даже не потрясли его (как в свое время сделали «псевдозеркалка» Olympus E-10 и первые зеркалки для широкого круга фотолюбителей Canon 300D, Canon 10D, Nikon D70). Panasonic, после двух не слишком удачных запусков Lumix DMC-L1 в 2006 году и Lumix DMC-L10 в 2007, прекратил опыты с зеркальными камерами.

Но ведущие производители просто так не сдаются. И в сентябре 2008 года Panasonic отыгрался, выпустив «бомбу» Lumix DMC-G1, первую камеру типа MILC (mirrorless interchangeable-lens camera, беззеркальная камера со сменной оптикой) стандарта Micro Four Thirds. Пожалуй, с нее начинается эпоха «беззеркалок», поскольку ее предшественники Epson R-D1 (2004 год) и Leica M8 (2006 год) были, скорее, имиджевыми моделями и не завоевали широкий рынок. И вместе с Lumix DMC-G1 на арену выходит дитя сотрудничества Olympus и Panasonic - стандарт Micro Four Thirds, нацеленный на укороченное рабочее пространство камеры (без зеркала). При этом параметры сенсора остаются прежними, как у «большой» Four Thirds System - матрица с размерами рабочей части 17,3 × 13 мм (диагональ 21,6 мм), соотношение сторон - 4:3, кроп-фактор - 2,0.

Плюсы и минусы

После выхода Panasonic Lumix DMC-G1, пока остальные производители размышляли о целесообразности выхода на рынок беззеркалок, время шло. Нельзя сказать, что при этом время работало только на создателей системы Micro Four Thirds. Ведь пионеры, с одной стороны, захватывают рубежи, а с другой, позволяют конкурентам трезво оценить, какие ошибки сделаны впопыхах (не все можно предусмотреть в лабораториях), и выйти на рынок со своими системами и стратегиями.

Даже первая беззеркалка Olympus, модель PEN E-P1, вышла почти год спустя, в июне 2009. И тогда фотолюбителям стало понятно, что беззеркалки - это всерьез и надолго. Производители поняли это намного раньше. Следом за Olympus подтягивается Samsung - модель NX10, январь 2010. Потом, в мае 2010 Sony выпускает модель NEX-5. Следующая «ласточка» - Pentax Q, июнь 2011. Nikon поспевает к октябрю 2011 с моделью Nikon 1 J1. Затем в марте 2012 - Fujifilm X-Pro1. И лишь последним на рынок выходи «тяжеловес» Canon, в июне 2012 с моделью Canon EOS M.

Мы едва ли сможем в одной статье рассмотреть плюсы и минусы всех беззеркальных систем. Давайте остановимся на моделях из клана Micro Four Thirds, тем более что проблемы и достижения у всех производителей сходные. К плюсам, безусловно, можно отнести:

Теперь, после краткой подготовки, можно трезво судить о том, что собой представляет модель Olympus OM-D E-M1, анонсированная совсем недавно, 10 сентября этого года. Начнем с официального позиционирования: «Модель обладает более компактным размером, чем основные конкуренты, и является идеальной камерой для съемки в поездках, ее можно постоянно носить с собой, в отличие от громоздких зеркалок. Новинка сочетает портативность формата Micro Four Thirds и превосходное качество изображения DSLR камер» . Насколько это соответствует действительности, мы мы будем разбираться по ходу статьи. А пока зафиксируем очевидые детали:

Над дизайном создателям OM-D E-M1 пришлось немало потрудиться. Цель при этом была, чтобы беззеркальная камера напоминала зеркалку. Но при этом создавала свой образ - полноценной замены зеркальной камеры.

На этой фотографии толком не видно, но у E-M1 нет встроенной вспышки. Небольшую вспышку, подобие встроенной, можно монтировать в «горячий башмак».

OM-D E-M1, действительно, напоминает зеркалку не только по виду, но и по ощущениям. При существенном уменьшении размеров (по сравнению с зеркалкой) удалось сохранить относительно крупные элементы управления. Они, конечно, меньше, чем у большинства зеркалок, но не вызывают дискомфорта. К ним быстро привыкаешь.

На презентации для теста камеры отводилось лишь 10 минут, за это время к управлению можно приспособиться. Но чтобы тест получился более-менее разумным, пришлось брать дополнительные 10 минут несколько раз.

Немного не укладывается в голове, что некрупная камера может дополняться батарейной рукояткой - как большая зеркалка. Но, видно, к этому придется привыкать. Даже при нейтральной позиции невольно признаешь, что OM-D E-M1 создает новые стандарты.
Экран OM-D E-M1 традиционный для продвинутых компактов и беззеркалок Olympus - откидной. Его можно поднять вверх, можно опустить вниз. Это конечно, не откидной поворотный, как у некоторых фотокамер (и практически всех видеокамер), но и такой экран дает немалые возможности для выбора нестандартного ракурса.

Технологии

Заявления о том, что Olympus OM-D E-M1 претендует на звание «ничуть не хуже зеркалки, даже лучше» не были голословными. Это стало возможно, благодаря целому «букету» новых технологий. Самая первая из них - дизайн и эргономика.

Казалось бы, говоря о технологиях, не совсем логично касаться размеров и эргономики, но подумайте сами, сколько исследований нужно провести, чтобы разработать корпус новой камеры и добиться удобного расположения элементов управления? Это, скорее всего, меньше, чем при разработке малошумящих матриц или «процессоров следующего поколения», но все же очень большая работа. И, что приятно, она принесла результаты - камера, действительно, создает впечатление «очень серьезной», несмотря на то, что она гораздо меньше средней зеркалки. При этом органы управления удобны даже для большой руки - по словам Евгения Уварова (моя рука средняя, не слишком крупная).

Создатели Olympus OM-D E-M1 потратили немало сил, чтобы камера производила
впечатление «как бы зеркалка, но гораздо компактнее зеркалки».
Любой человек, знакомый с современным производством,обладающий
поверхностными знаниями эргономики, это оценит.


Кстати, Olympus в последние годы активно развивает новые подходы к управлению фотокамерами. Недавно я тестировал компакт премиум-класса Olympus XZ-2 (статья появится в нашем разделе недели через две). Так вот, этот компакт мне пришлось изучать несколько дней, в нем есть нестандартные функции, которые сразу (интуитивно) не раскрываются, приходится заглядывать в руководство (что вообще случается нечасто, обычно с большей частью тестируемых камер все и так понятно).

Двойной автофокус. Фазовые детекторы обеспечивают скорость
фокусировки. При необходимости OM-D E-M1 может подключить
к ним контрастную фокусировку - для точности.


Следующий сильный шаг - «двойной» автофокус, комбинация возможностей матрицы и сенсоров фазового АФ. Фазовые сенсоры встроены в поле светочувствительной матрицы, а камера по характеру изображения выбирает режим наиболее быстрого автофокуса. При установке объективов Four Thirds используется только фазовый метод АФ. При установке объективов Micro Four Thirds камера выбирает - либо контрастный метод, либо комбинация фазового и контрастного.

Конечно, это не первая «ласточка». Фазовые датчики на матрице уже появились у Canon. Уже пару лет существует технология Fujifilm Hybrid Focus. Все новые технологии стараются максимально эффективно использовать возможности фазового и констрастного метода не только для скорости, но и для точности фокусировки. Olympus Dual AF при совместном использовании двух методов сначала запускает быстрый фазовый, а потом с помощью контрасного «докручивает» точность.

Датчики фазового автофокуса, встроенные в матрицу, появились
не только у Olympus. Canon и Fujifilm также производят
подобные CMOS-сенсоры. Интересно, насколько они
дороже обычных матриц?


Подход кажется очень здравым, насколько он лучше или хуже того, что предлагают конкуренты, сказать сложно. Не уверен, что это в принципе удастся проверить: пока будут накапливаться отзывы пользователей «мне удалось сфоткать муху в полете», технологии успеют перейти на следующий уровень. Фактом остается, что ведущие производители чуть раньше или чуть позже приходят к одним и тем же базовым решениям. А нюансы - они зависят от «школы», от многолетнего опыта, который у каждого производителя немалый. Скорее всего они идут примерно вровень. Если кому-то удастся сделать революционный скачок, рынок это обязательно заметит. Но пока раскладка сил на рынке остается относительно стабильной, ведь кроме чисто технических решений существуют и маркетинговые. И предпочтения фотолюбителей тоже не меняются ежесекундно.

Но вернемся к технологиям. Следующее, чем может гордиться Olympus OM-D E-M1 - электронный видоискатель. Это действительно сильная разработка, но чтобы прочувствовать всю ее силу, надо провести с камерой не один день.

Кроме внушительных размеров, высокого разрешения (более двух миллионов точек) и быстрых пикселей (время отклика - 29 мс), видоискатель OM-D E-M1 несет уникальные функции - он позволяет увидеть HDR-снимок до того, как сделан кадр . И вообще дает нам возможность «играть» с ключевыми параметрами кадра, прежде чем нажать на кнопку спуска. Мы можем, глядя в видоискатель, не пользуясь дисплеем, менять соотношение сторон, увеличение кадра, регулировать цвет и светотени.

Я не помню, чтобы про электронные видоискатели кто-то из фотографов говорил одобрительно. Пока количество точек не перевалило за миллион, и картинка безбожно мерцала, все вообще плевались и без отвращения в это «окошко» не заглядывали. Но сейчас, похоже, электронные видоискатели становятся более мощными инструментами, чем «глазки» зеркалок. В цифровой фотографии так и должно быть - ведь в теории от электроники фотограф может получить намного больше информации, чем от оптики. Но теория до недавнего времени сталкивалась с несовершенством электронных видоискателей. Похоже, что Olympus OM-D E-M1 станет «переломной» камерой, способной утвердить возможности электронных «глазков».

Поначалу новые возможности вызывают отторжение, мы не привыкли «править» фотографию в процессе съемки. Во время плотного «репортажа» это вообще невозможно, там времени хватает только на то, чтобы худо-бедно схватить кадр. А сама фотография вытягиваются из кадра потом, при обработке RAW: композиция, экспозиция, цвета… Но если у нас есть время, если мы занимаемся спокойной пейзажной съемкой? Почему не сделать фотографию во время съемки, а не в последующей обработке? Во время пейзажной съемки мы чувствуем атмосферу снимка непосредственно, намного ярче, чем потом, когда вытягиваем RAW.

Думаю, это тоже вопрос времени и привычки. Новые возможности Olympus OM-D E-M1 по цветовой коррекции во время съемки (технология Colour Creator) появились по многочисленным заявкам японских фотографов - именно так объяснили появление технологии на презентации. Я вполне допускаю, что некоторые японские фотографы работают в режиме on-line - когда кадр из камеры сразу поступает на страницы сайтов и полосы газет в авторской обработке. И заинтересованы, чтобы это было не только возможно, но и требовало минимум времени (для этого OM-D E-M1 можно законнектить со смартфоном по беспроводной связи). Просто у меня лично среди сотни знакомых фотографов, включая тех, кто работает, допустим, на Associated Press и время от времени получает Пулитцеровские премии (Александр Земляниченко), пока нет знакомых, обрабатывающих фото во время съемки. Но, вполне допускаю, что если появятся и утвердятся новые возможности, стандарты de facto, фотографы, ценящие каждую секунду своего времени, за такие возможности ухватятся.

Что такое 5 осей в трехмерном пространстве - сообразишь не сразу.
Кроме обычного 3D, еще две оси (точнее, два измерения) дают поворот
матрицы по или против движения часовой стрелки, а также ее наклон вперед-назад.
Итого получается 5D - как в «навороченных» кинотеатрах.


Следующий шаг Olympus - 5-осевая оптическая стабилизация. То есть матрица Olympus OM-D E-M1 может компенсировать тремор камеры по трем осям трехмерного пространства, а также компенсировать вращательные движения по оси «часовая стрелка - против часовой стрелки» и по оси наклона «вперед-назад». Результатом такого 5-мерного подхода является прибавка в 4 ступени EV, которую стабилизатор может подарить фотографу. Обычно эта цифра не превышает 3 ступеней. И если здесь Olympus, действительно, вырвался вперед, мы с удовольствием это подтвердим после тестирования камеры, у нас появилась неплохая методика.

И наконец, Olympus OM-D E-M1 обладает магниевым корпусом, повышенной влагостойкость, пыленепроницаемостью и морозостойкостью. «Модель OM-D E-M1 является лучшей камерой, гарантирующей превосходную работу при температуре до минус 10°C» . Все это замечательно, хотя пока в официальных материалах нет данных в чем измеряется морозостойкость, все подтверждается только фразой: «По результатам тестов Olympus». Обычно камеры неплохо держат низкую температуру, а вот аккумуляторы - нет, быстро садятся. Так что для начала было бы интересно узнать, насколько меньше камера сможет сделать снимков при минус десяти, чем при плюс десяти по Цельсию. Вообще вопросов много, но поскольку камера совершенно новая, ответы получить не так просто. Некоторые моменты, думаю, не изучены даже производителем.

Итоги

Думаю, мне удалось доказать, что Olympus OM-D E-M1 - неординарная камера. Возможно, она станет «знаковой», обеспечит себе особое место в истории фотографии. Для этого есть все предпосылки, а история - она во всем и со всеми разберется. Пока единственным минусом, который удалось вскрыть во время краткого знакомства и довольно продолжительного анализа - это цена камеры и оптики. Цена переводит Olympus OM-D E-M1 в разряд камер для энтузиастов и профессионалов.

Энтузиасты всегда найдутся. Правда, их будет не так много. Но люди готовы выстаивать огромные очереди, чтобы первыми купить какой-нибудь «пятый айфон». Или платить не слишком разумные деньги за право прогнать компьютерную игру на «особом релизе» видеокарты. Об этом пишут, об этом спорят. Что касается энтузиастов-фотолюбителей, они находятся в тени общественного интереса, но они есть.

Что касается профессионалов, позвольте напоследок рассказать серию маленьких историй. На вопрос «Что вы посоветуете начинающему фотографу?» один из метров фэшн-съемки (Марсио Мадейра) ответил: «Надо взвалить на себя двадцать килограмм фотоаппаратуры и побегать с ними лет двадцать. Тогда все получится само собой». Я время от времени наблюдаю, как московский фотограф Игорь Костромин «поигрывает» на корпоративных съемках двумя камерами, которые весят четыре килограмма каждая (с объективами, вспышками и батарейными блоками). Одна камера с телевиком, другая - с широкоугольником. Четыре килограмма - небольшой вес, если «поигрывать» им минут десять. Но попробуйте продержаться в плотной съемке несколько часов! Попробуйте отправиться в фотокомандировку с 20-килограмовым рюкзаком, как это делает Евгений Уваров. Правда, все перечисленные фотографы - большие, с весом от сотни килограмм. А когда видишь «тростинку», начинающую девочку-фотографа, сгибающуюся под рюкзаком, который весит чуть больше «тростинки», - это не для слабонервных, я плакалъ.

Все это к тому, что если со временем беззеркалки заменят зеркалки и рюкзак фотографа станет вдвое легче, многие люди скажут «Олимпусу» спасибо. И будет за что. Простите, что моя позиция по ходу написания статьи выстроилась «за производителя», а не «против». Но это позиция, а не просто слова.

Галерея

Эти не просто слова я постарался подтвердить кадрами. Их много, больше обычного, но, думаю, всем интересно посмотреть, как снимает новая камера такого класса. Поэтому семплы взяты вместе с полем Adobe Photoshop, так можно оценить качество экспозиции (по гистограмме) и увидеть, какой фрагмент кадра 4608 х 3456 взят в качестве иллюстрации (по навигатору).

Те же фотографии представлены в нетронутом виде - не кадрированном, и, естественно, без какой-либо коррекции. Единственную обработку, которую некоторые из них прошли, - это конвертация из RAW в JPG. Здесь мы воспользовались не фирменным конвертором Olympus, а недавно вышедшей версией адобовского плагина CameraRAW с поддержкой Olympus OM-D E-M1. Этот конвертор работает вполне добротно, а причина того, что мы не использовали фирменный, входящий в состав Olympus Viewer 3, причина проста - фирменный конвертер удаляет из снимка данные EXIF. Странно, но факт. Поэтому, чтобы не появилось недоверие читателей, семплы прошли адобовскую обработку.

Общее примечание к снимкам. Камера очень быстра и работает не хуже зеркалки класса Canon 7D или Nikon D300 (с более крутыми аппаратами, врать не буду, у меня нет большого опыта общения). Все достоинства Olympus OM-D E-M1 за время короткого теста, конечно, оценить не удалось, а явных проколов замечено не было. Разве что иногда «мажет» автофокус. Но он и у зеркалок иногда «мажет».

Что касается съемки на высокой чувствительности, единственно, о чем жалею - что не проверил, как камера снимает на ISO выше 16000 (думал, не справится). Но, согласитесь, камера, которая на ISO 16 000 выдает фото, а не «порно» - достойная камера.

При широко открытой диафрагме (F1,8 - F5,6) камера замечательно справляется с художественным размытием фона. Так что все видимые недостатки беззеркалок производителю удалось преодолеть. А оценить качество снимков вы сможете сами: цветопередачу, шумы, «пластику» изображения (знать бы, в чем она измеряется, но такая хараетеристика есть). Такие дела.

Галерея, часть 1
Галерея, часть 2
Поделиться: