Рабочие иммигранты используются преимущественно в отраслях экономики. Назарова Е.В

Миграция неквалифицированной рабочей силы

Значительные масштабы приобрела и миграция неквалифицированной рабочей силы. Около 100 млн чел. ежегодно впервые приходят на мировой рынок труда. Их основную часть составляют граждане развивающихся стран. Они еще более усугубляют и без того серьезную проблему безработицы, которая затрагивает не менее 1 млрд чел., не имеющих работы или полной занятости.

В развивающихся странах достойные рабочие места создаются недостаточно быстрыми темпами для поглощения растущего числа людей, вступающих на рынок труда каждый год. По оценкам МОТ, в настоящее время число людей, зарабатывающих около 1 долл. в день, составляет около 550 млн чел. Неспособность глобальной экономической системы создавать рабочие места там, где живут люди, возлагает бремя перестройки экономики на семью и ее членов. В бедных странах семьи вынуждены принимать трудные решения в отношении направления за границу одного из членов семьи, чтобы обеспечить существование остальным ее членам.

Иммигранты из бедных стран используются в развитых странах на самых тяжелых, вредных и малооплачиваемых работах: в коммунальном хозяйстве, строительстве, на транспорте, в химической и металлургической промышленности, занимая те ниши на рынке труда, которые не востребованы коренными жителями. Они же служат своеобразным социальным буфером: в условиях кризиса иммигранты первыми увольняются. Значительная часть таких мигрантов – бесправные нелегалы.

Последствия трудовой миграции для принимающих стран и государств-доноров

Трудовая миграция, темпы которой особенно возросли в 1990– 2000-е гг., оказывает противоречивое воздействие на принимающие страны и государства-доноры. Сопоставление выгод и недостатков трудовой миграции показывает, что в целом принимающие страны выигрывают, а страны-доноры – проигрывают. Примером преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны может служить Израиль. Проводя целенаправленную политику на привлечение евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.

Среди положительных последствий для принимающих стран можно отметить следующее:

  • 1. В случае притока квалифицированных специалистов происходит значительная экономия на их подготовке. Например, в США сосредоточена бо́льшая часть нобелевских лауреатов, при этом более половины из них – иммигранты в первом поколении. Подавляющая часть школьных и вузовских преподавателей математики в США получили образование в России и других бывших советских республиках. Почти 90% работников ВПК Израиля – выходцы из бывшего СССР. Приток квалифицированных кадров повышает качество трудовых ресурсов.
  • 2. Приток дешевой неквалифицированной рабочей силы позволяет снижать издержки во многих сферах экономики. Иммигранты заполняют ниши на рынке труда и "выталкивают" коренное население на более квалифицированные и более высокооплачиваемые "этажи занятости".
  • 3. Иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, их расходы стимулируют экономику. Они также выступают в качестве налогоплательщиков. Так, в конце 1990-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывали, но оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платили налоги в размере более 90 млрд долл. в год.
  • 4. Иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в развитых странах, где идет интенсивный процесс постарения населения, препятствуют сокращению его численности. Специалисты подсчитали, например, что если бы не иммигранты, то к середине XXI в. численность населения Германии могла бы сократиться вдвое.

Но страны-реципиенты сталкиваются и с отрицательными последствиями миграции.

  • 1. Целые отрасли экономики (транспорт, строительство, торговля, добыча полезных ископаемых и др.) при длительном использовании иностранных работников попадают в зависимость от их труда.
  • 2. Происходит снижение цены национальной рабочей силы, так как растет предложение на рынке труда.
  • 3. Происходит переполнение инфраструктуры городов (муниципального транспорта, больниц, школ и детских садов), что вызывает недовольство местного населения.
  • 4. Растет преступность (например, в Москве, согласно официальной статистике, более 60% преступлений против личности совершается мигрантами).
  • 5. Провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами на религиозной и расовой почве.
  • 6. Перевод мигрантами валютных средств на родину ухудшает состояние платежного баланса принимающих стран.

На странах-донорах эмиграция также сказывается двояко. С одной стороны, это положительные моменты эмиграции.

  • 1. Эмиграция уменьшает безработицу, уменьшает напряжение на рынке труда. Это, в свою очередь, вызывает увеличение цены национальной рабочей силы.
  • 2. Эмигранты приобретают квалификацию, трудовые навыки, приобщаются к передовым технологиям, которые используют при возвращении на родину. Многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие.
  • 3. Перевод доходов на родину увеличивает ВВП страны, улучшает состояние платежного баланса. Например, денежные переводы мигрантов на родину составляют 29% ВВП Кыргызстана, таджикских мигрантов – 60% ВВП.
  • 4. При возвращении мигранты привозят материальные ценности и сбережения, что повышает уровень благосостояния населения.
  • 5. Эмиграция из развивающихся стран способствует снижению темпов прироста населения в них и уменьшению демографического давления.

С другой стороны, это отрицательные последствия.

  • 1. В случае отъезда квалифицированной рабочей силы страна теряет значительную часть бюджета, снижается качество трудовых ресурсов. По оценкам экспертов ООН, только финансовые потери развивающихся стран от "утечки умов" за последние 30 лет превысили 60 млрд долл. А общие объемы интеллектуальной эмиграции из развивающихся стран составили от 10 до 30% их интеллектуального потенциала. "Утечка умов" может привести к образованию замкнутого порочного круга, который замедляет развитие.
  • 2. Уменьшаются налоговые поступления в бюджет.
  • 3. Страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, происходит постарение населения.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 1

Регулирование иммиграции

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть дву - и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии - Министерство труда, а в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда.

Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

1) работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

2) специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

3) представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

4) специалисты с мировым именем - музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

5) крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие.

Профессиональная классификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране - экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3 - 5 лет стажа работы по специальности. Могут потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном образовании. Например, в Австралии считают законными следующие российские дипломы - инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтажников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее 5 лет.

Ограничение личного характера. Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20 - 40 лет. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в буровиках-нефтяниках в возрасте от 20 до 40 лет. В Объединенных Арабских Эмиратах требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20 - 45 лет. Чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигранта, которая иначе называется "социальная чистота", что считается важным моментом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного типа. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.

Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест.

Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, и только после этого они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, в рамках географических квот правительства проводят лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона. В США, например, географическая структура иммиграции устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на не дискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США. Затем на основе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньше квота этой страны в лотерее.

Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых небольших фирм и предприятий.

Стимулирование реэмиграции

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину.

Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. Но приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить уже существующую работу в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться трудоустроиться у себя на родине.

Программы экономической помощи странам с массовой эмиграцией. Развитые страны заключают соглашения со странами - экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия принимали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с Турцией. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей. Главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции.

Экономические последствия миграции рабочей силы

Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению "узких мест" и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так, в конце 80-х годов иностранные рабочие составили в Западной Европе от 5 до 25% всех работающих по найму.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии - 40% всех строительных рабочих, в Бельгии - 50% шахтеров и т.д.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики - строительства, угольной промышленности, сферы услуг.

В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом - иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов, занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ, имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих.

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате "бегства умов" Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд долл.

Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд "Экономические последствия иммиграции", оценивает безусловно позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической ассоциации или бывших членов президентского Совета экономических советников.

Е.Глинкин

Менеджер

компании "Астур XXI"

Подписано в печать

Большое влияние на численность и состав населения стран, их рабочую силу оказывают внешние миграции, т.е. эмиграции и иммиграции, или соответственно выезд трудоспособного населения из данной страны и въезд в нее. Внешние миграции играли и играют многостороннюю роль в развитии человечества, выступая формой приспособления человека к меняющимся условиям его существования. В результате международной миграции за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. Принципиальное ее отличие от других факторов производства заключается в том, что она сама является фактором производства других факторов, создателем прибавочной стоимости.

Выделяются следующие виды международной миграции: безвозвратная, временно- постоянная (от года до шести лет), сезонная, маятниковая (ежедневный, еженедельный переезд для работы в соседнюю страну).

Международную миграцию вызывают причины экономического и политического, военного порядка. Первые носят более или менее постоянный характер, вторые связаны с переломными политическими событиями в отдельных странах, а также с войнами, которые порождают вынужденных мигрантов - беженцев, перемещенных лиц.

Вынужденная миграция. Хотя вынужденные миграции населения и вызываются причинами внеэкономического порядка, они тоже ведут к перераспределению трудовых ресурсов между странами, что оказывает влияние на развитие экономики как стран эмиграции, так и стран иммиграции.

Число беженцев драматически возросло в 80-90-е годы. В Африке оно приблизилось к 12 млн, в Азии превысило 5 млн человек. Наибольшее число беженцев (5 млн) приходится на выходцев из Афганистана. Большие массы камбоджийских беженцев - 350 тыс. - живут в Таиланде, 100 тыс. иракцев - в Иране, 100 тыс. мьянмарцев - в Бангладеш. В Европе насчитывается около 1,8 млн беженцев, а в США - 1 млн. Гражданские конфликты в бывших Советском Союзе, Югославии создали самый глубокий кризис в движении беженцев в последнем десятилетии.

XX в. называют веком беженцев. В 2000 г. их общее число в мире превысило 21 млн человек (1995 г. - 27,4 млн, 1980 г. - 9,6 млн). Вынужденная миграция приобрела мировой характер, затронув многие страны.

Трудовая миграция. Основную роль в современном международном движении населения играет трудовая миграция. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Международная трудовая миграция приобрела большие масштабы и становится типичным явлением социально-экономической жизни современного мира. Каждый год эмигрирует 2-3 млн человек. В 2000 г. 830 млн человек проживало вне страны их рождения (это более 1% мирового населения).

Возможность международной миграции рабочей силы создается национальными различиями в доходах, в уровне жизни. Необходимость переселенческих движений наемного труда от страны к стране диктуется неравномерностью образования относительного перенаселения на международной арене. Рабочая сила движется от стран, богатых трудовыми ресурсами, к странам, более богатым капиталом. Более половины международных мигрантов являются выходцами из развивающихся стран, 2/3 из них находятся в индустриальных странах. Приток новых масс мигрантов в эти страны связан с качественными диспропорциями на их рынках труда.

Потоки трудовой миграции в течение длительного времени претерпели определенные изменения. В прошлом веке международная миграция была направлена в основном в бедные капиталом колонии, и прежде всего в Северную Америку и Австралию. Массовая иммиграция в отдельных районах мира привела к возникновению и развитию там переселенческих обществ, что придало импульс развитию мировой хозяйственной системы. Перемещение иммигрантов, средств производства и денежного капитала способствовало образованию во второй половине XIX - начале XX вв. группы переселенческих государств, основные направления общественного развития которых определялись европейскими державами. В этот период происходили также значительные перемещения населения из Китая и Индии преимущественно в Юго-Восточную Азию и в районы Индийского океана.

Во второй половине истекшего столетия сформировались новые центры притяжения иммигрантов. Эмиграция стала идти из менее развитых в более развитые страны. Наряду с США мощный центр притяжения сложился в Западной Европе, в результате из поставщика эмигрантов она превратилась в центр притяжения рабочей силы. Крупнейшими принимающими странами выступают США и Германия (свыше 400 тыс. чел. в год).

В середине 70-х годов крупный центр иммиграции сложился в районе Персидского залива, и в начале 90-х иностранцы составляли там 70% рабочей силы. Своеобразным центром притяжения иммигрантов, националистическим по своему характеру, стал Израиль, созданный в 1947 г. Его население на 2/3 увеличивалось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 1/3) - за счет выходцев из Советского Союза. В Латинской Америке центрами притяжения рабочей силы стали Аргентина, Бразилия и Венесуэла с численностью иммигрантов от 5 до 8 млн человек. В Африке центрами притяжения рабочей силы стали ЮАР и Кот-д"Ивуар.

Основными поставщиками рабочей силы в Азии были Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия; на Ближнем Востоке - Ливан, Иордания, Турция; в Африке - Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад, Гвинея, Мозамбик; в Северной Америке - Мексика; в Европе - Польша. В 90-е годы страны Южной Европы - Греция, Италия, Испания превратились из стран чистой миграции в страны нетто-иммиграции.

Влияние миграции на принимающие страны. Международная миграция населения играет важную роль в демографическом развитии отдельных стран и регионов. В результате миграционных потоков целый ряд промышленно развитых стран нивелировал суженное воспроизводство населения. Нетто-иммиграция обеспечивает почти половину прироста населения развитых стран.

Вместе с тем значительные эмиграции приводили в ряде стран к процессу депопуляции, что наблюдалось в 60-е годы в Ирландии, Греции, Португалии, несмотря на высокий прирост населения в этих странах. Во второй половине 80-х годов Ливан потерял 1/10 часть населения, Мексика - около 1%. Известный французский демограф А. Сови приравнивал эмиграцию к смертности.

Международная миграция оказывает серьезное воздействие на возрастную и половую структуру населения стран-доноров и принимающих стран. Среди иммигрантов преобладают лица трудоспособных возрастов. Доля иммигрантов в рабочей силе обычно выше, чем в населении.

Доля иностранцев в населении развитых стран достигает 4,5% по сравнению с 1,6% в развивающихся странах. Иностранные рабочие составляли значительную часть трудоспособного населения в странах Западной Европы, особенно в Швейцарии (19,6,% в 1997 г.), Германии (8,8%), Франции (6,3%). В США они составляли 7,9% рабочей силы.

В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию заработной платы и увеличению ВМП. В реальной жизни все основные выгоды от миграции рабочей силы достаются принимающим странам. Оценить их масштабы непросто, так как не все они поддаются количественному учету. Складываются такие выгоды из экономии на подготовке специалистов в принимающих странах, стоимости продукции и услуг, соответственно создаваемой иммигрантами в стране пребывания, поступлений от налогообложения. Иммигранты, особенно нелегальные, вносят в доходы страны больший вклад, чем получают от общественного сектора. Иммигранты более молоды, чем в среднем население, и они финансируют часть социальных расходов постоянных жителей.

Разные категории иммигрантов оказывают неодинаковое воздействие на воспроизводство валового продукта. Заметное влияние на экономическое развитие индустриальных стран Запада оказывает такое явление, как «утечка умов». К этой категории относят работников науки, инженеров, врачей. В 50-60-е годы «утечка умов» шла главным образом из одних развитых стран в другие, в основном в США. С 60-х годов эмиграция научно-технических и других высококвалифицированных специалистов начала осуществляться из развивающихся стран, а в 90-е годы - из стран Восточной Европы.

По крайней мере 2/3 притока «умов» приходится на США. Доля иммигрантов среди специалистов составляет там 17%, в том числе 40% инженеров и специалистов по ЭВМ, большое количество преподавателей технических дисциплин в университетах и колледжах. По оценкам, чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного «среднего» ученого гуманитария составлял в 70-е годы 230 тыс. долл., ученого в области общественных наук - 235 тыс., инженера - 253 тыс., врача - 646 тыс. долл. В результате экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составляла не менее 15 млрд долл. Прибыль, получаемая Канадой в процессе эксплуатации умов эмигрантов, в семь раз больше объемов ее помощи развивающимся странам. В Британии выгоды от привлечения иностранных специалистов втрое превышают размеры ее экономической помощи странам Азии и Африки.

Анализ ситуации в США показывает, что приток иммигрантов не сопряжен с обострением конкуренции на рынке труда и ростом безработицы среди коренного населения. Более того, косвенно через расширение спроса и прямо - через развитие нового предпринимательства он стимулирует создание новых рабочих мест.

Иммиграция существенно не влияет на средний уровень заработной платы и дифференциацию доходов. Лишь в отдельных случаях усиление конкуренции внутри определенных профессионально-квалификационных групп приводит к некоторому снижению заработной платы. Иммигранты обычно используются в рамках так называемого вторичного сегмента рынка труда, который характеризуется тяжелыми условиями труда, низким уровнем оплаты и отсутствием возможностей для профессионального роста. Эти обстоятельства ограничивают социальную мобильность мигрантов, создают основу для их сегрегации. В первичном секторе рынка труда находятся лишь мигранты, относящиеся к научно-техническим работникам. Обычно их ассимиляция происходит достаточно мягко в обществе стран-реципиентов. И только ухудшение экономической обстановки обычно приводит к обострению противоречий между коренным населением и пришлыми специалистами.

Социально-экономические последствия миграции. Эмиграция представляет собой перемещение наиболее ценного фактора производства. Домашние хозяйства, местные административные единицы, государства вкладывают значительные средства в его создание. Миграции не приводят к соответствующей отдаче странам, которые покидают уезжающие. Исследования показали, что к выезду из развивающихся стран наиболее расположены группы населения со средними доходами. Не отмечается прямая связь между бедностью и трудовой миграцией. Группы с наименьшими доходами в бедных странах не имеют перспектив, финансовых средств и информации, чтобы в больших масштабах включиться в международную миграцию, хотя отмечались случаи обратной тенденции. Поэтому чаще всего в результате эмиграции страны теряли наиболее квалифицированную рабочую силу, и возникавшие вакансии замещались менее подготовленными работниками, что сказывалось на эффективности производства. Подобные случаи были характерны для Египта, Иордании, Йемена, Лесото и других стран. Некоторые страны Тропической Африки, Южной Азии, Центральной Америки потеряли 1/3 профессиональных работников.

Эмиграция нередко наносит тяжелый урон интеллектуальному потенциалу стран- доноров, который является самой ценной субстанцией любого общества. Суть этой проблемы состоит не столько в количестве уезжающих за рубеж специалистов, сколько в их значении. Отъезд того или иного неформально ведущего научного сотрудника может парализовать работу творческого коллектива. Отток «мозгов» усиливает диспропорции научно-технического развития основных подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.

Миграция рабочей силы, базируясь на различиях в уровнях экономического развития, вместе с тем способствует ослаблению ряда проблем стран эмиграции. В частности, для ряда особенно малых стран денежные переводы эмигрантов играют важную роль в качестве источника их валютных поступлений. В Албании они составляют 150% объема экспорта товаров и услуг, в Буркина Фасо и Иордании - 31-42%, в Йемене - 23-29% их поступлений от товарного экспорта. В крупных странах (Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины) они составляют 20-27% экспортных поступлений.

Для рабочих-эмигрантов характерна высокая норма сбережений. Их средняя склонность к сбережениям колеблется от 35% у турецких эмигрантов до 70% - у пакистанских. Средняя склонность переводить в страну выезда ниже и колеблется в пределах 11-50%. Она понижается по мере увеличения срока пребывания иммигранта в принимающей стране.

Денежные переводы стимулируют внутренний спрос, который может приводить к росту производства и занятости. В ряде стран с узким внутренним рынком они могут увеличивать инфляционное давление и вызывать расширение импорта. Исследования по Бангладеш и Пакистану показали, что только небольшая часть переводов расходуется на производственные инвестиции. В социальной сфере позитивный эффект миграции связывают обычно с ростом благосостояния если не всего общества, то хотя бы некоторой его части.

Положительное влияние может оказывать приобщение временных мигрантов к более передовым технологиям, применяемым в странах иммиграции, более высоким стандартам трудовой этики. По оценкам, из США в свою страну возвращается примерно 25% иммигрантов, но возвращение эмигрантов не всегда приносит выгоду стране. Нередко только половина возвращающихся являются экономически активными.

Международная миграция трудовых ресурсов слабо влияет на перераспределение дохода в мировом хозяйстве и тем более на выравнивание уровней экономического развития. Рабочая сила до сих пор остается немобильным фактором производства по сравнению с капиталом, который перемещается в мировой экономической системе более свободно. Общий эффект международной миграции для экспортирующих стран значительно ниже, тем в торговле и движении капитала. Так, переводы мигрантов составляют лишь более 1 % мирового экспорта товаров.

Подобное положение предопределяется политикой прежде всего индустриальных стран, которая носит ярко выраженный иммиграционный характер. Начиная с 70-х годов страны Запада начали ужесточать меры по ограничению иммиграции, почти одновременно с этим западные страны, и прежде всего США, в рамках политики защиты прав человека развернули кампанию за свободу передвижения людей. Усилилась селективность допуска исходя из целей внешней политики и решения своих экономических проблем. Иммиграционные правила пересматривается в сторону поощрения притока научных и высококвалифицированных лиц. В этом отношении представляются обоснованными предложения ряда стран о выработке механизма компенсации за использование трудовой иммиграции

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта необходимо использовать арсенал средств политики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран.

Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. В связи с противоречивостью последствий миграции государственное регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов и стимулирование миграции, так и на сокращение потоков миграции.

Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании внешнеторговых потоков. Уже в конце ХVIII в. в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX в. многие европейские страны приняли законы, ограничившие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует и поныне.

В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения.

Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию иностранной рабочей силы.

Рабочие-иммигранты заняты преимущественно неквалифицированным трудом. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Существует дискриминация в оплате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Иностранные рабочие дискриминируются при найме жилья, при попытке получить образование, при обращении за медицинской помощью и т. д.

Одной из форм рабочей силы является ротация, которая предполагает постоянное замещение работающих мигрантов новыми партиями иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных рабочих в обход существующего законодательства.

Страны-реципиенты (принимающие) применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

1. профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности). Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что подтверждается соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтвердить или оценить в принимающей стране. Стаж работы по специальности должен быть от 2 до 5 лет (Кипр - 2 года, Австралия - 3 года, США - 5 лет);

2. возрастной ценз (обычно 20-40 лет);

3. состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);

4. социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также состоящих в рядах реакционных партий);

5. квотирование (законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий, при этом страны устанавливают квоты на въезд иностранцев из определенных стран – Азии, Африки).

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

Уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство;

Первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

Налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

Ограничение времени пребывания иностранных рабочих в данной стране.

В странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции (депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение). Они могут налагаться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.

Если в стране увеличивается безработица государство может:

Ограничить въезд иммигрантов

Выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества;

Стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов.

В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторонними межправительственными соглашениями, так и многосторонними.

Международная организация труда (МОТ) действует в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов.

Верховный комиссариат ООН по делам беженцев решает вопросы их защиты, реализует долгосрочные решения и в первую очередь проблемы репатриации.

Предыдущая

25. Международная миграция трудовых ресурсов

Бурно происходящая интернационализация производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Международная миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства.

В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Во Франции иммигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении; в Бельгии – половину горняков; в Швейцарии – 40% всех строительных рабочих и т.д. В то же время для большинства развивающихся стран, осуществляющих экспорт рабочей силы, отказ от него означал бы потерю важнейшего валютного источника. Так, если в Египте эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль в 970 млн долл., а туризм – 600 млн, то денежные переводы иммигрантов – 3, 1 млрд долл.

Число иностранных рабочих в Западной Европе составляет 4, 1–6, 5 млн, в США – 5–5, 6 млн, в Латинской Америке – 3, 5–4 млн, в странах Ближнего Востока и Северной Африки – 2, 8 млн, в Западной Африке – 1, 3 млн человек.

Первый центр иммиграции сформировался в странах Западной Европы, где иностранную рабочую силу стали использовать на постоянной основе. В ЕС – 13 млн иммигрантов и членов их семей, в том числе около 8 млн (или 61%) из стран, не являющихся членами ЕС. В ФРГ иностранная рабочая сила составляет 8% от общего числа занятых, во Франции – 7, Швейцарии и Люксембурге – до 30%.

Но особая роль иностранцев как дополнительной рабочей силы для стран иммиграции заключалась в том, что в межгосударственном передвижении в основном участвовала молодежь, как правило, до 25 лет, пригодная к интенсивному труду и физическим нагрузкам.

До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%, а это значит, что такие предприятия уже «сориентированы» на использование пришлой рабочей силы.

Вторым центром иммиграции традиционно являются США, трудовые ресурсы которых исторически сложились именно за счет иммигрантов. Сейчас приезжая рабочая сила постоянно составляет около 5%, а в прибрежных районах и больше (считая тех, кто не успел ассимилироваться).

Третий центр – в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. До последнего времени он был третьим центром иммиграции: в ОАЭ удельный вес рабочей силы около 90%, в Катаре – свыше 80, в Саудовской Аравии и Бахрейне – практически по 40, в Омане – 34%. Главный экспортер рабочей силы в регионе – Египет (75% общего количества иммигрантов).

Четвертый центр – в Латинской Америке: Аргентина и Венесуэла принимают рабочих из соседних стран. Общее число иммигрантов – 3 млн, подавляющее большинство – латиноамериканцы. Наиболее распространенная форма – сельская сезонная миграция. Более продолжительная по времени миграция характерна для работников промышленности и сферы услуг.

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

3. Международная миграция капитала Международная миграция капитала как явление начало активно развиваться в период становления мирового хозяйства.Перемещение капитала за рубеж (вывоз капитала) – это процесс, в ходе которого происходит изъятие части капитала из

автора Литвинюк Анна Сергеевна

60. Показатели использования трудовых ресурсов Мерой эффективности труда в процессе производства является производительность труда. Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей.Уровень

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

117. Социально-экономические последствия миграции трудовых ресурсов Эмиграция трудовых ресурсов представляет собой перемещение наиболее ценного фактора производства. Домашние хозяйства, местные административные единицы, государства вкладывают значительные средства

Из книги Социология труда автора Горшков Александр

12. Структура и воспроизводство населения и трудовых ресурсов Население? совокупность проживающих на определенной территории людей.Население постоянно воспроизводится и находится в процессе самостоятельного развития, что является основным источником трудовых

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 18. Статистика трудовых ресурсов Трудовыми ресурсами считается та часть населения, которая фактически занята в экономике или не занята, но способна к труду по возрасту и состоянию здоровья.В составе трудовых ресурсов выделяют следующие категории:1) трудоспособное

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Вопрос 19. Баланс трудовых ресурсов Балансом трудовых ресурсов (БТР) называется система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов, и их распределение на занятых по отраслям экономики и формам собственности, безработных и экономически неактивное

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

120. Анализ трудовых ресурсов предприятия Анализ трудовых ресурсов предприятия. Рациональное использование персонала предприятия – важнейшее условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов. Для целей

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Рациональное использование трудовых ресурсов Опытный руководитель знает, что среди его подчиненных всегда есть несколько сотрудников, которые значительно компетентнее других. Соответственно, им поручаются самые важные и сложные мероприятия. Однако, если организация

Из книги HR в борьбе за конкурентное преимущество автора Брокбэнк Уэйн

Вопрос 24 Цель и задачи анализа состояния и использования трудовых ресурсов Цель анализа – выявление резервов более рационального использования численности работников и их рабочего времени, повышения производительности труда и эффективности использования фонда

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

Вопрос 29 Резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов К резервам повышения эффективности использования трудовых ресурсов относятся: снижение трудоемкости продукции за счет автоматизации и механизации производства, роста квалификации труда,

Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл

Демографические характеристики трудовых ресурсов Демографические характеристики трудовых ресурсов, которые могут быть использованы для разработки, производства, дистрибуции и продажи товаров и услуг, стремительно меняются. Демографическая ситуация также оказывает

Из книги автора

Что должен знать HR-специалист о демографических характеристиках трудовых ресурсов Для того чтобы участвовать в обсуждении вопросов, связанных с человеческим капиталом, HR-руководитель должен быть в курсе современных тенденций и знать, где можно получить

Из книги автора

Глава 10 Динамика численности населения и международная миграция Все государства, легко принимающие в подданство иноземцев, способны стать мощными державами. Френсис Бэкон Россия не только не имеет довольно жителей, но обладает еще чрезмерным пространством

Из книги автора

Формирование трудовых ресурсов Планирование потребности в трудовых ресурсахФормулируя цели организации, менеджмент должен определить необходимые для их достижения ресурсы. Потребности в денежных средствах, материалах и оборудовании очевидны, и в ходе планирования

Из книги автора

Развитие трудовых ресурсов Раньше кадровая деятельность практически ограничивалась наймом и отбором. Считалось, что если вам удалось найти подходящих людей, они сумеют выполнить работу. Но большинство современных организаций сегодня понимают, что наем подходящих

Поделиться: