Рабочие иммигранты используются преимущественно. Международная миграция рабочей силы в условиях современной экономики

Численность населения постоянно изменяется. Изменение численности населения Земли происходит за счет естественного прироста , который по отдельным регионам далеко не одинаков. Относительно быстро растет население развивающихся стран. В развитых странах естественного роста населения вооб­ще не наблюдается или он настолько мал, что не позволяет обеспечивать воспроизводство трудовых ресурсов. Для этих стран единственным выходом является пополнение рабочей силы за счет миграции населения из слаборазвитых и развиваются стран.

Использование иностранной рабочей силы уже давно стало непременным условием нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Так, например, во Франции иммигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении; в Бельгии - половину горняков; в Швейцарии - 40 % всех строительных рабочих. В то же время для большинства развивающихся стран, осуществляющих экспорт рабочей силы, отказ от него означал бы потерю важнейшего валютного источника. Так, если в Египте эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль в 200 млн. дол. а туризм - 800 млн. долл. ,то денежные перевода. эмигрантов - 3.1 млрд. долл.

Миграция рабочей силы - явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте современных тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни общества.

До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда: строительство, сфера обслужвания, и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика и порой доходит до 70 %,а это значит, что такие предприятия уже "соориентированы” на использование иностранной рабочей силы.

В связи с проходящим процессов объединения Европы во второй половине 90-х годов, по прогнозам Немецкого федерального института занятости, ускоренный экономический рост создает рабочие места, но не вызовет иммиграции по образцу и подобию 60-х годов. Страны ЕС будут неохотно совершать вербовку из третьих стран. Основные преимущества, как предполагается, получат Великобритания, Германия, Франция и страны Бенилюкса.

Если первоначально центрами притяжения рабочей силы были в основном индустриальные государства Западной Европы и Северной Америки , то в 70-е годы весьма стремительно сформировался рынок труда в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Он, по существу, до последнего времени был третьим центром иммиграции. Сюда к началу 80-х годов оказалось стянуто около 3 млн. иностранных рабочих. Об значительной интенсивности миграционного процесса свидетельствует большой удельный вес иностранных рабочих. Так, в Арабских Эмиратах она составила около 50 %, В Катаре - около 80 %, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40 %.

Четвертый центр сформировался в Латинской Америке. Здесь в основном Аргентина и Венесуэла принимает рабочих из соседних стран. Общее число иммигрантов достигает здесь 3 млн. человек, подавляющее большинство которых составляют латиноамериканцы.

Межотраслевая миграция имеет место и в Африке и в Азии. Надо сказать, что в области миграции статистика не отличается большой достоверностью. Что же касается Африки, то статистический учет и вовсе не дает возможности устанавливать ее действительные масштабы и направления. По приблизительным оценкам, миграция составляет 2 млн. человек. В основном более богатые страны берут неквалифицированных работников. Специалисты, приезжающие из других регионов мира, составляют не более 500 тыс. человек. Страны Азии, являясь в подавляющем большинстве экспортерами рабочей силы, принимают высококвалифицированных специалистов по отдельным специальностям. Наконец, Австралия использует около 200 тыс. человек, многие из которых готовятся к получению гражданства страны пребывания.

Необходимо подчеркнуть, что миграционные процессы характеризуются не только количественными показателями, направлениями передвижения, но и квалификационными характеристиками мигрантов.

Научно-техническая революция формирует особый рынок высококвалифицированной рабочей силы. Для него характерны высокое творческое содержание, самомотивация, основывающаяся на высоком уровне образования, высокая стоимость рабочей силы, приспособляемость ее к новым экономическим условиям. По прогнозам европейских экспертов, работники самой высокой квалификации будут самой мобильной рабочей силой. Либерализация коммерческого законодательства и увеличивающееся жизненное пространство для компаний будут стимулировать подвижность мелких и средних компаний внутри ЕС. В этих условиях спрос на рабочую силу высокой квалификации будет таким большим, что сюда устремятся эмигранты из третьих стран.

До недавнего времени основными поставщиками кадров высокой квалификации в США и западноевропейские страны были Индия, Пакистан и Египет. Эта тенденция в настоящее время и в ближайшем будущем измениться: произойдет переориентация в связи с изменением ситуации в восточноевропейских странах и в бывшем СССР. Сказанное относится и к представителям особого рынка труда - спортсменам, артистам, музыкантам.

В то же время, как уже отмечалось, иммигранты занимаются и непрестижными тяжелыми и вредными работами. Эти рабочие места даже в периоды кризисов при увеличении числа безработных не привлекают местное население.

Государство довольно активно влияет на процесс миграции . При оживление производства допускается либерализация импорта, при спаде происходит его лимитирование. Регулируется не только количество иммигрантов, но и профессиональная, квалификационная, половозрастная структуры и, конечно, продолжительность проживания в стране.

В странах-импортерах сложилась система государственных мер регулирования миграции Оно включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе, национальные службы миграции, а также межгосударственные соглашения.

На межгосударственном уровне странами-участницами Организации экономического сотрудничества и развития создана служба, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Иммиграционная политика проводится непосредственно через национальные службы эмиграции, которые обычно создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. Иммиграционные службы стран осуществляют функции контроля за въездом в страну иммигрантов. Они выдают разрешения, согласованные с заявками предпринимателей на въезд и работу, а также определяет время пребывания. Отметим, что регулирование продолжительности пребывания осуществляется в разных странах по разному. Для ФРГ, например, в основном характерна жесткая ротация (пребывание от одного года до трех-пяти лет без приема семей). Для Франции, Бельгии, Великобритании, наоборот, характерна семейная иммиграция, приводящая к расширению внутреннего рынка. Для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии наиболее приемлемой оказалась "ассимилированная миграция", предусматривающая получение гражданства после определенного срока непрерывного пребывания.

B условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину.

B числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. B западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. B некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других - через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.

Программы профессиональной подготовки иммигрантов. B качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине.

Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отношениях ФРГ и Турции. B ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ.

Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции.

Итак, государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, и осуществляется на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

4. РЕЗЮМЕ

момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся - источником эмиграции.

3. Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной pa- бочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вопросы на повторение

1. Дайте определение понятий миграции рабочей силы, эмиграции, иммиграции, реэмиграции, миграционного сальдо, «утечки мозгов».

2.B чем заключаются экономические последствия миграции для международной экономики в целом?

3. Сформулируйте определения следующих стоимостных показателей миграции:

а) трудовой доход и выплаты занятым;

б) перемещения мигрантов;

в) переводы работников.

4.Какие из вышеперечисленных статей платежного баланса относятся к частным неоплаченным переводам и почему?

Проблемы для обсуждения

11. Если рассматривать рабочую силу не как фактор производства, а как товар, и международную миграцию не как международное передвижение фактора производства, а как обычную международную торговлю, в чем заключается специфика такой торговли? B чем сходство и в чем различие между международной трудовой миграцией и международной торговлей товаром «рабочая сила»?

12. Как известно, введение импортного тарифа большой страной, способной оказывать влияние на уровень

5.B чем заключается воздействие эмиграции на экономику страны - экспортера рабочей силы?

6.B чем заключается воздействие иммиграции на экономику страны, принимающей иностранную рабочую силу?

7. Назовите страны и регионы, являющиеся основньши точками притяжения для мигрантов из-за рубежа.

9. Перечислите главные способы государственного регулирования иммиграции.

10. Каковы способы государственного стимулирования реэмиграции?

мировых цен, может увеличивать ее благосостояние. Что произойдет с уровнем благосостояния страны, если местные отрасли производства, конкурирующие с импортом, начнут активно использовать дешевую иностранную рабочую силу, доходы которой не включаются в состав национального дохода страны?

13.Перед руководством крупного предприятия стоит дилемма: создать дополнительное производство аналогичной продукции в развивающейся стране с дешевой рабочей силой за счет собственньис прямых инвестиций или попытаться расширить собственное производство за счет привлечения внешних инвесторов. Каково будет отношение профсоюзов данного предприятия к разрешению этой дилеммы и почему? Проиллюстрируй-

15. Какие шаги правительства Германии приведут в большему росту международной миграции и почему:

а) либерализация правил выезда граждан своей страны за рубеж;

б) либерализация правил въезда в страну из-за рубежа;

в) принятие программы экономической помощи развивающимся странам;

г) принятие программы диверсификации географической структуры иммиграции?

16. B модели специфических факторов производства как влияет иммиграция в малую страну:

а) на процентную ставку и земельную ренту (доходы от капитала и земли);

б) на уровень средней зарплаты в малой стране;

в) на перераспределение доходов в малой стране, импортирующей рабочую силу. Что надо сделать, чтобы избежать социальных напряжений из- за иммиграции;

г) на изменение условий торговли малой страны?

17. B чем состоит влияние иммиграции на производство трудоемкого и капиталоемкого товаров в принимающей стране:

а) по модели факторов производства Хекшера-Олина;

б) по модели специфических факторов производства?

18. Ha Украине и в России существуют два фактора производства - земля и труд, - с помощью которых производится пшеница. Ha украинской ферме производством пшеницы заняты 11 рабочих, на российской - 3. Связь между количеством занятых и те свой вывод с помощью рисунка 10.1.

14. Справедливо ли следующее утверждение: воздействие иммиграции на благосостояние граждан страны, принимающей иностранную рабочую силу, не зависит от размеров этой страны? Почему?

предельным продуктом одного рабочего в каждой из стран, выраженная в количестве единиц товара, следующая:

Количество

Определите:

а) предельный продукт труда в каждой из стран;

б) в какой из стран выше уровень зарплаты?

в) каково будет направление миграции рабочей силы?

г) каковы будут масштабы миграции?

д) когда миграция прекратится?

19. Узбекистан производит хлопок,

используя два фактора производства - землю и труд. Предельный продукт труда каждого работника, выраженный в долларах, сокращается по мере роста их числа следующим образом:

Количество

A. Om чего зависит реальная зарплата работников?

Б. Если владелец земли нанимает трех узбекских работников, какова будет их совокупная зарплата?

B. Если владелец земли, кроме того, наймет еще и трех иммигрантов из Вьетнама, как изменятся его доходы?

К традиционным центрам относят:

1. Страны Западной Европы. Здесь насчитывается 13 млн мигрантов и членов их семей. Странами, принимающи­ми основную часть иммигрантов, являются Германия (4,63 млн иностранцев), Франция (4 млн), Великобри­тания, Швейцария, Бельгия (I млн), Швеция (1 млн), Нидерланды. В этих странах, активно использующих ино­странных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Например, во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строи­тельстве; 1/3 в автомобилестроении; в Бельгии - 1/2 горняков и т. д. Среди стран-экспортеров рабочей силы в данный регион следует выделить страны так называе­мой европейской периферии (Турция, Италия и др.), страны Восточной Европы, а также страны Ближнего Востока и Северной Африки. Характерной особенностью международного миграционного процесса в данном ре­гионе является существование Единого рынка труда, который был образован как одна из стадий интеграции ЕС, поэтому в Западной Европе высока доля мигрантов (примерно 40%) из стран-членов ЕС.

До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%, а это значит, что такие предприятия уже "сориентированы" на использование пришлой рабочей силы.

В связи с проходящим процессом объединения Европы во вто­рой половине 90-х годов, по прогнозам Немецкого федерального института занятости, ускоренный экономический рост создаст рабо­чие места, но не вызовет иммиграции по образу и подобию 60-хгодов. Страны ЕС будут неохотно совершать вербовку из третьих стран. Основные преимущества, как предполагается, получат Ве­ликобритания, Германия, Франция и страны Бенилюкса.

В Великобритании и Германии будет создано 40% от всех но­вых рабочих мест, из них около 25% - в промышленности, 50% - в оптовой и розничной торговле, на транспорте, в строительстве. Возникает вопрос: если дополнительные рабочие места появятся в Северной Европе, в которой не предвидится рост населения, и в то же время миграция внутри ЕС существенно не возрастет,токаким образом будут заполнены вновь созданные места? По еди­нодушному мнению большинства европейских экспертов, эти стра­ны предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии, ак­тивнее использовать труд женщин и т.п.

2. США. Ежегодный доступ иммигрантов в США с 1995 г. установлен на уровне 650 тыс. человек. Сегодня иност­ранцы, которые мигрируют в США из различных стран мирового хозяйства, но, в большей степени, из Мекси­ки, составляют 5% рабочей силы страны.


Послевоенная иммиграция в США состояла из двух этапов: первый этап включал мощную европейскую иммиграцию в конце 40- 50-х годах, до середины 60-х годов в США въехало около 711 млн. человек из Западной Европы. Второй этап начался в 1965 г., с принятия закона, создавшего условия особо благоприятные для выходцев из Азии и Латинской Америки. Очевидно, 1993 г. стал началом третьего этапа, когда появились преимущества у имми­грантов из европейских стран, особенно из Ирландии, Велико­британии (Северная Ирландия), Италии, Польши, а также из Ар­гентины. Подобная переориентация объясняется тем, что к нача­лу следующего десятилетия США могут стать страной, где белые будут в меньшинстве в результате высокой рождаемости цветного населения. По прогнозам института Хадсона, с 1985 по 2000 доля белого населения в занятости уменьшится с 83 до 57%, цветного, напротив, возрастет с 10 до 20%. Ожидается, что доля иммигрантов должна увеличиться с 7 до 22%.

3. Австралия. В стране используется около 200 тыс. иност­ранных рабочих. Преобладают мигранты из Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Восточной и Цент­ральной Европы. С 1982 г. Австралия проводит миграци­онную политику, на основе которой в первую очередь в страну принимаются иммигранты, осуществляющие ин­вестиции в экономику страны, например, в начале 90-х годов в экономику Австралии таким образом влилось 1,2 млрд долл.; 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. членов их семей получили визы.

С конца 60-х - начала 70-х годовXX в. стали появлять­ся новые нетрадиционные центры притяжения рабочей силы . В данных центрах наблюдаются высокие темпы экономи­ческого роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, вплоть до создания филиаловТНК, а, соответственно отме­чается высокая потребность в дополнительных трудовых ре­сурсах. К ним относят:

1. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являлись: Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Южная Ко­рея, Тайвань. Основными поставщиками рабочей силы выступают Китай, Вьетнам, Лаос и другие соседние го­сударства.

2. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Этот ры­нок рабочей силы сформировался в 70-е годы. Сюда к началу 90-х годов оказалось стянуто более 4,5 млн ино­странных рабочих, в то время как численность местных рабочих - 2 млн человек. Значителен удельный вес ино­странной рабочей силы в общей численности рабочих региона, например, в ОАЭ он составляет около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%. Главным экспор­тером рабочей силы на Ближнем Востоке является Еги­пет. В середине 90-х годов доходы по трудовым перево­дам эмигрантов составили здесь 3,2 млрд долл. Также высока доля мигрантов из других близлежащих арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания и др.), из Восточ­ной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Филип­пины и др.).

3. Страны Латинской Америки. Здесь общее число мигран­тов составляет 3 млн человек. Наиболее распространен­ной формой является сельская сезонная миграция, а так­же кратковременная - на работу в машиносборочных цехах филиалов известных автомобилестроительных ТНК «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «ФИАТ». Крупные производства в данном регионе имеет и шведская ком­пания «Нестле». Уже семь стран Латинской Америки заинтересовались иммигрантами из бывшегоСССР и Во­сточной Европы. Аргентина, Боливия, Бразилия, Вене­суэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные про­граммы по привлечению восточноевропейцев. Среди специальностей, в которых ощущается острая нехватка кадров, - нефтяники, инженеры-химики, фермеры.

4. Страны Африки. Этому региону характерна внутренняя миграция, составившая в начале 90-х годов 2 млн чело­век. Основными принимающими странами здесь высту­пают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают в таких сложных отраслях, как алмазодобыча, золотодобыча, добыча урана.

5. Россия. В настоящее время РФ, которая переживает де­мографический кризис, связанный со снижением рож­даемости и увеличением смертности, вынуждена проти­востоять ему за счет выхода на мировой рынок рабочей силы и увеличение притока иммигрантов в страну. Со­гласно статистическим данным Министерства внутрен­них дел и Федеральной Миграционной Службы РФ в конце 1996 г. в РФ насчитывалось 1 200 тыс. иммигран­тов из стран ближнего зарубежья и около 530 тыс. иност­ранных граждан; особую, весьма проблематичную, ка­тегорию иммигрантов в РФ представляют беженцы и вынужденные переселенцы, количество которых на нача­ло 1995 г. достигло 702,5 тыс. человек. Количество эмигран­тов по официальным данным составило в 1995 г. 340 тыс. человек. В перспективе Россия могла бы экспортировать за рубеж 1-1,5 млн человек, получая ежегодно 10-20 млрд долл.

    Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.

    Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов. К положительным последствиям можно отнести следующие:

    Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1995 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.

    Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.

    Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

    Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.

    Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции. На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития). В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих. Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок. Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений. Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз). Эти соглашения, как правило, реализуется через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов). Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны. В основном ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников:

    Работники, претендующие на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу.

    Специалисты быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности.

    Представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения).

    Специалисты высшей квалификации и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты).

    Руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.

Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции. В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов. Естественно, что достоверных данных о размерах нелегальной иммиграции мало. По оценкам специалистов в последнее десятилетие она возросла. Это можно связать не только с увеличением числа людей, пытающихся "найти счастье" за рубежом, но и с тем, что предприниматель, использующий иностранную рабочую силу, при найме нелегальных иммигрантов получает более управляемых и дешевых работников. Ведь в этом случае не делаются страховые взносы и другие платежи, обязательные при легальном найме. Количество нелегальных иммигрантов пополняется не только за счет людей, нелегально въехавших в страну. Серьезной проблемой для принимающих стран является возвращение иностранных рабочих на родину после истечения срока контракта (т.е. репатриация). Нежелание возвращаться на родину объясняется наличием тех экономических, социальных, психологических проблем, с которыми репатрианты неизбежно столкнутся в своей стране. В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации. Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев. Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материально помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, т.к. в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране. Кроме программ, стимулирующих репатриацию путем выплаты определенных денежных сумм, страны-импортеры рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение интеграции возвращающихся рабочих в экономику их родных стран. Франция в числе первых среди стран Западной Европы в декабре 1975 года ввела систему профподготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. ФРГ в начале 70-х годов объявила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Турции, Югославии, Греции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию репатриации. Одним из средств, направленных на ограничение численности иностранных рабочих, является установленная в некоторых европейских странах плата за наем иностранных рабочих, которая постепенно повышается. Однако, несмотря на этот налог, предпринимателям во многих случаях выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, как менее защищенную и более управляемую. Наряду с "мягкими" методами регулирования нелегальной иммиграции (выплата премий за возвращение на родину и т.п.), правительства стран-реципиентов используют также и жесткие принудительные меры, вплоть до принудительной высылки их из страны. В целом можно сказать, что процесс репатриации иностранных рабочих из развитых стран происходил и происходит медленно, несмотря на принимаемые меры экономического и внеэкономического характера. Увеличение репатриации стало бы возможным лишь в случае сокращения различий в уровне жизни и труда между странами-реципиентами и странами-донорами, улучшения социально-экономических условий в странах эмиграции.

47. Положительные последствия: Переводы, которые эмигранты направляют из-за рубежа. Приток денежной массы для страны эмигрантов. Налоги на фирмы по трудоустройству за рубежом. Инвестиции эмигрантов в экономику своей страны (многие эмигранты, хорошо устроившиеся за рубежом инвестируют свои средства в деятельность своего государства) Сокращение социальных расходов после отъезда эмигрантов (после эмиграции граждан в другие страны, исчезает необходимость их социального обеспечения: обучение, медицинские услуги, безопасность и т.д) Смягчение проблемы безработицы (отток граждан за границу снижает напряженность безработицы в стране, сокращая предложение труда) Отрицательные последствия: Утечка мозгов (отток высококвалифицированных кадров за границу, нехватка умных, необходимых стране кадров) Сокращение количества рабочих мест, безработица среди местного населения (Иммигранты предлагают более дешевый труд, чем местное население и производителей это устраивает, растет рост безработицы среди местного населения, т.к. вакансии занимают иммигранты) Нелегальная миграция (социальная напряженность, снижается уровень безопасности, растет безработица) Социальная напряженность в стране Потери при переводах в другие страны (чем больше эмигрантов в стране, тем больше отток денежных средств в другие страны). Внешняя трудовая миграция представляет собой отток рабочей силы из менее развитых стран в экономически более благополучные с последующим возвращением мигрантов на родину. Такая миграция, несомненно, выгодна обеим сторонам, но она же открывает ряд социально-экономических проблем. К ним относится «утечка мозгов», трата заработанных денежных средств на территории другого государства.

Также существует проблема, при которой работник за рубежом работает не по своей специальности, полученной на родине, а выполняет неквалифицированную работу, так как не может в полной мере реализовать свои возможности в чужой стране в силу объективных причин. Получают своего рода выгоду страны, в которые приезжают эти работники: появляется дешевая рабочая сила, так как многие приезжие по причине тяжелого материального положения устраиваются на работу, которая считается низкооплачиваемой для развитых стран. Других возможностей у них просто нет, и они вынуждены работать в тяжелых условиях за небольшие деньги. Рабочая неделя у таких людей зачастую длиннее, а заработная плата – ниже. Особо остро в некоторых странах стоит проблема нелегальной миграции. Но есть и положительные последствия трудовой миграции. Для стран, из которых происходит отток населения, выгода в том, что по возвращении эти люди привозят свои сбережения, которые они могут вложить в собственное дело. Иммигранты способствуют нормальной работе некоторых трудоемких отраслей, которые пользуются маленьким спросом со стороны населения. Сейчас в некоторых странах доля иностранных рабочих, занятых в определенной области, настолько высока (более 30 %), что они уже просто не могут отказаться от их услуг и требуется все большее количество иммигрантов для нормального бесперебойного функционирования. Другая выгода для стран, принимающих мигрантов, в том, что за счет квалифицированных кадров из-за рубежа экономятся средства на обучение собственных специалистов в своей стране. К тому же, как правило, такие работники уже имеют опыт работы и зарекомендовали себя с лучшей стороны на прежнем рабочем месте. Страны – экспортеры трудовых ресурсов получают выгоду, которая выражается в сокращении безработицы в этой стране.

Многочисленные исследования, проведенные в этой области, показывают, что отток части трудовых ресурсов положительно сказывается на рынках труда, увеличивается средний уровень размера доходов беднейших слоев населения. Эмигранты за рубежом приобретают новые знания и опыт в различных сферах, которые они могут применить и в своей стране. Они осваивают новые технологии, приобщаются к новым стандартам организации производства. По возвращении к себе на родину они могут совершенствовать процесс производства и социально-экономическое развитие в целом. Не последнюю роль играют денежные переводы рабочих-мигрантов. Они посылают часть своих заработанных денег своей семье, родственникам, близким людям, которые их тратят, естественно, уже на территории своей страны. Такие переводы имеют большое значение для экономик беднейших государств и способствуют улучшению финансовой ситуации. Раньше трудовая миграция оценивалась негативно. Сейчас тоже существует это мнение, хотя по большей части так рассуждают неспециалисты. Конечно, такая ситуация может произойти при массовой миграции лучших рабочих. Но согласно исследованиям такая трудовая миграция во многих случаях касается рабочих неквалифицированного или малоквалифицированного труда. При оттоке же квалифицированных кадров тоже можно найти положительные стороны: у образованной молодежи повышается шанс найти достойную работу в своей стране. В любом случае государство должно регулировать миграционные процессы и политика, проводимая в этой области, должна способствовать стабилизации ситуации на трудовых рынках страны.

48. Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для принимающей, так и для отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной миграции рабочей силы, что вызывает необходимость регулирования миграционных процессов. Для этого каждая страна проводит свою национальную миграционную политику, которая регулирует процесс Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий: - работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие); - рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин); - специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей); - крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места. Для работников обычных профессий принимающая страна устанавливает серьезные ограничения, используя различные инструменты миграционной политики. Основными инструментами миграционной политики являются. - качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3-5 лет; - возрастной ценз. В основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20-40 лет. Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране; - ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны. Принимающая страна отказывает также иностранцам, судимым за уголовные преступления; - временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране.

Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стране «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты; - количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количество иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты. Это делается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стране; - финансовые ограничения. Страны-импортеры в первую очередь принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег; - национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы; - система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы); - программы по стимулированию реэмиграции, т. е. по возращению иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции). Например, в западноевропейских странах (Германии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материальной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение материальной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. В некоторых странах (Франции, Германии, Швейцарии) реализуются программы по профессиональной подготовке иностранных рабочих. Суть этих программ состоит в том, что, получив образование в развитой стране, иммигранты по возращении на родину могут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу. Однако интерес самих иммигрантов к таким программам довольно низкий, поскольку приобретение специальности еще не гарантирует получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свои низкооплачиваемые рабочие места в развитых странах, чем пытаться найти лучшую работу на родине. Некоторые развитые страны оказывают финансовую помощь странам - экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов. Наибольшее развитие такая форма стимулирования реэмиграции получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции в Германию.

Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д. Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются: - реализация гражданами Российской Федерации прав на свободу перемещения; - гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом; - обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов. Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной - импортером, и страной - экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи. Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом. Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций: - Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда; - Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев; - Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения; - Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих

Введение

С увеличением интеграций мирового сообщества также увеличивается актуальность такого понятия, как миграция. На экономики стран особенно начинает влиять трудовая миграция, т.е. миграция трудового населения, становясь важным фактором экономического развития.

Явление трудовой миграции сложный процесс, который вызывают полемику в стране, как на уровне политической элиты, так и рядовых граждан страны. Иностранная рабочая сила трактуется неоднозначно, особенно много споров возникает, когда встает вопрос о влиянии данного явления на положение дел в экономике страны.

Речь чаще всего заходит о внутреннем рынке труда и о противоречивости влияния иностранцев на рынок труда в стране реципиенте . Также в ситуации демографического кризиса в России, актуальным становится анализ полового состава мигрантов и факторов, влияющих на величину данной миграции, ссылаясь на демографию, анализ акцентируется на женской миграции .

В целом трудовая миграция влияет не только на рынок труда и на демографическое положение в страну, тем самым на экономическое развитие страны, но и на социальные процессы, социальную и межнациональную напряженность. Таким образом, исследование тенденций и последствий трудовой иммиграции, а также противоречия данного процесса является важной частью изучения рынка труда и всего макроэкономического положения в стране.

Цель данной работы заключается в исследовании теоретических аспектов иммиграции и анализ тенденций и последствий данного явления в России в настоящее время.

В соответствие с целями работы были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать динамику миграционного прироста в России 1990-2015 года;
  • проанализировать структуру иностранной рабочей силы в России 2015 года;
  • выявить социально-экономические последствия использования иностранной рабочей силы в России в настоящее время.

Объектом исследования работы стала миграция в Россию. Предметом исследования данной работы является изучение тенденций и последствий использования иностранной рабочей силы в России.

Для теоретической части проводимого исследования были выбраны труды и исследовательские работы теоретиков и практиков в области мировой экономики: Абрамов В.Л., Николаева И.П., Шаховская Л.С.; международной миграции: Метелёв С.В., Воробьева О.Д., Топилин А.В.

Источниками фактического материала стали данные: Федеральной Службы Государственной Статистики, Министерства Экономического Развития РФ, Центра стратегических разработок и Представительства Организации Объединенных Наций в РФ, Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации, Международной Организации Труда (International Labor Organization), Всероссийского Центра Исследований Общественного Мнения.

Основные характеристики миграционных потоков в России

Начиная с 2005г. миграционный прирост в страну остаётся на стабильном уровне в пределах 300 тыс. чел., однако на протяжении двадцатилетия эта тенденция не была стабильной (рис.1) . Так, наблюдались и резкие скачки (1994г.) и спады (2004г.). Объясняется это, прежде всего, факторами, которые влияют на прибытие в страну, нежели чем на отток населения из страны. Такими факторами становятся изменение в законодательстве России и мерах миграционной политики страны .

Рисунок 1 – Миграционный прирост за счёт миграционного обмена населением с зарубежными странами в России 1990-213гг., чел.

На 1994 г. пришелся пик миграции в страну, с тех пор количество мигрантов постепенно снижалось вплоть до 2003г., после чего наблюдается подъем миграционной активности (рис.2) . На данном этапе обнаруживается тенденция на увеличение притока мигрантов в нашу страну. Так, по сравнению с 2009г. в 2013г. приток мигрантов был уже 1,5 раза больше. Вместе с тем, количество выбывших постепенно снижается, держась на уровне меньшем, чем количество прибывших. Лишь в 2011г. наблюдается так же скачок в количестве эмигрантов из страны, пропорциональный тому же росту прибывших так, что сальдо на протяжении последних трех лет почти неизменно. В 2013г. прибыло в Россию 482,2 тыс. чел., а выбыло в зарубежные страны 186,4 тыс. чел.

Рисунок 2 – Миграционный обмен с зарубежными странами в России 1990-2013 гг., чел.

На рис. 3 представлены данные Федеральной Миграционной службы по въехавшим на территорию страны, и в дальнейшем поставленным на учёт иностранцам . Данные были ранжированы по гражданству иностранцев , находящихся на территории России. Для того, что бы выявить размер потенциальной рабочей силы, было вычислено количество иностранных граждан в возрасте от 18 до 60 лет. Ранжированные данные представлены в таблице 2, основные страны доноры представлены на рис. 4.

Рисунок 3 – Динамика иностранных граждан, въехавших в Россию и иностранных граждан, поставленных на учет ФМС, 2012-март 2015гг.

Больше всего рабочей силы в России поступает из Украины: почти 2 млн. граждан Украины трудоспособного возраста находились на территории страны в марте 2015г. Однако по официальным данным всего на 50тыс. меньше граждан Узбекистана в России, что составляет 2,57% от экономически активного населения России.

Следующий в списке Таджикистан, граждан которого на территории России уже в два раза меньше: 840 тыс. граждан данной страны трудоспособного возраста составляют 1,12% экономически активного населения России.

Далее количество иностранцев для каждой страны уже меньше полумиллиона: Республика Молдова, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Киргизия, Армения, Китай. Интересно, что из Европейских стран наибольшее количество иностранцев из Германии: 132 тыс. чел.

Таблица 2.

Гражданство

Количество

Доля от ЭАН
Украина
Узбекистан
Таджикистан
Молдова, республика
Казахстан
Беларусь
Азербайджан
Киргизия
Армения
Китай
Германия
Турция
Соединенные штаты
Вьетнам
Соединенное королевство
Финляндия
Филиппины
Италия
Франция
Литва
Корея, народно-демократическая республика
Испания
Индия
Грузия
Сербия
Лицо без гражданства
Латвия
Польша
Корея, республика
Туркмения
Израиль
Эстония
Бразилия
Канада
Нидерланды
Монголия
Таиланд
Япония
Австралия
Неопр

Несмотря на то, что миграция по сравнению в начале 2000-х начала затухать, доля иностранной рабочей силы в составе занятого населения России при этом заметно увеличилась: для сравнения в 2004 г. иностранных рабочих было примерно 1% от экономически активного населения (ЭАН). Сейчас этот показатель более 6%.

Рисунок 4 – Иностранные граждане трудоспособного возраста, находящиеся на территории Российской Федерации на март 2015г.

Половозрастной состав гастарбайтеров почти не меняется: подавляющее большинство из них мужчины (на протяжении многих лет – около 90%). Сводные данные по трем самым многочисленным странам донорам для мужской и женской миграции в Россию представлены в таблице 3. Причём только из Узбекистана на территории России находится 1,6 млн. мужчин, что составляет 4,15% экономически активного мужского населения. Среди мигрантов большинство находятся в возрасте от 18 до 39 лет, причем самая многочисленная группа 30-39 лет (около 40%).

Таблица 3. Половозрастной состав мигрантов по трем самым многочисленным странам донорам России 2015г.

Гражданство

Кол-во мигрантов

Доля от ЭАН

Гражданство

Кол-во мигрантов

Доля от ЭАН

Узбекистан

Узбекистан

Беларусь

Таджикистан

Согласно данным ФМС РФ основная часть иностранцев работала по трудовым договорам с российскими юридическими и физическими лицами, т.е. по стабильным контрактам, остальные в рамках осуществления договоров подряда, были наняты на краткий срок работы или на определенный объем работы.

Приток в Россию иностранных работников позволяет решать задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые не идет местное население. Свыше 90% всех трудовых иммигрантов в России заняты низкоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда. Крупнейшим работодателем для гастарбайтеров традиционно остаются стройплощадки (43 %), сельское хозяйство (14,8 %), производство (14 %), торговля (11,9 %) и различные услуги (8,7 %). По данным Международной организации по миграции, средний заработок гастарбайтера в России в 2010 г. был равен средней официальной зарплате. Как правило, им не платят меньше, просто речь идет о работе, оплата за которую сама по себе низкая.

Качественные характеристики иностранной рабочей силы на протяжении времени сильно не менялись. Распределение трудовых мигрантов в России по уровню образования представлено на рисунке 5 . Так, наибольшее часть мигрантов не имеют высшего образования: треть мигрантов получили среднее специальное образование(31%), ещё треть ­ среднее (34%). С высшим и незаконченным высшим образованием пятая часть мигрантов, остальные имеют лишь начальное или неполное среднее образование.

Рисунок 5 – Распределение трудовых мигрантов в России по уровню образования

Таким образом, большинство иностранных рабочих имеют низкую квалификацию и в основном работают в следующих отраслях: строительство, промышленность и сельское хозяйство. Особенно интересно то, что из разных стран рабочие предпочитают различные отрасли: для Украины преобладающими отраслями являются строительство и ремонтные работы, промышленность и транспорт. Строительство и промышленность так же привлекательна для Узбекистана и Таджикистана, как и сфера торговли. Рабочие из стран Азербайджана, Китая и Вьетнама привлекаются в торговлю, также работники из Китая привлекаются в сферу сельского хозяйства.

Из стран, таких как США и страны Европы, мигранты преимущественно осваивают престижные профессии и должности в сферах финансов, аудите, коммерции. В России складываются сегменты рынка труда, на которых трудовые мигранты из-за рубежа трудоустраиваются по этно-территориальному принципу.

До этих пор были представлены данные об официальной миграции, однако разница между ними и реальной миграцией огромна. Оценивать нелегальную миграцию довольно трудно, а оценки различных экспертов разняться между собой. Чаще всего государственные органы дают более высокие оценки нелегальной трудовой миграции. Так, органы МВД говорят о цифре в 10млн. чел., причём динамика нелегальной миграции показывает увеличивающиеся тенденции. Надо сказать о том, что в России существует проблема нелегальной миграции и, пожалуй, это проблема является основной из негативных последствий международной миграции для нашей страны.

Социально – экономические последствия миграционных процессов в Российской Федерации

Ожидаемые демографические сдвиги задают жесткие требования к будущим тенденциям развития рынка труда и в России. Согласно прогнозу Минэкономразвития возрастная структура населения будет сдвигаться в сторону старения, будет увеличиваться численность населения старше трудоспособного возраста, а численность населения трудоспособного возраста, наоборот, снижаться . Эти тренды приведут к существенному росту демографической нагрузки на трудоспособное население. По мере увеличения мобильности населения и улучшения профессионального соответствия уровень безработицы снизится. Однако структурные несоответствия частично будут восполнены миграционным приростом. Данные о миграционном приросте согласно прогнозу до 2030 г. представлены в таблице 4 . Согласно второму сценарию миграция будет увеличиваться стремительно и к 2030г. достигнет более 500 тыс. чел. Первый сценарий более консервативный предполагает небольшое изменение в миграционном приросте.

Таблица 4. Прогноз миграционного прироста в России до 2030г.

Миграционный прирост, тыс. чел.

В целом миграция для стран реципиентов имеет позитивные значения, в том числе для России. Помимо того, что миграция является оздоровляющим фактором для демографического положения в стране, благодаря иностранной рабочей силе развиваются сектора экономики и пополняется рабочая сила в непривлекательных для резидентов страны отраслях. Труд рабочих повсеместно используется в строительстве, торговли, промышленности, в непопулярных и непрестижных нишах рынка труда.

Нужно отметить также особенность современной миграции: огромные объемы переводов денежных средств мигрантов на родину. Может быть две ситуации: денежные суммы переводятся официально через банковскую систему (remittances), либо через семейные каналы (private transfers). Конечно, от таких трансфертов выигрывают страны доноры, однако если переводы официальны, то выигрывает и банковская система страны реципиента. По некоторым данным Международного Валютного Фонда трансферты иностранных рабочих составляют ежегодно 15 млрд. долл. Таким образом, объем налоговых отчислений должен составлять около 4,5 млрд. долл. в виде налога на доходы иностранных физических лиц.

Однако существует очень много негативных последствий миграции в нашу страну. Уже говорилось об огромных вывозах денежных средств из России, минуя систему государственного контроля. Еще одним негативным аспектом может быть относительная зависимость экономики от иностранной рабочей силы .

Особо опасна нелегальная миграция, которая ведет к расцвету теневой экономики: это опасно, как для экономической, так и для бюджетной системы. Нелегальные мигранты обособляются, скрываются их доходы, а значит, не выплачиваются налоги, развивается коррупция .

Миграционные процессы усугубляют межнациональную рознь, даже несмотря на то, что сама миграция может быть полезна для экономики. Согласно опросу ВЦИОМ в 2013г. большинство россиян считают, что иммигранты в стране это отрицательное явление. Причём негативно настроенных россиян со временем становится больше. Особенно данную позицию поддерживают жители Москвы и Санкт-Петербурга (84%).

Россияне чаще призывают к ужесточению законов об иммиграции (53% против 40% в 2005г.). О частичном запрете въезда говорят жители средних городов, тогда как о полном запрете – москвичи (20%).

Опрошенные высказались в пользу того, что иммигранты повышают уровень преступности в стране (65%), ещё 23% отчасти согласны с таким мнением. Создание конкуренции на рынке труда также предписывают мигрантам больше половины Россиян (56%) и отчасти согласны 27%. В то же время в качестве необходимой для страны рабочей силы, которая восполняет нехватку на малоквалифицированных должностях, мигрантов охарактеризовали 47% Россиян. На вопрос «Иммигранты делают Россию более открытой новым идеям и культурам» ответили согласием лишь 15% опрошенных.

Таким образом, миграция отрицательно влияет, увеличивая социальную и межнациональную напряженность в стране. Эта тенденция усугубляется формированием зон расселения мигрантов по национальному признаку, особенно это заметно в больших городах, что ещё более затрудняет интеграцию мигрантов, а значит, уменьшает вероятность долгосрочной миграции.

Заключение

Несмотря на сбалансированную миграционную политику в России, очень остро стоит проблема трудовой миграции в страну. В данной работе были разобрано понятие миграции, её классификация, основные причины трудовой миграции, а также социально-экономические последствия, к которым может привести массовая международная миграция в страну. Трудовая миграция влечет за собой оздоровление рынка труда, и демографического положения в стране, однако ухудшает социальную напряжённость. Благодаря состоявшимся мифам о трудовой миграции это явление рассматривается гражданами России как негативное, что влечет к усилению межнациональных противоречий и враждебных настроений.

Согласно динамике миграционного сальдо в России с 1990г. приток в страну был максимален в период 90-х годов, однако начиная с 2005г. миграционный прирост в страну остаётся на стабильном уровне в пределах 300 тыс. чел., в том числе данная цифра была свойственна и для 2014г.

Основным поставщиком трудовых ресурсов в страну являются страны ближнего зарубежья, бывшие страны СНГ: Украина, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Белоруссия. На фоне стабильного миграционного прироста растет доля иммигрантов в составе экономически активного населения страны. Так, на начало 2015г. более 6% экономически активного населения были иностранцами. Официально из Узбекистана на территории страны находится 1,6 млн. чел., или чуть более 4% от экономически активного мужского населения страны.

Иностранная рабочая сила в России неквалифицирована и заполняет непрестижные ниши на рынке труда (более 90%), которые не востребованы местным населением, тем самым положительно влияя на отдельные отрасли (промышленность, рыболовство, сельское хозяйство, мелкая торговля) и на экономику страны в целом.

В прогнозе экономического развития Российской Федерации отдельно выделен пункт иностранной миграции, в оптимистическом прогнозе сальдо миграции к 2013г. достигнет цифры более 500 тыс. чел., которое призвано уменьшить демографический спад в стране.

  1. Бугаев М. А. Влияние внешней трудовой миграции на российский рынок труда. // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 5. Экономика. Выпуск 4. 2014.
  2. Илимбетова А.А. Факторы и экономические последствия женской трудовой миграции в Россию. // Вестник Московского университета. Серия 6. 2013. №4.
  3. Официальная статистика. Миграция. // Федеральная Служба Государственной статистики [Электронный ресурс].URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
  4. Воробьева О.Д., Топилин А.В. Миграция населения: теория и политика. М.: Экономическое образование, 2012. 366 с.
  5. Официальные статистические данные ФМС России. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации. // Федеральная Миграционная Служба Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/ (дата обращения: 01.05.2015).
  6. Официальные статистические данные ФМС России. Сведения в отношении иностранных граждан// Федеральная Миграционная Служба Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/ (дата обращения: 01.05.2015).
  7. Демографическая политика России: от размышлений к действию. // Центр стратегических разработок и Представительство Организации Объединенных Наций в Российской Федерации [Электронный ресурс].URL: http://www.unrussia.ru/ru/documents (дата обращения: 01.05.2015).
  8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Минэкономразвития [Электронный ресурс].URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 19.04.2015).
  9. Метелёв С.Е.Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. 176 с.
  10. World of Work 2014: Developing with jobs // International Labor Organization [Электронный ресурс].URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—dcomm/documents/publication/wcms_243961.pdf (дата обращения: 01.05.2015).
  11. Данные Всероссийского Опроса // ВЦИОМ [Электронный ресурс].URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=919&q_id=63494&date=14.07.2013 (дата обращения: 01.05.2015).
Количество просмотров публикации: Please wait
Поделиться: