Нормы права, в отличие от норм морали. Норма права, её отличие от норм морали Право в отличие от морали является видом

Тема 8. ПРАВО

Задания уровня А

А1 . Нормы права, в отличие от норм морали:

1) регулируют общественные отношения 2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) выражаются в официальной форме 4) опираются на авторитет

А2. Конституция как Основной Закон государства характеризуется тем, что:

1) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены

2) они принимаются парламентом страны

3) ей должны соответствовать все нормативные акты

4) она детально определяет нормы всех отраслей права

A3. Что является примером правонарушения?

3) Семейный кодекс 4) Гражданский кодекс

А7. Среди прав, предоставляемых Конституцией РФ 1993 г., новым явля­ется право на:

1) образование 2) местное самоуправление

3) выбирать и быть избранным 4) право на жизнь

А8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ согласно Конституции?

Президент является:

А. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Б. Председателем Правительства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А9 . Верны ли следующие утверждения о правовых актах ?

А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Что из перечисленного является дисциплинарным проступком?

1) опоздание на занятия без уважительной причины

3) возможность говорить неправду родителям

4) право обманывать близких

А16. Укажите лишнее в перечне отраслей права:

3) гражданское право 4) парламентское право

А17 . Какое из перечисленных правонарушений относится только к уголов­ным, в отличие от административных проступков :

1) оскорбительное приставание к гражданам в транспорте

2) нецензурная брань в общественном месте

3) управление автомобилем в нетрезвом состоянии

4) неуставные отношения в армии

А18 . Какое из нижеприведенных положений не относится к правам человека:

1) право на свободу мысли, слова, совести 2) право собственности

3) право иметь друзей 4) право на свободу убеждений

А19 . Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка:

1) право на заботу и воспитание

2) право выбора способа воспитания

3) право на свободное распоряжение собственностью родителей

4) право выражать мнение по всем вопросам семейной жизни

А20. Согласно Конституции РФ в нашей стране:

4. Гражданин X. был доставлен в отделение милиции за нецензурную брань в обществен­ном транспорте

В9. Установите соответствие между отраслями права, приведенными в первом столбце, и суперотраслями права, приведенными во втором.

ОТРАСЛИ ПРАВА

СУПЕРОТРАСЛИ ПРАВА

1. Конституционное

А. Частное

2. Гражданское

Б. Публичное

3. Административное

4. Уголовное

Ответ:

В10. Завершите фразу:

«Совокупность норм и отраслей права, закрепляющих и регулирую­щих порядок деятельности органов государственной власти и управле­ния, формирования и работы законодательных, правительственных и иных учреждений, осуществления правосудия, называется... пра­вом».

ПУБЛИЧНЫМ

В11 . Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Определяет границы должного поведения людей.

2) Относится к нормативной системе общества.

3) Существует как в устной, так и в письменной форме.

4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.

5) Формулируется и поддерживается государством.

В12. В приведенном ниже списке найдите положения, относящиеся к кон­ституционному праву РФ.

1) Верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории.

2) Идеологическое многообразие.

3) Условия и порядок заключения трудового договора .

4) Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

5) Установление обстоятельств освобождения от уголовной ответствен­ности.

В13. Установите соответствие между конкретным выражением санкций, данных в первом столбце, и видом, к которому они относятся, данных во втором.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ

ВИДЫ САНКЦИЙ

1. Объявление выговора

А. Формальные негативные санкции

2. Проявление недружелюбия

Б. Неформальные негативные санкции

3. Отказ от сотрудничества

4. Наложение штрафа

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите любые три вида правоотношений.

НАПРИМЕР, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, ГРАЖДАНСКИЕ, ТРУДОВЫЕ, УГОЛОВНЫЕ

С2. Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одно­классника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его дейст­вия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы его оп­ределили.

Да, являются. Признаки правонарушения:

- компакт-диск взят без разрешения;

- незаконно присвоен;

- тем самым был нанесен материальный урон владельцу компакт-диска .

СЗ. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ПРАВО И ЗАКОН

Существует следующее понимание сущности права: право - это не за­коны, принимаемые демократически избранными учреждениями и вы­ражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопо­рядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («непи­саное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критерия­ми правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организован­ность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобо­да, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему за­коны (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех обще­принятых процедур) не могут выражать указанные идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять - «право­вой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи? Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права..., их отождествление недопустимо. Но и из­лишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достиже­нию позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...

1) Укажите два подхода к пониманию сущности права, сформулиро­ванные в тексте.

В ответе должны быть указаны следующие подходы:

право - это законы, принимаемые демократически избранными учреждениями

и выражающие суверенную волю народа;

право - это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности,

справедливости.

Допускаются иные формулировки, не искажающие смысл ответа.

2) Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является пра­вильным? Приведите три любых аргумента из текста, приводимых автором.

Аргументами из текста могут быть любые три, например:

размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

остается неясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;

порождается правовой нигилизм;

затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

затрудняется задача поддержания стабильности и организованности в обществе;

открывается простор для произвола в политике.

3) Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреб­лен в тексте? Назовите три основных источника права.

В ответе должно быть указано:

источниками права являются: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

В ответе должна быть указана регулятивная функция права, обозначенная в тексте автором.

Могут быть указаны любые три другие функции:

- экономическая

- политическая

- социальная

- охранительная.

С4. Назовите три любых признака гражданского общества.

Могут быть названы любые три признака гражданского общества:

- социальная основа - средние классы;

- правовая основа - судебная и общественная защита прав человека;

- нравственная - взаимное доверие людей;

- культурная: наличие возможностей для массового приобщения к культуре;

- не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;

- не закон лежит в основе прав человека, а права человека - в основе закона и т. д.

С5 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите в виде сочинения-эссе свои мысли по поводу поднятой проблемы, опира­ясь на понятия обществоведческого курса, факты общественной жиз­ни и личный опыт.

1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». (Ж. Даламбер)

2. «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб один человек».

3. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». (Всеобщая декларация прав человека (1948)

Задачи по праву на ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(с решениями)

1. не может прибыть на избирательный участок в день выборов. Поэтому он заранее написал заявление, в кото­ром требовал, чтобы представители избирательной комиссии организовали выезд к нему на дом с переносной урной для го­ лосования. Но в день голосования к нему никто не приехал.

Какое право гражданина В. было нарушено? Приведите три примера реализации гражданами своих изби­ рательных прав.

ОТВЕТ:

Нарушено право гражданина В. на участие в голосовании (избирательное право).

Могут быть приведены следующие примеры:

2. Выдвижение своей кандидатуры для участия в выборах - пассивное избирательное право

3. Право на получение открепительного удостоверения для осуществ­ления голосования на другом избирательном участке

2. Пятнадцатилетний школьник решил на время летних кани­ кул трудоустроиться. Охарактеризуйте его правовое положе­ние как работника с точки зрения его прав, вида работы, вре­ мени работы и отдыха, условий труда.

1. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 15 лет , для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью. А с согласия одного из родителей и разрешения органа опеки и попечительства - с 14 лет , для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоро­вью и не нарушающего процесса обучения.

2. Для работников до 16 лет установлена сокращенная продолжитель­ность рабочего времени - не более 24-х часов в неделю (на каникулах ), а в течение учебного года для учащихся образовательных учреждений - не более половины, т. е. 12 часов в неделю.

3. Запрещается привлекать несовершеннолетних к сверхурочным ра­ботам, к работе в выходные дни, к работе, связанной с вредными условия­ми труда.

3. Р. в детстве посещал детский сад, затем обучался в общеобра­ зовательной школе. После окончания девяти классов он учился в профессиональном училище и получил профессию сварщи­ ка. Отслужив в армии, Р. поступил в институт машинострое­ ния и окончил его. Какие ступени образования прошел Р.?

1. Дошкольное образование

2. Начальное образование

3. Основное общее образование

4. Начальное профессиональное образование

5. Высшее профессиональное образование

4. Назовите три международно-правовых акта, посвященных правам человека.

1. Всеобщая декларация прав человека (1948)

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(1966)

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950)

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ трудоспособные дети, дос­тигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Если на момент обращения за помощью к дочери гражданин В. является нетрудос­пособным, то он имеет право на получение такой помощи. Развод с мате­рью, отдельное проживание и неучастие в воспитании дочери в данном слу­чае значения не имеют. В. не был лишен родительских прав и платил алименты на содержание дочери.

8. Н. купил телевизор в магазине бытовой техники . Дома были обнаружены серьезные дефекты. Какими правами обладает потребитель для защиты своих нарушенных прав?

ОТВЕТ:

Закон о защите прав потребителей устанавливает следующие права: 1) на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья;

2) на получение информации о товарах и их производителях;

3) на государственную и общественную защиту этих интересов. На основании данного закона Н. имеет право:

1. Потребовать, чтобы недостатки были устранены (их устраняют в те­чение 20 дней). Если куплен товар длительного пользования, например, холодильник, изготовитель или продавец на период ремонта предлагает другой, осуществляя за свой счет доставку на дом.

2. Договориться с продавцом об уменьшении цены за эту вещь, если она ему нужна в таком виде (закон устанавливает 10-дневный срок для раз­решения вопроса таким путем).

3. Заменить на такой же, но качественный товар (в течение 7 дней).

4. Заменить на другой товар. Для этого нужно доплатить, если он сто­ит дороже, либо получить деньги, если цена выбранного товара ниже.

5. Если потребителю (в данном случае Н.) расхотелось иметь куплен­ную вещь, он может возвратить ее в магазин до определенного срока, а день­ги получить обратно.

9. обвиняется в совершении преступления. Сле­ дователь требует, чтобы он доказал свою невиновность. Про­

Нормы права имеют цель сходную с остальными нормами - регулирование поведения людей в обществе, они выражают волю социальных сил, стоящих у власти, утверждается или санкционируется государством, формируется в нормативных актах или иных источниках права, обязательна для исполнения, охраняется от нарушений принудительной силой государства.

5.3 Отличие норм права от норм морали

Нормы права и морали отличаются друг от друга тем что:

Право и государство возникли после появления морали (т.е. мораль старше государства)

Нормы морали вырабатываются самим обществом, а нормы права государством (его органами)

Нормы морали складываются постепенно, а правовые нормы вступают в силу с определённого дня.

Нормы морали неконкретны и расплывчаты, а нормы права формально определены

Соблюдение норм морали основано на нравственных принципах человека, а действие правовых норм подкреплено принудительной силой государства.

Таким образом, право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных организаций, именно право вносит определенный порядок общество и государство, создаёт предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

6. Признаки государства

6.1 Общее понятие государства

Государство - это организация политической власти общества, охватывающая определённую территорию, выступающие одновременно, как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм правления и подавления.

Следует отметить, что обобщающее понятие государство появилось в 16 веке. Его ввел Н. Макиавелли. Однако сам термин "государство" неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом или страна как некое географическое пространство.

Признаками государства являются:

1. Публичная власть - это совокупность аппарата управления и аппарата подавления. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает, в первую очередь, интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.

Опирается на писаное формализованное право.

Подкрепляется принудительной силой государства.

Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти, с помощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - это специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли. Это:

Милиция или полиция

Органы безопасности

Прокуратура

Система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии, и. т.д.)

2. Территория и административно территориально деление - государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ - понятия не тождественные, народ - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

3. Налоги и сборы - налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.

4. Правовая система - это юридический "скелет" государства. Государство его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право и правовые нормы. Государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере, в конституционных государствах).

5. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц проживающих на территории государства выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

6. Государственный суверенитет свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.

Государственный суверенитет может быть:

Внутренний - полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы.

Внешний - это полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.

Народный суверенитет - это исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит только от народа.

Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные организации). Однако без суверенитета (оккупация) оно не может быть полноценным.

Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.

Как уже отмечалось, норма права - это разновидность социальных норм, то есть правил поведения людей в обществе. Норма представляет собой простейший элемент права, правило поведения. Поэтому норма права обладает всеми признаками права в целом.

Соотношение права и морали:

Право и мораль выступают в одной роли - как регуляторы общественных отношений.

Право и мораль не противостоят, а дополняют друг друга.

Право и мораль постоянно развивают социальные средства регулирования.

Как регулятор общественных отношений норма права определяет:

1.круг общественных отношений, на которые распространяется её действие;

2.права и обязанности, которыми обладают участники тех или иных правоотношений;

3.обстоятельства, с которыми сталкивается возникновение, изменение или прекращение отношений;

Санкции, т.е. меры принуждения, которые могут быть применены к нарушителям этой нормы.

Так, согласно ст. 405 Гражданского кодекса РФ «должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причинённые просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения». При этом кредитору предоставляется право требовать возмещения убытков, причинённых просрочкой исполнения договора должником, а на должника возлагается обязанность возместить убытки. Одновременно эта обязанность является и видом гражданско-правовой санкции, мерой наказания. Данная норма называет также условия, при которых она действует - это просрочка исполнения договора должником.

В регулировании общественных отношений норма права выполняет 3 функции:

1)выражает волю правотворческого органа в виде властного решения, общеобязательного правила;

2)выступает критерием оценки поведения людей. Именно с помощью норм права разрешаются конфликты, правовые споры;

Норма права устанавливает меру ответственности за её несоблюдение или неисполнение.

Структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Под гипотезой понимается часть юридической нормы, указывающая условия, при наступлении которых она подлежит применению; под диспозицией - само правило поведения, выражаемое данной нормой; под санкцией - определение тех последствий, которые должны наступать в случае нарушения диспозиции.

Гипотеза может быть выражена в общей (абстрактной) или в конкретной (казуистической) форме. Гипотезы могут различаться и по степени определённости - на абсолютно-определённые и относительно определённые. Иногда они подразделяются на односторонние и двухсторонние.

Диспозиции, как и гипотезы, подразделяют на казуальные и абстрактные. По способу выражения правил поведения - на простые, описательное, ссылочные и бланкетные.

Имеют свои разновидности и санкции. Прежде всего, они подразделяются на полные и неполные. По степени своей определённости санкции могут быть абсолютно-определёнными, относительно-определёнными, альтернативными и кумулятивными.

Например: (г) при наступлении 18-летнего возраста (и ряда других условий) юноша (д) должен пойти на службу в армию (или альтернативную службу), иначе (с) он будет привлечён к уголовной ответственности (по статье 339 УК РФ).

Виды правовых норм. Существует много классификаций правовых норм, например:

-по методу воздействия на поведение людей;

-по предмету правового регулирования;

-по источнику правовой нормы и т.д.

Однако чаще всего правовые нормы подразделяют по методу правового регулирования, по форме выражения и по отраслям права.

1)По методу правового регулирования нормы делят на диспозитивные, т.е. предоставляющие возможность сторонам самостоятельно регулировать поведение в рамках, ограниченных нормой права; на императивные, т.е. строго определённые, без каких-либо вариантов поведения; и поощрительные, т.е. устанавливающие награды за одобряемое обществом поведение. Например, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст.39 Конституции РФ);

По форме выражения правовые нормы делятся на управомочивающие (т.е. предоставляющие право определённого поведения); обязывающие: и запрещающие.

По отраслям права нормы делятся на конституционные, гражданские, уголовные, административные и т.д.

Однако, существует мнение, что в чистом виде не бывает подразделения регулятивных норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие, т.к. жизнь показывает, что любая обязывающая норма может быть сформулированы как уполномочивающая, а любая запретительная как обязывающая.

1) Создаются людьми и признаются обществом
2) Широко распространены в обществе
3) Регулируют поведение людей
4) Разрабатываются и утверждаются государственными органами.
2. Школьник получил наследство от бабушки. Он может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника в:
1) Семейном кодексе
2) Гражданском кодексе
3) Трудовом кодексе
4) Гражданско-процессуальном кодексе
3. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
1) С момента рождения
2) Со времени окончания школы
3) С 18 лет
4) С момента получения паспорта.
4. Верны ли данные высказывания?
А) к публичному праву относятся право административное и право государственное (конституционное)

Б) к частному праву относятся отрасли права, регулирующие отношения между гражданами – прежде всего гражданское, трудовое, семейное.

1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
5. Административным проступком среди приведенных правонарушений является:
1) Нарушение водителем Правил дорожного движения
2) Опоздание чиновника на службу без уважительной причины
3) Распространение на молодежной дискотеке «легких» наркотиков
4) Прогул студентом лекционного занятия.
6. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой и являющимся основным законом на территории РФ, является:
1) Закон субъекта Федерации
2) Конституция РФ
3) Указ Президента РФ
4) Приказ министра.
7. Высшей ценностью Конституция РФ объявила:
1) Интересы государства
2) Права и свободы человека
3) Нерушимость границ
4) Неотвратимость наказания.
8. Высшая исполнительная власть. Согласно Конституции РФ, принадлежит:
1) Президенту
2) Федеральному собранию
3) Правительству
4) Конституционному суду.
9. Верны ли данные высказывания?
А) нормативным документом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, является Конституция;
Б) Конституция РФ принимается в соответствии с нормами конституций субъектов Федерации:
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
10. Заверить копию документа об образовании или оформить доверенность на вождение транспортным средством можно:
1) У участкового милиционера
2) У секретаря суда
3) У нотариуса
4) В Управлении внутренних дел.
11. Такие правоотношения, как получение наследства, покупка в магазине необходимого товара, наём бригады строителей для ремонта квартиры регулируются нормами права:
1) Трудового
2) Гражданского
3) Административного
4) Финансового.
12. Развод супругов может быть осуществлен только через суд в ситуации, если:
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который пошел служить в армию, и решили развестись
3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью
4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
13. Граждане РФ, согласно Семейному кодексу. Имеют право на вступление в брак с возраста:
1) 21 года
2) 18 лет
3) 14 лет
4) 17 лет
14. Верны ли данные высказывания?
А) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства
Б) в воспитании детей главная роль, согласно российскому законодательству. Отводится матери.
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
15. Уголовным правонарушением (преступлением) является ситуация:
1) Сантехник не явился на работу без уважительной причины
2) Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГАИ
3) Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке
4) Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки.
16. Верны ли данные высказывания?
А) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями
Б) структуру и деятельность органов местного самоуправления определяет только государство
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
17. Соглашение между работником и работодателем, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон, получило название:
1) Трудовой договор
2) Договор купли-продажи
3) Договор найма
4) Договор подряда.
18. Мерой дисциплинарной ответственности – дисциплинарным взысканием – является санкция:
1) Заключение под стражу
2) Штраф
3) Выговор
4) Возмещение ущерба.

А в чем еще, кроме ранее отмеченного, заключаются различия права и морали? Прежде всего, в том, что они исторически возникают в разное время. Мораль зарождается уже в первобытного строя. Право же возникает лишь с образованием государственного строя. Право формируется в результате правотворческой деятельности государства, а мораль - в результате активности различных социальных слоев, групп, классов, наконец, самого общества. Выполнений предписаний, содержащихся в праве, по общему правилу, обеспечивается государственным принуждением. Выполнение требований морали гарантируется только общественным мнением, давлением со стороны общественной среды на индивида, допускающего нарушение моральных норм.

Восприимчивость одних людей к суждению со стороны других, к подчинению их общественному мнению может быть самой разной. Степень воздействия общественного мнения на поведение человека тоже далеко и не одинакова. Но это влияния всегда существует и нет такого человека, который относился бы абсолютно к общественному мнению. Одобрение или порицание общества, писал Шершеневич, составляют важные двигатели деятельности всех людей. Для человека, стоящего на низшей ступени развития и культуры, мнение окружающей его общественной группы страшно тем, что может лишить элементарных условий существования, изгнав его из своей среды. Чем выше в культурном отношении человек, тем большую ценность для него представляет общественная среда, выдвигающий все новые и новые блага жизни общественное положение, почет, уважение, авторитет, славу, власть. Но все эти блага находятся в прямой зависимости от общественного мнения. Отрицательных отношение общественной среды может довести до минимума ценности жизни. Положительное же отношение доводит их до максимума.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Право и мораль. Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и характеру социальной организации. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются.

Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов.

Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности, которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.

При рассмотрении форм фиксации правовых и моральных норм обращают на себя внимание различные формы их существования. Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и характера текстов и их атрибутов. Достаточно конкретен и круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права (органы правосудия, законодательные органы, субъекты договорных отношений). Разумеется, различного рода высказывания, претендующие на статус правовых, могут содержаться и в иных текстах – философских, научных, литературных. Однако независимо от их культурной и социальной значимости, влияния на общественное сознание и других факторов юридического статуса они не имеют.

Моральные же нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок. Соответственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали. Здесь важно подчеркнуть, что такого рода тексты создаются именно «по поводу» морали, а не содержат моральных норм, ибо последние по своей природе могут не иметь текстуального закрепления, документального характера.

Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возможных и должных действий, конкретных вариантов поведения субъектов. В противоположность этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок. Другими словами, суть действия моральных норм состоит в формировании общих принципов, внутренних убеждений и установок желательного поведения (будь вежлив). Это означает, что регулятивное воздействие моральных норм не имеет, в отличие от норм правовых, заранее установленных способов поведенческой реализации.

Специфику способов и методов обеспечения юридических норм традиционно усматривают в их связи с государственным принуждением, функционированием особых институтов государства и общества. При этом государственное принуждение актуализируется и как действительность, применение мер властного характера, и как возможность, угроза такого применения. Важно подчеркнуть, что государственное принуждение является способом обеспечения юридических норм, а не просто произволом власти, поскольку осуществляется только специальными субъектами и в рамках установленных законом процедур.

Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести Гегель считал, что общественное мнение содержит принцип справедливости «в форме здравого смысла людей».

Взаимодействие права и морали достаточно сложно. Разумеется, в современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство), которые и закреплены как нравственные принципы, и представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы, по крайней мере в странах европейской культурной традиции.

Вместе с тем в плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием, так называемой групповой морали, т.е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т.д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью.

Так, мы говорим об антисоциальной морали криминальных слоев общества, где налицо не просто безнравственное, противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Более сложной является коллизия правовых и моральных норм в обществах, находящихся в состоянии повышенной социальной динамики, переживающих реформы разного рода. В этих случаях неизбежно частичное разрушение общественной морали и правовой системы общества (зависящее от степени кардинальности идущих реформ), сопряженное со сменой их типа. Однако переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур. Иначе говоря, между юридическими и моральными нормами возникает некоторая «историческая рассинхронизация», что неизбежно порождает их коллизии. Правда, по сравнению с асоциальной групповой моралью они менее глубоки, но зато более масштабны.

Примером подобной коллизии может служить современная ситуация с частной собственностью в России. Законодательное закрепление, формирование института частной собственности и все, что связано с существованием частного права, фактически не принимается определенными слоями российского общества, воспитанными на ценностях коллективистской морали и продолжающие руководствоваться ее приоритетами.

Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах. Так, в законодательных нормативных актах нередко использование оценочных понятий нравственного характера (недостойное поведение, цинизм, честь). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой – нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций).

Таким образом, можно говорить о регулятивном взаимодействии морали и права. В целом же можно считать, что в процессе общественного развития прослеживается тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, связанная, прежде всего с характером культуры и степенью цивилизованности каждого конкретного общества.

Заключение

В ходе проведенного исследования нами были выявлено, что тема действительно является актуальной, исторические сложившиеся, практически это грани одного и тоже процесса познания, право человек получает с рождение: право на жизнь, на учебу, пользоваться услугами здравоохранение, избрать любимую специальность.

Мораль присутствует рядом, это исторические сложившиеся нормы, которые не являются сложившиеся нормы, которые не являются статичными. Каждый эпохи присущи свои специфические особенности. Мораль - взгляды, представления людей о добре и зле, о постыд­ном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновремен­но это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взгля­дов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.

Право-это не брошено на стол монета, а не прерывно горящая свеча. Право - это система, совокупность правовых норм. Но вместе е тем право не может существовать без юридических норм, которые закладывают и формируют его основы. Правовая норма рассчитана не на разовое, а на многократное ее применение. Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. Таким образом, все то общее, что существует в природных и социальных качествах человека вне зависимости от расовых, национальных различий, пола, религиозной и идеологической приверженности, обусловливает и общие черты любой правовой системы прошлого и современности.. Право в единстве природного, социального и политического выступает в виде важнейшего свойства бытия человека. Человек – существо разумное, справедливое, а значит, правовое.

Эффективность законодательства будет несравненно выше, если его предписания будут опираться не только на власть, но и на общечелове­ческие моральные постулаты и принципы. Чем выше нравственная обоснованность права, чем ближе ее содержание к моральным постулатам, выработанным мировой цивили­зацией на протяжении веков, тем оно более демократично, гуманно, справедливо.

В первой главе мы рассмотрели исторический путь право и морали; взаимодействие и противоборство. Самое главное это формирование сознания у подрастающего поколения.

Во второй главе мы рассмотрели вопросы согласно оглавление. Нами использан список литературы, а также приложения.

Жить в обществе и быть от общества нельзя. Следовательно, верно утверждал В. И. Ленин. Каждый человек должен думать о своих прав и поступках, соизмерять возможности права и морали, задумываться о судьбах родного края, города, деревни, страны и мира в целом.

Таким образом, цель исследование достигнута, задачи решены.

Глоссарий


Поиск на сайте:



2015-2020 lektsii.org -
Поделиться: