Как происходит освобождение раскольникова от антигуманной теории. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание

В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.

Резкой критике Достоевский подвергает буржуазную цивилизацию, которая порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на какое-то улучшение своего положения. Но, несмотря на то что Раскольников является всего лишь “маленьким человеком”, он - яркая индивидуальность. Он умен, наделен выдающимися способностями, склонен к самоанализу, любит ближних.

Но нищета, из которой уже не способен подняться человек, комната, похожая на гроб, постоянные крики и стоны людей - все это повлекло за собой рождение теории Раскольникова.

Он понимал: для того, чтобы изменить свою жизнь, судьбу матери и сестры, надо изменить весь существующий порядок вещей. В нем рождается чувство протеста, и он восстает против всего мира в одиночку, по своей, им самим выработанной программе.

Анализируя причины существующего в мире несправедливого порядка вещей, Раскольников приходит к выводу, что на свете существует два разряда людей: “материал”, годный лишь для воспроизводства себе подобных, и гении, такие как Магомет и Наполеон, которые имеют право жертвовать ради своих интересов жизнями других людей, не останавливаясь при необходимости и перед преступлениями.

Для того чтобы избавить мир от несправедливости и доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Он одержим идеей всеобщего блага. Желая сделать мир лучше, он становится убийцей и несет наказание за содеянное преступление. Жизнь преподносит ему урок, заключающийся в нравственных муках, которые он испытывает после совершения убийства. Достоевский исследует сознание и подсознание героя. Подсознание подсказывает герою, что он убил не старуху, а себя, свою душу. Для этого писатель вводит в текст романа сны и видения героя.

Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно подвержен и болезни физической: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит. Он ослаблен, порой не может даже подняться с кровати. Он уже и сам осознает, что напрасно уверил себя в высшей целесообразности и оправданности своего “эксперимента”. В этот момент он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, ее жертвенность, милосердие, смирение, покорность судьбе сыграли ведущую роль в развенчании теории Раскольникова. Он осознает, что его эксперимент ни к чему не привел: он не реализовал себя как сверхчеловек.

Предпринятая им проба доказала, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что тиран и благодетель рода человеческого несоединимы в одном лице. Его попытка привести мир к справедливости и доказать себе свое высокое назначение в мире людей терпит крах. При этом терпит крах и теория Раскольникова. Осознав неправильность своих суждений, он сознается в убийстве и получит справедливое наказание, которое явится для него освобождением от нравственных мук.

Родион Раскольников, осознав гибельность своей теории, ее античеловеческую, антигуманную сущность, возрождается к новой жизни - “впрочем, - говорит Достоевский, - это уже совсем другая история”.

Таким образом, писатель в своем романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно ни преследовало, недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет право на существование.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того, как роман воспринимается читателем, чуть ли не единственное произведение такого плана. Лично на меня произведение сначала произвело впечатление полностью понятного: никаких намеков, никаких загадок, никаких таинственных событий. На самом же деле, преступление Раскольникова плотно связано с его теорией, а его теория - преступна.

Уже из первых страниц роману «Преступление и наказание» главный герой подавлен собственной философией, которая позволяет «кровь по совести». Наблюдая за жизнью своей страны, задумываясь над мировой историей, Раскольников пришел к мнению, что не только исторический прогресс, но и любое другое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и крови. Герой распределил человечество на две категории: есть люди, которые смиренно воспринимают свою судьбу, а есть такие, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Выдающиеся личности - Ликург, Магомет, Наполеон - не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради своих идей. Мир устроен так, что развитие общества происходит в процессе уничтожения «животных, которые вздрагивают» «сильными мира сего.

Дело в том, что жизненные ситуации, в которые попадает Раскольников, не только не отводят его от идеи убийства, а вроде бы наталкивают на нее.

Но мне кажется, что идея Раскольникова неразрывно связана с жизненными условиями бедного студента. Удушающая атмосфера его жилья перекликается с удушающей атмосферой улиц.

Хотя преступление Раскольникова - это вызов нечеловеческим законам мира, однако оправдать его невозможно. Ведь, совершив убийство, Раскольников зачел себя к разряду сверхлюдей, к которому не принадлежат даже близкие ему люди: сестра, Соня, Разумихин. Он отсек себя от этих людей: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить.»

Вспоминая преступление, Родион вспоминает и случайно убитую им Лизавету: «Бедная Лизавета! Зачем она здесь подвернулась!.. Странно, однако же, почему я о ней почти и не думаю, точно и не убивал?.. Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими. Милые!.. Почему они не плачут? Почему они не стонут?.. Они все отдают, глядят кротко и тихо.».

Этот монолог показывают весь ужас сделанного, ведь человеческая натура столкнулась с нечеловеческой теорией. Еще одно доказательство ужасной теории - третий сон Раскольникова, где он опять убивает процентщицу, а она над ним смеется. И здесь герой подсознательно начинает понимать коварство своей теории, которую можно считать не толчком к преступлению, а преступлением.

Сама преступная идея толкнула его на самопроверку собственной значимости: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал бы ли я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!»

Значит, пораженный идеей «сверхчеловека», он мог бы убить и друга, и сестру, и мать, и Соню.

Кажется, что Раскольников может реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают правоту его теории. Он воспринимает мир деспотически, выхватывая из окружения лишь те впечатления, которые подтверждают его фанатичную теорию.

Следовательно, теория Раскольникова о возможности стоять над людьми, с презрением относиться к их законам не нашла своего подкрепления в его собственной судьбе. Полностью убить в себе совесть и подняться в гордом одиночестве над «человеческим муравейником» не может даже самый искуснейший вор, не только человек с раздвоенной личностью. Возможно, потому автор и обрек Раскольникова на одиночество. Достоевский всей образной системой романа убедительно доказал, что нельзя оправдать теорию насилия, убийства, какой бы благородной целью ее не аргументировали.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того, как роман воспринимается читателем, чуть ли не единственное произведение такого плана. Лично на меня произведение сначала произвело впечатление полностью понятного: никаких намеков, никаких загадок, никаких таинственных событий. На самом же деле, преступление Раскольникова плотно связано с его теорией, а его теория - преступна.

Уже из первых страниц роману «Преступление и наказание»

Главный герой подавлен собственной философией, которая позволяет «кровь по совести». Наблюдая за жизнью своей страны, задумываясь над мировой историей, Раскольников пришел к мнению, что не только исторический прогресс, но и любое другое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и крови. Герой распределил человечество на две категории: есть люди, которые смиренно воспринимают свою судьбу, а есть такие, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Выдающиеся личности - Ликург, Магомет, Наполеон - не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради своих идей. Мир устроен так, что развитие общества происходит в процессе уничтожения «животных, которые вздрагивают» «сильными мира сего.

Дело в том, что жизненные ситуации, в которые попадает Раскольников, не только не отводят его от идеи убийства, а вроде бы наталкивают на нее.

Но мне кажется, что идея Раскольникова неразрывно связана с жизненными условиями бедного студента. Удушающая атмосфера его жилья перекликается с удушающей атмосферой улиц.

Хотя преступление Раскольникова - это вызов нечеловеческим законам мира, однако оправдать его невозможно. Ведь, совершив убийство, Раскольников зачел себя к разряду сверхлюдей, к которому не принадлежат даже близкие ему люди: сестра, Соня, Разумихин. Он отсек себя от этих людей: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить.»

Вспоминая преступление, Родион вспоминает и случайно убитую им Лизавету: «Бедная Лизавета! Зачем она здесь подвернулась!.. Странно, однако же, почему я о ней почти и не думаю, точно и не убивал?.. Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими. Милые!.. Почему они не плачут? Почему они не стонут?.. Они все отдают, глядят кротко и тихо.».

Этот монолог показывают весь ужас сделанного, ведь человеческая натура столкнулась с нечеловеческой теорией. Еще одно доказательство ужасной теории - третий сон Раскольникова, где он опять убивает процентщицу, а она над ним смеется. И здесь герой подсознательно начинает понимать коварство своей теории, которую можно считать не толчком к преступлению, а преступлением.

Сама преступная идея толкнула его на самопроверку собственной значимости: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал бы ли я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!»

Значит, пораженный идеей «сверхчеловека», он мог бы убить и друга, и сестру, и мать, и Соню.

Кажется, что Раскольников может реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают правоту его теории. Он воспринимает мир деспотически, выхватывая из окружения лишь те впечатления, которые подтверждают его фанатичную теорию.

Следовательно, теория Раскольникова о возможности стоять над людьми, с презрением относиться к их законам не нашла своего подкрепления в его собственной судьбе. Полностью убить в себе совесть и подняться в гордом одиночестве над «человеческим муравейником» не может даже самый искуснейший вор, не только человек с раздвоенной личностью. Возможно, потому автор и обрек Раскольникова на одиночество. Достоевский всей образной системой романа убедительно доказал, что нельзя оправдать теорию насилия, убийства, какой бы благородной целью ее не аргументировали.

Содержимое сочинения:

Явка с повинной, с точки зрения Раскольникова, — это слабость, это его личная катастрофа: слишком слаб — не надо было брать топор и кровавиться. И чем ниже он становится в своих собственных глазах, потому что не выдержал, потому что погубил теорию, тем горячее он отстаивает ее. И возможно это потому, что к той извращенности сознания Раскольникова, которая привела к возникновению в его голове преступной теории, прибавилось в последние три дня перед явкой в полицию еще и помутнение сознания. Вот описание душевного состояния его в эти дни:
«Для Раскольникова наступило странное время: точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение. Припоминая это время потом, уже долго спустя, он догадывался, что сознание его иногда как бы тускнело и что так продолжалось, с некоторыми промежутками, вплоть до окончательной катастрофы. Он был убежден положительно, что во многом тогда ошибался, например в сроках и времени некоторых происшествий. По крайней мере, припоминая впоследствии и силясь уяснить себе припоминаемое, он многое узнал о себе самом, уже руководясь сведениями, полученными от посторонних. Одно событие он смешивал, например, с другим; другое считал последствием происшествия, существовавшего только в его воображении. Порой овладевала им болезненно-мучительная тревога, перерождавшаяся даже в панический страх. Но он помнил тоже, что бывали минуты, часы и даже, может быть, дни, полные апатии, овладевавшей им, как бы в противоположность прежнему страху, — апатии, похожей на болезненно-равнодушное состояние иных умирающих. Вообще же в эти последние дни он и сам как бы старался убежать от ясного и полного понимания своего положения; иные насущные факты, требовавшие немедленного разъяснения, особенно тяготили его; но как рад бы он был освободиться и убежать от иных забот, забвение которых грозило, впрочем, полною и неминуемою гибелью в его положении…»
Болезненное состояние его психики особенно ярко проявляется в его отношениях с Соней, матерью и сестрой. Он и не может без них жить, ищет с ними встреч, думает о них, иногда даже считает себя виноватым перед ними, перед матерью особенно, но пугается их любви к нему.
В последний день, т. е. в день явки с повинной, обнажились до предела и антигуманистическая сущность теории Раскольникова, и его высокие человеческие качества. И все это выразилось в одном восклицании, которое свидетельствует о том, что Раскольников уже ощущает античеловечность своей теории: «О, если б я был один и никто не любил меня и сам бы я никого никогда не любил! Не было бы всего этого!» Вот это ощущение невозможности реализации его теории в человеческом обществе, каким бы оно ни было, и есть залог того, что возможно нравственное перерождение Раскольникова, хотя он еще долго будет убеждать себя, что его теория ничем не хуже других теорий и что убийство старухи — всего только ошибка. Но для перерождения нужно время.
В Эпилоге Достоевский показывает, в каком направлении изменяет Раскольникова время. Эпилог состоит из двух частей. Назовем основные события, составляющие содержание первой части Эпилога:
— судопроизводство по делу Раскольникова прошло без больших затруднений;
— суд принял во внимание «чистосердечное раскаяние» Раскольникова и много других смягчающих обстоятельств и вынес сравнительно легкий приговор — каторжные работы второго разряда в течение восьми лет;
— еще в начале судебного процесса мать Раскольникова заболела, потом сошла с ума и вскоре умерла;
— Дуня вышла замуж за Разумихина;
— Соня поехала за Раскольниковым в Сибирь.
Перечитаем выборочно вторую часть Эпилога. Раскольников на каторге ни с кем не мог сойтись. Он стыдился всех, даже Сони: «Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя. Тренога беспредметная и бесцельная в настоящем, а в будущем одна беспрерывная жертва, которою ничего не приобреталось,- нот что предстояло ему на свете. И что в том, что через восемь лет ему будет только тридцать два года и можно снова начать еще жить. Одною существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он п счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому.
И хотя бы судьба послала ему раскаяние — жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! И толчком стали его размышления об отношениях между ним и каторжными и между каторжными и Соней: «…стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом», пропасть, которая чуть не привела его к гибели от руки арестанта. «Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню?» И то, что Раскольников заметил эту пропасть между собой и каторжными, заметил, с какой любовью они относятся к Соне, означает его поворот к жизни, поворот еще им не осознанный.
Кроме того, разрушает остатки веры Раскольникова в его теорию сон, приснившийся ему, когда он уже выздоравливал: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать».
Конечно, это еще только перелом, после которого начнется воскресение, «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, но теперешний рассказ наш окончен».
Достоевский не показывает нравственно воскресшего Раскольникова, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной, преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. «Живой процесс жизни» всегда опровергнет идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута «живым процессом жизни» и идея Раскольникова: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Тема: Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение. Раскаяние и наказание Раскольникова.

Цели:

    раскрыть суть антигуманной теории Раскольникова; воспитывать на этом примере чувство личной ответственности за происходящее;

    проверить усвоение и понимание произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

    • умение оценивать и анализировать прочитанное;

      излагать мысли и рассуждать;

      выборочно цитировать;

      уметь обобщать и делать выводы.

    пробудить интерес к анализу текста, используя нестандартные ситуации;

    активизировать работу на уроке, применяя наглядный и раздаточные материалы;

    учить работать с критической литературой;

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, рисунок Боклевского «Раскольников», опорные схемы, критический разбор романа.

Тип урока: обобщение изученного.

«Правильное наблюдение над жизнью почти заменяет чтение книг».

В. Маяковский.

Ход урока.

    Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

    1. Рассказ учителя о Байкале.

Почему говорю о Байкале? Роман Ф.М. Достоевского – тот же Байкал, та же глубина. В нем тоже трудно рассмотреть все до дна – все проблемы и их решение. Мы попробуем поговорить о тех проблемах, которые как бы на поверхности, т.е. о тех, которые попали в поле нашего зрения.

    1. Какие проблемы поднимает Достоевский в романе:

А что можно сказать о романе, в котором решаются эти проблемы? Пусть поможет схема, прочитайте ее.

    1. В основе раскрытия любой проблемы художественного произведения лежит конфликт.

Каков основной конфликт романа?

    Почему убил?

    Какие идеи привели к убийству?

    Виноват ли преступник?

Учащиеся для домашнего задания делятся на 4 группы, каждая группа в классе передает подготовленное задание следующей группе. Таким образом, каждая группа знакомится с материалом урока и вносит свои добавления. Дети работают 5-7 минут, звучит музыка.

1-я группа готовит ответ на вопрос: «Причины преступления».

Итак:

    Почему убил?

    • бедность (два дня не ел, оставил учебу, внешний вид;

      отношения с квартирной хозяйкой;

      условия жизни (коморка, шкаф);

      Петербург (грязь, вонь, пьяная девочка, женщина, бросившаяся с моста…),

      впечатления от встречи со старухой – процентщицей;

      письмо матери;

      встреча с Мармеладовым;

      разговор студента с офицером.

Вот причины, побудившие Раскольникова опустить злосчастный топор на голову старухи – процентщицы, в которой Раскольников видел корень всех бед. Но!.. Живет же в этом мире его друг Разумихин, учится, дает уроки, как-то зарабатывает себе на жизнь. Почему Раскольников не желает следовать этому примеру?

(Составляется эйдос-конспект «Причины преступления Раскольникова», который к концу урока станет частью общего эйдос-конспекта «Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение»).

2-я группа раскрывает суть теории Раскольникова.

    Теория Раскольникова.

У него есть своя теория, он хотел проверить: обыкновенный он человек или необыкновенный – тварь ли я дрожащая или право имею!

Составляется эйдос-конспект «Суть теории Раскольникова».

Да, можно быть таким как Разумихин. А кто тогда спасет Соню? Кто поможет матери и Дуне? Кто избавит мир от того страшного «процента», о котором постоянно думает Раскольников? Для героя Достоевского здесь и логический, и жизненный тупик, из которого нет выхода. Но жизнь устроена так, что безвыходных ситуаций не бывает. И некоторые персонажи чувствуют, что выход все же должен быть!

Вернемся в трактир, где Мармеладов исповедуется перед Раскольниковым. Мармеладов обращается к Богу, молит его об установлении царства всеобщей гармонии на многострадальной земле. Т.е. он ищет спасения для всех у Бога (он считает, обездоленных спасет Бог).

Но Раскольников, в отличие от Мармеладова, не согласен дожидаться второго пришествия Христа, он сам хочет приблизить нас к установлению всеобщей справедливости. Не Бог, а он, Раскольников, хочет решать мучительные проблемы современности!

А к чему приводит желание быть таким, как Бог. Вспомните библейские примеры (Сатана, Адам и Ева).

3-я группа подбирает библейские примеры.

Итак, может быть, не знает еще Раскольников, но мы уже догадываемся, что теория его обречена на провал!

Какие еще доказательства можно привести?

    чтобы возвыситься, нужно заглушить сострадание к людям. А Раскольников?

    в основе – теория бонапартизма. А Наполеон развенчан.

    Убийца зыбывает о совести, а Раскольникова совесть судит постоянно.

4-я группа готовит ответ на вопросы: «Кто пострадал из-за теории Раскольникова? Каковы могли бы быть последствия победы теории Раскольникова?» Ответ сопровождается иллюстрациями.




ВЫВОД: все то, о чем мы сейчас говорили, можно изобразить вот такой схемой. Закрепим сказанное по ней.

Но смерть ненавистной старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла все-таки не вверх, а (вглядитесь в контекст) рассеялась множеством путей, повернувших вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, была беременной, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым еще до рождения. Мать почувствовала недоброе в сыне, по его милости в могилу сошла. Чуть было не пострадал Миколка-маляр.

И разветвилась главная мысль Раскольникова на мелкие и ненужные «мыслишки». И потянули они его вниз. И, как результат, встал перед ним огромный тупик. «Я себя убил, а не старушонку!»

Так, где же выход? По какой дороге идти? Делают попытки спасти людей. Свидригайлов - циник, пошляк, преступник. Но он дает детям Мармеладова деньги своей жены. Лебезятников спасает Соню. Но могут ли они спасти всех людей?!

Остается путь Сони. На ней нет следов преступления и крови. Она уповает только на Бога: он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость.

    Виноват ли Раскольников? Это определяет только суд.

Инсценировка суда над Раскольниковым. Распределяются роли: Раскольников, Соня, Дуня, адвокат, прокурор, судья и присяжные. После вынесения судом приговора:

Итак, Раскольников осужден. Погибают Мармеладов, Екатерина Ивановна, умирает мать Раскольникова. Получается, что мир, в котором живет герой Достоевского, это мир «погибших и погибающих». Я хочу, в связи с этим, показать фотографию.

    Какие ассоциации, связанные с героями романа, она вызывает?

    Почему одна гвоздика еще жива, кого она символизирует в романе?

    Почему Соня уповает на Бога? «Он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость».

    Проблемы, поднятые Достоевским в романе.

«Преступление и наказание» находят, к сожалению, отклик и сегодня. Пример: документальный фильм Рижской киностудии «Высший суд». История подобная Раскольниковской.

Прочитана последняя страница, закрыт роман. А мне хочется открыть другую книгу. Беру Библию. Что мог прочитать в ней Раскольников, чтобы переосмыслить свою жизнь? Может быть, это: «Надейся на Господа все сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Пр. 3:5)». Может быть, это: «Не говори: «Я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Пр. 20:22). Может быть, это читал он: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде», «но Бог есть судья: одного унижает, а другого возносит» (Пр. 73:3,8). И еще хочется прочитать вам: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Л. 8:16). Пусть всегда в вашем сердце горит свеча, освещая путь к любви и миру.

Поделиться: