Где живет баба. Старт в науке

Самый неординарный и яркий негативный герой русских народных сказок считается Баба-Яга. Во всех сказках её образ меняется кардинально, а в некоторых из них Баба-Яга превращается в гостеприимную хозяйку. Это хитрый и одновременно смешной персонаж загадочной старушки, от которой всегда можно ждать новых сюрпризов.

Что Вы знаете о Бабе-Яге

Что мы знаем о Бабе-Яге из сказок, которые нам читали в детстве? Это старушка с горбом, которая никогда не ходит пешком, а для передвижения использует свою летающую ступу. Волосы её всегда растрепаны, одежда грязная, а нос - длинный и с горбинкой. Баба-Яга стала неким воплощением сил зла, которые постоянно стремятся навредить людям.

Изначально прообраз Бабы-Яги встречалась в славянской мифологии, как злой лесной волшебницы, в её власти все вихри, вьюги и ветра, как охранительницы и проводника между "этим" и "иным" миром. В русском фольклоре Баба-Яга - это не воительница, у неё костяная нога, её слушаются звери и птицы. Загадочная колдунья живёт в самых дремучих лесах, а её изба, в которой все пришло в упадок, стоит на куриных ножках. Большую часть времени старушка проводит в лесу, собирая различные коренья и лекарственные травы для изготовления специальных настоев.

Самые распространённые образы Бабы-Яги в сказках

В большинстве народных русских сказок Баба-Яга выступает в роли похитительницы. Больше всего ей нравятся маленькие дети, которых она постоянно стремиться украсть и посадить в печь. Именно такой образ Бабы-Яги показан в сказке "Гуси-Лебеди", где слуги хитрой колдуньи украли Иванушку для её очередного обеда. Здесь Яга показана очень хитрой, злой и беспощадной, поскольку хочет съесть не только Иванушку, но и Алёнушку.

Значительно реже в наших сказках можно встретить добрую Ягу, которая стремится одарить своего гостя волшебными вещами. Для этого храброму молодцу требуется пройти сложное испытание и ответить на вопросы самой Яги. Именно такой образ показан в русской сказке "Баба-Яга", написанную Афанасьевым. Она дарит нарядные платья девочке за хорошую службу, но и наказывает её за любую ошибку, ломая косточки. Такая Яга может быть отзывчивой и давать дельные советы другим героям, но всё же при любой возможности её злобная натура будет проявляться.

Баба-Яга - это многогранный персонаж русских народных сказок, который может меняться кардинально. Но образ настолько колоритный и яркий, что забыть загадочную Бабу-Ягу не сможет никто!

Где живет Баба Яга - самобытный и разносторонний персонаж многих народных сказаний? И дети, и взрослые сразу ответят - в избушке на пресловутых «курьих ножках». А что мы еще знаем об этом образе вообще?

Эту старую колдунью сказочники описывают по-разному. То она горбатая старуха с длинным крючковатым носом, лохматыми длинными волосами и пристрастиями к То просто добрая волшебница, помогающая Иванушке выбраться из лесу, советующая, как сразиться со злом, а все ее «Фу, фу, русским духом пахнет» - не более чем просто попытка напугать храбреца. Но, как и в любой сказке, у этого персонажа есть своя предыстория. И корень ее - в мифологии.

Каких только имен не было у старушки в Она звалась Баба Ягя, Ягабиха, Ягишна, Ягая Баба… А ведь не всегда она была ведьмой, живущей в глухом лесу. Когда-то Баба Яга считалась настоящим божеством у славянских народов. По поверьям, она была заботилась о благополучии всей семьи, оберегала детей от сглаза и несчастий, продолжала и бережно хранила традиции. Правда, существовала и обратная сторона легенды: старушке приписывалась власть над всеми вихрями и снежными вьюгами. Поговаривали, что она наполовину женщина, наполовину - змея, и стережет дверь в царство мертвых, провожая к ней бессмертные души усопших. Люди верили и знали: Баба Яга способна успешно притворяться самой обычной женщиной, жить среди людей в деревне, вести хозяйство, ухаживать за скотом. Часто ведьмой считали любую хозяйку, у которой очень уж хорошо шли дела - говорили, что без тут не обошлось.

Место, где живет Баба Яга в детских сказках - дремучий лес, который всегда порождал в людях безотчетный страх, поскольку тоже напоминал своеобразную границу между мирами - ныне живых людей и царством усопших. Даже избушка сказочной старушки, как правило, стоит не в самой чаще, а на опушке: она будто бы не относится ни к тем, ни к другим.

Интересно происхождение словосочетания «на курьих ножках». В мультфильмах их часто рисуют куриными. Но, скорее всего, курьи - значит «окуренные дымом». В древности у славян был погребальный обряд, когда на вырубленные столбы ставили избу, в которой находилось тело покойника. А сами эти столбы по традиции окуривались дымом.

Еще один атрибут Бабы Яги - костяная нога. Именно поэтому существуют предположения, что старушка одноногая. Ведь во всех сказках про Бабу Ягу эта часть тела упоминается всегда только в единственном (костяная нога ведь одна) числе. Данный атрибут смерти, опять же, можно сравнить с ногой скелета, то есть неживого существа.

Но перейдем от мифов к реальности. Знаете ли вы, что сегодня на вопрос «Где живет Баба Яга?» существует прямой и конкретный ответ? Недавно у этого знаменитого персонажа появилась своя родина. В Первомайском районе Ярославской области находится маленькое село Кукобой, а в нем открыт официальный музей Бабы Яги и других Здесь есть знаменитая избушка на курьих ножках, чайная комната, где можно отведать вкусных пирогов из рук сказочной старушки, множество разных развлечений для взрослых и детей. Мало кто уезжает отсюда, не накупив сказочных сувениров и не сфотографировавшись на память с самой Ягой.

Не только дети, но и взрослые порой хотят окунуться в сказку. И задаются вопросом: где живет Баба Яга? Можете похвастаться своей эрудицией, ведь теперь вы можете дать на него исчерпывающий ответ!

Многие из нас познакомились с Бабой-ягой ещё в колыбели, когда нам читали «Русские сказки» Афанасьева. Злобная носатая старуха в лохмотьях известна нам из детских мультфильмов и кино. Во взрослой жизни Баба-яга от нас никуда не делась, просто напудрилась, принарядилась и нацепила на нос очки. Давайте разберёмся, зачем она в нашей жизни, почему у неё костяная нога и чего она хочет, когда кричит и пилит нас.

1. Баба-яга

«Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила Баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят»

Баба-яга и в наши дни обитает на окраине леса в избушке на курьих ножках, которая иногда также «пирогом подпёрта» и «блином крыта». Домик стоит в окружении вековых деревьев вблизи лесного озера, обнесённый забором из человеческих костей. Во дворе у неё живут проводники душ в загробный мир, собаки, и вещие птицы-предсказатели, вороны. Баба-яга всё время чем-то занята, беспрерывно стряпая что-то в своей алхимической печи. А если выходит в свет, то появляется из ниоткуда и без колдовства никуда не уходит. В одной из сказок её появление перед героями выглядит так: «Вдруг закутилося-замутилося, в глаза зелень выступила - становится земля пупом, из-под земли камень, из-под камня Баба-яга, костяная нога, на железной ступе едет, железным толкачом погоняет, сзади собачка побрёхивает». Сама Баба-яга составляет своеобразную пару Кощею Бессмертному - они то ли пожилая разведённая пара, то ли брат и сестра, то ли просто закадычные друзья. Имя Яга родственно польскому jedza и чешскому jezinka - «лесная баба»: нечто вроде женской ипостаси Лешего с функцией управления змеями. Есть мнение, эта баба была супругой Змея из-под Калинового моста, с которым бесконечно боролись богатыри. А в тюркских языках есть созвучный Яге дух предков «бабай ага» (в переводе «старый дед»). Баба-яга - божество наших хтонических предков.

Первый вывод. Не удивляйтесь, когда по утрам на вас из зеркала смотрит старая ведьма или леший: это древняя хтонь зовёт вас из глубин коллективного бессознательного в приключения навстречу собственной целостности.

2. Хтоническое существо

Баба-Яга неизменно связана с лесом. Лес, как и океан, олицетворяет бессознательное человека, внутреннее лунное королевство. Лес по отношению к человеку безграничен, в нём можно заблудиться, в нём можно поселиться, а можно и погибнуть. Греческая богиня Луны Диана обитала в лесах, подальше от глаз смертных, где предавалась безудержной охоте. Однажды охотник увидел, как Диана и её девичья охотничья свита купались в лесном озере. Это зрелище не предназначено для глаз смертных, поэтому Диана, заметив охотника, натравила на него его же собственных собак и те разорвали его на части. Тайна леса сокрыта от людей, и встреча человека с носителем этой тайны обычно чревата гибелью. Эту же идею выражает в первой части «Фауста» Гёте: вызвав хтонический дух Земли, учёный не может даже посмотреть в его сторону. Воплощённая природа оказывается ужасной и вызывает у простого смертного панику. Деревья в лесу ни на минуту не утихают, постоянно что-то шепчут и общаются между собой - только обычному человеку не понять шёпота бессознательного, поэтому герою, решившему пройти в гущу тёмной стороны, на контрольно-пропускном пункте бабкиной избушки будут выданы волшебные помощники. Но когда она не помогает юным героям продираться сквозь иной мир, Баба-яга крадёт и ест детей и молодцов.

Второй вывод. Когда вы видите перед собой злобную фурию, брызжущую ядовитой слюной, помните: это говорит её языческая природа. Не пытайтесь перекричать бесноватую: на её стороне весь потусторонний мир. Если вам есть, чего у нее искать, - терпите, улыбайтесь и хвалите её дом, наряд и социальные навыки. Вы получите своё. Если просто так, мимо проходили - бегите, потому что иначе погибнете в бессмысленной схватке со хтонью.

3. Двойственная природа Бабы-яги


Живя на границе с бессознательным (или загробным миром), сама Яга принадлежит одновременно двум мирам: одна нога у неё обыкновенная, а другая - костяная, мертвецкая. Баба-яга не всегда олицетворяет зло, в сказках у неё несколько лиц. Яга-воительница, Яга-похитительница и Яга-дарительница - три ипостаси, в которых она, соответственно, угрожает герою, что-то у него забирает и что-то ему отдаёт. В лапы к Бабе-яге можно попасть двумя способами: по собственной беспечности или же просто так. Жил-был мужик и не знал лиха. Стало ему интересно, что за лихо такое, о котором все говорят? Пошёл искать лиха, встретил такого же зеваку и вдвоём они попали к Бабе-яге. Та сразу же зажарила и съела зеваку, а герой по итогу смог бежать, только лишившись пальца. Потом он ходит и показывает свою изувеченную руку односельчанам: вот, мол, лиха хлебнул. Дураков Баба-яга учит тому, чему они просят. Природа убивает наглецов, которые не знают, чего хотят, но ищут встречи с её силами. Часто Баба-яга появляется в жизни персонажей как злой рок. Кажется, будто герои совершенно ни в чём не виноваты: вот мальчик ловит рыбку на озере, кругом тишь да гладь, и тут налетают злые птицы, как в одноимённом фильме Хичкока, и уносят его прямиком в избу к старой покровительнице мистерий, которая собирается им плотно пообедать. Мальчик не успел натворить ничего, за что его следовало бы наказать, просто пришло его время стать взрослым и пройти инициацию.

Третий вывод. Опыт показывает, что не стоит искать сумасшедших женщин: пришедший к ним со здравым смыслом от него и погибнет, а внутренний хаос разрастётся так, что в нём заведутся русалки, - и годны вы будете только для весенней пахоты и сна на печи девять месяцев в году. Как молодая, так и зрелая Баба-яга найдёт вас сама: не приложив к этому урагану в своей жизни усилий, вы с чистой совестью можете попытаться пронести свою невинность сквозь безумие этой ситуации. Если останетесь стойким - получите принцессу, когда злодейка сдастся.

4. Инициация


Обряд инициации всегда предполагает символическую смерть старой личности инициируемого с последующим возрождением в новом качестве, чаще всего с новым именем. В наше время своеобразной инициацией служит получение подростком паспорта и идентификационного кода: человек обретает мистическое имя, в нашем случае - порядковый номер, и становится полноправным членом племени. В древние времена к инициациям относились более сурово: чтобы получить паспорт-татуировку, юноше нужно было сдать серьёзный экзамен - и физический, и психологический. Часто во время этого экзамена юноша получал травму, а в некоторых племенах, чтобы добиться права быть мужем, юноша должен был пройти обряд обрезания. Чтобы что-то получить, нужно сперва отдать.

Баба-яга традиционно считается жрицей, посвящающей молодёжь во взрослую жизнь. Именно поэтому она угрожает детям, холостым молодцам и незамужним девицам: тем, кто ещё не превратился в полноправного человека. Герой, отправляющийся в путешествие в потусторонний мир, должен позволить Бабе-яге попарить себя в баньке вовсе не для удовольствия: ритуальное омовение покойника - непременный атрибут переезда на тот свет. Да и просьба накормить - не праздный голод, а имитация поминок с ритуальными блюдами: блинами, горохом и кутьёй. Сам образ Яги и её жилища - лежит в избушке без окон и без дверей на печи, а нос в потолок врос - напоминает мертвеца в гробу.

В древности в лесу строили специальную избушку, в которой проходил обряд инициации мальчиков. Отец отводил сына в лес и оставлял его одного, чтобы он самостоятельно нашёл эту самую избу инициации. В ней мальчика ждали суровые испытания, после которых он получал статус посвящённого. «Видимым символом такого посвящения является рассечение кожи спины от шеи вниз. Иногда под кожу спины и груди пропускались ремни, за которые мальчиков подвешивали». Инициация всегда связана с переживанием смерти, и оттого непременный её атрибут - смертельный страх. Подростку на посвятительных обрядах объясняют, что жизнь - это всерьёз, при каждом удобном случае она норовит содрать с тебя кожу или сжечь тебя в печи, так что помни об этой хижине в лесу и о том, что Баба-яга может появиться из-под камня в любой момент.

Если Яга не сдирает со спин испытуемых кожу «на ремень», то занимается тем, что сажает детей в ковш, чтобы зажарить их в печи. Её фигура имеет отношение к народным бабушкам-повитухам, которые недоношенного ребёнка могли обмазать тестом и на хлебной лопате всунуть в тёплую печь, символизирующую женское лоно, чтобы младенец «дошёл», как пирожок.

Четвёртый вывод. Если вам тридцать, а вы всё ещё не дошедший пирожок - самое время отправиться в печное приключение. Поезжайте в заповедник, поработайте сторожем, лесником или смотрителем водохранилища. Отпустите бороду, гуляйте ночью и изучайте энциклопедию символов Мэнли Палмера Холла. Когда случится что-то, после чего вы обосрётесь чертятами, - можно будет возвращаться домой: отныне вас все будут слушаться без удара кулаком по столу.

5. Избушка


Избушка не просто затаилась в волшебном лесу - пока герой не произносит волшебных слов, она не предстаёт перед ним в истинном виде. Изначально избушка стоит к герою задом, а к лесу передом, и он должен правильно попросить её развернуться. Возможно, это ключ к сексуальному контексту инициации? Деревянный дом, окна и дверные проёмы - традиционные символы женского чрева. Чтобы попасть внутрь избы, нужно «знать магию открытия дверей», знать специальное заклинание, магию жестов (герой окропляет двери избы водой), а также задобрить зверей, охраняющих дом Яги. Современному молодому человеку даже в век информационных технологий не стоит пренебрегать древними сказками о ждущих его на пороге сладкой любви чудовищах. Мужская инициация была символом вхождения в возраст половой зрелости - после неё мужчина мог убивать и любить. Искусству убийства обучали мужчины, а премудростям любви - женщины. Существует мнение, что «ведунья», занимавшаяся инициациями, как раз и жила в одиночестве в отдалении от селений, подобно храмовой жрице. Полная же опасностей избушка с печью, в которой можно сгореть дотла, - олицетворение страхов так называемой vagina dentata - зубастого чрева, которое нужно укротить в разных сказках по-разному, то силой, то хитростью, то лаской.

Избушка, как и мистическая страна Шамбала или Белый вигвам в «Твин Пиксе» Дэвида Линча, открывается только правильному человеку и в правильное время. Невозможно просто обшарить лес и найти избу - ты должен быть дураком, героем, на худой конец - ребёнком, чтобы попасть на собеседование к Бабе-яге: всех троих объединяет непосредственность и решимость, отсутствие трусости и сомнений. Либо же ты можешь оказаться в этом окаянном месте по воле злого рока. В том же «Твин Пиксе» упоминается «домик в лесу, в котором всегда играет музыка», а в доме Бабы-яги герой часто слышит игру на волшебных гуслях. В таком случае мальчик уподобляется Одиссею, Баба-яга и её колдовской джаз-бэнд превращаются в сирен, а лес становится морем, по которому герой возвращается домой.

Пятый вывод. В мире есть множество дверей. Не все они открываются ключами, и даже сила и напористость не всегда помогут. С чистым сердцем и смекалистым умом вы откроете всё что надо и попадёте куда надо.

6. Испытание и награда Яги


Герой, попавший к Бабе-яге, может победить её, только воззвав к природному инстинкту бабушки. Когда злая Яга выходит навстречу молодцу и собирается его съесть, он не теряется и в ответ сам просит его накормить - мол, какой разговор на пустой желудок? «Вот дура я, стала у голодного да у холодного выспрашивать», - Баба-яга и сама рада накормить удалого гостя. Как только герой апеллирует к матриархальным ценностям и напоминает Яге о её женской натуре, та сразу же меняется в отношении. Героя не оттолкнула внешность Яги, её усохшая нога и старое неприятное лицо. Он не побрезговал её потусторонней пищей - лишь в немногих сказках герой притворяется, что ест, и скидывает еду на пол, в основном он действительно рад угощению. После трапезы довольная хозяйка избы расспрашивает молодца о том, о сём, дополнительно проверяя его на тему «свой-чужой», и после награждает его подарком. В основном мистическая старушка дарит молодцу волшебного скакуна, крепкого жеребца. Лошадь в славянской культуре была одновременно символом плодородия и связным между мирами, поэтому играла важную роль в свадебном обряде (который во многом был схож с погребальным). Так что конь предвещал скорую женитьбу молодцу, а в одной из сказок Яга дарит герою коня, чтобы тот победил Кощея Бессмертного. Как вариант, в награду ему может достаться одна из дочерей Яги, однако история умалчивает, как складываются отношения с костеногой тёщей. В любом случае, старушка олицетворяет женское материнское начало в его языческой форме: силу матери-природы, которая питает и разрушает, награждая только обладающего собственной мощью.

Шестой вывод. Когда встречаете ведьму, помните: за её зубастой орущей личиной скрывается материнская натура. Нет ничего хитрее и проще, чем урезонить старую каргу собственной уязвимостью. Не кривите носом, не обходите стороной то, что кажется страшным, но взывает к вам. Жизнь, как и природа, бывает страшной, но раз она не убивает вас, значит, скорее всего, любит - так что потрудитесь над взаимностью.

7. Баба-яга и красны девицы


Если у Бабы-яги плохое настроение - она крадёт детей и насилует мужчин. Но в основном она живет обычной старушечьей жизнью - днём улетает в лес, вечером плотно ужинает и ложится спать на печь, иногда воюет с вредными соседями. Но, в общем, никого не трогает и мирно заведует лесом. Обычно у неё есть несколько дочерей, которых она держит в своеобразном рабстве. Как иначе можно объяснить, что, как только молодец попадает в избу с намерением убить Ягу, её дочери - тут как тут с инструкциями, как правильно отсечь их маменьке голову. Как правило, после убийства старой злодейки следует свадьба всех её дочерей, а главному герою неизменно достаётся самая младшая и самая красивая дочь. С мёртвой тёщей молодцу живётся спокойнее, однако неясно, как же быть с Бабиными генами? Видимо, наличие удалого мужа, который часто обладает полуживотной природой, как-то уравновешивает проблему наследия костяной ноги. Женская инициация проходит с меньшими приключениями, чем мужская, и больше связана со способностями к рукоделию, домашней работе и смирению. Василисе Прекрасной удаётся вырваться из плена Яги, только доказав, что она умелая домохозяйка: «Когда завтра я уеду, ты, смотри, двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисти её от чернушки». Во многих сказках, чтобы получить благословение в жёны от Бабы-Яги, девушке нужно несколько дней беспрекословно выполнять все её требования, носить старуху на горбе, например. Или до изнеможения толочь воду в ступе: это действо - символ взаимодействия мужского и женского начал и зарождения новой жизни.

Седьмой вывод. Если вы намерены жениться, помните, что нет для вас лучшего друга до свадьбы и злейшего соперника после - чем тёща. Если в статусе юноши тёща-Яга при правильном вежливом и смиренном обращении раскроет все кнопки управления будущей супругой, то после свадьбы станет кнопкой уничтожения вашего брака. Поэтому тёща должна быть метафорически уничтожена: для этого у героя есть меч-кладенец, символ мужской силы и мощного ума.

Прибежала она к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землёю.

Баба Яга - это жена Велеса и сильная колдунья, о которой в древнеславянской мифологии было сложено немало легенд. С течением времени этот персонаж постепенно превратился в злую, страшную, косматую старуху-людоедку на костяной ноге, живущую в лесу в странном домике на птичьих ножках и заманивающую людей к себе. Однако не всё так просто. Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем, и какие обряды и традиции с ней связаны - читайте в материале.

Что означает ее имя и кто она

Ученые разных стран пытались перевести слово Баба Яга, и в результате к единому мнению так и не пришли. С термином баба разночтений не возникло, можно с уверенностью утверждать, что это часть имени означает особу женского пола. А что непосредственно с Ягой? Например, на языке коми слово «яг» означает лес. С чешского «jeze» переводится как злая тётка. На словенском «jezа» означает гнев, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит ужас. На санскрите слово яга происходит от корня ah, что в переводе – двигаться. Если вернуться к истокам, то в переводе с праславянского «ега» означает и ужас, и опасность, и гнев.


Все варианты, кроме, пожалуй, коми и санскрита, предполагают что-то страшное, ужасное, злое. Тем не менее, такой Баба-Яга была не всегда: изначально этот персонаж был положительным.

В дохристианской России Яга считалась самой известной берегиней, она хранила род и народные традиции. После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх.

Яга – проводник в загробный мир

Во многих русских сказках главный герой для достижения своей цели должен попасть в Тридевятое царство. И помогает ему в этом именно Баба-Яга. После того как царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец попадает к бабке, он просит ее о помощи в этом. Сначала Яга отказывает, запугивая героя, показывая ему свое жуткое жилье, рассказывая о своих кошмарных поступках и о том, какие страдания придется ему перенести. Но потом меняет гнев на милость и приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Это не что иное как ритуальное омовение.


Далее наступает время угощения, и этот момент тоже можно рассматривать как своеобразный обряд, так называемый покойницкий обед, предназначенный для проникновения в зловещее царство мёртвых. Получается, что герой жив, но после проведения всех ритуалов он находится странном положении, между живыми и мертвыми, что в дальнейшем трансформировалось в поговорку «ни жив, ни мертв».

Зато после этого он легко попадает в нужное царство, выполняет там свою миссию и одерживает победу.

Яга-целительница и врачевательница

Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки. В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда в этом была сильная нужда.


Баба-Яга не отличалась красотой.

Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно - там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств.

В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.

Зловещие атрибуты и противоречия

Баба-Яга живёт, как известно сегодня каждому ребёнку по сказкам, в домике на курьих ножках. Почему именно в таком жилище проживает эта бабуля? Ответ может быть связан с тем, что в древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью.


Сегодня Бабу-Ягу никто не боится, она воспринимается исключительно как сказочный персонаж.

Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть.

Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ - пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.


Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.

В наше время сложно представить себе праздник без сказочных персонажей. С одной стороны, выступают богатыри или, например, в случае Нового года, Дед Мороз, а с другой-Баба-Яга. Она, как всегда, хочет навредить или замыслить что-то плохое и является противником всего хорошего. В народных сказаниях и в головах современных людей. Она всегда является злом, с которым борется добро. А так ли это на самом деле? Злая ли настоящая Баба-Яга или это только всеобщее заблуждение, поселившееся у всех в голове. Данный персонаж интерпретируется в разных ипостасях. Иногда она красивая девушка, помогающая людям, где-то старуха с одной ногой и длинным носом. Чтобы выяснить, кем является настоящая Баба-Яга , надо проанализировать фольклоры стран, религиозную составляющую древних народов, а также истории писателей.

Настоящая легенда Баба-Яга в различных мифологиях.

На Славянской земле появилось много различных мифов и поверий. Один из таких мифов миф про Бабу-Ягу. Мифология славян говорит нам, что Баба-Яга, она же и Ягишна и Яга-Ягишна, один из самых древних персонажей славянского фольклора. Изначально у славян она была богиней, а точнее, богиней смерти. Выглядела она более фантастически, чем сегодня, считалось, что это была женщина со змеиным хвостом, стерегущая вход в мир смерти и провожающая мертвых в их путешествии к подземному миру. Здесь можно рассмотреть параллель с другим мифологическим персонажем — Ехидной из мифов Греции. Более того, согласно легендам, после того как Геракл и Ехидна разделили ложе появились первые скифы, от которых, в свою очередь, произошли славяне. Современная Баба-Яга, несмотря на свою человеческую форму, имеет много схожих черт с настоящей Бабой-Ягой. Можно предположить, что одноногость Бабы-Яги имеет прямую отсылку к древней Бабе-Яге, со змеиным хвостом. Все эти факты, более того, связывают данного персонажа с животноподобному образу, а именно олицетворяют со змеей. Данное пресмыкающееся на протяжении длительного времени считалось приспешником нечистых сил. В древних манускриптах змея является охранником преисподние. Позже появились змееподобные люди. Исходя из всего вышенаписанного, можно предполагать, что настоящая Баба-Яга является отсылкой к богине смерти у древних славян, которую они чтили и уважали. В связи с тем, что Баба-Яга имела такую мощь, знание и силы многие герои ходили к ней за советом или за помощью.

Кроме всего вышеизложенного, существовало и другое поверье о настоящей Бабе-Яге. Считалось, что она может жить в любой деревни, притворяясь одной из селянок. В данном случае это представление сравнивает ее с обычной ведьмой. Скорее всего, эта мысль пошла из инквизиторских времен Европы. Но конкретно у славян, Баба-Яга являлась все же более сильным персонажем, чем обычная ведьма. Обычно она живет в глухом, темном месте леса, куда очень тяжело пробраться. Считалось, что место, на котором стоит ее избушка на курьих ножках, является некой границей между двумя измерениями. Мифы также гласят, что настоящая еда, которую есть Баба-Яга, это человеческое мясо, дающее ей силу. Жить на границе миров может только существо наполовину мертвое, вследствие данного факта настоящая Баба-Яга имеет почти безграничную силу.

В славянских сказках и мифах Баба-Яга выступает в разных амплуа. Иногда это существо, которое замечательно владеет техником боя на мечах и может неровне бороться с любым богатырем. Чаще всего это старуха, которая похищает детей и есть их, в связи, с чем на нее идет охота. Также Баба-Яга может выступать в роли советника героя. Пригласив героя в гости, она напоит его накормит и если надо даст совет как победить зло. Настоящая старая Баба-Яга в основном передвигается с помощью ступы. Чтобы никто не шел следом, к ступе прикреплены метла, которое заметают за ней все следы. Баба-Яга обладает бескрайними знаниями, знает будущее, а также темную магию. В ее распоряжении настоящая сила тьмы. Баба-Яга также повелевает змеями, черными котами, лягушками, воронами. Все эти животные глаза и уши ведьмы. Более того, в каждого из них она может перевоплотиться и наблюдать за людьми. В поверьях сказано, что Баба-Яга может повелевать силами природы.

По обыкновению ее сравнивают с чем-то нехорошим. Вокруг нее обитает сама смерть. Она похищает и есть людей, в особенности детей. Иногда ее сравнивают с настоящим крылатым змеем. Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках. Считается, что данная избушка — это некий портал в другой мир.

Версии происхождения образа Бабы-Яги.

Несмотря на всю свою отрицательность, Баба-Яга считалась, чем-то наподобие матери Вселенной. Например, как и у греческой матери всех созданий Ехидны у Бабы-Яги есть сыновья и дочери. В управлении у нее находятся три всадника (черный всадник, белый всадник и красный всадник), которые обходят ее владения и ловят всех путников. Как уже писалось выше Баба-Яга персонаж мифов многих стран. Кроме Ехидны, у греков есть еще один похожий персонаж. Это Геката-богиня ночи. Герои Греции боялись ее, но, тем не менее иногда спрашивали совета и искали помощи, как, например, было с Ясоном. В индийской мифологии присутствует персонаж Кали, у германцев – Хель, которая ведает подземным миром. Скорее всего, именно от скандинавских народов, у славян пошла легенда о Бабе-Яге.

Еще одна версия появления на свет Бабы-Яги, идет также от древних славянских народов. В их времена похороны покойника были целым обрядом. Издавна мёртвых хранили в маленьких домиках, расположенных над землей, на пнях. Именно эти пни и домики стали прототипом Избушки на курьих ножках. Корни у пней очень походили на куриные ноги. В связи с тем, что раньше думали, что покойники летают, данные домики стояли дверью от поселения. Мертвых людей укладывали в домах ногами к выходу и если кто заглядывал туда, то выдел только ноги мертвеца. Отсюда и костяная нога. Древние люди с почтением относились к умершим и пытались не тревожить их попусту, но бывали случаи, когда к ним обращались с советом. Другие источники говорят нам о том, что настоящая Баба-Яга – это жрица культа смерти, которая проводила обряды, приносила в жертву животных и наложниц, для того чтобы душа нашла путь в ином мире. В любом случае настоящая правда в том, что Баба-Яга крепко прижилась в современном фольклоре и легендах мира.

Поделиться: