Этика: предмет и значение. Определение понятия этики

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Мы живем в обществе среди других людей, отличающихся друг от друга мировоззрением и восприятием действительности.

Чтобы мирно уживаться, человечество придумало некие правила и законы, регулирующие взаимодействие между индивидами.

Исследованием отношений человека и общества занимается этика – , изучающая ценности и моральные принципы , лежащие в основе поведения людей.

Определение - что это такое

Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos (этос ). Изначально этос означал место общего проживания: дом, гнездо, логово. Позднее им стали называть некое постоянство – характер или .

Деятель философии Аристотель, понимая этос как характер, добавил к нему прилагательное «этический», подразумевая под ним определенный набор добродетелей .

Далее уже Цицерон, при попытке перевести слово «этический» с древнегреческого на латинский, ввел новое понятие – «moralis» (моральный). Поэтому в те дни слова «этический» и «моральный», «этика» и «мораль» являлись синонимами. Но со временем ситуация изменилась: за каждым из понятий закрепился свой смысл.

В настоящее же время наука этика – это раздел философии, наука, предметом изучения которой является общественная мораль и .

Под моралью понимают нормы и правила, установленные людьми для более комфортного общения (то, что требует от вас общество). Нравственность – это те же нормы поведения, но исходящие изнутри – ваши личные, заложенные с детства (ваши требования к себе и окружающим — через призму личности).

Так как в обществе существует разные группы и подгруппы (партии, коллективы на предприятии, сообщества), в каждой из них существует свой этический кодекс.

Этика — это регулятор поведения людей. Но в отличии, например, от юриспруденции, в этике регуляция поведения осуществляется личностью самостоятельно на основе доброй воли.

То есть если правила некой группы не соответствуют вашим внутренним убеждениям и ценностям, то вы можете отказаться от их принятия и исполнения. Например, я никогда не буду работать на фирме, где корпоративная этика допускает жестокое отношение сотрудников по отношению друг к другу.

Разделы этики

Этические категории

Итак, что изучает этика: объектом являются общество и человек, а предметом – их нравственные ценности. Любая наука имеет свои законы и этика не исключение. Главное ее правило (его называют «золотым») гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Также данное учение имеет свои категории, через призму которых она изучает человеческие мораль и нравственность. Всего их семь:

  1. . Первое – это все, что касается благости, второе – то, что ей противоречит;
  2. Долг – свод обязанностей индивида по отношению к представителям общества;
  3. Совесть – внутренний контролер поведения человека, цензор, личный самосуд. считается одним из самых сильных чувств, наличие которого свидетельствует о высоком уровне нравственности и осознанности личности;
  4. Личное достоинство , уровень которого напрямую связан с уровнем самореализации индивида в обществе. Оценивается как самим человеком, так и людьми;
  5. Честь – формируется человеком в связи со связанностью с некой группой. Коллективная честь становится не только профессиональной, но и личной;
  6. Свобода ( ?) – отражает спектр осознанных, добровольных выборов и возможностей;
  7. Ответственность – осознанное предвидение последствий своих действий и добровольное их принятие.

Например, сделав что-то плохое – выбрав категорию зла, осознающий себя человек будет мучиться угрызениями совести, так как ощутит потерю личного достоинства. Возможно, он захочет реабилитироваться в глазах людей, примет ответственность за происходящее и постарается изменить ситуацию, а возможно, что и нет (свобода опять же).


Данная дисциплина имеет два вида ценностей , сквозь которые она изучает свой предмет:

  1. Позитивные – это идеалы, которые лежат в основе благодатного поведения. Сюда входят добро, совесть, честь, чувство стыда, справедливости и т. д. По сути, эти понятия являются абсолютами, то есть достичь их на 100% невозможно, но стремление к этому поощряется религией и обществом.
  2. Негативные ценности представляют собой обратную сторону медали – антипод позитивным. К ним относятся зло, циничность, зависть и другие. Эти пороки порицаемы общественностью: человек, который ими руководствуется по жизни, осуждается людьми.

Эти ценности – и хорошие, и плохие, являются добровольным выбором каждого человека и лежат в основе его поступков. Какие из них он будет использовать на своем пути, а какие отбросит в сторону, зависит от уровня его нравственности, привитого значимыми взрослыми.

И если мировоззрение личности разнится с общественными моральными устоями, то ей будет сложно уживаться среди людей ().

Таким образом, этика – это наука, которая регулирует человеческие взаимоотношения , учит «как надо и как нельзя» поступать с другими.

Что такое этикет

Система знаков, основанных на моральных принципах, которые используют люди при взаимодействии в обществе.

Правила этикета отличаются от разных показателей, таких как:

  1. страна;
  2. национальность;
  3. религиозные убеждения и другие.

В нашей стране существуют следующие нормы этикета:

  1. если в помещение входит женщина, то находящиеся в нем мужчины должны встать (исключением будет деловая встреча);
  2. мужчина открывает даме дверь, но заходит первым, если помещение незнакомое, и вторым, если они заходят в знакомое пространство;
  3. представляясь другому человеку, нужно встать (если вы сидели);
  4. некрасиво себя хвалить;
  5. младший должен уступать место старшему;
  6. нельзя перебивать собеседника;
  7. в компании нескольких человек нельзя шептаться;
  8. принято здороваться при встрече и прощаться при расставании;
  9. нельзя говорить с набитым ртом;
  10. нельзя обсуждать внешний вид собеседника, говорить о вкусах и личных мнениях.

Это лишь малая часть правил и норм приличия, соблюдая которые люди смогут общаться более приятно и эффективно. Чтобы вырастить из ребенка достойного взрослого, с малых лет необходимо объяснять ему, что такое этика и зачем она нужна .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Нигилист - кто это такой и что такое нигилизм простыми словами Что такое культура - определение, виды культуры и примеры Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Что такое этикет - его функции, виды и правила Что такое добро (его суть) - взаимосвязь добра и зла Что такое мировоззрение - его структура, типы и виды, а также роль мировоззрения в жизни человека

В большинстве отечественных и зарубежных университетов преподается такая интересная дисциплина, как этика. Ну, интересная она кажется весьма немногим студентам. А зря!

Давайте разбираться, чем так важна этика, в каких сферах жизни без нее никак не обойтись, а также что будет, если ее не станет.

Глобальная истерия

В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.

Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.

Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?

  • Демократизация образования,
  • обесценивание условий занятости, охраны труда,
  • порицание «антисоциального» поведения молодежи без каких-либо дальнейших действий,
  • отсутствие поддержки патриотических чувств и многое другое.

Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.

Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.

И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.

В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.

Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.

А теперь обо всем по порядку.

Понятие и предмет этики

Понятие этики пришло к нам из древнегреческого (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος - этос, «нрав, обычай»).

Этика – это философская дисциплина. Предметом исследования и изучения этики являются нравственность и мораль.

Создавалось это учение с несколько иными целями. Смысл слова «этос» толковался как правила совместного общежития, нормы для сплочения общества, борьба с агрессивностью и индивидуализмом . Но с развитием общества сюда добавили изучение:

  • добра и зла,
  • дружбы,
  • сочувствия,
  • самопрожертвования,
  • смысла жизни.

Сегодня синонимами понятия этики являются милосердие, дружба, справедливость, солидарность – любые понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.

Интересен тот факт, что этика свойственна только для человеческого социума и в животном мире ее аналоги совершенно отсутствуют

Что касается этики как дисциплины, то здесь есть следующее определение:

Этика – это область знаний, а предмет этики как науки (то есть то, что она изучает) – нравственность и мораль.

Иногда под этикой понимают систему нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума .

В рабочей программе дисциплины «этика» можно найти также основные проблемы:

  1. Проблема понятий добра и зла, пороков и добродетели;
  2. Проблема назначения людей на земле и смысла жизни;
  3. Проблема свободы воли;
  4. Проблема понятия «должен» и совмещения этого понятия с естественным стремлением к счастью.

Как вы уже понимаете, умные и хитрые люди умело используют погрешности меду этими понятиями, чтобы столкнуть людей с правильного пути. Впрочем, правильный путь у каждого свой. Этика относится к дисциплинам, которые лишь помогают человеку найти его, ни в коем случае не указывая единственно верный вариант.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Классификация этических ценностей

По Гартману все нравственные ценности можно разделить на:

  • основные – находятся в основе всех других ценностей, включают в себя благо и соседствующие с ним ценности благородства, чистоты и полноты;
  • частные – ценности-добродетели.

Частные ценности делятся в свою очередь на три крупные группы:

  1. Ценности античной морали: мудрость справедливость, самообладание, храбрость. Здесь же находятся аристотелевы ценности, базирующиеся на принципе середины.
  2. Ценности «культурного круга христианства»: искренность и правдивость, любовь к ближнему, верность, надежда вера и доверие, смирение, скромность, дистанция, ценность внешнего обхождения.
  3. Другие ценности: дарящая добродетель, любовь к дальнему, личная любовь.

Краткая история этики

Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?

В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.

В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.

Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.

Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.

Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.

Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.

Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.

Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.

Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.

В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.

Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.

Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.

Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.

Современная этика

В современности есть место как нигилизму, так и расширению этических понятий. Понятие добра переходит на отношения с природой и научную сферу (биоцентрическая этика и биоэтика).

По мере развития феминизма этика стала толковаться с гендерной точки зрения. Теперь абстрактная гуманность и человечность как добродетели группируются по признакам мужественности и женственности.

Основанная Толстым и Ганди этика ненасилия получает продолжение в идеях Альберта Швейцера, который описал в своей книге историю этой науки и ее состояние в 20 веке, а также предположил пути ее дальнейшего развития.

А вот Тейяр де Шарден пошел по иному пути. Он проводит явные параллели между традиционной этикой и теорией эволюции.

Другие науки тоже внесли свои изменения в этику. Развивающиеся медицина и биотехнологии стали причиной быстрого развития биоэтики, в которой производится анализ сложных этических трудностей, возникающих при принятии судебно-юридических, медицинских и прочих решений.

Редкий человек сегодня не слышал про «дилемму заключенного». Она – яркий пример логико-математических аспектов морального выбора, которые изучаются в теории игр.

Разделы этики

Несмотря на то что этику часто рассматривают как нравственную философию, которая указывает пути достойного поведения, она в то же время и система знаний о природе и происхождении морали. Именно поэтому выделяют два предмета и специфики задачи этики – нравственно-воспитательную и познавательно-просветительскую. Как следствие – выделение двух областей во второй половине 20 века, которые оформились в две совершенно самостоятельные (но взаимосвязанные) дисциплины:

  1. Нормативная этика – направлена на жизнеучение и теоретическую этику.
  2. Теоретическая этика – направлена на познание морали.
  3. Практическая этика – место морали в реальной жизни людей.

Теоретическая этика

Теоретическая этика рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от других социальных явлений.

Предмет и объект науки теоретическая этика – происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальная роль и прочие аспекты морали и нравственности. В ее основе лежат знания, идеи и концепции со стороны научного познания морали.

Этика – не единственная из наук, предметной областью которой является мораль:

  • Социология и социальная психология заняты изучением общественной функции морали, пропагандируемые ею правила по отношению к другим общественным явлениям.
  • Психология личности изучает физиологическую основу морали.
  • Лингвистика и логика изучают язык морали, формы и правила нормативно-этической логики.

Эти науки тоже внесли существенный вклад в развитие этики. Результаты х исследований положены в основу теоретической этики, обобщены и использованы ей.

Внутри теоретической этики следует выделить метаэтику .

Метаэтика – направление аналитической этики, в рамках которого производится анализ самой этике как научной дисциплине.

Первым толковым исследованием в метаэтике считается работа «Принципы этики» Джорджа Э.Мура. Предмет и задачи метаэтики как науки – изучение вопросов о предмете, структуре, назначении этики в словарях, учебниках и справочниках.

В рамках метаэтики можно выделить такое направление, как нонкогнитивизм – учение, которое подвергает сомнению когнитивный статус этики, познаваемость этических понятий из-за их неопределенности и самого факта допустимости существования ее как науки. С помощью этого направления метаэтика стремится объективно изучить разные этические концепции.

Нормативная этика

Предмет основы нормативная этика – поиск принципа, регулирующего поведение человека, направляющего его поступки, устанавливающего критерии оценки нравственного добра и правила, которое могло бы выступить в роли общего принципа, образца для всех последующих случаев.

Цель нормативной этики – поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, создание норм поведения в обыденных жизненных ситуациях взывая к разуму, этот раздел этики применяет доводы, аргументы, доказательства. Это и делает ее привлекательной для любой критически мыслящей личности в отличие от морализаторства.

Положения морали принимают вид разумных рассуждений, которые превращаются во внутренние чувства, мотивирующие поведение.

А чтобы моральные понятия и оценки приобрели статус непреклонных, есть два основных пути:

  • придать им мистический, божественный смысл;
  • придать естественно-объективный смысл.

С нонкогнитивистской точки зрения нормативная этика является элементом морального сознания, а не моралью в целом.

Нормативной этике предшествовали такие направления, как стоицизм, гедонизм, эпикуреизм, а среди современных – консеквенциализм, утилитаризм, деонтология.

Прикладная этика

Прикладная (или практическая) этика занимается изучением частных проблем и применением моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в частных ситуациях морального выбора.

Этот раздел этики довольно тесно связан с современными социально-политическими науками и включает следующие разделы:

  • Биоэтика.
  • Медицинская этика.
  • Компьютерная этика.
  • Профессиональная этика.
  • Политическая этика.
  • Социальная этика.
  • Деловая этика.
  • Экологическая этика.
  • Юридическая этика.

Биоэтика – учение о нравственной стороне деятельности человека в биологии и медицине. Узкая сторона этой науки рассматривает все этические проблемы между врачом и пациентом, неоднозначные ситуации, которые постоянно возникают в практической медицине. И рассматривать эти проблемы необходимо не только в рамках узкого медицинского сообщества, но и в кругу широкой общественности. Широкая сторона термина связана с изучением социальных, экологических, медицинских и социально-правовых вопросов не только по отношению к человеку, но и к любым живым организмам. Здесь биоэтика отличается философским характером, оценивая плоды трудов и развития новых идей и технологий в биологии и медицине.

В общем и целом мы изучили понятие, предмет, основы и функции этики. И хоть студенты в университетах этому предмету не придают должного значения (главная вина из-за этого на плечах преподавателей, неспособных привить любовь и понимание дисциплины), мы видим, насколько жизненно важное значение для всего человечества она имеет.

Впрочем, наука эта довольно сложная, и не всем будет по душе написание контрольных, курсовых иди дипломов по этике. Впрочем, не стоит переживать, ведь рядом всегда есть проверенный , готовый оказать помощь в трудную минуту! Не материального блага ради, а чисто из этических соображений;-)

Этика - область философских знаний, наука о морали, что осмысливает, обобщает, систематизирует историю становления и развития этических теорий, концепций, которые обосновывали природу, суть, специфику, функции морали, закономерности ее развития и функционирования, взаимосвязь с другими формами духовного и материальной жизни людей. Этика как нравственная философия - отрефлексированных теоретическое моральное знание о сущности и предназначении человека, отражающий нравственное сознание во всей ее сложности и противоречивости, конкретно-историческую практику в ее разнообразии и коллизиях.

Понятие этика этимологически происходит от древнего фецького слова "ethos", которое сначала (в частности, еще в «Илиаде» Гомера) означало местонахождение, совместное жилье. Впоследствии оно приобрело новое значение: обычай, темперамент, характер. История слова ethos зафиксировала то важное наблюдение, что обычно и характеры людей рождаются в совместной жизни. Выдающийся мыслитель античности Аристотель, основываясь значение слова ethos как характера (темперамента), формулирует прилагательное ethicos - этический, определив особенность человеческой добродетели, а именно благотворительности характера (мужество, мудрость, умеренность, справедливость и т.д.), которые отличаются от добродетелей разума. Для определения науки, изучающей этические добродетели, Аристотель сформировал новый существительное ethics - этика , которая встречается в названиях произведений ("Большая этика", "Никомахова этика", "Евдемова этика»). Так, в IV в. До н. Э. этическая наука получает название, которое имеет до сих пор.

История становления понятия этика повторяется еще раз в римской почве. Приблизительным латинским аналогом слова "ethos" является слово "mos" (moris), что также означает удачу и характер человека, покрой одежды и моду, обычай и порядок Древний римский философ Цицерон, ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристотеля, сформировал прилагательное moralis (что относится к характера, обычаев), а от него позже появляется понятие " moralitas" - мораль . Итак, по этимологическим содержанием греческое ethice и латинское moralitas совпадают. Эти понятия родились не в стихии народного сознания, а созданные философами для определения определенного явления.

В процессе исторического развития человечества понятие "этика" и "мораль" наполняются разным содержанием. Этику начали рассматривать как философскую науку (лучше - практическую философию), которая отвечает на вопрос «как нужно правильно жить?» (Или, в формулировке И. Канта, - "что нужно делать?») и имеет основным предметом изучения морали. В общественном сознании мораль стали понимать как реальные явления (обычаи общества, нормы поведения, представления о Добре и Зле и т.д.). Однако характеристика этики как науки о морали не является достаточным. ответить на вопрос, что такое этика, это значит и дать толкование самой морали.

Под моралью в научной литературе понимают систему высших ценностей, характеризуется противоположностью добра и зла и обусловливает нормы достижений человеческого поведения. Согласно этому определению мораль представлена двумя составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали: мораль - это система высших ценностей. Вторая отмечает императивный характер нравственных ценностей, и этим еще больше усиливает их положительное значение.

Действительно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, нравственного идеала в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль становится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактическим положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и морально ценным.

В некоторых европейских языках наряду с термином "мораль" возникли и другие, но означающие то же явление. Российским аналогом слова "мораль" есть понятие "нравственность", первоисточником которого стало слово "нрав" (характер или совокупность душевных качеств). В староукраинском языке существовало слово "обичайнисть", а в современной - "нравственность".

В современной литературе, следуя немецкого философа Гегеля, мораль понимается как форма общественного сознания, совокупности осознаваемых людьми правил, принципов и норм поведения, а нравственность - как воплощение данных правил, принципов и норм в реальном поведении людей и отношениях между ними.

Итак, история сроков подводит к обобщенному определение: этика - это философская наука о морали (нравственности).

Понятие этики

Этика - это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль (см. ), выражающая особую сферу надбиологической регуляции отношений между людьми и связанные с ней высшие ценности и идеалы долженствования. Содержательные и формальные особенности этики как философской дисциплины заданы тремя константами:

  1. сущностью морали как объекта исследования;
  2. способами её теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте;
  3. основными парадигмами философствования (восточной, западной, русской и другими).

Наряду с этим, этика иногда рассматривается как теория добродетелей, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни человека, выражающей идеалы человечности. В настоящее время сложившаяся в общественных науках традиция понимает под этикой по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) её предмет. В общественном опыте и обыденном языке такое разграничение, однако, пока не закрепилось.

Предмет и проблематика этики

Размышления о предмете этики в истории европейской философии традиционно концентрировались вокруг ряда сквозных проблем, таких, как соотношения счастья и добродетели, индивидуальной и социальной этики, намерений и действий, разума и чувств в моральной мотивации, свободы и необходимости человеческого поведения и тому подобных. Их особенность состояла в том, что они в реальном опыте нравственной жизни чаще всего приобретали характер дилемм, свидетельствуя о многократной дисгармонии человеческого существования. В этом смысле этику можно определить как рефлексию над моральными основаниями человеческой жизни (понимая под рефлексией обращённость сознания на себя). Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни, вошедшее в язык самой практики, то этика есть сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня. Решающая причина, определяющая необходимость такой вторичной рефлексии, состоит в том, что моральное сознание попадает в ситуацию, которую вслед за Кантом можно было бы назвать ситуацией двусмысленности притязаний. Речь идёт о конфликте (кризисе) ценностей, когда мораль теряет очевидность, не может поддерживаться силой традиции, и люди, раздираемые противоречивыми мотивами, перестают понимать, что есть добро и что есть зло. Такое, как правило, происходит при столкновении различных культур или культурных эпох, когда, например, новые поколения резко порывают с традиционными устоями. Чтобы найти общий язык друг с другом, люди вынуждены заново ответить на вопрос, что такое мораль, - обратиться к познающему разуму, чтобы с его помощью восстановить порвавшиеся нити общественной коммуникации, обосновать необходимость морали и дать новое её понимание. Этика есть способ, каким мораль оправдывается перед разумом.

По родовой принадлежности этика относится к философии (см. ), составляя её нормативно-практическую часть. При этом она существенным образом связана с метафизикой , и в этом, прежде всего, выражается её философский характер. Мораль претендует на абсолютность, на то, чтобы быть последней ценностной опорой человеческого существования, поэтому учение о морали всегда взаимоувязано с учением о бытии; по характеру трактовки оснований морали все философские моральные системы можно подразделять на гетерономные и автономные. Существенное своеобразие этики состоит в том, что она, будучи наукой о морали, является в то же время в известном смысле частью последней. Отделяя этику как практическую философию от теоретической философии (физики, математики, учения о первопричинах), Аристотель имел в виду, что она задаёт предельную целевую основу человеческой деятельности, определяя, на что она в конечном счёте направлена и в чём состоит её совершенство (добродетельность). Таким образом, этику изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным). Она имеет дело с практикой в той мере, в какой эта последняя зависит от разумно аргументируемого выбора самого человека. Этика пересматривает (как бы заново структурирует) всю человеческую жизнедеятельность под углом зрения сознательного, индивидуально-ответственного выбора. Этим определяется понятийный аппарат этики, её идеально задаваемое проблемное поле. При всём доктринальном многообразии этических систем все они так или иначе имеют дело с тремя основными тематическими комплексами:

  1. Что я должен делать (каким нормам следовать, к чему стремиться, что предпочесть)? Чтобы ответить на этот вопрос, составляющий differentia spezifica этики, необходимо исследовать, в чём заключается смысл жизни, что такое добро и добродетели в отличие от зла и пороков, какие действия подлежат этическому вменению, как возможна свобода воли.
  2. Как я могу соединить моральный мотив (стремление следовать долгу) с разнообразными интересами, естественным желанием счастья? Этот вопрос предполагает рассмотрение того, что такое счастье, какую жизнь можно считать счастливой, какой из образов жизни является с этой точки зрения более предпочтительным, каковы конкретные обязанности индивида применительно к его различным природно и социально обусловленным целям, какие качества он должен в себе культивировать.
  3. Как моё благо может быть соединено с благом других людей или каким образом моральная автономия личности может приобрести форму общезначимых норм? Такой постановкой вопроса этика прямо смыкается с философией истории, представлениями о совершенном общественном устройстве. Она вырабатывает ряд понятий (милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие), задающих моральный вектор социальным институтам и отношениям. Всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную программу поведения, призванную реализовать такой образ жизни, который позволяет снять раздирающие индивидов противоречия и признается ими в качестве морального достойного. Нормативная определённость этих программ - один из важных признаков их классификации. По этому критерию можно выделить такие разновидности этики, как этика гедонизма, евдемонизма, внутренней стойкости, сентиментализма, созерцания, утилитаризма, скептицизма и другие.

Вопрос о предмете этики не имеет однозначного, бесспорного решения: как философская наука этика в определённой мере сама создаёт свой предмет - отсюда многообразие и индивидуализированность этических систем.

Развитие этики

Представления об этике формируются в процессе осмысления правильного поведения человека в обществе (см. ), прежде всего в восточной духовной культуре первой половины I тысячелетия до новой эры и в западной [античной] философии, начиная с IV века до новой эры. Комплекс этических воззрений Древнего Востока, сохраняющий свои основные аксиомы и в современной концептуальной модели нравственности, отличается космологизмом, интенцией на гармонию человека и мира, метафоричностью и мифопоэтичностью, поисками путей нравственного совершенствования. Основополагающее этическое знание представлено в древнеиндийских памятниках литературы «Ведах» (в особенности, в «Ригведе») и «Упанишадах» (комментариях к «Ведам»). Тезис о единстве Брахмана как мировой души, абсолютного духовного начала, и Атмана как самосознания этого Абсолюта предписывает человеку освобождение от страстей и самосовершенствование, самопознание как путь к высшей реальности. В послеведический период моральные представления сконцентрированы прежде всего в буддизме. В основе этики буддизма - теория о двух родах бытия: сансаре как бытии проявленном, колесе перевоплощений в жизни как страдании, и нирване - вечном успокоении, искомом конечном состоянии, в котором индивидуальность растворяется. В древнекитайской философии этические идеи представлены наиболее полновесно в даосизме и конфуцианстве. Основатель даосизма Лао-цзы рассуждал о Дао («пути») как всеобщем законе природы, побуждающем человека к уходу от суеты и страстей, к достижению простоты, чистоты помыслов, к смирению и состраданию путём не-деяния, не насилия над миром. Конфуций учил о пяти добродетелях: гуманности-милосердии, долге-справедливости, послушании, почтительности, мудрости. Подобное понимание этики как «практической философии» является исходным и в европейской теории морали, что демонстрирует общегуманитарные ценности каждой уникальной человеческой жизни при сохранении своеобразия породившей их культуры.

В западной философии способы этической концептуализации нравственного опыта были предложены Сократом и систематизированы Аристотелем. Термин «этика» впервые встречается в названии всех трёх его сочинений, посвящённых проблемам нравственности («Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»), и несёт в них основную содержательную нагрузку. В последующем также остаётся одним из типичных названий философских произведений и становится общепринятым обозначением учебной дисциплины. Аристотель говорил об этике в трёх смыслах: как об этической теории, этических книгах, этической практике (см. Аристотель. «Вторая Аналитика», книга 1, 33, 89в.; Аристотель. «Политика», книга 2, 5, 1261а; Аристотель. «Большая этика», книга 1, 1, 1181в.; Аристотель. «Риторика», 1356а). Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова ἠϑος (Этос), обозначавшего некогда привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. Оно выделяло тот особый срез человеческой реальности (определённый класс индивидуальных качеств, соотнесённых с определёнными привычными формами общественного поведения), который составляет предметную область этики. На основе дифференциации добродетелей человека на «этические» как добродетели нрава и «дианоэтические» как добродетели разума, Аристотель конституирует понятие этики как фиксирующее теоретическое осмысление проблемного поля, центрированного вопросом о том, какой «этос» выступает в качестве совершенного. Исследуя природу морали, Аристотель показывает её социальный смысл через взаимосвязь с политикой, учением о государстве, в котором реализуется высшая добродетель - справедливость, и учением об общественном благе, подчёркивает практическое значение этики, состоящее в воспитании добродетельного гражданина.

Непосредственное выделение этики как особого аспекта философии в европейском культурном регионе связано с открытием софистов, согласно которому установления культуры существенно отличаются от законов природы. Софисты обнаружили, что законы, обычаи, нравы людей изменчивы и разнообразны. В отличие от необходимости природы, которая везде одна и та же, они являются случайными и произвольными. Встала проблема сопоставления различных законов, нравов, выбора между ними, такого их обоснования, которое стало бы вместе с тем и их оправданием. Необходимо было показать, что общественные нравы не только по традиции считаются, но и по существу могут быть прекрасными и справедливыми. Сократ поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью, и знанием. Платон пошёл дальше: для того, чтобы придать новую легитимность нравам и институтам полиса, необходимо познать идею блага и руководствоваться этим знанием, доверив управление обществом философам-мудрецам. По мнению Аристотеля, отождествление добродетели с науками было ошибкой. Целью этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с благом самим по себе, а с осуществимым благом. Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики). Исходным пунктом этики являются не принципы, а опыт общественной жизни, в ней поэтому нельзя достичь той степени точности, которая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается «приблизительно и в общих чертах».

Зенон из Кития и Эпикур разделяли философию на логику, физику и этику, следуя в этом традиции, восходящей к Академии Платона. Некоторые из древних сводили философию к двум или к одной части (так, стоик Аристон отождествлял её с одной этикой). Однако своеобразию философского знания соответствует трёхчастное деление, которое в известном смысле вслед за И. Кантом можно считать исчерпывающим. Превалирующей в послеаристотелевской философии стала точка зрения, согласно которой в этой взаимосвязанной триаде решающей была физика. Упорядоченный, разумно организованный космос рассматривался в качестве плодоносящей почвы этики. Существенно новым по сравнению с Платоном и Аристотелем в такой постановке вопроса было то, что этика эмансипировалась от политики и нравственное совершенство человека не ставилось в связь и зависимость от совершенства общественной жизни. Посредствующую роль между индивидом и добродетелью, которую играл полис, в рамках нового понимания предмета этики стала играть философия. Отсутствие душевных тревог и телесных страданий, составляющих цель этики Эпикура, достигается через правильное понимание удовольствий и разумное просвещение, освобождающее от страхов. Философия - вот единственный путь к счастью, открытый и молодым, и старым. Путь к стоической апатии и скептической атараксии также лежит через философию, знания. Где философия - там мудрец. Мудрец, образ которого наиболее полно разработан в стоической этике, предстаёт как воплощённая добродетель. Прецедент мудреца является обоснованием морали (как говорили стоики, доказательством существования добродетели являются успехи, сделанные в ней Сократом, Диогеном, Антисфеном) - и этика выступает не в безличной строгости логических формул, а в образцовых примерах, утешениях и увещеваниях, обращённых к отдельному человеку. Мудрец умеет быть выше страданий, судьбы и обстоятельств, живёт во внутреннем согласии с собой и природой в целом. Его домом и полисом является космос в целом, он - космополит. «Город и отечество мне, Антонину, - Рим, а мне, человеку, - мир», - говорил Марк Аврелий Антонин (Размышления, книга VI, 44, 1985, с. 34). Мудрец ориентирован на благой промысел мирового разума.

Основные усилия средневековых христианских философов (после начального периода конфронтации с греческой философией, которая была объявлена виновницей гибельного падения нравов) оказались направлены на то, чтобы обосновать возможность интеграции этики языческой древности в структуру христианских ценностей. Преимущественной точкой опоры в решении данной задачи первоначально становится традиция Платона. Августин высоко оценивает произведённое Платоном разделение философии на физику, логику и этику, полагая, что тот лишь открыл (а не создал) объективно заданный порядок вещей. В этом контексте патристика не рассматривала этику в послеаристотелевском индивидуалистическом варианте, отдавая предпочтение её аристотелевской социально-полисной версии. Существенным считалось внутреннее единство всех частей философии, которое осмысливалось как единство, заданное Богом. Бог, который является создателем мира, считает Августин, является также и его учителем. Языческие авторы (и в этом состояла их коренная ошибка) хотели в себе найти и собственным разумом обосновать то, что даётся Богом и только в нём находит своё оправдание: они постигали божественный порядок, не понимая, что он - божественный. Отсюда - задача переосмысления их творений в свете учения Христа. Для Абеляра Евангелие представляет собой реформирование и улучшение естественного закона философов. Поэтому необходимо вписать этику в отношение человека к Богу и понять, что она не может претендовать на роль первой дисциплины. Первой остаётся теология. Один Бог есть высшее благо, и отношением к нему (правильным, когда он признается и почитается в качестве высшего блага, неправильным, когда нет безусловного уважения к нему) в конечном счёте определяются нравы, добродетели и пороки души, добрые и злые дела человека. Христианская мысль Средневековья исходит из убеждения, что этика (или мораль) не содержит свои основания в себе, только в соотнесённости с теологией она может очерчивать границы между хорошим и плохим. Однако наряду с этой установкой была представлена и интеллектуальная традиция (например, пелагианство), рассматривавшая этику как исчерпывающее основание человеческой эмансипации.

Как самостоятельная учебная дисциплина в рамках средневекового свода знаний этика вычленяется в аристотелевской версии; после перевода в XIII веке на латинский язык «Никомаховой этики» последняя становится основным университетским учебником. Этика становится обозначением как всей практической философии, так и её первой составной части (наряду с экономикой и политикой). Разрабатывается систематика добродетелей, где десять аристотелевских добродетелей берутся в сочетании с четырьмя основными добродетелями Сократа - Платона в иерархии, завершающейся христианскими добродетелями веры, надежды, любви. Этическую систематику позднего Средневековья разработал Фома Аквинский («Комментарии к Никомаховой этике»). Согласно его концепции, основой упорядочения философского знания является категория порядка. Порядок вещей рассматривает натурфилософия или метафизика, порядок собственных понятий разума - рациональная философия, порядок волевых действий - моральная философия, порядок созданных человеческой разумной деятельностью предметов - механика. В моральную философию включаются только волевые и разумные действия, организованные единством целей. Она подразделяется на монастику (от латинского слова: monos - один), рассматривающую действия отдельного человека, экономику и политику. Единство этих частей обеспечивается их нацеленностью на единое высшее благо и причастностью к нему. Рассмотрение высшего человеческого блага и путей к нему, освещение божественных заповедей светом разума, - такова задача философской этики этого периода.

Этика Нового времени отказывается от идеи трансцендентных моральных сущностей и апеллирует к человеческой эмпирии, стремясь понять, каким образом мораль, будучи свойством отдельного индивида, является в то же время общеобязательной, социально организующей силой. В отличие от средневековой ориентации на платоновско-аристотелевский круг идей она начинает с преимущественной апелляции к стоицизму, эпикуреизму и скептицизму. В методологическом плане она претендует на то, чтобы стать математически строгой наукой. Основоположники философии Нового времени Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс не создали собственных этических систем, ограничившись общими эскизами, но методологически, а в значительной мере и содержательно они предопределили дальнейшее развитие этики.

Ф. Бэкон подразделяет этику на два учения - об идеале (или образе блага) и об управлении и воспитании души. Вторая часть, которую он называет «Георгиками души», является самой великой, хотя философы уделяли ей меньше всего внимания. Этика - часть философии человека, изучающая человеческую волю; она имеет дело только с осуществимыми целями, а признак такой осуществимости, по Бэкону, - способность создания практически действенной технологии воспитания. Декарт уподоблял философию дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви - практические науки (медицина, механика и этика, которая является «высочайшей и совершеннейшей наукой»). Поскольку этика венчает философию и её незыблемо-истинные правила не могут быть найдены раньше, чем будет достигнуто полное знание других наук, Декарт ограничивается несовершенной этикой и предлагает временные правила морали (Декарт Р. «Рассуждение о методе», ч. III), первое из которых обязывает жить в соответствии с законами и обычаями своей страны, а третье - стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу.

Согласно Т. Гоббсу, этика должна следовать за геометрией и физикой и основываться на них (Гоббс Т. «О теле», гл. II, VI). Эти методологические установки у Гоббса сочетаются с содержательными выводами, которые из них не вытекают, хотя сами по себе они очень важны и открывают принципиально новую исследовательскую перспективу этики. Гоббс оспаривает представление о человеке как общественном (политическом) животном, из которого явно или неявно исходила предшествующая этика. Человек изначально эгоистичен, нацелен на собственную выгоду. Естественным состоянием людей является война всех против всех, причём «понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь место» (Гоббс Т. Левиафан, гл. XIII. Сочинения в 2 т., т. 2. - М., 1965, с. 154). Естественное состояние делает невозможным сохранение жизни в течение продолжительного времени, что противоречит первоначальным импульсам, порождающим это состояние. К выходу из него толкают отчасти страсти (прежде всего страх смерти), а отчасти разум, открывающий естественные законы, позволяющие людям прийти к согласию. Основной из них гласит, что следует искать мира и следовать ему, отсюда вытекает следующий - человек должен «довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы по отношению к себе» (Гоббс Т. Левиафан, гл. ХIѴ. Сочинения в 2 т., т. 2. - М., 1965, с. 156–157). Основное правило нравственности, названное впоследствии «золотым правилом нравственности», - общедоступное резюме многочисленных естественных законов. По Гоббсу, не может быть науки о морали вне государства. Мораль имеет договорное происхождение; она, как и государство, вырастает из эгоизма и недоверия людей друг к другу. Всеобщим мерилом добра и зла являются законы данного государства, а нравственным судьёй - его законодатель.

Б. Спиноза стремится идти в этике «геометрическим путём» и исследовать человеческие действия «точно так же, как если бы вопрос шёл о линиях, поверхностях и телах» (Спиноза Б. «Этика», ч. III, предисловие. - Избранные произведения в 2 т., т. 1. - М., 1957, с. 455). Он создаёт этику личности, совпадающей в своём могуществе с самим миром. Предмет и задача этики - свобода человека, понимаемая как освобождение из-под власти аффектов, пассивно-страдательных состояний, и способность быть причиной самого себя. Достигается она через познание, составляющее сущность и могущество человеческой души. Спиноза порывает с традицией, которая непосредственно связывала этику с общественным бытием человека, установлениями культуры: человека в природе нельзя изображать как государство в государстве. Посредствующим звеном между индивидом и добродетелью является не политика, а познание (без познания нет разумной жизни). Его этика, находящаяся в органическом единстве с онтологией и гносеологией (из последних она выводится в такой же мере, в какой является их оправданием), в то же время независима от логики, социальных наук и медицины. Особо следует отметить независимость этики Спинозы от его политической концепции.

Односторонности надындивидуальной этики общественного договора и этики личности отражают свойственное буржуазной эпохе, трагически переживаемое ей противоречие между социально-всеобщими и индивидуально-личностными измерениями бытия человека. Поиски синтеза между ними - характерная черта этики XVIII века. Одним из опытов такого синтеза стал английский этический сентиментализм. По мнению Ф. Хатчесона, добродетель заложена в человека природой и Богом. Её основа - моральное чувство как внутреннее сознание и склонность ко всеобщему благу; оно действует непосредственно, без оглядки на личный эгоистический интерес; сопровождая наши поступки, оно направляет их к достойному и прекрасному. Хатчесон считал, что естественный закон находит в моральном чувстве свою основу и гарантию. Пантеистически окрашенная идея, сводящая всеобщность морали к конкретности непосредственного чувства, ещё более отчётливо, чем у Хатчесона, была представлена у его учителя Э.-К. Э. Шефтсбери. Согласно Д. Юму, человеку свойственны социальные чувства и его моральные суждения связаны с чувствами человеколюбия, симпатии. Вместе с тем ему присуще стремление к личному интересу, пользе. Юм со скептической осторожностью соединяет эти два начала, полагая, что соображения полезности всегда присутствуют в моральных оценках. А. Смит выводит мораль из чувства симпатии, отводя большую роль механизму уподобления, который позволяет человеку поставить себя на место другого и брать за образец то, что он любит в других. И. Бентам выходит за рамки субъективной этики морального чувства, считая основой этики принцип пользы. Возведение пользы в этический принцип было необходимо для обоснования обязанностей человека не только в рамках малого круга общения, но и как гражданина государства.

Наиболее значительным опытом синтеза различных этических учений Нового времени стала этика И. Канта, который впервые установил, что в рамках морали человек «подчинён только своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству» (Кант И. «Основоположение к метафизике нравов», разд. 2. Сочинения в 6 т., т. 4. - М., 1965, с. 274). Основным законом нравственности, по Канту, является категорический императив, всеобщий обязательный принцип жизни человека: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». В этом смысле моральность зиждется на долженствовании, свободе и добровольности поступка, альтруизме; легальность же определена гипотетическим императивом и действиями по чувственной склонности и эгоизму. Кант исследует антиномию должного и сущего, несовпадение идеала и действительности, постулирует свободу воли, бытие Бога и бессмертие души как последнее чаяние на осуществление нравственного закона в потустороннем мире. Исходя из общепризнанных представлений о моральном законе как законе, обладающем абсолютной необходимостью, Кант сугубо аналитическим путём приходит к выводам, согласно которым моральный закон тождествен чистой (доброй) воле, выступает как долг, совпадает со всеобщей формой законодательства, безусловно ограничивающего максимы поведения условием их общезначимости, самоцельности человечества в лице каждого индивида и автономности воли. Категорический императив есть закон чистого практического разума; говоря по-другому, только став нравственным, практическим, чистый разум обнаруживает свою чистоту, не связанную ни с каким опытом изначальность. Объяснение того, как чистый разум становится практическим, по Канту, находится за пределами возможностей человеческого разума. Стремление обосновать истинность нравственного закона завершается постулатом свободы, предположением о существовании ноуменального мира, который является выводом разума, обозначающим его собственный предел: «Свобода и безусловный практический закон ссылаются друг на друга» (Кант И. «Критика практического разума», § 6, примечание. - «Основоположение к метафизике нравов», разд. 2. Сочинения в 6 т., т. 4. - М., 1965, с. 345). Свобода человеческих поступков не отменяет их необходимости, они существуют в разных отношениях, в разных не пересекающихся между собой плоскостях. Понятия свободы и умопостигаемого мира есть «только точка зрения, которую разум вынужден принять вне явлений, для того, чтобы мыслить себя практическим» (Кант И. «Основоположение к метафизике нравов», разд. 2. Сочинения в 6 т., т. 4. - М., 1965, с. 304). Это означает, что нравственность дана человеку постольку, поскольку он является разумным существом и принадлежит также ноуменальному миру свободы и что она обнаруживает свою безусловность только в качестве внутреннего убеждения, образа мыслей. Несмотря на то что Кант много сделал для этического обоснования права, напряжение между моральностью и легальностью составляет характерную особенность его учения. Соединение свободы с необходимостью, долга со склонностями, переход от нравственного закона к конкретным нравственным обязанностям - самый напряжённый и, быть может, слабый пункт этики Канта. Для того, чтобы можно было нравственность мыслить осуществлённой, Кант вводит постулаты бессмертия души и существования Бога.

Г. В. Ф. Гегель пытается снять дуализм (свободы и необходимости, добродетели и счастья, долга и склонностей, категорического и гипотетического императивов и так далее), пронизывающий этику Канта. Стремясь обосновать мораль не только как субъективный принцип долженствования, но и как объективное состояние, он исходит из того, что индивид обособляется в качестве личности, утверждает свою субъективность только в обществе, государстве. Всеобщая воля - в себе и для себя разумное в воле, она воплощается в государстве, которое есть объективный дух, «шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю» (Гегель Г. В. Ф. «Философия права», § 258. - М., 1990, с. 284). Современное основанное на праве государство характеризуется тем, что в нём принцип субъективности достигает завершения. Оно «есть действительность конкретной свободы», «всеобщее связано в нём с полной свободой особенности и с благоденствием индивидов» (Философия права, § 260, с. 286). Обозначая новый этап, когда нравственное приобретает институциональный характер и утверждает себя как действительное отношение, а не только как принцип долженствования, Гегель разводит понятия морали и нравственности. Моральная воля обнаруживает собственную бесконечность в качестве субъективного принципа, утверждает лицо в качестве субъекта; это - «для себя сущая свобода». Нравственность есть действительность морали, она представляет собой всеобщий образ действий индивидов, в ней свобода, не переставая быть субъективным принципом моральности, возвышается до действительного отношения. Если категориями морали являются «умысел», «вина», «намерение», «благо», «добро», «совесть», то категории нравственности иного рода - «семья», «гражданское общество», «государство». Философия Гегеля фактически устраняет этику как особую дисциплину, так как в ней нравственность совпадает с государством и оставляет открытым вопрос о границах индивидуально ответственного поведения, поскольку нравственность включена в процесс движения абсолютной идеи к самой себе и сама выступает как идея государства.

После Гегеля наметился поворот в этике, который можно назвать антинормативистским; он был направлен на критику морализирующего отношения к действительности и заявил себя в двух основных вариантах - в марксизме и в философии Ф. Ницше. Пафос философии К. Маркса и Ф. Энгельса состоял в том, чтобы придать человеческой активности предметный, миропреобразующий характер. Кант, писали они, остановился на одной доброй воле, перенеся её осуществление в потусторонний мир. Задача же состояла в том, чтобы осуществить её в этом мире, трансформировать вневременный идеал в программу исторического действия. Исходя из понимания бытия как практики, Маркс и Энгельс обосновывали перспективу морально преобразованного бытия, перспективу коммунизма, описываемого ими как практический гуманизм. Такое понимание предполагало критику морального сознания с его претензиями на самоцельность. Мораль в её исторически сложившемся виде интерпретировалась как особая, к тому же превращённая форма общественного сознания. Считалось, что революционное действие снимает мораль, делает её излишней. Мораль была сведена к задачам классовой борьбы пролетариата, к революционной стратегии и тактике, что получило наиболее последовательное выражение в работах В. И. Ленина «Задачи союзов молодёжи» и Л. Д. Троцкого «Их мораль и наша», а также в практике большевизма, прежде всего в практике советского государства 1920–1930-х годов. Тем самым этика в её традиционном значении лишалась собственного предмета; Ленин соглашался с утверждением, что «в марксизме от начала до конца нет ни грана этики» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 1, с. 440). Последующие опыты создания марксистской этики (например, Каутским) были попытками прививки на марксистский ствол побегов старого этического дерева. Это относится также к советской этике в том виде, как она развивалась начиная с 1960-х годов; основная позитивная задача, которую она решала, состояла в том, чтобы «реабилитировать» мораль, обосновать её как относительно самостоятельный, незаменимый (не сводимый к политике и политической идеологии) пласт культуры.

Другая линия конкретной, не метафизической, антиспекулятивной этики намечена в философии А. Шопенгауэра и С. О. Кьеркегора, которые апеллировали к индивиду, отдельной личности, связывая истоки морали и её практические формы с единичностью человеческого существования. Антиспекулятивное и антирационалистическое отношение к классической традиции с особой определённостью обнаружилось в философии Ф. Ницше, которая в своей основе и общей нацеленности есть критика морали. Об этике Ницше можно говорить по преимуществу в отрицательном смысле. Ницше выступает против объективированного рассмотрения человека, и в этом контексте против подчинения морали познанию, а этики - гносеологии и онтологии. Он исходит из волевого начала в человеке как самого специфичного и существенного его признака. Воля как неотчуждаемое свойство человека заключает свой разум в себе; «воля к истине есть воля к власти» (Ницше Ф. «По ту сторону добра и зла». - Сочинения в 2 т., т. 2. - М., 1990, § 211, с. 336). Понимая бытие как деятельность и считая, что, в частности, не существует вовсе никаких моральных фактов, никакого «бытия», скрытого за поступком, Ницше решительно выступает против европейской морали в её христианской и социалистической формах, которые для него идентичны. Мораль в её исторически сложившемся виде, считает он, убивает волю к становлению, творчеству, совершенствованию, она стала сплошной маской, лицемерной апологией слабости, стадности. Сами понятия добра и зла являются, по мнению Ницше, порождениями плебейства, мертвящего духа рабской зависти, для обозначения и разоблачения которой он вводит единственное в своём роде понятие: ressentiment. Разоблачение внутренней фальши, ухищрений морального сознания обнаруживает в Ницше глубокого психолога и составляет его величайшую заслугу. Однако позицию Ницше нельзя характеризовать только как моральный нигилизм. Он отрицает не всю, а «только один вид человеческой морали, до которого и после которого возможны или должны быть возможны многие другие, прежде всего высшие, «морали» (Ницше Ф. «По ту сторону добра и зла». - Сочинения в 2 т., т. 2. - М., 1990, § 202, с. 321). Ницше ставит задачу переоценки ценностей, суть которой состоит не в том, чтобы сузить, ограничить ценностные притязания философии, а, напротив, максимально расширить их. Он утверждает примат морали перед бытием, ценностей перед знаниями. Нравственные (или безнравственные) цели, считает он, составляют жизненное зерно, из которого вырастает дерево философии; создавать ценности - такова собственная задача философии, всё остальное является предусловием этого (Ницше Ф. «По ту сторону добра и зла». - Сочинения в 2 т., т. 2. - М., 1990, § 3, 6). В рамках такой методологии этика как особая дисциплина невозможна, она совпадает с философией. Этические произведения Ницше являются в то же время его основными философскими произведениями. Расширительное понимание морали и этики, совпадающее с онтологией и предопределяющее все строение философии, в XX веке получило развитие в экзистенциализме. Изменение диспозиции этики в отношении своего предмета, когда её задача сводится к критике морали (нравственности), а не прояснению и обоснованию её содержания, ведёт к исчезновению этики в качестве самостоятельной дисциплины, о чём свидетельствует и марксистский опыт, и опыт Ницше.

После радикального отрицания морали и этики в их традиционном понимании, что было превалирующим настроением в послегегелевской философии, к концу XIX века восстанавливается позитивное отношение к морали, а вместе с ним и особый дисциплинарный статус этики. Показательными для этих изменений являются такие идейно между собой не связанные феномены, как возрождение интереса к Канту и возникновение эволюционной этики. Неокантианцы по сути дела отказались от кантовской метафизики нравственности, идеи ноуменального мира и примата практического разума перед теоретическим. В варианте Марбургской школы неокантианство интерпретировало этику как логику общественных наук; оно стремилось снять разрыв между долгом и склонностями, добродетелью и счастьем, сближало этику с правом, педагогикой (Г. Коген, М. Венчер). В варианте Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) формальный образ морали дополнялся взглядом, согласно которому реальные мотивы поведения не поддаются этическому обобщению, а ценностные определения имеют исторически индивидуализированный характер. Эволюционная этика, связанная прежде всего с именем Г. Спенсера и его трудом «Основания этики» (1892–1893), рассматривает нравственность как стадию универсального эволюционного процесса. Нравственность совпадает с социальными действиями, направленными на выравнивание эгоизма и альтруизма. Приспособление человеческой природы к потребностям общественной жизни, по мнению Спенсера, может быть настолько полным, что общественно полезная деятельность всегда будет вызывать радость, а общественно вредная - неприятные чувства. Разница между удовольствиями и страданиями интерпретируется как непосредственная мера добродетельности поведения. При этом предполагается, что эволюционный потенциал общества может достичь такой высокой ступени, когда мотивы и действия, служащие общественной необходимости, непременно будут сопровождаться радостными ощущениями.

В XX веке этика развивалась под существенным (быть может, определяющим) воздействием идеала научной рациональности, что не помешало ей сохранить социально-критическую направленность и на свой манер противостоять тоталитарному духу времени. Наиболее характерными с этой точки зрения являются аналитическая этика и феноменологическая этика, первая продолжает эмпирическую, а вторая пытается оживить метафизическую традицию в понимании морали. Аналитическая этика возникла в рамках аналитической философии (см. ) и идентифицировала себя как метаэтика , имеющая своим содержанием критический анализ языковых форм моральных высказываний. Предмет этики при таком понимании с анализа моральных принципов поведения, норм и добродетелей смещается на прояснение верифицированного значения моральных понятий и предложений. Все сторонники аналитической этики исходят из признания качественного отличия моральных суждений как суждений прескриптивных от дескриптивных суждений, с которыми имеет дело познание. Аналитический метод, направленный на уточнение меры научной строгости этики, имеет важный духовно-эмансипирующий подтекст - он направлен против моральной демагогии и других форм манипулирования общественным сознанием, спекулирующих на непрояснённой многозначности ценностных понятий и суждений.

Феноменологическая этика заострена как против жёсткого догматизма классической этики (в частности, рационалистического априоризма Канта), так и против утилитаристского релятивизма. Она исходит из того, что ценности представляют собой некую объективную структуру (мир ценностей), которая дана человеку в непосредственных актах чувствования. В отличие от рационализма, видевшего в чувствах выражение субъективности, феноменология рассматривает акт чувствования как способ познания ценностей. Волевой акт, направленный на добро, по Э. Гуссерлю, является добрым не в силу природных оснований или иных внешних по отношению к самому добру причин, он заключает добро в себе как идеальный образ, остающийся всегда равным самому себе независимо от того, кто конкретно воспринимает его в этом содержании. Априорные, идеально-объективные ценности становятся пределом устойчивого желания и предстают перед человеком в качестве практического императива. Возникающая при этом проблема состоит в том, чтобы в акте оценки высветить сами ценности в их общезначимом содержании и чтобы трансформировать их объективный порядок в жизненную задачу. По мнению М. Шелера, труд которого «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (т. 1–2, 1913–1916) развёртывает феноменологические идеи в продуманную этическую систему, ценности образуют иерархию, состоящую из четырёх основных ступеней: гедонистические, витальные, духовные и религиозные. Речь идёт не об исторических стадиях, а о вневременной структуре. Различие между абсолютными ценностями и их исторически обусловленным существованием в форме человеческих целей имеет для феноменологической этики особое значение, что стало одной из центральных идей в книге Н. Гартмана «Этика» (1925). Задача морали и этики состоит в направлении человеческого поведения «вверх» - в соответствии с объективным порядком ценностей. Феноменологическая этика преобразовала метафизические традиции в понимании морали таким образом, что её в равной мере можно считать как этикой конкретной личности, так и этикой абстрактных принципов.

Примечательными с точки зрения понимания предмета этики в XX веке являются принципиально противоположные образы морали, сложившиеся в американском прагматизме (У. Джеймс, Дж. Дьюи и другие) и русской религиозной философии (В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и другие). Прагматизм связывает моральные понятия с интересами, потребностями, успешностью поведения, придаёт им ситуативный характер. Мораль демистифицируется до такой степени, что она, рассматривавшаяся традиционно как источник внутреннего недовольства, начинает интерпретироваться как средство на пути к душевному комфорту и довольству жизнью. Русская религиозно-философская этика рубежа XIX–XX веков, так же как и вся западная этика Нового времени, вдохновлена идеей морально суверенной личности, но здесь её отличие состоит в том, что она стремится обосновать эту идею без отказа от метафизики морали и от идеи изначальной коллективности человеческого существования. И то и другое приобретает в ней религиозно-мистические формы: основания морали усматриваются в божественном абсолюте, коллективность интерпретируется как религиозно-духовная всечеловеческая соборность. В этой парадигме морального теоретизирования наиболее значимы этические открытия, представленные в философии «всеединства», экзистенциальной философии и теософии, оформленных с позиций православия и так называемой «русской идеи».

Конец XX века в европейской этике характеризуется двумя новыми тенденциями - переходом к прикладной этике и переосмыслением предмета этики в контексте постмодернистской философии .

Прикладная этика занимается моральными коллизиями в конкретных сферах общественной практики и существует как совокупность дисциплин (биоэтика, этика бизнеса, этика науки, политическая этика и другие), которые стали составными элементами самих этих практик. Является дискуссионным вопрос о статусе прикладных этик, в частности о том, остаются ли они составной частью философской этики или превратились в частные дисциплины. Характер аргументации этико-прикладных исследований, прямо связанной с философскими образами человека и предполагающей предварительное решение вопросов, касающихся понимания морали, её места в системе человеческих приоритетов, достоинства и прав человека, онтологических признаков личности и другого, позволяет предположить, что прикладная этика является важной стадией процесса исторического развития самой морали. Её можно интерпретировать как особого рода теоретизирование - теоретизирование в терминах жизни.

Постмодернистская философия с её отказом от логоцентризма, деконструированием классических философских оппозиций, прежде всего оппозиции познающего субъекта и объективной реальности, со свойственным ей пафосом единичности, ситуативности, открытости имеет важное, до конца ещё не выявленное значение для этики. Она разрушает превалировавший в философии просветительски-репрессивный образ этики, сводящейся к абстрактным принципам и всеобщим определениям. Осмысленная в перспективе постмодернизма этика сливается с живым моральным опытом, становится множественной, многоголосой, открытой. Прокламируемое преодоление границы между писателем, читателем и текстом, в результате чего смысл сливается с выражением, а они вместе с пониманием, приобретает высокую степень действенности именно применительно к морали, которая не прилагается к индивиду, а учреждается им самим.

Постмодернизм можно интерпретировать как доведённую до конца антинормативистскую установку, которая стала ведущей в послегегелевской этике. Он исходит из убеждения, что не существует морали, отделённой от индивида и вознесённой над ним. Более того, в семантико-аксиологическом пространстве постмодернизма этика в традиционном её понимании вообще не может быть конституирована как таковая. Тому имеется несколько причин:

  1. В контексте радикального отказа постмодерна от ригористических по своей природе «метанарраций» культурное пространство конституирует себя как программно плюралистичное и ацентричное, - вне какой бы то ни было возможности определения аксиологических или иных приоритетов. Этика же не просто аксиологична по самой своей сути, но и доктринально-нормативна, в силу чего не может быть конституирована в условиях мозаичной организации культурного целого, предполагающего принципиально внеоценочную рядоположенность и практическую реализацию сосуществования различных (вплоть до альтернативных и взаимоисключающих) поведенческих стратегий.
  2. Современная культура может быть охарактеризована как фундированная презумпцией идиографизма, предполагающей отказ от концептуальных систем, организованных по принципам жёсткого дедуктивизма и номотетики: явление и (соответственно) факт обретают статус события, адекватная интерпретация которого предполагает его рассмотрение в качестве единично-уникального, что означает финальный отказ от любых универсальных презумпций и аксиологических шкал. В подобной системе отсчёта этика, неизменно предполагающая подведение частного поступка под общее правило и его оценку, исходя из общезначимой нормы, не может конституировать своё содержание.
  3. Необходимым основанием этики как таковой является феномен субъекта (более того, этот субъект, как отмечает К. Венн, является носителем «двойной субъективности», ибо интегрирует в себе субъекта этического рассуждения и морального субъекта как предмета этой теории), - между тем визитной карточкой для современной культуры может служить фундаментальная презумпция «смерти субъекта», предполагающая отказ от феномена Я в любых его артикуляциях.
  4. Этика по своей природе атрибутивно метафизична: роковым вопросом для этики стал вопрос о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого содержания морали, но несмотря на его очевидно проблемный статус, этика демонстрирует настойчивые попытки конституирования системы «общечеловеческих нравственных ценностей». Между тем, современная культура эксплицитно осмысливает себя как фундированную парадигмой «постметафизического мышления», в пространстве которого осуществляется последовательный и радикальный отказ от таких презумпций классической метафизики, как презумпция логоцентризма, презумпция имманентности смысла и тому подобных.
  5. Все уровни системной организации этики как теоретической дисциплины фундированы принципом бинаризма: парные категории (добро/зло, должное/сущее, добродетель/порок), альтернативные моральные принципы (аскетизм/гедонизм, эгоизм/коллективизм, альтруизм/утилитаризм и так далее), противоположные оценки - вплоть до необходимой для конституирования этики презумпции возможности бинарной оппозиции добра и зла. Между тем, культурная ситуация постмодерна характеризуется программным отказом от самой идеи бинарных оппозиций.
  6. Современная культура осуществляет рефлексивно осмысленный поворот к нелинейному видению реальности. В этом контексте М. Фуко, например, решительно негативно оценивает историков морали, выстраивавших «линейные генезисы». В концепции исторического времени Ж. Делёза вводится понятие «не-совозможных» миров, каждый из которых, вместе с тем, в равной мере может быть возведён к определённому состоянию, являющемуся - в системе отсчёта как того, так и другого мира - его генетическим истоком. «Не-совозможные миры, несмотря на их не-совозможность, всё же имеют нечто общее - нечто объективно общее, что представляет собой двусмысленный знак генетического элемента, в отношении которого несколько миров являются решениями одной и той же проблемы» (Делёз). Поворот вектора эволюции в сторону оформления того или иного «мира» объективно случаен, и в этом отношении предшествовавшие настоящему моменту (и определившие его событийную специфику) бифуркации снимают с индивида ответственность за совершенные в этот момент поступки (так, по Делёзу, «нет больше Адама-грешника, а есть мир, где Адам согрешил»), но налагают на него ответственность за определяемое его поступками здесь и сейчас будущее. Подобные выводы постмодернизма практически изоморфны формулируемым синергетикой (см. ) выводам о «новых отношениях между человеком и природой и между человеком и человеком» (И. Р. Пригожин, И. Стенгерс), когда человек вновь оказывается в центре мироздания и наделяется новой мерой ответственности за последнее.

В целом, этика в современных условиях может быть конституирована лишь при условии отказа от традиционно базовых своих характеристик: так, если Й. Флетчер в качестве атрибутивного параметра этического мышления фиксирует его актуализацию в повелительном наклонении (в отличие, например, от науки, чей стиль мышления актуализирует себя в наклонении изъявительном), то, согласно позиции Д. Мак-Кенса, в сложившейся ситуации, напротив, «ей не следует быть внеконтекстуальной, предписывающей. этикой, распространяющей вполне готовую всеобщую Истину». Если этика интерпретирует регуляцию человеческого поведения как должную быть организованной по сугубо дедуктивному принципу, то современная философия ориентируется на радикально альтернативные стратегии: постмодернизм предлагает модель самоорганизации человеческой субъективности как автохтонного процесса - вне навязываемых ей извне регламентаций и ограничений со стороны тех или иных моральных кодексов, - «речь идёт об образовании себя через разного рода техники жизни, а не о подавлении при помощи запрета и закона» (М. Фуко). По оценке Ю. Кристевой, в настоящее время «в этике неожиданно возникает вопрос, какие коды (нравы, конвенции, социальные соглашения) должны быть разрушены, чтобы, пусть на время и с ясным осознанием того, что сюда привлекается, дать простор свободной игре отрицательности».

С точки зрения Фуко, дедуктивно выстроенный канон, чья реализация осуществляется посредством механизма запрета, вообще не является и не может являться формообразующим по отношению к морали. Оценивая тезис о том, что «мораль целиком заключается в запретах», в качестве ошибочного, Фуко ставит «проблему этики как формы, которую следует придать своему поведению и своей жизни». Соответственно, постмодернизм артикулирует моральное поведение не в качестве соответствующего заданной извне норме, но в качестве продукта особой, имманентной личности и строго индивидуальной «стилизации поведения»; более того - сам «принцип стилизации поведения» не является универсально необходимым, жёстко ригористичным и требуемым от всех, но имеет смысл и актуальность лишь для тех, «кто хочет придать своему существованию возможно более прекрасную и завершённую форму» (М. Фуко). Аналогично Э. Джердайн делает акцент не на выполнении общего предписания, а на сугубо ситуативном «человеческом управлении собой» посредством абсолютно неуниверсальных механизмов. В плоскости идиографизма решается вопрос о взаимной адаптации [со] участников коммуникации в трансцендентально-герменевтической концепции языка К.-О. Апеля. В том же ключе артикулируют проблему отношения к Другому поздние версии постмодернизма. Конкретные практики поведения мыслятся в постмодернизме как продукт особого («герменевтического») индивидуального опыта, направленного на осознание и организацию себя в качестве субъекта - своего рода «практики существования», «эстетики существования» или «техники себя», не подчинённые ни ригористическому канону, ни какому бы то ни было общему правилу, но каждый раз выстраиваемые субъектом заново - своего рода «практикование себя, целью которого является конституирование себя в качестве творца своей собственной жизни» (М. Фуко). Подобные «самотехники» принципиально идиографичны, ибо не имеют, по оценке Фуко, ничего общего с дедуктивным подчинением наличному ценностно-нормативному канону как эксплицитной системе предписаний и, в первую очередь, запретов: «владение собой. принимает различные формы, и нет. одной какой-то области, которая объединила бы их». Д. Мак-Кене постулирует в этом контексте возможность этики лишь в смысле «открытой» или «множественной», если понимать под «множественностью», в соответствии со сформулированной Р. Бартом презумпцией, не простой количественный плюрализм, но принципиальный отказ от возможности конституирования канона, то есть «множественность».

Человек - существо социальное, потому волей-неволей ему приходится постоянно общаться с другими людьми. А учитывая тот факт, что все люди разные, были сформированы некие правила, регулирующие наши отношения. Эти правила не что иное, как сложившееся столетиями понятия о добре и зле, правильности и неправильности поступков, справедливости и несправедливости деяний. И каждый человек стихийно или осознано старается придерживаться их. В зависимости от того, какие понятия будут вложены в нормы морали и правила этики, будут ли они учитываться вообще, каждый из нас может затруднить или облегчить общение с себе подобными. А, следовательно, от этого будет зависеть быстрота достижения поставленных целей, качество общения и жизни. Потому каждому гражданину необходимо знать хотя бы основы этики. Правила хорошего тона еще никому не навредили.

Что такое этика

Впервые слово «этика» было употреблено Аристотелем. В переводе с греческого оно означает «касающийся нравственности» или «выражающий некие нравственные убеждения». Этика - это учение о правилах общения между людьми, о нормах человеческого поведения, а также об обязанностях каждого в отношении других людей. И большинство из нас, даже те, кто специально не изучал кодекс этикета, на подсознательном уровне осознают главное правило межличностных отношений: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Одним из главных аспектов этики является мораль. Что же такое мораль? Это не что иное, как система ценностей, признанных человеком. Это важнейший способ регулирования отношений в разных сферах нашей жизни: в быту, семье, труде, науке и др. Помимо моральных основ, этика еще изучает правила этики - этикет.

Этикет - система знаков

Наши действия несут некоторую информацию: при встрече мы можем похлопать товарища по плечу, кивнуть головой, поцеловать, приобнять за плечи или кинуться в объятия. Похлопывание по плечу говорит о фамильярном отношении; когда мужчина встает, если в комнату входит женщина, то это свидетельствует о его уважении к ней. Позы, принятые человеком, движение головы - все это тоже имеет этикетное значение. Во фразеологизмах тоже можно наблюдать формы этикета: бить челом, преклонить голову, преклонить колено, поворачиваться спиной, бросить перчатку, положа руку на сердце, гладить по головке, бить поклоны, красивый жест и т.д.

Этикет - явление не только историческое, но и географическое: не все знаки этикета, воспринимаемые положительно на Западе, будут одобрены на Востоке. А некоторые жесты, приемлемые сегодня, категорически осуждались в былые времена.

Правила хорошего тона

Что такое этика, и какие правила она в себя включает, должен знать каждый человек. Ниже будут представлены основные понятия хорошего тона.

То общение, которое мы позволяем себе дома с близкими людьми, не всегда приемлемо в обществе. И помня утверждение, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление, мы стараемся при встрече с незнакомыми людьми придерживаться общепринятых правил поведения в обществе. Вот некоторые из них:

  • в компании или на официальной встрече необходимо представить незнакомых людей друг другу;
  • постарайтесь запомнить имена представленных вам людей;
  • при знакомстве мужчины и женщины представительница слабого пола никогда не представляется первой, исключением считается ситуация, если мужчина президент или же встреча несет сугубо деловой характер;
  • младшие представляются старшими;
  • при представлении необходимо встать, если вы сидите;
  • после знакомства, разговор начинает старший по положению или по возрасту, исключение составляет тот случай, когда возникает неловкая пауза;
  • оказавшись с незнакомыми людьми за одним столом, прежде чем приступить к трапезе, необходимо познакомиться с вашими соседями;
  • пожимая руку, смотрите в лицо тому, с кем здороваетесь;
  • ладонь должна быть протянута строго вертикально, ребром вниз - это означает «общение на равных»;
  • помните, что любой невербальный жест значит не меньше, чем сказанное слово;
  • при рукопожатии на улице обязательно снимите перчатку, исключение составляют женщины;
  • при встрече первым вопросом после приветствия должен быть «Как поживаете?» или «Как дела?»;
  • во время разговора не затрагивайте вопросы, которые могут быть неприятны собеседнику;
  • не обсуждайте то, что касается мнений и вкусов;
  • не расхваливайте себя;
  • следите за тоном разговора, помните, что ни работа, ни отношения в семье, ни ваше настроение не дают вам право быть невежливыми с окружающими;
  • в компании не принято шептаться;
  • если прощаясь, вы знаете, что скоро встретитесь, следует говорить: «До свидания!», «До встречи!»;
  • прощаясь навсегда или на длительный срок говорите: "Прощай!»;
  • на официальном мероприятии необходимо говорить: «Разрешите попрощаться!», «Позвольте попрощаться!».

Обучение детей светской этике

Для того чтобы из ребенка вырос достойный член общества, он должен знать, что такое этика. Ребенку необходимо не только рассказывать о правилах поведения в обществе, за столом, в школе, но и собственным примером демонстрировать и подтверждать эти правила. Сколько бы вы не рассказывали малышу о том, что в транспорте необходимо уступать место пожилым людям, самостоятельно не подавая ему пример, вы никогда не научите его это делать. Не каждому ребенку преподают дома основы светской этики. Потому данный пробел старается восполнить школа. С недавнего времени в школьную программу входит предмет «Основы светской этики». На уроках детям рассказывают о правилах и нормах поведения в различных местах, обучают кулинарному этикету, правильной сервировке стола и многому другому. Также учителя рассказывают о принципах морали, обсуждают, что такое хорошо и плохо. Этот предмет крайне необходим ребенку. Ведь зная как правильно вести себя в обществе, ему будет проще и интересней жить.

Что такое

Существует такое понятие, как кодекс профессиональной этики. Это правила, регулирующие профессиональную деятельность. У каждой профессии свой кодекс. Так, у врачей существует правило неразглашения врачебной тайны, адвокаты, бизнесмены - все придерживаются кодекса этики. У каждой уважающей себя компании есть свой корпоративный кодекс. Такие предприятия дорожат своей репутацией больше, чем финансами.

Заключение

Человек без этикета - дикарь, варвар. Именно правила морали дают человеку право считать себя венцом творения. С ранних пор рассказывая ребенку, что такое этика, вы увеличиваете его шансы вырасти полноценным членом общества.

Поделиться: