А вы знаете, что такое календарь? История возникновения календаря. Школьная энциклопедия

С самого начала своего появления человечество пыталось постичь действительность и изучить природные явления, и использовало для этого различные способы. Одним из них, который прекрасно действует и функционирует и по сей день является создание календаря.

Испокон веков с календарем связывали различные представления о хаосе и космосе, об устройстве мира, о земле, небе, звездах и человеческой жизни.

Сознанием древнего человека время воспринималось как вполне разумная субстанция, обладающая необратимостью, божественной мощью и невещественностью, и таинственной силой созидания и разрушения. Именно поэтому календарь везде почитался как нечто священное, а ответственность наблюдения за ним была возложена на жрецов.

Любое преобразование календаря имело очень важное значение, однако наиболее существенной была реформа Нумы Помпилия в Риме, а неизменность календаря в свою очередь была гарантом спокойствия - при вступлении на престол фараон давал клятву не вставлять добавочных дней и не делать в календаре никаких поправок, в противном случае боги могли разгневаться и наслать болезни или неурожай.

История календаря

История развития календаря берет свое начало в далеком прошлом, а сам календарь условно разделяется на два типа - лунный и солнечный.

Шумерская цивилизация, а именно южная Месопотамия стала родиной лунного календаря, который насчитывал 12 месяцев по 29 с половиной суток каждый, а год в результате состоял из 354 дней. В результате периодически получалось так, что время не совпадало с циклом весенних разливов рек, и тогда древние шумеры вводили один дополнительный месяц.

Создателями солнечного календаря являются жители Древнего Египта, названия почти всех месяцев сегодняшнего календаря пришли из Древнего Рима. Однако римский календарь представлял собой довольно странную систему - он состоял всего из 10 лунных месяцев, а дата наступления нового года была известна только жрецам-понтификам. Жрецы следили за движением луны, и когда она появлялась на небе, сообщали о наступлении календ (начало месяца) - для граждан Рима это был особый день, в который полагалось платить долги и налоги. Началом Нового года считалось первое мартовское новолуние.

В 700 г. до н.э. правящий римский царь Нума Помпилий провел реформу календаря и добавил одиннадцатый и двенадцатый месяцы. Один из них получил название "януариус" в честь бога Януса, бога входов и выходов, дверей и всякого начала, поэтому он позже и стал первым месяцем. Второй, короткий, содержащий в себе лишь 28 дней, стал называться "фебруариус" - Фебрус в римской мифологии бог подземного царства мертвых.

Однако со временем возникла масса неудобств и путаница с месяцами. Для решения этой проблемы император Гай Юлий Цезарь пригласил в Рим египетского астронома Созигена. Воспользовавшись египетской календарной системой имеператор в 46 г. до н.э. перенес начало года на 1 януариуса. Оказалось так, что тот год оказался самым длинным в истории человечества, "годом замешательства", Созиген сделал все нечетные месяцы длиной 31 день, а все четные - 30 дней. Месяц "квинтилиус" стали называть "Юлиус" в честь реформатора, а позже император Октавиан Август переименует месяц "секстилиус" в свою честь - август и продлит его на один день, поменяв при этом продолжительность последующих месяцев местами.

Все проведенные реформы привели к тому, что появился високосный год. Однако эта мера тоже не смогла привести время в полный порядок, и каждые 128 лет все равно накапливался один лишний день, и в XVI веке христианские священники заметили, что эта ошибка влияет на дату Пасхи и других христианских праздников. Поэтому в 1582 году понтифик Григорий XIII создал специальную комиссию, которой Луиджи Лилио, итальянский математик и врач, предложил свой проект, который был впоследствии одобрен. По этому проекту из каждых четырехсот лет начали изымать 3 дня. Однако григорианский календарь тоже небезупречен - каждые 3300 лет накапливается ошибка, равная одному дню.

Календарь - это отличный подарок. Если вы ищите корпоративные подарки на 8 марта, то можете заказать календари с фирменным логотипом или изображением милых дам. Такой подарок будет по душе всем работницам вашего коллектива.

Для успешного изучения истории необходимо хорошо знать, что такое кален-дарь, как он появился, и какие существуют календари.

Календарём называется система исчисления вре-мени, основанная на периодичности видимых движе-ний Солнца и Луны.

Первый в истории календарь появился в Древнем Вавилоне. Это был лунный календарь — система изме-рения времени, связанная с изменением внешнего вида Луны (фазы Луны). Время между одинаковыми фазами получило название месяц. К сожалению, лун-ный календарь не отражает смены времен года, и со временем люди начали использовать солнечный кален-дарь, основывающийся на наблюдении за движением

Солнца по небосводу. По этой системе время разделя-ется на годы и сутки (дни). Для облегчения исчисления времени дни условно объединили в недели и месяцы.

Древнейший календарь был создан примерно за 2500 лет до н. э. в Междуречье. Он состоял из двенад-цати месяцев и был солнечно-лунный, но поскольку отставал от солнечного календаря, приходилось регу-лярно добавлять к нему несколько дней, чтобы кален-дарь не расходился с сезонами полевых работ.

Счёт времени в древности отличался от современ-ного. У древних греков сутки начинались с рассвета, а у германцев — с ночи. Народы, часто воевавшие, дели-ли сутки на «стражи». У вавилонян и иудеев сутки составляли три стражи, у римлян — четыре. Сутки де-лились на ночь и день, который длился 12 часов. По-скольку длительность дня в течение года была непос-тоянна, то и часы имели разную продолжительность.

В лунных календарях продолжительность месяцев одинаковая — 30 дней, но эти календари неточно из-меряют продолжительность года.

В конце года египтяне стали добавлять 5 дней для того, чтобы он составлял 365 дней, деления на недели не было. Египтяне делили год на сезоны полевых ра-бот, названия которых были связаны с явлениями природы: сезон разлива, сезон возвращения реки в бе-рега и сезон низкой воды. Все основные сезоны про-должались по четыре месяца.

Хронология возникновения календарей: Материал с сайта

  1. Первоначальный древнеримский календарь (время возникновения достоверно неизвестно).
  2. Юлианский календарь (был введён примерно в 45 г. до н. э. Юлием Цезарем; этим календарём до сих пор пользуется православная церковь).
  3. Григорианский календарь (ввел в 1582 г. Папа Римский Григорий XIII; используется и в настоящее время).

В Украине и России григорианский календарь действует с 31 янва-ря 1918 г. После 1 февраля наступило 14 февраля. С того времени используются понятия «старый стиль» и «но-вый стиль». Разница между ними составляет 13 дней. Поэтому, кроме Нового года, мы празднуем ещё Старый Новый год, который наступает в ночь на 14 января.

На столько же дней отличаются даты празднования Рождества у католиков (в ночь па 25 декабря) и правос-лавных христиан (в ночь на 7 января).

На этой странице материал по темам:

До открытия Америки и начала её завоевания европейцами, территории нынешней Мексики, Гватемалы и некоторых других стран занимала империя Ацтеков, создавшая весьма оригинальный календарь. Год состоял из 18 месяцев, по 20 суток в каждом, а «оставшиеся» 5 дней считались «несчастливыми». Этот календарь был вырезан на громадном камне. Он имел форму круга, диаметром около 4-х метров. Каждый день на нем был обозначен собственным символом.

Создание современного общепринятого календаря
Сейчас известно много разнообразных календарных систем, созданных разными народами и жрецами различных религий. Некоторые из них ограниченно используются до сих пор. Большинство календарей рассчитывалось на основе выявленных астрономических закономерностей, прежде всего, движения небесных светил. Эти системы могли значительно различаться между собой. Дополнительную неразбериху вносила разница между циклами Луны и Солнца, а также то, что продолжительность периода обращения Земли вокруг Солнца (года) не кратна периоду обращения Земли вокруг собственной оси (суткам). В результате, при достаточно продолжительном использовании каждого определенного календаря обязательно накапливались погрешности, постепенно становившиеся всё более заметными. Это вызывало необходимость проведения календарных реформ.
Такие реформы проводились неоднократно. Например, календарь реформировали римские императоры: Цезарь, Октавиан (Август) и другие. Наиболее известна реформа, осуществленная римским папой Григорием XIII, когда и был создан «Григорианский» календарь, принятый сейчас, как основной в большинстве стран и ООН.

Григорианский календарь
В нашей стране этот, действующий сейчас, календарь ещё называют «новым стилем». Дело в том, что до октября 1917 года в России продолжал действовать устаревший «Юлианский» календарь. Переход на «новый стиль» состоялся только после прихода к власти РКП(б).

В католических странах «Григорианский» календарь вступил в действие 15. 10. 1582 г. Его введение было обусловлено накопившимися со времен предыдущей календарной реформы (I Вселенский собор в 325 г. Н. Э.) погрешностями. Реформа состояла из двух основных частей:
— Была устранена погрешность, достигшая с 325 г. 10-и суток. Таким образом, дата «пасхальной пятницы» была возвращена и строго привязана ко дню весеннего равноденствия (21.03). Правила пасхалии, установленные ещё Никейским собором, снова стали выполняться.
— Для предотвращения накопления погрешностей в будущем было принято нововведение, обеспечивающее более точную привязку календаря к астрономическим закономерностям. Она состоит в том, что на протяжении каждых 4-х веков три високосных года преобразованы в обычные. Для этого было установлено правило, согласно которому год с номером, заканчивающимся двумя нулями, считается високосным только, если число, составляемое его первыми двумя цифрами, также кратно 4-м. Например, 2000-й год был високосным. А вот в 2100-м году 29 февраля не будет. В отношении лет, порядковые номера которых не завершаются двумя нулями, правило високосности сохранилось. Если номер года кратен 4-м, год считается високосным.

Введение этой поправки значительно замедлило накопление погрешности расхождения календарного года с астрономическим эталоном. Теперь ошибка в одни сутки будет накапливаться в течение 3333 лет. Описанная поправка и составила главное отличие «Григорианского» календаря от принятого до его введения Юлианского стиля.

Разница между Юлианским и Григорианским стилями постепенно, но неуклонно увеличивается: в XVI-XVII вв. она составляла 10 дней, в XVIII в. – 11, в XIX в. - 12, а в XX-XXI вв. достигла 13 дней. С 15. 03. 2100 г. разница между стилями составит уже 14 дней. Хотя, григорианский календарь предусматривает продолжительность февраля в 28, либо 29 (в високосный год) дней, случалось, что в отдельные годы в некоторых странах (например, Швеция, 1712 г.) февраль продолжался 30 дней.

Летоисчисление в России
В России так же происходили реформы летоисчисления. Одна из самых известных — реформа календаря, осуществленная Петром I, но были и другие.
Довольно долго датой нового «светского» года было 1 марта, тогда как религиозный год начинался 1-го сентября. А начальной точкой летоисчисления считалась дата «сотворения мира». Позже, и «светский» новый год перенесли на 1-е сентября. Примерно через 200 лет Петр I провел свою знаменитую реформу. Основной её целью была гармонизация Российского календаря и летоисчисления с принятыми в Европе. Дата наступления нового года была установлена 1 января, а отправной точкой летоисчисления стало Рождество Христово. В результате 01. 01. 7208 г. было преобразовано в 01. 01. 1700 г., а календарный год, предшествовавший реформе (1699) был сокращен до 4-х месяцев: с сентября по декабрь. Это был самый короткий календарный год в истории нашей страны.

Созданием первого печатного календаря в России руководил знаменитый алхимик и ученый Я. Брюс. Этот календарь, представлял собой научную работу, состоящую из набора сложнейших астрономических чертежей и графиков. Разобраться в календаре (получившем название по имени создателя, «Брюсового») не могут даже специалисты.

Переход на современный Григорианский календарь состоялся 14.02.1918, вскоре после прихода к власти РКП(б). Однако, с 1930 по 1940 гг. в СССР действовал собственный «революционный» календарь. Но с 1940 гг., страна снова стала придерживаться «Григорианского» стиля.

Несостоявшаяся глобальная реформа
В начале ХХ в. возникла инициатива проведения глобальной календарной реформы. Разработанный тогда проект нового календаря, предусматривал деление года на 13 месяцев одинаковой продолжительности, по 28 суток. «Лишний» день, как и «добавочный» в високосные годы планировалось обособить и объявить праздничными. Среди достоинств данной системы называли строгую привязку календарных чисел к определенным дням недели (все месяцы состояли точно из 4-х недель) и возможность точного сравнения по месяцам многочисленных экономических и статистических показателей. Однако строгая привязка числа ко дню недели многими (особенно, суеверными) людьми воспринималась как недостаток, поскольку пятница всегда совпадала бы с 13-м числом месяцы. Правда, эту проблему можно было решить, если за начало недели принять не воскресенье (как, например, в США), а понедельник (привычно для нас).

Этот проект рассматривался Лигой Наций, но был отклонен ей в 1937 г. Интересно, что один из его горячих сторонников, основатель и руководитель фирмы Kodak, Д. Истмен, ввел данную систему для внутреннего употребления в своей компании ещё в 1928 г., где она применялась вплоть до 1989 г.

Юрий Рубан ,
канд. ист. наук, канд. богословия

Этимология термина

Слово "календарь " приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы - это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o - "провозглашать", "созывать", потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium - так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение. Таким образом, календарь (calendarium) - это определенная система счета продолжительных промежутков с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей - еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников - Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них - Рождество Христово - Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) - днем важного языческого солярного праздника - Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, - папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).


Необходимость календаря

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа - или Господь Бог, как кому больше нравится - предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и

3) смену времен года.

На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы - синодический месяц и тропический год - содержат дробные части суток.

Синодический месяц (от греч. "сближение"; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) - это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина - эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца - 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).

Тропический год (от греч. - поворот) - это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами - это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.

Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно - все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, - то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом - вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.

Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам - интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский "жрец"), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.


Три рода календарей

Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:

1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;

2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого - согласование суток и лунного месяца; наконец,

3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.

Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней. Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет - по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название "эмболисмических" (от греч. - вставка). Год с 13-ю месяцами - високосный; древние евреи называли его иббур - "беременный". Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

Еврейский лунно-солнечный календарь лежит в основе христианской пасхалии (системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год). Зависимые от Пасхи праздники и покаянные дни (это Пасхальный цикл) фиксируются у нас по календарю, который именуется подвижным (потому что его дни передвигаются каждый год по числам месяца), или триодным, потому что богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим названием Триодь.

Источник: Библия в русском переводе. РБО, Москва, 1999

Справка о календарях

1. Гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь («но-вый стиль») вве-ден в 1582 г. н. э. па-пой Гри-го-ри-ем XIII для то-го, чтобы день ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия со-от-вет-ство-вал опре-де-лен-но-му дню (21 мар-та).

2. Юли-ан-ский ка-лен-дарь («ста-рый стиль») был вве-ден в 46 г. до н. э. Юли-ем Це-за-рем и на-счи-ты-вал 365 дней; ви-со-кос-ным яв-лял-ся каж-дый тре-тий год. Эту ошиб-ку ис-пра-вил им-пе-ра-тор Ав-густ: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. до-пол-ни-тель-ные дни ви-со-кос-ных го-дов про-пус-ка-лись.

3. Дни неде-ли . Семь дней неде-ли ста-ли стан-дар-том при-мер-но в III ве-ке на-шей эры. Име-на дни неде-ли по-лу-чи-ли по небес-ным те-лам:

Day Roman Day в честь:
1 Monday dies Lunae The Moon
2 Tuesday dies Martis Mars
3 Wednesday dies Mercurii Mercury
4 Thursday dies Iovis Jupiter
5 Friday dies Veneris Venus
6 Saturday dies Saturni Saturn
7 Sunday dies Solis The Sun

Зачем ввели новый стиль?

Гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь да-ёт го-раз-до бо-лее точ-ное при-бли-же-ние к ре-аль-ной дли-тель-но-сти го-да. С те-че-ни-ем ве-ков по-сте-пен-но сме-ща-лись аст-ро-но-ми-че-ские дни, к ко-то-рым при-вя-зы-ва-лись сель-ско-хо-зяй-ствен-ные ра-бо-ты и ре-ли-ги-оз-ные празд-ни-ки: ве-сен-нее и осен-нее рав-но-ден-ствие и т.п.

Глав-ным по-во-дом к вме-ша-тель-ству па-пы Рим-ско-го и при-ня-тию но-во-го ка-лен-да-ря ста-ло по-сте-пен-ное сме-ще-ние по от-но-ше-нию к юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю дня ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия, по ко-то-ро-му опре-де-ля-лась да-та Пас-хи. До па-пы Гри-го-рия XIII уточ-не-ние ка-лен-да-ря уже пы-та-лись осу-ще-ствить па-пы Па-вел III и Пий IV, но успе-ха не до-стиг-ли. Под-го-тов-ку ре-фор-мы по ука-за-нию Гри-го-рия XIII осу-ществ-ля-ли аст-ро-но-мы Хри-сто-фор Кла-вий и Ало-и-зий Ли-лий.

В 1583 го-ду Гри-го-рий XIII на-пра-вил Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху Иере-мии II по-соль-ство с пред-ло-же-ни-ем пе-рей-ти на но-вый ка-лен-дарь. В кон-це 1583 го-да на со-бо-ре в Кон-стан-ти-но-по-ле пред-ло-же-ние бы-ло от-верг-ну-то, как не со-от-вет-ству-ю-щее ка-но-ни-че-ским пра-ви-лам празд-но-ва-ния Пас-хи.

Пе-ре-ход на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь по-влёк сле-ду-ю-щие из-ме-не-ния:

      • но-вый ка-лен-дарь сра-зу на мо-мент при-ня-тия сдви-гал на 10 дней те-ку-щую да-ту и ис-прав-лял на-ко-пив-ши-е-ся ошиб-ки;
      • в но-вом ка-лен-да-ре ста-ло дей-ство-вать но-вое, бо-лее точ-ное, пра-ви-ло о ви-со-кос-ном го-де — год ви-со-кос-ный, то есть со-дер-жит 366 дней, ес-ли:
        1. но-мер го-да кра-тен 400 (1600, 2000, 2400);
        2. осталь-ные го-ды — но-мер го-да кра-тен 4 и не кра-тен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);
        3. мо-ди-фи-ци-ро-ва-лись пра-ви-ла рас-чё-та хри-сти-ан-ской Пас-хи.
      • С те-че-ни-ем вре-ме-ни юли-ан-ский и гри-го-ри-ан-ский ка-лен-да-ри рас-хо-дят-ся всё бо-лее, на трое су-ток каж-дые 400 лет.

Процесс перехода на григорианский календарь

В ря-де слу-ча-ев пе-ре-ход на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь со-про-вож-дал-ся се-рьёз-ны-ми бес-по-ряд-ка-ми. На-при-мер, ко-гда поль-ский ко-роль Сте-фан Ба-то-рий ввёл в Ри-ге но-вый ка-лен-дарь в 1584 го-ду, мест-ные куп-цы под-ня-ли мя-теж, за-явив, что сдвиг на 10 дней сры-ва-ет их сро-ки по-ста-вок и при-во-дит к зна-чи-тель-ным убыт-кам. Мя-теж-ни-ки раз-гро-ми-ли риж-скую цер-ковь и уби-ли несколь-ко му-ни-ци-паль-ных слу-жа-щих. Спра-вить-ся с «ка-лен-дар-ны-ми бес-по-ряд-ка-ми» уда-лось толь-ко ле-том 1589 го-да.

В неко-то-рых стра-нах, пе-ре-шед-ших на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь, впо-след-ствии воз-об-нов-ля-лось юли-ан-ское ле-то-счис-ле-ние в ре-зуль-та-те их при-со-еди-не-ния к дру-гим го-су-дар-ствам.

В пе-ре-шед-шей по ре-ше-нию ко-ро-ля Ге-ор-га II на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь 2 сен-тяб-ря 1752 го-да Бри-та-нии при-шлось сдви-гать да-ту впе-рёд уже не на 10, а на 11 дней, по-сколь-ку с мо-мен-та вступ-ле-ния в си-лу но-во-го ка-лен-да-ря в кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пе ми-но-вал уже це-лый век и на-ко-пил-ся ещё один лиш-ний день. По-сле 2-го сра-зу на-сту-пи-ло 14 сен-тяб-ря. Под-дан-ные оста-лись недо-воль-ны ре-ше-ни-ем, сде-лав-шим их стар-ше. В стране бы-ли за-ме-че-ны про-те-сты под ло-зун-гом: «Вер-ни-те нам на-ши один-на-дцать дней!». Вре-ме-на-ми вспы-хи-ва-ли бун-ты, ино-гда при-во-див-шие к ги-бе-ли лю-дей, на-при-мер, в Бри-сто-ле.

В Шве-ции ре-ши-ли пе-ре-хо-дить на но-вый ка-лен-дарь по-сте-пен-но, от-ме-няя ви-со-кос-ные дни с 1700 по 1740 го-ды. В 1700 го-ду был от-ме-нён пер-вый ви-со-кос-ный день. По-том на-ча-лась вой-на и про пе-ре-вод за-бы-ли. Та-ким об-ра-зом, стра-на жи-ла по сво-е-му соб-ствен-но-му швед-ско-му ка-лен-да-рю. В 1711 го-ду Карл XII при-знал это непрак-тич-ным, ре-шил вер-нуть-ся к ста-ро-му сти-лю и до-ба-вить в фев-ра-ле 2 дня. По-это-му в Шве-ции бы-ло 30 фев-ра-ля 1712 го-да. Лишь в 1753 го-ду был вве-дён но-вый стиль. При этом по-сле 17 фев-ра-ля по-сле-до-ва-ло сра-зу 1 мар-та. Вве-де-ние но-во-го ка-лен-да-ря име-ло так-же и се-рьёз-ные финан-со-вые по-след-ствия. В 1753 го-ду — пер-вом пол-ном го-ду по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю, бан-ки-ры от-ка-за-лись пла-тить на-ло-ги, до-жи-да-ясь по-ло-жен-ных 11 дней по-сле при-выч-ной да-ты окон-ча-ния сбо-ров — 25 мар-та. В ре-зуль-та-те финан-со-вый год в Ве-ли-ко-бри-та-нии на-чал-ся лишь 6 ап-ре-ля. Эта да-та со-хра-ни-лась и до се-го-дняш-них дней, как сим-вол боль-ших пе-ре-мен, про-изо-шед-ших 250 лет на-зад.

Неко-то-рые стра-ны пе-ре-хо-ди-ли на но-вый стиль ча-стя-ми, на-при-мер раз-лич-ные кан-то-ны Швей-ца-рии при-ни-ма-ли ре-фор-му ка-лен-да-ря на про-тя-же-нии по-чти 120 лет!

Необыч-ным был пе-ре-ход на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь на Аляс-ке по-сле её про-да-жи Рос-си-ей, так как там он со-че-тал-ся с пе-ре-но-сом ли-нии пе-ре-ме-ны да-ты. По-это-му по-сле пят-ни-цы 5 ок-тяб-ря 1867 го-да по ста-ро-му сти-лю сле-до-ва-ла ещё од-на пят-ни-ца 18 ок-тяб-ря 1867 го-да по но-во-му сти-лю.

В 1872 го-ду ре-ше-ние о пе-ре-хо-де с тра-ди-ци-он-но-го (лун-но-сол-неч-но-го) ка-лен-да-ря на гри-го-ри-ан-ский при-ня-ла Япо-ния, так что сле-ду-ю-щим днём по-сле «вто-ро-го дня две-на-дца-то-го ме-ся-ца пя-то-го го-да Мэйд-зи» ста-ло 1 ян-ва-ря 1873 го-да, в ре-зуль-та-те че-го ка-лен-дарь Япо-нии был при-ве-дён в со-от-вет-ствие с ка-лен-да-рём ос-нов-ных за-пад-ных дер-жав (за ис-клю-че-ни-ем Рос-сии). Тем не ме-нее, в офи-ци-аль-ных до-ку-мен-тах од-новре-мен-но про-дол-жа-ет ис-поль-зо-вать-ся си-сте-ма нэн-го. На-при-мер, год 1868 мо-жет быть за-пи-сан как пер-вый год Мэйд-зи, 1912 — Тай-сё 1, 1926 — Сё-ва 1, 1989 — Хэй-с-эй 1, и так да-лее. В обыч-ной прак-ти-ке, од-на-ко, при-ме-ня-ет-ся ле-то-счис-ле-ние от Рож-де-ства Хри-сто-ва по «за-пад-но-му ка-лен-да-рю» (seireki), став-ший в те-че-ние XX ве-ка в Япо-нии ос-нов-ным.

Ко-рея при-ня-ла гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь 1 ян-ва-ря 1896 го-да. Хо-тя со-глас-но при-ня-то-му ка-лен-да-рю уста-но-ви-лась вер-ная ну-ме-ра-ция ме-ся-цев и дней, но ещё в про-дол-же-нии 1895-1897 го-дов про-дол-жи-лась ста-рая ну-ме-ра-ция лет по пер-во-му го-ду прав-ле-ния ди-на-стии Чо-сон, по ко-то-рой 1896 год гри-го-ри-ан-ско-го ка-лен-да-ря со-от-вет-ство-вал 1392 го-ду Чо-сон. За-тем при-ме-ня-лись от-сче-ты лет от раз-лич-ных ис-то-ри-че-ских со-бы-тий, по-ка с 1962 го-да не уста-но-вил-ся от-счет лет, иден-тич-ный гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю. В Се-вер-ной Ко-рее с 8 июля 1997 го-да при-ня-то но-вое «ле-то-счис-ле-ние чучхе», на-ча-лом ко-то-ро-го яв-ля-ет-ся 1912 год — год рож-де-ния Ким Ир Се-на.

Ки-тай-ская Рес-пуб-ли-ка офи-ци-аль-но при-ня-ла гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь при сво-ём про-воз-гла-ше-нии с 1 ян-ва-ря 1912 го-да. С объ-еди-не-ни-ем Ки-тая под вла-стью Го-минь-да-на в ок-тяб-ре 1928 го-да На-цио-наль-ное пра-ви-тель-ство по-ста-но-ви-ло, что с 1 ян-ва-ря 1929 го-да бу-дет ис-поль-зо-вать-ся гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь. Тем не ме-нее, Ки-тай со-хра-нил ки-тай-скую тра-ди-цию ну-ме-ра-ции ме-ся-цев, а на-ча-лом ле-то-счис-ле-ния был на-зна-чен пер-вый год про-воз-гла-ше-ния Ки-тай-ской Рес-пуб-ли-ки — 1912 год. Эта си-сте-ма всё ещё ис-поль-зу-ет-ся на Тай-ване, счи-та-ю-щий се-бя пре-ем-ни-ком Ки-тай-ской Рес-пуб-ли-ки. По-сле про-воз-гла-ше-ния в 1949 го-ду Ки-тай-ской На-род-ной Рес-пуб-ли-ки, кон-ти-нен-таль-ный Ки-тай про-дол-жил ис-поль-зо-вать гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь, но бы-ла от-ме-не-на ну-ме-ра-ция и ле-то-счис-ле-ние, вве-дён-ное преж-ним пра-ви-тель-ством, и уста-нов-ле-но со-от-вет-ствие с ле-то-счис-ле-ни-ем от Рож-де-ства Хри-сто-ва, при-ня-тым в СССР и на За-па-де.

В Рос-сии (на тер-ри-то-рии, на-хо-див-шей-ся под кон-тро-лем Со-ве-тов) гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь вве-дён де-кре-том от 26 ян-ва-ря 1918 го-да Сов-нар-ко-ма, со-глас-но ко-то-ро-му в 1918 го-ду по-сле 31 ян-ва-ря по-сле-ду-ет 14 фев-ра-ля. На тер-ри-то-ри-ях быв-шей Рос-сий-ской им-пе-рии, на-хо-див-ших-ся под кон-тро-лем дру-гих го-судар-ствен-ных об-ра-зо-ва-ний, воз-ник-ших по-сле па-де-ния Вре-мен-но-го пра-ви-тель-ства, да-ты офи-ци-аль-но-го вве-де-ния но-во-го сти-ля от-ли-ча-ют-ся. Так, Вре-мен-ное Си-бир-ское пра-ви-тель-ство вве-ло но-вый стиль де-кре-том от 31 ав-гу-ста 1918 го-да, по-ста-но-вив счи-тать день 1 ок-тяб-ря 1918 днём 14 ок-тяб-ря 1918 го-да.

Од-ни-ми из по-след-них на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь пе-ре-шли Гре-ция в 1924 го-ду, Тур-ция в 1926 го-ду и Еги-пет в 1928 го-ду. До сих пор не пе-ре-шли на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь лишь Эфи-о-пия и Та-и-ланд.

Смена календарей в Церкви

С 1923 го-да боль-шин-ство По-мест-ных Пра-во-слав-ных Церк-вей, за ис-клю-че-ни-ем Рус-ской, Иеру-са-лим-ской, Гру-зин-ской и Серб-ской, при-ня-ло по-хо-жий на гри-го-ри-ан-ский «но-во-юли-ан-ский» ка-лен-дарь, бо-лее точ-ный и сов-па-да-ю-щий с гри-го-ри-ан-ским до 2800 го-да.

Так-же гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь был вве-дён пат-ри-ар-хом Ти-хо-ном для упо-треб-ле-ния в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 15 ок-тяб-ря 1923 го-да. Од-на-ко это но-во-вве-де-ние, хо-тя и бы-ло при-ня-то прак-ти-че-ски все-ми при-хо-да-ми, вы-зва-ло смя-те-ние у мно-гих иерар-хов церк-ви, что бы-ло из-лишне в это слож-ное вре-мя, по-это-му уже 8 но-яб-ря 1923 го-да пат-ри-арх Ти-хон рас-по-ря-дил-ся «по-все-мест-ное и обя-за-тель-ное вве-де-ние но-во-го сти-ля в цер-ков-ное упо-треб-ле-ние вре-мен-но от-ло-жить». Та-ким об-ра-зом, но-вый стиль дей-ство-вал в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви толь-ко 24 дня.

В 1948 го-ду на Мос-ков-ском со-ве-ща-нии Пра-во-слав-ной Церк-ви по-ста-нов-ле-но, что Пас-ха, так же, как и все пе-ре-хо-дя-щие празд-ни-ки, долж-на рас-счи-ты-вать-ся по алек-сан-дрий-ской пас-ха-лии (юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю), а непе-ре-хо-дя-щие — по то-му ка-лен-да-рю, по ко-то-ро-му жи-вёт По-мест-ная Цер-ковь.

Как пересчитывать прошлые даты?

Ес-ли бы ис-то-ри-ки все-го ми-ра не до-го-во-ри-лись о том, как и ка-кой ка-лен-дарь ис-поль-зо-вать для да-ти-ров-ки ис-то-ри-че-ских со-бы-тий, это при-ве-ло бы к раз-но-бою и су-мя-ти-це в опре-де-ле-нии дат.

Ка-кие бы-ва-ют ошиб-ки пе-ре-сче-та дат?

  1. В свя-зи с раз-новре-мен-ным пе-ре-хо-дом стран на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь мо-гут воз-ни-кать фак-ти-че-ские ошиб-ки вос-при-я-тия: на-при-мер, ино-гда го-во-рит-ся, что Ин-ка Гар-си-ла-со де ла Ве-га, Ми-гель де Сер-ван-тес и Уи-льям Шекс-пир умер-ли в один день — 23 ап-ре-ля 1616 го-да. На са-мом де-ле Шекс-пир умер на 10 дней поз-же, чем Ин-ка Гар-си-ла-со, так как в ка-то-ли-че-ской Ис-па-нии но-вый стиль дей-ство-вал с са-мо-го вве-де-ния его па-пой, а Ве-ли-ко-бри-та-ния пе-ре-шла на но-вый ка-лен-дарь толь-ко в 1752 го-ду и на 11 дней поз-же чем Сер-ван-тес (ко-то-рый умер 22 ап-ре-ля, но был по-хо-ро-нен 23 ап-ре-ля).
  2. Есть и дру-го-го ро-да ошиб-ки, ко-гда для по-лу-че-ния да-ты ис-то-ри-че-ско-го со-бы-тия по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю за-чем-то до-бав-ля-ют чис-ло дней, со-став-ляв-ших раз-ни-цу меж-ду ка-лен-да-ря-ми на мо-мент пе-ре-хо-да стра-ны на но-вый стиль ка-лен-да-ря, то есть рас-про-стра-ня-ют раз-ни-цу чис-ла дней ка-лен-да-рей вглубь ве-ков. Та-кую ошиб-ку про-де-мон-стри-ро-ва-ла на-ша Гос-ду-ма, на-зна-чив го-судар-ствен-ный празд-ник на 4 но-яб-ря — де-пу-та-ты к да-те взя-тия Ки-тай-Го-ро-да 22 ок-тяб-ря 1612 го-да при-ба-ви-ли 13 дней, хо-тя раз-ни-ца меж-ду ка-лен-да-ря-ми то-гда со-став-ля-ла лишь 10 дней. Это уже не го-во-ря о том что соб-ствен-но Кремль, а вер-нее кремлев-ский гар-ни-зон поль-ских войск сдал-ся еще мно-го поз-же и этой да-ты.
    Кро-ме это-го Гос-ду-ма так-же бе-с-дум-но на-зна-чи-ла неко-то-рые па-мят-ные во-ин-ские да-ты:
    . Ле-до-вое по-бо-и-ще про-изо-шло 5 ап-ре-ля 1242 го-да, па-мят-ную да-ту на-зна-чи-ли на 28 ап-ре-ля (раз-ни-ца опять 13 дней);
    . День по-бе-ды рус-ских пол-ков во гла-ве с ве-ли-ким кня-зем Дмит-ри-ем Дон-ским над мон-го-ло-та-тар-ски-ми вой-ска-ми в Ку-ли-ков-ской бит-ве; про-изо-шло 8 сен-тяб-ря 1380 го-да, да-ту на-зна-чи-ли на на 21 сен-тяб-ря (13 дней);
    При-чем эти ошиб-ки вы-бо-роч-ные, боль-шая часть дат вер-но под-счи-та-ны, что осо-бен-но под-чер-ки-ва-ет небреж-ность пе-ре-сче-та ра-нее упо-мя-ну-тых дат:
    . День по-бе-ды рус-ской ар-мии под ко-ман-до-ва-ни-ем Пет-ра I над шве-да-ми в Пол-тав-ском сра-же-нии; про-изо-шло 27 июня 1709 го-да, да-ту спра-вед-ли-во на-зна-чи-ли на 8 июля (11 дней);
    . День Бо-ро-дин-ско-го сра-же-ния рус-ской ар-мии под ко-ман-до-ва-ни-ем М. И. Ку-ту-зо-ва с фран-цуз-ской ар-ми-ей про-изо-шло 26 ав-гу-ста 1812 го-да, да-ту пра-виль-но на-зна-чи-ли на 5-7 июля (12 дней);
  3. Ес-ли в ис-то-ри-че-ском со-бы-тии участ-во-ва-ли две стра-ны, в раз-ные ве-ка пе-ре-шед-шие на но-вый стиль, небреж-ные ис-то-ри-ки обо-их стран мо-гут вне-сти еще боль-шую су-мя-ти-цу, по незна-нию пе-ре-счи-ты-вая ста-рин-ную да-ту каж-дый по-сво-е-му. Те же шве-ды да-ту нев-ской бит-вы (15 июля 1240 по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю) мог-ли бы непра-виль-но пе-ре-счи-тать в 26 июля по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю (+ 11 дней), а та-кие же го-ре-ис-то-ри-ки пе-ре-счи-та-ли бы в 28 июля (+ 13 дней).

Во из-бе-жа-ние по-доб-ной пу-та-ни-цы при-ня-ты пра-ви-ла пе-ре-во-да дат:

      • Для обо-зна-че-ния всех дат до 1582 г. н. э. ча-ще все-го ис-поль-зу-ет-ся юли-ан-ский ка-лен-дарь, вве-дён-ный толь-ко с 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э.
      • Да-ты до вве-де-ния юли-ан-ско-го ка-лен-да-ря 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э. обо-зна-ча-ют-ся по т.н. про-леп-ти-че-ско-му юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю. Про-леп-ти-че-ский (от греч. «пред-вос-хи-ща-ю-щий») ка-лен-дарь — ка-лен-дарь, рас-ши-рен-ный на пе-ри-од до его вве-де-ния. Про-ще го-во-ря, да-ты счи-та-ют по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю, несмот-ря на то что ка-лен-дарь еще не был да-же при-ду-ман.
      • Для пе-ре-сче-та дат по-сле 1582 г. в тех стра-нах, где на мо-мент ис-то-ри-че-ско-го со-бы-тия про-дол-жал дей-ство-вать юли-ан-ский ка-лен-дарь, да-ту пе-ре-счи-ты-ва-ют в гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь, до-бав-ляя то чис-ло дней, на ко-то-рое от-ли-ча-лись ка-лен-да-ри на мо-мент со-вер-ше-ния со-бы-тия.
      • В ре-ги-о-нах, где не ис-поль-зо-вал-ся юли-ан-ский ка-лен-дарь, да-ти-ров-ка всех со-бы-тий про-из-во-дит-ся по про-леп-ти-че-ско-му гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю (опре-де-ля-ю-ще-му да-ти-ров-ку со-бы-тий по пра-ви-лам гри-го-ри-ан-ско-го ка-лен-да-ря до его по-яв-ле-ния 15 ок-тяб-ря 1582 го-да).

До открытия Америки и начала её завоевания европейцами, территории нынешней Мексики, Гватемалы и некоторых других стран занимала империя Ацтеков, создавшая весьма оригинальный календарь. Год состоял из 18 месяцев, по 20 суток в каждом, а «оставшиеся» 5 дней считались «несчастливыми». Этот календарь был вырезан на громадном камне. Он имел форму круга, диаметром около 4-х метров. Каждый день на нем был обозначен собственным символом.

Создание современного общепринятого календаря
Сейчас известно много разнообразных календарных систем, созданных разными народами и жрецами различных религий. Некоторые из них ограниченно используются до сих пор. Большинство календарей рассчитывалось на основе выявленных астрономических закономерностей, прежде всего, движения небесных светил. Эти системы могли значительно различаться между собой. Дополнительную неразбериху вносила разница между циклами Луны и Солнца, а также то, что продолжительность периода обращения Земли вокруг Солнца (года) не кратна периоду обращения Земли вокруг собственной оси (суткам). В результате, при достаточно продолжительном использовании каждого определенного календаря обязательно накапливались погрешности, постепенно становившиеся всё более заметными. Это вызывало необходимость проведения календарных реформ.
Такие реформы проводились неоднократно. Например, календарь реформировали римские императоры: Цезарь, Октавиан (Август) и другие. Наиболее известна реформа, осуществленная римским папой Григорием XIII, когда и был создан «Григорианский» календарь, принятый сейчас, как основной в большинстве стран и ООН.

Григорианский календарь
В нашей стране этот, действующий сейчас, календарь ещё называют «новым стилем». Дело в том, что до октября 1917 года в России продолжал действовать устаревший «Юлианский» календарь. Переход на «новый стиль» состоялся только после прихода к власти РКП(б).

В католических странах «Григорианский» календарь вступил в действие 15. 10. 1582 г. Его введение было обусловлено накопившимися со времен предыдущей календарной реформы (I Вселенский собор в 325 г. Н. Э.) погрешностями. Реформа состояла из двух основных частей:
- Была устранена погрешность, достигшая с 325 г. 10-и суток. Таким образом, дата «пасхальной пятницы» была возвращена и строго привязана ко дню весеннего равноденствия (21.03). Правила пасхалии, установленные ещё Никейским собором, снова стали выполняться.
- Для предотвращения накопления погрешностей в будущем было принято нововведение, обеспечивающее более точную привязку календаря к астрономическим закономерностям. Она состоит в том, что на протяжении каждых 4-х веков три високосных года преобразованы в обычные. Для этого было установлено правило, согласно которому год с номером, заканчивающимся двумя нулями, считается високосным только, если число, составляемое его первыми двумя цифрами, также кратно 4-м. Например, 2000-й год был високосным. А вот в 2100-м году 29 февраля не будет. В отношении лет, порядковые номера которых не завершаются двумя нулями, правило високосности сохранилось. Если номер года кратен 4-м, год считается високосным.

Введение этой поправки значительно замедлило накопление погрешности расхождения календарного года с астрономическим эталоном. Теперь ошибка в одни сутки будет накапливаться в течение 3333 лет. Описанная поправка и составила главное отличие «Григорианского» календаря от принятого до его введения Юлианского стиля.

Разница между Юлианским и Григорианским стилями постепенно, но неуклонно увеличивается: в XVI-XVII вв. она составляла 10 дней, в XVIII в. – 11, в XIX в. - 12, а в XX-XXI вв. достигла 13 дней. С 15. 03. 2100 г. разница между стилями составит уже 14 дней. Хотя, григорианский календарь предусматривает продолжительность февраля в 28, либо 29 (в високосный год) дней, случалось, что в отдельные годы в некоторых странах (например, Швеция, 1712 г.) февраль продолжался 30 дней.

Летоисчисление в России
В России так же происходили реформы летоисчисления. Одна из самых известных - реформа календаря, осуществленная Петром I, но были и другие.
Довольно долго датой нового «светского» года было 1 марта, тогда как религиозный год начинался 1-го сентября. А начальной точкой летоисчисления считалась дата «сотворения мира». Позже, и «светский» новый год перенесли на 1-е сентября. Примерно через 200 лет Петр I провел свою знаменитую реформу. Основной её целью была гармонизация Российского календаря и летоисчисления с принятыми в Европе. Дата наступления нового года была установлена 1 января, а отправной точкой летоисчисления стало Рождество Христово. В результате 01. 01. 7208 г. было преобразовано в 01. 01. 1700 г., а календарный год, предшествовавший реформе (1699) был сокращен до 4-х месяцев: с сентября по декабрь. Это был самый короткий календарный год в истории нашей страны.

Созданием первого печатного календаря в России руководил знаменитый алхимик и ученый Я. Брюс. Этот календарь, представлял собой научную работу, состоящую из набора сложнейших астрономических чертежей и графиков. Разобраться в календаре (получившем название по имени создателя, «Брюсового») не могут даже специалисты.

Переход на современный Григорианский календарь состоялся 14.02.1918, вскоре после прихода к власти РКП(б). Однако, с 1930 по 1940 гг. в СССР действовал собственный «революционный» календарь. Но с 1940 гг., страна снова стала придерживаться «Григорианского» стиля.

Несостоявшаяся глобальная реформа
В начале ХХ в. возникла инициатива проведения глобальной календарной реформы. Разработанный тогда проект нового календаря, предусматривал деление года на 13 месяцев одинаковой продолжительности, по 28 суток. «Лишний» день, как и «добавочный» в високосные годы планировалось обособить и объявить праздничными. Среди достоинств данной системы называли строгую привязку календарных чисел к определенным дням недели (все месяцы состояли точно из 4-х недель) и возможность точного сравнения по месяцам многочисленных экономических и статистических показателей. Однако строгая привязка числа ко дню недели многими (особенно, суеверными) людьми воспринималась как недостаток, поскольку пятница всегда совпадала бы с 13-м числом месяцы. Правда, эту проблему можно было решить, если за начало недели принять не воскресенье (как, например, в США), а понедельник (привычно для нас).

Этот проект рассматривался Лигой Наций, но был отклонен ей в 1937 г. Интересно, что один из его горячих сторонников, основатель и руководитель фирмы Kodak, Д. Истмен, ввел данную систему для внутреннего употребления в своей компании ещё в 1928 г, где она применялась вплоть до 1989 г.

Итак, я донес до вас о том, как возник календарь, какие интересные моменты были при создании того или иного календаря, ну и, наверное, каждый из вас понял, что эта статья посвящена тому, что через какие-то уже 14 дней наступит новый 2017 год - год огненного петуха и конечно же не могу не рассказать о ньюансах нового календаря на 2017 год, вообще лучше всего это сделает сервис "Календарь555" (https://calendar555.ru/) и вот лишь малая часть того, что вы можете узнать на данном сайте: Календарь 2017 года на данном сервисе расскажет Вам о праздничных и выходных днях, о всех официальных праздниках, так и о разнообразии иных праздников, отмечаемых как у нас так и за границей. В 2017 году в РФ четырнадцать официальных праздничных дней. 3 дня перенесены на будние дни, что даст нам возможность отдохнуть дома подольше. И еще огромное количество профессиональных, народных и религиозных праздников.

Поделиться: