21 особенности прекращения государственной гражданской службы. Прекращение государственной службы

Согласно статье 33 ФЗ «О ГГС» законодатель предусматривает перечень оснований прекращения гражданской службы (их 15).

  1. Расторжение служебного контракта по согласию сторон. Инициатива со стороны государственного служащего. Он пишет заявление « Прошу освободить от замещающей должности» Дата. Если руководитель соглашается, то государственный служащий должен получить расчет – деньги, подлинники документов. Руководитель издает приказ.
  2. Расторжение контракта по инициативе государственного служащего. Вступают в действие нормы трудового договора. Он находится на службе еще 14 дней. В течении которых вправе отозвать свое заявление. После 14 дней все прекращается, если в последний день не получил расчета и содержания, то может собрать документы и отправиться в суд.
  3. По инициативе представителя нанимателя. (Должна быть указана причина). Статья 37.

а) не соответствие служащего замещаемой должности

По состоянию здоровья

В следствие недостаточной квалификации, подтвержденной комиссией

Б) неоднократное не исполнение служебно-должностных обязанностей

Он должен иметь взыскания (2)

Не позднее 1 года – т.е. от 1 взыскания должно быть 1 год

В) неоднократное грубое нарушение служащим должностных обязанностей.

(прогулы более 4 часов подряд, всего 10 часов, отсутствие на служебном месте)

Г) Появление на службе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (Кто может определить, что он пьяный?) Нужно медицинское освидетельствование.

Д) Совершение по месту службы хищений, подтверждающих приговором суда.

Е) разглашение государственной тайны

Ж) Прекращение и приостановление контракта, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

С призванием на военную службу

С восстановлением служащего, ранее замещающего данную должность по решению суда

Избрание и назначение на государственную должность

С наступлением чрезвычайных обстоятельств (военные действия)

При поступлении на военную службу – прекращает служебный контракт, на значение или избрание- приостанавливает служебный контракт.

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта

2) истечение срока действия срочного служебного контракта



3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Гражданской службы

Законодатель устанавливает следующий порядок назначения классных чинов. Классный чин гражданской службы – действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом РФ. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ. В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Классные чины «советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса», «референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса» и «секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса» присваиваются представителем нанимателя. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом данного субъекта.

При решении вопроса о присвоении классного чина проводится квалификационный экзамен (не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года). Егоцелью является оценка знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Согласно ст. 49 Закона квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а в случаях, определяемых Президентом РФ, - должности гражданской службы категории «руководители». Порядок проведения аттестации утвержден Указом Президента РФ от 1 февраля 2005г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:



1) соглашение сторон служебного контракта;

2) истечение срока действия срочного служебного контракта;

3) расторжение служебного контракта по инициативе служащего;

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;

5) перевод служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гслужащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

7) отказ служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

8) отказ служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

9) отказ служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта (в том числе при достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе – 65 лет );

11) нарушение установленных данным Законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;

12) выход гражданского служащего из гражданства РФ;

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных данным Законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Тема 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. Прекращение государственной службы может быть осуществлено в соответствии с личным заявлением государственного служащего об увольнении с государственной службы по основаниям, предусмотренным законами Российской Федерации, например: призыв (поступление) государственного служащего на военную службу или поступление его в учебное заведение; перевод государственного служащего в другой государственный орган; отказ служащего от перевода на службу в другую местность вместе с государственным органом, равно отказ от продолжения службы в данном государственном органе в связи с изменением условий службы. Таким образом, в рассмотренном аспекте для государственных служащих действует законодательство РФ о труде.

По собственной инициативе государственный служащий имеет право расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок в любое время, предупредив об этом руководителя государственного органа за две недели. Предупреждение должно быть сделано в письменной форме.

В случаях, когда заявление об увольнении по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжения службы (необходимость ухода за больным членом семьи и др.), руководитель государственного органа должен расторгнуть трудовой договор (контракт) с государственным служащим в срок о котором он просит. По истечении срока предупреждения об увольнении государственный служащий вправе прекратить работу, а кадровые органы соответствующего государственного органа обязаны выдать ему трудовую книжку и произвести с ним расчет.

По договоренности с между государственными служащими и руководителем государственного органа трудовой договор (контракт) может быть, расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

Трудовой договор (контракт), заключенный на определенный срок, т.е. срочный трудовой договор (контракт), в соответствии со ст. 32 КЗоТ подлежит расторжению досрочно по требованию государственного служащего лишь при наличии у государственного служащего уважительной на то причины (например, в случае его болезни, инвалидности, препятствующих продолжению службы, и д.р.). Закон не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин, по которым возможно досрочное прекращение трудового договора (контракта) по требованию работника. Поэтому в каждом конкретном случае этот вопрос решается руководителем государственного органа с учетом всех обстоятельств и условий.

Если государственный служащий сочтет необходимым решение руководителя государственного органа, признавшего причину досрочного увольнения неуважительной, он вправе обжаловать такое решение в соответствующий орган или в суд.

Основания, по которым руководитель государственного органа в праве по своей инициативе уволить государственного служащего, предусмотрены в ст. 33 и 254 КЗоТ. К ним относятся: ликвидация государственного органа, сокращение его штата (п. 1 ст. 33 КЗоТ); обнаружившееся несоответствие государственного служащего занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующих продолжению государственной службы (п. 2, ст. 33 КЗоТ); систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим без уважительной причины обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом), должностной инструкцией или правилами внутреннего трудового порядка, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания (п. 3, ст. 33 КЗоТ); прогул (в том числе отсутствие на службе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин) (п. 4, ст. 33 КЗоТ); неявка на службу более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, если законодательством не установлен более длинный срок сохранения должности при определенном заболевании (п. 5, ст. 33 КЗоТ); восстановление на службу (в должность) государственного служащего, ранее замещавшего эту должность (п. 6, ст. 33 КЗоТ); Появление на службу в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения (п. 7, ст. 33 КЗоТ); Совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) государственного имущества, установленного вступившим в силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (п. 8, ст. 33 КЗоТ); Совершение виновных действий государственным служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны руководителя государственного органа (п. 2, ст. 254 КЗоТ).

Увольнение по любому из оснований, предусмотренных КЗоТ, за исключением полной ликвидации государственного органа, является правом руководителя государственного органа, а не его обязанностью. Как общее правило, увольнение должно применяться лишь в тех случаях, когда другие меры дисциплинарного воздействия неэффективны или оставление на службе того или иного государственного служащего может отрицательно сказаться на деятельности государственного органа.

Увольнение в связи с ликвидацией государственного органа или сокращение его штата (п. 1, ст. 33 КЗоТ) осуществляется с соблюдением гарантий, установленных для государственных служащих Законом об основах государственной службы, а также ст. 40 КЗоТ, определяющей основания и порядок высвобождения работников. Однако увольнение государственного служащего может быть осуществлено помимо указанных оснований по инициативе руководителя государственного органа, согласно ст. 25 Закона об основах государственной службы, в случаях: достижением служащим предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; прекращения гражданства РФ; несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего законодательством о государственной службе; разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; возникновение других обстоятельств, при которых государственный служащий не может находиться на государственной службе.

Решение об увольнении государственного служащего в связи с неисполнением им обязанностей и ограничений, установленных законодательством о государственной службе, а также в связи с раз гашением им сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, может быть принято руководителем соответствующего государственного органа, исходя из конкретных обстоятельств и условий, при которых допущено такое несоблюдение и лишь при наличии вины государственного служащего. Руководитель государственного органа вправе вместо увольнения применить к государственному служащему в этих случаях другое дисциплинарное взыскание.

Разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны может быть основанием для увольнения государственного служащего при условии, если эта тайна была доверена ему в связи с выполнением им должностных обязанностей.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрен ст. 5 Закона «О государственной тайне» в редакции Федерального закона от 6 октября 1997 года.

Иной, охраняемой законом тайной являются сведения, отнесенные законом к сведениям конфиденциального характера. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 года. В указанный перечень включены: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни граждан, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих расположению в средствах массовой информации в установленных Федеральным законом случаях; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами служебная тайна; сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской федерации, федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и др.); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

К числу конфиденциальных сведений, если законодательством они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся, например, сведения, содержащиеся в декларации и справке о доходах и имуществе, представляемых государственными служащими в соответствии с Указом Президента РФ «О предоставлении лицами, занимающими государственные должности в органах местного самоуправления, сведений об имуществе» от 15 мая 1997 г.

Статья 16 Федерального Закона «Об основах государственной службы в РФ» устанавливает, что при ликвидации государственного органа или при сокращение его штата государственному служащему в случае невозможности представления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность в другом государственном органе с учетом профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.

При невозможности трудоустройства государственного служащего, заключившего трудовой договор на неограниченный срок, гарантируется переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.

Если государственный орган ликвидируется или сокращаются штаты, то государственному служащему при увольнении выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в «резерве») с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы

В некоторых государственных органах устанавливаются и другие основания для прекращения государственно - служебных отношений. Например, основаниями для прекращения службы в органах внутренних дел могут быть: увольнение из органов внутренних дел; прекращение гражданства РФ; признание сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвременно отсутствующим; смерть (гибель) сотрудника органов внутренних дел.

Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, которая назначается в соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после его увольнения с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, порядок назначения которой определяется федеральным законом. Соответствующие федеральные законы устанавливают условие и порядок выхода государственного служащего на пенсию. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы определен в 60 лет. Руководитель соответствующего государственного органа может продлить нахождение на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные, и ведущие государственные должности государственной службы и достигшие предельного для государственной службы возраста. Вместе с тем однократное продление срока продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на один год. Если государственный служащий достиг возраста 65 лет, то продление нахождения его на государственной службе не допускается. Однако возможно и при достижении этого возраста продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.


Прекращение государственной службы Основания соглашение сторон служебного контракта;
истечение срока действия срочного служебного контракта;
расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Приостановление служебного контракта возможно в следующих случаях: в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;
в связи с избранием или назначением гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Основания прекращения служебного контракта с полным освобождением от занимаемой должности осуждение гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
признание гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет;
смерть (гибель) гражданского служащего либо признание гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу Порядок прекращения государственной службы Государственно-служебные отношения прекращаются изданием полномочным органом или должностным лицом административного акта об освобождении государственного служащего от должности или его отставке. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа. По письменному заявлению гражданского служащего он может освобождаться от замещаемой должности гражданской службы и увольняться с гражданской службы только после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске. В день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы гражданский служащий обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Как и поступление на государственную службу, прекращение государственной службы имеет свои основания и процедуру. Прекращение государственной службы - это нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правовых отношений между государственным служащим и государственным органом, которые были образованы при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей. Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего (например, при поступлении государственного служащего на государственную службу в другом государственном органе).

При прекращении государственной службы государственный служащий на законных основаниях утрачивает свой административно-служебный статус. Само законодательство о государственной службе (как и законодательство о труде) перестает действовать для государственного служащего. Следовательно, отсутствие

законного режима действия правовых норм служебного права в отношении конкретного лица порождает автоматическое прекращение государственно-служебных отношений.

Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

Можно выделить следующие три вида оснований прекращения государственной службы:

1) смерть (гибель) государственного служащего. Например, ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (ст. 48) предусматривает прекращение службы в случае гибели (смерти) сотрудника таможенного органа;

2) увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. В этом случае необходимо издание административного акта (приказа) об увольнении государственного служащего;

3) выход на пенсию.

При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись 6 последней государственной должности государственной службы с указанием "в отставке".

Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, которая назначается в соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, порядок назначения которой определяется федеральным законом.

Соответствующие федеральные законы устанавливают условия и порядок выхода государственного служащего на пенсию. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы определен в 60 лет. Руководитель соответствующего государственного органа может продлить нахождение на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста. Вместе с тем однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на один год. Если госу-

дарственный служащий достиг возраста 65 лет, то продление нахождения его на государственной службе не допускается. Однако возможно и при достижении этого возраста продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора, предусмотренного законодательством о труде. Это означает тем не менее, что данное лицо все равно утрачивает правовой статус государственного служащего, так как оно может замещать лишь должности, которые не относятся к государственным должностям государственной службы.

Основания прекращения государственной службы можно также разделить на две категории:

1) основания, которые установлены в законе (иных нормативных правовых актах), наступление которых не требует издания специального административного акта (индивидуального правового акта управления) об окончании государственно-служебных отношений, например: смерть (гибель) государственного служащего; выход на пенсию в соответствии с установленными законом условиями; достижение предельного возраста нахождения на государственной службе; вступление в силу обвинительного приговора суда; прекращение гражданства Российской Федерации;

2) прекращение государственной службы с необходимостью издания специального административного акта (индивидуального правового акта управления) об окончании государственно-служебных отношений, например: увольнение со службы по собственному желанию (по собственной инициативе) до истечения срока контракта; в связи с признанием служащего аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности; за нарушения (однократное или грубое) служебной дисциплины; в связи с

Для лиц, не находящихся на государственной службе, но занимающих государственные должности субъекта Российской Федерации, ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005) также определяет случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ: смерть лица; его отставка в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; его отставка по собственному желанию; признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим; вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; его выезд за пределы РФ на постоянное место жительства; утрата им гражданства РФ; его отзыв избирателями субъекта РФ в случае, если такое положение предусмотрено законодательством субъекта РФ.

переводом в другой государственный орган. Административный акт (приказ) об увольнении государственного служащего (прекращении государственно-служебных отношений) издается руководителем (начальником) государственного органа.

Поделиться: