Закон о кладоискательстве в рф. Закон о кладах российской федерации Можно ли искать с металлоискателем военные реликвии


В соответствии со статьёй 233 Гражданского кодекса РФ под кладом понимаются зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право.

Найденный клад, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, а также лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

В том случае, если клад был найден кем-либо без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

Таким образом, если вам посчастливилось найти ценности, роясь на принадлежащем вам земельном участке, то вы становитесь собственником всего обнаруженного, а отнюдь не 25 %. Но, как и во всяком правиле здесь есть одно исключение. В случае если найденный клад, будет содержать вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, то таковые вещи подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Указанное вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, за исключением случаев, когда соглашением между ними установлены иной размер долей, а также за исключением тех ситуаций, когда лицо, производившее раскопки или поиски ценностей, осуществляло это без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт. В этом случае вознаграждение кладоискателю» не выплачивается и полностью поступает собственнику имущества, где был сокрыт клад. Установление исторической ценности, производят специалисты, в качестве которых, как правило, привлекаются музейные работники. Указанные правила не применяются, если клад найден лицами, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Тем, кого вдохновила возможность найти клад и получить его в свою собственность следует помнить о недопустимости уничтожения или повреждения памятников и сооружений истории и культуры в целях поиска или извлечения клада. Дело в том, что за подобные действия в соответствии со статьёй 243 Уголовного кодекса РФ лицо виновное в проведение раскопок повлёкших уничтожение или порчу памятников истории, культуры, природных комплексов или иных объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность привлекается к уголовной ответственности. Мерой наказания при этом является штраф, либо лишение свободы на срок до пяти лет, всё зависит от тяжести и обстоятельств содеянного.

Что касается налогообложения доходов полученных в результате нахождения клада, то тут есть два варианта. Если клад поступает в собственность лица его нашедшего, то возникает обязанность заплатить налог на доходы физических лиц, в том же случае, когда клад передаётся в собственность государства, то лицо нашедшее клад получает вознаграждение, не облагаемое налогом на доходы физических лиц, в соответствии с пунктом 23 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Комментарий к Ст. 233 ГК РФ

1. Кладом является имущество, отвечающее признакам, указанным в комментируемой статье.

Во-первых, это деньги или ценные предметы.

Деньги представляют собой особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом. Деньгами могут считаться только платежные средства, находящиеся в обращении, в том числе иностранная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства, и т.д.).

К ценным предметам относятся вещи, обладающие значительной стоимостью (оценочная категория). Причем имеется в виду стоимость с сугубо экономической точки зрения (драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и иные изделия из них и т.д.).

Не могут считаться кладом рукописи, документы и прочие предметы, возможно, представляющие собой историческую и культурную ценность. В то же время ценные предметы, являющиеся кладом, могут относиться к памятникам истории или культуры (см. п. 2 комментируемой статьи).

«Бывшие деньги» могут быть кладом. Если, например, это монеты из драгоценных металлов. Однако кладом они считаются не как деньги, но как ценные предметы.

Во-вторых, кладом признаются вещи, которые сокрыты (спрятаны) кем-либо. В комментируемой статье приводится пример такого сокрытия — деньги или ценные предметы зарыты в земле. Одновременно отмечается, что оно (сокрытие) может быть произведено иным способом. И, кроме того, упомянуто, что клад может быть сокрыт в строении (например, замурован в стене, помещен в потайную комнату и т.д.). Таким образом, перечень способов сокрытия неисчерпывающий.

В-третьих, кладом могут быть признаны только вещи, которые не имеют собственника. При этом в комментируемой статье названы две возможные ситуации:

1) кладом считаются сокрытые (спрятанные) деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен. Обычно причиной тому является более или менее продолжительный период времени, прошедший со времени сокрытия ценностей до их обнаружения. Если какое-нибудь лицо сможет доказать право собственности на сокрытые деньги или ценные предметы, то их нельзя считать кладом. В том числе это могут доказать и наследники лица, спрятавшего ценности, и даже наследники его наследников (если, конечно, наследство было принято);

2) кладом признаются деньги или ценные предметы, собственник которых в силу закона утратил на них право (например, в результате национализации).

Благодаря указанным признакам понятие «клад» можно отличать от похожего на него понятия «находка». В частности, можно отметить, что кладом являются только деньги или ценные предметы, а находкой считается любая движимая вещь; находкой признается вещь, потерянная собственником, а кладом — имущество, сокрытое (спрятанное) собственником; найденная вещь обычно имеет собственника, хотя чаще всего неизвестно, кто им является, а клад образуют вещи, не имеющие собственника (см. также ст. ст. 227 — 229 ГК и соответствующий комментарий).

2. Клад поступает в собственность лица, являющегося собственником имущества (земельного участка, здания и т.д.), где клад был сокрыт.

В некоторых случаях обнаружение клада производится другим лицом (несобственником). В таких ситуациях клад поступает в общую долевую собственность лица, являющегося собственником имущества, в котором или на территории которого клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад. Доли их в праве общей собственности равны. Соглашением этих лиц может быть установлено иное. Так, они могут решить, что клад поступает в собственность лица, обладающего правом собственности на имущество, где клад был обнаружен; клад становится собственностью субъекта, обнаружившего клад; клад принадлежит им на праве общей долевой собственности, но доли не равны, и т.п.

3. Поиск клада кем-либо без согласия собственника имущества (земельного участка, строения и т.д.) есть нарушение права собственности. На этот случай в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи установлена санкция в виде лишения права. Обнаруживший клад в чужом имуществе или на его территории не становится сособственником обнаруженных денег или ценных предметов.

Понятно, что, несмотря на категоричность указанного правила, и в этом случае соглашением участников соответствующих отношений могут быть предусмотрены поступление клада в общую долевую собственность; передача его в собственность лица, обнаружившего клад; передача его в собственность субъекта, которому принадлежит имущество, где был обнаружен клад, с выплатой некоего вознаграждения лицу, обнаружившему клад, и т.д.

4. Вопрос о том, относятся ли вещи к памятникам истории или культуры, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом мнения специалистов в соответствующей сфере, результатов экспертизы и т.п. Причем в составе клада могут быть как вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, так и иные ценные предметы (в том числе деньги). В таких случаях первые подлежат передаче в государственную собственность, а в отношении вторых действуют правила, установленные п. 1 комментируемой статьи.

5. Каждый из субъектов, о которых говорится в абз. 1 и 2 комментируемой статьи (собственник имущества, где обнаружен клад, и лицо, обнаружившее клад), имеет право на получение половины причитающегося им вознаграждения в размере 50% стоимости клада, т.е. каждому по 25% стоимости клада. При множественности лиц на той или другой стороне соответствующая часть вознаграждения (25% стоимости клада) распределяется между сособственниками имущества или лицами, совместно обнаружившими клад.

Иное может быть предусмотрено соглашением этих лиц (распределение вознаграждения в неравных долях, получение вознаграждения только одним из них). Неизменным остается только размер выплачиваемого государством вознаграждения — 50% стоимости клада.

В абз. 2 п. 2 комментируемой статьи установлено правило, аналогичное положению, содержащемуся в абз. 2 п. 1 этой статьи (см. п. 3 настоящего комментария), — правонарушитель лишается права на получение части вознаграждения. И в этом случае также возможно иное по соглашению собственника имущества, где обнаружен клад, и лица, обнаружившего клад, действовавшего без согласия собственника.

6. Существование правила, включенного в п. 3 комментируемой статьи, обусловлено тем, что указанные здесь отношения (трудовые, служебные) не регулируются гражданским правом. А обнаружение клада в таких случаях происходит в рамках именно названных (не регулируемых гражданским правом) отношений. За исполнение трудовых или служебных обязанностей выплачивается вознаграждение (заработная плата и т.п.).

В соответствии со статьёй 233 Гражданского кодекса РФ под кладом понимаются зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право.

Найденный клад, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, а также лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

В том случае, если клад был найден кем-либо без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

Таким образом, если вам посчастливилось найти ценности, роясь на принадлежащем вам земельном участке, то вы становитесь собственником всего обнаруженного, а отнюдь не 25 %. Но, как и во всяком правиле здесь есть одно исключение. В случае если найденный клад, будет содержать вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, то таковые вещи подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Указанное вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, за исключением случаев, когда соглашением между ними установлены иной размер долей, а также за исключением тех ситуаций, когда лицо, производившее раскопки или поиски ценностей, осуществляло это без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт. В этом случае вознаграждение кладоискателю» не выплачивается и полностью поступает собственнику имущества, где был сокрыт клад. Установление исторической ценности, производят специалисты, в качестве которых, как правило, привлекаются музейные работники. Указанные правила не применяются, если клад найден лицами, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Тем, кого вдохновила возможность найти клад и получить его в свою собственность следует помнить о недопустимости уничтожения или повреждения памятников и сооружений истории и культуры в целях поиска или извлечения клада. Дело в том, что за подобные действия в соответствии со статьёй 243 Уголовного кодекса РФ лицо виновное в проведение раскопок повлёкших уничтожение или порчу памятников истории, культуры, природных комплексов или иных объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность привлекается к уголовной ответственности. Мерой наказания при этом является штраф, либо лишение свободы на срок до пяти лет, всё зависит от тяжести и обстоятельств содеянного.

Что касается налогообложения доходов полученных в результате нахождения клада, то тут есть два варианта. Если клад поступает в собственность лица его нашедшего, то возникает обязанность заплатить налог на доходы физических лиц, в том же случае, когда клад передаётся в собственность государства, то лицо нашедшее клад получает вознаграждение, не облагаемое налогом на доходы физических лиц, в соответствии с пунктом 23 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Объекты культурного наследия: памятники - ….. частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее – объекты археологического наследия);

К объектам культурного наследия федерального значения относятся…. также объекты археологического наследия;

Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.

Объекты археологического наследия находятся в государственной собственности.

…… объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.

Физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности на постоянное хранение в государственную часть музейного фонда РФ.

Кодекс об административных правонарушениях

(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 133-ФЗ)

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения

Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для них.

Европейская Конвенция об охране археологического наследия ETS N 143

Каждая Сторона обязуется создать, с помощью имеющихся у данного государства средств, правовую систему защиты археологического наследия, обеспечивая: обязательное информирование компетентных органов лицами, случайно обнаружившими элементы археологического наследия, и предоставление их для исследования.

В целях сохранения археологического наследия и обеспечения научного значения археологических исследовательских работ каждая Сторона обязуется:

Применять процедуры для выдачи разрешений на раскопки и контроля над ними и другими видами археологической деятельности таким образом, чтобы: Предотвращать любые незаконные раскопки или изъятие элементов археологического наследия;

Каждая Сторона обязуется:

Информировать компетентные органы государства происхождения, являющегося Стороной настоящей Конвенции, о любых предложениях, в отношении которых существует подозрение, что они связаны с незаконными раскопками, или незаконными действиями с предметами,обнаруженными в результате официальных раскопок, и предоставлять о них необходимые сведения;

Предпринимать шаги, необходимые для обеспечения того, чтобы музеи и аналогичные учреждения, политика которых в области приобретения экспонатов контролируется государством, не приобретали элементов археологического наследия, в отношении которых существует подозрение, что они получены в результате неконтролируемых находок, незаконных раскопок или незаконных действий с предметами, обнаруженными в ходе официальных раскопок;

Ограничивать, насколько это возможно, путем просвещения, информирования, постоянного контроля и сотрудничества передачу элементов археологического наследия, полученных в результате неконтролируемых находок, незаконных раскопок или незаконных действий с предметами, обнаруженными в ходе официальных раскопок.

Уголовный кодекс Российской Федерации

Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем

1. Заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; … наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.

1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет

Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность

1. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения - наказывается лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. То же деяние: а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в части первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового

Гражданский кодекс РФ

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в мили- цию или в орган местного самоуправления.

Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, в орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

«Приобретение права собственности на находку». Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления (п. 2, ст. 227), лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший приобретает право собственности на нее. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

«Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь». Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченного на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность - от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь.

Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом. Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить.

guduna | 1.04.2019 15:04

Законом установлен порядок и правила выдачи открытого листа, мы его вкратце приведем здесь.

Но, на наш взгляд, самым тяжелым для получения разрешения (открытого листа) на проведения раскопок является выполнение данных трех пунктов.

1. Государтсву необходимо предоставить научное обоснование полевых работ. То есть почему вы решили, что тут нужно копать. Это обоснование может выглядеть например так: «Из архивных записей про историю Поволжья и карт 1865 года, я выяснил, что в данном месте распологалась кузница, которая славилась на весь регион своими новшествами и неординарными техническими решениями того времени. Целью раскопок в данном месте является обнаружение предметов производства этой кузницы и донесение до общественности новой информации про историю в данном направлении.»

2. Второй пункт это то, что у вас должно быть высшее образование по специальности «история», «музейное дело и охрана памятников». Тут как мы понимаем большая часть любителей копа уже не попадают под критерии.

3. Ну и третье — уже существующее археологоческое сообщество должно походатайствовать за вас у Министертсва культуры о выдаче разрешения. И с этим сообществом вы должны состоять в трудовых отношениях, то есть работать у них или выполнять для них какие-то функции.

Плюс этот открытый лист выдается на определенный период и дает право заниматься копом на определенной территории. Если вы захотите на законных основниях покопать еще в каком-либо месте то данное разрешение нужно будет получать еще раз.

Ниже приведу основные пункты правил получения открытого листа.

Открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (далее — Академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ.

Для получения открытого листа физические лица (далее — заявители) представляют в Министерство культуры Российской Федерации заявление о выдаче открытого листа (далее — заявление) по форме согласно приложению.

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования;

б) ходатайство юридического лица, уставными целями деятельности которого являются проведение археологических полевых работ, и (или) осуществление связанных с ними научных исследований, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности (далее — работодатель), с которым заявитель состоит в трудовых отношениях, о выдаче заявителю открытого листа;

в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем;

г) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

д) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» или послевузовского профессионального образования в аспирантуре (подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по указанным специальностям, а также по специальности «археология»;

е) сведения о ранее выданных заявителю открытых листах;

ж) справка, подтверждающая принятие Академией научных отчетов о проведении заявителем археологических полевых работ на основании ранее выданных открытых листов, а в случае получения открытого листа впервые — справка Академии, подтверждающая непосредственное участие заявителя в проведении археологических полевых работ в составе археологической экспедиции, а также в подготовке научного отчета;

з) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа (полное и краткое наименование организации, место нахождения и фактический адрес организации, телефон или в случае, если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (при наличии) отчество, данные документа, удостоверяющего личность, телефон);

и) копии документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, — плана работ работодателя, проводящего плановые научно-исследовательские работы, договора (оферты) о проведении спасательных археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа.

Министерство культуры Российской Федерации при поступлении заявления и прилагаемых к нему в соответствии с настоящими Правилами документов (далее — документы) проводит проверку их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

После принятия заявления и документов Министерство культуры Российской Федерации проводит проверку:

а) полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в заявлении и документах;
б) соответствия документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, законодательству Российской Федерации.

10.12.2018

Закон о металлоискателях. Как не нарушить?

Вы решились купить металлоискатель. Отлично, приборный поиск - это то хобби, которое дарит множество положительных эмоций. Остается выяснить последний вопрос: «Какие существуют законодательные ограничения на поиск кладов с металлоискателем?»


Пугающие в СМИ заголовки, что где-то задержали копателей, могут оттолкнуть от идеи покупки детектора. Но давайте разберемся, как не нарушить закон, копая с металлоискателем.

Законы о кладоискательстве

В России деятельность копателей регламентирует закон №245-ФЗ от 23.07.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». Новый закон появился на основе закона N 4804-1 от 15 апреля 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Рассмотрим сначала точные определения понятий, приводимые в новом законе.


Культурный слой - слой, несущий следы деятельности человека старше 100 лет, включающий археологические артефакты.


Археологические предметы - движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.


Специальные технические средства - средства, позволяющие обнаружить археологические предметы (металлодетекторы, радары, магнитные приборы).

Суть закона о кладоискательстве

Мы не будем дословно приводить текст закона, многие пункты не касаются деятельности копателей. Они устанавливают требования к строителям, археологам в отношении памятников культуры и истории.


Приведём лишь те нововведения, которые важны для нас:

Все предметы археологии, изъятые из земли, принадлежат государству.


В законе более подробно раскрыто значение «Археологические объекты». Под этим словом подразумеваются: городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.


В закон добавлена статья 242.2 (Незаконный поиск и изъятие археологических предметов из мест залегания). Статья устанавливает уголовную ответственность за поиск на объектах археологии. Обобщенно, наказания можно показать, используя таблицу:


Статья 8 данного закона запрещает отчуждать предметы археологии (за исключением случаев передачи государству). За нарушение грозит штраф до 5000 рублей.

Пояснение закона

Как видим, закон ужесточил наказание за незаконные изыскания и оборот предметов.

Из текста закона ясно, что предметы археологии определены возрастом в 100 лет. Уже этот момент позволяет вести поиск предметов в местах, где люди жили только последний век. Закон не запрещает использование, покупку, продажу металлоискателей и не требует специальной лицензии. Запрет на использование установлен лишь в отношении памятников археологии.

Можно ли искать с металлоискателем военные реликвии?

Вести поиски можно на местах, имеющих следы ВОВ. Не запрещено искать деньги, жетоны, пуговицы, предметы быта и др., относящиеся к этому периоду. Но помните, что хранение взрывоопасных предметов и оружия регулируется статьей 222 УК РФ, по которой «незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, …, взрывчатых веществ или взрывных устройств» грозит лишением свободы на 4 года. При случайном обнаружении «эха войны» нужно незамедлительно сообщить в соответствующие органы с указанием точных координат.

Можно ли искать с металлоискателем на пляже?

Вести поиск можно и на пляжах, но только на муниципальных. На частных пляжах нужно получить разрешение собственника, желательно, в письменной форме.

Если не уверены, принадлежит этот пляж государству или частному лицу, то лучше спросите у кого-то из местных.


Итак, мы выяснили, что поиск в местах, не относящихся к местам археологии разрешен.

Можно ли искать с металлоискателем предметы старше 100 лет?

Ещё раз обратим внимание, что изъятие предметов старше 100 лет из земли запрещено, но закон не даёт пояснения на следующие парадоксы. Почему «потеряшки» обычного крестьянина и украшения скифского воина приравнивают к одному и тому же понятию «предметы археологии»?

По закону, сельхоз техника, распахивающая поля, нарушает культурный слой, если в нем присутствуют предметы старше 100 лет?

По сути, закон не изменил проблему разорения археологических объектов, а лишь поставил в неловкое положение законопослушных граждан. Доказать причастность к разрушению культурного слоя почти невозможно, если только не поймали на месте.

Если же к вам на копе приближается полицейский, то объясните, что потеряли ключи от машины или копаете металлолом.

А если вы ещё волнуетесь, что на хуторе 19 века искать опасно, то предлагаем вам следующие действия. Найдя очередную имперскую монетку, принесите её в ближайший краеведческий музей и сообщите, что случайно обнаружили на месте старой деревни николаевскую копейку.
Сообщите точные координаты и наблюдайте, как «быстро» на место выедут археологи, чтобы зафиксировать ценную для истории находку и провести археологические раскопки. А если серьезно, то сами понимаете, как на вас посмотрят…

Вывод

Давайте попробуем подвести итоги и ответить на вопрос, как не нарушить закон с металлоискателем:

  • Не копайте на объектах археологии.
  • Не тащите домой найденные оружия и взрывоопасные предметы.
  • Старайтесь искать подальше от дорог.
  • Не ищите на частной собственности без разрешения собственника.
  • Не оставляйте за собой «лунный пейзаж».

Соблюдая эти правила, вы в 99.9% случаев обезопасите себя от проблем с законом.

Поделиться: