Проверка роспотребнадзора по жалобе покупателя. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Роспотребнадзор в информационном письме от 07 декабря 2016 года рассказал, когда могут проверить предпринимателей по жалобам потребителей.

Проверять работу представителей бизнеса сегодня вправе многие надзорные ведомства и структуры. В число них входит и Роспотребнадзор. При этом одним из оснований для визита является поступившее обращение от одного или группы потребителей.

Однако недавно вступили изменения в законодательство относительно порядка проведения проверок представителей малого и среднего бизнеса. Они затронули и сферу контроля Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор разъясняет порядок проверок по жалобам потребителей

В связи с этим ведомство 7 декабря 2016 года обнародовало свое разъяснение отдельных моментов проведения внеплановых проверок. Итак, в чём суть документа?

В первую очередь Роспотребнадзор напомнил, что внеплановые проверки магазинов, других продавцов возможны и на основании жалоб, поступающих от граждан. Однако порядок проведения таких проверок теперь изменен.

Чтобы они были назначены, нужна совокупность двух условий:

  1. Просьба провести проверку должна прямо содержаться в жалобе (обращении) гражданина.
  2. Перед обращением в Роспотребнадзор покупатель должен предъявить претензию продавцу со своими требованиями и дождаться результатов ее рассмотрения.

Иными словами, в жалобе может ставиться вопрос о проведении проверки продавца лишь в том случае, когда претензия покупателя не была удовлетворена или вообще магазин не ответил на неё в положенный срок.

Поэтому в жалобе в Роспотребнадзор необходимо расписать ранее проведенный претензионный порядок.

Напомним, что в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» на рассмотрение претензии по некачественному товару отведено десять дней с момента её предъявления. Об этом говорит статья 22 закона.

На что обратить внимание

Ведомство обратило внимание на то, что жалоба рассматривается и принимается решение по проверке только в том случае, если её автора (авторов) можно идентифицировать.

Это означает, что в шапке документа должны быть указаны подробные данные о заявителе. Разумеется, должна присутствовать их личная подпись с расшифровкой инициалов.

Мнение эксперта: Из содержания разъяснения следует, что Роспотребнадзор будет уменьшать степень контроля предпринимателей. Поэтому, для их проверок потребуются веские основания, основанные на обоснованных сигналах от потребителей.

Если жалоба подаётся в электронном виде, то заявитель должен быть зарегистрирован в единой системе идентификации и аутентификации.

Анонимные жалобы, по общему правилу, рассмотрению не подлежат.

В разъяснении рассмотрен случай, когда в жалобе лицо сообщило заведомо недостоверные сведения. И если это выяснится после начала проверки, то она подлежит прекращению.

При этом все расходы, понесённые Роспотребнадзором, компенсируются за счёт автора жалобы (обращения) в судебном порядке.

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о проверках Роспотребнадзора: кому стоит их ожидать, как подготовиться и на что обратить внимание на каждом этапе инспекции.

Виды проверок

Проверки Роспотребнадзора бывают нескольких видов:

  1. Плановые , осуществляемые каждые 3 года на базе графика, составляемого на год. Ознакомиться с планом можно на официальном сайте. В нем расписано когда, кого и на что будут проверять. О начале плановой проверки предприниматель будет обязательно проинформирован минимум за три дня до ее начала. Уведомление может быть отправлено по почте или передано лично в руки. В 2017-2018 годах малый бизнес был освобожден от плановых проверок. Исключение : организации в сферах здравоохранения, образования, массовых мероприятий. Полный список в Законе N 294-ФЗ. Что касается 2019 года, то законодатели, в конце 2018, продлили срок «проверочных каникул» еще на два года, вплоть до 31 декабря 2020 (см. закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г.). Исключения остались прежними.
  2. Внеплановые. К ним относится контроль выполнения предписаний по устранению нарушений и проверки, основанные на жалобах и прочей информации граждан. Не каждое обращение может стать поводом для внеплановой проверки. Например, заявителю будет отказано, если не указаны реальные случаи нарушения, либо если они заявлены анонимно. Более того, проведение внеплановой проверки Роспотребнадзором должна одобрить прокуратура. Предпринимателю сообщают о внеплановой проверке за сутки до ее начала (исключение: отрасли связанные с продуктами питания – к ним внеплановая проверка может прийти без предупреждения). В экстренных случаях, когда есть угроза здоровью людей или животных, разрешение прокуратуры и оповещение проверяемого не требуются.
  3. Выездные и документарные. В зависимости от того, будет ли инспектор лично приезжать на предприятие, или только запросит пакет документов для проверки.

Кого могут проверить

Чем шире сфера контроля проверяющего органа, тем больше организаций рискует попасть под его инспекцию. В этом отношении Роспотребнадзор находится в числе лидеров. Проверить могут практически любое предприятие, но чаще всего инспектируются фирмы, тесно работающие с населением, то есть с потребителями, в сфере услуг, торговли, образования.

Проще говоря, Роспотребнадзором контролируется любая деятельность, подразумевающая потребительские отношения.

Что проверяют

Роспотребнадзор осуществляет множество функций, его инспекции объединяют сразу специалистов различных направлений. Сегодня ему полностью переданы контрольные полномочия СанЭпидемСтанции.

Например, под контролем Роспотребнадзора находятся:

  1. Следование нормам закона о защите прав потребителей;
  2. Санитарно-эпидемиологическая ситуация;
  3. Аттестация работников ряда сфер (имеющих дело с продуктами питания);
  4. Социально-гигиенический аудит;
  5. Соблюдение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Многие проверки Роспотребнадзора носят характер внеплановых, инициируются в результате жалоб от населения (например, на громкую музыку в заведении или на складирование мусора).

После поступления жалоб территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:

  1. Оформления трудовых отношений с сотрудниками;
  2. Квалификации и аттестации работников, наличия санкнижек;
  3. Сертификатов на товар;
  4. Контрольно-кассовых машин в торговле;
  5. Качества продукции (исследование пробы);
  6. Соответствия помещений стандартам (визуальный осмотр и замеры).

Какие проверяют документы

Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:

  1. Учредительные документы ( , );
  2. Санитарные книжки сотрудников (если требуются);
  3. Программа производственного контроля (как контролируются температура и освещенность в помещениях, как часто происходит стирка белья и уборка);
  4. Лицензии на осуществление деятельности;
  5. Вывески;
  6. Уголки потребителя;
  7. Прейскуранты цен, каталоги, меню;
  8. Документы на право владения или аренды помещения;
  9. Договоры со сторонними организациями, предоставляющими услуги вывоза и утилизации мусора, дезинфекции и т. п.;
  10. Журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
  11. Журнал учета средств дезинфекции (его необходимо заранее зарегистрировать).

Как проходит проверка Роспотребнадзора

Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.

С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).

Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.

Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.

Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.

Обязательно должна быть отражена информация:

  1. Когда и где составлено заключение;
  2. Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
  3. Реквизиты распоряжения о начале проверки;
  4. Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
  5. Дата начала и окончания проверки;
  6. Какие были обнаружены нарушения;
  7. Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
  8. Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
  9. Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.

В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.

Записывается:

  1. Какой орган проводил проверку;
  2. Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
  3. Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
  4. Основания для проверки, цели и задачи исследования;
  5. Перечень обнаруженных нарушений;
  6. Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.

Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.

По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:

  1. Составить обязательные к исполнению предписания;
  2. Наложить штраф;
  3. Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
  4. Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).

Нарушения со стороны инспекции

Для проверяющих от Роспотребнадзора законом тоже установлены свои рамки.

Проверяемый предприниматель обязан знать о них, следить за выполнением:

  1. Плановая проверка не будет признана легитимной, если она состоялась без присутствия должностных лиц или представителей проверяемого юридического лица. Ее результаты можно легко обжаловать. Исключение возможно только в том случае, если поступила информация о нарушениях, несущих угрозу здоровью людей или животных, либо государственной безопасности;
  2. Инспекторы не вправе забирать оригиналы документов, запрашивать данные или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  3. Должны соблюдаться сроки проверки;
  4. Забирать образцы для анализа инспектор может только в установленных нормах и с обязательным составлением соответствующих актов;
  5. Инспектор не вправе выдавать предписания о проведении каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемого;
  6. Любые результаты проверки считаются охраняемой законом тайной, и разглашать ее инспекторы не имеют права;
  7. Инспектор не может требовать оплату проверки или отдельных контрольных мероприятий.

Сроки проведения проверок Роспотребнадзора

Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается. Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.

Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток.

Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов.

Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования. Максимальный срок продления — 20 рабочих дней.

Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки. Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.

Штрафы от Роспотребнадзора

Ответственность предпринимателя за нарушения и ошибки, которые может выявить проверка Роспотребнадзора, бывает:

  1. Дисциплинарной;
  2. Административной;
  3. Гражданско-правовой;
  4. Уголовной (например, продажа алкоголя детям, незаконное предпринимательство, оборот фальсифицированных лекарств).

Самый распространенный вид ответственности перед Роспотребнадзором все же административный. Штрафы Роспотребнадзора варьируются в среднем от 20000 до 200000 рублей.

Также деятельность компании может быть приостановлена для устранения нарушений. За любое неисполнение предписаний инспекции нарушитель привлекается к административной ответственности.

Например, к административным относят следующие нарушения:

  1. Невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий;
  2. Реализация товаров (услуг), по качеству не соответствующих закону;
  3. Нарушение порядка использования ККМ;
  4. Отказ клиенту в выдаче чека, квитанции или другого документа, подтверждающего оплату услуг;
  5. Обман клиентов (например, обвес);
  6. Отказ в предоставлении потребителю информации о товаре или введение в заблуждение.

Наиболее распространенные штрафы Роспотребнадзора:

Нарушение Штраф
Нарушение санитарных требований 5-10 , либо приостановка работы на три месяца
Несоблюдение норм использования нежилых помещений 10-20 минимальных окладов
Нарушение, следствием которого стало распространение инфекционного заболевания 100-200 МРОТ и, возможно, тюремное заключение
Отсутствие журнала учета средств дезинфекции 20000 рублей
Несоблюдение выданных ранее предписаний 10000-20000 рублей

Привлечение к административной ответственности можно обжаловать в течение 10 дней.

Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора

Самый надежный, но не дешевый способ подготовиться к проверке – обратиться за помощью к специалистам. Множество компаний предлагает свои услуги по консультированию, сбору документов и организации санитарных мероприятий.

Самостоятельно и за короткий срок привести в порядок всю свою деятельность практически невозможно. Поэтому самое верное решение – вести свой бизнес так, чтобы пришедшему в любой момент эксперту было не к чему придраться.

Всегда держите в порядке санитарные книжки сотрудников, сертификаты на продукцию, соблюдайте сроки и условия хранения товара, вовремя проводите уборку и дезинфекцию, следите за вывесками, ценниками и уголком потребителя.

Чтобы проверить себя ознакомьтесь с перечнем наиболее распространенных нарушений.

Распространенные нарушения

Давайте рассмотрим самые частые нарушения, которые обнаруживает Роспотребнадзор в салонах красоты, медицинских центрах, аптеках, кафе и магазинах.

Нарушения салонов красоты, парикмахерских:

  1. Нет необходимого тройного комплекта инструментов;
  2. Нет ультрафиолетовых ламп и учета их работы;
  3. Нарушение правил обработки инструментов;
  4. Нет маркировок на дезинфицирующих и прочих средствах;
  5. Не разделены зоны для маникюра и педикюра;
  6. Нет ножной ванны;
  7. Нет специальной зоны, отведенной для мусора, для грязного белья;
  8. Неудовлетворительное санитарное состояние помещений;
  9. Сотрудники не прошли медицинский осмотр;
  10. Нет вывески на входе.

Нарушения аптек:

  1. Несоответствие требованиям СанПина по температуре и уровню влажности в помещении;
  2. Нарушение условий, а также сроков хранения лекарств;
  3. Несоблюдение режима стирки спецодежды;
  4. Сотрудники не прошли медосмотр;
  5. Клиентам не доступна информация о лекарствах (состав, цена, противопоказания).

Нарушения в общепите:

  1. Нет необходимой вентиляции помещения;
  2. Готовые продукты хранятся рядом с полуфабрикатами, а грязная посуда с чистой;
  3. Прием и реализация продуктов без сопутствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность;
  4. Несоблюдение сроков годности и правил обработки продуктов;
  5. К работе допущены сотрудники без медосмотра;
  6. Нет маркировки на разделочных инструментах;
  7. На рабочих поверхностях нет гигиенического (удобного для санобработки) покрытия;
  8. Нет персонала и инструментов для полноценной уборки.

Нарушения торговых точек:

  1. Несоблюдение санитарно-технических требований к помещениям;
  2. Не измеряется температура и влажность на складах;
  3. Хранение продуктов в непредназначенных для этого местах;
  4. На изделиях нет маркировки, соответствующей нормам;
  5. Нет протоколов обследований, не соблюдены периодичность и объем исследований;
  6. Нет полной информации на ценниках.

Как вести себя во время проверки

Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:

  1. Пригласите юриста. Оповестите о приходе инспекции остальных работников;
  2. Попросите инспекторов предъявить удостоверения и приказ о начале проверки. Тщательно проверьте документы на соответствие имен, названий и дат;
  3. Изучите распоряжение о проверке (план мероприятий, перечень необходимых документов), следите, чтобы инспекция не выходила за указанные рамки;
  4. Попросите проверяющих поставить подпись в журнале учета контрольных мероприятий;
  5. После проверки внимательно ознакомьтесь с ее результатами, занесенными в акт проверки.

Плановая проверка Роспотребнадзора может стать серьезным испытанием для любого предпринимателя. Она проводится на основе принятого приказа и о ней заранее уведомляют проверяемого – за 3 суток. Внеплановые проверки нередко осуществляются без уведомления и несут в себе еще большую опасность, именно поэтому владельцам бизнеса так важно знать свои права и обязанности, уметь правильно вести себя в сложных ситуациях и разбираться в действиях уполномоченных органов. Только обладая всеми этими знаниями можно обезопасить себя от штрафов и других возможных негативных последствий прихода инспекторов.

Когда проводится внеплановая проверка Роспотребнадзора?

Роспотребнадзор имеет широкий спектр полномочий, в том числе и контроль санитарно-эпидемиологической обстановки на предприятиях. Организация контролирует работу:

  • точек общественного питания, включая столовые, рестораны и иные заведения;
  • производственных компаний, имеющих какое-либо отношение к изготовлению продовольственной и иной продукции.

Сотрудники организации проверяют не только обстановку на производстве и в точках общепита, но также соблюдение условий труда, состояние помещений компании, разработку строительных схем для возведения различных зданий и сооружений, а также сам процесс стройки.

Внеплановые инспекции бывают двух разных типов:

  • Документарные. Осуществляются без выезда на основе предоставленных документов.
  • Выездные. Выполняются на объектах проверяемых фирм.

Основания для внеплановой проверки Роспотребнадзором

По действующим законам внеплановые проверки Роспотребнадзора проводится в следующих случаях:

  • при выходе времени, отведенного предпринимателю на устранение нарушений, обнаруженных во время предыдущей плановой инспекции;
  • в случае поступления заявки от граждан или других организаций;
  • если в ходе осуществления предпринимательской деятельности компания нанесла ущерб здоровью человеку;
  • при возникновении ЧП техногенного или иного характера;
  • в случае получения Роспотребнадзором жалоб от граждан о нарушении прав потребителей.

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзора

Инспекции осуществляются на основе принятого постановления без использования чек-листов, они применяются только для плановых проверок.

По закону, сроки проведения проверки любого типа составляет не более 20 дней с момента начала. При инспекции Роспотребнадзор должен учитывать режим работы предприятия и проверяемых лиц.

Для документарной инспекции владельцу компании выдают уведомление о внеплановой проверке Роспотребнадзора, в соответствии с которой он должен будет передать сотрудникам организации необходимый пакет документов для проверки. Бумаги передаются в качестве копий без нотариального заверения, можно также договориться с инспекторами о предоставлении бумаг в электронном виде.

Закон запрещает инспекторам требовать с проверяемых организаций бумаги, которые не относятся к предмету проверки. К примеру, если необходимо выполнить производственный контроль, сотрудники Роспотребнадзора не могут требовать с владельца бизнеса медицинские документы.

Если в ходе документарной инспекции сотрудники Роспотребнадзора обнаружат какие-либо ошибки или нарушения, они потребуют от бизнесмена соответствующих разъяснений, на подачу которых отводится 10 рабочих дней. Если пояснения не убедят инспектора в отсутствии нарушений или в правдивости предоставленных данных, может приниматься решение о проведении выездного контроля.

Для проверки издается специальное распоряжение Роспотребнадзора о внеплановой проверке. С этим документом инспектор отправляется на проверяемый объект, где должен сначала ознакомить предпринимателя с этими документами, а также со своим служебным удостоверением. В распоряжении указывается список лиц и специалистов, которые могут принимать участие в проверке. Этим лицам принимающая сторона должна обеспечить доступ на указанные объекты и не препятствовать проведению контроля.

Законно ли проведение внеплановой проверки Роспотребнадзора без предупреждения?

Это важнейший вопрос, который сегодня интересует многих предпринимателей. По закону Роспотребнадзор имеет право не уведомлять проверяемые компании об инспекции в случаях, когда в действиях компании или ИП содержится угроза здоровью граждан, растениям, животным, окружающей среде, безопасности страны и т. д.

Другими словами, если на предпринимателя поступит жалоба, в которой содержится обвинение на продажу контрафактной алкогольной продукции, то его не будут предварительно уведомлять о готовящейся проверке. Инспектор приедет внезапно, чтобы предприниматель не смог скрыть факт нарушения.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора по жалобе

Внеплановый контроль по жалобам обычно осуществляется в отношении компаний, которые работают в сфере общественного питания, розничной торговли или предоставляют бытовые услуги населению.

На любую такую компанию гражданин может подать жалобу лично в Роспотребнадзор или отправить ее по электронной почте. Кроме того, можно позвонить специалистам по телефону горячей линии. После получения заявки, гражданина вызовут в отдел контроля для дачи соответствующих показаний. В качестве доказательств могут приниматься письменные пояснения, фото и видеосъемка и другие наглядные подтверждения. После этого по жалобе покупателя будет организована проверка. Анонимные заявки Роспотребнадзором не рассматриваются.

Проверка ИП без предупреждения

Процедура проверки ИП и инспекция на объекты юрлица отличаются допустимым количеством часов. По закону проверки могут занимать не более 50 часов в течение года для малых предприятий и 15 часов – для микро компаний. К последним относятся все индивидуальные предприниматели с числом служащих до 15 человек.

Инспектор может увеличить время проверки по решению руководителя Роспотребнадзора, если для этого есть веские основания. Проверка может быть увеличена еще на 15 часов.

Инспекции перед Новым годом

Органы местного самоуправления нередко инициируют внеплановые инспекции в предпраздничный период. После подачи соответствующей инициативы, РПН должен выпустить соответствующий приказ. Обычно такие инспекции инициируются для проверки точек продажи елок, пунктов продажи бенгальских огней и т. д.

При такой проверке объекты уведомляются за сутки до прихода инспекторов. Уведомление может быть сделано по телефону компании, либо по корпоративной электронной почте.

Допустимая частота проверок

Проверка Роспотребнадзора по жалобе может осуществляться на основе каждого полученного обращения от граждан. Причем, в случае выявления повторного нарушения, наказание может быть еще более суровым. Самое тяжелое для предпринимателя наказание – это закрытие предприятия на срок до 90 суток, в течение которых владелец должен будет устранить все обнаруженные проблемы. Одновременно с этим предпринимателю выдадут определенные предписания, которые нужно будет выполнить, а также обяжут заплатить штраф.

Юридическая помощь

Подготовка сотрудников к проверке

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям и др.

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.

Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.

После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.

Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

Возможные итоги проверки

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

  • привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
  • наложить штраф;
  • приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
  • при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.

Сроки проверки

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

Инспекторы не имеют права

  • проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
  • проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
  • нарушать сроки проверки;
  • забирать оригиналы документов проверяемой компании;
  • требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • разглашать результаты проверки третьим лицам;
  • предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»

Какие компании проверяют чаще всего

Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.

Зачем нужны плановые проверки и план проверок

От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.

Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года ( «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ .

Зачем нужны внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.

Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.

Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Какие документы нужно предоставить контролерам?

Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).

Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.

Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.

Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.

Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.

Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?

О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.

Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Если вы не согласны с результатами проверки

Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.

Досудебный порядок обжалования

Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.

По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

Судебный порядок обжалования

Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.

Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.

Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?

Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы

С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.

Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.

Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(см. текст в предыдущей редакции)

В) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

(см. текст в предыдущей редакции)

г) нарушение требований к маркировке товаров;

2.1) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

(см. текст в предыдущей редакции)

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

3.2. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. По решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

3.5. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно и настоящего Федерального закона.

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" , "б" и "г" пункта 2 , пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. (см. текст в предыдущей редакции)

20. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.

21. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

Поделиться: