Преступление и наказание трагедия раскольникова. Сочинение на тему «В чем трагедия Раскольникова? В чем заключается трагедия Раскольникова

В моем сочинении я попытаюсь дать ответ на вопрос: в чем же заключается трагедия Раскольникова?

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это рассуждение о грехе и возмездии. Осознание вины и ожидание кары не делают человека счастливым, они «поедают» его. С такой участью встретился главный герой романа Достоевского.


Трагедия Раскольникова состоит главным образом в противоречии его мыслей и поступков. В нем постоянно борются добро и зло, милосердие и жестокость. В его душе диким образом уживаются человечность и беспощадность. Он умеет отличить зло от добра, он обладает нравственной интуицией, но выбирает неверные пути решения. Борясь с бессердечием жестокостью, он губит самого себя, понимая, что совершает ложные поступки.


Жизнь Радиона Раскольникова после преступления превращается в замкнутый круг. Теория, которая кажется ему логичной и обоснованной, не совпадает с его чувствами и ощущениями. Осмелившись на убийство, вступив в ряды людей «высшего разряда», он не может смириться с чудовищностью своего поступка. Беда Раскольникова состоит и в том, что содеянное не разрешило в его душе противоречий. Желая помочь «униженным и оскорбленным», он уничтожил себя. Так сильно любя людей, он сам оторвал себя от них.


Драма жизни Раскольникова в том, что он не разуверился в своей теории, а лишь потерял веру в себя как в человека, «право имеющего».


У героя «Преступления и наказания» есть два пути: путь простой - самоубийство и путь тяжелый и тернистый - покаяние и смирение. Выбрав вторую дорогу, Раскольников обрекает себя на долгие и тяжкие душевные муки и страдания, но именно так его трагедия может обернуться чем-то более светлым.
В своем романе Ф.М.Достоевский затрагивает глубокую христианскую мысль о том, что, совершив грех, человек рвет нить, связывающую его с Богом, и лишь вера и раскаяние способны воскресить его.

Ф.М. Достоевский вошел в литературу в конце 40-х годов XIX века, когда многие русские интеллигенты, приобщаясь к социализму, искали пути изменения общественного строя России. Молодой писатель стал участником кружка М.В. Буташевича – Петрашевского. Этнический идеал Достоевского сформировался под воздействием утопического социализма с его высоким гуманизмом, сочувствием угнетенным, опорой на христианскую мораль. Находясь на каторге как политический преступник, писатель размышляет о ходе революционного движения в России и Европе и приходит к выводу, что только нравственное перерождение человека сможет изменить мир. Достоевский отвергает путь революционного переустройства общества. Этим объясняется дальнейшее творчество писателя, драматизм вечных сомнений. Достоевский заставляет героя своего романа «Преступление и наказание» мучиться этими неразрешимыми вопросами.
Родион Раскольников, главный герой романа,- молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учения. Живя в тесной каморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом этаже многоэтажного дома близ сенной, Раскольников постоянно наблюдает за жизнью бедноты Петербурга. Раскольников – умный, гордый, необщительный юноша, полный сознания собственной исключительности. Он страдает от голода и лишений, от унижений, которым подвергаются его мать и сестра. Но личные его тягости и горе его близких – это не основная причина его преступления. «Если бы я из-за того убил, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был», - говорит раскольников после преступления.
За несколько месяцев до убийства герой пишет статью, в которой рассматривает «психологическое состояние человека после преступления». Он отмечает, что это состояние похоже на болезнь – помрачнение ума, распад воли, нелогичность поступков. Коснулся Раскольников в этой статье и «преступления по совести». Разъясняя позднее свою мысль, герой говорит о двух разрядах людей. В то время как большинство покорно следует установленным порядкам, в истории человечества иногда появляются люди, которые дерзко нарушают общепризнанные нормы морали. Это «властелины судьбы» - Наполеоны, Магометы. Они достигают своих целей через преступление и насилие. Такие «необыкновенные люди», проклинаемые современниками, затем становятся героями истории.
Из этой индивидуалистической теории вытекают мучительные для Раскольникова вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
В последние перед убийством дни Раскольников постоянно встречается с трагедиями жизни, которые до конца убеждают его в справедливости «убийства по совести». В грязном трактире он слушает рассказ «пьяненького» Мармеладова о семнадцатилетней дочери и ее жертве для спасения семьи. И еще один удар, еще одна ступень к бунту – Письмо матери о его сестре Дуни, которая ради спасения семьи от нищеты выходит замуж за подлеца.
Убить глупую старуху процентщицу, взять ее деньги и спасти тысячи униженных и оскорбленных – это «справедливое убийство», по мысли героя. Раскольников совершает свое преступление еще и для того, чтобы определить. Относится ли он к разряду «необыкновенных».
Раскольникову удалось совершить задуманное убийство. Но его трагический «эксперимент» привел совсем не к тому результату, которого он ожидал. Раскольников чувствует, что он как будто ножницами отрезал себя от других людей. По его теории, и Соня, и его мать, и Дуня, и Катерина Ивановна принадлежат к разряду «обыкновенных» людей. И, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы. Герою невыносима мысль о сходстве его теории со взглядами Лужина, Свидригайлова. Он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Я не человека убил, я принцип убил! Принцип то я убил, а переступить-то не переступил», - с ужасом думает Раскольников. Таким образом теория Раскольникова терпит крах, она не выдерживает жизненной проверки. Жизнь, чувство всегда богаче любой теории, утверждает Достоевский. А тем более такой бесчеловечной, как теория о двух разрядах, о сверхлюдях и «вшах», «недочеловеках».
Основная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, опровергающим его идеи.
Постепенно, мучительно трудно хранителями истинной красоты и нравственности стали для Раскольникова не те, кто ставит себя выше рядовых людей, а те, кто, подобно тихой Соне, среди голода и унижений сохраняют веру в жизнь и человека, отвращение к злу, насилию и преступлению в любых формах.
Кто заступится за людей, кто протянет им руку помощи и милосердия? Ни одна теория, направленная против истинных нужд людей, лишенная высшей гуманности, не способна решить эти вопросы, считал Достоевский. Всю жизнь писатель-гуманист искал пути к «широкому» и свободному бытию людей. Он осознавал, что ему не удалось найти этих путей, но своим анализом исканий Раскольников Достоевского облегчил другим поколениям поиски путей в «царство света и мысли».

    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

    Ф. М. Достоевский - «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» - это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...

    Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных...

Трагедия Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Произведения Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно вы­сказывает и отстаивает свои идеи, взгляды, он страдает, не находя ответов на сложные вопросы бытия.

Умами многих людей прошлого века владела ложная идея наполеонизма - идея превосходст­ва одних людей над другими, права сильной лич­ности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемо­го романа - Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.

Родион Раскольников - главный герой рома­на, живет в мрачной, угнетающей обстановке Пе­тербурга. Бедный студент. Раскольников чувству­ет себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подав­ленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщи­цы Алены Ивановны. Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совершить пре­ступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Раскольников много думал об этой идее, пока не нашел ей объяснение. Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновен­ных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих» и на сверхлюдей, которым все дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже перед преступ­лением, как, например. Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон:

«Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и зако­нодатель... Так доселе велось и так всегда будет!»

Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он - «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»? Но, убив старуху-процентщицу. Рас­кольников убедился, что он вовсе не «существо высшего порядка», так как преступление не при­несло ему ничего, кроме страданий и мук совести.

И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести. Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль «властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я себя убил, а не старушонку».

После убийства Раскольников переживает со­стояние отрешенности от мира, его душа объята «мертвым холодом». Это ужасное ощущение ста­новится расплатой за совершенное преступление. Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый человек, его жизнь - без­условная ценность, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека. Тра­гизм Раскольникова - в ложности теории «напо­леонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через страдания.

В плену этой же ложной теории находится и Аркадий Иванович Свидригайлов, уже давно осво­бодившийся от угрызений совести (этим он отли­чается от Раскольникова). Он совершенно спокой­но и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в этом никакой траге­дии. Ему удивительны беспокойные метания и во­просы Родиона, ему кажется, что все это лишне и просто глупо: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хе-хе! Затем, что вы все еще гражданин и че­ловек? А коли так, так и соваться не надо было, нечего не за свое дело браться». Свидригайлов по-своему грубо и резко выговаривает то, что, в сущ­ности, давно уже стало ясно самому Раскольникову, - «не переступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин и человек». А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него рав­нодушный цинизм, а главное - точность, с кото­рой он формулирует самую суть раскольниковской идеи. Он освободил себя от «вопросов человека и гражданина», от вопросов, перед кото­рыми в смятении остановился Раскольников. Одно осталось у Свидригайлова - безграничное сладострастие. Но однажды натолкнувшись на препятствие, столь привязанный к жизни Арка­дий Иванович, так боявшийся смерти, кончает жизнь самоубийством. Окончательное опустоше­ние, смерть - вот результат освобождения от всех преград, от «вопросов человека и гражданина», таков результат идеи, в достоверности которой хотел убедиться Раскольников.

Но, в отличие от Свидригайлова, Родион оста­ется жить, хотя и был на грани самоуничтожения. В далекой Сибири, на каторге, происходит мучи­тельное для Родиона Раскольникова освобождение от идеи «сверхчеловека»; это, к счастью, проис­ходит, и появляется надежда на нравственное и моральное очищение, на восстановление «погиб­шего» человека, задавленного несправедливым гнетом обстоятельств.

Роман «Преступление и наказание» написан Ф. М. Достоевским в 1866 году и является одной из вершин его творчества. Это произведение резко выделялось на фоне литературы того времени. «Преступление и наказание» — роман на Первый взгляд об убийстве. Но это не обычный детективный роман, как может показаться поначалу. В основу произведения автором положен реальный факт, однако благодаря точному психологическому анализу состояния преступника до, в момент и после совершения убийства читателю предоставляется возможность проникнуть в глубины человеческого сознания и подсознания. Достоевскому было важно показать мысли, чувства и ощущения своего главного героя во всех подробностях. Поэтому роман выходит за рамки заурядного рассказа об убийстве. Вот почему мы говорим, что Ф. М. Достоевский поднял литературу на иной, качественно новый уровень.

Горький писал: «Толстой и Достоевский — два величайших гения; силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали, как равные, в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо и Гете».

Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», — бедный студент, на время прекративший учебу из-за недостатка средств. Он живет в маленькой каморке,в бедном квартале Петербурга, где наблюдает бедность, унижение и попрание нравственных заповедей вокруг себя. Его угнетает бедственное положение собственной матери и сестры, которая, чтобы помочь своему брату, соглашается выйти замуж не по любви, а за богатого аморального Лужина. Раскольников любит своих родных и всем сердцем желает им помочь. Постепенно он приходит к мысли об убийстве старухи-процентщицы, считая, что нажитые столь бесчестно деньги, которые ей к тому же, по его мнению, не нужны, могут спасти жизнь нескольким честным людям: Раскольников сможет продолжить учебу, помочь матери, Дуне не нужно будет выходить замуж за Лужина.

Таким образом, Раскольников задается вопросом: может ли гуманный человек, страдающий за все угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей? Итак, на первый взгляд создается впечатление, что главной причиной убийства для Раскольникова послужили деньги.

Но это не так. Позже мы узнаем о его страшной теории, которую он сформулировал задолго до убийства и даже опубликовал по этому поводу статью в журнале. Раскольников считает, что в обществе всегда существовало две группы людей: первая — составляющая большую часть, «твари дрожащие», безропотно и молчаливо подчиняющиеся законам государства и предначертаниям судьбы, и вторая — единицы, «наполеоны», которые имеют право властвовать над людьми, преступать моральные нормы.

Над ними законы не властны. Раскольников считает, что Ньютон или Кеплер мог бы и даже вроде бы обязан устранить со своего пути мешающего ему человека ради счастья и блага всего человечества. Однако во время дискуссии с Порфирием Петровичем, который уже давно заинтересовался теорией Раскольникова, следователь приходит к выводу, что из всех великих людей под нее, под эту теорию, подпадают лишь Магомет и Наполеон. Именно они шли к славе, невзирая на сотни, тысячи человеческих жертв. Но если дела великого Пророка ислама отдалены от нас многими веками, то Наполеон жил и осуществлял свои захватнические планы почти, что при Раскольникове. Его победы оставались на памяти отцов современников Раскольников и все еще занимали умы, притягивали молодежь того времени. Потрясающая карьера Наполеона, его упорство в достижении цели, честолюбие и жестокость этого удачливого полководца стали идеалом для многих молодых людей середины XIX века. Это нашло отражение и в русской литературе: Наполеон являлся кумиром молодых Пушкина и Лермонтова. Итак, теория Раскольникова подтолкнула ее автора к совершению преступления. После убийства Раскольников прячет драгоценности и почти что забывает о них, значит, вовсе не деньги были важны для него. Раскольников задумал проверить себя, доказать, что он не «тварь дрожащая», а «Наполеон».

Раскольников убивает старуху. Казалось бы, он прошел испытание и может теперь идти дальше к власти. Но его душа восстает против содеянного. Раскольников начинает жутко мучиться. Он ощущает себя чужим в толпе, ему кажется, что все знают о его преступлении. Наказание моральное оказывается гораздо тяжелее наказания юридического. Хотя последнее могло и не последовать. По воле автора Раскольников оказался юридически неуловим. Достоевский сделал его преступление идеальным: после Раскольникова не остается никаких улик, его никто не видел и даже, наоборот, вскоре находят «убийцу» — маляра Миколку. Если бы не психическое состояние Раскольникова, то Порфирий Петрович не догадался бы о том, что преступник именно он, Раскольников.

Потерпела крушение не только теория Раскольникова. Сам он по этой теории оказался не «Наполеоном», а одним из заурядных людей, «тварью дрожащей». Ведь он не смог переступить через какую-то гнусную старушку. От этого его мучения усиливаются, Раскольников еще больше презирает себя.

Всем ходом романа, поступками главного героя Достоевский пытается доказать нам, что теория Раскольникова анти-человечна. Главная ошибка Родиона Раскольникова в том, что он позволил себе делить людей на чистых и нечистых, причислять их к разным категориям. Никто не имеет права распоряжаться судьбами людей, решать — жить им или нет. Даже такая «вошь», как Алена Ивановна, имеет право на жизнь. Причина крушения теории Раскольникова в том числе и в нем самом. В глубине души Раскольников отзывчив, добр. Ведь он не смог пройти мимо горя Мармеладовых, он так искренне им помогал, ничего не жалея! Родион Раскольников — сильная, многосторонняя, мыслящая личность, и вот почему его история — история не/нравственного падения, но морального возрождения души.

В чем заключается трагедия Раскольникова?

Другие сочинения по теме:

  1. Трагедия Раскольникова В центpе pомана Ф. М. Достоевского «Пpестyпление и наказание» — хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного...
  2. Сочинения по литературе: В чем заключается внутренняя противоречивость раскольникова В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой...
  3. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» — один из самых лучших романов Достоевского. Создавалось...
  4. Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. «Гениальность Достоевского,...
  5. Теория Родиона Раскольникова: «тварь дрожащая» и «право имеющий» Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души,...
  6. Самооправдание или самообман Раскольникова В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над...
  7. Идея Раскольникова, цель, которой он руководился, совершая свое преступление, нелегко раскрывается в романе. А от идеи, Раскольникова зависит и идея...
  8. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена...
  9. Сочинение Анализ по литературе эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роман Ф. М....
  10. Роман Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказание» — один из труднейших произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того,...
  11. Преступление Раскольникова началось не с убийства, а закончилось не признанием в полицейской конторе. Началось оно за год до совершения убийства...
  12. Сочинение По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Русского писателя Ф. Достоевского читает весь мир. Творчество его, как и...
  13. Проблема преступления и наказания не случайно указана уже в названии романа, так как именно ее исследованию посвятил Ф. Достоевский свой...
  14. Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление — убийство старухи процентщицы, и наказание —...
  15. (По романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Л. Н. Толстого «Война и мир») Роман Л. Толстого «Тысяча восемьсот...
  16. Ф. Достоевский принадлежал к числу величайших русских писателей-реалистов XIX столетия. Он завоевал мировое признание и осуществил большое влияние на развитие...
  17. В замысле Раскольникова существует непримиримое противоречие: собирался в отдаленном будущем стать «благодетелем» человечества, общим счастьем заняться, а «дело» задумал —...

Ф.М. Достоевский вошел в литературу в конце 40-х годов XIX века, когда многие русские интеллигенты, приобщаясь к социализму, искали пути изменения общественного строя России. Молодой писатель стал участником кружка М.В. Буташевича - Петрашевского. Этнический идеал Достоевского сформировался под воздействием утопического социализма с его высоким гуманизмом, сочувствием угнетенным, опорой на христианскую мораль. Находясь на каторге как политический преступник, писатель размышляет о ходе революционного движения в России и Европе и приходит к выводу, что только нравственное перерождение человека сможет изменить мир. Достоевский отвергает путь революционного переустройства общества. Этим объясняется дальнейшее творчество писателя, драматизм вечных сомнений. Достоевский заставляет героя своего романа «Преступление и наказание» мучиться этими неразрешимыми вопросами.

Родион Раскольников, главный герой романа,- молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учения. Живя в тесной каморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом этаже многоэтажного дома близ сенной, Раскольников постоянно наблюдает за жизнью бедноты Петербурга. Раскольников - умный, гордый, необщительный юноша, полный сознания собственной исключительности. Он страдает от голода и лишений, от унижений, которым подвергаются его мать и сестра. Но личные его тягости и горе его близких - это не основная причина его преступления. «Если бы я из-за того убил, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был», - говорит раскольников после преступления.

За несколько месяцев до убийства герой пишет статью, в которой рассматривает «психологическое состояние человека после преступления». Он отмечает, что это состояние похоже на болезнь - помрачнение ума, распад воли, нелогичность поступков. Коснулся Раскольников в этой статье и «преступления по совести». Разъясняя позднее свою мысль, герой говорит о двух разрядах людей. В то время как большинство покорно следует установленным порядкам, в истории человечества иногда появляются люди, которые дерзко нарушают общепризнанные нормы морали. Это «властелины судьбы» - Наполеоны, Магометы. Они достигают своих целей через преступление и насилие.

Такие «необыкновенные люди», проклинаемые современниками, затем становятся героями истории.

Из этой индивидуалистической теории вытекают мучительные для Раскольникова вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

В последние перед убийством дни Раскольников постоянно встречается с трагедиями жизни, которые до конца убеждают его в справедливости «убийства по совести». В грязном трактире он слушает рассказ «пьяненького» Мармеладова о семнадцатилетней дочери и ее жертве для спасения семьи. И еще один удар, еще одна ступень к бунту - Письмо матери о его сестре Дуни, которая ради спасения семьи от нищеты выходит замуж за подлеца.
Убить глупую старуху процентщицу, взять ее деньги и спасти тысячи униженных и оскорбленных - это «справедливое убийство», по мысли героя. Раскольников совершает свое преступление еще и для того, чтобы определить. Относится ли он к разряду «необыкновенных».

Раскольникову удалось совершить задуманное убийство. Но его трагический «эксперимент» привел совсем не к тому результату, которого он ожидал. Раскольников чувствует, что он как будто ножницами отрезал себя от других людей. По его теории, и Соня, и его мать, и Дуня, и Катерина Ивановна принадлежат к разряду «обыкновенных» людей. И, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы. Герою невыносима мысль о сходстве его теории со взглядами Лужина, Свидригайлова. Он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Я не человека убил, я принцип убил! Принцип то я убил, а переступить-то не переступил», - с ужасом думает Раскольников. Таким образом теория Раскольникова терпит крах, она не выдерживает жизненной проверки. Жизнь, чувство всегда богаче любой теории, утверждает Достоевский. А тем более такой бесчеловечной, как теория о двух разрядах, о сверхлюдях и «вшах», «недочеловеках».

Основная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, опровергающим его идеи.

Постепенно, мучительно трудно хранителями истинной красоты и нравственности стали для Раскольникова не те, кто ставит себя выше рядовых людей, а те, кто, подобно тихой Соне, среди голода и унижений сохраняют веру в жизнь и человека, отвращение к злу, насилию и преступлению в любых формах.
Кто заступится за людей, кто протянет им руку помощи и милосердия? Ни одна теория, направленная против истинных нужд людей, лишенная высшей гуманности, не способна решить эти вопросы, считал Достоевский. Всю жизнь писатель-гуманист искал пути к «широкому» и свободному бытию людей. Он осознавал, что ему не удалось найти этих путей, но своим анализом исканий Раскольников Достоевского облегчил другим поколениям поиски путей в «царство света и мысли».

Поделиться: