Переход фгуп на закупки по 44 фз. Закупки унитарных предприятий: по какому закону? Кого не коснутся изменения


Вступили в силу нормы Федерального закона от 03.07.2016 №321-ФЗ, поэтому с 1 января ГУПы и МУПы официально перестали быть заказчиками по 223-ФЗ и начали работать по 44-ФЗ. До 31 декабря 2016 года такие заказчики могли публиковать извещения в соответствии с 223-ФЗ - эти закупки должны быть проведены также по правилам 223-ФЗ.

Основания для работы унитарного предприятия по 223-ФЗ

1. Получение грантов, предоставленных физическими или юридическими лицами на определенные цели; 2. Унитарное предприятие является исполнителем по контракту и привлекает соисполнителей.

Под контрактом понимается договор, который заключается в рамках 44-ФЗ, то есть стороной договора должно быть публично-правовое образование: например, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Также сюда относятся договоры бюджетных учреждений.

Письмо МЭР от 18 августа 2016 г. № Д28и-2124

Под контрактом понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также гражданско-правовой договор, заключенный бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 № 44-ФЗ.

Таким образом, возможность реализации исполнения обязательств по таким контрактам через 223-ФЗ определяется путем внесения изменений в положения о закупках:

Необходимо добавить в положение о закупках основание для применения положения о закупках.

Положения о закупках унитарных предприятий, размещенные в ЕИС, продолжают работать, поскольку заказчики должны завершить все действия по 223-ФЗ: провести опубликованные процедуры, включить такие закупки в отчеты, а договоры внести в реестр договоров. По завершении этих действий нужно будет признать положения утратившими силу (иначе это означает выбор - по какому закону осуществляются закупки).

Выводы:

  • Унитарные предприятия согласно 321-ФЗ независимо от источника финансирования (собственные средства или бюджетные средства) с 01.01.2017 применяют положения 44-ФЗ.
  • Нормами 321-ФЗ предусмотрено основание для применения 223-ФЗ, в случае, если осуществляется привлечение поставщиков для исполнения обязательств по заключенным контрактам.

Изменения в законодательстве

28.12.2016 был принят закон №474, который внес изменения в 223-ФЗ и 44-ФЗ.

  • 223-ФЗ применяется федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.
  • Соответственно

  • Из-под действия 44-ФЗ исключаются федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации

Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016: Перечень из 64 федеральных унитарных предприятий, которые с 01.01.2017 не применяют нормы 44-ФЗ, а работают по 223-ФЗ.

Проблемы при переходе на 44-ФЗ

К сожалению, нормативные правовые акты, которые должны были помочь унитарным предприятиям в переходе на 44-ФЗ, были приняты не в полном объеме, поэтому у заказчиков возникает множество вопросов. Предполагалось, что до конца 2016 года будет принято порядка 30 подзаконных актов, отражающих специфику работы ГУПов и МУПов в рамках контрактной системы. На сегодняшний день принято не более пяти.

Мероприятия для перехода УП на 44-ФЗ:

  1. Получить ключ усиленной электронной подписи в территориальных органах ФК.
  2. Зарегистрироваться (перерегистрироваться) в ЕИС.
  3. Настроить личный кабинет пользователя в ЕИС.
  4. Организовать обучение специалистов в сфере закупок (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).
  5. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.
  6. Создать комиссию по осуществлению закупок.
  7. Разработать, утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупках.
  8. Выбрать ЭТП по № 44-ФЗ.
  9. Осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы.

Все эти действия следовало совершить до 31.12.2016, однако большинство УЦП не успели этого сделать. Таким заказчикам следует разместить соответствующие документы, не только для того чтобы минимизировать риски привлечения к административной ответственности, но, в первую очередь, для того чтобы начать закупки, так как без планирования, без регистрации в ЕИС и т.д., заказчик, с юридической точки зрения, не должен осуществлять закупочную деятельность.

Регистрация в ЕИС

До конца 2016 года Федеральное казначейство не выдавало ключи ЭП для работы по 44-ФЗ унитарным предприятиям, поскольку такие заказчики не были включены в Сводный реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. То есть для того чтобы привязать ключ ЭП к конкретному заказчику, который будет работать в разделе ЕИС по 44-ФЗ, такой заказчик должен быть включен в этот реестр.

3 ноября 2016 года был издан приказ Минфина №203н о внесении изменений в приказ Минфина № 163н «О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса». Однако приказ «завис» в Минюсте более чем на месяц.

Казначейство и Минфин выпустили совместное письмо, согласно которому до момента регистрации данного приказа в Минфине рекомендовалось включать унитарные предприятия в Реестр.

На данный момент изданы нормативные правовые акты а включении унитарных предприятий в Сводный реестр, но возникает вопрос, кто должен подавать сведения о включении.

В приказе Минфина №203н было указано, что:

  • в отношении федеральных государственных унитарных предприятий - соответствующим федеральным органом государственной власти (государственным органом), осуществляющим права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий;
  • в отношении государственных унитарных предприятий, права собственника которых осуществляются государственным органом власти субъекта Российской Федерации - финансовым органом субъекта Российской Федерации;
  • в отношении муниципальных унитарных предприятий - финансовым органом муниципального образования.

Самим унитарным предприятиям не нужно направлять сведения в казначейство, это должны делать финансовые органы федерального уровня, уровня субъекта или муниципалитета.

Что нужно сделать, если еще нет ключа ЭП?

Необходимо связаться с соответствующим финансовым органом и узнать, подавались ли о вас сведения для включения в Сводный реестр.

Если нет, следует сослаться на приказ Минфина 163н в редакции приказа Минфина 203н, в котором закреплена обязанность направить сведения об УП в Казначейство для включения в Сводный реестр.

Если сведения подавались, можно обратиться уже в территориальное управление Федерального казначейства для получения ключа ЭП для 44-ФЗ.

Для того чтобы получить сам ключ, необходимо ознакомиться регламентом получения этого ключа в органе Федерального казначейства. Действует общий приказ ФК от 31 июля 2015 г. № 197 «Об утверждении Регламента Удостоверяющего центра Федерального казначейства».

На сайтах территориальных управлений Казначейства есть раздел «Удостоверяющий центр», где детально описан порядок получения ключа ЭП.

Далее необходимо будет пройти регистрацию в ЕИС. Порядок регистрации предусмотрен приказом Казначейства России от 30 декабря 2015 г. № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. № 4н».

С момента регистрации унитарное предприятие вправе осуществлять закупки по 44-ФЗ.

Обучение

Необходимо организовать обучение специалистов в сфере закупок (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

Деятельность заказчика в части закупки ТРУ осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок:

  • Работники контрактной службы (руководитель КС) и контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (все кто связан с закупками - ДПО в сфере закупок);
  • В состав комиссии по осуществлению закупок включаются преимущественно (> 50 %) лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями.

Создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего

Необходимо оценить совокупный годовой объем закупок. В 44-ФЗ понятие совокупного годового объема закупок трактуется исходя из того объема договоров, которые заказчик заключает в текущем году, оплата по которым предусмотрена в следующем году, и контракты, которые заказчик заключил в прошедшем периоде, оплата по которым будет осуществлена в текущем году. Но поскольку в данном случае такие переходящие договоры были заключены по 223-ФЗ, учитывать их при расчете совокупного годового объема будет неправильно, поэтому здесь следует учитывать потребность исходя из текущего графика либо текущему плану финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от этого объема принимается решение - либо создавать контрактную службу, либо назначать контрактного управляющего.

После этого до момента начала закупок следует создать комиссию по осуществлению закупок.

Комиссии могут быть:

  • Конкурсные, аукционные;
  • Котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • Единые комиссии.

Лучше создавать единую комиссию. Численность должна быть не менее чем пять человек, из них не менее половины должны иметь документы, подтверждающие повышение квалификации.

Заказчик определяет число членов, порядок работы комиссии, председателя комиссии и порядок работы комиссии в положении о комиссии.

После этого заказчик выбирает ЭТП и осуществляет планирование.

Планирование в 2017 году

С 1 января 2017 года действуют новые правила планирования в рамках 44-ФЗ. УП должны публиковать:

1. План закупок на срок от 1 до 3 лет (на срок действия закона о бюджете);

2. План-график закупок.

Планирование основывается на:

  • документах об обосновании закупок,
  • документах о нормировании,
  • идентификационный код закупок.

С 1 января 2017 года действуют новые правила планирования закупок товаров работ услуг для муниципальных нужд:

  • Вводится обязательность планирования: закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (в т.ч. до 100 тыс. руб.).
  • Планы закупок, планы-графики и информация о реализации планов размещается в ЕИС.
  • Наименование объекта закупки указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Поскольку каталог еще не разработан, норма не учитывается.
  • Вводится обязательное общественное обсуждение закупок начиная с этапа планирования при НМЦ более 1 млрд руб.
  • Информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику включается в отчет об исполнении контракта.
  • Обжалование действий (бездействия) заказчика и прочих лиц допускается в любое время после размещения в ЕИС плана.

Вводится обязательность внесения изменений в план-график (в план закупок):

  • при отмене закупки - не позднее следующего рабочего дня после даты отмены;
  • закупка признана несостоявшейся (нет заявок, уклонение всех участников от заключения контракта).

Итак, план закупок формируется:

  • на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете (на 1-3 года),
  • в процессе составления проекта бюджета.

План-график формируется на 1 год на основе утвержденного плана закупок, является основанием для осуществления закупок в текущем году.

Устанавливается прямая взаимосвязь между документами о планировании закупок (планом закупок и утверждённым на основании него планом-графиком закупок на год) и процессом расходования бюджетных средств, в том числе санкционировании оплаты по контрактам финансовыми органами.

Если закупки нет в документах о планировании на 2017 год, то финансовые органы не могут санкционировать оплату. Такая оплата автоматически становится нецелевым расходованием бюджетных средств.

Часть 11 статьи 21 № 44-ФЗ о контрактной системе прямо запрещает осуществление закупок, не предусмотренных планом-графиком закупок на 2017 год. То есть это нецелевое расходование бюджетных средств.

Нормативные правовые акты по планированию закупок

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» - ФОРМА ПЛАНА ЗАКУПОК ДЛЯ «ФЕДЕРАЛОВ»

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» - ФОРМА ПЛАНА-ГРАФИКА ЗАКУПОК ДЛЯ «ФЕДЕРАЛОВ».

Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 (ред. от 29.10.2014) «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» - ОБЩАЯ ФОРМА ПЛАНА ЗАКУПОК ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛОВ.

Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» - ФОРМА ПЛАНА-ГРАФИКА ЗАКУПОК ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛОВ.

Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки».

План закупок унитарного предприятия формируется при планировании финансово-хозяйственной деятельности предприятия и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Форма плана закупок

Информация указывается в плане-графике закупок одной строкой по каждому включенному в состав идентификационного кода закупки коду бюджетной классификации Российской Федерации в размере годового объема финансового обеспечения в отношении каждого из следующих объектов закупок:

а) лекарственные препараты (закупки путём запроса предложений по пункту 7 части 2 статьи 83 ФЗ-44);

б) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

в) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (закупки по пункту 5 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

г) услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку, а также услуги, связанные с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (закупки по пункту 26 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

д) преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами (закупки по пункту 33 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

е) услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами (закупки по пункту 33 части 1 статьи 93 ФЗ-44).

Идентификационный код закупки

При формировании и утверждении планов закупок и планов-графиков закупок необходимо указывать специальный идентификационный код закупки:

Идентификационный код закупки указывается с 2017 года в:

  • Плане закупок;
  • Плане-графике;
  • Извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
  • Документации о закупке;
  • Контракте;
  • Иных документах, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе (часть 1 статьи 23, часть 3 статьи 114 № 44-ФЗ о контрактной системе).

Порядок формирования идентификационного кода закупки определен приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422.

Муниципальные и государственные унитарные предприятия - это коммерческие организации, которые не владеют имуществом, которое за ними закреплено. Оно принадлежит государству, региону или муниципальному образованию. Какие изменения в закупках ГУП и МУП произошли в 2018 и ожидаются в 2019 годах, читайте в статье.

Как закупают МУПы и ГУПы

Особенностям закупок унитарных предприятий посвящена ст. 15 Закона о контрактной системе. С 2017 года все они были переведены на 44-ФЗ. Не коснулось это требование только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило Правительство. Однако позже по одному стали вводить исключения.

В 2018 году закупать по 223-ФЗ можно в следующих случаях:

  • за счет безвозмездно полученных грантов, независимо от того, от кого они получены - граждан или юрлиц, а также за счет субсидий из казны любого уровня;
  • при закупках, в которых МУП или ГУП выступает исполнителем по контракту в случае привлечения третьих лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги;
  • при закупочных процедурах, в которых не участвуют бюджетные средства.

О последнем пункте, новом для 44-ФЗ, далее расскажем подробнее. Чтобы закупать по 223-ФЗ, предприятие должно утвердить и разместить в ЕИС положение о закупках до начала года, в котором собирается проводить процедуры. Принятое решение о закупках по 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

Иногда закупки проводятся за счет квартиросъемщиков и собственников жилья в многоквартирных домах. Как быть в этом случае, сообщил Минфин в своем письме от 29.01.2018 № 24-01-07/4711. Им в ведомстве прояснили исчерпывающий перечень ситуаций, когда возможно не применять 44-ФЗ. Процедур, которые проводятся за счет жильцов домов, там нет. Это означает, что такие закупки осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе.

Изменения с 2018 года

С 2018 года унитарным предприятиям позволили проводить больше закупочных процедур по 223-ФЗ. Госдума приняла 21 июня Федеральный закон от 29.06.2018 № 174-ФЗ. Некоторые положения ФЗ о ГУПах и МУПах вступили в силу 29 июня 2018 года. Он разрешил МУПам и ГУПам закупать по 223-ФЗ за счет собственных средств. Поправки уже внесены в ст. 15 44-ФЗ.

Под собственными средствами понимают деньги, полученные от приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц. Это может быть, в том числе, деятельность, входящая в список основных по учредительным документам. Правда, это правило не распространяется на средства, которые предназначены для оказания и оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Какие действия предпринять ГУП и МУП, чтобы проводить закупки по 223-ФЗ по новым правилам, расскажет эксперт

ГУП и МУП вернулись обратно. Три ценных совета по 223-ФЗ

ГУП и МУП стали объектом эксперимента. Сначала они работали по Закону № 223-ФЗ. Потом в целях повышения эффективности закупок их перевели на закупки по закону о контрактной системе. Перевод себя не оправдал, ГУП и МУП снова на 223-ФЗ. Расскажем, как теперь работать тем, кто попал назад в будущее, и дадим три ценных совета, о которых можно узнать только лишь на практике.

Изменения с 2019 года: ликвидация ГУП и МУП

ФАС предложила ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые ведут деятельность на конкурентных рынках (Проект Федерального закона от 25.09.2018 № 554026-7). Причина, по мнению ведомства, состоит в том, что через ГУП и МУП заказчики уходят от закупок по Закону № 44-ФЗ. Проект Федерального закона рассматривают в Госдуме.

  • предприятие создают на основании федерального закона, акта Президента или Правительства;
  • учредителями выступают федеральные органы исполнительной власти, которые вырабатывают и реализуют госполитику в сфере обороны и безопасности;
  • предприятие ведет деятельность в сфере естественных монополий.

Отвечает предприятие перечисленным требованием или нет, определит ФАС. Без согласия контролера зарегистрировать и создать новое ГУП или МУП будет нельзя. Если унитарное предприятие не отвечает условиям из списка, учредитель обязан упразднить его в срок до 1 января 2021 года. Если требование не выполнят, ГУП и МУП ликвидируют в судебном порядке по иску ФАС.

Специалисты контрольного органа пояснили: при помощи ГУП и МУП заказчики избегают конкурентных процедур по Закону № 44-ФЗ – передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным предприятиям с целью закупок для нужд учреждения. Именно работа унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. Проект одобрило и внесло в Госдуму Правительство.

Как ГУП и МУП перейти на Закон 223-ФЗ

До 1 октября предприятие вправе изменить план закупок, а также внести правки в положение или утвердить его, чтобы попасть под действие 223-ФЗ. Если организация не успевает этого сделать, то до конца года будет закупать по 44-ФЗ. Перейти на Закон о закупках отдельными видами юрлиц можно будет с нового года, если разместить положение до 31 декабря 2018-го. Рекомендуем также изменить план закупок и план-график по 44-ФЗ , исключив из них те позиции, которые будут закуплены по 223-ФЗ.

Как привлекать соисполнителей

Иногда при исполнении контрактов приходится привлекать соисполнителей. Муниципальные и государственные унитарные предприятия - не исключение. Как им привлекать сторонние организации, в своем письме от 22 декабря 2017 г. № 24-04-08/87329 рассказал Минфин.

Если унитарное предприятие выступает по госконтракту исполнителем и привлекает соисполнителей, оно может применять 223-ФЗ, но только в тех объемах, которые необходимы для исполнения госконтракта, заключенного по 44-ФЗ. Если же изначально был заключен договор по 223-ФЗ, то соисполнители привлекаются по нормам Закона о контрактной системе.

С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге , и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.

Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили

Унитарные предприятия являются коммерческими , но имеют особенности. У них нет собственного имущества - за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.

В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках . Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе. Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно. В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП. Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях :

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов , полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является . Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий. У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года . Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как будет решаться проблема ухода от конкуренции

ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу - внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.

Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы - часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.

Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года . Правило не будет распространяться только на такие случаи:

  1. Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
  2. Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
  3. Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.

Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия начали готовиться к переходу на контрактную систему и столкнулись с проблемами планирования. Разберем, как определять СГОЗ, как создать плановые документы и в какие сроки их утвердить.

Что такое совокупный годовой объем закупок

Разъясним, какие закупки входят в показатель «совокупный годовой объем закупок» (далее - СГОЗ) и нужно ли учитывать суммы, подлежащие оплате по договорам, заключенным в 2016 году по Закону № 223-ФЗ.

Совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для проведения закупок. В том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (ч. 16 Закона № 44-ФЗ).

Пример

Общий объем финансового обеспечения заказчика на 2017 год 8 млн руб., из них 2 млн руб. заложено на оплату контрактов, заключенных еще в 2016 году.

В таблице 1 покажем, как разделены суммы по годам.

Таблица 1. Разделение объема финансового обеспечения по годам

Важно

Показатель СГОЗ необходим для определения объема закупок запросом котировок или для определения минимального объема закупок у СМП

Например, если у ГУП план ФХД на 2017 год утвержден в октябре 2016 года, то в какие сроки план закупок по Закону № 44-ФЗ на 2017 год такой ГУП обязан утвердить и разместить?

В 2016 году правила Закона № 44-ФЗ на унитарные предприятия еще не распространяются, и соблюдать 10-дневный срок обязанности нет. А с наступлением 1 января 2017 года обязанность утверждать план закупок на 2017-й и последующие годы уже прошла. Как это выглядит, смотрите в табл. 3.

Таблица 3. Сроки утверждения плана закупок в зависимости от плана ФХД

2016 год 1 января 2017 года
31 октября - дата утверждения плана ФХД на 2017 год 11 ноября - предполагаемая дата утверждения плана закупок, предусмотренная ч. 8 ст. 17 Закона № 44-ФЗ Наступило действие Закона № 44-ФЗ
Требования Закона № 44-ФЗ на ГУП (МУП) не распространяются, следовательно, план закупок утверждайте в любой срок Требование об утверждении плана закупок в 10-дневный срок действует, но план ФХД на 2017 год утвержден в 2016 году. Разместите плановые документы в течение 10 дней после наступления обязанности работать по Закону № 44-ФЗ

На примере формально получается, что план закупок на 2017 год не подлежит размещению в ЕИС. Пока неизвестно, как контрольные органы будут проверять закупки унитарных предприятий. Рекомендуем разместить план закупок и план-график, например, в течение 10 рабочих дней после вступления Закона № 44-ФЗ в силу для ГУП и МУП.

В случае если у унитарного предприятия план ФХД будет утвержден в 2017 году, например 16 января 2017 года, план закупок необходимо утвердить до 30 января 2017 года.

Сроки утверждения плана-графика на 2017 год

Срок утверждения плана-графика установлен не нормами Закона № 44-ФЗ, а подзаконными актами. Для заказчиков федерального уровня предусмотрен максимальный срок утверждения - 10 рабочих дней (постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 553). В отношении унитарных предприятий эти сроки действуют только в случае закупок, предусмотренных пп. и ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Подзаконные акты в части планирования распространяются на унитарные предприятия только в случаях:

  • если унитарному предприятию предоставлены средства из бюджетов на капитальные вложения в объекты государственной или муниципальной собственности;
  • если государственные или муниципальные органы передали на безвозмездной основе свои полномочия заказчика ГУП и МУП на приобретение объектов недвижимого имущества.

По остальным закупкам, которые ГУП и МУП будут проводить по Закону № 44-ФЗ, форма плановых документов не определена. Рекомендуем данной категории заказчиков применять «аналогию норм» при формировании плана закупок и плана-графика.

Закон № 44-ФЗ не предусматривает специальных переходных положений для ГУП и МУП. Необходимо время на корректировку подзаконных актов с учетом новой категории заказчиков.

Конец 2016 и начало 2017 года - период, который будет насыщен письмами разъяснительного характера различных ведомств, которые причастны к формированию и развитию системы закупок. Возможно за время подготовки статьи в печать отдельные вопросы уже будут решены на уровне Минфина, Федерального казначейства и Минэкономразвития.

Переход ГУП и МУП на 44-ФЗ в части осуществления закупок определен Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ. С 1 января 2017 г. муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить свои закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Семь шагов к переходу ГУП и МУП на работу по 44-ФЗ

ШАГ 1. Обучение ответственных должностных лиц

Контрактный управляющий

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Работники контрактной службы

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ все работники контрактной службы (в т.ч. руководитель контрактной службы) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Члены комиссии по осуществлению закупок

Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ Заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека. Таким образом, в случае, если Заказчиком создается единая, конкурсная или аукционная комиссии, то количество обученных членов комиссии должно быть не менее 3 человек (при общем количестве членов комиссии 5 членов), а при создании котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений – не менее 2 человек (при общем количестве членов комиссии 3 члена).

Комментарий: В соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона N 273-ФЗ 76 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные профессиональные программы – это программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.
В соответствии с п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации составляет 16 часов, а программ профессиональной переподготовки - 250 часов.
Согласно «Методическим рекомендациям по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок» от 12.03.15 г. Минэкономразвития России и Минобрнауки России (далее – методические рекомендации), минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок составляет не менее 108 часов.
Таким образом, объем обучения по программе повышения квалификации в сфере закупок должен составлять не менее 108 часов, а объем обучения по программе профессиональной переподготовки – не менее 250 часов. Исключение – руководитель Заказчика, объем обучения которого должен составлять не менее 40 часов (согласно методическим рекомендациям).

Согласно ст.195.3 ТК РФ: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет:

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей;
  • за повторное нарушение - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 50 000 до 70 000 рублей.

ШАГ 2. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). А в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Реализация требования

В целях реализации данного требования (после принятия решения о назначении контрактного управляющего или создании контрактной службы), Заказчику рекомендуется разработать и утвердить следующие информацию и документы:

  • Положение (регламент) о КС/КУ Заказчика;
  • Регламент взаимодействия КС(КУ) с другими подразделениями и отделами организации (по желанию Заказчика);
  • Приказы о назначении КУ/работников контрактной службы или о возложении обязанностей на действующих сотрудников организации Заказчика;
  • Должностные инструкции на КУ/работников контрактной службы (либо осуществить внесение изменений в действующие инструкции в срок до 31.12.2016 г.).
Чем руководствоваться

1. Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.;
2. Типовое Положение (регламент), утвержденное приказом Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 г.;
3. Трудовой кодекс РФ;
4. Профессиональный стандарт - специалист в сфере закупок (утвержден приказом Минтруда от 10.09.15 № 625н);
5. Профессиональный стандарт - эксперт в сфере закупок (утвержден приказом Минтруда от 10.09.15 № 626н).

ШАГ 3.Осуществить планирование закупок на 2017 и последующие годы

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:
1) планов закупок (как правило, на трехлетний период);
2) планов-графиков (на 1 год).
Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия должны сформировать и утвердить в срок до 31.12.2017 г. план закупок и план-график.

В плане закупок, плане-графике а также в иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ указывается идентификационный код закупки (ч. 1 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

Чем руководствоваться при формировании идентификационного кода закупки (ИКЗ)

Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки».

Чем руководствоваться при формировании планов закупок

1. Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 г. № 1043 (закупки для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд);
2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 552 (закупки для федеральных нужд);
3. Постановление Правительства Самарской области от 23.11.2015 г. № 761 (закупки для государственных нужд Самарской области).

Чем руководствоваться при формировании планов-графиков

1. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 554 (закупки для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд);
2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 553 (закупки для федеральных нужд);
3. Постановление Правительства Самарской области от 23.11.2015 г. № 750 (закупки для государственных нужд Самарской области).

Помимо формирования планов закупок и планов-графиков, Заказчикам следует осуществить обоснование каждой закупки при формировании плана закупок, плана-графика.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки, а при формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в том числе дополнительные требования к участникам закупки).

Чем руководствоваться при осуществлении обоснования закупок

ШАГ 4. Зарегистрироваться в ЕИС

Последовательность действий Заказчика по получению электронной подписи для получения возможности осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ представлена в Приказе Казначейства России от 30.12.2015 г. № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок».

ШАГ 5. Разместить в ЕИС план закупок, план-график

План закупок и план-график утверждаются в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Утвержденные план закупок и план-график (вместе с обоснованием закупок) подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Чем руководствоваться при размещении в ЕИС планов закупок и планов-графиков

Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ШАГ 6. Составить и утвердить дополнительные локальные акты

1. Регламент (положение) о комиссии по осуществлению закупок, порядок ее работы, а также приказ о создании комиссии по осуществлению закупок с учетом следующих особенностей:
Виды комиссий:

  • конкурсная комиссия;
  • аукционная комиссия;
  • котировочная комиссия;
  • комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • единая комиссия.

Численность и состав:

  • конкурсная, аукционная и единая комиссии ≥ 5 человек (в т.ч. председатель комиссии);
  • котировочная комиссия, комиссия по рассмотрению запросов предложений и окончательных предложений ≥ 3 человек (в т.ч. председатель комиссии).

2. Типовая документация для основных способов закупок .

3. Типовые проекты контрактов .

4. Регламент (положение) по экспертизе (шаблон экспертного заключения).

5. Регламент (положение) по приемке товаров, работ, услуг.

6. Приказ о назначении ответственных должностных лиц за проведение «внутренней» экспертизы, приемки товаров, работ, услуг .

7. Приказы о назначении ответственных должностных лиц по другим направлениям (например, ответственных за сбор коммерческих предложений, подготовку технических заданий и пр.).

ШАГ 7. Внести изменения в Положение о закупке или сформировать новое

С 01.01.2017 г. ГУПы, МУПы осуществляют закупки в соответствии с 223-ФЗ только в двух случаях:
1) за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами … а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации … субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

В случае принятия решения о продолжении осуществления части закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ, Заказчику следует внести изменения в действующее Положение о закупках или создать новое Положение о закупках.
При этом указанные правовые акты в случае их принятия государственными, муниципальными унитарными предприятиями должны быть размещены до 31 декабря 2016 года в единой информационной системе.

При формировании нового или внесении изменений в действующее Положение о закупках, Заказчику следует учитывать, в том числе:
1) нововведения в Законе 44-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2017 г., касающиеся работы государственных и муниципальных унитарных предприятий;
2) требования Постановления Правительства РФ № 925 от 16.09.2016 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (вступает в силу с 01.01.2017 г.).

К сведению Заказчиков: ключевые отличия законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ

Законодательство РФ

Законодательство РФ
Положение о закупках

Электронная подпись – кто выдает

Казначейство

Казначейство (в отдельных случаях)
Любой удостоверяющий центр, выпускающий усиленную квалифицированную электронная подпись

Электронные площадки

5 электронных площадок «Госзаказа»::
- ООО «РТС-тендер»,
- ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг),
- ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»,
- ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»,
- ЗАО «Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки».

Заказчик может использовать для проведения электронной закупки (в том числе электронного аукциона, электронного конкурса и др. способов, предусмотренных Положением о закупке) любые коммерческие электронные площадки, реализующие возможность проведения таких закупок.

Способы закупок

Открытый конкурс - ст. 48 44-ФЗ;
- конкурс с ограниченным участием - ст. 56 44-ФЗ;
- двухэтапный конкурс - ст. 57 44-ФЗ;
- электронный аукцион - ст. 59 44-ФЗ;
- запрос котировок - § 3 44-ФЗ;
- запрос предложений - § 4 44-ФЗ;
- единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) § 6 44-ФЗ;
- закрытые способы - §5 44-ФЗ.

Согласно ч.3 ст. 3 223-ФЗ
- конкурс;
- аукцион;
- а также иные способы закупки, которые могут быть предусмотрены заказчиком в Положении о закупке.

Контрактная служба (контрактный управляющий)

Обязательно создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего

Не предусмотрено 223-ФЗ

Комиссия по закупкам

ст. 39 ФЗ № 44
Обязательно создается при проведении всех закупочных процедур, за исключением закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

п. 4 ст. 447 ГК РФ
Обязательно создается при проведении конкурса.
В иных случаях создание комиссии по закупкам происходит согласно Положению о закупке заказчика.

Обучение в сфере закупок

Обязательно для:
Контрактного управляющего
Работников контрактной службы
Преимущественного количества членов комиссии по закупкам

Не обязательно, но возможно

Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов

Применяются согласно ст. 37 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов.

Не установлены 223-ФЗ

Национальный режим

При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, применяется национальный режим.
Механизмы импортозамещения:

Особые условия допуска (например, Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 и др.)
Ограничение допуска (например, ПП РФ от 30.11.2015 № 1289, ПП РФ от 05.02.2015 № 102 и др.)
Запрет (например, ПП РФ от 14.07.2014 № 656, ПП РФ от 16.11.2015 № 1236, ПП РФ от 11.08.2014 № 791 и др.)

По состоянию на 01.10.2016: Постановление Правительства РФ №925 от 16.09.2016 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» - далее Постановление Правительства РФ № 925. (вступает в силу с 01.01.2017 г.)

Указание товарного знака, производителя, страны происхождения при описании объекта закупки

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ)

Можно указывать товарные знаки, производителя, страну происхождения (если запрет не содержится в Положении о закупке) с учетом положений Постановления Правительства РФ № 925 и иных НПА, регулирующих национальный режим и импортозамещение.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора), способы

Согласно ст. 22 44-ФЗ: Начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода (методов):
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.

Обоснование не требуется (если иное не предусмотрено в Положении о закупках)

Требования к участникам закупки

Ко всем участникам закупок устанавливаются единые требования (ст. 31 44-ФЗ), но к участникам отдельных видов закупок, а именно конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, аукционов устанавливаются также дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 44-ФЗ; ПП РФ от 04.02.2015 № 99).

Перечень требований к участнику закупки определяется заказчиком самостоятельно и указывается в Положении о закупке. При этом перечень требований должен быть исчерпывающим, а сами требования измеряемыми (п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223). При установлении требований следует избегать дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223).

Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 ФЗ № 44, п. 7 ст. 3 ФЗ № 223).

Предоставление преимуществ

1. Обязанность заказчика осуществлять закупки в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства (далее СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО)
(ч. 1 ст. 30 ФЗ № 44).
2. Для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 28 ФЗ № 44).
3. Для организаций инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 29 ФЗ № 44).

1. Закон обязывает заказчиков производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3 ФЗ № 223).
При этом обязанность осуществлять закупки у СМСП возникает у заказчиков, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, Заказчик обязан производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) в размере не менее 18 % совокупного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых являются только СМСП, должен составлять не менее чем 10 % совокупного годового стоимостного объема закупок.

Планирование закупок

План закупок на период действия закона о бюджете (как правило, 3 года)
План-график на 1 год

План закупок на 1 год
План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от 5 до 7 лет (ч. 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Обоснование закупок

Обязательное обоснование закупок, является отдельным документов к плану закупок и плану-графику

Не предусмотрено 223-ФЗ

Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг

ст. 41, ч. 3 ст. 94 44-ФЗ
заказчик обязан производить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться:
- силами заказчика (внутренняя экспертиза);
- с привлечением экспертов, экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Не предусмотрена 223-ФЗ
(может быть предусмотрена Положением о закупке).

Заключение и изменение условий контракта (договора)

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке ч. 1 ст. 34 44-ФЗ.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ).
Объем товара может быть увеличен только на сумму, не превышающую разницу между НМЦК и предложенной ценой участника в случае проведения конкурса или аукциона (ч. 18 ст. 34 44-ФЗ), если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в нескольких случаях, предусмотренных ч.1 ст. 95 44-ФЗ.

При заключении и исполнении договора могут быть изменены объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ).

Условие об ответственности в контракте

Ч. 4 ст. 34 44-ФЗ
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Не предусмотрено 223-ФЗ
(может быть предусмотрено в Положении о закупке)

Отчетность по закупкам

ч. 9-12 ст. 94 44-ФЗ, ПП РФ № 1093 от 28.11.2013 г. обязывают заказчика размещать в ЕИС не позднее 7 рабочих дней с даты исполнения контракта отчет об исполнении контракта (результаты отдельного этапа контракта).

Также заказчик обязан размещать в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО до 1 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238).

ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг конкурентными способами;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну;
4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров,
заключенных заказчиком по результатам закупки у СМСП.

Информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом. (ч. 21 ст. 4 223-ФЗ) составляется в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352.

Торгово-промышленная палата Самарской области готова оказать помощь ГУП и МУП в переходе на работу по Закону № 44-ФЗ по следующим вопросам:

  • В составлении проектов необходимых локальных актов (положения о контрактном управляющем/контрактной службе, положение о комиссии, шаблонов экспертного заключения и пр.);
  • В составлении проектов планов закупок, планов-графиков, обоснований закупок;
  • В обучении должностных лиц по программам повышения квалификации и профессиональной подготовки (от 40 до 256 часов) с выдачей удостоверения о повышении квалификации или диплома о прохождении профпереподготовки;
  • В консультировании по всем возникающим в процессе перехода на осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • В аудите составленных Вами документов, регламентирующих процессы осуществления закупок в соответствии с законом № 44-ФЗ (в т.ч. планов закупок, планов-графиков, локальных актов).
Поделиться: