Особенности административно-правового регулирования. Предмет Административно-правового регулирования Особенности и виды административно правового регулирования

Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства .

Общая характеристика

  • представляет собой совокупность юридических средств;
  • средства носят административно-правовой характер;
  • объектом воздействия выступают управленческие отношения;
  • направлено на решение задач общества и государства;
  • активизирует субъекты управленческих отношений;
  • повышает уровень их правосознания , правовой культуры ;
  • обеспечивается принудительной силой государства.

Элементы механизма

  1. принципы административного права ;
  2. акты официального толкования административно-правовых норм;
  3. акты применения административно-правовых норм;

Стадии и способы административно-правового регулирования

Стадии административно-правового регулирования:

  • регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов , содержащих нормы административного права);
  • возникновение субъективных прав и юридических обязанностей ;
  • конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;
  • реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
  • защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления , при наличии спора в праве.

Существуют следующие способы административно-правового регулирования:

  1. императивный (категорический, властный) - способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
  2. диспозитивный (автономный) - способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом ;
  3. рекомендательный - способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства;
  4. поощрительный - способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.

Принципы административного права

Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права , которые:

  • определяют юридическую природу административного права ;
  • закрепляются в административно-правовых нормах ;
  • являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;
  • выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;
  • обусловлены уровнем развития общества и государства .

К принципам административного права относятся следующие.

3. Принцип взаимной ответственности государства и личности . Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.

4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти , органов исполнительной власти субъектов РФ , в установлении предмета совместного ведения.

5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека , степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.

6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.

Особенности административно-правовых норм:

  1. являются разновидностью юридических норм;
  2. объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения - управленческие;
  3. административно-правовые нормы - средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления ;
  4. устанавливаются органами государственной власти , местного самоуправления , администрацией предприятий , учреждений, организаций;
  5. содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  6. имеют представительно-обязывающий характер;
  7. обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  8. преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  9. во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Структура административно-правовой нормы - ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

  1. гипотеза- часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;
  2. диспозиция - часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;
  3. санкция - часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

6. По действию в пространстве: федеральные - действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) - действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ - действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные - действующие в пределах муниципального образования ; локальные - действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

7. По действию во времени: срочные - нормы, для которых определен срок действия; бессрочные - нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные - нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

8. По кругу лиц общего действия - регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные - распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

9. По юридической силе: законодательные - содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные - содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм - это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение - форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение - форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания .

Использование - форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права .

Применение - особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Акты официального толкования административно-правовых норм

В зависимости от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на аутентичные и легальные.

Акты применения административно-правовых норм

Среди элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений - участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие , общественные (некоммерческие) объединения, предприятия , учреждения, организации и др.

Объекты административно-правовых отношений - то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).

Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

По порождаемым последствиям существуют правообразующие, пра- воизменяющие и правопрекращающие юридические факты.

По форме проявления: положительные, с наличием которых административно-правовая норма связывает возникновение правоотношений; отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения правоотношений.

По связи с волей субъекта: события - факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения; действия - факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения.

По содержанию административно-правовые отношения делятся на: материальные - общественные отношения в сфере управления , урегулированные материальными нормами административного права ; процессуальные - управленческие отношения, урегулированные на основе административно- процессуальных норм.

По характеру юридических фактов: отношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.

В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений: внутренние - отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние - отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.

В зависимости от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке.

Понятие и сущность административно – правового регулирования.

Чтобы раскрыть сущности административно – правового регулирования необходимо уяснить понятие «правового регулирования» вообще. Правовое регулирование представляет собой «единство социологического, нормативного и практического аспектов». Она начинается тогда когда в целях, содержании, требованиях закона «схватывается» назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное представление, какого – либо органа власти, а именно то, что в сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни. Формирование нормативно – правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сама норам будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический характер, и показывает, что люди способны «конструировать» свою завтрашнюю жизнь.

Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т.д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в жизни.

В нормативно – правовом акте, установленном государственной властью различают три элемента. Гипотеза – часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, в которых она действует. Диспозиция – часть нормы, раскрывающая содержание, смысл, самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция – часть нормы, характеризующая меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения диспозиции и гипотезы соответствующей нормы. Поэтому качество нормативного аспекта правового регулирования во многом зависит от того, как уполномоченные на то государственные органы формулируют юридические нормы - правила поведения. Необходимо отметить, что любая юридическая норма является «пустым сотрясением воздуха», если ее реализация не опирается на соответствующие организационно – государственные структуры и не обеспечивается их возможностями. Ведь не все нормы и не всеми воспринимаются позитивно, с желанием их исполнить, многие, в особенности, требующие от человека изменения его поступков и действий, вызывают неприятие и сопротивление. В итоге можно констатировать, что

правовое регулирование есть деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения государственного аппарата. Иначе правовое регулирование это – требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере административного права.

Приступая к рассмотрению административно – правового регулирования необходимо отметить, что, прежде всего административное право, связанное с социальным явление получившим название «управление». В самом широком смысле управление означает руководство чем – либо кем – либо, но необходимо раскрыть содержание этого «управления», а так как нас интересует административное управление, то мы рассмотрим именно государственное управление.

Термин «государственное управление» широко используется в отечественное и зарубежное литературе. Но конституция Российской Федерации 1993 года заменяет этот термин другим – исполнительная власть. Чаще всего органы государственного управления рассматриваются в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти. Как отмечает Ю.М. Козлов «государственное управление – синоним государственно – управленческой деятельности в широком смысле и форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле».

Государственно – управленческая деятельность – это есть функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.

Сейчас происходят процессы, свидетельствующие об известном уменьшении веса государственного управления в некоторых областях жизни, в первую очередь это наблюдается в экономике. И исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в некоторых позициях отказывается от функции непосредственного управления. На данной основе появляется совершенно другая функция – функция государственного регулирования, что особенно заметно в экономике. Если государственное управление есть постоянное, непосредственное вмешательство органов управления в жизнь объектов, то сейчас основным направлением является предоставление относительной самостоятельности (в известных пределах).

Однако между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. По своей сути регулирование непременный элемент государственно – управленческой деятельности, одна из ее функций. В данном случае речь идет о различном, большем или меньшем участии государства в экономических и иных процессах. Тем не менее, все это является условным так как «управляя, государство регулирует, а, регулируя, – управляет». По существу государственное управление - понятие более широкое по сравнению с государственным регулированием. Но в то – же время, государственное регулирование в значительной мере связано с использованием косвенных средств управляющего воздействия, т.е. налоговых, льготных и т.п., так называемых «экономических методов управления».

Основные направления развития административно – правового регулирования на современном этапе хорошо сформулированы Козловым Ю.М. – вот они:

разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);

установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);

управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;

регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально – культурного и административно – политического строительства;

обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

По мнению К.С. Бельского государственное управление «знаменует собой проявление множества управленческих связей и отношений, которые складываются во всех ветвях государственной власти (законодательство, управление, правосудие, прокуратура). Они образуют один вид общественных отношений – государственно-управленческие, регулируемые административно – правовыми нормами, которые в целом составляют важную под отрасль административного права – управленческое право».

Административно правовое регулирование охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Административно – правовое регулирование следует понимать как управление определёнными процессами жизнедеятельности человека. Некоторые люди крайне негативно относятся к данному термину, термину административно правового регулирования или государственного управления. Наученные горьким опытом «управления», в годы, когда существовал СССР, люди боятся доверять государству управление в некоторых социально – культурных областях и многие считают что, нужно исключить или как можно больше ограничить государственное управление в этих социально – культурных областях. Но необходимо возразить этим словам. Регулирование всех сфер жизнедеятельности людей, но необходимо разграничивать «разумное управление» и «слепое командование». Без управления со стороны государства не обойтись, так как посредством управления осуществляются основные социальные задачи государства, если не будет управления, то в нашей стране воцарит хаос и беспредел.

Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. «Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес». Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Государство выступает гарантом равных условий хозяйствования.

Методы регулирования предпринимательской деятельности.

Институт предпринимательства в нашей стране появился сравнительно недавно. Основы предпринимательской деятельности закреплены в ряде нормативно – правовых актах. Нормативное определение предпринимательства впервые было дано в Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности. Статья 1 Закона характеризует: «предпринимательскую деятельность (предпринимательство) как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений направленную на получение прибыли и осуществляемую гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия». Но предпринимательской деятельностью могут заниматься не только различного рода предприятия, но и граждане. Статья 23 Гражданский кодекс РФ принятого в конце 94 года «Предпринимательская деятельность граждан», говорит: «Гражданин в праве заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».

Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают роль государства в становлении рыночной экономики. С учетом конституционного устройства Российской Федерации и функционирования частной, государственной и муниципальной собственности на средства производства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие на предпринимательскую деятельность, осуществляемое независимо от форм собственности, и особенное, когда государство выступает как собственник своего имущества.

Управление муниципальным имуществом строится по той же схеме что и государственным имуществом, но здесь очень велика роль местных органов власти.

По содержанию, общий государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности, В. Андреев подразделяет на требования: «в области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельности. Сюда же относится предварительный контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности».

По мнению А.В. Пикулькина главная роль в регулировании экономики принадлежит Министерству экономики РФ.

Министерство экономики:

«Организует и координирует разработку приоритетных направлений развития экономики, прогноза социально – экономического развития РФ, регионов, отраслей, секторов экономики;

разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обосновывает отдельные статьи доходов и расходов федерального бюджета;

анализирует экономическое положение страны, основные тенденции проведения экономической реформы, определяет стратегию ее дальнейшего развития;

осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;

организует разработку государственной инвестиционной политики, обосновывает структурную политику, меры по стимулированию инвестиционной активности;

формирует объем и структуру поставок для федеральных нужд, включая оборону и государственный материальный резерв;

участвует в разработке и реализации механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства, социальной политики;

вносит предложения по совершенствованию структуры органов исполнительной власти;

лицензирует деятельность лизинговых компаний;

организует разработку и обеспечивает реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, осуществляет экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества».

Также для государственно-правового регулирования экономики и предпринимательской деятельности используются различные средства. К их числу Ю.А. Тихомиров относит:

«нормативное регулирование основ деятельности (ее видов, содержания и т.д.);

официальное признание, удостоверение статуса субъектов предпринимательства и осуществляемых ими видов деятельности (регистрация, лицензирование и т.д.);

определение порядка ведения хозяйственной деятельности;

установления нормативных требований к содержанию и качеству предпринимательской деятельности;

организация поддержки предпринимательской деятельности;

контроль за соблюдением законности;

введение запретов и санкций за отступление от нормативов».

Одним из методов административно-правового регулирования, является налогообложение. Законодательство о налогах включает в себя более 20 законодательных актов, основным является Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Остальные законы посвящены видам налогов. В РФ 15 видов федеральных налогов, а также существует более 20 видов местных налогов. Субъектам федераций даны обширные полномочия в сфере налогообложения, но сеть и существенное ограничение, местные органы могут вводить налоги, составляющие не менее четверти от суммы центральных налогов. В целях ослабления налогового бремени для производителя, для того чтобы поддержать отечественного производителя, был издан Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О некоторых вопросах налоговой политики». Данный Указ предусматривает ряд мер: а) уменьшение количества налогов; б) снижение на 10-20% уровня ставок взимаемых с предприятия основных налогов; в) введение ограниченного перечня продовольственных товаров, обложение которых налогом на добавленную стоимость производится по ставке 10%; г) уменьшение количества налоговых льгот. Одновременно был введен более строгий порядок взаимоотношений хозяйствующих субъектов с налоговыми органами (постановка на учет, наложение штрафов, информация о всех открытых счетах).

Необходимо отметить, что органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Многообразие продукции товаров и услуг предполагает соблюдение общих параметров. Так как очень сложно определить качество того или иного продукта, услуги. Поэтому столь важное значение, в условиях рыночной экономики, приобретают такие государственно-правовые регуляторы, как сертификация, стандартизация и единство измерений.

Государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации осуществляется на основе и в соответствии с требованиями Законов Российской Федерации от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продуктов и услуг». Качество производимой продукции и оказываемых услуг определяется ГОСТами, техническими условиями и другими документами, устанавливающие определенные требования к качеству продукции, работ и услуг. Это регулируется тем, что государство сертификаты и иные документы и знаки соответствия (зарегистрированные в установленном порядке) обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков) обеспечить соответствие реализуемой продукции, работ и услуг требованиям нормативных документов. Закон «О сертификации продуктов и услуг» регулирует деятельность по подтверждению качества продукции установленным требованиям. «Сертификат – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям». Госстандарт России определил номенклатуру товаров подлежащих обязательной сертификации, центры стандартизации постоянно информируют торгующие организации об изменениях в данном перечне. Государственный контроль за соблюдением стандартов, других правил обязательной сертификации товаров, работ и услуг обеспечивают органы Государственного комитета по стандартам, а так же другие специально уполномоченные органы. Нормативное регулирования единства измерений дано в Законе «Об обеспечении единства измерений». Им установлены единицы величин, средства и методики выполнения измерений. Данную функцию осуществляет Государственная метрологическая служба Госстандарта России. Государственные органы выдвигают так же и экологические и санитарные нормы. Экологические требования к любой хозяйственной деятельности выступают как один из социальных критериев ее эффективности. Данные требования регулируются Законами: «Об охране окружающей среды», «О недрах», «О плате за землю» и т.п. Данный вид регулирования осуществляет Госкомсанэпиднадзор России, центры государственного санитарно эпидемиологического надзора в субъектах РФ.

В юридической литературе выделяется административный надзор как составная часть государственного управления. Вот что говорит о свойствах административного надзора Д.Н Бахрах: «а) участие в определении режима поднадзорных объектов, б) проведение организационно – массовой и матерьяльно – технической деятельности, в) наблюдение за соответствующими отношениями действиями состоянием окружающей среды и материальных ценностей, г) использование разнообразных предупредительных мер, д) осуществление юрисдикционной деятельности и применение принудительных мер». Следовательно, разновидностью государственного управления и регулирования в экономической сфере является «функциональный контроль и надзор». Под функциональными действиями понимаются контрольно – надзорные действия, которые имеют строго целевой характер и связаны с тем или иным видом деятельности предпринимателя. Эти действия обеспечивают единство операций любого предпринимателя в рамках государственной специализированной деятельности.

Существует несколько видов функционального контроля и надзора:

Таможенный контроль. Таможенный контроль является одним из важнейших инструментов регулирования товарооборота и может служить инструментом защиты Российского рынка. Нормативное закрепления основ таможенного регулирования дано в Таможенном кодексе, а так же в ряде других нормативно правовых актах: «О таможенном тарифе»;

Валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный Банк РФ, Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с нормативно–правовыми актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Нормативной базой валютного контроля является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Энергетический надзор. 12 мая 1993 г. утверждено «Положение о государственном энергетическом надзоре в РФ». Органы – Главное управление государственного энергетического надзора Министерство топлива и энергетики. Органы осуществляют надзор за проведением предприятиями мероприятий по сбережению электрической и тепловой энергии и следят за техникой безопасности.

Надзор в сфере трудовых отношений. Регулируется Указом Президента от 4 мая 1994 года «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда». Осуществляется Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда РФ и подведомственными ей государственными инспекциями труда субъектов РФ.

Существуют так же и другие органы государственного контроля: Государственная инспекция по торговле (Госторгинспекция), качеству товаров и защите прав потребителей, и т.д.

Методы и способы регулирования предпринимательской деятельности на этом не заканчиваются, существуют и другие методы, но здесь перечислены самые основные методы и способы, используемые государственными органами для регулирования предпринимательской деятельности.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Чтобы раскрыть сущности административно-правового регулирования необходимо уяснить понятие «правового регулирования» вообще. Правовое регулирование представляет собой «единство социологического, нормативного и практического аспектов». Она начинается тогда когда в целях, содержании, требованиях закона «схватывается» назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное представление, какого-либо органа власти, а именно то, что в сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни. Формирование нормативно-правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сама норам будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический характер, и показывает, что люди способны «конструировать» свою завтрашнюю жизнь.

Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т.д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в жизни.

Иначе, правовое регулирование это - требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере административного права. Под правовым регулированием понимается процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права) Волосов М.Е., Додонов В.Н., Капинус Н.И., Капинус О.С., Крутских В.Е., Мишустина Е.А., Панов В.П., Сюкияйнен Л. Р., Щерба С.П., Большой юридический словарь, Инфра-М, 2006. - С.294.

Основные направления развития административно правового регулирования на современном этапе хорошо сформулированы Козловым Ю.М. - вот они Козлов Ю.М., Административное право: учебник, М. : ЮРИСТЪ, 2005. -С. 38. 554 с.:

· разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);

· установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);

· управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;

· регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

· координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально - культурного и административно - политического строительства;

· обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

· осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

Механизм административно-правового регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.

В структуру этого механизма входят следующие элементы:

a) нормы административного права и его принципы, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах;

b) акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;

c) акты применения норм административного права;

d) административно-правовые отношения;

e) правосознание, юридические факты, законность.

Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности.

Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. - М., Юрист, 1999.. Определение данному понятию можно дать следующим образом: административно-правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления системы административно-правовых средств регулирования, закрепленных в нормах действующего законодательства Савостин А. А. Методы административно-правового регулирования общественных отношений в период социальных реформ (историография и современные проблемы): Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. 6,9 п.л..

Административно-правовое регулирование управленческих общественных отношений может иметь различную целевую нагрузку и, соответственно, различные формы своего выражения. Учитывая это, можно говорить о трех важнейших проявлениях регулятивной функции административного права.

В полном соответствии с ролью исполнительной власти в государственно-властном механизме с достаточной степенью отчетливости проявляется правоисполнительная функция административного права. Это означает, что главное содержание административно-правового регулирования находит свое выражение в обеспечении свойственными ему средствами проведения в жизнь (исполнения) требований действующего российского законодательства.

Административно-правовое регулирование вместе с тем выражается и в том, что соответствующие субъекты исполнительной власти полномочны самостоятельно, но на подзаконной основе творить правовые нормы. В этом суть правотворческой или правоустановителъной функции административного права. Главное, что необходимо при этом учитывать, заключается в том, что административное нормотворчество производно от основной, т.е. правоисполнительной, функции административного права и служит ее интересам. Практически это означает, что нормы административного права, создаваемые самими органами исполнительной власти, по своей сути также являются конкретной формой правоисполнения. Так, Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти издает правовые акты, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

В процессе административно-правового регулирования реализуется также и правоохранительная функция, имеющая своим назначением обеспечение соблюдения установленного правового режима и защиту законных прав и интересов участников регулируемых общественных отношений. Следует еще раз подчеркнуть, что в порядке осуществления широкого круга контрольно-надзорных полномочий и применения мер административного принуждения исполнительные органы и их должностные лица практически обеспечивают правовую защиту многих общественных отношений, регулируемых иными отраслями действующего права.

При осуществлении административно-правового регулирования в настоящее время главное внимание уделяется реализации федеральных и региональных программ (например, жилищной, энергетической); проведению в жизнь требований, обеспечивающих организационно-правовые основы хозяйственной жизни (например, пресечение монополизма, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей); обеспечению реализации прав (включая их охрану) и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственного и частного секторов хозяйственной и социально-культурной жизни; осуществлению государственного контроля и надзора в регулируемой сфере общественных отношений Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. - М., Юрист, 1999. - С. 10-11.

04.09.14

Литература: профессор Старилов, профессор Попов, профессор Россинский, профессор Коннин. Не нужно профессор Тихомирова.

Тема: «Административное право как отрасль права».

Предмет Административно-правового регулирования.

Предмет административного права – это общественные отношения в сфере государственного управления: 1-ая группа – отношения, которые возникают в связи и по поводу реализации функций исполнительной власти; 2-ая группа – это общественные отношения исполнительно-распорядительного характера, которые возникают в деятельности иных органов государственной власти, органов МСУ и других организаций; 3-я группа – отношения связанные с реализацией особого административного иска в судебном порядке; 4-ая группа – отношения связанные с самостоятельной реализацией гражданами и организациями своих прав и обязанностей в сфере государственного управления;

Виды управления : техническое (человек-техника); биологическое (человек-природа); социальное (человек-человек) –> публичное: государственное и муниципальное;

Государственное управление представляет собой деятельность государственного аппарата, которое основано на законе, имеет системный непрерывный характер и имеет своей целью повседневное руководство всеми сферами жизни общества.

Государственное управление рассматривается в узком и широком значении.

Основные характеристики ГУ в узком понимании:

1. ГУ представляет собой самостоятельный отличный от других вид государственной деятельности;

2. ГУ обладает непрерывным характером;

3. ГУ является прерогативой специальных субъектов;

4. ГУ управление имеет исполнительно-распорядительный характер;

5. ГУ основано на прямых и обратных связях;

11.09.2014

Тема: «Административно-правовой статус граждан».

Административно-правовой статус – это совокупность прав, обязанностей и свобод граждан, основанных на нормах административного права в сфере государственного права.

Административная правосубъектность – это способность гражданина быть носителем прав и обязанностей в сфере государственного управления и участвовать в административно-правовых отношениях.

Два вида правосубъектности:

Общая правосубъектность (общий административно-правовой статус) и специальная правосубъектность (специальный административно-правовой статус)

ОАПС – это совокупность прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления, которые являются общими и равными для всех граждан и необусловлены индивидуальными особенностями гражданина.

САПС – это совокупность прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления, которые определяются психологическими, физиологическими, социально-трудовыми и иными особенностями конкретного гражданина.

Виды специальных статусов:

1. Статус члена административного коллектива;

2. Статус субъектов административной опеки;

3. Статус лиц проживающих на территории со специальным административным режимом;

4. Статус субъектов лицензионно-разрешительной системы;

5. Миграционный статус;

6. Статус лиц выполняющие общественно-значимые функции;

7. Социально-трудовые статусы;

Виды прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления:

1. По порядку реализации:

Абсолютные и относительные;

Права, связанные с участие в управлении делами государства;

Права, связанные с государственным содействием;

Права, связанные с самозащитой граждан в сфере государственного управления;

Обязанности:

1. По порядку реализации:

Абсолютные и относительные;

Тема: «Государственная служба как институт административного права».

Государственная служба – это профессиональная, служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:

РФ субъектов РФ

Лиц замещающие Лиц замещающие

государственные должности РФ государственные должности СРФ

государственных органов РФ государственных органов СРФ

Система государственной службы.

Система – это совокупность ее видов.

1. государственная гражданская служба (федеральная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов РФ);

2. военная служба (милитаризованной – военизированной; федеральная служба);

3. правоохранительная (милитаризованной – военизированной; федеральная служба);

Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, по обеспечению исполнения полномочий РФ и ее субъектов, лиц замещающих государственные должности и государственных органов. Гражданским служащим присваиваются классные чины и дипломатические ранги.

Военная служба – это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан в вооруженных силах других войсках и воинских формирований, в органах военного управления или в органах безопасности. Военнослужащим присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба – это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан в органах по обеспечению безопасности, правопорядка, защиты прав и свобод граждан. Правоохранительным служащим присваиваются специальные звания или классные чины.

Правовая основа государственной службы.

1. Общие – Конституция РФ (ст. 32); ФЗ от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»;

2. Источники по отдельным видам государственной службы – ФЗ от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»; ФЗ от 27июля 2010г. №205 –ФЗ «Об особенностях прохождения государственной гражданской службы в системе министерства иностранных дел РФ»; ФЗ от 21 июля 1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах»; ФЗ от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ от 27 мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; ФЗ от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции»; закон РФ от 21 июля 1993г. №5473-1 «Об органах и учреждениях исполняющих наказания в виде лишения свободы»; Указ президента от 5 июня 2003г. №613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

3. Комплексные источники – ФЗ от 3 апреля 1995г. №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»; ФЗ от 21 июля 1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах»; ФЗ от 17 января 1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ»; ФЗ от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;

Должность государственной службы.

Должность государственной службы – это организационно-правовая единица, которая связывает определенную структуру с лицом, замещающим эту должность.

Учреждаемые и замещаемые.

Учреждаемые закрепляются в официальных документах в которых фиксируется ее наименование и цель.

Замещаемые должности предполагают прием на эту должность физического лица определенным организационно-правовым способом (назначение, конкурс, выборы).

Все должности государственной службы вносятся в специальный реестр.

Сводный реестр государственный службы состоит из двух элементов: реестр должностей государственной службы (перечень должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых воинских должностей; перечни типовых должностей правоохранительной службы) и реестр государственный службы субъектов РФ (гражданская служба).

23.10.14

Тема: «Формы государственного управления».

Формы государственного управления – это внешне выраженная действием органа государственного управления, которая: во-первых, осуществляется в рамках его компетенции, во-вторых, направлена на реализацию функций государственного управления, в-третьих, вызывает определенные юридические последствия.

Формы государственного управления:

Формы реализации исполнительной власти; Формы внутреаппаратной работы;

Правовые; <- «Наличие и отсутствие прямых юридических последствий» -> Неправовые;

Наличие и отсутствие прямых юридических последствий:

1. Издание, изменение или отмена правовых норм;

2. Возникновение, изменение или прекращение правовых отношений;

Правовые формы:

1. Наличие прямых юридических последствий;

2. Четкая нормативная регламентация;

Неправовые формы:

1. Прямых юридических последствий не влекут;

2. Правовая регламентация возможна, но наиболее общим образом;

3. Имеют исключительно обеспечительный характер, то есть их цель создать условия и обеспечить возможность реализацию государственно-властных полномочий;

Виды неправовых форм:

1. Организационные действия;

2. Материально-технические действия;

Виды правовых форм:

1. по характеру выражения государственно-властных полномочий:

А) издание административно-правовых актов (правовой акт управления);

Б) заключение административно-правовых договоров (правовой акт управления);

В) совершение иных юридически значимых действий;

2. по юридическому содержанию:

А) нормотворческие;

Б) правоприменительные (позитивные; охранительные;);

3. по направленности управленческого воздействия:

А) внутренние;

Б) внешние;

4. по способу выражения:

А) словесные (устные; письменные;);

Б) конклюдентные;

Правовые акты управления:

Правовой акт управления – это основанная на законе, юридически властное волеизъявление органа государственного управления, направленная на возникновении, изменение или изменение административно-правовых отношений, либо на издание, изменение или отмену административно-правовых норм в целях реализации функций и полномочий исполнительной власти.

Классификация:

По юридическим свойствам:

1. нормативные акты (это акты подзаконного характера; по содержанию являются правоустановительными актами; рассчитаны на неопределенный круг случаев и субъектов;);

2. индивидуальные акты (являются актами правоисполнительными; имеют выраженный распорядительный характер; персонифицированные; рассчитаны на однократное применение; выступают в качестве юридических фактов, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений);

По времени:

1. постоянные (бессрочные);

2. временные;

3. срочные;

По территории действия:

1. федеральные;

2. субъектов РФ;

3. акты, действующие на территории нескольких субъектов федерации;

4. акты, действующие на территории муниципального образования;

5. локальные акты;

По способу принятия:

1. индивидуальные;

2. коллегиальные;

3. совместные;

По способу охраны:

1. акты, охраняемые мерами дисциплинарной ответственности;

2. акты, охраняемые мерами административной ответственности;

Признаки правовых актов управления:

1. признаки как формы государственного управления;

Правовой акт управления представляет собой управленческое решение, которое имеет установленную законом форму и вызывает определенные юридические последствия;

Правовой акт управления принимается полномочным субъектом в пределах его компетенции;

Правовой акт управления является средством внешнего выражения юридически властного волеизъявления полномочного субъекта;

Как правило правовой акт управления принимается в одностороннем порядке;

Правовой акт управления устанавливает административно-правовые нормы или регулирует конкретные отношения в сфере государственного управления;

2. признаки как одного из видов правовых актов;

Правой акт управления всегда имеет государственно-властный характер;

Правовой акт управления всегда имеет установленную юридическую силу, то есть его положения носят обычно императивный характер и требуют безусловного исполнения адресатами;

Как правило правовой акт управления имеет письменного официального документа;

Правовой акт управления издается всегда по установленным процедурам;

Правовой акт управлении может быть обжалован либо в судебном, либо в административном порядке;

Нормативные правовые акты управления:

Различают следующие наименования нормативных актов:

Указы и распоряжения Президента;

Постановления и распоряжения правительства;

Указы и распоряжения глав субъектов;

Постановления и распоряжения высших органов исполнительных органов власти субъектов;

Акты издаваемые органами исполнительной власти субъектов;

Акты издаваемые территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

Требования предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1. к юридическому содержанию:

А) соответствие действующему законодательству и актам вышестоящих органов;

Б) принятие в пределах компетенции;

В) акты должны быть обоснованны разграничением компетенции и полномочий между органами власти;

Г) акты должны быть юридически обоснованны;

2. требования технико-юридические:

А) соблюдение установленной формы выражения;

Б) последовательность структуры;

В) наличие обязательных реквизитов;

3. процессуальные требования:

Эти требования связаны с процедурой издания акта, которая включает следующие стадии:

1) подготовка проекта;

2) рассмотрение проекта и принятие акта;

3) государственная регистрация акта;

5) оспаривание;

Административный договор:

Административный договор – это соглашение, которое, во-первых, основано на административно-правовых нормах, во-вторых, выработан в публичном интересе, в-третьих, является результатом соглашения двух и более субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, в-четвертых, устанавливает, прекращает или изменяет взаимные права и обязанности права участников.

Виды административных договоров:

1. договоры или соглашения о делегировании полномочий;

2. договоры между органами исполнительной власти о взаимодействии и сотрудничестве в различных сферах государственного управления;

3. договоры между органами исполнительной власти и негосударственной организацией в сфере управления государственной собственностью и в сфере обеспечения государственных нужд;

4. договоры между органами исполнительной власти и физическими лицами, по поводу реализации их субъективных прав;

Основные характеристики административного договора:

1. АД – это один из видов публично-административного договора, который направлен на реализацию публичных интересов;

2. одна из сторон АД это всегда субъект исполнительной власти, который в этом договоре выступает исключительно в качестве носителя властно государственно полномочий;

3. правовая база АД это норма административного права;

4. органы исполнительной власти могут заключать АД исключительно в пределах своей компетенции и только в тех случаях, когда это напрямую предусмотрено нормативными актами;

5. содержание АД имеет исключительно организационно-управленческий характер. Предметом такого договора является совершение управленческих действий, в том числе делегирование полномочий, решение вопросов функциональной деятельности в определенной отрасли государственного управления, двух и более субъектов исполнительной власти, вопросы прохождения государственной службы;

6. АД обычно опосредует горизонтальные правоотношения, и предполагает добровольное согласование воль его участников, на основе формально юридического равенства сторон;

7. АД по своей юр природе выступает юридическим фактом и влечет исполнение, прекращение или изменение административно-правовых отношений;

8. АД всегда заключается в письменной форме и является официальным документом;

9. не исполнение или ненадлежащие исполнение АД влечет наступление ответственности по закону или по договору;

10. споры по АД разрешаются в судебном, внесудебном и досудебном порядке;

06.11.14

04.12.14

Тема: «Административная ответственность».

Субъекты:

Общие и специальные.

Специальные –

Специальные: ………………………должностные лица.

Должностные лица (ст. 2.4) – 1. Как?, 2. Функции, 3. Где?

1. постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют определенные функции

2. представителя власти, организационно-распорядительная, организационно-хозяйственная.

3. государственные органы, органы МСУ, государственные организации, муниципальные организации, вооруженные силы РФ.

К должностным лицам приравниваются, лица ком. и не ком. организаций выполняющие орган-распор и орган-хоз функции, ИП

Исключения: глава 7 (ст. 7.34) глава 15 (15.27) глава 16 () глава 18

Особые субъекты имеют привилегии и иммунитет.

Ст. 2.6 ч. 3 !

Правовая основа иммунитета иностранного гражданина, включает в себя 3 документа: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах объединенных наций 1946г.

Круг субъектов обладающих иммунитетом:

1. Главы иностранных дипломатических представительств, в том числе, послы посланники и поверенные в делах;

2. Члены дипломатического персонала, в том числе, советники, торговые представители, военные атташе, секретари посольств;

3. Консульские представители;

Необходимо уяснить, что сам процесс административно-право­вого регулирования представляет собой систему последовательных действий государственных органов при помощи правовых методов и средств для достижения целей регулирования поведения участни­ков общественных отношений в сфере государственного управле­ния, которое осуществляется на двух уровнях: федеральном и уров­не субъектов РФ.

Поскольку в государственном управлении нуждаются все сферы об­щественных отношений, далее необходимо осветить вопрос о функ­циях, формах и методах административно-правового регулирования. В нем традиционно выделяются экономическая, административно-по­литическая и социально-культурная сферы. К общим функциям госу­дарственного управления относят прогнозирование, планирование, ко­ординацию, регулирование, контроль результатов и др. Осуществление этих функций происходит в конкретных формах управленческой дея­тельности. Форма управленческой деятельности - это внешне выражен­ное действие органа исполнительной власти, осуществляемое в рамках его полномочий и компетенции. Среди форм управленческой деятель­ности обычно выделяют установление норм права (правотворчество) и применение норм права (индивидуальные акты управления). Кроме того, органы исполнительной власти и их должностные лица осущест­вляют специальные действия юридического характера, которые приво­дят к юридическим последствиям (например, регистрация юридиче­ских лиц, выдача лицензий, регистрация права собственности).

Необходимо знать различие между актами государственного управ­ления и правоприменительными актами.

Следует обратить внимание на то, что специфика административ­но-правового регулирования характеризуется властностью, одно­сторонностью регулирования и неравенством субъектов отношений, поэтому основным является метод власти-подчинения (метод распоря­дительства). Среди прочих методов можно назвать методы рекоменда­ций и согласования. Причем, если для административно-политической сферы преобладающими являются методы государственного управле­ния, то для экономической, социально-культурной сферы, межотрасле­вого комплекса характерны лицензирование, сертификация, налоговая политика, согласование и др.

Еще по теме Административно-правовое регулирование:

  1. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ И ОТРАСЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  2. Административно-правовое регулирование управления отдельными отраслями экономики Российской Федерации.
  3. Раздел V.Административно-правовое регулирование в области экономики
  4. Тема 18.Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления
  5. Тема 19.Отраслевое административно-правовое регулирование в хозяйственно-экономических комплексах
  6. 1.Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе
Поделиться: