Организация охраны лесов от пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации государственное управление в области охраны лесного фонда относится к полномочиям органов государственной власти всех уровней, которые через органы управления лесным хозяйством организуют выполнение мероприятий по охране и защите лесов. Охрана и защита лесов осуществляется наземными и авиационными методами лесхозами Федерального органа управления лесным хозяйством базами авиационной охраны лесов и другими организациями федерального органа управления лесным хозяйством. 2. Основное функции охраны лесов Основными задачами охраны лесов от пожаров в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (1997 г.) является предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Исходя из этого функциональная структура охраны лесов от пожаров включает следующие основные направления деятельности: 1) Противопожарная профилактика (предупреждение лесных пожаров) включает: - предупреждение возникновения лесных пожаров (противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа;

Регулирование посещаемости лесов населением, лесная рекреация; - контроль за соблюдением правил пожарной безопасности); -ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламленности лесных участков, проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоемов); -организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территории к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения по методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров и способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны) 2) Обнаружение лесных пожаров (получение сведений от подразделений гидрометеослужбы о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды и доведение их до лесной охраны на территории; наземное и авиационное патрулирование лесов и организация наблюдения за лесом с пожарных наблюдательных вышек и мачт; организация связи для получения сведений о возникновении лесных пожаров). 3) Организация борьбы с лесными пожарами (регламентация работы лесопожарных служб в зависимости от уровня пожарной опасности и фактической горимости лесов; организация связи при тушении лесных пожаров; организация доставки сил и средств пожаротушения к местам работ; организация тушения лесных пожаров). 4) Ликвидация последствий лесных пожаров (обследование гарей и горельников их освоение и использование; очистка площадей; подготовка к лесовосстановлению; лесовосстановление). Эта функция может быть, отнесена к лесохозяйственной деятельности по воспроизводству лесов, однако она является заключительным этапом ликвидации последствий лесных пожаров. 3. Выполнение функций по охране лесов К полномочиям Правительства Российской Федерации в охране лесов от пожаров относятся - проведение инвестиционной политики, утверждение и реализация федеральных государственных программ по охране лесов, а к полномочиям субъектов Федерации - организация обеспечения выполнения мероприятий по охране лесов. Кроме этого органы государственной власти субъектов Федерации и его территориальные органы в случаях необходимости имеют право, на периоды высокой пожарной опасности в лесах, запрещать посещение лесов, въезд в них транспортных средств и выполнение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда, т.е. вносить дополнения в Правила пожарной безопасности в лесах, а также устанавливать порядок привлечения граждан и юридических лиц к тушению лесных пожаров. Согласно Лесному кодексу, охрану лесов от пожаров обеспечивает Федеральный орган управления лесным хозяйством России, который является специально уполномоченным Правительством государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов. Для обеспечения надлежащего управления государственным лесным Фондом и непосредственного выполнения задач по охране и защите леса лесной фонд лесхоза разделяется на лесничества, лесохозяйственные (мастерские) участки, а участки - на обходы. Непосредственную охрану лесов несут лесники в пределах закрепленного за каждым лесником обхода под руководством мастеров леса, возглавляющих лесохозяйственные участки. В лесхозах, имеющих леса с высокой природной пожарной опасностью, для борьбы с лесными пожарами создаются пожарно-химические станции, механизированные отряды, пожарные пункты и пункты сосредоточения противопожарного инвентаря. Для обеспечения охраны лесов Федеральный орган управления лесным хозяйством создает специализированные организации по авиацийной охране - авиабазы. В зависимости от возможности обеспечить своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров наземными силами и средствами охраняемая площадь лесов подразделяется на зоны авиационной и наземной охраны. Отнесение площади лесного фонда к зонам авиационной и наземной охраны согласовывается руководителями региональных органов управления лесным хозяйством и соответствующей базы авиационной охраны лесов. Разделение лесного фонда на районы охраны является основанием для планирования размещения сил и средств пожаротушения, не исключая совместных действий наземной и авиационной служб. Зоны авиационной охраны лесов условно разделяется на два района: в одном тушение лесных пожаров обеспечивают авиационные силы и средства (авиационная борьба), в другом авиалесоохрана осуществляет только обнаружение лесных пожаров (авиационное патрулирование) и оповещает о них наземную лесную охрану для принятия мер. Зоны наземной охраны лесов, в свою очередь, подразделяется на районы, где борьбу с лесными пожарами осуществляет лесная охрана, пожарно-химические станции и механизированные отряды, специализированные подразделения лесопользователей, других организаций, физическими и юридическими лицами, за которыми закреплены (переданы в аренду) определенные участки леса.

II .Природа лесных пожаров 1. Горение в лесу. Горение в лесу относится к лесной пирологии - науке, главной целью которой является изучение природы лесных пожаров, особенностей их развития. На этой основе разрабатываются методы борьбы с огнем и снижения его отрицательных последствий. Горение в лесу представляет собой экзотермический процесс, которым сопровождается окислительная реакция горючих материалов, проходящая под воздействием высокой температуры и кислорода воздуха, вызывающий лесной пожар. Процесс горения начинается не сразу, а последовательно проходит следующие фазы; 1. Предварительный нагрев и подсушивание с выделением водяных паров; высыхание, горение с выделением водяных паров - горючих веществ (кислот, смол) 2. Воспламенение газов. Пламенное горение с выделением дыма, углекислого газа, водяных паров и несгоревших газов. 3. Обугливание и горение углей до полного сгорания горючих веществ. В процессе горения выделяется большое количество тепла, которое передается окружающей среде, а также очередной порции горючих материалов, путем конвекции, излучения и проводимости, что приводит к распространению горения. Выделение большого количества тепла и его распространение создают условия для возникновения новых очагов горения. Излучение тепловой энергии вызывает нагревание и подсушивание окружающего древостоя, что способствует загоранию хвои.

2. Лесные горючие материалы. В лесу в изобилии имеются растительные горючие материалы и кислород воздуха. Оставленный без присмотра и разведенный вне установленного места костер, брошенный горящей окурок или спичка, искры из выхлопных труб различных механизмов, выжигание остатков прошлогодней растительности, а также другие антропогенные источники огня, связанные с деятельностью человека. Природным источником огня являются разряды молний, земля. Возможность распространения горения по напочвенному покрову, с которого начинаются все лесные пожары. По условиям загорания горючие материалы можно разделить на две основные группы: -легковоспламеняющиеся и быстрогорящие материалы (проводники горения) - сухая трава, мхи. лишайники, отмершие листья, хвоя, мелкие ветки, сучья, некоторые кустарники, самосев и др. Эти материалы обеспечивают быстрое распространение огня и служат воспламенителями для медленновоспламеняющихся материалов; -к медленновоспламеняющимся лесным горючим материалам относится валежник, пни, нижние слои лесной подстилки, кустарники и деревья. Эта группа горючих материалов при горении выделяет большое количество тепла и способствует развитию и усилению действия пожара. Имеется также третья группа - травянистых растений, которые в следствии высокого влагосодержания сдерживают распространение горения. В зависимости от видов горючих материалов, характерных для определенных типов леса и категорий лесных площадей, устанавливается опасность возникновения лесных пожаров. 3. Виды лесных пожаров. Лесной пожар это стихийное неуправляемое распространение огня на лесной площади. Исходя из этого всякое неуправляемое распространение огня на лесной площади, независимо от величины охваченной им площади, является лесным пожаром. В то же время распространение по лесной площади управляемого (контролирующего) огня, например сжигание порубочных остатков, пуск отжига для уничтожения горючих материалов перед фронтом лесного пожара при его тушении, а также проведение других контролируемых огневых работ, не является лесным пожаром. Различают три основных вида лесных пожаров, которые распределяются по количеству и пройденной площади в следующем порядке:

Низовой пожар характеризуется распространением огня по напочвенному покрову. При этом горит лесной опад, состоящий из мелких ветвей, коры, хвои, листьев; сухая трава и травянистая растительность; живой напочвенный покров из трав, мхов, мелкий подрост и кора в нижней части древесных стволов. По скорости распространения огня и характеру горения низовые пожары имеют две формы - беглый и устойчивый. Беглый низовой пожар, как правило, развивается в весенний период, когда подсох лишь самый верхний слой мелких горючих материалов напочвенного покрова (опад) и прошлогодняя травянистая растительность. Скорость распространения огня довольно значительна - 180-300 м/ч и находится в прямой зависимости от скорости ветра в приземном слое. При этом участки с повышенной влажностью покрова остаются нетронутыми огнем и площадь, пройденная огнем, имеет пятнистую форму, В хвойных насаждениях с низко опущенными кронами огонь беглого низового пожара может перейти в верховой. Устойчивый низовой пожар характеризуется полным сгоранием напочвенного покрова и лесной подстилки. Устойчивые низовые пожары развиваются обычно в середине лета, когда подстилка просыхает по всей толщине залегания. На участках, пройденных устойчивым пожаром, сгорает полностью подрост, подлесок, лесная подстилка. Частично обгорают корни и кора деревьев, в результате чего насаждения получают серьезные повреждения, а часть деревьев прекращает рост и гибнет. На торфяных почвах такие пожары могут перейти в подземные (торфяные), а в молодняках и многоярусных насаждениях с наличием хвойного подроста - в верховые. Скорость распространения огня в устойчивом пожаре варьирует от нескольких метров до 180 м/час.

При верховом пожаре - огонь распространяется по кронам деревьев, при этом, чаще всего, горит весь древостой. Возникновение и развитие верховых пожаров чаще всего происходит От низового пожара в древостоях с низко опущенными кронами, в разновозрастных хвойных, в многоярусных и с обильным подростом насаждениях, а также в горных лесах. Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки на сухих повышенных местах, заросли кедрового стланика и дуба кустарниковой формы (весной с наличием сухого прошлогоднего листа). В горных лесах все хвойные насаждения, расположенные в верхней части крутых склонов или на перевалах, как правило, горят верховым гнем. Возникновению верховых пожаров в значительной степени способствуют засухи к сильные ветры.

Подземный (торфяной) пожар развивается в результате заглубления огня низового пожара в нижние слои подстилки и торфяной слой почвы. При почвенном пожаре сгорают корни и деревья падают, как правило, вершинами к центру пожара, который в большинстве случаев имеет круглую или овальную форму пожарища. Скорость распространения огня почвенного пожара незначительна - от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров в сутки. По силе действия лесные пожары классифицируются как слабые, средние и сильные.

Сила пожара определяется по наиболее интенсивной части пожара и может меняться во времени в зависимости от погодных условий, характеристики места горения и времени суток. Кроме вида лесного пожара имеется понятие - крупный лесной пожар - пожар достигший более 25 га в районах интенсивного ведения лесного хозяйства (район наземной охраны) и более 200 га в таежной зоне (район авиалесоохраны). Количество таких пожаров не велико 1-2% в год, но пройденная ими площадь достигает 60-70% от всех пожаров. Горимость лесов характеризуется количеством лесных пожаров и пройденной ими лесной площади и определяется следующими основными факторами: степенью природной пожарной опасности лесных площадей; погодными условиями и источниками огня, а также уровнем организации службы охраны лесов от пожаров. 4 . Факторы влияющие на развитие лесных пожаров. На распространение лесного пожара оказывают влияние многие факторы, которые могут усиливать или ограничивать распространение горения. Основными факторами являются: горючие материалы, рельеф местности, погодные условия и время года. Горючие материалы - их вид. количество, состояние и распределение имеют основное значение в распространении лесных пожаров.

Рельеф местности оказывает влияние на "созревание" горючих материалов, направление и скорость распространения горения. Погодные условия имеют решающее значение - дожди и высокая влажность ограничивают или прекращают горение, сильные ветры способствуют распространению огня, тихая погода и понижение температуры воздуха, особенно в ночное время, стабилизируют горение. Сухая жаркая погода создает самые благоприятные условия для возникновения и распространения огня. Время года (весна, лето, осень) оказывает влияние на интенсивность развития лесных пожаров.

5. Причины лесных пожаров По данным многолетних наблюдений основными причинами возникновения лесных пожаров являются деятельность человека (в 85-90% случаев) и молнии (в 10-15% случаев). Наиболее часто массовые вспышки лесных пожаров возникают после прохождения "сухих" фронтальных гроз, развивающихся на малоподвижных холодных атмосферных фронтах. Как правило, им предшествует длительный сухой период, характеризующийся высокой температурой и низкой влажностью воздуха и лесных горючих материалов, т.е. высокой степенью пожарной опасности в лесу. Не каждый удар молнии, достигающий земли, (леса) вызывает загорание. По данным специалистов службы охраны лесов Канады, из 100 ударов молний только в 1-2 случаях возникают лесные пожары. Лесные пожары от молний появляются, как правило, через несколько часов, а иногда и суток, хотя нередки случаи появления горения и дыма, особенно в сухих борах, одновременно с ударом молнии. На лесной территории практически всегда имеются источники огня, способные при определенных условиях вызвать загорание лесных горючих материалов. Опасность источников огня зависит в основном от влажности горючих материалов. Кроме перечисленного, учитываются такие причины, как поджоги, совершаемые в различных целях. Так, например, в сентябре 1989 г. лесные пожары от поджогов охватили центральную и северную часть Португалии и приняли характер национального бедствия. Огнем были охвачены сотни тысяч гектаров лесов, в борьбе со стихией погибли несколько десятков человек. Распространению огня способствовали засуха и сильные ветры. Только за несколько дней сентября 1989 г. было арестовано более 70 поджигателей, которые в большинстве своем являлись перекупщиками древесины. Поджигая эвкалиптовые и сосновые насаждения, они добиваются того, что эти ценные породы распродаются землевладельцами за бесценок. 6 . Последствия лесных пожаров. В последнее десятилетие лесное хозяйство России теряет от пожаров значительные площади покрытых лесом земель. Исходя из комплексной оценки ежегодного экономического ущерба, наносимого лесным ресурсам России. На территории, пройденной лесным пожаром, происходит уничтожение или повреждение леса на корню; зданий, сооружений и другого имущества лесхозов, находящегося в лесу (ограничительные знаки, аншлаги, вывески, другие предметы наглядной агитации и пропаганды, лесная мебель, малые архитектурные формы и др.); лесосеменной базы, заготовленной древесины, сена. Наносится значительный урон охотничьему хозяйству за счет гибели животных и невозможности пользоваться лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства. Происходит уничтожение запасов пищевых и лекарственных растений. Пожары вызывают необходимость проведения дополнительных лесохозяйственных мероприятий: выборочные санитарные рубки в первый год после пожара; содействие естественному возобновлению; проведение противопожарных мероприятий (устройство), исключающих повторные пожары на этих территориях (горельниках); лесовосстановление на площадях с полностью погибшим древостоем (обследование гарей и горельников и составление проектов лесовосстановления); очистка площадей гарей и гарельников с частично погибшим древостоем от после пожарной захламленности; облесение гарей и гарельников (создание лесных или проведение других лесовосстановительных мер).

Ш.Правила пожарной безопасности в лесах Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 09.09.93. Правила содержат требования пожарной безопасности в лесах и являются обязательными для всех предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц и граждан.

1. Основные требования Правил пожарной безопасности в лесах Правила состоят из 15 разделов, которые включают общие положения о порядке предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними, общие требования к предприятиям ведущим рубку леса и занимающихся лесными промыслами, торфодобывающим, нефтегазоразведочным и нефтегазодобывающим предприятиям, предприятиям ведущим изыскательские работы и имеющим в своем ведении линии электропередач, связи, трубопроводы, проводящим культурно-массовые мероприятия, а также требования к лесхозам, авиабазам по обеспечению охраны лесов. Последний. 15-тый раздел Правил определяет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах.

Общие требования предусматривают, что в пожароопасный сезон запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В остальных местах разведение костров допускается на открытых площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. По истечении надобности костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления. Запрещается бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок; употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином, керосином или иными горючими веществами обтирочный материал; заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя и т.п. Лесопользователи и арендаторы обязаны разрабатывать и по согласованию с лесхозами утверждать для каждого объекта планы противопожарных мероприятий и проводить их в установленные сроки; иметь в лесу в местах выполнения работ и расположения объектов или в зонах проведения культурно-массовых и других мероприятий противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров по нормам, утверждаемым государственным органом управления лесным хозяйством; создавать на пожароопасный сезон пожарные дружины из числа рабочих, служащих и других граждан, обеспечивать дежурство этих дружин с транспортными средствами, противопожарным оборудованием и инвентарем в местах, согласованных с лесхозами. Руководители культурно-массовых и других мероприятий в лесу, перед выездом в лес обязаны провести инструктаж рабочих, служащих, участников культурно-массовых и других мероприятий с соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров. В целях предупреждения возникновения лесных пожаров Правила предусматривают разрешение лесхозам и авиабазам проводить ранней весной и осенью контролируемое выжигание сухой травы и напочвенного покрова в целях предупреждения возникновения лесных пожаров. 2.Ответственность

за нарушение требований пожарной безопасности в лесах установлена в соответствии с действующим законодательством и Кодексом об административных правонарушениях, согласно которому: - нарушение требований пожарной безопасности в лесах влечет наложение штрафа на граждан в размере до 0.1 минимального месячного размера оплаты труда и на должностных лиц - до 0, 5 минимального месячного размера оплаты труда; - уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара либо распространение его на значительной площади, влечет наложение штрафа на граждан в размере до 0.5 минимального месячного размера оплаты труда и на должностных лиц - до одного минимального месячного размера оплаты труда. Если нарушения требований пожарной безопасности в лесу вызвали существенное повреждение (в 200 раз превышающие минимальный размер оплаты труда) лесных массивов, наступает уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает в соответствии со ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации за уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем, а также поджога или загрязнения вредными веществами. В первом случае налагается штраф от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо лишением свободы до 2-х лет. во втором случае - лишение свободы на срок до 8 лет. 3. Определение ущерба, причиненного лесным пожаром. В настоящее время показатели и порядок определения, ущерба от лесных пожаров установлены инструкцией (1986 г.). При определении ущерба, наносимого лесными пожарами, учитываются следующие виды потерь: 1. Гибель и повреждение древесины на корню. По виду и интенсивности пожара, пройденной им площади, основной древесной породе по таблице определяются потери древесины в процентах от запаса на га. объем в куб.м умножается на таксовую стоимость древесины или стоимость куб.м древесины по породам, установленную договором на аренду участков леса в данном районе. При уничтожении или повреждении культур и хвойных молодняков естественного происхождения исходя их вида и интенсивности лесного пожара определяется процент гибели по площади. Затем площадь погибших насаждении умножается на стоимость выращивания культур взамен погибших с учетом затрат лесхоза на выращивание до возраста гибели. 2. Потери заготовленной продукции - определяются по фактической или рыночной стоимости (древесины, корья, ягод, другой продукции основного и побочного пользования). 3. Уничтожение или повреждение здания, сооружений и другого имущества лесхоза - определяется по их балансовой стоимости, а в случае ее отсутствия по коммерческой до пожара. 4. Затраты на тушение лесных пожаров складываются из оплаты привлеченных и собственных сил и средств пожаротушения (заработная плата, стоимость машиносмен, различных начислений) и других расходов (транспорт, связь); затрат авиалесоохраны на обнаружение и тушение лесных пожаров (по справке авиабаз); стоимости израсходованных материалов и др. затраты. 5. Затрат на восстановление леса на гарях и горельниках - стоимость очистки площадей, подготовки почвы, производства лесных культур и др. затраты по стоимости проведения аналогичных работ в данном районе. IV .Мероприятия по обнаружению лесных поваров Обнаружение лесных пожаров в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации является одной из основных задач обеспечения охраны лесов. 1. Организация обнаружения лесных пожаров Мероприятия по обнаружению лесных пожаров проводятся по следующим направлениям: патрулирование лесов (наземное и авиационное) с целью своевременного обнаружения лесных пожаров; наблюдение за лесными массивами с пожарных наблюдательных вышек (мачт), пунктов; использование спутниковой информации. Для определения с воздуха вида пожара служат следующие признаки: - низовой - горение происходит под пологом древостоя или на открытой местности, форма площади пожара вытянутая, с извилистыми границами, огонь под пологом древостоя виден обычно местами, цвет дыма беловатый; - верховой - площадь пожара сильно вытянутая, видны горящие кроны деревьев, огонь хорошо заметен с высоты 600 м. цвет дыма темный; - торфяной или подземный - границы недавно возникшего пожара плохо заметны, дым поднимается по всей площади пожара, огонь не виден; на пожаре действующем более суток границы выгоревшей площади хорошо заметны, дым сосредоточен по периферии пожара, много деревьев, вывалившихся вершинами на выгоревшую площадь, огонь не виден. Установив место и вид пожара, летчик-наблюдатель проводит облет на высоте 600-800 м и наносит простым карандашом границы пожара на патрульную карту по ориентирам, опознанным на местности.

V . Способы тушения лесных пожаров Тушение лесных пожаров, согласно Лесному кодексу Российской Федерации, является третьей частью основной задачи (после предупреждения и обнаружения) охраны лесов. 1. Основные способы тушения лесных пожаров. Основными способами тушения лесных пожаров, применяемыми в настоящее время, являются: - захлестывание и забрасывание грунтом кромки низового пожара; - прокладка минерализованных заградительных или опорных полос (канав); - отжиг (уничтожение) горючих материалов перед фронтом пожара; - тушение водой или растворами огнетушащих химикатов. Указанные способы тушения, в зависимости от условий развития пожара, могут применяться отдельно или в комплексе, для решения цели, определенной планом тушения. Выбор способов и технических средств для тушения пожара зависит от вида, интенсивности и скорости распространения пожара, окружающей лесорастительной среды, наличия сил и средств пожаротушения, намечаемых тактических приемов и сроков тушения, а также метеорологических условий. Остановить процесс горения, т.е. прекратить действие лесного пожара, можно путем удаления, нейтрализации или охлаждения горючих материалов.

Процесс прекращение горения (тушения) лесного пожара можно представить следующей схемой:

Элементы, участвующие в горении

Направление воздействия на горение

Способ борьбы с огнем

Результат

Кислород воздуха

ограничение доступа кислорода

засыпка грунтом

прекращение пламенного горения

Высокая температура

снижение температуры

тушение водой и растворами химикатов

охлаждение и увлажнение лесных горючих материалов, дегидратация целлюлозного комплекса

Горючие материалы

изоляция или удаление горючих материалов

захлестывание, разделение противопожарными полосами, выжигание

удаление или уничтожение горючих материалов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Согласно Лесному кодексу РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ и статье 51. Общие положения об охране и о защите лесов

1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Пожар легче предупредить, чем потушить. Однако число пожаров растет, и задуматься есть над чем. МЧС России утверждает, что если вовремя узнать о надвигающейся опасности и ее возможных последствиях, большую беду можно предотвратить.

В целях обеспечения пожарной безопасности все население в повседневной жизни должно выполнять определенные профилактические противопожарные правила.

У нас в стране прогнозом чрезвычайных ситуаций занимается Центр мониторинга и прогнозирования ЧС МЧС России, активно взаимодействующий с научными учреждениями Министерства науки, Росгидромета, а также службами спасения. Основные инструменты прогноза - географические информационные системы (ГИС), объединяющие накопленные и формализованные данные о катастрофах, информацию множества датчиков, имитационные модели опасных природных и техногенных процессов. Прогнозирование предполагает творческое участие различных экспертов, принимающих решение коллективно, при обсуждении варианта опорного прогноза. Адекватность результатов прогнозирования определяется качеством основных и вспомогательных узлов информационной системы. Основные требования к ней - высокая оперативность, достаточная надежность, защищенность от несанкционированного доступа. Следует помнить, что скорость изменения параметров, которые используются при прогнозировании динамики опасного события, достаточно велика, потоки обрабатываемых данных предельно насыщены (цифровые карты, снимки местности, телеметрия). Вполне понятно, что простых, а тем более идеальных решений столь сложной информационной задачи пока не предложено.

Противопожарные мероприятия

Все мероприятия по борьбе с лесными пожарами подразделяют на две группы: предупредительные и мероприятия непосредственной борьбы, или ликвидация пожаров. Наибольшее значение имеют предупредительные мероприятия, так как сохранить лес от пожара гораздо легче, чем потушить его. Цель предупредительных мероприятий создать такие условии, при которых лесные пожары совсем бы не возникали.

В предупредительные мероприятия входят: противопожарная техническая пропаганда; очистка лесосек и борьба с захламленностью леса; устройство противопожарных разрывов, защитных полос и канав; профилактические мероприятия по горельникам, лесным, автомобильным и железным дорогам, на лесокультурных работах, лесоразработках, расположенных в лесу предприятиях и сооружениях; дозорно-сторожевая противопожарная служба и метеослужба; авиапатрулирование и наземное патрулирование.

Противопожарные мероприятия проводят повсеместно и особенно среди населения, работающего и отдыхающего в лесу. Формами пропаганды являются: беседы, лекции, доклады; радио: и телепередачи, статьи в газетах и журналах;, лозунги, плакаты, аншлаги, листовки, брошюры; демонстрация специальных кинофильмов; организация уголков леса, лесных музеев, кружков друзей леса, проведение дней леса, дней птиц, экскурсий по лесу; предупреждения с помощью мегафонов и звукоусилительных аппаратов; организация добровольных пожарных бригад и команд, проведение учебных занятий по борьбе с пожарами и т. д.

Особое, внимание обращают на работу с охотниками, рыболовами,. пастухами, геологоразведчиками, путевыми обходчиками, лесными рабочими, пионерами и школьниками, а также населением, отдыхающим.в лесу.

Большое значение имеет устройство специальных мест для отдыха и курения в лесу и вдоль лесных дорог, где на площадках (3X3 м), очищенных от дернового слоя, устанавливают скамейки, столики, навесы.

Соблюдение пожарной безопасности в лесу

В пожароопасный сезон запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, в ветровальном и буреломном лесу, на торфяниках и неочищенных вырубках, н местах с сухой травой, под кронами деревьев; а остальных местах допускается разведение костров на плошадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м; ненужный костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; бросать в лесу горящие спички, окурки; употреблять при охоте в лесу пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; заправлять горючим топливные баки при работающем двигателе, работать на машинах с неисправной системой питания, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Организации, работающие в лесу, обязаны: очищать места работ от лесного хлама и оставшейся древесины; хранить топливо-смазочные материалы в закрытой таре на площадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м; уведомлять лесхозы о местах и времени проведения корчевки пней взрывным методом; иметь в местах работ противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров; создавать в пожароопасный сезон пожарные дружины, проводить инструктаж с работающими о соблюдении правил пожарной безопасности в лесах и способах тушения пожаров.

Профилактические противопожарные мероприятия в лесном фонде являются основой предупреждения возникновения лесных пожаров.

Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также лесопользователи, обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.

В подавляющем большинстве случаев загорания в лесу происходят от нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем. Увеличение загораемости в лесах вызвано усиленным освоением лесных территорий, ростом притока людей в лес в связи с резким увеличением у населения средств передвижения, введением двух выходных дней в неделю и общим повышением благосостояния трудящихся. Наиболее правильным направлением для снижения загораемости следует признавать повышение пожарной дисциплины в лесу. Лесохозяйственные органы должны тщательно анализировать причины возникновения пожаров на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимать меры к устранению этих причин. Наряду и одновременно с этим на лесной территории должны проводиться работы по ограничению распространения возникших пожаров на большие площади, по облегчению возможностей ликвидации огня.

Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определённой системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.

Основные задачи охраны лесов

Охрана лесов от пожаров включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров осуществляются с учётом биологических, лесоводственных, экологических, региональных и других особенностей.

Ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламлённости лесных участков; проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоёмов).

Организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территорий к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров, а также способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны)

Ответственность за нарушение требований Правил пожарной

безопасности в лесах

В соответствие с вводимым в действие с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях, нарушение требования Правил пожарной безопасности в лесах влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати, на юридических лиц - от двухсот до трёхсот минимальных размеров оплаты труда.

Наложение штрафа или применение других мер административного воздействия за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах не освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный государственным органом управления лесным хозяйством, и возмещения ущерба, причинённого в результате нарушения. лес пожар охрана

Государственные органы управления лесным хозяйством республик в составе РФ, краёв, областей и автономных образований вправе вносить представления руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений об устранении нарушениё Правил пожарной безопасности в лесах, а в необходимых случаях направлять материалы в прокуратуру или в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к установленной законом ответственности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Природные условия и экономико-хозяйственная деятельность лесхоза. Распределение лесных запасов по породам и классам возраста. Оценка лесных участков по степени опасности возникновения пожаров. Анализ горимости лесов. Комплекс противопожарных мероприятий.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2014

    Исследование современного состояния лесного хозяйства Российской Федерации. Лесозаготовительная промышленность, экспорт лесоматериалов, размещение лесозаготовок. Охрана лесов от пожаров, вредителей и болезней. Контроль за использованием лесных ресурсов.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Пирологическая характеристика территории, лесохозяйственная деятельность лесхоза, ее влияние на пожарную опасность в лесу. Исследования огневого воздействия низовых пожаров на состояние древостоев. Проект мероприятий по снижению горимости лесов.

    дипломная работа , добавлен 04.09.2015

    Характеристика функциональной структуры мониторинга лесов: охрана от пожаров, контроль за санитарным состоянием, порядком использования территорий. Ознакомление с оперативным спутниковым мониторингом с целью информационного обеспечения кадастровых работ.

    эссе , добавлен 04.05.2010

    Краткая характеристика территории и противопожарного состояния исследуемого Унгутского лесничества. Анализ общего пожарного состояния лесничества. Профилактика, предупреждение возникновения лесных пожаров, их обнаружение и ограничение распространения.

    реферат , добавлен 25.12.2009

    Оценка степени пожарной опасности, мониторинг ее изменения и прогноз возможных последствий от лесных пожаров как предмет пристального внимания служб чрезвычайного реагирования. Анализ основных видов лесных горючих материалов по условиям загорания.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Биология и экология ценных лесообразующих хвойных пород Ангоянского лесхоза, роль и значение лесного хозяйства в экономике района. Горимость лесов, характеристика причин возникновения низовых пожаров. Показатели эффективности возобновления леса.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2013

    Характеристика природных условий Байкальского лесничества. Лесорастительная зона, климат, рельеф, почвы, пути транспорта. Характеристика лесного фонда лесохозяйственного предприятия. Основные типы леса. Предупреждение лесных пожаров от отдыхающих в лесу.

    дипломная работа , добавлен 06.03.2013

    Геологическое строение почвы, рельеф, гидрографическая сеть. Растительный и животный мир Сергеевского филиала КГУ "Приморское лесничество". Классификация и анализ причин возникновения лесных пожаров. Шкала пожарной опасности по условиям погоды.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2015

    Климат района расположения лесничества. Выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений. Объемы рубок ухода. Восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов.

Леса Земли жестоко страдают от пожаров. Лесные пожары уничтожают ежегодно 2 млн. тонн органического вещества. Они наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы, ухудшаются почвенные условия. Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов.

Мировая статистика утверждает, что 97% лесных пожаров происходит по вине человека и лишь 3% - за счёт молний, главным образом шаровых. Пламя лесных пожаров уничтожает на своём пути и флору, и фауну.

В России уделяется огромное внимание защите лесов от пожаров. В результате принятых за последние годы мер по усилению профилактических противопожарных мероприятий и осуществлению комплекса работ по своевременному обнаружению и тушению

лесных пожаров силами авиационных и наземных лесопожарных подразделений площади лесов, пройденные огнём, особенно в европейской части России, значительно сократились.

Однако количество лесных пожаров всё ещё велико. Пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнём, из-за глубокого нарушения правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных работ. Повышенную опасность пожаров создаёт захламлённость лесных территорий.

В настоящие время значительно расширены права лесной государственной охраны по борьбе с нарушителями противопожарного режима в лесах, привлечению к ответственности должностных лиц и граждан, нарушающих требования пожарной безопасности. В обжитых районах с интенсивным лесным хозяйством, охрану лесов от пожаров обеспечивают лесохозяйственные предприятия и имеющиеся в их составе специализированные подразделения - пожарно-химические станции. Всего таких станций в стране около 2700.

Для повышения пожароустойчивости лесов в крупных масштабах проводят работы по противопожарному устройству лесного фонда, создают системы противопожарных разрывов и барьеров, сеть дорог и водоёмов, леса очищают от захламлённости. Возникающие в лесу загорания обнаруживают в основном при помощи пожарно-наблюдательных стационарных пунктов, а так же работников лесной охраны при наземном патрулировании.

На вооружении лесопожарных подразделений - автоцистерны, вездеходы, грунтомеры и пеногенераторы. Широко используются шнуровые заряды взрывчатых веществ, а так же искусственно вызываемые осадки. Внедряется телевизионная аппаратура, облегчающая труд наблюдателей. Предусматривается использование инфракрасных авиадетекторов для обнаружения с воздуха очагов горения в условиях сильной задымлённости. Используется информация, получаемая с искусственных спутников Земли. Повышению оперативности в обнаружении и тушении лесных пожаров будет способствовать внедрение рассчитываемых с помощью компьютеров оптимальных режимов работы подразделений авиалесоохраны. В малонаселённых районах Севера, Сибири и Дальнего Востока для охраны лесов используется вертолёты и самолёты с командами парашютистов и десантников-пожарных.

Барьером на пути лесного пожара может быть раствор, своевременно внесённый в почву на границе горящего участка. Например, раствор бишофита, дешёвого и безвредного.

Важным разделом противопожарной профилактики является хорошо организованная противопожарная пропаганда с помощью радио, печати, телевидения и других средств массовой информации.

Работники лесного хозяйства знакомят население, рабочих лесных промыслов и экспедиций, отдыхающих туристов с основными требованиями правил пожарной безопасности в лесу, а так же с мерами, которые должны применяться в соответствии с действующим законодательством к лицам, нарушающим эти правила.

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации все леса России подлежат охране.

Под охраной лесов от пожаров понимается комплекс ежегодно проводимых контролируемых и совершенствующихся мероприятий, в том числе и профилактических, направленных на предупреждение, снижение пожарной опасности, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров.

Основными задачами охраны лесов от пожаров являются: предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Организация разработки и выполнения мероприятий по охране лесов обеспечивается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами. Практическое осуществление мероприятий по предупреждению, обнаружению и тушению пожаров возложено на лесхозы и государственную лесную охрану.

В соответствии со ст. 77 Лесного кодекса РФ государственная лесная охрана создается в Федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (далее именуется – федеральный орган управления лесным хозяйством) – Минприроды России и состоит из должностных лиц территориальных органов управления лесным хозяйством, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством.

В состав государственной охраны входят: лесники, егеря, мастера леса, лесничие и их помощники, главные лесничие, специалисты лесных отделов и руководители лесхозов, другие должностные лица. В настоящее время фактическая численность лиц государственной охраны составляет 98,3 тыс. человек. Много или мало? Посудите сами. В России 1 млн. гектаров леса в среднем охраняют 100 человек, а в Республике Саха (Якутия) из-за сокращения штатов авиабазы охраны лесов 1 млн. гектаров леса охраняет всего 2 человека.

Государственная охрана лесов в соответствии с возложенными на нее задачами:

Организует наземную и авиационную охрану лесов от пожаров, проводит мероприятия по противопожарному обустройству территории лесного фонда, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах, профилактике лесных пожаров, своевременному их обнаружению, а также по ограничению распространения и тушения лесных пожаров;

Привлекает в установленном порядке лесопользователей и население к проведению работ по тушению лесных пожаров в соответствии с оперативными планами борьбы с лесными пожарами и решениями органов местного самоуправления;

Осуществляет государственный контроль за организацией охраны лесов от пожаров.

Пожарная безопасность в лесах - это обеспечение состояния, которое уменьшает до минимума возможность возникновения пожаров в них, и условий для успешной ликвидации загораний.

Профилактика лесного пожара – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и (или) распространения лесного пожара.

Основными компонентами существующей системы охраны лесов России, обеспечивающими реализацию мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, являются:

Специализированная служба авиационной охраны лесов (авиалесоохрана);

Лесопожарные подразделения, персонал и технические средства лесхозов (наземная лесная охрана);

персонал и технические средства других предприятий и организаций, привлекаемых для борьбы с огнем в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.

Я уже много раз говорил о специфике охраны лесов от пожаров и не побоюсь еще раз повторить как решать эту задачу.

С увеличивающейся антропогенной деятельностью в районах нефтегазового комплекса в Западной Сибири возросла частота лесных пожаров. Многие лесные массивы, которые могли бы быть освоены, разрушены преждевременно пожарами по вине человека, в связи с этим роль огня как стабилизирующего фактора усилилась. В настоящее время противопожарная служба лесов при ее нынешнем техническом оснащении уже не справляется со своими задачами и в связи с этим она должна быть конструктивно реорганизована.

Противопожарная служба до сих пор пытается равномерно следить за всей территорией, регистрирует пожары путем авиапатрулирования и при возможности их локализует. Следует отметить, что такая технология слежения без предварительной оценки состояния территории с точки зрения ее пожароопасности имеет недостаточную эффективность, ее можно значительно повысить, если располагать банком базовой информации для проигрывания различных сценариев развития пожарной опасности. Для этого необходимы карты горючих растительных материалов и пожарной опасности, содержащие показатели для расчета вероятных ситуаций возникновения пожаров при изменяющихся синоптических условиях. На основе метеорологических данных и состояния горючих материалов, связанного с погодой, можно постоянно ранжировать ландшафты по степени пожарной опасности, передавая информацию потребителю в виде прогнозных электронных карт. Располагая такими данными, можно целенаправленно осуществлять авиапатрулирование только в пожароопасных районах и готовиться к локализации тех пожаров, которые могут нанести экономический и экологический ущерб.

Целесообразно отказаться от патрулирования и тушения пожаров в лесах, не доступных для освоения, в лесных заповедниках и в лесах, проектируемых под рубки главного пользования в отдаленной перспективе, а также в лесах, которые в силу естественного развития природных процессов неизбежно сгорят. Локализуя в таких лесах пожары, нет смысла искусственно создавать пожароопасную среду путем накопления горючего материала в виде лесной подстилки, что способствует образованию условий для возникновения катастрофических пожаров на больших пространствах, и все потуги по борьбе с ними будут сведены к нулю. При этом следует также учесть, что скопление спелых и перестойных монодоминантных лесов в структуре лесного покрова приведет к снижению разнообразия форм жизни, оскудению лесной растительности и искусственному нарушению сбалансированной возрастной структуры лесного покрова.

Принятие этого подхода в качестве руководства к действию позволит направить освободившиеся людские и технические ресурсы на более эффективную борьбу с пожарами в районах интенсивной антропогенной деятельности и в лесах, подлежащих освоению.

В отдельных районах Западной Сибири на больших пространствах скопилось в настоящее время колоссальное количество спелых и перестойных хвойных и лиственно-хвойных насаждений. Накопленная органическая масса в лесной подстилке этих лесов периодически просыхает в засушливые годы и становится активным проводником огня. В связи с этим в результате возникших пожаров спелые и перестойные насаждения сгорают ежегодно на сотнях тысяч гектаров. Причем огонь, не встречая на своем пути никаких препятствий, распространяется с большой быстротой. В данных случаях, как показывает практика, современные средства тушения пожаров не эффективны. Единственным реальным методом борьбы с лесными пожарами остается создание системы противопожарных разрывов, размещенных на территории таким образом, чтобы свести ущерб от пожара к минимальному. При этом роль противопожарных разрывов могут выполнять лесосеки шириной 100-150 м, в пределах которых должны проводиться сплошные рубки с полной минерализацией территории и оставлением ее под естественное возобновление. Такие лесосеки будут выполнять роль противопожарных разрывов до тех пор, пока в возникших насаждениях не накопится лесная подстилка, способная быть проводником горения. До возникновения этих условий следует создать новый противопожарный разрыв подобного типа и т. д. до полного освоения спелых и перестойных лесов. В районах скопления хвойных лесов, в частности на территории нефтегазового комплекса, имеются все технические возможности такого противопожарного обустройства лесов.

Поделиться: