Определение гражданской обороны рф. Привет студент

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по под­готовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценно­стей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих в военное время. ГО РФ функционирует в соответствии с положениями Конституции РФ, Закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 года.Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны.

Основные задачи ГО:

1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие их;

3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5. осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;

6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие их;

7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военныхдей-ствий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и приня­тие других необходимых мер;

8. борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие их;

9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическо­му, биологическому и иному заражению;

10. обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия;

11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их:

12. восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в воен­ное время:

13. срочное захоронение трупов в военное время;

14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необхо­димых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;

15. обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Структура и органы управления ГО
Гражданская оборона организуется по территориально-производ­ственному принципу на всей территории Российской Федерации с уче­том особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприя­тий, учреждений и организаций (схема 7).
Территориальный принцип заключается в организации ГО на тер­риториях республик, краев, областей, городов, районов, поселков со­гласно административному делению Российской Федерации.
Производственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Пра­вительство Российской Федерации, в субъектах и муниципальных образованиях – их главы; в учреждениях, организациях, на предприятиях – их руководители.


В Российской Федерации непосредственное управление ГО возло­жено на МЧС России.

Силами и средствами ГО являются:

§ воинские формирования, объединённые в войска ГО;

§ гражданские невоенизированные организации (формирования).

В гражданские невоенизированные формирования могут быть зачислены:

мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих с началом войны призыву в действующую армию, инвалидов, беременных и женщин, имеющих детей до 8 летнего возраста, а женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-х летнего возраста.

В составе ГО наряду с другими службами существует и функционирует

медицинская служба Гражданской обороны - МСГО .

К силам и средствам МСГО относятся:

а) медицинские формирования; б) медицинские учреждения.

- Медицинские формирования ГО.

«Формирований» в повседневной жизни нет – они создаются (формируются) в случае реальной необходимости. Предназначены для работы

непосредственно в очагах поражения. Подразделяются на: объектовые и территориальные.

§ Объектовые – санитарные посты, санитарные дружины, отряды санитарных дружин. Они создаются на объектах экономики, в учреждениях, на предприятиях из немедицинских работников - обычных сотрудников. Используются только в масштабе своих предприятий, учреждений.

§ Территориальные – создаются на базе медицинских учреждений из числа медицинских работников.

Используются для выполнения задач в интересах области, края, города, района на наиболее важных участках. К ним относятся: медицинские отряды, подвижные госпитали, бригады и отряды специализированной медицинской помощи, сан-эпид. отряды (СЭО) и бригады (СЭБ).

Медицинский отряд (МО) – основное подвижное территориальное формирование МСГО. Предназначен для оказания первой врачебной помощи на границе очага. Медицинские отряды создаются на базе больниц, поликлиник.

В структуре МО развёртываются отделения: приёмно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуационное, лабораторное, частичной санитарной обработки.

- Медицинские учреждения ГО – «учреждены» и в существующем виде используются в ЧС мирного и военного времени.

К ним относятся: лечебные учреждения больничной базы, станции переливания крови (СПК), центры Роспотребнадзора, аптеки и склады, учебные заведения.

Приветствую, уважаемые друзья! Предлагаю вам ознакомиться с лёгкой статьёй о том, что такое гражданская оборона сегодня, а также посетить новую общероссийскую социальную сеть по вопросам гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности. Статья взята оттуда же.

Гражданская оборона сегодня

Давайте попытаемся понять сущность термина «Гражданская оборона», такого очевидного, на первый взгляд, и такого непонятного, как показывает практика общения с гражданами. Если отталкиваться от нормативно-правовых актов (Федерального закона №28 и т.п.), то видим довольно большое определение, которое указывает, на существование некой системы мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей: военного времени (военных конфликтов) и чрезвычайных ситуаций мирного времени (природных, техногенных и др.).

В то же время, (не опубликованный в печатном издании) учебник МЧС России «Гражданская оборона» , под редакцией действующего министра В.А. Пучкова, практически официально обозначает все направления деятельности при осуществлении (выполнении) мероприятий гражданской обороны. Он не опровергает и не подвергает сомнению действующие нормативно-правовые акты в области гражданской обороны, но конкретизирует и снимает вопросы по поводу существования неких двух организационных структур «РСЧС» и «ГО», как некоторые специалисты предпочитают считать. Проводя хронологическую связь с историческим возникновением гражданской обороны (МПВО) В.А. Пучков даёт понять, что как существовала ранее, так и существует в наше время система мероприятий под названием «Гражданская оборона», одной из задач которой как раз и является предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, а эти задачи уже успешно выполняют органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Что касается выполнения задач по подготовке к защите и по защите населения в военное время, к данной системе добавляются органы управления и силы, предназначенные для решения специфических задач гражданской обороны в военное время (эвакуационные комиссии, обеспечения устойчивости функционирования объекта и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне).

Учитывая вызовы современности, МЧС России считает целесообразным выделять виды оружия, основанные на новых принципах применения, например «Информационное». Данные вид оружия не является летальным, но уже опережающими темпами применяется без фактического объявления войны противоборствующими сторонами.

В век пересмотра человечеством «базовых» человеческих, моральных и культурных ценностей, к сожалению возникает необходимость защиты государства и общества от деструктивных процессов «культурной самоликвидации».

Всем этим и предстоит в перспективе заниматься нынешней «Гражданской обороне».

Многие граждане и должностные лица ни раз заявляли что в вопросах реализации мероприятий гражданской обороны не хватает консолидации и систематизации. Я, как преподаватель со стажем по гражданской обороне государственной образовательной организации УМЦ ГО и ЧС, решил совместно с коллегами эту проблему попытаться устранить.

С 01.10.2017 создана общероссийская социальная сеть по вопросам гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности. В этот проект войдут МЧС России, представители органов власти, должностные лица гражданской обороны и лица, кому интересна данная проблематика. Пользование ресурсом бесплатное.

Адрес: www.civil-defence.ru

Ждём вас среди пользователей сообщества и надеемся на конструктивное обсуждение актуальных проблем гражданской обороны.

Если статья и ресурс в тему, то незабываем про рейтинговые звёздочки и комментарии;) Спасибо за участие!

Продолжение следует …

0

1. Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи

В феврале 1918 г. России пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны (ПВО) в России.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР». Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации - Местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), а впоследствии (в 1961 г.) на ее основе была создана система Гражданской обороны.

В ходе Великой Отечественной войны подтвердилась целесообразность проводившихся в МПВО инженерно-технических мероприятий (строительство командных пунктов, убежищ и укрытий). МПВО страны обеспечило укрытие в убежищах, землянках и щелях 25 млн. человек.

Появление атомного оружия и других видов оружия массового поражения (ОМП) - химического и бактериологического - потребовало новых способов и средств защиты населения. В свете этого Гражданская оборона (ГО), созданная в 1961 г., стала системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно на всей территории страны.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Гражданской обороне» от 28 января 1998 г., Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Силы Гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны. На вооружении войск Гражданской обороны имеется специальное вооружение и техника.

Деятельность войск Гражданской обороны осуществляется с момента фактического начала военных действий, а также по особому указанию в мирное время при стихийных бедствиях, крупных авариях, катастрофах.

Служба Гражданской обороны - служба, предназначенная для организации мероприятий Гражданской обороны, включая подготовку необходимых сил и средств.

Задачами Гражданской обороны являются:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в результате этих действий;

Оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;

Эвакуация населения, материальных, и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты;

Проведение аварийно-спасательных работ.

2. Организация управления Гражданской обороной

Государство заблаговременно, в мирное время, ведет подготовку экономики и объектов с учетом развития вооружения и средств защиты населения, возникающих при ведении военных действий.

Введение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны или введения Президентом Российской Федерации военного положения на какой-либо территории России.

При этом Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области Гражданской обороны.

Все органы исполнительной власти и организации:

Планируют и организуют проведение мероприятий по Гражданской обороне;

Осуществляют обучение населения и своих работников;

Проводят мероприятия по устойчивому функционированию в военное время.

Каждый гражданин России:

Принимает участие в мероприятиях по Гражданской обороне;

Проходит обучение способам защиты от опасностей по месту жительства, работы или учебы.

Управление Гражданской обороной в стране осуществляют:

Федеральный орган исполнительной власти - МЧС России, специально уполномоченный на решение задач в области Гражданской обороны, и его территориальные органы;

Специальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в области Гражданской обороны.

3. Структура и органы управления Гражданской обороной

В стране создаются службы:

Федеральные,

Республиканские,

Областные,

Автономной области и округов,

Районные и городские службы Гражданской обороны,

Службы Гражданской обороны организаций.

На территориях есть службы:

Аварийно-спасательные,

Экстренной медицинской службы в ЧС,

Наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами экономики и вероятными источниками ЧС,

Противопожарные,

Оповещения и связи,

Торговли и питания и др.

Гражданские организации Гражданской обороны - это специальные формирования, которые создаются на базе организаций по территориально-производственному принципу. Они владеют специальной техникой и имуществом, а личный состав подготовлен для защиты населения и организаций в чрезвычайных ситуациях. В них зачисляются мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 55 лет.

Территория, отнесенная к Гражданской обороне - это территория, на которой расположен город (населенный пункт), имеющий важное оборонное или экономическое значение.

Формирования Гражданской обороны подразделяются:

По назначению - общего назначения и служб Гражданской обороны (специального назначения);

По подчиненности - территориальные и объектовые;

По срокам (степени) готовности - повышенной и обычной.

Формирования Гражданской обороны обычно создаются в виде отрядов (200...400 человек), команд (50...150 человек), групп (15...20 человек) и звеньев (3... 10 человек).

К формированиям общего назначения относятся:

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы),

Сводные отряды (команды) механизации работ.

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы) предназначены для розыска и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях; для оказания первой медицинской помощи пострадавшим и их доставки к местам погрузки; для расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных и поврежденных защитных сооружений; для локализации аварий на коммунальных и энергетических сетях и др.

Объектовые формирования служб Гражданской обороны предназначаются для выполнения специальных мероприятий по проведению спасательных работ (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, охраны общественного порядка и др.) и усиления формирования (общего назначения и служб Гражданской обороны) используются по планам начальников Гражданской обороны объектов.

Территориальные формирования (общего назначения и служб Гражданской обороны) используются по планам начальников ГО района, города, республики для ведения АС и ДНР на наиболее важных объектах самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями.

Отделы Гражданской обороны совместно с командирами формирований разрабатывают планы приведения формирований в состоянии готовности (как приложения к плану Гражданской обороны объекта).

Для борьбы с лесными пожарами, для ликвидации стихийных бедствий, аварий (катастроф) часть территориальных и объектовых формирований в мирное время содержится в состоянии повышенной готовности. Эти формирования обеспечиваются необходимым имуществом (средствами индивидуальной защиты, в первую очередь приборами радиационной и химической разведки).

Для решения задач по защите личного состава формирований и населения, а также для специальной обработки транспорта и техники на крупных предприятиях, особенно химической промышленности, развертывается сеть учреждений. К ним относятся:

Лаборатории Гражданской обороны (радиометрические и химические);

Стационарные обмывочные пункты (СОП),

Станции обеззараживания одежды (СОО),

Станции обеззараживания транспорта (СОТ).

Учреждения Гражданской обороны создаются на базе предприятий коммунального хозяйства, автохозяйств и других учреждений по решению соответствующих начальников Гражданской обороны.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Гражданская оборона

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.


Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  8. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  10. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  11. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  12. срочное захоронение трупов в военное время;
  13. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Принципы организации и ведения гражданской обороны

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.


Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Руководит министерством С.К. Шойгу.


Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.


Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.


Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.


Войска гражданской обороны, входящие в состав сил гражданской обороны, являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области гражданской обороны На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны. Военнослужащие войск гражданской обороны проходят службу в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны и его территориальных органах (МЧС России).


Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.


Основными задачами войск гражданской обороны являются: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий и др.


Понятие «гражданская оборона» входит в содержание более широкого понятия «гражданская защита», под которой понимается совокупность всей гуманитарной деятельности, связанной с защитой населения, окружающей природной среды и собственности (имущества) в случае аварий, стихийных бедствий и воздействия оружия в мирное и военное время. Конкретным содержанием этой деятельности является спасение жизни, имущества и окружающей среды в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях специальными гражданскими силами, средствами и мерами в мирное и военное время.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под обороной РФ?
2. Какие нормативно правовые акты лежат в основе обороны РФ?
3. Какие обязанности в области обороны установлены российским законодательством для граждан и организаций независимо от форм собственности?
4. Какие мероприятия включает себя организация обороны?
5. Перечислите полномочия органов государственной власти РФ в области обороны.
6. Дайте характеристику полномочий организаций и граждан в области обороны.
7. Что понимается под Вооруженными Силами РФ, какова их структура и предназначение?
8. Какими нормативно- правовыми актами регламентируется военное положение?
9. Какие нормативно-правовые акты РФ лежат в основе мобилизации и мобилизационной подготовки?
10. Что понимается под гражданской обороной?
11. Перечислите основные задачи и принципы гражданской обороны.
12. Для чего создаются силы гражданской обороны?

– это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Цели, задачи и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в .
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения . Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Непосредственное повседневное руководство гражданской обороной осуществляют органы управления:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороной (в настоящее время - МЧС России), и его территориальные органы - региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной;
  • структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде - федеральному правительству, в Норвегии и Испании - министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Поделиться: