Наложение административного взыскания. Наложение административных взысканий Общие правила наложения административных взысканий

Характер совершенного правонарушения,

Личность правонарушителя,

Степень вины правонарушителя,

Имущественное положение правонарушителя,

Обстоятельства, смягчающие ответственность.

Обстоятельства, отягчающие ответственность.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение:

Чистосердечное раскаяние виновного;

предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

Добровольное возмещение виновным ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Совершение правонарушения несовершеннолетним;

Совершение правонарушения беременной женщиной;

совершения правонарушения женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 года.

Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Помимо этого орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и те обстоятельства, которые не указаны в законодательстве, то есть законодательный перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим.

Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;

Совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим).

В отличие от перечня обстоятельств, смягчающих ответственность, перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим, то есть орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, не может выйти за пределы этого перечня.

Как видно из предыдущего текста, факт повторного совершения административного правонарушения является отягчающим обстоятельством лишь при одновременном выполнении всех следующих условий:

Вновь совершенное административное правонарушение однородно составу (квалификации) с предыдущим административным правонарушением;

Новое административное правонарушение совершено до истечения года с момента совершения предыдущего;

За предыдущее административное правонарушение лицо было подвергнуто административному взысканию.

Если хотя бы одно из этих обстоятельств отсутствует, то факт повторности административного правонарушения не является отягчающим обстоятельством при оценке вновь совершенного административного правонарушения. В частности, если составы предыдущего и нового административных правонарушений предусмотрены разными правовыми нормами (разными, имеющими самостоятельные санкции статьями КоАП РСФСР или другого нормативного правового акта, предусматривающего административную ответственность, повторности административного правонарушения не будет являться отягчающим обстоятельством. Не будет являться таким обстоятельством и повторение административного правонарушения (такого же, как и ранее совершенное), если за предыдущее на правонарушителя не было своевременно наложено административное взыскание.

Административное взыскание может быть наложено тогда, когда в действиях виновного лица установлен состав проступка. Оно налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение и в точном соответствии с законодательством.

При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение.

Общие правила наложения административных взысканий конкретизируют конституционные принципы законности, целесообразности, гуманизма, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, законодатель признает:

Чистосердечное раскаяние виновного;

Предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Совершение правонарушения несовершеннолетним;

Совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Этот перечень не является исчерпывающим: законодателем и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Особо следует выделить случаи наложения административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений. При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Одним из условий применения административного взыскания является строгое соблюдение сроков давности. Оно не может быть наложено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без прописки) - двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Эти сроки не распространяются на случаи применения конфискации вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, и предметов со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия вещей от таможенного оформления. Конфискация таких вещей и предметов производится независимо от времени совершения и обнаружения административного правонарушения.

Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - днями или месяцами, лишения специального права - днями, месяцами, годами.

В законодательстве определен срок погашения административного взыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения.

Важным компенсирующим средством служит возложение обязанности возместить причиненный гражданину, предприятию, учреждению или организации ущерб. Административная комиссия, исполнительный комитет поселкового, сельского Совета депутатов, комиссия по делам несовершеннолетних, народный судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба. В определенных случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от исполнения обязанности, за невыполнение которой было наложено административное взыскание.

Административное взыскание - это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

  • воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
  • предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);
  • предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное взыскание не может иметь своей целью:

  • унижение человеческого достоинства физического лица;
  • причинение ему физических страданий;
  • нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего, используется метод морального воздействия, затем - материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;
  • конфискация предмета или орудия административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
  • дисквалификация;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления.

Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф - это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой - воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц - до 50 МРОТ, а на юридических лиц - 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до двух лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Дисквалификация - это новый вид административных санкций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

  • самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;
  • принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок наложения административных взысканий

Основные правила наложения административных взысканий изложены в отдельной главе КоАП РФ. КоАП РФ закрепляет общие правила (принципы) карательного воздействия: законность; целесообразность; своевременность, оперативность воздействия; сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений.

Общие принципы наложения административных взысканий:

1) Законность: орган (должностное лицо), рассматривающее дело об административном проступке, может наложить на виновного только то взыскание, которое установлено нормативно-правовым актом, и только в пределах санкции конкретной нормы права.

Законность обеспечивается: а) закреплением в КоАП РФ системы административных взысканий, за пределы которой нельзя выходить; б) закреплением в каждой ст. КоАП РФ вида и размера административных взысканий; в) санкция предусматривает ряд альтернативных административных взысканий, но возможно наложение только одного основного; г) за одно и то же административное правонарушение может быть наложено только одно основное, либо основное и дополнительное административное взыскание из установленных.

Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка. Проявления принципа целесообразности административных взысканий – в индивидуализации кары и экономии репрессии.

2) Индивидуализация административных взысканий – необходимость учета обстоятельств смягчающих и отягчающих (особая роль), характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины. Смягчающие обстоятельства – это чистосердечное раскаяние, добровольное возмещение ущерба, устранение причиненного вреда, сильное душевное волнение и т. д. Отягчающие обстоятельства – совершение правонарушения несмотря на требования прекратить его, продолжение противоправного поведения, вовлечение несовершеннолетних, совершение в состоянии опьянения и т. д.

3) Экономия карательных мер: административно-правовые нормы предоставляют правоприменителю возможность или прямо обязывают его заменить взыскание иными мерами воздействия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Вопрос 35. Дисциплинарная ответственность, виды взысканий, порядок их наложения и снятия. Меры поощрения за добросовестную работу. Нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката, совершенное умышленно или по

Вопрос 138. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников. Виды дисциплинарных взысканий, основания, порядок их применения и снятия. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных

Вопрос 273. Понятие, виды и классификация административных наказаний (взысканий). Административная ответственность юридических лиц (коллективных субъектов). Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение

Вопрос 279. Виды административных взысканий: штраф, конфискация, лишение специальных прав, административный арест, административное выдворение. Административный штраф (ст. 3.5.КоАП):Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и

Статья 397. Порядок образования административных комиссий (1) Административная комиссия при исполнительном органе местного публичного управления образуется местным советом (сельским, коммунальным, городским, муниципальным) в составе председателя, заместителя

96. Производство по жалобам на действия органов и должностных лиц с наложением административных взысканий Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,

Статья 118. Порядок наложения денежного взыскания и обращения залога в доход государства 1. Денежное взыскание налагается судом.2. Если соответствующее нарушение допущено в ходе судебного заседания, то взыскание налагается судом в том судебном заседании, где это

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется

Статья 118. Порядок наложения денежного взыскания и обращения залога в доход государства 1. Денежное взыскание налагается судом.2. Если соответствующее нарушение допущено в ходе судебного заседания, то взыскание налагается судом в том судебном заседании, где это

Исчисление сроков административных взысканий и сроков их давности Административное взыскание не может быть наложено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, при длящихся правонарушениях – два месяца со дня обнаружения. Срок погашения административного

Виды административных наказаний и порядок их применения. Предупреждение. Это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Как правило, оно налагается за совершение малозначительного административного

Поделиться: