Как получить лицензию на экспертизу промышленной безопасности Ростехнадзора: документы и алгоритм. Как получить лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности

Работа на производстве – это, прежде всего, риски для персонала. Задача каждого работодателя сделать эту опасность минимальной и позаботиться о сохранности жизни работников.

На территории РФ насчитывается более 300000 опасных промышленных объектов (ОПО ). Чтобы снизить вероятность возможных аварий, необходимо соблюдать ряд требований. Основу составляют правительственные Постановления и документы, подписанные Президентом.

Аспекты безопасности регламентируются и принимаются на уровне министерств и ведомств. За промышленную безопасность на федеральном уровне отвечает исполнительный орган Ростехнадзор (РТН ).

Локальные акты и принятые стандарты организации по примеру Газпрома, Транснефти учитываются в работе других предприятий. Подрядчики трудятся в зонах повышенного риска. Компании вынуждены соблюдать условия, согласованные с заказчиком. Во время подписания договора с подрядчиками самое пристальное внимание уделяется безопасности площадок с повышенной и высокой степенью риска.

Опасные производственные объекты перед запуском в эксплуатацию, получают согласование Ростехнадзора на экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ ). Любое предприятие в статусе ОПО, проводит аудит и экспертизу. Положительная оценка свидетельствует:

  • предприятие функционирует с нормальными условиями для работников;
  • отсутствует вредное влияние производства на окружающую среду;
  • есть план, чтобы вовремя избежать возможных катастроф.

Основание и сроки выдачи

Контроль над соблюдением лицензиатом требований и условий возлагается на Ростехнадзор. РТН выдает лицензию на основании:

  • ПП РФ-No682 от 04.07. 2012 «Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» .

Ростехнадзор утверждает форму и контролирует процесс выдачи разрешительных документов.

Важно! Когда организация в свою деятельность не добавляет новые виды работ, полученная лицензия бессрочная и не подлежит переоформлению. Если планируется реорганизация, добавление новых видов работ или услуг – все делается до получения лицензии. Перед подачей заявления необходимо внимательно сделать выборку работ, которые будет производить лицензиат.

Кому и для чего нужна?

На основании лицензии ведется деятельность предприятий и юридических лиц, которые относятся к разряду опасных промышленных объектов. Ранее были установлены формальные критерии внесения объектов в категорию опасных.

Под эти критерии наряду с шахтами, заводами по производству химического оружия были зачислены и обычные предприятия-склады, где использовался лифт или иное устройство для подъема грузов. Все относились к особо опасным объектам.

Сейчас учитываются не формальные критерии, а возможные риски и последствия в случае техногенной аварии или катастрофы. Разработаны 4 группы объектов :

  • Первая группа – чрезвычайно высокая опасность;
  • Вторая группа – высокая опасность;
  • Третья группа – средняя опасность;
  • Четвертая группа – низкая опасность (без лицензирования).

Четкое разграничение списка работ по степени опасности упорядочило объекты, которые подлежат лицензированию в вопросах ПБ. От безопасности сделан переход к понятию риска. Термин «безопасность» нельзя измерить в отличие от рисков аварий, профессиональных рисков и т.д. Рискоориентированный подход позволяет точнее делать расчеты и более объективно подходить к опасным производственным объектам.

Требования, предъявляемые к соискателям

  • предприятие должно иметь в штате трех человек в качестве эксперта промышленной безопасности. Сотрудники успешно прошли аттестацию в Ростехнадзоре и получили свидетельства об окончании обучения: удостоверения первой категории. Два работника могут числиться на предприятии по совместительству. Для третьего — предприятие, которому необходимо получить лицензию, должно быть основным местом работы. Они могут проводить экспертизу объектов с I по IV класс опасности;
  • на балансе предприятия должны числиться жилые или нежилые помещения со всеми подтверждающими документами о праве собственности. В распоряжении соискателя имеется в наличии материально-информационная база, на основании которой будет осуществляться лицензируемая деятельность.

Реестр

За контролирующим органом закреплена обязанность ведения реестра лицензий. В сводные данные заносится следующая информация:

  • выдача лицензий;
  • переоформление в случае необходимости;
  • приостановление деятельности;
  • возобновление действия;
  • аннулирование происходит по решению суда.

Необходимые документы

  • заявление;
  • уставные документы;
  • квитанция на госпошлину;
  • приказы либо распоряжения о трудоустройстве и зачислении экспертов в штат компании;
  • документы, свидетельствующие об успешно пройденной аттестации трех экспертов, аттестованных комиссией РТН;
  • аттестационные удостоверения экспертов по правилам промышленной безопасности;
  • подтверждающая информация и материалы о ранее проведенных экспертизах ПБ, заявленные экспертами;
  • список собственных средств предприятия для технического обеспечения в ходе ведения лицензионной деятельности;
  • документы, которые подтверждают права собственности на наличие помещений, необходимых для работы.

Этапы получения лицензии на проведение ЭПБ

Перед подачей документов в Ростехнадзор, предприятие собирает полный пакет документов, пишется заявление, аттестуются эксперты по правилам промбезопасности. Документы необходимо подавать в Территориальный орган Ростехнадзора, либо в Центральный аппарат.

Алгоритм получения лицензии — простой. Сложнее – собрать все документы, в запланированное время пройти все этапы и получить лицензию. Процесс затягивается на неопределенное время, приходится подключать специализированные фирмы, которые предоставляют посреднические услуги. Получается дороже, но быстрей.

Промышленная безопасность регулярно меняется, выходят новые законы. Собрать всю необходимую документацию в Ростехнадзор самому проблематично с первого раза. На практике время получения лицензии увеличивается в несколько раз.

Сроки работы с документами

Компания с объектами высокой и повышенной степени риска в течение десяти дней направляет документы на регистрацию ОПО. В течение месяца объект должен быть зарегистрирован и занесен в госреестр.

За тридцать дней проверяется объект с обязательным его посещением с целью дальнейшего лицензирования. Следующую декаду идет проверка документации. Документы подаются в Ростехнадзор. В течение полутора месяцев контролирующая организация на основании представленных документов и проверок решает вопрос о выдаче лицензии или об отказе. Можно воспользоваться предложением организации-посредника.

Госпошлина для оформления

  • Выдача лицензии — 7500 руб .
  • Переоформление лицензии/ внесение дополнений — 3500 руб .
  • Переоформление лицензии/ в иных случаях — 750 руб .
  • Выдача дубликата — 750 руб .

Порядок продления и переоформления

Ситуации, когда необходимо переоформлять лицензию :

  • изменение названия или аббревиатуры предприятия;
  • реорганизация юридического лица, представляющего предприятие или смена адреса регистрации;
  • расширение списка производимых работ;
  • изменение в классификаторе названия и перечня рода занятий;
  • окончание срока действия.

При официальном изменении названия вида работы предприятия, документы подлежат переоформлению. Процедура переоформления достаточно длительная, происходит по разработанному регламенту. Проводится инспектирование, организация проверяется вне графика на соответствие установленных норм ПБ.

Справка! Для переоформления конкретных сроков нет. Но это не означает, что лицензию можно не приводить в соответствие. До первой проверки РТН, где будут четко прописаны сроки устранения недостатков.

Старые лицензии направляются в Ростехнадзор. Если организация соответствует всем лицензионным требованиям, после проверки РТН осуществляет переоформление только одного документа. Процедура такая же, как при получении новой, но несколько лояльней по отношению к предприятию и соискателю.

Прекращение и приостановление

Юридически действие лицензий перестает иметь силу после обращения с заявлением в Ростехнадзор об аннулировании документа. Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Ее можно получить лично, через представителя по доверенности, по почте или в электронном виде. В течение десяти дней после подачи заявления прекращается действие лицензии.

Ростехнадзор уполномочен приостановить действие, если лицензиат во время проверки не устранил нарушения по исполнению лицензионных требований. В судебном порядке действие лицензии может быть прекращено. Сведения заносятся в государственный реестр.

Последствия работы без лицензии

По линии административной ответственности, за работу без за одно или несколько нарушений подряд штрафует юрлицо на сумму от двухсот тысяч рублей . Ответственному сотруднику выписывается штраф в размере двадцати тысяч рублей .

После проверки контролирующим органом выдается предписание с указанием нарушений. По этой причине на предприятие еще раз имеют право наложить санкции. РТН сроки выполнения предписания всегда держит на контроле . Оговариваются сроки в разумных пределах, чтобы успеть переоформить и получить разрешение заниматься деятельностью на законных основаниях.

Период для устранения ошибок назначается в течение трех месяцев. За невыполненное предписание применяют статьи Административного кодекса в части промышленной безопасности.

Внимание! Помимо выплаты штрафа возможна остановка деятельности объекта проверки до полного устранения всех причин.

Заключение

С лицензией на проведение экспертизы промышленной безопасности:

  • быстрей можно увидеть и зафиксировать проблемы на ОПО;
  • упрощает прохождение различных проверок Ростехнадзора по нормам промышленной безопасности;
  • помогает увеличить срок безопасной деятельности предприятия;
  • способствует защите имущества и сотрудников от вероятных аварий.

Своевременный и высококачественный аудит поможет в будущем избежать финансовых потерь. Промышленная безопасность – это обеспечение защищенности и способность объекта не допустить возможную аварию на установленный цикл жизненного периода эксплуатации объекта.

Последнее время нет такого года, чтобы не появился Федеральный закон, поправки к законам, Постановления, нормативные документы Ростехнадзора, которые вносят самые существенные изменения на рынке правил игры во всей промышленной безопасности.

Повышение уровня экспертизы промышленной безопасности позволит уменьшить число аварий на производстве, сохранить жизнь людей, избежать многомиллиардных потерь. Безопасность – это основа основ любого предприятия.

Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 N 682 (ред. от 30.05.2017) "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности")

пункт 12 постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 г. N 682 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" (далее - Постановление N 682);

пункт 15 Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 г. N 1102 (далее - Положение о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения);


  • Срок получения лицензии: от 2 месяцев
  • Стоимость получения: от 150 000 руб.
  • Срок действия лицензии: бессрочно

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2014 года излагает изменения, внесенные в п. 3 «Положения о лицензировании», установленное ПП РФ N 682 от 04 июля 2012 года. Этот пункт устанавливает перечень работ, которые необходимо исполнять во время проведения экспертизы по промбезопасности. По данным изменениям, организации должны переоформлять лицензии на осуществление деятельности, связанной с проведением процедуры экспертизы по промбезопасности, если данные лицензии были выданы до вступления в силу вышеуказанных изменений. Переоформление должно происходить в порядке, указанном в положениях ч. 9 и ч. 17 ст. 18 Федерального Закона N 99-ФЗ.

Согласно второй редакции Положения о лицензировании (ПП РФ N682) от 06.10.2015 г., в области промбезопасности лицензированию подлежат следующие направления деятельности:

  • Экспертиза промышленной безопасности документации, которая устанавливает ликвидацию/консервацию объектов опасного производства (ОПО).
  • Экспертиза документов, связанных с техническим перевооружением опасных производственных объектов (например, тепловых установок и сетей, подъемных сооружений и т.д.), которые не вошли в основную документацию – согласно закону о градостроительстве, они подлежит отдельной экспертизе.
  • Экспертиза технических устройств, проходящих эксплуатацию на опасном производстве, которая осуществляется, если её необходимость установлена ст. 7 ФЗ «О промбезопасности ОПО».
  • Экспертиза зданий и сооружений, которые находятся на территории опасного промобъекта и используются для хранения продукции или сырья, осуществления рабочих процессов, перемещения грузов или живой силы, а также локализации или ликвидации последствий в случае аварии.
  • Экспертиза декларации промышленной безопасности, которая уже разработана или вновь находится в разработке.
  • Экспертиза, обосновывающая безопасность конкретного ОПО; экспертиза изменений, которые вносятся в документы, поясняющие безопасность такого ОПО.

Лицензирование экспертизы промышленной безопасности

Область деятельности, связанная с промышленной безопасностью, крайне важна, поскольку она связана не только с охраной экологии, но и с защитой жизни и здоровья граждан, и любая ошибка может быть опасной. Лицензия на осуществление экспертизы промышленной безопасности – вовсе не формальное требование государственных органов. Законы жестко устанавливают процедуру ее получения, а сам процесс требует обязательного прохождения этапов получения лицензии ЭПБ не только в Москве, но и по России:

  • е сли документы не соответствуют требованиям, кандидат уведомляется о необходимости переоформлять документы;
  • при правильном оформлении документации, она передается в территориальный орган Ростехнадзора.

4. Прохождение предлицензионной проверки. Кандидат получает уведомление о проведении внеплановой проверки. При проведении проверки уполномоченный представитель Ростехнадзора сверяет полученную документацию с оригиналами и консультируется с работниками организации, а также с её руководством.
5. Составление Акта о проверке. В зависимости от результатов проверки, работником Ростехнадзора составляется акт, говорящий о несоответствии или соответствии компании установленным требованиям получения лицензии РТН на осуществление экспертизы промышленной безопасности, и в нем выносится один из двух вердиктов:

  • в отрицательном акте указываются причины, по которым вынесли вердикт об отказе в лицензировании, и кандидату будет необходимо подать документы заново;
  • положительный акт влечет за собой отправление документов в орган, занимающийся надзором в области, связанной с определенным видом деятельности по промбезопасности, где собирается работать кандидат.

6. Проверка документов. При проверке документов в управлении проверяются удостоверения экспертов и их квалификация. Если по этим параметрам нет возражений, одобрение на выдачу лицензии направляется в Центральное управление.

7. Получение лицензии. Лицензия на проведение ЭПБ выдается руководству организации или доверенному лицу в Центральном управлении.

Документы, предоставляемые для получения лицензии на экспертизу промышленной безопасности

1. Оригинал банковского документа, подтверждающего уплату госпошлины за рассмотрение заявки на предоставление лицензии, и ее оформление;

2. Нотариальная копия Устава

3. Решение или протокол участников организации, утверждающее его создание.

4. Нотариальная копия решения или протокола о назначении руководства компании

5. Нотариальная копия свидетельства ОГРН

6. Заверенное нотариусом свидетельство ИНН

7. Нотариальные копии свидетельств о регистрации изменений в учредительные документы, ЕГРЮЛ и перерегистрации

8. Нотариальная копия кодов статистики

9. Нотариальная копия выписки ЕГРЮЛ (не позднее месяца с даты её получения)

10. Оригинал банковских реквизитов, подписанный руководителем

11. Заверенные нотариусом документы, подтверждающие образование руководителей и сотрудников компании

12. Заверенные нотариусом копии удостоверений экспертов

13. Заверенные нотариусом копии протоколов об аттестации сотрудников

14. Нотариальные копии удостоверений о проверке знаний руководства и сотрудников компании

15. Нотариальные копии трудовых книжек руководства и работников организации

16. Оригинал доверенности на представителя компании, подающего документы

17. Нотариальная копия договора о предоставлении услуг лаборатории НК

Переоформление лицензии на экспертизу промышленной безопасности

Федеральный закон N307-ФЗ, вступивший в силу в ноябре 2015 года, уточняет некоторые положения, связанные с регулированием лицензирования в сфере промышленной безопасности. Из-за этого переоформлению подлежат некоторые виды уже выданных лицензий. Необходимо переоформить:

  • лицензии, в которые не включались списки оказываемых в рамках осуществления деятельности услуг или выполняемых работ;
  • лицензии, в которые включались списки работ и услуг, выполняемых и оказываемых при осуществлении деятельности, при условии, что в эти перечни законодательно вносились изменения;
  • лицензии на виды деятельности, у которых изменилось название.

Процедура переоформления лицензий происходит в установленном порядке.

Схема переоформления лицензий ЭПБ:

1. Составляется заявление на переоформление лицензии.

"О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности"

(в редакции, актуальной с 10 июня 2017 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст ,
согласно постановлениям Правительства РФ: от 25.12.2012 г. № 1399,
от 21.05.2014 г. № 471, от 06.10.2015 г. № 1067, от 30.05.2017 г. № 661)

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности .

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 26, ст. 2851);

пункт 10 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. № 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 19, ст. 2316);

пункт 13 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 40, ст. 5076).

Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза).

2. Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность предусматривает выполнение в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона " " следующих работ и услуг:

а) проведение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

б) проведение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если эта документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

в) проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов ";

г) проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

д) проведение экспертизы промышленной безопасности декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемой декларации промышленной безопасности;

е) проведение экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

4. Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности являются:

а) наличие в штате соискателя лицензии как минимум 3 экспертов в области промышленной безопасности (далее - эксперты), которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для которых работа в этой организации является основной;

б) наличие зданий или нежилых помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности, а также оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов ".

5. Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие в штате лицензиата как минимум 3 экспертов, которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для которых работа в этой организации является основной;

б) проведение экспертизы в соответствии с работами (услугами), указанными в лицензии, экспертами, соответствующими требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и аттестованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) проведение экспертизы и оформление результатов экспертизы в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности;

г) наличие зданий или нежилых помещений, принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности, а также оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов ".

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также прилагает опись документов, предусмотренную пунктом 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и следующие документы и сведения:

а) копии приказов о приеме на работу экспертов, заверенные соискателем лицензии;

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемой деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях);

г) перечень оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании.

7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес осуществления лицензируемой деятельности, а также представляются следующие документы и сведения:

б) реквизиты квалификационных удостоверений экспертов;

в) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании по новому адресу осуществления лицензируемой деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях);

г) перечень оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании.

8. При намерении лицензиата выполнять работы (оказывать услуги), составляющие лицензируемую деятельность, не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются наименования новых работ (услуг), а также представляются следующие документы и сведения:

а) копии приказов о приеме на работу экспертов (с отметкой об ознакомлении с приказом), заверенные лицензиатом;

б) реквизиты квалификационных удостоверений экспертов;

в) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата необходимых для выполнения новых работ (оказания новых услуг) и принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемой деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях);

г) перечень оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для выполнения новых работ (оказания новых услуг) и принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании.

9. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

10. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и ее аннулировании, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, лицензионных делах соискателей лицензий и (или) лицензиатов, в том числе в электронном виде, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

11. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

12. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах (сведениях о документах), а также соблюдения лицензиатом лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

13. За предоставление или переоформление лицензии и выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

14. Информация, содержащая сведения, предусмотренные частью 1 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении и переоформлении лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности


Документ с изменениями, внесенными:
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 53 (ч.II), 31.12.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.05.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.10.2015, N 0001201510080001);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.06.2017, N 0001201706020020).
____________________________________________________________________

В соответствии с Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 389 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст.2851);

пункт 10 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 года N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст.2316);

пункт 13 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст.5076).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 июля 2012 года N 682

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза).

2. Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность предусматривает выполнение в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следующих работ и услуг:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 года N 1067 .

а) проведение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 года N 471 .

б) проведение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если эта документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 июня 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 года N 471 .

в) проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 июня 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 года N 471 .

г) проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 июня 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 года N 471 .

д) проведение экспертизы промышленной безопасности декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемой декларации промышленной безопасности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 июня 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 года N 471 .

е) проведение экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 июня 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 года N 471 .

4. Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности являются:

а) наличие в штате соискателя лицензии как минимум 3 экспертов в области промышленной безопасности (далее - эксперты), которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для которых работа в этой организации является основной;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года N 661 .

б) наличие зданий или нежилых помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности, а также оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения в соответствии с .
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 года N 1067 .

5. Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие в штате лицензиата как минимум 3 экспертов, которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для которых работа в этой организации является основной;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года N 661 .

б) проведение экспертизы в соответствии с работами (услугами), указанными в лицензии, экспертами, соответствующими требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и аттестованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) проведение экспертизы и оформление результатов экспертизы в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности;

г) наличие зданий или нежилых помещений, принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности, а также оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 года N 1067 .

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" , а также прилагает опись документов, предусмотренную пунктом 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" , и следующие документы и сведения:

а) копии приказов о приеме на работу экспертов, заверенные соискателем лицензии;

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемой деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях);

г) перечень оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 года N 1067 .

7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес осуществления лицензируемой деятельности, а также представляются следующие документы и сведения:


(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года N 661 .

б) реквизиты квалификационных удостоверений экспертов;

в) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании по новому адресу осуществления лицензируемой деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях);

г) перечень оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 года N 1067 .

8. При намерении лицензиата выполнять работы (оказывать услуги), составляющие лицензируемую деятельность, не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются наименования новых работ (услуг), а также представляются следующие документы и сведения:

а) копии приказов о приеме на работу экспертов (с отметкой об ознакомлении с приказом), заверенные лицензиатом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года N 661 .

б) реквизиты квалификационных удостоверений экспертов;

в) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата необходимых для выполнения новых работ (оказания новых услуг) и принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемой деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях);

г) перечень оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для выполнения новых работ (оказания новых услуг) и принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 года N 1067 .

9. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" .

10. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и ее аннулировании, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, лицензионных делах соискателей лицензий и (или) лицензиатов, в том числе в электронном виде, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" .

11. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" , с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" .

12. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах (сведениях о документах), а также соблюдения лицензиатом лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" .

13. За предоставление или переоформление лицензии и выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

14. Информация, содержащая сведения, предусмотренные частью 1 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" , размещается в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении и переоформлении лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 октября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 года N 1067 .

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
(Пункт 14 дополнительно включен с 8 января 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 1399)


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Поделиться: