История борьбы с коррупцией в современной россии. Справка Порядок упразднения Комиссии

Положение
о Комиссии по антикоррупционной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук"

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности, задачи и компетенцию Комиссии по антикоррупционной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (далее - Комиссия).

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами РАН, также настоящим Положением.

1.3. Комиссия является совещательным органом, который систематически осуществляет комплекс мероприятий по:

выявлению и устранению причин и условий, порождающих коррупцию;

выработке оптимальных механизмов защиты от проникновения коррупции на предприятие, снижению в нем коррупционных рисков;

созданию единой системы мониторинга и информирования работников РАН по проблемам коррупции;

антикоррупционной пропаганде и воспитанию.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

коррупция (от лат. corruptio - подкуп) - социально-юридическое явление, которое проявляется в использовании государственными служащими и иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения либо приобретения иных возможностей или в групповых интересах. Коррупция трактуется и как подкуп, продажность государственных, общественных, политических деятелей и других должностных лиц, как злоупотребление служебным положением в личных целях, как взяточничество, завышение расходов, нецелевое использование вверенных им средств, растрата общественных фондов и др., а также как служебное покровительство родственникам и своим людям, кумовство, блат;

коррупционное правонарушение - отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность;

субъекты антикоррупционной политики - органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, граждане;

субъекты коррупционных правонарушений - физические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а также лица, незаконно предоставляющие такие выгоды;

предупреждение коррупции - деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на изучение, выявление, ограничение либо устранение явлений и условий, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению;

противодействие коррупции - скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий.

2. Задачи Комиссии

Основными задачами Комиссии являются:

2.1. координация деятельности РАН по устранению причин коррупции и условий им способствующих, выявление и пресечение фактов коррупции и её проявлений;

2.2. изучение причин и условий, способствующих появлению коррупции в РАН и подготовка предложений по совершенствованию правовых, экономических и организационных механизмов функционирования РАН и ее подразделений в целях устранения почвы для коррупции;

2.4. прием и проверка поступающих в Комиссию заявлений и обращений, иных сведений об участии работников РАН в коррупционной деятельности;

2.5. оказание консультативной помощи работникам РАН по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения;

2.7. рассмотрение иных вопросов в соответствии с направлениями деятельности Комиссии.

3. Порядок формирования и деятельность Комиссии

3.1. Решения о создании Комиссии, ее количественном и персональном составе, а также положение о Комиссии принимаются президентом РАН и утверждаются распоряжением РАН.

3.2. В состав Комиссии входят:

председатель Комиссии;

заместитель председателя Комиссии;

секретарь Комиссии;

члены Комиссии.

3.3. Деятельность Комиссии организует председатель Комиссии, назначаемый распоряжением РАН за подписью президента РАН.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основе настоящего Положения, коллективного, свободного и гласного обсуждения вопросов, входящих в ее компетенцию.

3.4. Председатель Комиссии:

организует работу Комиссии;

определяет порядок и организует предварительное рассмотрение материалов, документов, поступающих в Комиссию;

созывает заседания Комиссии;

формирует проекты повестки и осуществляет руководство подготовкой заседаний Комиссии;

определяет состав лиц, приглашаемых на заседания Комиссии;

ведет заседания Комиссии;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

3.5. Заместитель председателя Комиссии выполняет обязанности председателя Комиссии в случае его отсутствия.

3.6. Секретарь Комиссии:

принимает и регистрирует заявления, сообщения, предложения и иные документы от работников РАН;

готовит материалы для рассмотрения вопросов на заседаниях Комиссии;

направляет членам Комиссии материалы к очередному заседанию Комиссии;

ведет протоколы заседаний Комиссии;

ведет документацию Комиссии;

по поручению председателя Комиссии осуществляет деловую переписку со структурными подразделениями РАН, а также с государственными и местными органами, общественными организациями и иными структурами;

готовит проект годового отчета Комиссии;

осуществляет иную работу по поручению председателя Комиссии.

3.7. Член Комиссии:

участвует в работе Комиссии;

вносит на рассмотрение Комиссии предложения, участвует в их подготовке, обсуждении и принятии по ним решений;

выполняет поручения Комиссии и председателя Комиссии;

выполняет возложенные на него Комиссией иные обязанности.

3.8. Присутствие на заседаниях Комиссии ее членов обязательно. Делегирование членом Комиссии своих полномочий в Комиссии иным должностным лицам не допускается. В случае невозможности члена Комиссии присутствовать на заседании, он вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде.

3.9. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей общего числа его членов. В случае несогласия с принятым решением, член Комиссии вправе в письменном виде изложить особое мнение, которое подлежит приобщению к протоколу.

3.10. По решению Комиссии или по предложению ее членов, по согласованию с председателем, на заседания Комиссии могут приглашаться руководители подразделений, работники РАН, которые могут быть заслушаны по вопросам антикоррупционной работы в подразделениях.

3.11. Член Комиссии добровольно принимает на себя обязательства о неразглашении сведений затрагивающих честь и достоинство граждан и другой конфиденциальной информации, которая рассматривается Комиссией. Информация, полученная Комиссией, может быть использована только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством об информации, информатизации и защите информации.

3.12. Решения Комиссии принимаются на заседании открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов Комиссии и носят рекомендательный характер.

3.13. Каждое заседание Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывает председательствующий на заседании Комиссии.

3.14. К работе Комиссии с правом совещательного голоса могут быть привлечены специалисты, эксперты, представители организаций, другие лица.

4. Полномочия Комиссии

4.1. Комиссия координирует деятельность структурных подразделений РАН по реализации мер противодействия коррупции.

4.2. Комиссия:

вносит предложения по совершенствованию деятельности в сфере противодействия коррупции на рассмотрение руководству РАН, а также участвует в подготовке проектов локальных нормативных актов по вопросам, относящимся к ее компетенции;

участвует в разработке форм и методов осуществления антикоррупционной деятельности и контролирует их реализацию;

рассматривает предложения о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции в РАН;

контролирует выполнение решений по вопросам противодействия коррупции, принимаемых руководством РАН;

осуществляет предварительное рассмотрение заявлений, сообщений и иных документов, поступивших в Комиссию;

запрашивает информацию, разъяснения по рассматриваемым вопросам от работников РАН и в случае необходимости приглашает их на свои заседания;

принимает решения по рассмотренным вопросам, входящим в ее компетенцию, и вносит предложениям и рекомендации руководству РАН и руководителям структурных подразделений РАН.

5. Обеспечение деятельности Комиссии

Структурные подразделения РАН осуществляют правовое, информационное, организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии.

6. Заключительное положение

Положение вступает в силу с момента его утверждения президентом РАН.

Обзор документа

Установлено, как работает Комиссия по антикоррупционной деятельности РАН.

Комиссия является совещательным органом. Она занимается выявлением и устранением причин и условий, порождающих коррупцию; вырабатывает оптимальные механизмы защиты от ее проникновения на предприятие. Комиссия занимается созданием единой системы мониторинга и информирования работников РАН по проблемам коррупции. На нее возложена антикоррупционная пропаганда.

Решения о создании комиссии, ее количественном и персональном составе, а также положение о комиссии принимаются президентом РАН и утверждаются распоряжением РАН.

Решения комиссии принимаются на заседании открытым голосованием и носят рекомендательный характер. Каждое заседание оформляется протоколом.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

В МВД России борьбой с коррупцией занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПКМВД России) (Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»), одним из направлений деятельности которого является противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности. Среди основных функций и полномочий ГУЭБиПК МВД России можно отметить осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности; осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; документирование преступлений экономической и коррупционной направленности. Таким образом, ГУЭБиПК МВД России наряду с Росстатом, Минэкономразвития России занимается изучением коррупционных проявлений в России. Следует признать, что задекларированные полномочия правоохранительного органа полностью соответствуют основным направления противодействия коррупции, закрепленным в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Совместно с ГУЭБиПК МВД России функции по противодействию коррупции в системах МВД России и ФМС России осуществляет Главное управление собственной безопасности (ГУСБ МВД России), в обязанности которой входят предупреждение, выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности в МВД России и его ведомствах.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Одной из основных функций ФСБ России является разработка мер по борьбе с коррупцией в пределах своих полномочий и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти.

Для организации работы по исполнению Национального плана противодействия коррупции ФСБ России ранее взаимодействовало с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков. Были приняты меры по реорганизации структуры и оптимизации деятельности подразделений, осуществляющих работу по борьбе с коррупцией . В августе 2008 г. был создан Департамент собственной безопасности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, среди функций которого - организация и осуществление деятельности по противодействию коррупции в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков. Согласно Указу Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков была упразднена, а ее функции, полномочия и штатная структура переданы МВД России.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации

В ФТС России создано специальное Управление по противодействию коррупции, среди функций которого можно назвать: осуществление оперативно-разыскной деятельности в целях противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности таможенных органов; выявление, предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы со стороны должностных лиц таможенных органов, а также иных лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению указанных преступлений и нанесению ущерба экономическим интересам и экономической безопасности Российской Федерации и др.

Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации

В МЧС России существует территориальные комиссии по предупреждению и пресечению коррупции и снятию излишних административных барьеров при развитии предпринимательства, которые обеспечивают противодействие коррупции как во внутренней структуре МЧС России, так и во внешней среде.

Функции по противодействию коррупционным проявлениям в уголовно-исполнительной системе возлагаются на управление собственной безопасности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенных органов и других правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции (п. 6 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Согласно приказу Генпрокуратуры РФ от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» ответственность за координацию деятельности подразделений самой Генеральной прокуратуры РФ в сфере противодействия коррупции, в том числе за реализацию мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, лежит на Управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в соответствии с Положением об управлении и иными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ.

Национальный план противодействия коррупции на 2016- 2017 гг. (п. 4-7) включает ряд поручений прокурорам и прокуратуре, которые, в целом, сводятся к анализу законодательства и правоприменительной практики в контексте антикоррупционной деятельности, а также организации мероприятий, направленных на укрепление международного сотрудничества в области противодействия коррупции.

Счетная палата Российской Федерации

Счетная палата РФ в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», т.е. ее полномочия по противодействию коррупции Законом не раскрыты. Совместно с Правительством РФ Счетной палате РФ поручено принять меры по усилению общественного контроля за использованием бюджетных ассигнований бюджетов; определить показатели для оценки эффективности реализации программ по противодействию коррупции, а также обеспечить систематический контроль за эффективностью использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на осуществление мероприятий по противодействию коррупции.

Судебная система Российской Федерации

Судебные органы в лице Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных, военных судов активно участвуют в противодействии коррупции в рамках своих полномочий. Однако в Национальном плане отсутствуют конкретные поручения судебной ветви власти. Также отсутствуют поручения и Следственному комитету РФ, в структуру которого наряду с Управлением по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики включено Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции.

Кроме того, для реализации государственной антикоррупционной политики в органах государственного и муниципального управления по решению Президента РФ могут формироваться органы по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений эти органы передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке (п. 5 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции»), В соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» практически во всех органах государственной власти были организованы соответствующие Комиссии.

Институты гражданского общества

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» важная роль в противодействии коррупции отводится «институтам гражданского общества» (ст. 1), которые, по мнению законодателя, должны играть активную роль в противодействии коррупции в России. Однако исходя из состояния криминогенной ситуации приходится констатировать весьма скромное воздействие такого элемента системы противодействия коррупции. Обязательным спутником и первоисточником гражданского общества является правовое государство, т.е. государство, имеющее в своей основе диктатуру права. Между тем, масштабы коррупции в России, правовой нигилизм и массовая правовая безграмотность свидетельствуют об отсутствии такой диктатуры права в российском государстве и, как следствие, о слабости гражданского общества.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Какова роль системы управления противодействием коррупции и чем вызвана ее актуальность?
  • 2. Что собой представляет антикоррупционная система России?
  • 3. В чем назначение организационно-управленческого механизма антикоррупционной деятельности?
  • 4. Назовите основные инструменты государственного управления процессами противодействия коррупции.
  • 5. Какую функцию в государственном управлении процессами противодействия коррупции выполняют Национальная стратегия, Национальный план и система институтов противодействия коррупции?
  • 6. В каком Федеральном законе и когда сформулированы основные положения об организационных основах противодействия коррупции?
  • 7. При каком высшем государственном органе и с какого времени действует Совет по противодействию коррупции?
  • 8. Укажите задачи, которые решает Совет по противодействию коррупции.
  • 9. Для каких целей при Совете по противодействию коррупции создан Президиум и кто его возглавляет?
  • 10. Перечислите вопросы, отнесенные к ведению Президиума Совета по противодействию коррупции.
  • 11. В каких органах государственной власти действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов?
  • 12. Каково содержание методических рекомендаций по вопросам противодействия коррупции, разработанных Правительством РФ совместно с Советом по противодействию коррупции?
  • 13. Кто контролирует исполнение Национального плана противодействия коррупции? Перед каким органом власти он отчитывается?
  • 14. Является ли серьезным препятствием на пути распространения коррупции в государстве наличие совещательного органа при Президенте РФ в виде Совета по противодействию коррупции?
  • 15. Перечислите функции по борьбе с коррупцией, возложены на Комитет по безопасности и противодействию коррупции Федерального Собрания РФ?
  • 16. Какие функции по противодействию коррупции осуществляют Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания, в чем их отличия от Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции?
  • 17. Какое управление в МВД России занято борьбой с коррупцией?
  • 18. Какой орган осуществляет работу по борьбе с коррупцией после упразднения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков?
  • 19. Какое управление для борьбы с коррупцией создано в ФТС России?
  • 20. В какой мере раскрыты Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» полномочия по противодействию коррупции Счетной палаты РФ?
  • 21. Назовите органы реализации государственной антикоррупционной политики в органах государственного и муниципального управления, которые могут формироваться по решению Президента РФ.

Двадцать лет назад, 4 апреля 1992 года, вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы".

Указом президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Основной задачей Совета стало оказание содействия президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

В состав Совета вошли председатель правительства, председатель Совета Федерации, председатель Государственной Думы, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов.

При Совете были созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов.

В период президентства Дмитрия Медведева задача борьбы с коррупцией стала одной из приоритетных для главы государства. Через две недели после инаугурации, 19 мая 2008 года, Дмитрий Медведев о создании Совета по противодействию коррупции при президенте РФ и распорядился в течение месяца представить ему антикоррупционный план.

Первый раздел документа был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

Законом предусматривалась профилактика коррупции, в частности, через развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. Планом предусматривалась такая антикоррупционная мера как "возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений…".

Второй раздел документа был посвящен мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции.

Третий раздел Плана содержал задачи повышения профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения граждан.

В последнем разделе Плана был отражен перечень первоочередных указаний органам власти о направлениях борьбы с коррупцией.

Пакет : базовый закон "О противодействии коррупции", законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 Федеральных законов.

Законами предусматривалось, что в течение двух лет после ухода с государственной службы экс-чиновник имеет право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми по роду своей деятельности он работал в должности чиновника, только в том случае, если на это дано согласие специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Также определялось, что за коррупцию граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Устанавливалась также ответственность и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Документы определяли, что чиновник обязан сообщать обо всех фактах склонения его к коррупционным действиям.

Предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также они должны будут предоставить сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи — супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отдельным законом были выделены поправки в закон о правительстве, обязывающие членов правительства сообщать сведения о доходах жены (мужа) и детей до 18 лет.

Ограничения, запреты и обязанности, установленные законом "О противодействии коррупции" были распространены на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Устанавливался предел стоимости подарка, который может быть преподнесен чиновнику посетителями — до трех тысяч рублей, более дорогие подарки будут автоматически считаться собственностью государства.

Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.

В апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы.

Национальная стратегия противодействия коррупции государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации.

Национальный план противодействия коррупции предусматривал развитие нормативно-правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Национальный план противодействия коррупции обновляется каждые два года.

В середине марта 2012 года Дмитрий Медведев , согласно которому российских чиновников, которые не смогут объяснить превышение своих расходов над доходами, вскоре смогут увольнять и лишать имущества.

Также был обнародован национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, в этой сфере: создание института лоббизма и единого бюджетного портала, внедрение в антикоррупционных подразделениях госорганов специальных компьютерных программ, обязательные отчеты чиновников о полученных подарках (соответствующий документ должен быть разработан до 1 октября), а также гранты для СМИ и общественных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.

Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы содержит не только поручения о разработке госорганами комплексов мер в этой сфере, но и указания о проведении проверок ряда ведомств. В частности, президент поручил прокуратуре провести в третьем квартале 2013 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ряде ведомств, в том числе в Пенсионном фонде, Фонде соцстрахования и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Владимир Путин
(фото: пресс-служба Президента РФ)

Президент Владимир Путин подписал указ «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».

Согласно новому указу, в каждом субъекте Российской Федерации в течение трех месяцев рекомендовано образовать комиссию по противодействию коррупции, специальный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений в федеральных государственных органах.

Так в каждом регионе будет создана специальная комиссия под председательством губернатора, силами которой будет определяться антикоррупционная политика региона и осуществляться противодействие коррупции. Комиссия будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с Управлением президента по вопросам противодействия коррупции. Комиссия будет являться основным органом, регулирующим конфликт интересов и обеспечивающим исполнение решений Совета при президенте по противодействию коррупции. Также на комиссию возложены функции по подготовке нормативных правовых актов и региональных антикоррупционных программ.

Орган субъекта Российской Федерации, направленный на противодействие коррупции, будет работать в каждом субъекте РФ. В обязанности органа будет входить противодействие коррупции в высших эшелонах региональной власти, в органах исполнительной власти и организациях, созданных для выполнения государственных задач.

В каждом федеральном органе власти может быть создано подразделение по профилактике коррупции. Такие подразделения появятся в том числе и в госкорпорациях, и в других компания, созданных государством. В перечень их полномочий будет входить профилактика коррупционных преступлений и обеспечение мер, направленных на противодействие коррупции, во всех структурных организациях, созданных данным органом.

В функционал создаваемого органа и антикоррупционных подразделений входит также обеспечение соблюдения законодательства о контроле за расходами. Отдельным пунктом выделена работе по защите прав лиц, заявляющих о коррупции. Также сотрудники подразделений должны будут обеспечивать своевременное обращение госслужащих в правоохранительные органы в случае склонения чиновников к совершению коррупционных преступлений.

Сотрудники подразделений будут следить за достоверностью сведений о доходах, подаваемых не только действующими чиновниками, но и кандидатами на госслужбу и уволенными с государственной службы лицами (экс-чиновнкии обязаны подавать декларации до конца года, в течение которого они покинули пост, а также соблюдать ряд мер по предупреждению конфликта интересов при последующем трудоустройстве).

Отдельно в типовых положениях о создании данных структур прописана необходимость взаимодействия с гражданским обществом и открытость деятельности. Так СМИ будут приглашаться на ежеквартальные заседания комиссии по противодействию коррупции, ежегодные отчеты комиссии будут опубликованы на сайте главы региона и в средствах массовой информации.

Также указом президента вносятся поправки в систему предоставления сведений о доходах: сведения об источниках получения средств, за счет которых чиновник приобрел недвижимость, публикуются, если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних года.

С помощью рекомендованных президентом мер в каждом субъекте федерации должна сложиться система, осуществляющая комплексное противодействие коррупции. Создание антикоррупционных подразделений позволит реализовать меры антикоррупционной политики не только на всех уровнях власти, но и в тех, организациях, которые создаются для выполнения государственных задач: унитарные предприятия, компании с госучастием. Именно через данные организации обычно реализуются коррупционные схемы. Антикоррупционная политика, направленная на системное противодействие коррупции, позволит не просто выявлять отдельные факты коррупции, но и ликвидировать условия, при которых возникают коррупционные связи и процветает коррупция.

Известные политики уже отметили системный подход в реализуемой государством антикоррупционной политике. Член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный подчеркнул важность принятых государством мер, направленных на противодействие коррупции.

Фактически данным указом установлены общероссийские стандарты организации деятельности в области противодействия коррупции, что, безусловно, является очередным шагом в развитии национального антикоррупционного законодательства , — прокомментировал

Поделиться: