Что такое федеральная собственность на землю и какие участки к ней относятся? Оформление муниципальной земли в собственность Для регистрации в Росреестре потребуются.

– документ подтверждающий факт передачи земельного участка покупателю. Данный вид документации является дополняющим к договору, который заключается между продавцом и покупателем.

Акт приема-передачи земельного участка

Участок земли передается только тогда, когда оформляется договор о купле-продаже или при сдаче в аренду. При передаче земли составляется договор и сопровождается актом – такое соблюдается в любом случае по передаче земли, будь то аренда, покупка или безвозмездная передача. Этот вид документации наиболее интересен продавцу. Заверение документа продавцом и покупателем позволяет судить о передаче земельного участка без каких-либо проблем. На нашем сайте вы можете найти другие передаточные акты: → ; → ; → .

Как оформить акт приема-передачи?

Рассмотрим основные данные, необходимые при составлении акта приема-передачи.

  • Указывается дата, наименование города (поселения), в котором осуществляется создание документации.
  • Фиксирование реквизитов, как продавца (сдающего в аренду), так и покупателя (арендатора).
  • Указать факт подтверждения передачи участка земли покупателю (арендатору). Дополнительно указывается описание участка земли.
  • Покупатель (арендатор) подтверждает принятие участка.
  • В случае покупки нужно указать факт передачи суммы денег за участок земли.
  • Важно зафиксировать номер и дату составления документа.
  • Указать отсутствие претензий принимающего (покупателя) и сдающего (продавца).

Отказывая в передаче земельных участков в собственность бесплатно, администрация ссылается на ст. 28 ЗК РФ. А как же быть с правом однократного бесплатного приобретения участка, находящегося в бессрочном пользовании?

В статье 28 ЗК РФ регулируется порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и говорится, что предоставление таких участков в собственность осуществляется за плату. Однако в этой же статье далее указывается, что в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно. Бесплатное предоставление земельных участков предусмотрено п. 5 ст. 20 ЗК РФ, которая дает возможность гражданам приобрести в собственность земельные участки, которыми они владели на праве постоянного (бессрочного) пользования. Речь идет фактически не о предоставлении земли, а изменение вида прав на земельный участок для физических лиц, которые уже реально им владеют, происходит изменение права с постоянного (бессрочного) пользования на право собственности. По этой прчине отказ со ссылкой на ст. 28 ЗК РФ неправомерен.

В феврале 1998 г. купила земельный участок и дом. В договоре купли-продажи указано, что участок передается в бессрочное пользование, свидетельство о государственной регистрации на строение я еще не оформила, а что касается земльного участка, в администрации, говорят, я должна его купить. Дом на меня оформлен. Я пенсионерка, муж — ветеран военной службы. Почему мы должны должны платить?

До вступления в законную силу ЗК РФ (т.е. до 30 октября 2001 г.) правоотношения по поводу перехода прав на земельный участок в связи с переходом прав на строение, расположенное на нем, регулировались ст. 37 ЗК РСФСР. В соответствии с которой устанавливалось, что при переходе права собственности настроение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования землей. При этом выдавался документ, удостоверяющий право на землю.

Действующий в настоящее время ЗК РФ не предусматривает возможность приобретения физическими лицами земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования. Между тем, статьей 20 ЗК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Граждане, которые обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут однократно и бесплатно приобрести эти участки в собственность, при этом не допускается взимание с них каких-либо дополнительных денежных сумм, кроме сборов, установленных федеральными законами.

Сделку по безвозмездной передаче земельного участка в Вашу собственность необходимо будет зарегистрировать в учреждении юстиции по регистрации прав.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в ред. от 9 июня 2003 г.) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона (31 января 1998 г.), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Однако регистрация таких прав обязательна в случаях возникновения после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, ограничения (обременения) или совершения иной сделки с объектом недвижимого имущества (п. 2 ст. 6 Закона № 122-ФЗ).

Размеры, порядок, сроки и формы внесения взимаемой на территории субъекта РФ платы за государственную регистрацию прав определяются органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом ее максимальных размеров, предусмотренных Постановлением Правительства РФ «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах» от 26 февраля 1998 г. № 248 (в ред. от 13 октября 2003 г.): для физических лиц — 500 рублей; для юридических лиц — 7500 рублей (см. с. 74).

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов.

Без оплаты государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.

В иных случаях за государственную регистрацию возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества взимается плата в размере, равном половине установленного субъектом РФ размера платы за государственную регистрацию права.

В 1996 г. в порядке наследования стала собственником дома, построенного в 1930 г. матерью моего супруга в дачно-стро-ительном кооперативе в Московской области. Владею и пользуюсь земельным участком общей площадью 3000 кв. м, предназначенным для ведения дачного хозяйства. В 1997 г. постановлением Главы местной администрации был передан в частную собственность земельный участок размером 1200 кв. м. Другая часть единого земельного участка размером 1800 кв. м предлагалась в аренду сроком на 50 лет с правом выкупа. С таким решением не согласилась и подала в местную администрацию заявление о передаче бесплатно в собственность всего земельного участка, на котором находится принадлежащий мне дом. Однако в просьбе было отказано. ПРава ли администрация?

Администрация, отказывая в передаче в собственность земельных участков, которые находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования у граждан и навязывая аренду, нарушает требования ст. 35 Конституции РФ, в которой указано, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 декабря 2001 г. № 16-П в связи с делом Близинской Т. В. разъяснил, что понятие «имущество» охватывает не только право собственности, но и такие вещные права, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании лиц, уже являются их имуществом, и, следовательно, они могут быть изъяты у них только на основании судебного решения с предварительной и равноценной заменой или возмещением. Обязвание заключить договор аренды является незаконным. Аренда ограничивает право пользования земельным участком определенным сроком, возлагает на арендатора расходы в виде арендной платы. Создавать указанные ограничения против воли гражданина недопустимо. Статья 45 ЗК РФ предусматривает основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В случае, если такие основания имеются, прекратить право пользования может только суд.

Кроме того, надо иметь в виду, что право гражданина на владение и пользование имеющимся у него земельным участком, подлежащим передаче ему в собственность в полном объеме на основе федерального регулирования, не может быть ограничено законом субъекта РФ или правовым актом органов местного самоуправления. Как известно, Конституционный Суд РФ в постановлении от 13 декабря 2001 г. в связи с делом Близинской Т. В. признал не соответствующим Конституции РФ ст. 16 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве», которая ограничивала права граждан на владение имеющимися у них участками определенными размерами. Конституционный Суд, в частности, указал, что подобные акты субъектов РФ в силу приоритета федеральных законов перед законами иного уровня, регулирующими те же отношения, не подлежат применению. Из вышесказанного следует, что нормативный акт субъекта РФ не может являться причиной для изъятия у лица части принадлежащего ему участка.

Могу ли я получить в собственность бесплатно земельный участок, если проживаю на нем с рождения, а собственником строений стала с 2000 г. после смерти отца (наследование по закону)? Есть документ от 1930 г. о выделении данного участка деду в личное пользование. Документы на землю не переоформлялись. Строения переходили по наследству.

В Постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т. В. Близинской» от 13 декабря 2001 г. № 16-П указывалось:

Согласно Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1992 г. граждане, имевшие на момент вступления данного Закона в силу земельные участки, размеры которых превышали предельные нормы, во всех случаях сохраняли право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей установленные предельные нормы. Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337 было установлено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере; при этом запрещалось обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

Таким образом, независимо от того, была использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, — за ними сохранялись их прежние земельные участки.

Введенным в действие с 29 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ, аналогично предоставляет каждому гражданину право бесплатно однократно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении земельный участок, а также подтверждает, как это установлено Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г., что предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в установленном земельным законодательством порядке в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается.

После смерти отца в 1993 г. принял наследство на жилой дом, расположенный в одном из районов Московской области. Этот дом был построен моим дедом на предоставленном ему в постоянное (бессрочное) пользование земельном участке. Вместе с домом перешел в пользование и земельный участок размером 2300 кв. м. В сентябре 200з г. обратился в органы местного самоуправления с заявлением о передаче земельного участка, на котором распологается дом, в собственность бесплатно. Однако мне было отказано с обоснованием, что такая передача может быть осуществлена только за плату. Права ли местная администрация?

По всей видимости речь идет о земельных участках, которые были предоставлены тогда, когда в стране существовала единоличная собственность государства на землю, земля не могла быть предметом куплт-продажи, дарения и других гражданско-правовых сделок. Земельные передовались в постоянное бессрочное пользование гражданам или дачно-строительным и иным кооперативам. Дачно-строительный кооператив в свою очередь передавал участки своим членам — владельцам денежного пая, который вносился на строительство дачного строения. Этот пай мог передаваться по наследству, а также по другим основаниям. Лицо, к которому передавался пай, принималось в члены дачно-строительного кооператива в пользование дачное строение и земельный участок, на котором располагалось строение, т. е. переход пая по наследству или другим основаниям одновременно влек за собой и переход права пользования земельным участком.

В старом Земельном кодексе РСФСР указывалось, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче строения, сооружения юридическим или физическим лицам вместе с этими объектами недвижимости также переходит и право пользования земельными участками. В результате изменения законадательства, в частности появления Закона РФ «О праве граждан на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1992 г. № 4196-1 и Указа Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337 граждане получили возможность продолжать пользоваться земельными участками на праве постоянного бессрочного пользования либо оформить имеющиеся у них земельные участки в собственность или пожизненное наследуемое владение. При этом запрещалось понуждать граждан, имеющих земельные участки, выкупать их или брать в аренду. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П в связи с жалобой Близинской Т. В. указывалось, что независимо от того, была ли использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, за ними сохранялись их прежние земельные участки в полном размере.

В действующем Земельном кодексе РФ (далее — ЗК РФ) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов (ст. 1 ЗК РФ). При этом подчеркивается, что новый собственник строения использует земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Это же положение предусмотрено в ГК РФ, устанавливающем, что при отчуждении недвижимости на земельном участке приобретатель пользуется соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и лицо, которое его отчуждает, т. е. прежний собственник недвижимости. Например, к приобретателю недвижимости переходит право аренды или право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Право пользования земельными участками переходило в связи со сменой собственников строений в силу наследования, дарения от одного поколения родственников к другому.

Статья 20 ЗК РФ сохранила за гражданами право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у них до введения в действие Кодекса. При этом п. 5 ст. 20 ЗК РФ предоставил каждому гражданину право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. Как установлено в п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3, предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничено.

Поскольку предыдущие собственники домов не оформили свое право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, не исключается возможность осуществить это право их правопреемниками. В частности, из п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», следует, что граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. № 1305-1, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 20 ЗК РФ.

Имею земельный участок с 1997 г. в Подмосковье. Он входится натерритории садового товарищества. Имею ли я право оформить его в собственность бесплатно как труженик тыла в период Великой Отечественной войны? Если за плату, то какова стоимость 1 кв. м земли?

В ноябре 1992 г. приобрел дом по договору мены. В настоящее время местная администрация требует заключить договор аренды на земельный участок или приобрести его за большую цену. На мое требование передать участок бесплатно в собственность. Могу ли я получить участок бесплатно?

Важное значение имеет то на каком праве принадлежат Вам земельные участки, а также участвовали ли Вы ранее в приобретении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно.

Статьи 20 и 21 ЗК РФ указывают, что граждане, котрые имеют земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, вправе бесплатно приобрести их в собственность. При этом требования выплат каких-либо дополнительных денежных сумм помимо государственной пошлины, установленной федеральными законами, запрещается. При этом в собственность гражданину передается весь имеющийся у них земельный участок целиком. Передача в собственность земельного участка допускается бесплатно только один раз. Таким образом, если у Вас имеется два земельных участка на праве постоянного (бессрочного) пользования и (или) пожизненного наследуемого владения, лишь один из этих участков можно приобрести в собственность бесплатно, за другой участок придется выплачивать его стоимость.

Право приобрести имеющиеся на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения земельные участки в собственность — это право, но не обязанность граждан. Граждане могут сохранить за собой участки на на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, т.к. действующее законодательство не ограничивает реализацию права на приобретение земельных участков в собственность каким-либо сроком. По этой причине местная администрация не вправе требовать от граждан заключения договора аренды или купли-продажи имеющихся у них на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения земельных участков.

В садовом товариществе имелся участок, на котором был установлено строение в котором хранились стройматериалы и инвентарь для нужд товарищества. За ненадобностью он был демонтирован. Может ли правление садового товарищества выделить мне в личное пользование указанный участок? Какие документы необходимы для оформления или передачи в собственность?

Можно предположить, что указанное строение находилось на землях общего пользования садового товарищества. Земельные участки общего пользования принадлежат садовому товариществу как юридическому лицу на праве собственности или на ином вещном праве, например, на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ в ред. от 21 марта 2002 г.). Если участок находится в собственности юридического лица, то принятие решений о формировании и использовании имущества садового товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания его членов - то есть членов садоводческого товарищества. Сделку купли-продажи участка заключает от имени садового товарищества его председатель, при наличии решения общего собрания членов садоводческого товарищества о продаже земельного участка.

В том случае если земельный участок передан товариществу в постоянное пользование, то оно вправе просить местную администрацию по месту расположения садового товарищества о его «преобразовании» из земель общего пользования в участок члена товарищества. Указанное решение вправе принять администрация.

Передача земельного участка в собственность члена товарищества, видимо, потребует внесения изменений в проект организации и застройки территории садового товарищества, проведения работ по формированию вновь образованного земельного участка, его государственного кадастрового учета и совершения иных действий.

Участок с домом принадлежит находится в моей собственности. Пожизненно наследуемое владение переоформлено в частную собственность 4 года назад. Дом, принадлежавший в прошлом трем гражданам (два гражданина отделились), разрушен. Имею ли я право на месте разрушенного дома построить новый дом? Если я решу восстановить строение, то в течение какого времени я должна это сделать?

Разрушение жилого дома не изменило целевое назначение земельного участка, отведенного ранее под строительство индивидуального жилого дома. Разрушенный дом может быть либо снесен и построен заново, либо восстановлен.

Срок, в течение которого должен быть восстановлен разрушенный дом, имеет важное значение только тогда, когда гражданин не является собственником земельного участка.

В соответствии со ст. 39 ЗК РФ при разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке строений в течение 3 лет.

В данном случае земельный участок принадлежит на праве собственности и может быть изъят у собственника, за исключением случая, если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных действующим земельным законодательством (ст. 285 ГК РФ).

Каких-либо сроков, в течение которых собственник земельного участка должен восстановить разрушенный дом или приступить к новому строительству, действующим законодательством не предусмотрено.

Мой отец завещал садовый земельный участок, принадлежащий ему на праве пожизненного наследуемого владения, своей супруге. Наследуется ли такой участок по завещанию или по закону

Обладающий правом пожизненного наследуемого владения земельным участком, — владелец, а не собственник земельного участка. Владея земельным участком, он может им пользоваться, но не вправе распоряжаться таким участком иным образом (продавать, дарить). Что касается наследования, то согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, наследуются по закону. Завещание владельца такого участка не имеет юридической силы.

Земля - это один из самых ценных природных ресурсов любой страны, это основа для возведения городов, промышленных объектов, основа для расположения различных растительных, водных и животноводческих объектов, а также организации насаждений полезных сельскохозяйственных культур. Вся земля как объект недвижимости полностью является собственностью государства, а также всех жителей страны, поэтому земельные территории передаются из федеральной собственности в частную или муниципальную формы владения.

Однако процесс передачи государственных земельных участков в собственность муниципальных органов и различных субъектов страны требует строгого соблюдения определенной процедуры, правильного составления заявлений и сбора соответствующей документации. Помимо этого, важно ознакомиться со всеми нюансами осуществления кадастровых работ и принятия судебных решений по поводу передачи территорий.

Подача заявления о передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности

Земельные участки, которые являются собственностью страны, могут на бесплатной основе предоставляться в собственность и пользование различным субъектам страны и муниципальным органам самоуправления. Круг лиц, которые имеют возможность обрести в пользование федеральные территории, является следующим:

  • Муниципальные районы получают в собственность территории, которые расположены на межселенных участках сопутствующих районов. Главное условие соответствия - наличие детальной схемы территориального планирования, которая утверждена в установленном государством порядке;
  • Города федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) могут получить территории, которые находятся в пределах их административных границ;
  • Поселения и городские округа имеют возможность получить территории, которые расположены в пределах административных границ данных городов, округов и поселений. Ключевой условие передачи - наличие генеральных планов, правил землепользования, а также застроек, которые утверждены в установленном государственным законодательством порядке;
  • Всевозможные субъекты федерального значения могут получать земельные территории, которые предназначены для возведения объектов межрегионального значения, при условии наличия подтверждающей документации с планированием, проектами планировки и межевания.

Основным этапом в процессе передачи федеральных территорий в частную или муниципальную собственность является составление соответствующего заявления. Основанием для осуществления процесса передачи территорий является подача заявления соответствующего содержания.

Данный документ передается главой муниципального образования, то есть наивысшим должностным лицом исполнительного муниципального органа субъекта. Заявление о предоставлении территории должно подаваться в ответственный федеральный исполнительный орган, который выступает в роли собственника и обретает полномочия владельца конкретного участка земли.

Содержание заявления о передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности

Подача заявления с прошением или требованием о предстоящем предоставлении земельных территорий в пользование федеральных субъектов и муниципальных органов самоуправления предусматривает предоставление в ответственный за земельные манипуляции государственный орган документа с достоверной информацией.

Любое заявление должно содержать следующие данные в полном объеме:

  • кадастровый регистрационный номер земельной территории, если в государственном земельном кадастре присутствуют регистрационные данные о конкретном участке;
  • данные проекта и схемы расположения территорий.

Образование участка для передачи его в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ

Участки, которые становятся объектом передачи в пользование федеральных или муниципальных субъектов, могут участвовать в предстоящей операции по преобразованию. В данном случае к заявлению от имени государственных органов должен добавляться утвержденный законодательством проект межевания территории, в пределах которой располагается конкретный участок.

Если такой проект отсутствует, то заявитель предоставляет схему расположения территории, а в соответствующем заявлении он указывает кадастровый регистрационный номер участка, который зарегистрирован в соответствующих базах.

Документы для передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ

Процесс передачи земельной территории в пользование федеральных субъектов и муниципальных органов самоуправления должен сопровождаться подачей в ответственный за совершение земельных сделок орган полного объема документации.

Если же бумаги будут предоставлены не в соответствии с законодательными актами, то данный факт может стать поводом для отказа в предоставлении участка.

Перечень документов следующий:

  • заявление с просьбой о передаче территории в пользование федеральных субъектов и муниципальных учреждений.
  • проект предстоящего межевания территории, который утвержден в законном порядке.
  • схема точного месторасположения земельной территории, если данный участок будет участвовать в преобразовании.

Орган, который выступает законным собственником территорий, не имеет законного права требовать у заявителя дополнительной документации, не предусмотренной законодательством.

После предоставления заявления в орган исполнительной власти в течение одного месяца учреждение, которое выступает в роли собственника земли, должно принять решение о передаче территорий или же принять решение об отказе в предоставлении участка из федеральных активов в пользование федеральных субъектов и муниципальных органов самоуправления. Если орган выносит отрицательное решение, то в нем должны быть указаны основания данного отказа.

Решение об отказе в передаче земельного участка

Подача заявления с просьбой о передаче земельной территории из федерального актива в пользование муниципальных структур и субъектов государства может не принести должных результатов, поэтому ответственный за решение земельных вопросов орган может ответить отказом в удовлетворении требований.

Причинами для вынесения отрицательного решения в данном вопросе могут быть следующие случаи:

  • Если в предоставленном заявлении не был указан кадастровый номер земельной территории или же к этому документу не были приложены важные документы (проект межевания земельных участков, утвержденный ответственным государственным органом, или же схема месторасположения территории, если конкретный участок будет участвовать в преобразовании).
  • Если территории, которые рассматриваются в качестве объекта передачи органам государственной власти, ведомственным предприятиям и учреждениям, которые были созданы на некоммерческой основе, были замечены в случаях нарушения законодательства в сфере пользования землей, порчи свойств территорий, нарушения целевого предназначения, невыполнения обязанностей землепользователей или длительного отказа от эксплуатации территорий;
  • В схеме расположения территорий, утвержденной законодательством, существуют факторы, достаточные для отказа. Таковыми могут быть несоответствие плана формату или процессам подготовки документации, несовпадение данных схемы с реальным положением участка, а также если в процессе разработки были допущены серьезные ошибки, схема не соответствует утвержденному проекту и всей дополнительной документации, схема с планом предстоящего образования земли включает границы участков, которые будут участвовать в процессах межевания.
  • Земельная территория не подлежит передаче в муниципальное или государственное пользование, если она предназначена для предоставления в пользование другим производствам и субъектам.

Выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта РФ

Законная процедура передачи земли в пользование федеральных субъектов или муниципальных организаций предусматривает не только принятие решения или вынесение отказа в передаче участков земли. В случае успешного проведения процедуры в течение тридцати дней заявителю направляется решение для ознакомления.

Далее ответственный орган, который исполняет роль владельца земельных территорий, должен уведомить государственный фонд по развитию жилищного строительства о факте поступления заявления, а также о принятии какого-либо решения.

Следующим этапом является выполнение соответствующих кадастровых работ.

Если в государственном кадастровом реестре отсутствуют данные о местоположении границ территорий, то данный факт не является поводом для отказа о предоставлении участков.

Все необходимые кадастровые работы выполняются за счет финансовых активов местных бюджетов. Соответствующие работы необходимы для установления точных границ территорий, образования земель, а также государственной регистрации прав собственности муниципальных или федеральных субъектов на конкретный земельный участок.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

О передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в бессрочной аренде у ООО

ТУ Росимущества в 2016 году без уведомления арендатора (собственника здания) передал в собственность города земельный участок. в 2009 году по надуманным причинам отказав в выкупе земли арендатору. правомерно?

Подтверждением фактического перехода земельного участка из рук продавца в руки покупателя является акт приема-передачи. Данный документ выступает в качестве обязательного приложения к договору купли-продажи. Что представляет из себя приемопередаточный акт и в какой форме составляется?

Договор купли-продажи – это документальное удостоверение совершенной двусторонней сделки. Передаточный акт документально свидетельствует о передаче объекта недвижимости в соответствии с нормами гражданского права и наделяет покупателя правами на него.

Документ, согласно которому происходит передача земельного участка, документально фиксирует событие передачи земельного объекта продавцом и принятия его покупателем.

При совершении двусторонних сделок по продаже недвижимости передаточный акт обязателен.

В этом документе стороны могут письменно зафиксировать состояние земельного объекта на момент передачи, что является немаловажным для обеих сторон сделки. Подписанный акт является гарантией защиты от предъявления претензий одной из сторон состоявшейся сделки.

Зачем нужен передаточный акт при купле-продаже земельного участка

Приложение к договору по своему смыслу и содержанию практически повторяет его, однако отсутствие передаточного акта в случае судебного разбирательства может значительно повлиять на исход дела. Например, в разрешении споров о признании сделки купли-продажи недействительной или ничтожной.

Именно поэтому при совершении сделки не стоит пренебрегать оформлением передаточного акта. Подписанный передаточный документ станет гарантией согласия покупателя со всеми характеристиками земельного объекта, даже если он действительно находится не в лучшем состоянии.

При отсутствии приемопередаточного акта продавец не сможет представить в суде существенных доказательств своей правоты, а покупатель напротив будет иметь все основания для взыскания материального ущерба в связи с приобретением земельного участка ненадлежащего состояния.

Кроме того, акт приема-передачи – необходимый документ при проведении процедуры государственной регистрации перехода права на объект недвижимости.

Следовательно, чтобы стать полноправным собственником земли, требуется оформить сделку надлежащим образом, то есть не только составить договор, но и подписать передаточный акт.

Обязательно ли оформлять передаточный акт при купле-продаже земельного участка

Согласно действующим нормам гражданского законодательства, передача одной стороной и прием другой всех недвижимых вещей осуществляется по акту приема-передачи либо документу аналогичного содержания. В свою очередь, передача объекта продажи подразумевает вручение покупателю вещи по факту, что называется из рук в руки.

Статья 551 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет переход права на объект недвижимости по договору купли-продажи посредством регистрации сделки в регистрационных органах, а статья 433 обозначает моментом перехода права собственности от продавца к покупателю на объект недвижимости указывает момент совершения действий по регистрации.

Необходимость подписания акта приема-передачи вытекает из «Методических рекомендаций» № 184 от 01.07.2002, которые содержат положение о необходимости подтверждения факта выполнения всех условий договора, согласно которого продавец передает покупателю земельный участок за денежное вознаграждение. Приемопередаточный акт в данном случае и является таким подтверждением.

Когда при купле-продаже земельного участка подписывают передаточный акт

Сроки подписания приемопередаточного акта законом не ограничены. Гражданский кодекс лишь дает рекомендации, в соответствии с которыми акт должен быть подписан в «разумные сроки». Таким образом, покупатель и продавец фиксируют факт передачи земельного участка по взаимному соглашению.

Законом допускается возможность совмещения договора купли-продажи с актом приема-передачи. Для этого достаточно внести в договор соответствующее положение.

Однако, будет разумнее оформить акт отдельным приложением. Практически все двусторонние сделки вслед за подписанием договора сопровождаются оформлением акта приема-передачи объектов недвижимости, будь то аренда или купля-продажа.

Целесообразнее подписать приемопередаточный акт после заключения основного соглашения, за исключением случаев, когда покупатель уже фактически пользуется объектом недвижимости и пользуется неограниченным доверием продавца.

Особенности составления акта приема-передачи земельного участка

При подписании акта приема-передачи земельного объекта обращайте внимание на важные моменты, касающиеся оформления документа:

  • Акт должен содержать точные характеристики и параметры передаваемого участка земли. В нем не должно быть никаких расхождений с договором и правоустанавливающими документами. В противном случае, это может стать поводом лишиться своих прав на земельный объект;
  • В документе необходимо зафиксировать цель приобретения объекта недвижимости. Непременно укажите его назначение и категорию земель, к которой он относится (например, сельхозназначения или для индивидуального использования). По данному пункту несоответствия также недопустимы;
  • В случае присутствия на земельном участке каких-либо построек или сооружений, обязательно укажите это в акте. А также обозначьте основание, в соответствии с которым данные объекты будут использоваться;
  • Один из обязательных и наиболее важных пунктов акта должен содержать сведения об отсутствии претензий сторон сделки в отношении передаваемого объекта;
  • Участок земли, ранее находившийся в аренде, может быть передан только по истечении ее срока;
  • Важно удостовериться в том, что в отношении передаваемого объекта земли отсутствуют любые задолженности. Обязанность по предоставлению подтверждающих документов ложится на продавца.

Всегда проверяйте, есть ли у лица, который подписывает приемопередаточный акт, право распоряжаться земельным объектом.

Вследствие расхождений с основным соглашением складываются ситуации, когда договор купли-продажи и акт приема-передачи оформлены на разных людей:

  • Дата документа может отличаться от даты фактической передачи объекта недвижимости;
  • Цель использования земли, обозначенная в договоре, должна соответствовать той, что прописана в приложении;
  • Текст договора допускает присутствие в нем положений, касающихся особенностей передачи земельного участка;
  • При приеме-передаче земельного объекта с произрастающими на нем сельскохозяйственными культурами важно определить право арендатора на их использование, которое будет документально зафиксировано в акте;
  • Если объект недвижимости находится в собственности нескольких лиц, свою подпись должен поставить каждый из них.

Сделка купли-продажи считается полностью завершенной только после передачи покупателю всех документов. Сроки перерегистрации и сроки освобождения проданного участка земли должны быть установлены договором. Акт приема-передачи окончательно завершает процедуру продажи и передачи земельного участка.

Осуществление купли-продажи при помощи посредников (риелторов) вполне допускает грамотный подход к совершению сделки с оформлением всех необходимых документов, включая приемопередаточный акт, если посредник обладает достаточно хорошей репутацией и квалификацией в своей области.

В случае, если сделка сопровождается нотариальным удостоверением, оформление акта необязательно.

Кроме того, у каждого гражданина есть возможность совершить сделку самостоятельно без участия посредников. Подобные договоры также подлежат беспрепятственной государственной регистрации.

Как составить акт приема-передачи при купле-продаже земельного участка

Приемопередаточный акт, так же, как и другие документы, фиксирующие гражданско-правовые отношения участников, составляется в простой письменной форме. Передача земельного объекта на словах недопустима. Количество экземпляров акта должно соответствовать числу экземпляров договора купли-продажи (два экземпляра для сторон сделки и один в орган регистрации).

Как правило, акт составляет сам продавец, но можно привлечь к этому процессу и нотариуса. В последнем случае гарантия составления юридически грамотного документа значительно повышается.

Покупатель обладает правом внесения в приемопередаточный акт своих замечаний и дополнений в отношении передаваемого объекта (например, указать состояние, в котором находится участок, наличие построек, качество почвы). Внесенные коррективы выгодны и для продавца. Отражение в документе всех значимых особенностей объекта исключит риск предъявления претензий в будущем.

Образец акта приема-передачи по договору купли-продажи земельного участка

Составление документа допускается в произвольной форме.

Законодательством не установлена четкая форма, однако текст акта должен включать в себя следующие обязательные реквизиты:

  • Наименование документа (обычно: «Акт приема-передачи земельного участка»);
  • Дата и место его составления;
  • В качестве места указывайте населенный пункт, где расположен передаваемый объект, а также регион, на территории которого он находится (название области, края, автономии и т. п.);
  • Дата документа может совпадать с датой фактической передачи объекта;
  • Предмет передачи – земельный участок с подробным указанием его характеристик и назначения;
  • Обязательные характеристики земельного объекта включают: его площадь, кадастровый номер, точный адрес места нахождения, вид разрешенного использования, цель использования земли, наличие либо отсутствие на участке объектов недвижимости.

Все перечисленные характеристики будут аналогичны тем, что указаны в самом договоре купли-продажи. А вот описать состояние земельного объекта необходимо детально.

Включите при этом в текст документа не только общие параметры земли (внешний вид, состояние плодородного слоя), но и выявленные при осмотре недостатки и проблемы. Это поможет избежать судебных разбирательств по поводу переданного объекта в будущем.

Обратите внимание на следующие нюансы:

  • Укажите в тексте документа вид права, на основании которого передается объект. При продаже земельного участка это будет право собственности, возникающее вследствие совершения сделки купли-продажи. Необязательно, но желательно вписать в акт наименование правоустанавливающего документа собственника земли;
  • Исчерпывающие реквизиты обеих сторон, как в договоре (ФИО, адрес, контактная информация, дата рождения и данные паспорта);
  • Акт приема-передачи является документом-приложением, поэтому должен обязательно содержать сведения о заключенной сделке между покупателем и продавцом. Укажите сведения о заключенном договоре, его наименование и дату;
  • Документ необходимо скрепить подписями сторон сделки, а также их печатями, при наличии таковых.

Приемопередаточный акт хотя и важный документ, но на основании него переход права собственности невозможен. Для этого необходимо обратиться в Росреестр и зарегистрировать состоявшуюся сделку. Документ, составленный по вышеописанным правилам является достаточным основанием для завершения сделки купли-продажи земельного участка.

Документы для оформления акта приема-передачи по договору купли-продажи земельного участка

К акту приема-передачи земельного объекта обязательно приложите следующие документы:

  • Кадастровый план передаваемого участка;
  • План межевания объекта.

Прежде чем подписать акт проверьте соответствие параметров участка, указанных в официальных документах его фактическим параметрам на местности.

Кроме того, настаивайте на том, чтобы продавец предъявил документы, имеющие важное значение при оформлении сделки:

  • Документ, содержащий сведения об отсутствии налоговой задолженности в отношении земельного объекта;
  • Документ, удостоверяющий право распоряжения земельным участком стороны сделки, передающей объект;
  • Правоустанавливающие документы продавца;
  • Документ о наличии (отсутствии) наложенных на земельный объект ограничений.

На что обратить внимание при составлении передаточного акта

Сам по себе такой документ, как акт приема-передачи, не является правоустанавливающим, но зачастую содержит информацию, имеющую важное значение для обеих сторон сделки:

  • Наличие на земельном участке объектов недвижимости. В акте приема-передачи важно указать какие постройки или иные объекты недвижимости расположены на передаваемой земле, а также обозначить порядок пользования такими объектами;
  • Удостоверение прав продавца на передаваемый объект и количестве собственников земли;
  • Определение права на сельскохозяйственные культурные растения, произрастающие на передаваемом участке. Обычно право пользования сельскохозяйственными культурами передается вместе с участком, однако в акте приема-передачи можно определить и иной порядок;
  • Наличие долгов. Все задолженности по налогу на землю должны быть погашены продавцом на момент передачи земельного объекта. Отсутствие таковых фиксируется в акте, а в подтверждение предоставляются соответствующий документ;
  • Дата составления документа может не соответствовать дате фактической передачи объекта. Если в конце текста акта отсутствует дата передачи земельного объекта, то такой датой считается та, что указана в начале документа (дата составления).

Если ваш документ составлен подробно и юридически грамотно, он способен стать гарантией благополучного завершения сделки и отсутствия претензий со стороны покупателя. Следовательно, крайне важно правильно и точно внести в акт приема-передачи все необходимые данные об объекте земли, подлежащего передаче.

Срок действия акта приема-передачи земельного участка

Информация о сроках действия документа является обязательной для указания в тексте. Сроки определяется по соглашению сторон сделки. Моментом, с которого начинается действие договора купли-продажи, считается момент его регистрации.

Необходимым условием, указанным в договор купли-продажи, должно быть положение, согласно которого допускается расторжение сделки. Также указывается срок, в течение которого это может произойти.

Все возможные споры, возникающие между сторонами сделки решаются в претензионном порядке. Если такой порядок не способен разрешить возникшую проблему, сторона, чьи права нарушены, имеет право обратить в суд.

В соответствии с нормами гражданского права, все обязанности по содержанию и сохранности земельного объекта, а также ответственность за возможные риски вследствие форс-мажорных обстоятельств, ложатся на плечи приобретателя недвижимости.

В отсутствие подписанного акта приема-передачи земельного объекта указанные обязанности продолжает исполнять продавец. Единственным способом снять с себя эти обязанности и ответственность является решение вопроса в судебном порядке.

При разрешении подобных споров суд придерживается определенной практики, согласно которой виновной является сторона, уклоняющаяся от завершения сделки с соблюдением всех условий, в частности подписания акта приема-передачи.

В отношении виновной стороны может быть назначено наказание в виде штрафа за нарушение условий совершения сделки.

Чтобы избежать сложных юридических ситуаций вследствие не полностью или неправильно оформленной сделки купли-продажи земельного участка, обратитесь за помощью к специалисту и оформите все грамотно.

Уже ни для кого не секрет, что Россия семимильными шагами движется к тотальному православию. Народные избранники, сенаторы и представители исполнительной власти, кажется, уже не знают, в какое еще место поцеловать РПЦ и лично Алексия II. То Министерство по налогам и сборам, идя навстречу верующим реформирует уже созданную систему налогового учета, то МИД неизвестно с какого перепугу ввязывается в разборки между РПЦ и Ватиканом, то народный избранник А. Чуев радует общественность своими законотворческими инициативами - узаконить традиционную религию (православие, разумеется) и отменить ст.14 Конституции.

В июле 2002 года Совет Федерации решил внести свою лепту в православный шовинизм: Председатель комитета Совета Федерации России по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков предложил вернуть земельную собственность Русской православной церкви.

Очевидно, что поговорка "не было у бабы забот - купила баба порося" на наше государство не распространяется, ибо забот у России и сейчас более, чем достаточно. Похоже, однако, что сенатор Стариков так не считает. Поскольку сенатор явно не способен оценить последствия своей инициативы, если она достигнет своего логического завершения, в предлагаемом материале я попытаюсь кратко охарактеризовать те последствия, которые ждут наше государство в случае успеха инициативы г-на Старикова.

Проблему возвращения тех земель, которыми владела РПЦ до революции, следует рассмотреть, как минимум в двух аспектах - юридическом и политическом.

Юридический аспект заключается в том, как будет решен вопрос о правовой форме передачи собственности РПЦ.

Вряд ли это будет закон, посвященный передаче земель именно РПЦ - полагаю, до этого даже Стариков не додумается. Напомним, что в соответствии с пока не отмененной ст.14 Конституции Россия является светским государством, а это означает, в том числе, что ни одной конфессии не могут быть представлены дополнительные льготы. Если же такой закон будет принят (ибо сомнений в интеллектуальном уровне народных избранников становится с каждым днем все больше), то за этим неизбежно последует запрос в Конституционный Суд РФ. Судьи Конституционного Суда, связанные буквой и духом Конституции, будут обязаны признать неконституционность такого акта. А если этого не произойдет, это будет означать, что страна созрела для новой революции.

Федеральное Собрание может обойти эти трудности, приняв общий закон о реституции. Но это неизбежно приведет к тому, что свои права на незаконно конфискованную собственность заявят и другие субъекты. Трудно представить, к каким последствиям это может привести.

Есть и третий вариант, который не связан с принятием закона, а предполагает добровольную передачу земель, находящихся в собственности органов публичной власти субъектов Федерации в собственность церкви. Так, губернатор Самарской области Константин Титов сообщил 30 июля 2002 года "Интерфаксу", что Иверскому монастырю на территории области уже отдана земля, на которой он находится. Третий вариант, конечно, не породит катастрофических правовых последствий, но он породит последствия политические.

Политические последствия в случае положительного решения проблемы могут быть следующие. Передача земель РПЦ неизбежно повлечет за собой аналогичные требования иных религиозных конфессий, которые придется удовлетворить. Иначе в многоконфессиональных районах, например, Северного Кавказа неизбежно возникнет напряженность.

Далее, РПЦ рассчитывает на реституцию всех земель, а это 3 миллиона гектаров. Конечно, в масштабах России в целом это площадь незначительная, но чтобы составить себе представление об аппетитах РПЦ скажем, что это чуть меньше площади Италии. Передача такой земельной площади автоматически приведет к укреплению экономического статуса РПЦ. Тут тоже есть над чем призадуматься. Общеизвестно, что собственность придает в том числе и политический вес. Если не имея существенной экономической основы РПЦ смогла втянуть светские власти в решение сугубо церковных проблем (те же разборки с Ватиканом), то каковы будут действия церкви, осуществляемые с позиции экономического могущества?

Далее, передача земель в собственность церкви нанесет удар и по бюджетной системе РФ - напомним, что в соответствии со ст.4 Закона РСФСР "О налоге на имущество предприятий" имущество религиозных объединений и организаций налогом не облагается.

Далее, передача земель в собственность порождает у собственника (в данном случае, церкви) право "по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог: Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц" (Гражданский Кодекс, ст.209). Зная деловую ухватистость церковных деятелей, кто поручится за то, что церковь не пустит эти земли "в оборот"?

Это лишь малая часть тех проблем, к которым приведет возврат церковных земель.

В свете всего вышесказанного создается впечатление, что главным врагом России являются не чеченские и грузинские боевики, а "главная культурно-историческая ценность" - РПЦ.

Поделиться: