Административная ответственность за экологические правонарушения может устанавливаться. Административные экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения - это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством. Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ прямо устанавливает, что "Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность". Таким образом, составы экологических проступков и санкции за их совершение должны быть чётко определены в законодательных актах: на федеральном уровне - в КоАП РФ, на уровне субъектов РФ - в действующих на их территории законах об административных правонарушениях.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Основанием административной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также умышленная или неосторожная вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение. Ответственность физического лица наступает с 16-летнего возраста (ст.2.3), а юридического - если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Составы экологических проступков в основном сосредоточены в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования". Часть из них помещена в главе 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности", часть - в главе 10 "Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель".

Глава 7 КоАП РФ включает 28 статей, 15 из которых содержат составы административных правонарушений против охраны собственности, но дополнительным объектом посягательства здесь являются экологические права, ценности и блага, либо порядок управления и использования природных ресурсов. Глава 10 включает 14 статей, из которых две (10.4 и 10.5) не имеют отношения к сельскому хозяйству, ветеринарии и мелиорации земель, а касаются наркосодержащих растений, т.е. содержат составы административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и здоровье населения.

В главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления" специальные составы невыполнения законных требований и воспрепятствования осуществлению полномочий должностных лиц органов охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ предусмотрены только в том случае, если они касаются остановки судна, его осмотра и т.п. (ч.2 ст. 19.4).

В ст.7.2, устанавливающая ответственность за уничтожение специальных знаков, в первой части говорит о межевых знаках границ земельных участков, во второй - наблюдательных режимных скважинах на подземные воды, иных водоохранных информационных знаках, лесоустроительных и т.п. знаках, в третьей - о пунктах государственных геодезических сетей и т.п.

В КоАП РФ существуют составы становления в опасность, чего не было в КоАПе РСФСР. Например, ст.8.3 устанавливает ответственность за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде; ст.8.13 - ответственность: за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (по ч.1), за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (ч.4).

3). Статья 8.1 вводит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразной производственной деятельности на различных её этапах путём формулирования большого числа альтернативных признаков объективной стороны. Цель статьи - обеспечение охраны технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде. В связи с этим статья подкрепляет требование обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий. Сфера действия статьи чрезвычайно широка и затрагивает многие отрасли народного хозяйства и занятых в них лиц.

Статья 8.2 - повреждение (загрязнение) отдельных компонентов окружающей среды вредными веществами, отходами. Целью статьи выступает обеспечение административно-правовыми средствами установленного нормативно-правового порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера действия статьи очень обширна и охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих, коммерческих и иных предприятий и объектов.

Признаки объективной стороны статьи 8.3: транспортировка (перевозка), применение и хранение. Нарушение может быть совершено на таких этапах обращения с пестицидами и агрохимикатами, как их испытание, производство и так далее. Цель нормы - обеспечение порядка и безопасности при обращении с относящимися к опасным химическим веществам средствами защиты растений и иного обращения. Сфера действия нормы - деятельность предприятий и организаций, осуществляющих хранение, транспортировку и применение пестицидов, т.е. связанных с сельскохозяйственным производством, ведением лесного хозяйства.

Статья 8.4 состоит из трех частей, содержащих четыре формальных состава проступков. Цель статьи состоит в усилении профилактических начал охраны окружающей среды, обеспечении надлежащего поведения лиц, связанных с реализацией проектов хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Сфера её поэтому очень широка и распространяется не только на субъектов, непосредственно участвующих в процедуре государственной экологической экспертизы (заказчики, эксперты, работники органов, уполномоченных на организацию проведения экспертизы, финансовых и кредитных учреждений, тех граждан, чьи интересы затрагиваются или могут быть затронуты реализацией проектов, особенно опасных).

В ст.8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации" предмет посягательства - это полная и достоверная информация о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке и других объектах окружающей среды. Данная статья КоАПа РФ аналогична статье 237 УК "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей". Цель статьи - обеспечение социального контроля (от государственного до неформального, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания. Сфера действия статьи - промышленная, научно-техническая и иная, включая военную, деятельность должностных и недолжностных лиц, процессы различного рода и характера, в ходе которых могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды в целом или отдельных её элементов.

За использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв возможно привлечение к административной ответственности по ст.8.8 КоАП РФ.

Cт.7.9 предусматривает ответственность за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков; ч.2 ст.8.14 - за нарушение условий разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении промыслового рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений.

Ответственность за порчу земель установлена ст.8.6 КоАП РФ. Однако само понятие "порча земли" не раскрыто законодателем. Единственное объяснение того, какое именно деяние следует квалифицировать как "порчу земли", можно найти только в п.8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. № 3-14-1/404, текст которого официально опубликован не был. В соответствии с данным определением, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Система субъектов применения административных взысканий отражает сложность построения контрольно-надзорных органов. Такие ведомства, как Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство природных ресурсов РФ, обладают полномочиями по применению административных санкций по целому ряду направлений. Так, МПР выступает как орган экологического контроля, охраны вод, использования, охраны и защиты лесного фонда, животного мира и проч., где его функции по выявлению и рассмотрению дел об административных правонарушениях пересекаются, возможно, дублируются с полномочиями ФПС России, МСХ РФ и др.

Важное положение содержится в ст.4.5, регулирующей давность привлечения к административной ответственности. По общему порядку постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Но за экологические проступки, видимо, учитывая их опасность и сложность установления виновных лиц, доказывания вины и других обстоятельств, этот срок составляет один год.

Санкции установлены в основном в виде штрафа, хотя в ряде случаев указана и конфискация (ст. ст.8.17 "Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии"; 8.18 "Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации";

8.19 "Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" и др.). Здесь предусмотрена конфискация судна и иных орудий совершения административного правонарушения. По ст.8.37, устанавливающей ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, могут быть конфискованы орудия охоты, лова, а по ст.8.39 - продукция незаконного природопользования и орудия административного правонарушения, совершенного на особо охраняемой природной территории. Законодатель, к сожалению, не счёл нужным широко использовать в статьях главы 8 иные виды административных взысканий, например лишение специального права, предоставленного физическому лицу, которое предусмотрено только в ст.8.37 в виде лишения права охоты на срок до 2 лет; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификацию (ст.3.2 КоАП РФ "Виды административных наказаний").

В КоАП РФ определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл.23), и подведомственность таких дел. Дела об экологических правонарушениях рассматриваются преимущественно судами (судьями), органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами РФ.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф. Закон "Об охране окружающей природной среды" подчеркивает: привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Размеры штрафа определяются двумя способами (см. ст.3.5) и выражаются, чаще всего, в величине, кратной МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Значительно реже они определяются исходя из стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения такового, например, в ст.8.20 - из стоимости незаконно переданных минеральных или живых ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Следует констатировать, что, существующие штрафные санкции, установленные административным законодательством, не могут способствовать восстановлению нарушенного экологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, а также вреду, причиняемому окружающей природной среде и обществу. Очевидно, что одного только ужесточения санкций недостаточно для того, чтобы значительно улучшить экологическую ситуацию. Важная роль в этом принадлежит экологическому информированию и образованию, т.к. мероприятия, которые применяются для улучшения экологической ситуации, не будут эффективными без активной поддержки населения.

Введение

Глава 1. Общая характеристика административного правонарушения

1.1 Понятие и виды административных правонарушений.

1.2 Особенности и отличительные черты административных правонарушений

Глава 2. Экологические правонарушения: понятие, субъект, объект

2.1 Понятие и виды экологического правонарушения

2.2 Субъекты и объекты ответственности

Глава 3. Ответственность за экологические правонарушения

3.1 Органы, осуществляющие контроль за экологической деятельностью

3.2 Ответственность за экологические правонарушения

Глава 4 Проблемы правоприменительной практики

4.1 Проблемы разграничения оснований привлечения к уголовной и административной ответственности в сфере охраны окружающей среды

4.2 Проблемы осуществления контроля за решением вопросов экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия

населения

Заключение

Список использованных источни ков

Введение

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды.

С каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические правонарушения причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека.

Изучение экологического законодательства важно потому, что правонарушения преступают интересы, обуславливающие право и охраняемые им, и тем самым причиняющие вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку. Это выражается в отрицательных последствиях правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений и одновременно (хотя и не всегда) умаление, уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов.

Свод законодательных актов, существующих в РФ и касающихся защиты окружающей среды, служит одним из основных инструментов в деле сохранения и восстановления природы. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды.

Предметом – административная ответственность за экологические правонарушения. Цель данной работы состоит в кратком обзоре и анализе сущности явления экологических правонарушений, а также в обзоре видов и степеней ответственности, предусмотренных законом за экологические правонарушения.

Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:

Дать определение и классификацию понятию и видам экологических правонарушений;

Проанализировать субъект, объект правонарушения, субъективную и объективную стороны правонарушения;

Определить статус органов, осуществляющих контроль за экологической деятельностью;

Охарактеризовать особенности административной ответственности за экологические правонарушения;

Определить круг проблем в сфере административной ответственности за экологические правонарушения.

В связи с заявленной проблемой исследования, а также определенной спецификой поставленных задач, необходимо отметить, что рассмотрение правовых основ административной ответственности за экологические правонарушения предполагает применение соответствующих методов исследования, которые позволят добиться более эффективной реализации имеющихся данных. Основой исследовательского подхода данного исследования стал синтез дедуктивного и индуктивного метода. Теоретический анализ действующего законодательства дополняется анализом эмпирической составляющей, практики применения этих норм в правоприменительной сфере. В качестве специального метода исследования применен формально-юридический метод.

При исследовании темы использованы монографии и статьи из периодических изданий таких авторов как А.Б.Венгеров, Н.С.Малеин, Ю.А.Денисов, Н.А.Матузов, А.В.Малько и др.


1.1 Понятие и виды административных правонарушени й

Легальное понятие административного правонарушения закреплено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния.

Противоправность - это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения.

Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.

Итак, первый признак административного правонарушения - общественная вредность.

Второй признак - административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Третий признак административного правонарушения - это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.

Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения - это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.

Пятый признак административного правонарушения - виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно.

Шестой признак административного правонарушения - наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может быть применено, например, истек срок давности, отменена норма и т. д. .

Классификация административных правонарушений может быть проведена по различным основаниям.

Прежде всего, необходимо учитывать наличие различных источников правового регулирования. Административная ответственность устанавливается КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ). Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1.3 КоАП РФ).

В качестве соответствующих примеров следует привести нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП РФ), управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП РФ), заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ).

Что касается соответствующих законов, то можно упомянуть о Законе от 14 февраля 2003 г.№99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» (с изменениями на 12 марта 2004 г.). В главе 4 настоящего закона, статья 4.2. устанавливает ответственность за совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) любых действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, в том числе личные действия граждан, механических средств и технических устройств, за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения.

Административные правонарушения можно объединить в различные группы, имеющие один и тот же основной объект (предмет) посягательства. Именно по этому признаку и сформированы главы Особенной части КоАП РФ.

Таким образом, выделяются административные правонарушения, посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ), посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6), в области охраны собственности (гл. 7), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8), в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10), на транспорте (гл. 11), в области дорожного движения (гл. 12), в области связи и информации (гл. 13), в области предпринимательской деятельности (гл. 14), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15), в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16), посягающие на институты государственной власти (гл. 17), в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18), против порядка управления (гл. 19), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20), в области воинского учета (гл. 21).

Макарова Анастасия Сергеевна,студент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбург[email protected]

Административная ответственность за экологические правонарушения

Аннотация.В данной статье определяется понятие административной ответственности, применяемой за экологические правонарушения. Раскрывается сущность административной ответственности и ее особенности. Приводятся классификации перечня административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования и виды наказания за данные правонарушения. А также выявляются основные функции административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства.Ключевые слова:административная ответственность, правонарушение, административное правонарушение, кодекс об административных правонарушениях, природоохранное законодательство.

В настоящее время добыча и переработка минерального сырья является основой Российской экономики. Научнотехнический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду приводят к обострению экологической ситуации в стране: загрязнение природной среды, истощение запасов природных ресурсов, ухудшение здоровья населения и т.д. В связи с этим одной из самых актуальных проблем является охрана окружающей природной среды.С каждым годом количество экологических правонарушений увеличивается. Экологические правонарушения приводят к неблагоприятным сдвигам в области охраны окружающей среды и природопользования.В законе не предусмотреноточногоопределение понятия экологического правонарушения. Ночаще всегоподадминистративнымэкологическим правонарушением принимаютлюбое противоправное, виновноедействие либо бездействие физического или юридического лица, не соответствующее экологоправовым нормам и за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.Административная ответственность является многоаспектной и многогранной категорией административного права.Она требует наиболее глубокого и полного изучения, по многим причинам:Вопервых, административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, контролируемого административноправовыми нормами. Понимание юридической природы административной ответственности, способностьсопоставлять меры административной ответственности с другими типамиадминистративноправового принуждения является важнейшей задачей административного права, административноправовой науки и юридической практики.

Вовторых, правовые нормы, устанавливающие меры административной ответственности, составы административных правонарушений, порядок использованиямер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права, называемую институтом административной ответственности. Познание института административной ответственности в равной мере необходимо при осуществлении государственного надзора в различных областях: сфере налогообложения, охраны окружающей среды, дорожной безопасностипожарной безопасности и т. д.

Втретьих, административная ответственность находит свое внешнее выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, которое исполняется совместными действиямиорганов и должностных лиц исполнительнойвласти, местного самоуправления, судьями. Профессор А.Б.Агапов считает, что «административная ответственность представляет собой меры принудительного воздействия, применяемые к (физическому, юридическому) лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие имущественные (неимущественные) права нарушителя либо устанавливающие его дополнительные обязанности»Профессор Д.М.Овсянко под административной ответственностью понимает «применение мер наказания за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами с целью оказать воспитательное воздействие на нарушителя и других лиц».Обобщив наиболее распространённые определения административной ответственности, еёможно определить как видюридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделённым соответствующими полномочиями,административного наказанияк физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение.Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».Административная ответственность характеризуется:вопервых, наличием собственной нормативноправовой основы, регулирующей разнообразные аспекты правоохранительной деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления;вовторых, носит всеобщий характер, то есть ее нормы и правила обязательны для всех лиц,как физических, так и юридических;втретьих, назначается только за административные проступки.Основополагающими принципами административной ответственности являются:1)принцип законности;2)принцип неотвратимости ответственности;3)принцип индивидуализации ответственности;4)принцип справедливости;5)принцип презумпции невиновности (состоит в том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом обадминистративных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлениемсудьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.)6)принцип целесообразности(предполагает соответствие избираемой меры административноправового воздействия целям административной ответственности)7)принцип гуманизма (состоит в том, что мера наказания не должна унижать человеческое достоинство, его честь и другие естественные права и свободы человека)Административная ответственность в сфере экологических правонарушений наступает только за совершение деяния, содержащий конкретный состав административногопроступка. В отличие от других видов юридической ответственности имеетнадведомственный характер.Особенность административной ответственности в области природопользования и защиты окружающей среды состоит в следующем:предметомсостава экологического правонарушения считается совокупность общественных отношений складывающихся в сфере применения и охраны недр, земель, вод, лесов, атмосферного воздуха, а также животного и растительного мира;наступает только за конкретные правонарушения, определенные в законодательстве в качестве административных;административная ответственность за экологические правонарушения предусматриваетпредупреждение, назначение административного штрафа, конфискацию орудия совершения административного правонарушения, административный арест, административное приостановление деятельности, изъятие лицензии на использование ресурсов, возмещение нанесенного вреда природной среде, и административное выдворение для иностранных граждан и лиц без гражданства;кадминистративной ответственности привлекаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица без гражданства, а также должностные и юридические лица;применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;согласно статье 3.2 КоАП РФ могут быть применены только предусмотренные законом взыскания, но статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от них при малозначительности проступка.Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождаетвиновное лицоот обязанности возмещения причиненного экологического ущерба (вреда). Это объясняется тем, что хоть штраф и носит материальный характер и является мерой наказания, а не возмещение вреда: соответствующая сумма штрафа идет не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законом в бюджет или специальные счета экологических фондов.Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати МРОТ(минимальный размер оплаты труда); на должностные лица от 3 до 200 МРОТ; на юридические лица от 100МРОТ.В гл. 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» включается ряд статей, предусматривающих административную ответственность за экологические правонарушения. Перечень административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования можно условно классифицировать по различным критериям.По видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб,их делят на следующие группы:1)в сфере экологической информации (ст.8.1,8.4,8.5,8.40);2)охрана земель (ст.8.6,8.7,8.8);

3)охрана недр (ст.8.9,8.10,8.11);

4)охрана атмосферного воздуха (ст.8.21.);

5)охрана водных ресурсов (ст.8.12–8.20.);

6)охрана лесов (ст.8.24–8.32.);

7)охрана животного мира (ст.8.33–8.38.);

8)размещения отходов производства (ст.8.2,8.19);

9)в области сельского хозяйства (ст.8.3);

в области транспорта (ст.8.22,8.23).Также можно условно разделить на следующиегруппы:Первая группа состоит из правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушение базовых экологоправовых норм, распространяющихся на все институты экологического права. К таким требованиям относятся: статья 8.4. КоАП РФ «Нарушение законодательства об экологической экспертизе»; статья 8.5. КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации», Статья 8.41. «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду», Статья 8.46. «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений»Во вторую категорию входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных природных объектов. Таких,как порча земель(статья 8.6.КоАП РФ); Нарушение правил охраны водных объектов(Статья 8.13.КоАП РФ);Нарушение правил охраны атмосферного воздуха(Статья 8.21.КоАП РФ); Нарушение правил использования лесов(Статья 8.25.КоАП РФ); Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов(Статья 8.38.КоАП РФ); Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов(Статья 8.33.КоАП);В третью группу входит состав правонарушения, определяющие ответственность за несоблюдение законного порядка земель с особым экологоправовым статусом. Например, Статья 8.7.КоАП РФ «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв»;В четвертую группу включают составы правонарушения изза не соблюдения условий в сфере охраны окружающей среды в хозяйстве или иной деятельности. К таким относят Несоблюдение экологических и санитарноэпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами(Статья 8.2. КоАП РФ); Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления(Статья 8.44. КоАП);Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств(Статья 8.15. КоАП РФ);Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов(Статья 8.26.КоАП РФ). и др.Административная ответственность за экологические преступления осуществляет несколько ключевых функций:стимулирующую к соблюдению экологоправовых норм;компенсирующую, нацеленную на возмещение потерь в окружающей среде и возмещение ущерба здоровью человека;предупредительную, обеспечивающуюпредотвращениеновыхпреступлений;карательную, заключающуюся в наказании виновного за совершение природоохранных правонарушений.Кроме главы 8 КоАП РФ о совершение экологических правонарушений предусмотрена ФЗ РФ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающейсреды" (ст. 75), ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. (ст. НО), Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г. (ст. 130), законом РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (ст. 49) и другими. В данных статьях перечислены виды юридической ответственности, в том числе и административной, за не соблюдение экологического законодательства.Несоблюдение природоохранного законодательства, а также невыполнение правил охраны окружающей природной среды на сегодняшний день считается крайне опасным, в связи с этим законодательством за правонарушением в данной сфере предусмотрена различного рода юридическая ответственность в зависимости от вины, уровня природоохранной угрозы, а так же экологического риска.

В науке классификация видов юридической ответственности произ­водится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т.д. Традицион­но выделяют четыре вида ответственности: имущественную, дисципли­нарную, административную и уголовную ответственность.

К дисциплинарной ответственности может привлекаться работник за нару­шение норм трудового права, и, следовательно, за ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Такие трудовые нормы и правила содержатся в федеральных законах и подзаконных актах, нормативно-правовых актах субъектов РФ, правилах внутреннего трудового распорядка в организации и т.д. В случае нарушения таких трудовых норм и правил, к работнику и применяются меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

Административным экологическим правонарушением (проступком) . признается противоправное, виновное действие или бездействие физи­ческого или юридического лица, посягающее на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред окружающей среде (содержащее реальную угрозу такого причинения), за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.

Вступление в силу нового КоАП РФ ознаменовало собой победу сторонников теории необходимости кодификации законодательства об административной ответственности. Разбросанные ранее по десяткам федеральных законов и подзаконных актов нормы об административ­ной ответственности за экологические правонарушения собраны теперь в одном документе, что облегчает работу правоприменителей.

Новый закон уделяет куда большее, чем прежний КоАП РФ, внимание вопросам охраны окружающей среды, выделяя данную деятельность как одну из задач законодательства об административных правонарушени­ях (ст. 1.2 КоАП РФ). При этом субъекты РФ вправе принимать законы об административных правонарушениях, не вступающие в противоре­чия с КоАП РФ. Такими законами субъектов РФ должны быть созданы и органы (инспекции, комиссии, палаты и др.), уполномоченные рас­сматривать дела об административных правонарушениях в соответс­твии с законодательством субъектов Российской Федерации. При этом законом субъекта РФ можно предусматривать только две разновиднос­ти административных наказаний: предупреждение и штраф. В числе федеральных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных экологических правонарушениях, КоАП РФ выде­ляет (кроме судей) органы внутренних дел, органы и войска погранич­ной службы, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы, органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений, органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических средств в сель­ском хозяйстве, органы охраны территорий государственных природ­ных заповедников и национальных парков, органы, осуществляющие государственный экологический контроль и ряд других.



Все составы экологических правонарушений, за которые может насту­пить административная ответственность, могут быть классифицирова­ны в четыре группы.

В первую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение общих (базовых) эколого-правовых требований, распростра­няющихся на все институты экологического права. К их числу относят­ся нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5) и т.д.

Во вторую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных природных ресурсов. В их числе порча земель (ст. 8.6), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31) и т.д.

В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правового режима территорий с особым эколого-правовым ста­тусом. К таким составам относятся: нарушение правил охраны и использо­вания природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39), а также нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12). При этом надо иметь в виду, что КоАП РФ не содержит норм, устанавливающих ответственность за совершение экологических проступков в зоне экологического бедствия.

Наконец, в четвертую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (в про­мышленности, транспорте, сельском хозяйстве и т.д.). В их числе несоб­людение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опас­ными веществами (ст. 8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3), выпуск в эксплуатацию механических транс­портных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23) и т.д.

Рассмотрение всех видов административных наказаний позволяет сделать следующие выводы: во-первых, административные наказания являются относительно определенными санкциями. При наложении наказания законодатель предоставляет природоохранным органам, в зависимости от характера правонарушения, личности нарушителя, сте­пени вины и иных обстоятельств определенную свободу в выборе вида и размера наказания

(ст. 4.1 КоАП РФ). Во-вторых, лицо, совершившее административно наказуемый проступок, может быть освобождено от административного наказания в связи с его малозначительностью (ст. 2.9 КоАП РФ). В-третьих, четко определены сроки наложения административных наказаний. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, постановле­ние по делу об административной ответственности за нарушение зако­нодательства об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения. При длящемся админис­тративном экологическом правонарушении (а таких достаточно много), названный срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения. В-четвертых, административные наказания характе­ризуются определенным единством и дифференциацией, что позволяет их рассматривать как самостоятельную систему.

Отдельно необходимо отметить проблему разграничения администра­тивной и уголовной ответственности в сфере охраны окружающей среды.

Конструкции составов уголовных и административных экологичес­ких правонарушений имеют много схожего, а четких критериев отличия в составах административных деликтов нет. Они есть в уголовно-право­вых нормах, например, в ряде составов указан такой квалифицирующий признак, как смерть людей либо массовые случаи их заболевания вследс­твие загрязнения природной среды (ст. 251 УК РФ). В других составах упоминаются «тяжкие последствия» (ст. 246 УК), «существенный вред» (ч. 1 ст. 250 УК РФ); «значительный» и «крупный» ущерб (ст. 255 и 256 УК). В примечании к ст. 260 УК РФ, устанавливающей уголов­ную ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников, раскрывается содержание понятий значительного и крупного разме­ров вреда: о первом свидетельствует исчисленный по установленным таксам ущерб, в 20 раз превышающий МРОТ, установленный на день совершения преступления. Крупным считается ущерб, превышающий минимальный размер оплаты труда в 200 раз. Конкретное содержание других оценочных критериев в УК РФ не раскрывается.

Их толкование дано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». Так, признаки сущес­твенного экологического вреда сформулированы в п.5 постановления. К их числу относятся: массовая гибель животных и птиц на определенной территории (когда уровень смертности выше среднестатистического в три и более раз), экологическая ценность поврежденной территории или утра­ченного природного объекта, высокий уровень деградации земель.

Кроме повышенной степени общественной опасности основанием квалификации правонарушения в качестве преступления может слу­жить наличие таких признаков состава, как специфика предмета, место, способ правонарушения, его субъект, форма вины и т.д. Например, в ст. 258 УК предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту. Там выделяются звери и птицы, на которых охота полностью запрещена (специфика предмета), территория заповедника, заказника, зона чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедс­твия (место), применение механического транспортного средства либо воздушного судна, применение взрывчатых веществ или иных способов массового уничтожения зверей и птиц (способ), совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения (субъект) и т.д. Эти признаки выступают в роли критериев разграничения преступного поведения и административного проступка.

Таким образом, составы административных и уголовных правонаруше­ний находятся между собой в соотношении общей и специальной норм. Первые содержат абстрактные формулировки, вторые как бы конкретизи­руют их. Следовательно, административно-правовая норма будет приме­няться только в той части, которая не охватывается признаками сходного по конструкции состава экологического преступления, т.е. выходит за пре­делы, границы признаков, установленных уголовно-правовой нормой.

3 . Уголовная ответственность за экологические преступления

Экологическими преступлениями являются виновные, общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на конституционное право каждого человека на благоприятную окружаю­щую среду и причиняющие вред природной среде (содержащие реаль­ную угрозу его причинения).

Существует основная классификация экологических преступлений по критерию непосредственного объекта посягательства. В первую группу входят составы преступлений, посягающих на состояние отдельных природных ресурсов. В их числе - загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), порча земли (ст. 254), незаконная охота (ст. 258) и т.д. Во вторую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружаю­щей среды, подлежащих соблюдению при осуществлении хозяйственной или иной деятельности. В эту группу входят: нарушение правил охраны, окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение пра­вил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247) и т.д. В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природ­ных объектов (ст. 262).

Среди диспозиций экологических преступлений, сгруппированных в главе 26 УК РФ, имеются как материальные, так и формальные соста­вы;. Однако преступлений с материальными составами, т.е. таких, для которых наличие оконченного состава преступления закон связывает лишь с наступлением определенных, указанных в законе последствий, значительно больше: это ст. 246, 247 (ч. 2-3), ст. 248, ст. 249-252, ст. 254-257, ст. 259-262. Они относятся к деликтам экологического результата. Для формальных составов закон считает преступление оконченным после (в момент) совершения общественно опасного деяния независи­мо от наступления определенных общественно опасных последствий. К таковым относятся ст. 252 (ч. 1), 253, 256 (ч. 2) - формальные эколо­гические деликты. Кроме того, в главе 26 присутствуют специфические диспозиции со следующими составами:

- «состав угрозы» - в ст. 247 (ч. 1) - «нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» (он как бы лежит посредине

Между чисто материальными и чисто формальными составами).

Комбинированные формально-материальные - в ст. 256 (ч. 3) -«незаконная добыча водных животных и растений», и в ст. 258 - «неза­конная охота». 1

Новый УК РФ ввел и совершенно новый состав «экоцид» (ст. 358), поместив его в раздел «Преступления против мира и безопасности чело­вечества», что определило его основной объект. Об экоциде впервые заговорили в 60-70-е годы XX века в разгар «экологической войны», которую вели США во Вьетнаме. Практиковавшаяся США тактика «выжженной земли» (включая не только бомбардировки, но и распыле­ние химических веществ) привела к уничтожению огромных массивов мангового леса, а также массовой гибели объектов животного мира, выведении тысяч гектаров земли из хозяйственного использования. Однако расположение данного состава, на наш взгляд, в главе 26 УК РФ, являлось бы более обоснованным.

Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ экологическим административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которые Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Закон "Об охране окружающей природной среды" тоже раскрыл понятие административного правонарушения - виновное противоправное действие или бездействие, нарушающее установленный правопорядок в сфере охраны окружающей природной среды, за которые законом предусмотрена административная ответственность (ст. 84 Закона).

О.Л. Дубовик раскрывает понятие административного правонарушения в следующем виде: "Административным правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан" право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользователем и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Дубовик О.Л. Формирование уголовно-экологического законодательства Европейского союза: цели, тенденции, перспективы и реализация // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. N 4. С. 13 - 16.

Существенным нововведением Кодекса об административных правонарушениях является привлечение к административной ответственности юридических лиц. До его принятия юридических лиц, возможно, было привлечь к административной ответственности только рядом законодательных актов субъектов РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1.КоАПРФ).

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначенное административное показание юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Помимо главы 8 КоАП РФ об за совершение экологических правонарушений предусмотрена ФЗ РФ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (ст. 75), ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. (ст. НО), Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г. (ст. 130), законом РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (ст. 49) и другими. В указанных статьях Федеральных законов перечислены либо виды юридической ответственности, в том числе и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат бланкетные нормы права. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 12. - С. 1024.

К примеру, ФЗ РФ от 15 февраля 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливается административная ответственность для граждан и должностных лиц в виде штрафа за различные нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды на особо охраняемых природных территориях (ст. 36).

В Законе РФ от 02 апреля 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства об атмосферном воздухе. Но в данном нормативном акте не устанавливается ни субъективный состав, ни размеры ответственности за такие правонарушения. Перечисленные же в законе составы фактически совпадают с составами Кодекса об административных правонарушениях. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 12. - С. 1024.

Несмотря на такое большое количество нормативных актов, из года в год растет число экологических правонарушений. С 1996 г. по 2006 г. этот рост составил примерно 100% в абсолютных цифрах. По отдельным видам природных ресурсов число правонарушений выросло (в %): земля - 15; недра -100.

В то же время рост числа лиц, привлеченных к административной ответственности за тот же период, составил только 70% (по данным ежегодных докладов о состоянии окружающей природной среды). Та же картина и по различным видам природных ресурсов.

Так, в октябре 2005 года Мелеузовским районным судом РБ были рассмотрены дела по заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора к Салаватской межрайонной инспекции по охране животного мира о признании незаконными постановлений об административных правонарушениях в отношении граждан.

Суть дела состояла в том, что Государственными инспекторами инспекции по охране животного мира по Мелеузовскому району были вынесены 12 постановлений по делам об административных правонарушениях в виде нарушения правил пользования животным миром в отношении граждан и наложены административные взыскания в виде штрафа. Основывались при этом они на пункты 4.4, 5.4.4 Положения об "Управлении по охране животного мира и контролю за ведением охотничьего хозяйства". Хотя в 2001 году Верховный суд РБ признал данный акт недействительным.

В результате, Мелеузовский районный суд данные постановления отменил.

Кроме этого, не преодолена существующая традиция, когда природоохранным проблемам отводилось одно из последних мест. На протяжении многих лет должным образом не отвечали главные виновники ухудшения экологической ситуации - промышленные предприятия. И сейчас, когда существенно ужесточаются меры ответственности, это не только не находит должного понимания, но и зачастую встречает сопротивление руководства этих предприятий и представителей власти.

Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ группирует экологические правонарушения в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования".

Административная ответственность за нарушение экологического законодательства в соответствии со ст. 72 (п. "К") Конституции Российской Федерации и ст. 2 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъекта Российской Федерации.

Значительное место среди мер административного принуждения за нарушение экологического законодательства занимают административные наказания, посредством которых обеспечивается борьба с наиболее распространенными правонарушениями в области охраны окружающей среды. Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. - С. 320.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП РФ): предупреждение; административный штраф; возмездие изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права эксплуатации транспортного средства, права охоты и т.д.); административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

За совершение административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф. Штраф является основным наказанием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов - ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов - ст. 8.35; судна и других орудий лова - ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.

Как уже отмечалось ранее, в соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологическое правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должность лиц - от трех до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов. Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 340.

Поделиться: