Транспортная накладная. Для чего нужны транспортная и товарно-транспортная накладные и счет-фактура? Чем отличаются эти документы? Чем отличается ттн от транспортной накладной

Правовые основы

Порядок перевозки грузов автомобильным транспортом регулируется:

Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ), далее – Устав;

Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (начало действия – 25.07.2011), далее – Правила.

Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Транспортная накладная – обязательный документ при перевозке грузов перевозчиком

Согласно п. 1 ст. 8 Устава заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, который перевозится на основании договора фрахтования (п. 3 ст. 8 Устава).

Форма транспортной накладной приведена в Приложении № 4 к Правилам. Порядок ее заполнения установлен разделом II Правил.

Товарно-транспортная накладная была обязательной до 25.07.2011 при перевозке грузов транспортной компанией

Форма товарно-транспортной накладной (1-Т) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 как унифицированная форма первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте.

Товарно-транспортная накладная представляет собой единый документ: товарную накладную и транспортную накладную, и является первичным документом, подтверждающим отгрузку/получение товаров и расходы на транспортировку товаров (грузоперевозку).

Согласно указаниям по заполнению этой формы она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Таким образом, до 25.07.2011 товарно-транспортная накладная была обязательной к применению в случаях, когда в перевозке груза участвовала транспортная компания (грузоперевозчик). Форма 1-Т составлялась в 4-х экземплярах: для отправителя груза (1 экз.), получателя груза (1 экз.) и грузоперевозчика (2 экз.).

ФНС России в письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 указала:

Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает;

Обратите внимание! Указанные письма контролирующих органов были выпущены еще до 25.07.2011 г. Таким образом, оформление товарно-транспортной накладной до этой даты требовалось только в случаях, когда в процессе отправки и получения грузов участвовали три стороны: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик.

Товарно-транспортная накладная составляется в случаях, предусмотренных договором или внутренними правилами

В настоящее время организация-поставщик может применять форму товарно-транспортной накладной (1-Т), в том числе вместо товарной накладной (ТОРГ-12) или накладной (М-15), в случаях, когда это предусмотрено внутренними правилами документооборота или договором поставки (купли-продажи, перевозки груза, др.).

В любом случае, перечень и порядок предоставления первичных документов организацией-поставщиком следует указывать в договоре на поставку товаров. В случаях, когда формы документов контрагент разрабатывает самостоятельно, рекомендуется привести указанные формы в приложениях к договору.

Оформление транспортной накладной при доставке груза транспортом поставщика

По мнению Минфина РФ (письмо от 22.12.2011 № 03-03-10/123) в случаях, когда грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза.

При этом уазанные отношения не могут быть квалифицированы как договор перевозки груза в смысле ст.785 ГК РФ, поскольку сторонам договора перевозки являются отправитель груза и перевозчик, а предметом договора - деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.

Таким образом, если по условиям договора доставку товаров осуществляет поставщик (отправитель) собственным транспортом, и покупатель оплачивает стоимость перевозки(транспортные расходы) отдельно от стоимости товаров, то для покупателя подтверждением расходов на перевозку являются:

Указание транспортных расходов отдельной строкой в товарной накладной (накладной);

- (или) акт на оказанные услуги по доставке груза;

- (и) транспортная накладная по форме, приведенной в приложении к договору; или экземпляр транспортной накладной по форме, приведенной в приложении № 4 к Правилам; или отрывной талон путевого листа № 4-П; или копия путевого листа; или товарно-транспортная накладная (1-Т).

Если же стоимость доставки груза (транспортные расходы) поставщиком не выделяется, и отдельно покупателем не оплачивается, то предоставление поставщиком каких-либо дополнительных документов, подтверждающих факт перевозки груза, законодательством не требуется. Для оприходования товаров покупателю необходима только накладная на товар (ТОРГ-12, М-15, др.).

Самовывоз

В случае если договор перевозки не заключался, и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство (письмо Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123).

При этом затраты на перевозку груза относятся в издержки обращения (при приобретении товаров для перепродажи), либо в текущие производственные затраты или транспортно-заготовительные расходы (при приобретении сырья и материалов), либо на затраты вспомогательного производства при его наличии (транспортного участка, гаража, управления автомобильным транспортом, др.).

Вопросы читателей

Наш поставщик отказывается предоставить товарно-транспортную накладную, ссылаясь на то, что ее давно отменили. Раньше мы требовали транспортную и товарно-транспортную накладные и счет-фактуру. Какие документы нам запрашивать сейчас у поставщиков при получении товара?

Если товар доставляется транспортом поставщика, и организация-покупатель отдельно не оплачивает доставку товара, то для принятия к учету поступивших товаров достаточно иметь:

Товарную накладную (ТОРГ-12);

- (или) накладную (М-15);

- (или) универсальный передаточный документ (УПД),

- (или) накладную, форма которой приведена в приложении к договору и которая содержит обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для получения налогового вычета НДС необходимо одновременное соблюдение трех условий (п. 1 ст. 172 НК РФ):

Товар принят к учету;

Имеется счет-фактура от продавца;

Товар предназначен для использования в операциях, облагаемых НДС.

Если товар доставляется перевозчиком (транспортной компанией, индивидуальным предпринимателем), у организации-покупателя всегда будет один экземпляр транспортной накладной по форме, приведенной в приложении № 4 к Правилам, поскольку пунктом 9 Правил предусмотрено составление транспортной накладной в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Если доставка товаров осуществляется транспортом поставщика, и при этом согласно условиям договора покупатель оплачивает доставку отдельно от цены товара, то покупателю потребуется первичный документ, подтверждающий несение транспортных расходов. Таким документом может быть транспортная накладная, либо товарно-транспортная накладная, либо путевой лист (копия или отрывной талон).

У нас небольшой магазин. Товары для магазина мы закупаем на оптовых базах и доставляем собственным грузовиком. Должны ли мы оформлять транспортные накладные?

В данном случае обязанность по оформлению транспортных накладных законодательством не установлена.

При этом согласно п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта (закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) запрещается осуществление перевозок грузов грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.

На какой-либо товар или продукцию фирма-изготовитель составляет определенную документацию, в которой отражаются показатели и характеристики, относящиеся к ним. Существуют такие понятия, как товарная накладная (ТН) и товарно-транспортная накладная (ТТН), которые, хотя и являются сопроводительными документами к продукции, но имеют определенные различия. В чем они заключаются?

Определение

ТТН – документ, согласно которому товар перемещается из одного пункта хранения в другой. На основании товарно-транспортной накладной определенное количество товара списывается с баланса грузоотправителя и приходуется на балансе грузополучателя. ТТН составляется в том случае, когда транспортировка осуществляется с применением какого-либо транспортного средства, причем она может совершаться как между продавцом и покупателем, так и при перемещении с одного склада на другой внутри одной организации.

ТН – документ, который составляется при непосредственной продаже товаров покупателю, когда к нему переходит право собственности на них. Неважно, каким образом покупатель будет забирать товар – с помощью транспортного средства или вручную – в любом случае ТН является сопроводительным документом, отражающим основные характеристики товара и условия сделки.

Сравнение

Это сопроводительные документы на товар при организации его перемещения, только ТТН оформляется в том случае, когда используется транспортное средство, а ТН – как с ним, так и без него. Товарно-транспортная накладная не учитывает тот факт, имеет ли место продажа продукции, поскольку она заполняется и при простом перемещении с одного склада на другой, причем в ней также указываются характеристики транспортного средства, на котором перевозится продукция. Товарная накладная отражает факт смены собственника на товар при его непосредственной продаже покупателю, поэтому в ней указываются условия совершения сделки, в том числе количество, стоимость, НДС.

Выводы сайт

  1. ТТН необходима в том случае, когда товар перемещается с одного места на другое при помощи транспортного средства, ТН оформляется при купле-продаже товаров и смене собственника.
  2. ТТН включает в себя только физические характеристики товара и транспортного средства, а ТН кроме характеристик товара также отражает его цену в денежных единицах и фактическую стоимость всего количества.
05.04.2012

Минфин России считает, что при автомобильной перевозке грузов необходимо оформлять не только транспортную накладную, но и товарно-транспортную накладную. Но соглашаться с этим мнением необязательно.

Если ваша компания нанимает для перевозки товарно-материальных ценностей стороннюю фирму, то отношения сторон регулирует Закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Вы должны оформить договор перевозки. Подтверждением его заключение считается транспортная накладная (далее - ТН). Ее форма установлена Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (далее – Правила). ТН – обязательный первичный документ (ст. 3, п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Она необходима для подтверждения расходов компании в целях налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ).

Минфин России (письма от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123, от 11 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/746 и др.) считает, что одной ТН для подтверждения услуг по перевозке недостаточно. Чиновники настаивают, что в дополнение к ТН необходимо оформлять товарно-транспортную накладную (далее – ТТН) по унифицированной форме № 1-Т.

По правде сказать, такая позиция удивляет. Ведь задолго до введения Правил сложилась устойчивая арбитражная практика в пользу налогоплательщиков, форму № 1-Т не применявших (пример – постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2011 г. по делу № А55-15139/2010). Дело в том, что утвердившее ТТН постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 не зарегистрировано в Минюсте России, а значит, не является нормативным правовым актом. Поэтому нельзя ссылаться на него при разрешении споров и штрафовать за его неприменение (п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763).

Изменения

В ближайшее время форма транспортной накладной изменится. И заверять ее печатями не придется. Эти новшества подготовлены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1208. Однако пока оно официально не опубликовано.

Компания должна утвердить в составе учетной политики документооборот компании, в том числе по автоперевозкам. Но перед тем как определиться, какими именно документами оформлять перевозку, следует разобраться в нюансах этой хозоперации.

Перевозится груз, а не товар

Предположим, ваша компания продает товары, доставляя их покупателю с помощью стороннего перевозчика. В этой ситуации она выступает грузоотправителем, а покупатель – грузополучателем. Однако перевозчику вручается упакованный (затаренный) и маркированный груз (п. 30 Правил), а вовсе не конкретные товары, числящиеся на балансе продавца. Передачу товаров от продавца к покупателю подтверждает товарная накладная, в большинстве случаев составляемая по унифицированной форме № ТОРГ-12. Перевозчик ее подписывает, так В целях налогообложения прибыли как к товарам он отношения не имеет. транспортные услуги по перевозке грузов

Очевидно, сама по себе ТН не доказывает перевозку товаров. Задача бухгалтера – убедительно для контролеров увязать между собой транспортную и товарную накладные. А сделать это нетрудно.

Справочно

Транспортная накладная предусматривает указание отгрузочного наименования груза. Оно определяется весьма обобщенно - на основании справочника «Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов» (ЕТСНГ), без указания конкретных характеристик товаров, существенных в сделке купли-продажи.

В транспортной накладной предусмотрен пункт 4 «Сопроводительные документы на груз», в котором имеется отдельная строка для перечня прилагаемых к грузу документов, включая товаросопроводительные. В ней достаточно указать реквизиты ТОРГ-12, а в самой ТОРГ-12 – наименование перевозчика и реквизиты ТН. Тем самым и подтверждается связь между перевозкой груза и перемещением товаров. А транспортная накладная с приложенной к ней товарной накладной окажется аналогом товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Правда, московские налоговики возражают против применения неунифицированных форм (письмо УФНС по г. Москве от 16 июня 2011 г. № 16-15/ 058245@). Но вряд ли эта точка зрения будет поддержана судом (постановление ФАС Московского округа от 13 сентября 2011 г. по делу № А40-114362/10-4-649).

Налоговая выгода должна быть обоснованной

Обеспечить получение вычета НДС, предъявленного перевозчиком, и признание провозной платы в расходах по налогу на прибыль – одна из немаловажных задач бухгалтера. На какие нормы при этом нужно опираться?

С точки зрения налогового законодательства грузоперевозка является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Счет-фактура может быть выставлен перевозчиком при условии реализации услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ). А реализация подразумевает оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Вычет применяется только при наличии первичных документов о приобретении услуг (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли транспортные услуги по перевозке грузов внутри организации, а также по доставке готовой продукции (в том числе товаров) в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Датой осуществления таких расходов признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (п. 2 ст. 72 НК РФ).

Как видно, налоговое законодательство требует подтверждения факта оказания услуг. Лишь при таком условии налоговая выгода от расходов на перевозку будет обоснованной. Эта позиция соответствует определению, закрепленному в Законе № 259-ФЗ, в соответствии с которым перевозчик принимает на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу. Значит, услуга не может считаться оказанной без предъявления груза грузополучателю.

В то же время Минфин России в письме от 30 апреля 2004 г. № 04-02-05/1/33 разъясняет: для признания расходов по гражданско-правовым договорам акт оказанных услуг является обязательным подтверждающим документом только в случае, если его составление обязательно в соответствии с гражданским законодательством или заключенным договором. А при договоре перевозки закон составление акта не предусматривает. Сдачу груза, то есть оказание услуги, подтверждает подпись грузополучателя в транспортной накладной. Это событие определит и дату составления перевозчиком счета-фактуры.

Грузоотправителю, оплатившему перевозку, остается позаботиться о получении экземпляра транспортной накладной с подписью грузополучателя. Нового, дополнительного документа, то есть акта между грузоотправителем и перевозчиком, составлять не требуется.

Четвертый экземпляр транспортной накладной

До введения ТН возражать против применения ТТН не имело особого смысла. Оформление ТТН хотя и не считалось обязательным, но относилось к разряду обычаев делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Товарно-транспортная накладная составлялась в четырех экземплярах, из которых экземпляр с подписью грузополучателя возвращался к грузоотправителю. Такой порядок снимал с повестки дня вопрос о подтверждении оказания услуг перевозчиком. Появление транспортной накладной породило сомнения в необходимости сохранения ТТН.

Между тем Правила устанавливают, что транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется в трех экземплярах (оригиналах) – соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. В общем случае у грузоотправителя останется лишь экземпляр, подписанный перевозчиком. Он подтверждает заключение договора перевозки (п. 20 ст. 2, п. 1 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). И обязанности по возврату грузоотправителю экземпляра с подписью грузополучателя Правила не предусматривают.

По-видимому, эта особенность Правил и стала «яблоком раздора» в налоговой сфере. Между тем для восстановления согласия с налоговиками достаточно договором перевозки установить составление транспортной накладной в четырех экземплярах и обязать перевозчика возвратить грузоотправителю четвертый экземпляр ТН, подписанный грузополучателем. Такое условие не может считаться обременительным для перевозчика, ибо обязанности по выставлению счета-фактуры по факту оказания услуг с него никто не снимал.

Это важно

Комплект перевозочных документов на партию перевозимого груза состоит из документа, подтверждающего факт передачи материальных ценностей к перевозке, и документа, подтверждающего факт транспортировки груза в место назначения. Следовательно, документами, подтверждающими расходы налогоплательщика на приобретение транспортных услуг, являются акты выполненных работ (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. по делу № А14-12511/ 2010413/28).

А теперь вчитаемся в одно из писем Минфина России, изданное на волнующую нас тему, – от 25 ноября 2011 г. № 03-03-06/ 1/780. С содержащимся в нем утверждением об обязательности применения формы № 1-Т можно поспорить. Но нельзя не согласиться, что документооборот на основе ТТН обеспечивает документирование факта оказания услуги по перевозке товаров. Действительно:

1) экземпляр ТТН предъявляется грузоотправителю (заказчику) после фактического осуществления перевозки груза перевозчиком и служит основанием для расчета за оказанные транспортные услуги;

2) назначение ТН отличается от назначения формы № 1-Т.

Тем не менее документооборот, предлагаемый министерством, является избыточным и при этом не имеет под собой нормативных оснований. Ничто не запрещает заказчику расширить назначение ТН, закрепив свои «налоговые» интересы в договоре перевозки. Если четвертый экземпляр ТН с подписью грузополучателя возвращается грузоотправителю (заказчику), то необходимость в ТТН отпадает. Транспортная накладная выполняет роль транспортного раздела товарно-транспортной накладной. Разумеется. при условии, что в качестве товаросопроводительного документа в ТН указана форма ТОРГ-12, а в последней приведены реквизиты ТН.

В итоге приходится признать: о предотвращении споров с налоговыми органами и оптимизации документооборота можно и нужно позаботиться заблаговременно, на стадии заключения договора перевозки.

Суровые будни бухгалтера

В этом году Минфин России письмом от 27 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/99 подтвердил свои прошлогодние позиции. В нем сообщается следующее: «Так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов». Хотя не так давно чиновники отказывались от разъяснений о применении унифицированных форм (письмо Минфина России от 4 мая 2009 г. № 07-02-10/ 24, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 20 мая 2009 г. № ВЕ-17-3/96@). Добавим, что приверженность финансистов к унифицированным формам – это даже анахронизм, поскольку упоминание о них исключено из нового закона о бухгалтерском учете.

К сожалению, названное письмо имеет особый статус. Дело в том, что с 1 января 2012 года Минфин России получил полномочия давать разъяснения и налоговым органам. Это нововведение закреплено в пункте 1 статьи 34.2 Налогового кодекса (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, письмо Минфина России от 11 августа 2011 г. № 03-02-08/89). Во взаимосвязи с обязанностью налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ) новая норма влечет обязательность писем Минфина для налоговых инспекций. А раньше статус обязательных имели лишь письма министерства, непосредственно доведенные до налоговых органов ФНС России.

Теперь можно ожидать, что разногласия с налоговыми инспекторами в рамках возражений по акту налоговой проверки урегулировать не удастся. Завершать налоговый спор по применению ТТН в дополнение к ТН предстоит в суде. Поскольку ТН введена с августа 2011 года, арбитражным судам еще предстоит сформировать свою позицию. Но арбитры письмами Минфина России руководствоваться не обязаны.

Е.Ю. Диркова, генеральный директор ООО «БИЗНЕС -БУХГАЛТЕР»

Чем принципиально отличаются ТН и ТТН друг от друга, в каких случаях оформляются?2) ООО занимается перевозкой, ООО Занимается организацией перевозки, какая дб формулировка в Актах?3) В чем принципиальное отличие этих двух видов деятельности? и какое различие в оформлении документов?Заранее благодарю!!!

1) Транспортная накладная состоит из 17 разделов (перечислены в рекомендации № 1 в полном ответе). Оформляя этот документ, грузоотправитель или грузовладелец тем самым подтверждает, что договор перевозки груза заключен.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарный и транспортный. Она предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Если грузоотправитель выдал транспортную накладную, оформлять товарно-транспортную накладную не обязательно. А вот оформить товарно-транспортную накладную вместо транспортной нельзя. Поскольку именно транспортная накладная является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на транспортировку грузов по договору перевозки;

2) что касается услуг по перевозке груза, в гражданском законодательстве требования о составлении акта по услугам доставки не предусмотрено (гл. 39 и 40 ГК РФ). Чтобы признать расходы при расчете налога на прибыль, достаточно транспортной накладной, в которой есть отметка о приеме имущества. Эта накладная является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги.

Вместе с тем, составление актов может быть предусмотрено договором (помимо транспортной накладной). Формулировка в акте об оказании услуг по перевозке может быть, такой, как в образце по ссылке.

Что касается услуг по организации перевозки груза, в этом случае в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить акт (отчет об исполнении поручени). Формулировка в акте об организации услуг по перевозке может быть, такой, как в образце по ссылке.

3) если ООО занимается перевозкой груза, как правило, оно само эти услуги и оказывает. В этом случае для оказания услуг достаточно оформить транспортную накладную, которая приравнивается к договору перевозки.

Если ООО занимается организацией перевозки, оно по сути является посредником между клиентом и перевозчиками. В этом случае можно оформить на выбор:

Посреднический договор, по которому ООО выступает в качестве агента;

Договор о перевозке с привлечением третьих лиц;

Договор транспортной экспедиции, по которому ООО выступает экспедитором.

Оказание услуг по этим договорам подтверждается актом (отчетом об исполнении поручения), с приложением к нему первичных документов (транспортной накладной), подтверждающих оказание услуг третьими лицами.

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Как документально оформить продажу товаров оптом

Виды транспортных накладных

В зависимости от вида транспортировки товара используют и различные формы накладных, подтверждающих доставку:

· автомобильные перевозки – транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272, и товарно-транспортная накладная, например, по форме № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78;*

· железнодорожные перевозки – транспортная железнодорожная накладная по форме № ГУ-29-О;

· морские перевозки – коносамент;

· доставка воздушным транспортом – грузовая накладная.

Если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар, затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждают путевым листом автомобиля. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123.

Транспортная накладная

При доставке грузов на автомобилях составляют транспортную накладную. Оформляя этот документ, грузоотправитель или грузовладелец тем самым подтверждает, что договор перевозки груза заключен*. Если, конечно, другие условия не предусмотрены в договоре (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Если отгрузка товара производится со склада филиала (обособленного подразделения), в наименовании грузоотправителя все равно укажите наименование и адрес головной организации. Дело в том, что филиалы и обособленные подразделения не являются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ). Ответственность за деятельность филиала или представительства несет создавшая его организация, и стороной по договору перевозки будет именно она. А значит, оформлять документы от своего имени они не вправе.

Если же доставку организует собственными силами покупатель, то составлять транспортную накладную не обязательно (письмо Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123).

Транспортная накладная состоит из 17 разделов. В ней указывают сведения:*

· о грузоотправителе, грузополучателе;

· о перевозчике;

· о грузе;

· о транспортном средстве;

· о стоимости услуг транспортной компании;

· о сопроводительных документах.

Чтобы избежать претензий со стороны налоговых инспекторов, стоит подробно указывать адреса мест погрузки и выгрузки товаров в разделах 6 и 7.

А вот в разделе 8, который посвящен условиям перевозки, допустимы прочерки. Это будет означать, что сроки погрузки, штрафы за просрочку доставки или за простой транспорта и другие условия перевозки нужно определять по общим правилам, установленным Законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ.

Транспортную накладную выписывают в трех экземплярах – по одному для перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Каждый экземпляр необходимо заверить подписями грузоотправителя и перевозчика или их уполномоченных лиц. В таком же порядке заверяют и все изменения в накладной. Документ составляют на одну или несколько партий грузов, перевозимых на одном транспортном средстве. Об этом сказано в пункте 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.

Для целей бухгалтерского и налогового учета транспортная накладная является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на транспортировку грузов по договору перевозки (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ, письмо Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36).*

Товарно-транспортная накладная

Для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом составляют товарно-транспортную накладную*. Например, по форме № 1-Т (раздел 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, п. 6 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998).

Товарно-транспортную накладную составляет грузоотправитель для каждого грузополучателя и на каждую поездку автомобиля. При этом обязательно заполнить все реквизиты.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:*

· товарный – в нем определены взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей. На основании сведений из этого раздела грузоотправитель списывает товар, а грузополучатель его оприходует;

· транспортный – в нем фиксируют взаимоотношения грузоотправителей – заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. Сведения из этого раздела нужны, чтобы учитывать расходы на перевозку, доставку груза.

Такие правила предусмотрены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Важная деталь: если грузоотправитель выдал транспортную накладную, то в общих случаях оформлять товарно-транспортную накладную не обязательно.*

Ситуация: можно ли не оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, если грузоотправитель выдал транспортную накладную

Да, можно.

Ведь, как и большинство первичных документов, товарно-транспортную накладную не обязательно составлять по унифицированной форме. Форма № 1-Т утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Однако вопрос о том, применять ее или же использовать самостоятельно разработанную форму, решает руководитель. После чего утверждает ее приказом к учетной политике.

Более того, применять транспортную накладную и товарно-транспортную накладную независимо от ее формы вовсе не обязательно. Для подтверждения факта заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом достаточно транспортной накладной.*

Все это следует из статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункта 4 ПБУ 1/2008, части 1 статьи 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, пункта 2 статьи 785 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Аналогичный вывод отражен и в письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.

Доставка транспортом продавца

Продавец может доставить товар на склад покупателя собственным транспортом, взяв за это дополнительную плату. Тогда понадобится выписать следующий набор документов:

· счет-фактуру, если, конечно, продавец – плательщик НДС (п. 3 ст. 168 НК РФ);

· товарную накладную, например, по форме № ТОРГ-12;

· транспортную накладную.

При этом продавец может составить и товарно-транспортную накладную, а может ее и не составлять. А вот оформить товарно-транспортную накладную вместо транспортной нельзя. Ведь транспортная накладная является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на транспортировку грузов по договору перевозки.

В случае доставки груза сторонней транспортной организацией заключите с ней договор перевозки груза, составив транспортную накладную (ч. 1, 5 ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).

Ситуация: нужно ли оформить акт об оказании транспортных услуг при доставке покупателю товаров или готовой продукции собственным транспортом. Доставка оплачивается сверх цены поставки

Нет, не нужно.

Ведь акт об оказании услуг составляют, только когда это прямо предусмотрено договором. В гражданском законодательстве требования о составлении акта по услугам доставки не предусмотрено (гл. 39 и 40 ГК РФ).

Чтобы признать расходы на доставку при расчете налога на прибыль, достаточно транспортной накладной, в которой есть отметка о приеме имущества. Эта накладная является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги. Имея на руках такой документ, заказчик может признать расходы, связанные с доставкой имущества, и в бухгалтерском, и в налоговом учете.* Это следует из положений статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, статьи 313 и пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.

2.Из ситуации

Олега Хорошего , начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как экспедитору отразить в бухучете и при налогообложении доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по договору транспортной экспедиции. Экспедитор применяет общую систему налогообложения

Ответ на этот вопрос зависит от условий исполнения договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договора (гл. 41 ГК РФ). Порядок ведения транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Договор транспортной экспедиции может предусматривать два вида обязательств экспедитора:
– экспедитор обязуется оказать услуги, предусмотренные договором, только своими силами;
– экспедитор обязуется обеспечить организацию процесса перевозки груза (в т. ч. с привлечением для исполнения договора сторонних организаций).

В любом случае клиент должен возместить экспедитору понесенные им расходы и выплатить ему вознаграждение. При этом договор транспортной экспедиции признается посредническим только в той части, в которой экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение работ, предусмотренных договором экспедиции. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 801, абзацем 1 статьи 805 Гражданского кодекса РФ и пунктом 2 статьи 5 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ.

Если по условиям договора экспедитор самостоятельно выполняет все обязательства перед клиентом (перевозит груз, выполняет погрузочно-разгрузочные работы, оформляет таможенные документы и т. п.), то цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. В этом случае выручкой от реализации признается вся сумма доходов, полученных экспедитором, а факт оказания услуг подтверждается актом на всю сумму договора.*

В бухучете доходы и расходы отразите на дату составления этого акта (подп. «г» п. 12 и п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов(ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

При расчете налога на прибыль методом начисления в состав доходов включите выручку от реализации на дату подписания акта (п. 1 ст. 249 НК РФ). При кассовом методе – в момент получения оплаты от клиента (или грузополучателя) (п. 2 ст. 273 НК РФ). Уменьшите выручку на сумму расходов, связанных с оказанием услуг по договору (подп. 1 п. 3 ст. 315 НК РФ).

Реализация работ (услуг) признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому экспедитор должен выставить счет-фактуру (на всю сумму договора или на сумму полученного аванса (частичной оплаты)) (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Аналогичный порядок бухучета и налогообложения доходов и расходов применяйте, если экспедитор привлекает сторонние организации, но в договоре отражена общая стоимость его услуг. В такой ситуации вся сумма, полученная от заказчика, признается выручкой экспедитора, а все понесенные им затраты (включая оплату услуг сторонних организаций) формируют себестоимость его услуг на общих основаниях (так же как расходы на ГСМ, оплату труда и т. д.). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/65.

Если затраты, возмещаемые клиентом, экспедитор не учитывал в расходах в соответствии с условиями договора, то и сумму компенсации этих затрат в доходы включать не нужно (подп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ). В этом случае выручкой от реализации для экспедитора будет только вознаграждение, выплачиваемое клиентом (п. 5 ПБУ 9/99, п. 1 ст. 249 НК РФ). Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-03-09/10.

Напомним, прежде финансовое ведомство высказывало более жесткую позицию по данному вопросу. Согласно ей расходы на услуги стороннего перевозчика, привлеченного в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, вовсе нельзя учитывать при расчете налога на прибыль, если эти затраты компенсируются клиентом (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-04-11/69).

Подробнее об отражении доходов и расходов у экспедитора как посредника см. Как посреднику отразить в бухучете и при налогообложении посредническое вознаграждение.

Главбух советует: законодательство, регулирующее вопросы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, не требует оформления отчета по факту оказания услуг. Однако на каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если договор транспортной экспедиции предусматривает привлечение экспедитором сторонних организаций (т. е. посредническую деятельность), в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить отчет экспедитора.*

<...>

Главбух советует: если в своей деятельности организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги по различным договорам – как собственными силами (в т. ч. с привлечением сторонних организаций), так и в качестве посредника, целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов от этих операций.

В такой ситуации целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов по самостоятельному выполнению работ (оказанию услуг) и привлечению сторонних организаций. Для этого экспедитор может оформлять акт (в части услуг, оказанных собственными силами) и отчет (в части посреднических услуг). Это позволит разграничить суммы, поступающие в качестве вознаграждения экспедитора и возмещения его расходов на привлечение сторонних организаций, от выручки от реализации собственных работ (услуг).*

Как посреднику оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика

Кроме того, заказчику нужно представить:*
– копии всех первичных документов, подтверждающих приобретение материальных ценностей (письмо МНС России от 17 сентября 2004 г. № 21-09/60455);
– отчет об исполнении поручения. Такое правило действует в отношении агентского и комиссионного договоров (ст. 999 и1008 ГК РФ). Отчет посредника по договору поручения представляется заказчику, если это прямо предусмотрено договором (ст. 974 ГК РФ). Форма отчета об исполнении поручения может быть произвольной или установлена в договоре. При этом она должна содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
– копии первичных документов, подтверждающих расходы посредника, связанные с исполнением поручения (транспортные расходы, расходы на хранение и т. д.), если в соответствии с договором такие расходы подлежат возмещению заказчиком (ст. 975, 1001, 1011 ГК РФ).

Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными и транспортными документами , предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. К таковым, в частности, относятся товарная накладная по форме N ТОРГ-12 и (при автомобильных перевозках, на которых в дальнейшем делается акцент в статье) товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме N 1-Т . В отношении последней, кстати, частенько возникают вопросы, начиная от оформления данного документа и заканчивая его наличием (как таковым). Поясним. Допустим, доставка товаров осуществлена продавцом (покупатель транспортировку не оплачивал) или договором купли-продажи предусмотрен самовывоз товара (в доставке задействован собственный транспорт покупателя). Будет ли покупатель в подобных случаях обладателем ТТН? Вправе ли контролеры при отсутствии указанного документа отказать организации в вычете "входного" НДС (разумеется, если налог имел место и прочие условия получения соблюдены)?

Наличие ТТН для налогового вычета обязательно не всегда

Нормы законодательства и примеры судебных решений

Организации, осуществляющие перевозки грузов на собственных и арендуемых автомобилях (далее - транспортные организации), обязаны оформлять ТТН. Таково требование п. 2 Инструкции "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983). А п. 6 указанного документа установлено, что ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

На необходимость выписывать ТТН при доставке товара автомобильным транспортом указано и в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (п. 2.1.2), и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ (п. 49).

В соответствии со ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается.

Исходя из указанных документов, делаем вывод: ТТН (форма N 1-Т) обязательна к применению отправителями и получателями грузов. Иными словами, этот документ составляется грузоотправителем при доставке им груза по заказу покупателя . Он служит основанием для расчетов между сторонами договора перевозки. Кроме того, на основании ТТН, составляемой, как правило, в четырех экземплярах, производится списание и оприходование товарных ценностей.

К сведению. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и предназначается для списания ТМЦ; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта.

Если же покупатель заказчиком перевозки не является, наличие ТТН у него не обязательно. Принятие на учет ТМЦ в этом случае возможно и на основании других документов, в частности товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

К сведению. Товарная накладная составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у организации, сдающей ТМЦ, являясь основанием для их списания, а второй передается сторонней организации (покупателю) и является основанием для оприходования этих ценностей.

Аналогичная точка зрения, кстати, выражена в Письмах Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413 (Указанные Письма, говорят финансисты (ссылаясь на Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138), носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, в них изложенной): если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12), а также в Письме от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195, в котором главное налоговое ведомство страны указало: действующая в настоящее время форма товарно-транспортной накладной N 1-Т обязательна к применению юридическими лицами, являющимися отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает.

Казалось бы, все логично и вопросов возникать не должно. Тем не менее контролеров на местах отсутствие ТТН (в том числе по вышеперечисленным причинам) настораживает. И не факт, что при проверке они не сочтут это основанием для отказа в налоговом вычете (мол, нарушено обязательное условие - документальное подтверждение принятия товаров на учет).
Примеры из арбитражной практики имеются в изобилии. Есть как положительные (в пользу налогоплательщика), так и отрицательные (заканчивающиеся победой налоговиков) решения.
Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 11.03.2011 по делу N А27-6755/2010 указал: материалами дела не подтверждается, что налогоплательщик выступал заказчиком перевозки, следовательно, отсутствие у него ТТН не является нарушением законодательства, влекущим признание расходов на приобретение товаров и налоговые вычеты необоснованными. Первичным учетным документом, служащим основанием для оприходования полученных обществом товаров, являлась товарная накладная формы N ТОРГ-12. Следовательно, общество правомерно включило затраты по сделкам с рассматриваемыми контрагентами в расходы по налогу на прибыль и применило вычеты по НДС.
Другой пример - Постановление ФАС МО от 21.02.2011 N КА-А40/316-11. Поскольку по условиям контракта доставку оборудования на склад покупателя производил продавец, судами не принята ссылка налогового органа на непредставление обществом ТТН по форме N 1-Т, при том что заявителем представлены товарные накладные формы N ТОРГ-12, подтверждающие поставку оборудования. На основании исследования указанных документов арбитры пришли к выводу о документальном подтверждении вычетов по НДС.
В Постановлении от 16.09.2010 по делу N А55-30158/2009 ФАС ПО указал: в связи с тем что в рассматриваемом случае покупатель не участвует в отношениях по перевозке груза, наличие или отсутствие ТТН как оправдательных документов юридического значения для него не имеет. Представление ТТН при наличии товарных накладных по форме N ТОРГ-12 не является обязательным и в силу того, что по настоящему делу не оценивается обоснованность в связи с осуществлением перевозки товаров.
Отметим также: в указанном решении арбитры сослались на Письмо N ШС-20-3/1195, в котором, как было отмечено выше, сделан вывод о том, что принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

Вывод Президиума ВАС РФ

Особо хочется остановиться еще на одном, наиболее значимом, судебном решении, в котором указанной проблеме дал оценку Президиум ВАС РФ. Мы говорим о Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10.

А начиналось дело весьма неблагоприятно для налогоплательщика. Одна за другой налоговые инстанции становились на сторону налоговиков, подчеркивая, что ТТН является единственным документом, служащим основанием не только для списания ТМЦ грузоотправителем и оприходования их грузополучателем, но и для принятия товара на учет в целях реализации права на применение налогового вычета в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ.
Но уверенный в своей правоте налогоплательщик не сдавался - дело дошло до высшей инстанции. Президиум ВАС РФ указал на то, что при рассмотрении дела судами не учтены следующие моменты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; в противном случае (при подаче не предусмотренного унифицированной формой документа) учетная "первичка" должна содержать определенные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете обязательные реквизиты.

Товарная накладная (форма N ТОРГ-12) , содержащаяся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, применяется для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации. Представленные заявителем товарные накладные по форме N ТОРГ-12 содержат сведения о грузоотправителе, грузополучателе, поставщике, плательщике, наименовании товара, его количестве и цене, а также указание на должности лиц, отпустивших и принявших товар, их подписи и тем самым подтверждают факт отгрузки товара .
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 установлены требования по заполнению и содержанию товарной накладной по форме N ТОРГ-12, при этом наличие ТТН по форме N 1-Т по учету торговых операций не предусматривается.
Кстати, ТТН является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов и служащим для учета транспортной работы и расчетов с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов. В данном случае общество осуществило операции по приобретению товаров, не выступая в качестве заказчика по договору перевозки .
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что непредставление товарно-транспортных накладных обществом свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения налогового вычета по операции приобретения товара, не основан на действующем законодательстве и не соответствует установленным судом обстоятельствам.

И все-таки...

Как видим, Президиум ВАС РФ встал на сторону организации, и это важно, поскольку арбитражная практика по аналогичным спорам должна пойти по благоприятному для налогоплательщиков пути. Иными словами, мнение Президиума ВАС РФ поможет избежать необоснованных выводов со стороны налоговиков и судебных органов. В рассматриваемом случае право собственности на товар переходит к покупателю в момент предоставления товара на складе продавца (поставщика), а оправдательным документом, подтверждающим данный факт (переход права собственности на приобретаемый товар), является товарная накладная по форме N ТОРГ-12. Поскольку по договору перевозки заказчика нет, требование ТТН при самовывозе невозможно. А раз так, то и вычет "входного" НДС (при соблюдении прочих условий) правомерен.

К сведению. Покупателю могут отказать в применении вычета налога по счету-фактуре, выставленному до оформления первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров. Об этом сказано в Письме Минфина России от 17.02.2011 N 03-07-08/44.

В то же время хочется отметить, что каждый спор имеет свой "окрас" и не исключено, что отсутствие ТТН налоговый орган использует для доказывания получения организацией необоснованной налоговой выгоды из-за невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. Иными словами, если налогоплательщик реально принимает участие в схеме с возмещением НДС, стоит ли рассчитывать на положительный исход дела? Возможно, в схеме он и "не замешан", однако подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами не может (согласитесь, что тоже странно). Не исключено, что при таких обстоятельствах судьи займут сторону налоговиков. Приведем пример.
В Постановлении от 24.08.2010 по делу N А19-29237/09 ФАС ВСО поддержал налоговый орган, причем немалую роль в принятии такого решения сыграло не столько отсутствие ТТН по форме N 1-Т, сколько другие ("обрамляющие ситуацию") моменты. В частности, организация не смогла подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами, причем довод общества о том, что при выборе последних оно действовало с должной осмотрительностью и осторожностью и не может нести ответственность за действия третьих лиц, судом кассационной инстанции принят не был, поскольку в доказательство сделок с контрагентами общество не представило всех необходимых документов.
В подтверждение заявленных расходов и вычетов по поставщикам общество представило договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения. Однако эти документы были подписаны неуполномоченными лицами (одно из них при допросе показало, что отношения к деятельности организации не имеет, роспись ставило на пустых листах, а ксерокопию паспорта предоставило за вознаграждение; допрос второго лица в связи с неустановлением его местонахождения не произведен).
В счетах-фактурах и товарных накладных по перечисленным поставщикам общество указано грузополучателем, а контрагенты - грузоотправителями. Суды установили, что в отношении последних налогоплательщиком не подтверждена доставка товара (ТТН от поставщиков не представлены).
Общество пыталось доказать, что отсутствие ТТН не может свидетельствовать об отсутствии отношений общества с контрагентами. Факт поставки товаров подтверждается имеющимися в материалах дела иными доказательствами, а именно показаниями свидетеля Л., письмом ЗАО, договором об организации перевозок с ЗАО, актами оказанных услуг. Однако ссылка общества на акты оказанных услуг судом кассационной инстанции отклоняется, так как в соответствии с материалами проверки данные акты не позволяют произвести детализацию услуг по заявкам, поставщикам и товарам.
Кроме того, согласно материалам выездной налоговой проверки контрагентами общества (поставщиками товара) в проверяемый период налоговая отчетность не представлялась либо представлялась без отражения оборотов, организации по адресам регистрации не находятся.
Оценив обстоятельства в совокупности, арбитражные суды сделали вывод о том, что заявленная обществом налоговая выгода по перечисленным поставщикам является необоснованной.
Таким образом, суд поддержал налоговиков, причем Определением ВАС РФ от 23.12.2010 N ВАС-16852/10 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Впрочем, дела могут обстоять и иначе (см., например, Постановление ФАС СЗО от 09.02.2011 по делу N А21-13459/2010), если факты, указывающие на недобросовестность налогоплательщика и направленность его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета, в ходе проверки не будут установлены.
Как следует из материалов дела, общество (на основании заключенного с ООО "ТПК" договора купли-продажи) осуществляло закупки товара и реализовывало его в дальнейшем на экспорт.
Доставка товара в адрес общества осуществлялась на основании заключенных им с транспортными компаниями договоров на оказание автотранспортных услуг.
Суд апелляционной инстанции установил, что заявителем представлены документы (договор купли-продажи и дополнительные соглашения к нему, спецификации, акты, товарные накладные по форме N ТОРГ-12, счета-фактуры), подтверждающие факты приобретения товара на внутреннем рынке у ООО "ТПК", принятия этого товара на учет и уплаты НДС поставщику.
В подтверждение реального движения товара от поставщика обществу представлены договоры на оказание автотранспортных услуг с транспортными компаниями, заявки, акты оказанных услуг.
Тот факт, что товар доставлялся силами и средствами третьих лиц, не свидетельствует о том, что последние являются грузоотправителями, а только подтверждает, что перевозка товара осуществлялась этими компаниями. Поэтому довод инспекции о недостоверности сведений о грузоотправителе в представленных обществом товарных накладных правомерно отклонен судом апелляционной инстанции. К тому же, поскольку общество осуществляет операции по купле-продаже товаров и не выполняет работы по их перевозке, первичными документами для него являются не товарно-транспортные, а товарные накладные.
Доводы инспекции о недобросовестности общества и направленности его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета рассматривались судом апелляционной инстанции и были им отклонены как документально не подтвержденные.
При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций (создания "искусственной цепочки"), в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, приведенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
Из материалов дела не усматривается, что в ходе проверки налоговым органом в отношении налогоплательщика были установлены эти обстоятельства.
Таким образом, ФАС СЗО определил: выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, правовых и фактических оснований с ними не согласиться не усматривается.

Поделиться: