Термины землеустройства. Землеустройство - это что такое? Основы и виды землеустройства

Землеустройство это своеобразный вид отношений, который регулируется нормами права и касается изучения состояния конкретно-определённых земельных участков. Подобная деятельность включает в себе множество видов работ и необходима в первую очередь для осуществления дальнейшего межевания. Соответственно, землеустройство – часть работ, которые проводятся в отношении надела, чтобы в дальнейшем появилась возможность его использовать. При этом необходимо понимать точное понятие землеустройства, его сущность и значение.

Что такое землеустройство? Собственники нередко задаются данным вопросом, когда речь касается земельных участков, которые совершенно не готовы для их использования.

Землеустройство определяется как изучение земель и их состояния, а также организация по использованию и реализации наделов, то есть их управления. Осуществляется рассматриваемый вид деятельности землеустроителями, специалистами, получившими знания в этой области.

Сущность землеустройства в том, что оно включает в себя совокупность множества взаимосвязанных работ: картографических, инвентаризационных и инженерно-технических.

Предложенные выше варианты работ не единственные, так как землеустройство в целом подразумевает не только исследование предлагаемого объекта, но и управление им. Специалисты должны грамотно организовывать порядок действий, который бы позволял рационально и с максимальной пользой использовать наделы. Кроме того, важно учитывать содержание землеустройства, в которое входят важные социальные моменты. Речь идёт о водных фондах, особенностях населённых пунктов, коммуникациях и транспортных путях.

Землеустройство также имеет ряд своих специфических задач, которые постоянно дополняются и соответствуют тем положениям, которые имеют своё развитие в сфере регулирования данной области:


  • перераспределение земельных наделов, чтобы обеспечить соблюдение государственной политики в экономической и экологической сфере;
  • обеспечение рентабельности в использовании земельных участков, а также создание специальных фондов распределения наделов;
  • создание специальных предприятий, занимающихся обеспечением рационального использования и управления земельными наделами;
  • создание проектов, а также определение границ образований, имеющих государственное и муниципальное значение;
  • формирования новых наделов, реорганизация уже имеющихся, определение их границ и проектов;
  • подготовка всей необходимой документация, которая способствуют эффективной землеустроительной деятельности;
  • обеспечение сведений, которые бы отражали качественные и количественные показатели тех земель, что находятся в использовании;
  • разработка методов и средств, позволяющих определять и осуществлять максимально эффективные исследования земельных участков;
  • осуществление внутрихозяйственного управления, то есть организация земель, находящихся в пользовании граждан, и обеспечение необходимых пространственных условий.

Все представленные задачи объединяет одна общая цель, а именно обеспечение эффективного использования имеющихся наделов.

Основное направление деятельности специалистов-землеустроителей затрагивает вопросы охраны земельных участков, их защиту от нарушений в каждой области экономических отношений.

Кроме того, определяют некоторые виды землеустройства.

Их всего два, и они основываются на принципе определения границ землепользований:

  1. Межхозяйственный тип. Такой вид называют также территориальным землеустройством. Он предполагает установление границ участков двух или более пользователей и их освоение путём исследования, а также определение системы организации таких наделов. В результате применения такого вида землеустройства могут образовываться новые участки, а также совершенствовать те, что были созданы ранее.
  2. Внутрихозяйственный тип. Он предполагает освоение определённой территории, в пределах которой находятся земельные участки, границы которых устанавливаются и исследуются. Такие земельные пользования носят специфический характер, могут относиться к севообороту или сельскохозяйственным дорогам.

На практике могут выделяться и иные виды деятельности по землеустройству, но предложенные выше основные и применяются чаще всего.

Вся деятельность, касающаяся землеустроительных работ, регламентируется законодателем, а обеспечивают исполнение норм и порядка проведения землеустройства службы кадастра и специалисты, имеющие соответствующее образование. Ведь землеустройство очень сложный вид деятельности, который в итоге предлагает некоторые данные, выступающие основой для формирования кадастрового реестра и работы данных органов в целом.

Землеустройство всегда направлено на какой-либо объект. Ими выступают различные территориальные зоны, наделы и их части, государственные и муниципальные участки.

Как и любая другая деятельность, землеустройство имеет свои принципы осуществления, на которых оно должно постоянно базироваться:


  • законность, а именно обеспечение гражданам их законных интересов и прав, исполнение принятых законов данной сферы;
  • основная направленность должна быть осуществлена в сторону экономической составляющей всей системы в целом;
  • обеспечение однообразия применения методов землеустройства на всех территориях;
  • постоянный учёт направления развития рассматриваемой сферы;
  • учёт показателей экологической устойчивости земель, а также их пригодности для длительного использования;
  • стабильность, обеспечиваемая в сфере землепользования;
  • соотношение участков, а также оптимальность их использования;
  • обеспечение устойчивости участков к метеорологическим условиям и их изменениям;
  • осуществление специальной агроклиматической оценки участков, а также зонирования территорий;
  • защита территорий, изъятие участков, которые были загрязнены или стали по иным причинам непригодны для дальнейшего использования;
  • определение и учёт устанавливаемых экологических требований.

При реализации деятельности по землеустройству в первую очередь необходимо учитывать именно эти принципы, только после этого нужно брать в расчёт особенности отдельных территорий.

Помимо принципов, важно определять и функции рассматриваемого вида деятельности, так как они взаимосвязаны и применяются в совокупности:


  1. Внутрихозяйственные. Они направлены на установление особенностей участков, их исследование, определение границ, их защиту, а также формирование схем и планов. Одновременно происходит реализация принятой земельной реформы, а именно осуществляется обеспечение рационального использования земель и их охрана.
  2. Отраслевая. Это функция реализуется в отношении участков, не имеющих сельскохозяйственного назначения, например, исследование транспортных связей или наделов промышленности.
  3. Территориальная. Она направлена на то, чтобы обеспечить реализацию принципов и правил землеустройства на всех участках и во всей экономической сфере, так как она охватывает большее количество объектов.

Данные функции тесно сопряжены с задачами, которые выполняются за счёт их применения, а также принципами, на которых деятельность землеустроителей обязательно должна основываться в самом процессе работы.


Для того чтобы понять, каким образом осуществляется землеустроительная деятельность, необходимо прежде всего определить, что именно в неё включено. Это могут быть различные методы и средства, например, всевозможные виды съёмок, позволяющих определить координаты и показатели участка, или процедура межевания. Сюда также справедливо отнести разработку предложений о дальнейшем развитии землеустройства. Данная деятельность направлена на то, чтобы произвести максимально возможные исследования и измерения на земельных участках. При этом обязательно соблюдение законодательной базы, то есть принципа законности.

Вопросы землеустройства регулирует единственный принятый в РФ закон «О землеустройстве», который вступил в силу в 2001 году и закрепляет в себе все необходимые положения для осуществления рассматриваемой деятельности.

Указанный выше акт устанавливает конкретные случаи, при наступлении которых и должно проводиться землеустройство:
  • когда было осуществлено изменение ранее определённых границ исследуемого участка;
  • когда проводилось предоставление или, наоборот, изъятие какого-либо надела;
  • когда были обнаружены нарушения пользования землёй, которая имеет повреждения от селей, воды, ветра;
  • когда необходимо проведение специальных мероприятий, направленных на восстановление и улучшение земель.

Соответственно, согласно закону осуществлять землеустроительные работы допускается только в исключительных, конкретно-определённых случаях.

Помимо данных положений, предлагаются некоторые методы, которые могут применяться для обеспечения эффективных землеустроительных работ и наиболее конкретно отражают содержание рассматриваемой деятельности:
  • кадастровая съёмка, а также та, что применяется за счёт использования аэроэффекта;
  • почвенные, геоботанические, геодезические и топографические работы;
  • межевание, а именно установление и исследования границ участков.

Они должны основываться только на общих принципах данной сферы и обеспечивать выполнение поставленных задач.

Данные, получаемые в результате проведения работы по землеустройству, имеют вес в первую очередь в службе кадастра, так как именно там формируют техническую документацию на конкретный земельный надел. Осуществляется же такая деятельность специалистами, которые будут определяться в зависимости от того, какой конкретный метод должен применяться. Подобная работа помогает также собирать все данные о состоянии территорий, их качественных и количественных характеристиках, а также анализировать полученные сведения с возможностью формирования прогнозов.

Помимо предложенных методов, возможно также осуществление дополнительных мероприятий, которые повышают эффективность землеустроительной работы. К ним относят следующие: освоение каких-либо новых территорий, улучшение имеющихся земельных наделов, их развитие и повышение экологичности, а также разработка разного рода проектов, направленных на максимально эффективное использование участков. Всё это в совокупности повышает результативность рассматриваемого вида деятельности.

Землеустройство представляет собой такой вид деятельности, который не подразумевает волеизъявление собственника. Подобное исследование земельных наделов необходимо, так как только за счёт него возможно получение максимально точных и достоверных данных о территориях как частных, так и тех, что относятся к государству или муниципалитету. Именно поэтому необходимо точно определять субъекта, который признаётся инициатором землеустроительных работ.

Решение об осуществлении рассматриваемого вида деятельности принимается только государственными органами или местными представителями власти, иные варианты не допускаются.

Несмотря на то что землеустройство включает в себя множество видов работ, основными направлениями деятельности считаются следующие:

  1. Инвентаризация выделенных под землеустройство угодий как начальное действие, направленное на установку объёма работы.
  2. Отделение специальных участков, а именно тех, что должны быть переданы гражданину, то есть в частную собственность.
  3. Определение размеров участка, а также его документальное уточнение.

Для того чтобы не совершить ошибку при определении правильного расположения участка, что считается важным этапом всего землеустройства, необходимо опираться на принятые положения о землеустроительных работах.

Как было сказано выше, главной причиной осуществлять землеустроительные работы является решение органа власти, а именно специального комитета, занимающегося данными вопросами. Приниматься подобное решение будет на основании договора, который заключается между компаниями, осуществляющими необходимые землеустроительные работы, и лицами, заинтересованными в этом. Важно уведомлять субъектов, имеющих интерес в землеустройстве, о времени его проведения в письменном виде. Если же они с чем-то не согласны, то орган власти займётся рассмотрением претензий и защитой их законных интересов.

После принятия решения начинается осуществление работ. Они стартуют с зонирования территории, так как оно необходимо для составления схем и планов. В таких документах будут отражены не только площади и расположение надела, но и его назначение, категория и вид. Кроме того, важно фиксировать наличие каких-либо ограничений, возложенных на участок в виде сервитутов и иных подобных обременений. За счёт выявления данных показателей происходит определение той территории, что из государственных наделов перейдёт в категорию частных.

Если определять проведение землеустройства как порядок действий, то необходимо определить следующие этапы:


  1. Ходатайство. Лицо, имеющее интерес в проведение рассматриваемых работ, подаёт заявку, после чего заключается договор с соответствующей компанией.
  2. Дополнительные работы. Они направлены на получение и изучение необходимых для работы сведений.
  3. Разработка схем, прогнозов и проектов землеустройства.
  4. Утверждение документации, имеющей проектное назначение.
  5. Перенос планов в натуру, то есть непосредственно на исследуемую территорию.
  6. Получение документации по землеустройству. К ней относят как графические варианты документов, так и текстовые.

Лишь начальный этап реализуется по инициативе заинтересованных лиц, дальше все решения принимает государственный орган, а исследования осуществляют специалисты. Работа в целом подтверждается специально оформленными документами.

Учёт всей получаемой информации ведёт государственный реестр, который существует при службе кадастра. В нём сосредоточены все данные, позволяющие в итоге формировать техническую документацию территорий.

По результатам проведения землеустроительных работ составляются следующие документы:
  • различные схемы;
  • планы объектов исследования;
  • проекты при проведении внутрихозяйственного вида землеустройства, а также улучшения и освоения разного рода угодий;
  • карты и атласы тематического характера;
  • отчёты о проделанных видах работ.

Представленная документация будет признаваться основой для дальнейшей регистрации права гражданина на тот или иной участок.

Таким образом, землеустройство - это процедура, направленная на улучшение, освоение и исследование территорий, которые входят в государственные или муниципальные владения. При этом главной целью является выявление характеристик наделов, прогнозы их развития, охрана, а также отделение некоторых частей территорий для дальнейшего их предоставления гражданам.

Согласно Федеральному закону «О землеустройстве» № 78-ФЗ от 18 июня 2001 года, землеустройство – это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни .

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также части указанных территорий и зон.

Землеустройство делится на территориальное (межхозяйственное) и внутрихозяйственное (Рис.5.1).

Рис. 5.1. Виды землеустройства и их цели

Территориальное землеустройство представляет собой систему мероприятий для распределения, либо перераспределения земельных ресурсов, формирования земельных фондов, образования новых и совершенствования существующих землепользований, с целью устранения недостатков при размещении земельных массивов предприятий и хозяйств.

Задачи ТРЗ :

    Создание равных организационных территориальных условий развития всех форм хозяйствования на земле.

    Формирование и совершенствование рациональной устойчивости системы землевладений и землепользований.

    Установление точности и бесспорности обозначения на местности границ землепользований.

    Разработка мероприятий, направленных на улучшение и восстановление земель.

    Сохранение и совершенствование систем расселения.

Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ) - это комплекс мероприятий по организации, использованию, охране земель в границах конкретных хозяйств, для устройства территорий внутри землепользования, а также для наиболее продуктивного использования и сохранения плодородности почв.

Задачи ВХЗ:

1. Определение назначения, характера и режима использования каждого земельного участка и контура угодий в соответствии с присущими ему свойствами.

2. Определение мер по улучшению производительных свойств и природных условий земельных участков на основе мелиоративных, культурно-технических или агротехнических мероприятий.

3. Обеспечение рационального соотношения и сбалансированности основных элементов и условий производства.

4. Создание организационно-территориальных условий для применения современных технологий, производительного использования техники, повышения культуры земледелия, научной организации труда и управления сельскохозяйственным производством.

5. Разработка систем природоохранных и почвозащитных мероприятий, обеспечивающих экологическое равновесие окружающей природной среды и экологическую безопасность сельскохозяйственного производства.

6. Разработка систему земельно-оценочных нормативов, необходимых для регулирования внутрихозяйственных земельных отношений, внутрихозяйственного планирования и управления, налогообложения и решения других задач.

2. Землеустройство обеспечивает:
1) планирование и организацию рационального использования и охраны земель независимо от форм собственности и форм хозяйствования;
2) разработку федеральных и региональных программ повышения плодородия почв, использования и охраны земель с учетом градостроительных, экологических, экономических и иных особенностей территорий;
3) межевание земель с установлением (восстановлением) на местности границ административно - территориальных образований, границ земельных участков собственников, владельцев, пользователей и арендаторов по единой государственной системе и их техническое оформление;
4) отвод земельных участков в натуре (на местности), оформление планов земельных участков, подготовку документов для удостоверения прав на землю;
5) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов использования и охраны земель;
6) разработку рабочих проектов рекультивации нарушенных земель, защиты почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства, радиоактивными и химическими веществами, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, сохранения и повышения плодородия почв;
7) обоснование размещения и установления границ особо охраняемых территорий;
8) закрепление и изменение на местности черты поселений;
9) проведение топографо - геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических, историко - культурных и других обследовательских и изыскательских работ по землеустройству;
10) разработку землеустроительной документации по ресурсной оценке, использованию и охране земель, сохранению и развитию исторически сложившейся хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
11) проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;
12) составление кадастровых и тематических карт и атласов состояния и использования земельных ресурсов;
13) проведение мероприятий по оценке земли.
3. Землеустройство проводится по решению органов исполнительной власти, в том числе по инициативе территориальных органов федерального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами, органов местного самоуправления или по ходатайству собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков.
4. Землеустройство осуществляется на основе научно обоснованной, обсужденной и утвержденной землеустроительной документации с участием заинтересованных собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков.
5. После утверждения соответствующими органами исполнительной власти или органами местного самоуправления проекты землеустройства являются обязательными для исполнения собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков и переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков знаками установленного образца. Проект внутрихозяйственного землеустройства утверждается владельцем земельного участка.
6. Землеустроительные работы осуществляются государственными землеустроительными проектными организациями, а также другими организациями и гражданами, получившими лицензии на проведение этих работ.
7. Порядок землеустройства устанавливается федеральным законом и соответствующими законами субъектов Российской Федерации о землеустройстве.

Землеустройство - это важная законодательная категория, которая включает в себя все мероприятия, позволяющие детально изучить, спланировать и организовать рациональное использование земельных территорий. Так как почти все граждане сталкиваются с проблемами владения, собственности или использования земельных участков, каждый гражданин должен знать, какими являются основные виды землеустройства и задачи землеустройства, в чем заключается содержание землеустройства, а также какие существуют виды землеустроительной документации.

Понятие землеустройства. Нормативно-правовое регулирование землеустройства

Под понятием «землеустройство» понимаются мероприятия по всяческому улучшению фактического состояния территорий, детальному описанию расположения и границ конкретных местностей, обеспечения рациональной эксплуатации сельскохозяйственных и прочих земель физическими и юридическими лицами.

Значение землеустройства для организации деятельности, связанной с землей, очень велико. Оно включает в себя выполнение работ по организации всех территорий, которые используются общинами, а также лицами малочисленных народов северных районов государства (Север, Сибирь, Дальний Восток и др.).

Такие мероприятия осуществляются для обеспечения традиционного образа жизни коренных народов.

Структура землеустроительных работ имеет два ключевых направления, которые отличаются между собой целями и задачами: внутрихозяйственное и территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство).

Система землеустройства регулируется на основе Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса РФ, законов сферы земельного законодательства, а также других нормативных актов, которые составляются и издаются органами местного самоуправления муниципальных субъектов.

Все правовые акты, которые регулируют внутрихозяйственное и межхозяйственное землеустройство подразделяются на полноценные законы и подзаконные акты. Детальнее особенности, цели и процедуры проведения мероприятий землеустройства указываются в землеустроительной документации.

Функции и задачи землеустройства

Система землеустройства предусматривает обязательное выполнение предусмотренных законодательством мероприятий, которые выступают задачами землеустройства. Меры по землеустройству предпринимаются в случаях:

  • внесения изменений в границы и пределы земельных объектов;
  • проведения мероприятий по улучшению состояния, использованию непригодных территорий и защите участков от влияния стихийных происшествий;
  • выявления земель, которые стали объектами нарушений и пагубного влияния стихийных бед.

Основные задачи землеустройства следующие:

  • изучение качества территорий;
  • планировка и контроль использования земель;
  • составление описаний расположения территорий;
  • установка границ землеустроительных объектов;
  • организация и контроль территорий, принадлежащих коренным народам РФ.

Цели проведения землеустройства

Основная цель землеустройства - обеспечение максимально рационального и оптимального эксплуатирования земель, а также комплексная охрана земель. Помимо этого, землеустройство выполняется для создания благоприятной окружающей природной среды и всяческого улучшения состояния ландшафтов.

Особой формой землеустройства является выполнение внутрихозяйственных работ, основными целями которых являются:

  • обеспечение максимально грамотного и оптимизированного использования земель всеми физическими и юридическими лицами для осуществления любых видов работ;
  • разработка мероприятий, которые позволяют улучшить состояние угодий, восстановить нарушенные территории и освоить земли, не введенные в эксплуатацию.

Объекты и субъекты землеустройства

  • земли всей территории Российской Федерации;
  • земельные территории всех муниципальных областей, которые подлежат органам местного самоуправления;
  • закрытые административно-территориальные образования;
  • территориальные зоны;
  • земельные участки;
  • части указанных территорий, зон и участков.

Процессы земельного устройства осуществляются широким кругом лиц, соответственно, субъекты землеустройства следующие:

  • Российская Федерация и ее субъекты, представленные федеральными органами государственной власти;
  • муниципальные образования, в роли которых выступают органы местного самоуправления;
  • юридические лица - предприятия, организации, учреждения;
  • физические лица - граждане.

Специальными субъектами землеустроительных процессов являются общины коренных народов дальних регионов, а также все лица, которые относятся к данным общинам.

Виды и формы землеустройства. Основные виды работ, выполняемые при проведении землеустройства

Основные виды землеустройства включают в себя следующие разновидности: территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) и внутрихозяйственное землеустройство. Основные отличия заключаются в целевой специфике каждого вида:

  • территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) осуществляется для изучения качества почвы, а также организации оптимальной эксплуатации. Территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) позволяет определить административно-территориальные границы, а также провести межевание территорий;
  • внутрихозяйственное землеустройство проводится для организации рациональной эксплуатации в пределах уже образованных и перераспределенных территорий для осуществления сельскохозяйственных работ.

Система землеустройства включает в себя выполнение конкретных манипуляций для улучшения состояния территорий и всяческой оптимизации процесса использования почвы. Основные работы по землеустройству следующие:

  • изучение фактического состояния земель осуществляется для получения данных о качественном и количественном состоянии почвы;
  • почвенные, геологические, ботанические изыскания и исследования нужны для оценки состояния земель, а также выявления почвы, подверженной влиянию пагубных факторов;
  • инвентаризация земель организуется для выявления земель, которые не введены в эксплуатацию или используются не в соответствии с целевым предназначением;
  • описание местоположения границ землеустроительных объектов, что включает установление на местности границ всех объектов землеустройства;
  • картографические и геодезические работы выступают основным видом деятельности для осуществления инвентаризации, обследования и изыскания;
  • оценка качества и фактического состояния земель нужна для получения данных о почве, которая предназначена для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • организация и планирование рационального использования территорий, их охраны проводится для уточнения распределительных процессов;
  • внутрихозяйственное землеустройство необходимо для контроля рациональности эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения.

Виды землеустроительной документации

Сфера землеустройства, которая включает в себя мероприятия по исследованию фактического состояния территорий, совершению планировки, охране и организации грамотного использования земельных ресурсов, предусматривает наличие собственной документальной базы. Перечень основных разновидностей документов по землеустройству включает в себя следующие бумаги:

1. Землеустроительные схемы и схематические планы: генеральные схемы по землеустройству, которые охватывают всю территорию Российской Федерации, землеустроительные схемы различных субъектов государства, схемы землеустройства любых образований муниципального характера, схемы по специфике использования и обеспечения охраны территорий;

2. Проекты, которые включают внутрихозяйственное землеустройство;

3. Материалы, полученные после проведения почвенных, геологических, ботанических изысканий и исследований.

4. Тематические атласы и карты, которые свидетельствуют о состоянии и использовании земель.

5. Результаты осуществления оценочных работ по рассмотрению качества земель.

6. Заключения о проведении земельной инвентаризации.

7. Детальные карты и планы землеустроительных объектов.

8. Проекты, которые предусматривают детализацию следующих процессов, действий и явлений:

  • улучшение сельскохозяйственных угодий;
  • защита земель от всевозможных природных и стихийных явлений (селей, эрозии, заболачивания, подтопления, уплотнения, заражения, иссушения, вторичного засоления, загрязнения промышленными и бытовыми отходами, химическими и радиоактивными веществами и др.);
  • рекультивация и восстановление нарушенных и испорченных территорий;
  • освоение новых земель.

Все виды землеустроительной документации устанавливаются согласно государственным законам и нормативным актам, а также законодательной базе муниципальных субъектов местного самоуправления.

Вся документация по землеустройству регламентируется в соответствии с требованиями и техническими условиями по проведению землеустроительных работ.

Соответствующим образом контролируется содержание, состав и правила по оформлению всех бумаг.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Землеустройство

Правовое обеспечение землеустройственных процедур

Вероника 14.05.2019 11:08

Добрый день!

Основной задачей землеустройства является организация наиболее полного, рационального и эффективного использования земель, повышения культуры земледелия и охрана земель.

В 1990 г. вышел Закон «О земельной реформе», который обозначил следующие целевые установки:

1) осуществление в процессе реформы перехода к многообразию видов собственности на землю, землевладения, землепользования;

2) обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель и создание равных условий для всех форм хозяйствования;

3) создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования использования и охраны земель;

4) прекращение процессов деградации земель и обеспечение их восстановления.

Законы «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» стали базовыми в осуществлении земельной реформы, но нужен был главный документ, соединяющий цели и задачи реформы, объединяющий ранее принятые законы и углубляющий процессы регулирования земельных отношений. Им стал Земельный кодекс, принятый в мае 1991 года.

Значение Земельного кодекса заключалось в том, что он:

1) дал понимание сущности и статуса различным видам собственности, пользования, владения землей и формам хозяйствования;

2) определил компетенцию органов управления и регулирования земельными ресурсами на всех уровнях власти;

3) установил порядок изъятия и предоставления земельных участков;

4) узаконил права и обязанности собственников, владельцев и пользователей земель;

5) ввел механизм экономического стимулирования использования земель и их платности;

6) установил режимы использования земель различных категорий и экологические требования землепользования;

7) установил порядок государственного контроля за использованием земли;

8) в Земельном кодексе особо выделены вопросы управления земельными ресурсами: землеустройство, кадастр объектов недвижимости, мониторинг земель.

Правое регулирование отношений при проведении землеустройства

В системе государственного управления землеустройством особое место занимает правовое регулирование отношений, возникающих при проведении землеустройства, которое в настоящее время осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Федеральным законом «О землеустройстве», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс в статьях 68-69 дает понятие о том, какое назначение содержит в себе землеустройство, организацию и порядок проведения землеустройства, а именно:

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Основными нормативными актами в проведении землеустройства являются:

Постановление Правительства Российской Федерации №214 от 4 апреля 2002 г. «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации Постановление Правительства Российской Федерации №514 от 11 июля 2002 г. «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»;

Постановление Правительства Российской Федерации №1061 от 29 декабря 2008 г. «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства (в ред. Федерального закона №160-ФЗ от 23.07.2008 г.);

Постановление Правительства Российской Федерации №621 от 30 июля 2009 г. «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства»;

Постановление Правительства Российской Федерации № 688 от 20 августа 2009 г. «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»;

Постановление Правительства Российской Федерации №457 от 1 июня 2009 г. «Об утверждении Положения о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Нормативные правовые акты обязательны для исполнения и использования участниками отношений, возникающих при проведении землеустройства, и являются основой для государственной землеустроительной экспертизы, осуществления государственного контроля над проведением землеустройства и землеустроительными мероприятиями по рациональному использованию и охране земель.

Сайботалов Вадим Владимирович 08.06.2019 21:50

Задать дополнительный вопрос

Раздел земли по городу Владивостоку

Напротив дома по улице Тухачевского делят землю торговый комплекс забивают сваи железные которые мешают проходу пешеходов через дорогу на другую сторону дороги хотелось бы знать законно это? Спасибо.

Людмила 14.05.2019 00:47

Данные действия строительной компании должны били согласовываться с органами самоуправления. Если же Вы считаете, что Ваши права нарушают или создают Вам какие либо другие неудобства Вы вправе обратиться к управляющему строительной организации с письменным обращением.

Федорова Любовь Петровна

Задать дополнительный вопрос

Зоны с особыми условиями использования территории

Здравствуйте, расскажите подробно, как устанавливают границы зон с особыми условиями использования территории. Их порядок, и в какие органы нужно обращаться для проведения этого мероприятия

Землеустройство - это одно из важнейших направлений в законодательстве, с помощью которого происходит планирование, изучение, организация и использование земельных ресурсов. Причем регулируются отношения, касающиеся всех форм собственности, а именно государственной, муниципальной или частной.

Основные задачи

Поскольку землеустройство - это правовая категория, регулирующая сферы по эксплуатации земли, она включает в себя перечень определенных мероприятий и действий. Они используются в следующих случаях:

  • изменение размеров и границ различных ;
  • использование проблемных участков, улучшение их качества;
  • защита земли от природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • обнаружение объектов с различными нарушениями;
  • восстановление земли после воздействия природных катаклизмов.

Основные функции и задачи данной сферы заключаются в следующих действиях:

  • получение информации, касающейся качества земли по всей территории РФ;
  • разработка планов по использованию участков;
  • составление описи, включающей в себя информацию о расположении и качестве земли;
  • определение границ;
  • контроль над землями, находящимися в ведении коренных народов.

Землеустройство - это в первую очередь действия, направленные на контроль и сохранение земель, находящихся на территории России.

Цели

Цели землеустройства достаточно обширны и составляют следующий список:

  • обеспечение эффективного ;
  • охрана территорий как от природных катаклизмов, так и от противоправной деятельности человека;
  • улучшение качества земель и обеспечение благоприятных условий.

Также землеустройство включает в себя проведение работ, направленных на оптимизацию использования земель и их восстановление.

Виды

Виды землеустройства различаются по задачам и направлениям действия. Принято выделять 3 основные группы.

Государственное землеустройство считается самой обширной отраслью, деятельность которой сводится к выполнению следующего:

  1. Изменение планировок для более удобного использования.
  2. Осуществление организации работы сельскохозяйственных предприятий, чья деятельность влияет на экономику государства.
  3. Борьба с эрозией почвы, улучшение ее плодородия.
  4. Обнаружение бесхозных земель и постановка их на учет.
  5. Установка границ городов, поселков и т.д.
  6. Произведение замера и прочих обследований территорий.
  7. Изъятие земель при обнаружении нарушения законодательства.

Каждый вид землепользования отвечает за выполнение конкретных функций. Данное разграничение способствует более эффективной работе системы.

Субъект и объект

Описание землеустройства будет неполным без указания, что такое этих отношений.

В качестве объекта рассматривается вся территория Российской Федерации, а именно земли различного целевого назначения, принадлежащие государству, муниципалитету и т.д.

Субъекты землепользования включают в себя:

  1. Само государство в целом, его субъекты, выступающие в лице властных органов.
  2. От имени муниципальных образований действуют органы самоуправления.
  3. Юридические лица (предприятия, организации и т.д.).
  4. Физические лица.

К специальной части этой категории права относятся земли, принадлежащие коренным народам.

Документы

Землеустройство, как и любая другая отрасль, включает в себя наличие определенной документации, а именно:

  • схемы и планы, на которых наглядно показано разделение всей территории на участки;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • отчёты по проведению различных исследований;
  • карты, на которых наглядно показана цель использования участков и качество ландшафта;
  • материалы, содержащие оценку плодородия почвы и прочие показатели;
  • планы по улучшению, защите и освоению земельных участков.

Землеустройство - это категория права, основным направлением которой является сохранение богатого потенциала земель, их защита и восстановление. Также с помощью данной отрасли проводится контроль над использованием и качеством территорий. Если бы такая категория, как землеустройство, отсутствовала в Российском законодательстве, то, скорее всего, многие богатые земли давно бы были истощены, ресурсы использовались с меньшей эффективностью, а количество правонарушений увеличилось в несколько раз.

Поделиться: