Подразделения финансового права по мере убывания. Система финансового права российской федерации

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них относятся к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

Общая часть финансового права

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Особенная часть финансового права

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части . Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, которые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, свойственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве).

Подотрасли финансового права могут входить в раздел. Например, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует лишь в теории. В настоящее время вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхового дела;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • организации денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования;
  • государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг).

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования этого звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некоторых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически это выразится в изменении предмета финансового права. Такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на которых строится система финансового права: речь идет о единстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. Однако в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, соответствующие отрасли законодательст ва при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, свойствен комплексный характер).

Научная обоснованность системы права, построение се на основе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.

По отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей.

Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организо­ванная совокупность правовых норм, распределенных по подотрас­лям и правовым институтам, которые образуют отрасль - финансо­вое право.

Система финансового права решает две практические задачи:

    • помогает ориенти­роваться в данной отрасли при ее изучении;
    • помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного мате­риала.

Подотрасль в финансовом праве - это относительно самосто­ятельное укрупненное подразделение финансового права, состоя­щее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Подо­трасль в финансовом праве - это крупная часть отрасли, включаю­щая в свой состав ряд правовых институтов.

Подотрасли финансового пра­ва :

  1. эмиссионное право;
  2. бюджетное право;
  3. налоговое право;
  4. банковское (публичное) право;
  5. финансово-контрольное право.

Правовой институт в финансовом праве - это первичное само­стоятельное структурное подразделение данной отрасли, где право­вые нормы группируются по их юридическому содержанию.

Таким образом, нормы финансового права образуют финансо­вое право как целостное нормативное образование не непосред­ственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли.

Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:

  • государственного кредита;
  • лотереи;
  • ценных бумаг;
  • страхового права;
  • финансов предприятий и учреждений всех форм собственно­сти и т.д.

Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и пра­вовым институтам обусловливает их построение в два уровня: на первом - подотрасли финансового права, за ними - самостоятельные правовые институты.

Подотрасли финансового права

Подотрасли составляют основу финансового права.

Эмиссионное право как подотрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:

  • наличного денежного обращения;
  • безналичного денежного обращения;
  • ведения кассовых операций;
  • обращения ценных бумаг;
  • обращения .

Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности:

  1. они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства - в сфере эмиссионной деятельности;
  2. эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на фе­деральном уровне.

Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредит­ные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, ко­торое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конститу­ции РФ.

Налоговое право - важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регули­руют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обяза­тельных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право - публичное право, нормы которого на­правлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полно­мочиями и организационно-властной деятельностью государства.

Бюджетное право - важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъек­та РФ, регулирующих общественные отноше­ния по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс.

Бюджетное право как подотрасль финансового права складыва­ется из ряда правовых институтов:

  • единого бюджета, дифференцированного на общую и со­циальную части;
  • бюджетной классификации;
  • бюджетного устройства;
  • бюджетных прав;
  • бюджетного процесса;
  • сметно-бюджетного финансирования (расходного права);
  • бюджетной ответственности.

Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном - в БК РФ.

Банковское публичное право - другая важная подотрасль фи­нансового права, которая включает в себя правовые нормы, регла­ментирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ.

В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах:

  • монопольного осуществления Банком России эмиссии на­личных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения;
  • обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения рас­четов по поручению уполномоченных органов исполнитель­ной власти, на которые возложено исполнение бюджетов;
  • осуществления валютного регулирования и валютного конт­роля;
  • осуществления надзора за деятельностью кредитных органи­заций и банковских групп.

Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (пуб­личным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть назва­но подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд право­вых институтов: банковского надзора за кредитными организация­ми, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг.

Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных орга­нов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной вла­сти, предприятий и учреждений всех форм собственности.

Правовые институ­ты финансового права

Правовые институ­ты в системе финансового права по своему содержанию являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К ним отно­сятся правовые институты:

  • государственного кредита (долга);
  • лотерейного дела;
  • страхового права;
  • финансов предприятий всех форм собственности;
  • валютных операций;
  • рынка ценных бумаг;
  • бухгалтерского учета;
  • правового регулирования инвестиций.

Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершен­ность и целостность.

Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Группировка финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу, т. е. она зависит от особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права - части: Общая и Особенная.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

В последнее время некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями - бюджетное право, налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхования;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • денежного и расчетов;
  • валютного регулирования.

Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.

Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов (источников). К относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

Итак, источники финансового права РФ - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действий органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому, регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, подобного кодексу, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную в формировании современного финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Федеральной налоговой службы и др. (приказы, инструкции и т. п.). Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга регулируемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования этих органов сузился, во многом их акты направлены на внутренние отношения.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ведомства и др., регулирующие вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности, в НК РФ.

Финансовое право представляет собой совокупность последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей и задач правового регулирования порядка функционирования финансовой системы государства.

Система финансового права делится на две части - общую и особенную .

Нормами общей части закрепляются общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства. В общую часть финансового права в литературе традиционно включаются нормы права, "обслуживающие" все или почти все институты особенной части, их действие, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. При этом содержание общей части финансового права конкретизируется применительно к порядку и особенностям функционирования финансовой системы Российской Федерации в соответствующем финансовом году в институтах ее особенной части. Как неоднократно указывалось в работах по общей теории права различных отечественных ученых, такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права. Таким образом, общая часть финансового права включает в себя нормы, определяющие принципы финансового права и регулирующие структуру и порядок функционирования финансовой системы Российской Федерации, состав финансового законодательства, устанавливающие порядок финансового контроля и особенности привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.

Особенная часть финансового права включает в себя нормы, регулирующие особенности функционирования финансовой системы и четырех ее составных элементов:

  • - бюджетной системы (подотрасль финансового права - бюджетное право);
  • - налоговой системы (налоговое право);
  • - кредитно-денежной;
  • - валютной системы (валютное право и право денежного обращения).

Считается, что нормы особенной части финансового права содержатся, например, в Налоговом и Бюджетном кодексах, в принимаемых ежегодно федеральных законах о бюджете, Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" и ряде других нормативно-правовых актов.

Система финансового права, Общая часть, Особенная часть, Бюджетное право, Налоговое право, Право денежного правообращения.

Общая и особенная части, являясь элементами системы финансового права, в свою очередь, объединяют обособленные совокупности однородных взаимосвязанных юридических норм соответственно:

  • - институты;
  • - субинституты;
  • - нормы финансового права.

При этом под институтами финансового права следует понимать взаимосвязанные группы норм, регулирующих однородные финансовые отношения. Так, к числу институтов особенной части налогового права относят институт налогов, институт государственного кредита и т.д.

Субинститутами финансового права выступают составные части (элементы) указанных институтов рассматриваемой отрасли права. Например, в рамках института финансового процесса могут быть выделены такие субинституты, как субинститут утверждения бюджета, субинститут исполнения бюджета и т.д. В свою очередь, в рамках, скажем института доходов бюджетов можно выделить субинститут доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и, наконец "первичной ячейкой" системы финансового права являются нормы .

В качестве таковых выступают установленные (санкционированные) государством общеобязательные правила должного (допустимого) поведения участников бюджетных правоотношений, охраняемые от нарушения силой государственного принуждения. Таким образом, структурные подразделения (институты, субинституты) особенной части финансового права в большинстве работ группируются в четыре подотрасли (раздела) финансового права:

  • - бюджетное право;
  • - налоговое право;
  • - право денежного обращения;
  • - валютное право.

Финансовое право , являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Классификация финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу – она зависит от особенностей регулируемых отношений. Несмотря на это, на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права – части: Общая и Особенная. Выделение их и определения содержания каждой из них относится к важным достижениям правовой науки. В Общей части содержатся общие, основополагающие положения распространяющиеся на всю отрасль финансового права (например, принципы финансовой деятельности должны соблюдаться при реализации валютного, бюджетного, налогового и др. законодательства), а в Особенной части акцент делается на специфические черты отдельных групп отношений, т. е. налоговое право, бюджетное право и др.

В системе финансового права находит своё отражении финансовая система РФ как объективно существующая. В Общей части получило своё отражение единство финансов. К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие положения: основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; организация финансового контроля, его формы и методы и другие финансово-правовые нормы, которые распространяют своё действие на финансовую деятельность государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нижеуказанных разделов и подотраслей (бюджетное право и налоговое право), включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты (банковский кредит, государственные доходы). Указанные выше подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ.

Все подразделения представляют собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов (Налоговое право – налог на добавленную стоимость, ответственность за нарушение налогового законодательства и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

– бюджетной системы;

– внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

– финансов государственных и муниципальных предприятий;

– государственных и муниципальных доходов;

– налоги и сборы;

– государственного и муниципального кредита;

– организации страхования;

– государственных и муниципальных расходов;

– банковского кредитования;

– денежного обращения и расчетов;

– валютного регулирования.

Поделиться: