Кто по профессии был Дуремар? Кто был реальным прототипом Дуремара из сказки про Буратино? Профессия дуремара.

Кто по профессии был Дуремар?

  1. Он по книге был продавец пиявок. В наше время был бы сельский лекарь или продавец в аптеке. Продавал бы клизьмы и таблетки от поноса.
  2. Герудотерапевт. Так кажется называется лекарь пиявками)))
  3. Провизор, аптекарь, фармацефт.. . Я так думаю.
  4. Подсобный рабочий в зоопарке
  5. врач-шарлатан. Наверное купил диплом или имел незаконченное высшее.
  6. Продавец пиявок.
  7. менеджер отдела продаж лечебных тварей, пиявок
  8. врач-герудотерапевт
  9. дуремар
    Профессия: индивидуальный предприниматель с традиционными методами ведения бизнеса. Self made man.


    а можно я про остальных героев сказки напиш? - ИНТЕРЕСНО БУДЕТ))))
    ТОРТИЛЛАПрофессия: индивидуальный предприниматель с традиционными методами ведения бизнеса. Self made man.
    Модель бизнеса: построена на создании и защите естественной монополии.
    Основной метод управления: контроль за текущим денежным потоком.
    Особые характеристики: не способен делегировать ответственность и полномочия, практикует обман потребителя, не думает о расширении бизнеса

    КАРАБАС- БАРАБАС

    Профессия: крупный и успешный бизнесмен, владелец кукольного театра.
    Характеристика бизнеса: пользуется спросом населения, большой коллектив, авторитетен среди профессионалов.
    Характеристика личная: богат, гибок, восприимчив, волевой, при работе с персоналом опирается на авторитарный стиль руководства, чувствует ограниченность своей модели бизнеса.
    Особые приметы: бывает сентиментален, ищет счастье, понимая что оно не в деньга
    БУРАТИНО
    Вид деятельности: современный проектный менеджер.
    Цель: заниматься тем, что интересно и приносит радость и счастье другим. Деньги не являются главным в жизни.
    Характеристика: молод, целеустремлен, характер - жизнерадостный, креативен, не отступает от своих принципов.
    Особые приметы: любит и умеет работать в позитивной эмоциональной среде, которую сам и создает

  10. Само имя говорит за себя. с течением времени врядли бы поменялась философия данного индивида. маялся бы всякой дурью с надеждой некоторой отдачи для собственного капитала. Согласно тому, что нам про него известно, связался бы с криминальными личностями вроде того карабаса и наводил бы шорох на нормальных людей. Единственное - может сменил бы себе погремушку на что то вроде! ОфМан! (OafMan) дурень
  11. а он бы не работал
  12. Отлично бы он вписался в ряды сетевого маркетинга. Во-первых, имя подходящее, во-вторых, акции бы всякие делал типа: "Первые десять укусов бесплатно! " или "Заплати за 50 укусов и получи еще 50 в подарок" 🙂

Немногие знают, что у героя сказки «Буратино» Дуремара имелся вполне реальный прототип. Литературоведы полагают, что это доктор Жак Булемард, который практиковал в Москве в 1895 году. Он прославился тем, что любимым его методом лечения было использование пиявок - их доктор ловил лично.

Сам доктор немало способствовал формированию своего комичного имиджа, показывая эффект лечения на себе и всячески пропагандируя использование пиявок. Доктора Булемарда часто приглашали в лучшие дома того времени в качестве развлечения. Немало веселил он и детей, проживающих в деревнях ближнего Подмосковья. Одетый в нелепый балахон, вооруженный сачком, он неизменно служил мишенью для шуток детворы, прозвавшей его Дуремаром, произнося таким образом французскую фамилию.

Есть свой прообраз и у Карабаса Барабаса. Литературоведы считают, что прототипом его для Толстого послужил знаменитый режиссер Всеволод Мейерхольд. На это указывает и «театр имени меня» - по аналогии с «Театром имени Мейерхольда», и псевдоним режиссера «Доктор Даперутто», который трансформировался в «доктора кукольных наук». Аналогии возникают и при сравнении атмосферы, царящей в театре Мейрхольда, который, по свидетельству современников, был изрядным диктатором, с обстановкой, которая описана Толстым в театре Карабаса.

Ликвидируют пиявки
И прыщи, и бородавки.
От икоты и зевоты,
Ожиренья, облысенья,
Слепоты и глухоты...

Кровопийца за ушком

До революции ни один врач не приезжал к больному без баночки с пиявками. Их применяли при «апоплексии» (то, что сегодня называется гипертоническим кризом), при «полнокровии» (артериальной гипертензии, которая часто сопровождалась головной болью) и т. д. Дамы ставили пиявки за ушками перед балом - для улучшения цвета лица, а цирюльники - купцам от похмелья. Прославленный русский хирург Николай Пирогов, который во время Крымской войны служил военным хирургом, активно применял пиявки при переломах и огнестрельных ранах у солдат. Основоположник военно-полевой хирургии полагал, что кольчатые черви (так по-научному именуются пиявки) спасли от инфекций и болевого шока сотни раненых.

Кстати, пиявки долгое время считались визитной карточкой страны. Наравне с зерном они служили важной статьёй дохода госказны - Россия экспортировала свои пиявки в страны Европы, где этот вид лечения был не менее востребован.

Сперва считалось, что пиявка лечит тем, что отсасывает дурную кровь. Поэтому постепенно, после того как появились антибиотики и сульфаниламидные препараты, интерес врачей и пациентов к пиявкам угас. Мол, устарелый метод. А в наше время он возник вновь. Почему?

«Оказалось, что пиявки лечат быстрее, лучше и дешевле, чем современные лекарства, - рассказывает главный врач Центра традиционной фито- и гирудотерапии кандидат медицинских наук Елена Мингинович . - Так, например, по данным зарубежных врачей, при туннельном синдроме (профессиональном заболевании водителей, компьютерщиков и т. д.) пиявки оказались эффективнее, чем сильнодействующие нестероидные противовоспалительные препараты. А при неоперабельном тромбозе (когда бессильны даже хирурги) пиявки помогают за 30-40 минут. Немаловажно, что применение пиявок (в отличие от лекарств) не даёт побочных эффектов - желудочных кровотечений, обменных нарушений, аллергических реакций, снижения иммунитета».

Гирудотерапия сегодня с успехом применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, варикозной болезни, тромбофлебите, заболеваниях лёгких и желудка, печени. Пиявки нашли свою нишу в офтальмологии (для нормализации внутриглазного давления), гинекологии и даже в пластической хирургии (при реабилитации и снятии отёков после операций).

По коктейльчику?

Главная ценность пиявки - слюна, которую она впрыскивает в организм после присасывания. Это биологический коктейль, в котором содержится более 100 компонентов, каждый из которых обладает уникальным лечебным действием. Самый ценный компонент пиявки - гирудин (мощный антикоагулянт, который снижает активность свёртывающей системы крови, предотвращает тромбообразование, растворяет уже образовавшиеся тромбы, восстанавливает кровообращение). Помимо него в слюне пиявки обнаружены ферменты - блокаторы защитных реакций организма (вещества, снимающие боль, отёк, спазм), а также биологически активные вещества. Исследователи полагают, что многие компоненты слюны пиявки даже ещё не открыты и не изучены. Не говоря уже о том, что воспроизвести искусственно этот коктейль вряд ли когда-нибудь удастся.

Этот метод безусловно подходит не всем (см. инфографику), не говоря уже о том, что ставить пиявки может только профессиональный врач-гирудотерапевт. Для того чтобы им стать, имея высшее медицинское образование, нужно закончить специальные курсы и получить сертификат. Фельдшер или медсестра может проводить гирудотерапию только в присутствии врача.

Несмотря на то что пиявки отпускаются без рецепта (кстати, из 400 видов пиявок, известных науке, лечебным действием обладает только один - пиявка медицинская), гирудотерапевты настоятельно рекомендуют самодеятельностью не заниматься. Во-первых, вопреки распространённому мнению пиявка - не кошка, которая сама находит проблемное место в организме, а присасывается там, где ей удобнее (обычно в местах с тонкой кожей и без волосяного покрова). А если пиявка прокусит вену (да-да, её челюсти это позволяют!), может возникнуть кровотечение, остановить которое в домашних условиях невозможно. А вот умереть от кровопотери при правильном присасывании даже 10 пиявок (это максимальное количество, которое ставится за один сеанс) невозможно. Одна пиявка высасывает в среднем 5-15 мл крови (ещё столько же пациент теряет, пока ранка от укуса пиявки не затянется, а на это может уйти 24 часа). При нормальной кроветворной функции организма это безопасно. После насыщения (обычно через 30-50 минут) пиявка отваливается.

Болезненных ощущений можно не опасаться. В природе задача пиявки - укусить свою жертву незаметно, поэтому в её слюне содержатся обезболивающие вещества. И опасения «подхватить» ВИЧ или гепатит совершенно беспочвенны. Пиявки, выращенные на фабриках, стерильны и безопасны. Правда, лучше проследить, чтобы после окончания сеанса гирудотерапевт свернул пиявке шею или поместил в антисептический раствор. Медицинские инструменты, даже живые, должны быть либо одноразовыми, либо стерильными.

Цена процедуры (не зависит от числа пиявок) 1800-2000 рублей.
За один раз ставят от 4 до 10 пиявок.
Между сеансами должно пройти не менее 3-4 дней.
Курс - 8-12 процедур.

Мнение эксперта

Игорь Сокольский, кандидат фармацевтических наук, специалист по фитотерапии:

Гирудотерапия применяется во многих странах мира - и это доказывает её эффективность и безопасность. Однако (в отличие от лекарств) определить нужную дозировку и предсказать, когда лечение окажет действие, невозможно. Поэтому гирудотерапия не может применяться в качестве скорой и неотложной помощи.

» (1883), осуществлённый Ниной Петровской . Через год эта книга вышла в Берлине , в издательстве «Накануне» (когда Толстой уже вернулся в СССР).

Она выделяется рядом адаптаций итальянских реалий к российским, стилистическими переделками (русские пословицы, поговорки и т. п.) и другими отличиями от оригинала , которые впоследствии перешли в «Золотой ключик». Например, имя отца Пиноккио в этом переводе - Карло (в оригинале - Джеппетто ).

В октябре 1933 года Алексей Николаевич подписывает с «Детгизом» договор на переделку своего (в соавторстве с Ниной Петровской) пересказа «Пиноккио», а весной 1935 года возвращается к этой сказке, отложив работу над трилогией «Хождение по мукам » (в то время писатель приходил в себя после инфаркта миокарда , перенесённого в декабре 1934 года) .

Изначально Толстой хотел просто перевести оригинал, но потом увлёкся оригинальной идеей и создал историю очага, нарисованного на старом холсте, и золотого ключика . В конечном итоге он довольно далеко ушёл от исходного сюжета по причине того, что тот устарел для периода социалистического реализма , а также потому, что сказка Коллоди полна морализаторства и поучительных сентенций . Толстому же хотелось вдохнуть в героев больше духа авантюризма и веселья .

Я работаю над «Пиноккио». Вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему .

В 1936 году Толстой написал пьесу «Золотой ключик» для Центрального детского театра по просьбе его основателя Наталии Сац , а в 1939 году написал по пьесе сценарий одноимённого фильма , который поставил Александр Птушко .

До 1986 года сказка издавалась в СССР 182 раза и была переведена на 47 языков. Общий тираж составил 14,587 миллиона экземпляров .

Сюжет

Действие сказки происходит в вымышленном «городке на берегу Средиземного моря » .

День 1

Старому столяру Джузеппе по прозванию «Сизый Нос» попалось в руки полено. Джузеппе начал его тесать топориком, чтобы сделать ножку для стола, но полено запищало человеческим голосом. Тогда Джузеппе решил не связываться с этим странным предметом и подарил полено своему другу - бывшему шарманщику Карло, порекомендовав вырезать из полена куклу. Правда, в момент передачи полено ударило Карло по голове, и он немного подрался с Джузеппе, но друзья быстро успокоились и помирились.

Карло принёс полено в свою нищую каморку и сделал из него куклу. Чудесным образом она ожила прямо в его руках. Едва Карло успел назвать созданную куклу «Буратино», как она убежала из каморки на улицу. Карло бросился в погоню. Буратино остановил полицейский, схватив за нос, но когда подоспел папа Карло, Буратино притворился мёртвым. Прохожие решили, что это Карло «до смерти заколотил» куклу, и полицейский увёл Карло разбираться в отделение.

Буратино один вернулся в каморку под лестницей, где встретился с Говорящим Сверчком. Последний посоветовал Буратино вести себя хорошо, слушаться папу Карло и пойти в школу. Буратино, однако, ответил, что он не нуждается в подобных советах и что ему больше всего на свете нравятся страшные приключения, а в подтверждение своих слов даже запустил в сверчка молотком. Обиженный сверчок навсегда уполз из каморки, где прожил более ста лет, напоследок предсказав деревянному мальчику большие неприятности.

Почувствовав голод, Буратино бросился к очагу и сунул нос в котелок, нo тот оказался нарисованным, и Буратино лишь проткнул своим длинным носом холст. Потом он нашёл яйцо и разбил его, чтобы съесть, но вместо содержимого там оказался цыплёнок, который, поблагодарив Буратино за освобождение, выскочил в окно каморки и убежал к своей маме.

Вечером того же дня из-под пола вылезла старая крыса Шушара. Буратино дёрнул её за хвост, а крыса обозлилась, схватила его за горло и поволокла в подполье. Но тут из полицейского участка вернулся Карло, спас Буратино и накормил его луковицей. Потом он склеил Буратино одежду: «курточку из коричневой бумаги и ярко-зелёные штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку - колпачком с кисточкой - из старого носка».

Помня совет Говорящего Сверчка, Буратино сказал Карло, что пойдёт в школу. Чтобы купить азбуку, Карло пришлось продать свою единственную куртку.

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.

Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…

День 2

На следующий день Буратино с утра отправился в школу, но по дороге услышал музыку, зазывающую зрителей на представление кукольного театра. Ноги сами принесли его к театру. Буратино продал какому-то мальчишке за четыре сольдо свою азбуку и купил билет на представление «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника». Во время этого представления куклы узнали Буратино :

Это Буратино! Это Буратино! К нам, к нам, весёлый плутишка Буратино!

Буратино выскочил на сцену, все куклы запели «Польку-птичку», и представление смешалось. Хозяин кукольного театра и доктор кукольных наук, синьор Карабас Барабас , вмешался и убрал Буратино со сцены, после чего, пригрозив куклам семихвостой плёткой, приказал им продолжать представление. За ужином он хотел использовать Буратино в качестве дров для жаркого, но внезапно расчихался и подобрел. Буратино удалось рассказать кое-что о себе. Когда он упомянул нарисованный очаг в каморке, Карабас Барабас чуть не проговорился о какой-то тайне:

Так, значит, это в каморке старого Карло находится потайная…

После этого он пощадил Буратино и даже дал ему пять золотых монет, наказав с утра вернуться домой и отдать деньги Карло, с условием, чтобы тот ни в коем случае не уезжал из своей каморки. Буратино остался переночевать в кукольной спальне.

День 3

С утра Буратино побежал домой, но по дороге повстречался с двумя мошенниками - лисой Алисой и котом Базилио , которые притворялись уличными попрошайками. Они, пытаясь обманным путём отнять деньги у Буратино, предложили ему отправиться не домой, а в Страну Дураков:

В Стране Дураков есть волшебное поле, - называется «Поле Чудес»… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты.

После колебаний Буратино согласился. До вечера они блуждали по окрестностям, пока не оказались у харчевни «Трёх пескарей», где Буратино заказал три корочки хлеба, а кот и лиса - всю остальную еду, бывшую в харчевне. После ужина Буратино и его спутники легли отдохнуть на час. В полночь хозяин харчевни разбудил Буратино и сообщил, что лиса и кот ушли раньше и велели их догонять. Буратино пришлось расплатиться одним золотым за общий ужин и отправиться в путь.

На ночной дороге за Буратино погнались разбойники, на головах у которых «были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз». Это были переодетые лиса Алиса и кот Базилио, которых Буратино не узнал. После продолжительной погони Буратино увидел домик на лужайке и стал отчаянно колотить в дверь руками и ногами, но его не впустили.

Девочка, откройте дверь, за мной гонятся разбойники!

Ах, какая чушь! - сказала девочка, зевая хорошеньким ртом. - Я хочу спать, я не могу открыть глаза…
Она подняла руки, сонно потянулась и скрылась в окошке.

Разбойники схватили Буратино и долго мучили, чтобы заставить его отдать золотые, которые он успел спрятать во рту. Наконец они повесили его вниз головой на дубовой ветке, рассчитывая на то, что деньги выпадут у него изо рта, а сами на рассвете отправились поискать какую-нибудь харчевню.

День 4

Возле дерева, где висел Буратино, в лесном домике жила Мальвина - девочка с голубыми волосами, в которую был влюблён Пьеро . В своё время она сбежала от произвола Карабаса Барабаса вместе с верным пуделем Артемоном и успела подружиться с лесными жителями, которые «снабжали её всем необходимым для жизни». Мальвина обнаружила Буратино, распорядилась снять его с дерева и перенести в дом. Для лечения пострадавшего она пригласила лесных врачей - доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола.

Все трое долго спорили, жив ли Буратино или нет, но затем он сам пришёл в себя. В итоге ему прописали касторку и оставили в покое.

День 5

Утром Буратино пришёл в себя в кукольном домике. Стоило Мальвине спасти Буратино, как она сразу попыталась обучать его хорошим манерам, арифметике и чистописанию. Обучение Буратино было безуспешным (так как ему совсем не хотелось учиться), и Мальвина в воспитательных целях заперла его в чулане. Под замком Буратино пробыл недолго, а сбежал он через кошачий лаз. Дорогу ему указывала летучая мышь, которая привела его к лисе Алисе и коту Базилио. Последние, в свою очередь, привели его в Город Дураков, где находилось Поле Чудес (на самом деле пустырь, сплошь засыпанный различным мусором).

Буратино, следуя инструкциям, зарыл оставшиеся четыре золотых, полил водой, посыпал солью, прочитал заклинание «Крекс, фекс, пекс!» и сел ждать, пока вырастет денежное дерево. Лиса и кот, не дождавшись, пока Буратино уснёт или покинет свой пост, решили ускорить события. Лиса пошла в полицейский участок Страны Дураков и донесла дежурному бульдогу на Буратино, в то время как последний всё ещё сидел на Поле Чудес, где его и схватили два сыщика - добермана-пинчера , после чего отнесли в участок.

Улучив момент, лиса Алиса и кот Базилио завладели золотыми и тут же передрались между собой из-за неправильного дележа, но затем всё же разделили деньги поровну и скрылись. Тем временем приговор Буратино, вынесенный дежурным бульдогом, был короток:

Ты совершил три преступления, негодяй: ты беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду!

Сыщики подхватили Буратино, «галопом оттащили за город и с моста бросили в глубокий грязный пруд, полный лягушек, пиявок и личинок водяного жука». Упав в воду, он встретился с обитательницей пруда, черепахой Тортилой. Она пожалела бедного деревянного мальчика, лишившегося денег (он узнал от неё, кто их украл), и дала ему золотой ключик, который случайно уронил в пруд Карабас Барабас. Буратино убежал из Страны Дураков и встретил Пьеро, который, как и Мальвина, сбежал из кукольного театра.

Оказалось, что одной дождливой ночью к Карабасу Барабасу пришёл погреться его друг Дуремар, продавец лечебных пиявок. Пьеро случайно подслушал их разговор, из которого удалось узнать, что черепаха Тортила прячет на дне пруда золотой ключик. Случайно Пьеро выдал себя. Карабас Барабас заметил его и послал в погоню за ним двух полицейских бульдогов, которых нанял в Городе Дураков. Но Пьеро с трудом удалось сбежать от них верхом на зайце. Теперь у Пьеро было одно желание - встретиться с Мальвиной, и он попросил Буратино проводить его к своей возлюбленной.

День 6

Буратино привёл Пьеро к кукольному домику, но не успел Пьеро обрадоваться встрече с Мальвиной, как оказалось, что им нужно немедленно бежать от погони. Мальвина и Артемон собрали вещи, но далеко убежать куклы не успели: на опушке леса их уже поджидали Карабас Барабас и два полицейских бульдога. Буратино приказал Мальвине и Пьеро бежать к Лебединому озеру, а сам с Артемоном вступил в бой с Карабасом Барабасом и бульдогами. Он позвал на помощь всех жителей леса. Ежи, жабы, ужи, коршун и многие другие животные встали на защиту кукол. Дуремар же испугался и спрятался за кустом.

Полицейские собаки были побеждены Артемоном и пришедшими на помощь обитателями леса, а Буратино одолел Карабаса Барабаса в схватке один на один, бросив в него две шишки итальянской сосны и приклеив его бороду к смолистому стволу дерева. После боя с полицейскими собаками Буратино, Пьеро, Мальвина и раненый в бою Артемон скрылись в пещере.

Сильно пострадавший Карабас Барабас, придя в себя, отправился вместе с Дуремаром (который отклеил его бороду от сосны) в харчевню «Трёх пескарей», чтобы хорошенько подкрепиться перед поисками беглецов. Храбрый Буратино пошёл за ними следом, залез в глиняный кувшин и во время трапезы выведал у Карабаса Барабаса, в чём же кроется тайна золотого ключика.

В харчевню зашли лиса Алиса и кот Базилио. Они обещали Дуремару и Карабасу Барабасу, что за десять золотых монет отдадут им Буратино, «не сходя с этого места», после чего показали злодеям на кувшин, где прятался Буратино. Карабас Барабас разбивает этот кувшин, но выскочивший оттуда Буратино неожиданно для всех выбегает на улицу, садится верхом на петуха и возвращается к своим друзьям. Однако в пещере он никого не находит. Из-под земли вылезает крот и рассказывает Буратино о том, что случилось с его друзьями. Оказывается, пока Буратино отсутствовал в пещере, его друзей нашли сыщики из Страны Дураков и арестовали их.

Буратино бросается в погоню. Случайно столкнувшись с процессией, состоявшей из Лиса - губернатора Города Дураков, его советника - жирного кота в золотых очках, двух доберманов-пинчеров и арестованных кукол, он попытался бежать, но это привело к неожиданному освобождению его друзей и позорному бегству губернатора и сыщиков. Они уже почти сбежали, когда путь им преградили Карабас Барабас, Дуремар, лиса Алиса и кот Базилио. Теперь уже куклам было никак не спастись, если бы как раз в этот момент не подоспел папа Карло, который разогнал злодеев:

Он плечом толкнул Карабаса Барабаса, локтем - Дуремара‚ дубинкой вытянул по спине лису Алису, сапогом швырнул в сторону кота Базилио…

Несмотря на все возражения Карабаса Барабаса, что куклы принадлежат ему, папа Карло забрал Буратино, Пьеро, Мальвину и Артемона и вернулся в город, к себе в каморку. Здесь-то Буратино и открыл друзьям тайну. Он попросил папу Карло снять холст, и за ним оказалась дверца, которую он открыл золотым ключиком. За дверцей оказался подземный ход, который привёл героев в небольшую комнату:

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди неё стоял чудной красоты кукольный театр . На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии.

С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. Высокие крыши из зелёной жести ярко блестели.
На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки.

На правой башне - круглое окошко из разноцветных стёкол.

Друзья договорились, что утром они будут учиться в школе, а вечером играть в чудесном кукольном театре «Молния».

Эпилог

Сказка заканчивается первым представлением театра - комедией «Золотой ключик, или Необыкновенные приключения Буратино и его друзей». Все куклы Карабаса Барабаса, не желая больше терпеть его издевательства, сбежали от него в новый театр. Даже Дуремар, убедившись в том, что торговля пиявками не приносит ему дохода, тоже решает устроиться на работу в этом театре (зажигать свечи или мести пол). А сам Карабас Барабас остался ни с чем - он в буквальном смысле сел в лужу.

Иллюстрации

Первое издание было оформлено художником Брониславом Малаховским , иллюстрации были чёрно-белыми. Позднее изображения Буратино и других героев книги были созданы Аминадавом Каневским . В 1943 году он создал иллюстрации также в чёрно-белом исполнении, а в 1950 году выполнил цветной вариант акварелью.

Последующие издания иллюстрировались известными художниками, такими как Леонид Владимирский , Александр Кошкин , Анатолий Кокорин и Герман Огородников , и многими другими, в самых разных стилях: от карикатурного до абстрактного .

В культуре

Книга понравилась детям и взрослым с первого издания. Единственный минус, который был отмечен критиками - это её вторичность по отношению к оригиналу Коллоди .

Сказка Толстого с 1936 года пережила множество переизданий, переводов. Появились экранизация в виде фильма с куклами и с живыми актёрами; мультфильма, пьес (есть даже пьеса в стихах ), оперы и балета. Известность получила постановка «Буратино» в театре Сергея Образцова . В советское время вышла настольная игра «Золотой ключик», а с началом цифровой эры - компьютерная игра «Приключения Буратино » . Появился напиток «Буратино» , конфеты «Золотой ключик» и даже тяжёлая огнемётная система «Буратино» . Герои книги и их фразы устойчиво вошли в русский язык, фольклор и стали темой для анекдотов .

Культурные отсылки в книге

  • Практически сразу после выхода книги в актёрско-театральной среде возникло мнение, что книга в целом является аллюзией на театральную жизнь Москвы 1920-х и 1930-х годов. В частности, Фаина Раневская в своей книге «Письма к подруге» написала следующее:

Я сама бы не догадалась, но мне объяснили в театре. Главный герой, Буратино,- это Горький, Мальвина - жена Блока, Любовь Менделеева, а сам Блок выведен как Пьеро. В сказке есть злодей Карабас-Барабас, директор кукольного театра, так вот это - Мейерхольд .

Кроме этого, исследователи указывают и на другие параллели между персонажами книги и реальными людьми, между сюжетными ходами и реальными событиями:
  • Буратино - Максим Горький
  • Попытка Буратино спастись от Карабаса-Барабаса на сосне - «бегство» Горького на остров Капри .
  • То, что Буратино получает деньги от Карабаса-Барабаса, а затем лишается их из-за преступных действий лисы Алисы и кота Базилио - история взаимоотношений Горького и Александра Парвуса . С 1902 года последний был литературным агентом Горького в Европе и должен был собирать причитающиеся Горькому гонорары за публикацию текстов и постановку пьес, чтобы потом перевести их Горькому. Однако в 1908 году тот обвинил Парвуса в том, что последний присвоил себе и растратил все деньги, которые причитались Горькому за постановку пьесы «На дне » (1903) в Германии, а сам Горький не получил за это вообще ничего.
  • Папа Карло и Джузеппе - Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко соответственно
  • Изображение горизонтальной молнии на занавесе театра, который находят Буратино и его друзья за потайной дверцей, - изображение чайки на занавесе МХАТа
  • Карабас-Барабас - Всеволод Мейерхольд
  • Длинная борода Карабаса-Барабаса - длинный шарф с концами до самой земли, который любил носить Мейерхольд.
  • Плётка Карабаса-Барабаса - пистолет-маузер , который Мейерхольд носил всегда с собой, а на репетициях выкладывал на стол.
  • Кукольный театр Карабаса-Барабаса - Государственный театр имени Вс. Мейерхольда , которым руководил Всеволод Эмильевич.
  • Звание «доктор кукольных наук» у Карабаса-Барабаса - псевдоним «доктор Дапертутто», которым пользовался Мейерхольд.
  • Бегство кукол из театра Карабаса-Барабаса - конфликты Мейерхольда с актёрами из-за высоких нагрузок и тяжёлой рабочей атмосферы.
  • Дуремар - помощник Мейерхольда, Владимир Соловьёв , известный под псевдонимом «Вольдемар (Вольмар) Люсциниус ».
  • Пьеро - Александр Блок .
  • Мальвина - Ольга Книппер-Чехова (жена Антона Чехова), Мария Андреева (гражданская жена Максима Горького) или Любовь Менделеева (жена Александра Блока). Также вероятна аллюзия на ушедшую из театра Мейерхольда Марию Бабанову .
  • Ответ Буратино на предложенную Мальвиной арифметическую задачу о яблоках («Два… я же не отдам некту яблоко, хоть он дерись») является отсылкой к комедии Дениса Фонвизина «Недоросль », в которой госпожа Простакова предлагает такое «решение» аналогичной задаче, заданной Цыфиркиным Митрофанушке (в той задаче речь шла о 300 рублях):

Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке .

Продолжения

Сказка о Буратино Алексея Толстого неоднократно получала продолжение.

Иллюстратор сказки Алексея Толстого, художник и писатель Леонид Владимирский придумал свои сказки про деревянного мальчика:

  • «Буратино ищет клад» (где рассказывается история происхождения театра «Молния»);
  • «Буратино в Изумрудном городе» (кроссовер).

Владимир и Константин Ткаченко, пишущие под псевдонимом К. и Т. Енко, написали книгу «Приключения старшего брата Буратино Поктока, ставшего инопланетянином» .

Отличия от «Приключений Пиноккио»

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» «Приключения Пиноккио»
Сюжет добрый и вполне детский. Хотя по сюжету случается несколько смертей (крыса Шушара, старые ужи и, возможно, губернатор Лис), акцента на этом не делается. При этом все смерти происходят не по вине Буратино: Шушара задушена Артемоном, ужи погибли геройской смертью в бою с полицейскими собаками, а с Лисом расправились барсуки. В книге есть сцены, связанные с жестокостью и насилием. Например, Пиноккио бросил в Говорящего Сверчка молоток, потом лишился ног, которые сгорели на жаровне, а затем откусил лапу Коту. Последний ещё до этого убил дрозда, пытавшегося предупредить Пиноккио.
Герои комедии дель арте - Бураттино , Арлекин и Пьеро. Герои комедии дель арте - Арлекин и Пульчинелла.
Лиса Алиса (женского пола); имеется также эпизодический персонаж - губернатор Лис. Лис (мужского пола).
Мальвина с пуделем Артемоном, являющимся её другом. Фея с такой же внешностью, которая затем несколько раз меняет свой возраст. Пудель Медоро - очень старый слуга в ливрее.
Присутствует золотой ключик; за сведения о потайной двери Карабас Барабас даёт Буратино деньги. Золотой ключик отсутствует; при этом Манджафоко тоже даёт деньги.
Карабас Барабас - однозначно отрицательный персонаж, соперник Буратино и его друзей. Манджафоко (чьё имя в переводе с итальянского означает "Огнеед" или "Пожиратель огня") - положительный персонаж, несмотря на свирепый вид, и искренне хочет помочь Пиноккио.
Буратино не изменяет своему характеру и внешности до конца сюжета. Он останавливает все попытки насильно перевоспитать его и остаётся куклой, хотя становится более социальным и начинает ценить дружбу. Пиноккио, которому на протяжении всего повествования читают нотации, сначала превращается в настоящего осла, но затем перевоспитывается. В конце книги он становится живым добродетельным мальчиком.
Куклы ведут себя, как самостоятельные одушевлённые существа. Подчёркивается, что куклы - лишь марионетки в руках кукловода.
У Буратино длинный нос «от рождения», так как попытка укоротить его ни к чему не привела. Нос Пиноккио ещё больше удлиняется, когда он врёт.
Сюжет длится 6 дней. Сюжет длится 2 года и 8 месяцев, или примерно 1000 дней.

Книги существенно различаются по атмосфере и деталям. Основной сюжет довольно близко совпадает до момента, когда кот с лисой выкапывают монеты, закопанные Буратино, с той разницей, что Буратино существенно добрее, чем Пиноккио. Далее сюжетные совпадения с Пиноккио не встречаются.

Герои

Положительные персонажи

  • Буратино - деревянная кукла , вырезанная из полена шарманщиком Карло.
  • папа Карло - шарманщик , который вырезал Буратино из полена.
  • Джузеппе (он же Сизый Нос ) - столяр , друг Карло.
  • Мальвина - кукла, девочка с голубыми волосами.
  • Артемон - пудель, преданный Мальвине.
  • Пьеро - кукла, поэт , влюблённый в Мальвину.
  • Арлекин - кукла, партнёр Пьеро по сцене.
  • черепаха Тортила - обитает в пруду около Страны Дураков; дарит Буратино золотой ключик.
  • Говорящий сверчок - предсказывает Буратино его судьбу.

Отрицательные персонажи

  • Карабас Барабас - доктор кукольных наук, владелец кукольного театра, кавалер высших орденов и ближайший друг Тарабарского короля.
  • Дуремар - продавец лечебных пиявок.
  • Лиса Алиса - мошенница с большой дороги.
  • Кот Базилио - мошенник с большой дороги.

Другие персонажи

  • Кассирша театра Карабаса Барабаса
  • Мальчик, купивший у Буратино азбуку
  • Полицейские
  • Начальник города
  • Крыса Шушара
  • Хозяин харчевни «Трёх пескарей»

Экранизации

  • «Золотой ключик » - художественный фильм с куклами и живыми актёрами 1939 года, режиссёр Александр Птушко .
  • «Приключения Буратино » - рисованный мультфильм 1959 года , режиссёры Иван Иванов-Вано и Дмитрий Бабиченко .
  • «Приключения Буратино » - двухсерийный телевизионный фильм 1975 года , режиссёр Леонид Нечаев .
  • «Новейшие приключения Буратино » - музыкальный фильм 1997 года , режиссёр Дин Махматдинов .
  • «Незнайка и Баррабасс» - российский мультфильм 2004 года , режиссёр Светлана Гроссу.
  • «Золотой ключик » - новогодний фильм-мюзикл 2009 года для телеканала «Россия », режиссёр Александр Игудин .
  • «Возвращение Буратино » - мультфильм 2013 года , режиссёр Екатерина Михайлова .

Примечания

  1. Коллоди К. Приключения Пиноккио / Перевод с итальянск. Нины Петровской. Переделал и обработал Алексей Толстой. Илл. Льва Малаховского. - Берлин: Накануне, 1924. - [Сер. «Детская библиотека „Накануне“»]. - 102 с.
  2. Иллюстрации к этой книге выполнены Львом Малаховским - родным братом Бронислава Малаховского , первого иллюстратора «Золотого ключика».
  3. Марк Липовецкий. Утопия свободной марионетки, или Как сделан архетип: Перечитывая «Золотой ключик» А. Н. Толстого . - НЛО. 2003, 60.
  4. Толстая Е. Д. Буратино и подтексты Алексея Толстого // Известия АН. Серия литературы и языка. 1997. Т. 56. № 2. С. 28-39.
  5. Досье на длинный нос, колпачок и кисточку
  6. Толстой А. Н. Лит. наследство. 1963. Т. 70. С. 420.
  7. Произведения А. Толстого (неопр.) (недоступная ссылка) Архивировано 7 октября 2007 года.
  8. Пионерская правда, 1935, № 147-152, 154-157, 159-167 (7 ноября - 30 декабря); 1936, № 2-9 (2-18 января).
  9. В этом тоже просматривается параллель с первым выходом в свет «Приключений Пиноккио», которые публиковались главами в римской «Детской газете» в 1881-1882 годах.
  10. Толстой А. Н. Золотой ключик или Приключения Буратино. Л.: Детиздат, 1936. 127 с.
  11. драматург Алексей Толстой
  12. Книгоиздание СССР. Цифры и факты. 1917-1987 / Е. Л. Немировский , М. Л. Платова. - М. : Книга, 1987. - С. 300. - 320 с. - 3000 экз.
  13. Карайченцева С. А. Русская детская книга XVIII-XX вв. Монография - Москва: МГУП, 2006. - 294 с. - ISBN 5-8122-0870-0
  14. Эта сцена повторяет аналогичную в «Приключениях Пиноккио». Собственно, это намёк на то. что Буратино - это персонаж комедии дель арте Бураттино
  15. Пьеса в стихах «Золотой ключик»
  16. Великий кукольник Сергей Образцов. (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 28 апреля 2008. Архивировано 11 мая 2008 года.
  17. Развивающая игра «Приключения Буратино» (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 28 апреля 2008. Архивировано 11 мая 2008 года.
  18. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь»
  19. Анекдоты про Буратино
  20. Поэзия - это борьба личности за подлинную жизнь (неопр.) . Правчтение. Портал о православной литературе (4.3.2019). Дата обращения 6 марта 2019.
  21. Раневская Ф. Г. 26 ноября 1936 года // Письма к подруге. - М. : Яуза-пресс, 2017. - ISBN 9785995509189 .
  22. Кузьмина О. И. Тайны «Золотого ключика» // Вечерняя Москва : газета. - 2016. - 27 июля. Архивировано 3 февраля 2018 года.
  23. Марк Липовецкий. Памяти Буратино . - Искусство кино, № 5, 2001.
  24. Гаврюченков Ю. Буратино - миф XX века
  25. Ефимов М. В. О позолоченном ключе и золотом ключике (Владимир Набоков и Алексей Н. Толстой) // Набоковский сборник. 2011. № 1. С.29-42
  26. Кацис Л. Ф. Кто такой Буратино?: (Марионетки в русской прозе 1920-1930-х годов) // Известия АН. Серия литературы и языка. 1997. Т. 56. № 2. С. 40-47.
  27. Пётр Вайль . Герои времени: Буратино (неопр.) . Радио «Свобода» . - программа из цикла «Герои времени». Дата обращения 13 февраля 2011. Архивировано 9 февраля 2012 года.

Занимательная и познавательная викторина для школьников (4 класс)

Цель:
– развитие умений работать в группах;
– решение нестандартных задач.

Интеллектуальные вопросы для школьников (с ответами)

1. Победа в шахматной партии. (Мат)
2. Металлический или пластмассовый колпачок на палец для шитья. (Напёрсток)

3. В нём шила не утаишь. В чём? (В мешке)

4. Наука о растениях. (Ботаника)

5. Самый огромный океан? (Тихий)

6. Датский писатель – сказочник. (Андерсен)

7. Что меньше: 40 центнеров или 4 тонны? (Одинаково)

8. Цветы, собранные в пучок. (Букет)

9. Плод лещины. (Лесной орех)

10. Венера или Меркурий находится ближе к Земле? (Венера)

11. Что выкрал Прометей у богов? (Огонь)

12. Как называется плодородный слой земли? (Почва)

13. Продолжи пословицу: «Повторенье – … (мать ученья)

14. Сколько звуков в слове «воробьиные»? (11)

15. Что измеряют спидометром? (Скорость)

16. Как в старину называли глаз? (Око)

17. В каком падеже встречаются предлоги к, по? (Д. п.)

18. Название города, в котором находится падающая башня. (Пиза)

19. Стая, каких перелётных птиц обещает снег? (Гусиная)

20. Из чего делают изюм? (Из винограда)

21. Профессия Дуремара? (Аптекарь)

22. Периметр равностороннего прямоугольника 36 см. Вычисли его площадь? (81 см)

23. В какой стране самое большое население в мире? (Китай)

24. В какое время года сутки короче? (Одинаковые)

25. Полезный «волосатый» фрукт. (Киви)

26. Слова: мороженое и морозный однокоренные? (Да)

27. По какому телефону вызывают службу газа? (04)

28. Из семян, какого дерева делают шоколад? (Какао)

29. Какой прибор не является электрическим: тостер, сканер, микроскоп? (Микроскоп)

30. Загадка: Домик тот стеклянный, а не деревянный. Его жильцы – виртуозные пловцы. (Аквариум)

Поделиться: