Капоэйра. Описание, история появления

Капоэйра — так называется афро-бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, игры и акробатики, сопровождающееся ритмом традиционных бразильских музыкальных инструментов. Преимущественно в капуэйре (капоэйре) применяется техника использования ног.

Этимология этого слова достоверно не известна. Существует ряд различных трактовок, из которых наиболее вероятной кажется версия исследователя Фу Киау Бунсеки . Он предполагает, что это искажённое звучание одного из слов языка киконго, означающее "перепархивать с места на место", а также "бить, драться". Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев. " Kipura в культурном контексте народа конго также означает человека, который в бою подражает движениям петуха во время петушиных боев…".

Относительно истории этого направления боевых искусств существует несколько различных версий. В XVII веке на территории Бразилии проходили ожесточённые колониальные войны. Африканские рабы, которых португальцы привозили из колоний Анголы, Мозамбика, Гвинеи и Когнго сбегали от рабовладельцев в сельву и создавали там свободные сообщества (киломбуш ). Нападения на киломбуш были явлением регулярным, и их обитателям необходимо было выработать систему самообороны. Считается, что именно тогда прообраз капоэйра был передан обитателям киломбуш индейцами южно-американского континента.

По другой версии, капойэра изначально была африканским ритуальным инициационным танцем, позднее ассимилировавшемся под влиянием индейцев Южной Америки и перенёсшим акцент на боевое искусство.

Где-то в начале 1800-х гг. капоэйра вышла за пределы киломбуш и стала применяться уличными группировками различного этнического состава банд.

Современная капоэйра, в отличие от ранних форм, довольно редко применима в боевых целях. Как правило, это бесконтактные поединки, однако, проводятся и полноконтактные бои на чемпионатах мира. Традиции определяют внешний вид участников, музыку и порядок прохождения аттестации, в целом — весь ход встреч.

Первая официальная школа капоэйры, основателем которой стал Местре Бимба (Мануэль душ Рейш Машаду ), была открыта в 1932 году. Местре Бимба создал новый стиль капоэйры и назвал его "Лута Режионал Байана " (Luta Regional Baiana ), более распространённое название "Капоэйра Режиональ " ("Режиональ "). Благодаря систематизации опыта различных школ и улучшения техники преподавания, а также разработке методики преподавания и комплексов ударов, капоэйра Местре Бимбы — это совершенно уникальный и новый подход к теории и практике этого единоборства. Местре Бимба вывел "8 последовательностей Бимбы" ("последовательностей"), которые и сегодня считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режиональ и некоторые другие направления современной капоэйры.

Другой влиятельной фигурой в искусстве капоэйра стал Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья ), основатель Академии "Капоэйры Ангола ", открытой им в 1941 году. Его стиль капоэйры так и называется "Ангола ". Отличие от стиля режиональ заключается в том, что значение придаётся не столько боевому аспекту капойэры, сколько традиционному ритуальному игровому характеру. Между этими двумя направлениями существует серьёзное различие как по скорости и способу исполнения техники, так и по общему характеру направленности игры. Если режиональ делает акцент на скорости и быстроте рефлексов, то ангола большое значение придаёт осмысленности каждого движения.

Тем не менее, существуют сторонники единой капоэйры (капоэйра "Контемпоранеа "), не противопоставляющие две эти техники, а использующие преимущества каждой их них в игре.

В режиональ и контемпоранеа принята система поясов, цвета которых обозначают мастерство и определяются каждой отдельной школой. Пояс можно получить только на посвящении (батизадо / batizado ).Совместно с практикой игры, а также отработкой элементов движения, изучается португальский язык, культура, музыка, песни, философия и история капоэйры. Звание опытного ученика (formado ) даётся через несколько лет постоянных тренировок. Следующим уровнем считается помощник учителя контра-местре (contra-mestre ), а звание местре (mestre ) даёт возможность открывать собственную школу. Обычно на достижение этого звания уходит не менее десяти лет.

В традиции большинства школ направления анголы ритуал батизаду и система поясов не практикуется.

Встречи капоэйристов проходят по определённым правилам: музыканты, задающие ритм игре, становятся в изголовье круга (т.н. Рода/ Roda ). Состав Роды образуют сами капоэйристы и публика, располагающиеся по кругу. Рода поёт песни на португальском языке. В центре проходит сама игра, в которой игроки, используя прыжки и удары, пытаются достать соперника и вынудить его упасть. Характер игры в Роде (дружески или агрессивно), её темп (быстро или медленно) полностью зависят от задаваемого ритма. В капоэйре не практикуются статические позы, её основа — жинга (ginga ) — непрерывные движения игроков.

Сегодня школы капоэйры объединяют множество людей во всем мире. Фестивали и семинары по капоэйре проводятся регулярно в разных странах.

Современная капоэйра — это зрелищное действо, производящее неизгладимое впечатление, игра, в которой потрясающие акробатические трюки комбинируется с удивительными по красоте и силе боевыми ударами.

Во время тренировок в школе капоэйры можно убрать лишний вес, получить великолепную растяжку и накачать мышцы. Из искусства капоэйры берут начало современный хип-хоп, брейк-данс и столь зажигательная латиноамериканская музыка. Ограничений по возрасту и способностям практически нет, начать занятия может практически любой. Говорят, что искусство капоэйры учит взлетать не только над землёй, но и над самим собой.

Капоэйра – это не просто танец, а настоящее искусство. И освоить его сможет каждый, если, конечно, постарается и приложит усилия.

Что это такое?

Капоэйра – это национальное боевое искусство Бразилии, которое сочетает в себе элементы игры, борьбы, танца и даже акробатики. Все движения выполняются под ритмичную бразильскую музыку, и в итоге получается потрясающий энергичный микс!

Стоит отметить, что хотя элементы боя присутствуют, контакты между партнёрами сводятся на нет, так как преобладают низкие положения, имитированные удары ногами, акробатические приёмы, а также всевозможные подсечки. Но когда один танцор якобы нападает, другой всячески уворачивается, в итоге получается потрясающе красивый поединок. Но чтобы этого добиться, все приёмы должны быть слаженными и скоординированными.

Как появилась?

История появления и развития капоэйры уходит корнями в XVIII век, но считается, что она возникла гораздо раньше. Если верить наиболее распространённой и общепринятой версии, то данное искусство возникло в Южной Америке, причём благодаря чернокожим рабам, которых из колоний Гвинеи, Конго, Мозамбика и Анголы привозили португальцы.

В то время к ним относились крайне жестоко, и они были вынуждены бежать. Беглые организовывали целые вольные города (киломбуш), в которых часто яркая и самобытная африканская культура сталкивалась с более размеренной индийской. И для развлечения и поддержания формы они танцевали. Так и появилась капоэйра.

Есть разные сведения о происхождении первых танцев. Так, одни считают, что они относятся к субкультуре национальных африканских танцев. Изначально боевых приёмов в капоэйре не было. А другие полагают, что основой искусства стал боевой национальный танец Африки «нголо», который был неотъемлемой частью обряда инициации в южных регионах Анголы.

Молодые воины, которые вступали друг с другом в бой, изображали зебр. Так или иначе, истоки капоэйры всегда связывали с именем легендарного героя Зумби, который для бразильского народа стал символом сопротивления.

Что касается названия, то также есть несколько версий. По одной из них, с индейского языка тупи оно переводится как «поле, заросшее кустарником и очищенное вырубкой или выжиганием». Вероятно, трактовка актуальна, ведь для танцев были необходимы площадки, и их наверняка приходилось расчищать.

Согласно другой версии, на португальском «капоэйра» — это «клетка для кур». Но есть и третья версия, и её приверженцы считают, что название является искажённым произношением слов «kipula» и «kipura», которые можно перевести с языка киконго как «драться» и «порхать с места на место».

Кстати, было время, когда капоэйра запрещалась законом, и поэтому на некоторое время она уходила в подполье.

Стили

После военного переворота, произошедшего в Бразилии в 1930 году и полностью изменившего политическую ситуацию, капоэйра была признана законом и стала более активно развиваться. И поэтому появилось несколько ответвлений, каждое из которых можно считать самостоятельным направлением.

Итак, основные известные стили капоэйры:

  • Капоэйра Режионал. В 1932 году появилась первая в истории официально признанная школа капоэйры, основателем которой стал Местре Бимба (Мануэль дус Рейс Мишаду). И он создал новый стиль, дав ему название «Лута Режионал Байана» или коротко «Капоэйра Режионал». Ему удалось систематизировать опыт ранее существовавших нелегальных школ и улучшить технику преподавания. В результате была разработана особая методика. Также появились целые комплексы движений, атак и контратак ногами.
  • Капоэйра Ангола. Вторым важным человеком в истории развития искусства стал Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Он открыл свою школу в 1941 году. И его стиль получил название «Ангола» в честь места, из которого привозили придумавших танец рабов. Хотя такое направление появилось позже Режионал, оно предполагало использование основ искусства, то есть связок и движений, свойственным национальным африканским танцам.
  • Капоэйра Контемпоранеа – это так называемый смешанный или универсальный стиль, который сочетает в себе элементы как Анголы, так и Режионал.

Стоит отметить, что различить стили очень и очень сложно, причём даже опытному мастеру, ведь некоторые движения и элементы присущи всем направлениям, а другие постоянно совершенствуются.

Польза

Чем полезны тренировки? Капоэйра имеет множество неоспоримых преимуществ:

  • Тренировки помогут избавиться от лишнего веса и сделать тело более рельефным и привлекательным.
  • Занятия полезны для всех: для мужчин, женщин и даже для детей. И хотя некоторые движения сложны, капоэйра подойдёт даже людям, практически не имеющим физической подготовки.
  • Ваше тело станет гибким, ведь в капоэйре присутствуют упражнения на растяжку.
  • Тренировки полезны для здоровья, они улучшают работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.
  • Улучшается координация, тренируется память и логическое мышление, ведь каждое движение должно быть продуманным и спланированным.
  • Это просто весело и приятно! Вот увидите, после занятия вы ощутите прилив энергии, а ваше настроение улучшится.
  • Это не очень затратно. Уроки стоят примерно столько же, сколько занятия другими видами спорта.
  • Не требуется никаких дополнительных приспособлений, экипировка не нужна. Заниматься можно в любом месте в любое время.
  • Капоэйра – это новые интересные знакомства!

Минусов очень мало. К ним можно отнести небольшое количество профессиональных школ, а также опасность некоторых движений.

Как проходят тренировки?

Сразу стоит отметить, что все уроки проходят очень энергично, в довольно быстром темпе. Движения выполняются под национальную бразильскую музыку, иногда приглашаются музыканты, играющие на национальных музыкальных инструментах (хотя вполне можно подобрать и ритмичные современные композиции).

Тренировка включает в себя множество приёмов борьбы, танцевальных па и даже акробатических трюков (их могут выполнять только опытные капоэйристы). Игра, которая ведётся дистанционно и исключает любые прямые и тесные контакты танцоров, включает целый арсенал движений, таких как различные опоры, подсечки, броски, прыжки, элементы защиты.

Когда один партнёр нападает, другой защищается. В итоге танец должен выглядеть гармонично и одновременно динамично, так что все элементы выполняются довольно быстро.

Сначала тренер помогает осваивать основные элементы, именно они являются базой капоэйры. Далее они соединяются в целые связки и цепочки. Потом прорабатывается игра с партнёром, взаимодействие с ним в динамике.

Что потребуется для начала занятий?

Чтобы начать полноценно заниматься, следует для начала найти подходящую школу и записаться в неё. К сожалению, профессиональных и опытных тренеров не так много, и часто капоэйра преподаётся в фитнес-центрах и преподносится как направление фитнеса.

Для тренировок потребуется немного. Во-первых, это ваш настрой. Будьте готовы выкладываться по полной и трудиться. Во-вторых, это одежда. Специальную форму приобретать необязательно, подойдут любые свободные вещи. А от обуви можно отказаться совсем, без неё заниматься гораздо удобнее.

Приступайте к тренировкам и осваивайте это искусство!

Капоэйра (Capoeira) — афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности. Существуют несколько основных гипотез ее возникновения.

1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.

2. Капоэйра - слияние древних культур - латиноамериканских и африканских танцев.

3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство . Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

В любом случае, истоки капоэйры нужно искать в глубине веков.

История возникновения капоэйры

Наиболее вероятной принято считать последнюю теорию. Завезенные из Африки рабы от непосильного труда на плантациях были вынуждены бежать в джунгли Амазонки и создавать свои общины «Киломбуш» - свободные поселения или присоединяться к тем индейским племенам, которые еще не были покорены колонизаторами Старого Света. Беглым рабам приходилось защищать «Киломбуш» всеми доступными методами. От недостатка оружия вводилось обучение рукопашному бою. В это время, как предполагают историки, и появилось искусство защиты - капоэйра.

Слово капоэйра не имеет точного перевода. По некоторым предположениям, оно означает разновидность джунглевых зарослей - капоэйрас. Согласно другим источникам - место с низкой травой - площадка, где удобно проводить воинствующие тренировки.

Практическое владение искусством капоэйры

С отменой крепостного права в 1888 году все рабы стали свободны, однако сей факт мало повлиял на благополучие Африканских невольников. Большинство из них стали на путь криминала. В городах увеличилось число убийств, грабежей, разбоев. С тех пор слова капоэйра - капоэйрист стали носить неприглядные синонимы: бандит, вор, грабитель. И властям пришлось официально запретить капоэйру. Существует даже задокументированный полицейский рапорт, в котором упоминается некий Besouro или Бизору. Он один, без посторонней помощи, ради собственной забавы, используя искусство капоэйры «надавал тумаков» отряду полицейских, забрал все оружие и отнес в отделение полиции, чтобы похохотать над слабостью блюстителей порядка. Среди капоэйристов он стал человеком-легендой.

Однако, несмотря на все запреты, капоэйра продолжала существовать как танец и, как боевое искусство. Мастера-капоэйристы набирали учеников, давали им второе имя (прозвище) и обучали методике ведения боя. Прозвище нужно было для конспирации, а также использовалось во время тренировочного процесса.

Первые школы капоэйры в Бразилии

Если полиции становилось известно место проведения танцев капоэйры, и она хотела застать всех врасплох - ничего не получалось. Раздавались звуки беримбао, ударного музыкального инструмента и тогда музыканты выстукивали особый ритм кавалариа. Он служил сигналом опасности. Капоэйристы и зрители разбегались, а музыканты продолжали развлекать сами себя - играть и танцевать.

После революции в Бразилии в 1930 году и последующего признания капоэйры, в 1937-м, в городе Сальвадоре зарегистрировали первую школу этого боевого искусства. Возглавил региональный центр физической культуры учитель капоэйры - Бимба. Впоследствии, обучение у Бимбы сформировалось в одно из направлений боя. Другой стиль искусства капоэйры был разработан учителем Пастинья в 1941 году и стал именоваться ангола. Название пошло от организованного им спортивного центра.

Распространение по всему миру

С начала 50-х годов капоэйрой стали интересоваться в Европе. Первое знакомство с латиноамериканским танцем связывают с фигурой Камиза Роша, однако пионером европейской капоэйры все же принято считать Martinho Fiuza. В Соединенных Штатах родоначальником капоэйры был Jelon Vieira - мастер школы Senzala.

Это боевое искусство нельзя однозначно назвать средством силового достижения цели, хотя на протяжении столетий большинство ударов практиковалось уличными бандами, телохранителями, наемниками. С капоэйрой такие личности не имеют ничего общего. Настоящая капоэйра скрыта от посторонних глаз. Мастера древнего искусства и преданные ученики собираются на «роду» в тайных местах, чтобы поддержать древние традиции. В капоэйре заключена не только сила ведения боя, но и философский смысл, физическое развитие. Такие представления проходят под песни и музыку простых музыкальных инструментов. Традиции сохранились и в наши дни.

Capoeira (капоэйра ) - это одно из красивейших и эффективнейших боевых искусств в мире. Какие бы мнения не существовали по этому поводу, но за акробатическими и плавными движениями капоэйры, которые едва не достигают соперника, скрывается смертельная опасность. Капоэйра таит в себе много загадок, которые не понять человеку не посвященному в капоэйру.Точного ответа на вопрос что же такое капоэйра нет. В капоэйре переплетено искусство сражения, стремления к свободе, музыка, танец, пение, духовное единение с высшими силами, общение. Капоэйра имеет на сегодняшний день четкие градации мастерства (в различных школах по-разному), свою уникальную философию, традиции, характерные черты, различные направления и стили. Но начиналось все стремлением бразильских рабов к свободе. Именно им приписывают создание капоэйры 5 веков тому назад.

Как боевое искусство, капоэйра полна различных ударов руками, ногами, головой. В капоэйре присутствуют бросковые элементы, контратакующие действия, перемещения, уклоны. Красоту капоэйре добавляют акробатические элементы и силовые стойки.

Названия базовые элементы носят португальские, так как португальский - официальный язык в Бразилии. Перевод многих названий на русский язык не даст понятия как выполняются те или иные элементы. Капоэйра произошла из непросветной бедноты и рабства. Практикующие капоэйру не имели никакого образования, поэтому и придумывали названия ударам и перемещениям такие, чтобы понятно было самим. Например, много ударов носят в названии meia lua (миа дуа - "полумесяц" ). Выполняются они действительно подобно полумесяцу.

Базовая техника - первое с чего начинают изучение капоэйры. При этом удары, перемещения и уклоны начинают изучать только после освоения базового перемещения ginga (джинга ). Джинга - это характерное только капоэйре перемещение. Она позволяет менять позицию во время игры и уходить с линии атаки. Из джинги вырастают все остальные удары. Движение в джинге напоминает маятник. Перемещаясь по трем точкам, капоэрист меняет свою позицию, поочередно ставя каждую ногу вперед.

Джинга состоит из двух базовых положений - primeira base (примера бази - "первая база" ) и segunda base (сегунда бази - "вторая база" ). Первая база - положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу. Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед. Руки защищают лицо. Вторая база - одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога - согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе. Одна рука защищает лицо, а другая - отведена назад и распрямлена. Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот.

Начало движения не имеет значения. Это может быть как одна, так и другая база. Схематически это перемещение довольно простое. Но на ее изучение уходят иногда долгие месяцы. Постигнув джингу, капоэрист становится непредсказуемым в бою.

В капоэйре много положений, стоек и перемещений вниз головой. Если в других боевых искусствах главное - устоять на ногах, а поражение засчитывается при падении оземь, то в капоэйре - чем ближе к земле, тем более защищен.

Таким образом, все базовые элементы капоэйры можно разделить на такие группы:

  • Удары
  • Уклоны и защита
  • Перемещения
  • Акробатика и флорея

УДАРЫ

Ударная техника капоэйры во многом напоминает технику других боевых искусств. Разнообразие ударов не так велико и придумать что-то новое очень сложно. Развивая капоэйру, Местре Бимба многое позаимствовал из других боевых дисциплин. Так, в капоэйре появились высокие удары с опорой на одну ногу (в анголе все удары наносятся с опорой минимум на две или три точки). Разнообразилась капоэйра и прыжковыми ударами. Название одного и того же удара может отличаться в различных школах. Некоторые удары могут иметь разновидности низкого и прыжкового исполнения.

В капоэйре есть удары ногами, головой и руками. Наносятся удары в капоэйре мимо противника или обозначаются поверх противника. Но в реальном бою эти удары довольно эффективны. Удары наносятся в различные части тела. Высокие удары наносятся в голову и верхнюю часть тела.

Armada - (армада - "толпа" ) круговой удар ногой с разворотом корпуса. Наносится в верхнюю часть тела внешней стороной стопы.

Bênção - (бенсу - "благословение" ) толчковый пинок вперед стопой.

Сabeçada - (кабесада - "удар головой" ) атакующий удар головой в корпус противника или в голову.

Chapa - (щапа - "доска" ) прямой высокий толчковый удар стопой в голову.

Escorpião - (искорпиау - "скорпион" ) хлесткий удар пяткой из-за спины с опорой на одну ногу и две руки.

Gancho - (ганчу - "крюк" ) высокий хлесткий удар в голову пяткой сбоку.

Joelhada - (жуэляда - "удар коленом" ) часто используется в качестве контратаки против кабесады.

Martelo - (мартелу - "молот" ) прямой высокий удар голеностопом в голову сбоку.

Meia-lua de compasso - (миа луа ди компассу - "полумесяц циркулем" ) круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на руки и одну ногу.

Meia-lua de frente - (миа луа ди френчи - "полумесяц вперед" ) маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости. Удар наносится из primeira base внутренней стороной стопы.

Meia-lua queda - (миа луа кеда - "полумесяц на пояснице" ) маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости с опорой на поясницу.

Ponteira - (понтейра - "мундштук" ) маховый пинок прямой ногой снизу вверх. Наносится пяткой на уровне головы.

Queixada - (кейшада - "челюсть" ) маховый полукруговой удар внешней стороной стопы во фронтальной плоскости. Удар наносится из уклона назад.

Rabo de arraia - (хабу джи аххайа - "хвост ската" ) круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на одну руку и ногу.

УКЛОНЫ И ЗАЩИТА

В противовес ударной технике в капоэйре существуют уклоны и уходы от ударов, защитные действия. В капоэйре защитная техника довольно специфична, так как все перемещения и уходы от ударов производятся довольно низко и стремительно. В капоэйре удары не блокируются. Задача игроков - вовремя уклониться от идущего удара сменой позиции или уходом в одну из защитных стоек.

Уклоны в капоэйре называются esquivas (ишкивас - "уклоны" ) и делятся на технические и интуитивные. Интуитивные уклоны происходят на автоматизме и без осмысления. Это естественная реакция на удар - уклониться от удара. Технические уклоны требуют выполнения перехода в специфическое положение, защищающее области удара. Технические уклоны дают возможность произвести ответные и контратакующие действия.

В различных школах уклоны и защитные действия могут отличаться. Для анголы, режионал и контемпоранеи одни и те же названия уклонов могут означать совершенно разные положения в игре.

Cocorinha - (кокоринья ) опускание на корточки.

Escala - (искала - "масштаб" ) защитное действие, при котором игрок опускается назад на согнутую ногу, а другая прямая нога вытянута немного в сторону. Не статичное положение, из которого могут наноситься ответные действия (например, martelo no chão ).
Esquiva lateral - (ишкива латерал - "уклон всторону" ) уклон в сторону от удара сбоку, при котором игрок опускается на согнутое колено из primeira base и закрывает рукой голову сверху. Корпус как бы ложится на согнутое колено, а вторая нога распрямляется и стоит на внутренней поверхности стопы.

Negativa - (негачива - "отрицание" ) положение, сидя на полностью согнутой ноге стоящей на носке и прямой ноге выставленной вперед из положения cocorinha . Одна рука опирается на землю рядом с прямой ногой, вторая - закрывает логову.
Primeira base - (примера бази - "первая база" ) положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу. Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед. Руки защищают лицо.
Queda de quatro - (кеда ди кватро - "падение на четыре" ) опускание на четыре опорные точки - руки и согнутые ноги в присяди.
Queda de rim - (кеда де гим - "падение на почки" ) опускание тела на локоть и руки, ноги находятся над телом сбоку.
Queda de três - (кеда ди трэс - "падение на три" ) опускание на три опорные точки - руку и две согнутые ноги в присяди.
Segunda baixa - (сегунда байша - "вторая низкая" ) защитное действие, при котором игрок опускается на прямую руку и продолжает закрывать другой голову в segunda base .
Segunda base - (сегунда бази - "вторая база" ) одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога - согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе. Одна рука защищает лицо, а другая - отведена назад и распрямлена. Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот.
Tesoura - (чизора - "ножницы" ) бросок ногами.
Vingativa - (виньгачива - "месть" ) контратакующее действие, при котором игрок выносит вперед заднюю ногу из segunda base и разворачивает корпус в primeira base . Передней ногой необходимо подшагнуть под ногу сопернику с внешней стороны и выполнить бросок подъемом с полусогнутых ног и распрямлением спины. Оппонент должен упасть на спину из положения segunda base .

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Опытный игрок знает, что постоянно перемещаясь и меняя позицию, он остается недосягаем для атак противника. Большинство перемещений производится с опорой на руки. Из любого положения в капоэйре можно перейти к другому. Разнообразие ударной техники, уходов и уклонов соединяется вместе перемещениями. Основой движения в капоэйре служит ginga , из джинги вырастают все остальные движения.

Перемещения служат для изменения позиции в роде. При этом игроки стремяться занять свободное пространство в кругу, уйти от атаки, обмануть или не дать оппоненту переместиться для совершения удара. Множество переходов и движений выглядит эффектно, поэтому для повышения общего настроения и раззадоривания оппонента на jogo bonito (джогу бониту - "красивая игра" ) перемещения выполняются максимально красиво и пластично.

Aú aberto - (ау аберту - "открытое ау" ) колесо с прямыми ногами.

Aú batido - (ау батиду - "избили в ау" ) колесо с опорой на одну руку без окончания перемещения. В верхней точке ноги разводятся в шпагате встороны и возвращаются в исходное положение.
Aú fechado - (ау фешаду - "ау закрытое" ) колесо с согнутыми ногами.
Aú queda de rim - (ау кеда де гим - "ау в падении на почки" ) колесо с переходом через положение queda de rim на внешнюю руку.
Ginga - (джинга ) характерное только капоэйре перемещение. Она позволяет менять позицию во время игры и уходить с линии атаки. Из джинги вырастают все остальные удары. Движение в джинге напоминает маятник. Перемещаясь по трем точкам, капоэрист меняет свою позицию, поочередно ставя каждую ногу вперед.
Giratória - (жиратория - "вращающаяся" ) вращение на одной руке со сменой рук.

Giro - (жиру - "оборот" ) переход подобно rolê , но на прямых ногах и без опоры на руки.

Rolê - (холе ) переход из положения negativa с подъемом на ноги. При этом игрок перекатывается из negativa в сторону прямой ноги в положение стоя на четырех точках и смотря между ног на противника. Далее двигается в том же направлении и подымается на ноги.

Troca - (трока - "смена" ) смена ног.

АКРОБАТИКА И ФЛОРЕЯ

Акробатика не входит в набор элементов для изучения в капоэйре. Акробатика лишь дает украшение происходящему в игре. В моменты, когда энергия нагнетается до высоких пределов, играющие могу использовать высокие прыжки и акробатические приемы для поднятия боевого духа. Акробатика очень зрелищна, но сложна для изучения. Отработка акробатических приемов занимает много времени и требует от игроков силы, гибкости и ловкости. Акробатические приемы выполняются опытными капоэристами. При выполнении элементов необходимо следить за сохранностью оппонента. Неосторожный прыжок может нанести увечий или покалечить оппонента и исполнителя прыжка.

Armada dupla - (армада дупла - "двойная армада" ) высокий прыжковый удар, напоминающий армаду, но делается двумя ногами.

Aú confusado - (ау конфусадо - "ау в смятении" ) ау без рук и с согнутыми ногами.

Aú sem mão - (ау сем мао - "ау без рук" ) ау без опоры на руки.

Aú batido dupla - (ау батиду дупла - "двойное ау батиду" ) ау батиду с двумя ногами впереди.

Folha seca - (фолья сека - "сухой лист" ) прыжок назад с прогибом через голову. Выполняется с пришага махом одной ногой вверх и приземлением на маховую ногу.

Macaco - (макаку - "обезьяна" ) перекидывание ног через себя из положения сидя в cocorinha . При этом одной рукой делается мах назад и она является опорной за спиной, другая рука стремиться встать рядом с другой как в стойке на руках, а тело за счет маха руками и пружинящего прыжка ногами переваливается из положения сидя в стойку на руках. Опускаться из стойки на руках нужно поочередно двумя ногами в положение стоя.

Macaco batido - (макаку батиду - "избиение из макаку" ) совмещение aú batido и macaco в конечной фазе. Выход из стойки на руках производится через aú batido .

Macaco reverção - (макаку реверсао - "обратное макаку" ) макаку, которое в конечной фазе совмещается с обратным движением в макаку.

Manna - (манна ) силовая стойка с опорой на руки за спиной. Ноги складываются с туловищем и находятся над землей в горизонтальной плоскости.

Mariposa - (марипоза - "мотылек" ) прыжок с вращением на 360° в горизонтальной плоскости над землей.

Parafuso - (парафузо - "винт" armada dupla . Выполняется с разворота, ноги подымаются в воздух поочередно по инерции раскрута, а приземление происходит на две сложенные вместе ноги.

Raiz - (хаиз - "корень" ) прыжковый элемент на подобие parafuso , но корпус находится в полете в горизонтальной плоскости и ноги при приземлении не складываются вместе.

Relogio - (хеложиу - "часы" ) разворот в стойке на одной руке, тело опирается на локоть. Одна нога делает мах, и тело по инерции следует за ногой.

Поделиться: