Инструкция по делопроизводству в организации. Регламенты по делопроизводству: самые необходимые и просто полезные Типовая инструкция по делопроизводству

Расскажем, как грамотно организовать работу с документами компании, а также их учет и хранение. Дадим пошаговую инструкцию организации делопроизводства в компании.

Из статьи вы узнаете:

Материалы по теме:

Почему важно уделять внимание делопроизводству

Делопроизводство - это деятельность, которая обеспечивает создание официальных документов и определяет порядок работы с ними. Разумеется, вопрос о том, нужно ли продумывать порядок работы с документами, встает тогда, когда найти какую-то определенную бумагу становится трудно. С одной стороны надо радоваться, что компания развивается и растет, но с другой на повестку дня выходит новая задача - как правильно и удобно организовать документооборот.

С делопроизводством в официальных учреждениях проще - там этот процесс регламентируют специальные нормативные акты:

  • Приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» (вместе с Правилами нотариального делопроизводства, утвержденными решением Правления ФНП от 17.12.2012, приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78) утверждены правила документооборота у нотариусов;
  • Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.05.2015 № 46 «О Правилах внутреннего документооборота в Евразийской экономической комиссии» определены правила работы с документами в ЕЭК;
  • Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36 утверждена Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде;
  • Постановлением ЦИК России от 20.01.2016 № 321/1831-6 принята Инструкция по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 утверждены Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Есть и специфические нормативные акты, где упоминается как провести на определенных предприятиях. Например, Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предписывает порядок ведения делопроизводства в такого рода организациях.

В частных компаниях все вопросы организации делопроизводства решают собственники. Вернее, разработать делопроизводство с нуля поручают конкретным исполнителям - иногда кадровикам, иногда секретарям. Раз такое поручение созрело, значит, в подобной регламентации действительно есть необходимость.

Как работать с документами: памятки по Примерной инструкции по делопроизводству

Скачать эту и еще 9 памяток в журнале

Как организовать делопроизводство: пошаговая инструкция

Делопроизводство в ооо с нуля пошаговые инструкции помогут определиться, с чего начать и к какому результату надо стремиться. В идеале в организации должен быть принят внутренний документ - инструкция по делопроизводству. Если компания крупная, с подразделениями, филиалами, то оправдано принятие нескольких локальных актов, регулирующих данные вопросы.

Шаг 1. Определиться, на какие документы будет распространяться действие инструкции. Напомним, что вся масса бумаг подразделяется в организации на внутренние (локальные), исходящие и входящие. Порядок работы с ними разный, поэтому стоит описать его в разных разделах.

Шаг 2. Написать инструкцию. Отдельно предусмотреть по локальным актам:

  • как их принимают;
  • как с ними знакомят работников;
  • где и у кого хранят локальные акты.

По входящей документации необходимо расписать, кто и где регистрирует поступающую документацию, в какие сроки, как фиксирует передачу документа на исполнение, где хранить входящий документ после ответа на него и иные процедурные моменты. По исходящей - аналогично решить вопрос о порядке регистрации, правилах направления, подписания.

Инструкция по делопроизводству: порядок регистрации внутренних документов

Как оформлять документы по Примерной инструкции

Шаг 3. Указать в инструкции, какие документы имеют утвержденную типовую форму, а какие следует составлять, руководствуясь утвержденным ГОСТ.

Как внедрить ГОСТ через инструкцию по делопроизводству

Шаг 4. Определить ответственных лиц за выполнение каждого из разделов инструкции. Решить, в каком порядке, где, под чьей ответственностью будут храниться документы.

Раздел «Оперативное хранение документов» в Инструкции по делопроизводству

Скачать образец инструкции

Шаг 5. Определить, нужны ли дополнительные разделы инструкции. В зависимости от специфики деятельности организации может понадобиться указать порядок изготовления копий, порядок работы с печатями и штампами, процедуру обмена документами между подразделениями.

Ряд документов может подпадать под действие иных локальных актов, например, под утвержденный порядок работы с персональными данными или порядок сохранности коммерческой тайны организации. На эти локальные акты желательно сделать ссылки. Кроме того, работа с документами в ряде организаций может также регламентироваться специальным законодательством. Например, документооборот в кредитной организации подпадает под действие Федерального закона «О банках и банковской деятельности», где регламентирован порядок обращения с банковской тайной. Эти моменты также стоит учитывать при составлении инструкции.

Учет и хранение печатей и штампов в компании: раздел Инструкции

Как организовать работу с печатями и штампами

Шаг 6. Утверждение инструкции и доведение ее до сведения сотрудников. После этого этапа локальный акт вступает в силу, и исполнение его становится обязательным для всех работников компании.

Как организовать кадровое делопроизводство

Не менее важно для компании продумать кадровое делопроизводство . Этапы организации кадрового документооборота в принципе не отличаются от этапов становления делопроизводства в целом. Также определяют перечень документов, которые будут составлять, изменять, копировать и распространять в соответствии с инструкцией по кадровому делопроизводству. Здесь необходимо учитывать, что простора для «фантазии» у организации в отношении кадровых документов гораздо меньше -– то, что в обязательном порядке должно присутствовать в компании для кадрового учета, указано в Трудовом кодексе РФ и иных нормативных актах. А за отсутствие или неверное оформление кадровых документов предусматриваются немалые штрафы. Поэтому к составлению этой инструкции необходимо подходить со всей серьезностью.

Разделы инструкции по кадровому делопроизводству должны содержать информацию о разработанных типовых документах в компании, например, утвержденной формы трудового договора, приказов, а также порядок ознакомления сотрудников с документами. Необходимо отразить также специфичные моменты деятельности конкретной организации: если составляют графики, то в какой срок и в каком порядке их предоставить на утверждение, если выдают средства защиты, то в каком порядке будут вести учет.

Инструкция по кадровому делопроизводству: образец

Скачать образец полностью

Следует учесть также, что для организации делопроизводства , в том числе и кадрового, разработаны специальные программные средства для автоматизации этих процессов. Крупные компании в настоящее время пользуются ими, но этот факт не отменяет необходимости разрабатывать и соблюдать инструкции.

Организационные формы делопроизводства

Есть три формы организации делопроизводства:

  • централизованная;
  • децентрализованная;
  • смешанная.

При централизованной форме, все технические операции по обработке документов сосредотачивают в одном структурном подразделении. Обычно это служба делопроизводства. Плюс такой формы делопроизводства в том, что можно создать единую базу по всем документам, которые поступают или создают в организации. Искать нужные бумаги быстрее. Такая форма делопроизводства подойдет для компаний с линейно-функциональной структурой.

При децентрализованной форме делопроизводства службы ДОУ создают в каждом структурном подразделении. Если компания территориально-распределенная, эта форма будет кстати.

При смешанной форме организации делопроизводства одни операции выполняют в службе ДОУ, другие - в структурные подразделениях. Первые обычно занимаются приемом, регистрацией, контролем документов, вторые - создают и оформляют бумаги, систематизируют их и формируют на хранение. Одну и ту же операцию при такой форме делопроизводства могут осуществлять как в службе ДОУ, так и в подразделениях - зависит от документа.

Маршруты документов помогут ускорить документооборот в компании

С 1 июля 2017 года вместо ГОСТ Р 6.30-2003 начнет действовать ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов». Его текст можно посмотреть на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&page=0&month=2&year=2017&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=197990

Стандарт разработал Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). Область применения документа описана следующим образом: «Настоящий стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы: уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки и др. (далее - документы), в том числе включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД), класс 0200000». Новый стандарт, как и его предшественник, определяет:

  • состав реквизитов документов;
  • правила их оформления (но уже с применением информационных технологий);
  • виды бланков, состав реквизитов бланков, схемы расположения реквизитов на документе; образцы бланков;
  • правила создания документов.

Положения стандарта распространяются на документы на бумажном и электронном носителях.

Сориентируем вас, что же именно изменилось (кроме номера и наименования ГОСТ).

Список реквизитов включает 30 позиций (как и раньше), но изменения есть:

  • Герб РФ и герб субъекта РФ теперь считаются единым реквизитом;
  • реквизит «Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)» разделен на два: «эмблема» и «товарный знак (знак обслуживания)»;
  • исчезли код организации, ОГРН и ИНН / КПП;
  • вместо «наименование организации» теперь будет «наименование организации – автора документа»;
  • появились реквизиты «наименование структурного подразделения – автора документа» и «наименование должности лица – автора документа»;
  • реквизит «ссылка на регистрационный номер и дату документа» теперь будет называться «ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа»;
  • добавлен реквизит «гриф ограничения доступа к документу»;
  • убран реквизит «идентификатор электронной копии документа», зато появилась «отметка об электронной подписи»;
  • вместо «оттиска печати» теперь значится «печать»;
  • вместо «визы согласования документа» – просто «виза»;
  • «отметка о наличии приложения» стала «отметкой о приложении»;
  • вместо «отметки о поступлении документа в организацию» – «отметка о поступлении документа»;
  • вместо «отметки об исполнении документа и направлении его в дело» – «отметка о направлении документа в дело».

Например, в п. 5.5 сказано, что наименование организации должно соответствовать наименованию юридического лица в его уставе. Однако сейчас законодательство допускает использование организацией типового устава, и в этом случае в уставе ее наименования не будет. В то же время оно обязательно присутствует в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

В описании реквизита «адресат» (5.15) не учтено, что часто адресатами являются зарубежные организации и физические лица, не являющиеся гражданами России. Дошедшее со времен пишущих машинок ограничение списка адресатов четырьмя, а также положение о том, что «при отправке письма по электронной почте или по факсимильной связи (без досылки по почте) почтовый адрес не указывается», наверно, можно считать оптимизационными, но ни в коем случае не императивными (т.е. требующими обязательного исполнения).

В реквизит «дата документа» не стали вносить изменения, хотя еще с 2013 года Гражданский кодекс РФ требует указания в протоколе собрания еще и точного времени его проведения.

В п. 5.14 «гриф ограничения доступа к документу» присутствует требование проставлять гриф только на первом листе документа, хотя это противоречит законодательству: грифы секретности и гриф «коммерческая тайна» должны указываться на каждом листе (для непрошитых бумажных документов это особенно важно, поскольку в противном случае будет затруднительно привлекать нарушителей к ответственности).

Самым сомнительным реквизитом, пожалуй, можно считать «отметку об электронной подписи» (п. 5.23). Практика использования отметок, визуализирующих электронные подписи, пока что не сложилась. Здесь встречаются сложности 1 . И соблюсти требование о помещении визуализации в место, предусмотренное для подписи, может быть проблематично, в мировой практике используются иные подходы. Кроме того, странно, когда в визуализации подписи не указываются важнейшие сведения о ней:

  • является ли она квалифицированной,
  • каковы полномочия подписавшего лица,
  • ограничения на использование сертификата (если есть),
  • название выпустившего сертификат удостоверяющего центра,
  • дата и время создания подписи.

В описании реквизита «печать» (п. 5.24) не нашли отражения последние изменения законодательства, делающие ее применение коммерческими организациями необязательным. Т.е. ГОСТ говорит о необходимости проставления печати без оговорки «при ее наличии».

В описании реквизита «отметка о заверении копии» (п. 5.26) показан единственный вариант оформления, фигурировавший в старом ГОСТ, пригодный только для заверения одной страницы документа и урезанный по сравнению с составом элементов, которые требуют включать 2:

  • Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76) и
  • Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-X (ныне действующий).

Как видите, некритически использовать приведенные в новом стандарте рекомендации нежелательно .

Описание целого ряда реквизитов (например, «отметки о поступлении документа» в п. 5.27) сформулировано на чисто «бумажном» языке и неприменимо к электронным документам. Предложение отметить, что при электронном документообороте данная отметка может вноситься в регистрационную карточку документа (или иным образом фиксироваться в системе электронного документооборота), было отклонено.

Раздел про бланки переносит требования к бумажным бланкам на электронные документы без учета специфики их создания, использования и вопреки уже сложившейся практике как в государственном, так и в коммерческом секторах.

В общем, обновленный стандарт можно считать временным решением, поскольку он по-прежнему преимущественно ориентирован на традиционный бумажный документооборот и во многих вопросах не слишком хорошо стыкуется со все шире распространяющейся практикой «электронного правительства».

    1 См. статью «Визуализация электронной подписи: отечественные и зарубежные подходы » в № 12` 2014 нашего журнала.
    2 Подробно с правилами заверения копий документов мы разбирались совсем недавно – в статье «Как организации отразить изъятие ее документов и дел? » в № 2` 2017 нашего журнала.

Делопроизводство в организации подразумевает деятельность по созданию официальных документов и организации работы с ними. Для унификации процессов работы с документами, повышения их оперативности и эффективности в организации может разрабатываться инструкция по делопроизводству. Кроме того, в организации может вводиться и должность делопроизводителя, чей круг должностных обязанностей мы рассматривали в отдельном . В этой консультации приведем типовую инструкцию по делопроизводству 2017 и 2018.

Делопроизводство как процесс

Инструкция по делопроизводству в организации может охватывать все этапы движения документов в организации и предусматривать, в частности, порядок:

  • приема, учета, регистрации, прохождения и отправки корреспонденции;
  • составления и оформления служебных документов;
  • подготовки и оформления организационно-распорядительных документов (приказов, протоколов служебных совещаний);
  • составления номенклатур дел и формирования дел в делопроизводстве;
  • подготовки документов к последующему хранению и использованию;
  • учета, хранения и использования бланков.

К примеру, процесс подготовки документов к последующему хранению и использованию может предполагать:

  • экспертизу ценности документов, т. е. определение значения документов в целях их отбора на хранение и установления сроков хранения;
  • оформление дел, т. е. комплекс работ по описанию дела на обложке, брошюровке, нумерации листов и составлению заверительной надписи;
  • передачу дел в архив и обеспечение сохранности документов.

Кроме того, инструкция по делопроизводству может предусматривать порядок применения печати, обязательное использование которой в хозяйственных обществах в настоящее время не требуется.

Существуют документы обязательные (предусмотренные ) и рекомендованные. Если в вашем КДП полный ноль — стоит энергично взяться за создание обязательной документации. В самом общем виде она подразделяется на две категории:

  1. Локальные нормативные акты.
  2. Документы, создаваемые при оформлении трудовых отношений.
  • положение о защите .

Сюда же, но с учетом специфики, можно отнести:

  • положение о и пр. (если такие особенности на вашем предприятии существуют).
  • документы по учету кадров (трудовые, гражданско-правовые договоры; приказы по личному составу; личные карточки работника);
  • документы по учету рабочего времени и расчетов (табели, расчетно-платежные ведомости);
  • личные документы сотрудников (трудовые книжки, документы личного дела).

Нумерация приказов в кадровом делопроизводстве

Обычно у новичков возникает вопрос: как нумеровать приказы? Хорошая новость: законодательных требований не установлено, положитесь на здравый смысл.

Есть несколько вопросов-подсказок, ответив на которые, вы сможете создать собственную логику нумерации приказов.

  • Сколько в организации штатных сотрудников: 10, 50, больше пятидесяти?
  • Какова текучесть кадров?
  • Как часто приходится изменять условия труда (переводить сотрудников с должности на должность, привлекать к работе в выходные дни и т.п.)?

Если увидите, что объем приказов будет небольшой, можно делать сквозную нумерацию с добавлением литеры «К» (ежегодно начиная с № 01-К), чтобы отделить их от приказов по основной деятельности. Если приказов много — опытные кадровики советуют разделить и промаркировать буквенными обозначениями разные виды приказов в зависимости от их темы.

Чтобы не запутаться и содержать документацию в порядке — также рекомендовано вести журнал регистрации приказов.

Ведение кадрового делопроизводства

Эта непростая работа осуществляется на основании , который содержит библиотеку образцов всех документов — можно брать и пользоваться. Кстати, с 2013 года никто не имеет права потребовать документы только в том виде, в котором они представлены в постановлении: но зачем тратить время на изобретение велосипеда?

Для начала рекомендуется издать инструкцию или регламент по КДП, где прописать, как документируются все кадровые процедуры, как они проходят внутри организации и т. д. Такая инструкция станет надежной основой всего КДП на предприятии и позволит навести в нем идеальный порядок.

Регламентировать любой производственный или бизнес-процесс - значит установить правила выполнения этого процесса на уровне внутреннего, корпоративного, законодательства. Сделать это можно при помощи локальных нормативных актов. Какие из них могут действовать в организации и понадобятся в первую очередь, рассмотрим в статье.

ПРИЗНАКИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ (ЛНА)

В юриспруденции существует понятие «нормативный правовой акт». Нормативные правовые акты высшего, государственного, уровня содержат нормы права, обязательные для всех граждан государства. Это, например, Конституция РФ, федеральные законы, кодексы, указы Президента. В отличие от общегосударственных локальные нормативные акты действуют в рамках одной или нескольких организаций и обязательны только для их работников.

Проще говоря, локальный нормативный акт «Инструкция по делопроизводству ООО «АБВ» обязательна только для работников ООО «АБВ». За несоблюдение локальных нормативных актов работники организации могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Существенные признаки нормативного правового акта перечислены в п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». По аналогии можно определить и главные признаки ЛНА. Как и все нормативные правовые акты, они:

  • Издаются в установленном порядке. Каждый ЛНА проходит маршрут от подготовки проекта документа до утверждения его генеральным директором либо специально уполномоченным на это должностным лицом (см. Схему).
  • Содержат нормы и правила, которые могут касаться деятельности организации в целом, ее подразделений (отделов, рабочих групп, комиссий), коллегиальных и других органов, выполнения производственных или бизнес-процессов. При этом есть ЛНА, которые должны соблюдать не все работники. Так, если инструкция по делопроизводству обязательна для всех, то положением об экспертной комиссии руководствуются только члены этой комиссии.
  • Применяются неоднократно. Локальные нормативные акты издаются и применяются неоднократно. Некоторые ЛНА сопровождают организацию все время ее существования. Это, например, правила внутреннего трудового распорядка или положение о защите персональных данных работников.

ЛНА ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ: ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ

У всех организационно-правовых документов одна цель - регламентировать какой-либо процесс или явление. Поэтому иногда даже опытным секретарям и делопроизводителям трудно выбрать вид документа для каждого конкретного случая. Попробуем разобраться. Источник всех определений - «Словарь видов и разновидностей современной управленческой документации» .

Положение - нормативный правовой акт, определяющий статус органа власти, организации, структурного подразделения, коллегиального, совещательного, экспертного, методического или иного органа и (или) устанавливающий порядок выполнения деятельности (работ) определенного вида.

Положение устанавливает, какие структурные подразделения или органы есть в организации, определяет их функции, цели, задачи и ответственность. Положения появляются, когда формируются новые структурные подразделения. Например, вместо канцелярии создаются отдел делопроизводства и Архив.

Инструкция - правовой акт, который издается для установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые или иные специальные стороны деятельности организаций, их структурных подразделений, должностных лиц и граждан.

В отличие от положения, которое, прежде всего, отвечает на вопросы «кто?» и «что?», инструкция отвечает на вопрос «как?». В ней подробно и всесторонне описывается все, что касается выполнения того или иного процесса.

Регламент бизнес-процесса - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности органа власти, коллегиального или совещательного органа.

Но в случае с ЛНА чаще речь идет о несколько ином документе, особенно в коммерческих организациях. Тогда под регламентом бизнес-процесса понимается разновидность организационно-правового документа, в котором последовательно описываются все этапы процесса и порядок взаимодействия исполнителей на каждом этапе.

Регламент бизнес-процесса отличается от инструкции способом описания операций. В регламенте они описаны последовательно (от первой до последней), а в инструкции выстроены тематически.

Правила - нормативный правовой акт, устанавливающий нормы и требования в отношении предмета правового регулирования.

Основная задача правил - конкретизировать и подробно описать один из процессов, уже утвержденных в инструкции. Например, в инструкции по делопроизводству правилам ведения электронной переписки может быть посвящен только один абзац. А самостоятельные правила ведения электронной переписки - это зачастую объемный ЛНА, состоящий из нескольких разделов. В нем процесс создания, отправки, получения и обработки электронных писем описан подробнее.

Если инструкция издается для полноценного описания какой-то из сторон деятельности организации, то правила конкретизируют инструкцию. В них описан не просто каждый шаг, а каждый вдох и выдох исполнителя операции.

Приказ - правовой акт, принимаемый руководителем организации, действующим единолично, в целях регулирования деятельности организации.

Приказ далеко не всегда является локальным нормативным актом, но вполне может выполнять эту функцию. Здесь будет уместно вспомнить о характерных чертах ЛНА, которые мы рассматривали выше. Если приказ устанавливает нормы (правила) выполнения процесса, назначает ответственных лиц, применяется неоднократно и обязателен для всех указанных в нем работников, то он может быть признан полноценным ЛНА.

Приказы не описывают порядок выполнения процесса, а фиксируют принятое решение. Например, назначить ответственных за делопроизводство в филиалах или утвердить разработанную систему индексации подразделений.

Таблица 1 поможет определить назначение разных ЛНА и выбрать наиболее подходящий вид документа для каждого случая.

Таблица 1

Виды и назначение ЛНА по делопроизводству

Вид ЛНА

Назначение ЛНА

Пример

Положение

Определяет статус структурного подразделения

Положение о Службе документационного обеспечения управления

Устанавливает порядок выполнения деятельности (работ) определенного вида

Положение о хранении документов

Определяет статус коллегиального совещательного органа

Положение об экспертной комиссии

Инструкция

Регулирует одну из сторон деятельности организации

Инструкция по делопроизводству

Регламент бизнес-процесса

Последовательно описывает операции процесса и порядок взаимодействия участников операций

Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения заданий по документам»

Конкретизируют уже регламентированный процесс

Правила отправки и получения почтовой корреспонденции

Фиксирует решение, принятое по процессу

Приказ «О назначении ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях»

ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ

Инструкция по делопроизводству - центральный из локальных нормативных актов, посвященных ДОУ. Можно, хоть и не рекомендуется, обходиться без положения о службе ДОУ или без регламентов бизнес-процессов делопроизводства. Но если в организации делопроизводством занимаются хотя бы несколько человек, то соответствующая инструкция просто необходима. В противном случае каждый участник процессов делопроизводства (то есть каждый работник) будет работать с документами так, как сочтет нужным, опираясь только на свои собственные знания и опыт и считая их единственно верными. Для секретаря это катастрофа. Поэтому без инструкции по делопроизводству не обойтись.

Нормативная база

К сожалению, типовой инструкции по делопроизводству для негосударственных организаций нет и быть не может, потому как они слишком по-разному, хоть и в рамках единых правил, ведут ДОУ.

Общий порядок разработки инструкции по делопроизводству точно такой же, как на Схеме: подготовленный проект документа проходит процедуру согласования и утверждается генеральным директором или уполномоченным на это лицом.

Собственноручно писать инструкцию по делопроизводству с нуля не нужно. Все правила делопроизводства в России прошли проверку десятилетиями и менялись незначительно. Источников для написания инструкции множество. Основными могут стать:

  • Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждены приказом Росархива от 23.12.2009 № 76; далее - Методические рекомендации для ФОИВ);
  • ГОСТ Р 7.0.8.-2013. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;
  • ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (далее - ГОСТ Р 7.0.97-2016);
  • Типовая инструкция по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации (утверждена приказом ФТС России от 09.07.2014 № 1331; далее - Инструкция для ФТС). Она обязательна только для ФТС и подведомственных ей организаций, но другие организации могут использовать ее в качестве основы для собственной инструкции.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

ГОСТ Р 7.0.97-2016 начинает действовать с 1 июля 2017 года. А Методические рекомендации для ФОИВ и Инструкция для ФТС составлены на основе прежнего стандарта по оформлению документов - ГОСТ Р 6.30-2003 и методических рекомендаций к нему . С 01.07.2017 оба этих документа перестают быть актуальными в части, посвященной оформлению реквизитов. Поэтому составители инструкций по делопроизводству должны быть внимательными - новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 меняет не только правила оформления реквизитов, но и их состав.

Структура инструкции

Состав, порядок расположения и содержание разделов инструкции могут варьироваться. Все зависит от того, как выстроена система делопроизводства. Инструкции по делопроизводству в организациях, которые активно используют систему электронного документооборота (СЭД) и электронную цифровую подпись (ЭЦП), и в организациях, где процветает бумажный документооборот, будут очень разными.

Тем не менее, можно составить базовое универсальное содержание инструкции по делопроизводству, чтобы разработчикам этого ЛНА «на местах» было от чего оттолкнуться (Таблица 2).

Таблица 2

Базовая структура инструкции по делопроизводству

Номер раздела

Раздел инструкции по делопроизводству

Утверждаемые разделом формы / образцы документов

Общие положения

Термины и определения

Требования к оформлению документов

Бланки документов (общий бланк для документов, бланк письма, бланки отдельных видов документов, другие бланки).

Форма журнала учета и выдачи бланков (если организация ведет учет бланков).

Образцы оформления каждого из реквизитов (приводятся сразу в тексте при описании правил оформления реквизитов документов).

Организация работы с документами

Система электронного документооборота

Особенности работы с электронными документами

Прием, обработка, регистрация и распределение поступающей корреспонденции

Форма журнала регистрации входящих документов.

Образец акта о недостаче документов.

Образец акта о повреждении документов.

Оттиск штампа о регистрации входящего документа.

Организация исполнения документов и поручений

Образец оформления резолюции.

Форма справки-отчета об исполнении документов.

Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов

Образец приказа.

Образец распоряжения.

Образец акта (например, о возврате неполного пакета документов)

Образец доверенности (например, на получение почты).

Порядок оформления и исполнения решений, принятых на совещаниях

Образец краткого протокола совещания.

Образец полного протокола совещания.

Оформление и отправка исходящих документов

Образец сопроводительного письма.

Форма журнала регистрации исходящих документов.

Форма журнала почтовых отправлений.

Форма списка для отправки партионных почтовых отправлений.

Порядок работы с обращениями граждан

Форма заявки (обращения) гражданина.

Форма журнала регистрации обращений граждан (если организация учитывает обращения граждан отдельно).

Порядок передачи документов на хранение

Форма сдаточной описи.

Организация и учет документов в архиве

Форма номенклатуры дел организации.

Форма номенклатуры дел структурного подразделения.

Форма описи дел постоянного хранения;

Форма описи дел временных (свыше 10 лет) сроков хранения.

Форма описи дел по личному составу.

Форма описи электронных дел и документов постоянного хранения.

Форма описи электронных дел и документов временного (свыше 10 лет) хранения.

Использование документов в архиве

Образец акта о выдаче дел во временное пользование.

Уничтожение документов с истекшими сроками хранения

Форма акта о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения.

Порядок хранения документов по инструкции

Порядок архивного хранения документов описывается в разделах инструкции на основе:

  • Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утверждены приказом Минкульта России от 31.03.2015 № 526; далее - Правила 2015);
  • Основных Правил работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002).

ЛНА ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ: КАК ВЫБРАТЬ?

Для небольшой организации инструкции по делопроизводству будет вполне достаточно, тем более, если она описывает все процессы делопроизводства, от создания до уничтожения документа.

Регламенты по делопроизводству чаще всего «вырастают» в самостоятельные ЛНА из инструкции. Это происходит естественным путем - по мере развития организации. Если на определенном этапе появится необходимость регламентировать бизнес-процессы, тогда могут быть разработаны:

  • регламент бизнес-процесса «Создание документа»;
  • регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документа»;
  • регламент бизнес-процесса «Архивное хранение документа»;
  • другие регламенты, в зависимости от того, какие процессы делопроизводства руководство сочтет нужным описать и регламентировать.

Еще один вариант развития событий: в организации накопилось множество документов, и для них был создан архив. В этом случае необходимо сразу регламентировать процесс их хранения, иначе работников архива завалят документами. Решить проблему поможет инструкция по оформлению и передаче дел на архивное хранение.

Впрочем, если архив пока невелик и находится в стадии становления, это могут быть правила или даже приказ по основной деятельности. Выбор видов документов для регламентирования процессов делопроизводства, как мы уже выяснили, довольно велик.

Словарь видов и разновидностей современной управленческой документации. - Росархив, ВНИИДАД. - М., 2014.

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

«Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003» (утверждены Росархивом).

Поделиться: