ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ Гарантии прав детей в рф

Введение

Забота о ребенке и защита его прав является важнейшим направлением деятельности международных объединений, государств мира. Проблема законодательной защиты прав ребенка в России относится к числу наиболее актуальных проблем на современном этапе развития страны. Для нашего государства детство является важным этапом жизни человека. Отсюда исходят принципы приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Данные принципы прописаны в одном из Федеральных законов, который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. Таким законом является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г.

Цель данной работы: проанализировать Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Задачи:

  1. Рассмотреть защиту прав детей как основной компонент политики государства.
  2. Изучить федеральный уровень нормативного обеспечения прав ребенка в РФ.

Защита прав детей как основной компонент политики государства

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.

Ребенок – это субъект правовых отношений не только в семье, но и в образовательном учреждении, ведь в нем он проводит большую часть времени.

Соблюдение прав детей имеет значение, как для системы образования, так и для общества в целом. Так как возможность достижения в перспективе социальной гармонии, обретение каждым из нас правосознания непосредственно зависит от того, какие ценности будут привиты детям, а значит от того, в каких условиях они будут расти, развиваться и воспитываться.

Задача государства и общества, в целом – обеспечить гарантии прав каждого ребенка на всестороннее полноценное развитие личности.

Осуществление прав ребенка во всех сферах его жизнедеятельности – основной компонент социальной политики нашего государства по защите детства. Согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г. «…ребенком считается каждое человеческое существо до достижения им 18 – ти летнего возраста, если по закону он не достигает совершеннолетия ранее».

В рамках педагогической парадигмы сложились несколько концептуальных подходов к проблеме защиты прав детей. В широком понимании, защита детей – целенаправленная, сознательно-регулируемая на всех уровнях общества система практических, социальных, экономических, политических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, духовных мер, обеспечивающих условия и ресурсы, достаточные для нормального физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления прав и человеческого достоинства, а так же побуждающих активность к самозащите и формирующих социально полноценную личность.

Таким образом, существует довольно большое количество подходов в рамках смежных наук и сущность защиты прав детей состоит в обеспечении поддержки и помощи ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов посредством различных средств и методов.

В 2010 году Дмитрий Медведев обозначил развитие детской политики в качестве нового социального приоритета нашей страны на ближайшее будущее. Среди мер поддержки детей самостоятельное место занимают нормы права, в которых закреплена возможность использования всех существующих мер и способов обеспечения нормального физического и духовного развития ребенка.

Федеральный уровень нормативного обеспечения прав детей

В Конвенции ООН «О правах ребенка» говорится 1989 г. говорится: «Государства – участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п.1. ст.2)

Мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений. Этим обстоятельством объясняется важность правовых проблем обеспечения интересов несовершеннолетних граждан. Речь идет о широком перечне правовых средств защиты ребенка, законодательных актов, неодинаковых по своей отраслевой принадлежности, каждый из которых защищает права и интересы детей.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

– Конституция Российской Федерации.

– Семейный кодекс Российской Федерации.

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

– Федеральный закон об образовании.

– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

Основным законом в области обеспечения прав детей стал принятый 24 июля 1998 года Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Развивая положение пункта 1 статьи 38 Конституции РФ о том, что детство, как важный этап жизни человека, находится под защитой государства. Закон не просто называет, но и устанавливает основные гарантии его соблюдения в России на основе Конституции РФ и регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией прав детей.

К моменту принятия данного Закона некоторые права ребенка, как гражданина, были уже были закреплены в Конституции РФ, в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»:

Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка;

Определяет цели государственной политики;

Законодательство закрепляет основные гарантии прав ребенка;

Устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей;

Определяет различные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, охраны здоровья и отдыха;

Устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, образовательном или любом учреждении;

Оговаривает право обучающихся проводить во внеучебное время собрания и митингов по защите своих прав;

Направлен на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному духовному развитию;

Определяет уровень компетенции федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка и определяет их полномочия;

Гарантирует государственную поддержку органам местного самоуправления, защищающие законные интересы детей.

Таким образом, целями государственной политики в интересах детей являются:

Осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушения;

Формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры;

Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:

Законодательное обеспечение прав ребенка;

Государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовка их к полноценной жизни в обществе;

Установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учётом региональных различий данных показателей;

Ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребёнка, причинение ему вреда;

Государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребёнка.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» конкретизирует понятие о механизмах защиты прав детей. К таким механизмам относятся определение государственных минимальных социальных стандартов; персональный учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; создание социальных служб для детей; возможность рассмотрения в суде ситуаций, когда действия должностных лиц, организаций, граждан нарушают права детей; ограничения на использование объектов социальной инфраструктуры для детей (если эти объекты являются государственной собственностью); информирование детей и их родителей (законных представителей) об их правах; разработка и реализация федеральных целевых программ по осуществлению государственной политике в интересах детей.

Заключение

Защита прав детей является основным компонентом политики государства. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из определенных принципов. Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития детей.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Законодательство основывается на Конституции РФ.

Сегодня Закон должен стать центральной частью, стержнем любой профессиональной практики. Незнание правовых основ и затруднения при их последующем применении вызывают ролевой конфликт, неуверенность, неопределенность и незащищенность.

Со временем число законов, предназначенных для защиты прав ребенка, возрастет. Но важно, чтобы они были нацелены на решение задач не только сегодняшнего дня, но и на ближайшую перспективу.

Список литературы:

1. Право – предоставленная кому – либо свобода, возможность действовать или пользоваться чем – либо, гарантированная государством или какими – либо другими законами, постановлениями.

2. Гарантии - обеспечение осуществления чего-либо, выполнения каких-либо обязательств и т.п.; поручительство, ручательство, порука в чём-либо.

3. Филатова, Е.В. Организация защиты прав детей [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Филатова Е.В., Грабчук К. М.; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2011. - С. – 8.

4. Алиева, З.А. Проблема законодательной защиты прав ребенка в современной России [Электронный ресурс] / З.А. Алиева //Юридический вестник ДГУ, 2013. -№1. – С. 53.

5. Филатова Е. В. Указ. соч. С. 15-16.

6. Федеральный закон от 24 июля 1998. №124 Ф-З «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] /Информационно-правовой портал ГАРАНТ. – Режим доступа – base garant.ru.

7. Заряев А.В. Ювенальное право: Учебник для вузов [Электронный ресурс] / Под. ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – 320 с.

8. Филатова, Е.В. Организация защиты прав детей [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Филатова Е.В., Грабчук К. М.; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2011. - С. – Режим доступа – base garant.ru.

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Глава I. Общие положения

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;

организации отдыха детей и их оздоровления — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

1. Целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ в пункт 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:

законодательное обеспечение прав ребенка;

поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:

установление основ федеральной политики в интересах детей;

выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации

Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

См. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

2. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются с учетом региональных различий, традиций народов Российской Федерации, если иное не установлено законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

3. Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.

Имущество, которое является собственностью субъекта Российской Федерации и предназначено для целей образования, воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, используется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

4. Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, а также земельные участки, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.

5. Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

См. текст пункта 6 статьи 13

7. Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться в установленных законом порядке.

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.

3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей см. приказ Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. N 1917

Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляется федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

4. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством Российской Федерации.

Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных мер, за исключением такой меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего.

Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.

Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка

Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации

1. Компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Статья 22. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации

Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации ежегодно разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения.

Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок его разработки, распространения, в том числе опубликования, определяется Правительством Российской Федерации.

См. Правила разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 839

Глава IV. Гарантии исполнения настоящего федерального закона

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона

1. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

Москва, Кремль

Согласно Конвенции Российской Федерации, для гармоничного развития личности, несовершеннолетний ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в полноценной семье, среди близких людей. В обязанности взрослых входит - подготовить его к самостоятельной жизни и помочь стать полноправным членом общества.

Полномочия несовершеннолетних регламентируются следующими основными законодательными актами:

  • Конституция РФ;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Основы прав РФ об охране здоровья граждан;
  • Федеральный закон об образовании;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Закон о дополнительных гарантиях общественной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Так же особое значение имеет 159 ФЗ об особенностях отчуждения недвижимого имущества. Ознакомиться с его последней редакцией можно

Главным нормативно-правовом документом, который устанавливает основные законные интересы несовершеннолетнего, предусмотренные Конституцией РФ, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Настоящий закон был принят участниками Государственной Думы 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля того же года. от 24.07.1998 № 124-ФЗ, в целях создания общественно-экономических условий для исполнения прав и законных интересов несовершеннолетнего, регламентирует основные права и законодательные интересы ребенка. Последний раз изменения и дополнения в закон вносились в ноябре 2011 года.

  • глава 1 (статьи 1-5) . Основные положения закона;
  • глава 2 (ст 6-15). Основные назначения в РФ;
  • глава 3 (ст 16-22). Координационные основы прав несовершеннолетнего;
  • глава 4 (статья 23). Гарантии исполнения Федерального закона № 124;
  • глава 5 (ст 24-25). Заключительные основные документы.

О защите прав ребенка федеральный закон определяет главные цели общегосудраственной политики , а именно: устанавливает государственные минимальные общественные стандарты основных показателей качества жизни; регламентирует различные меры по защите несовершеннолетнего при выполнении деятельности в сфере его образования и воспитания, а также охраны здоровья и отдыха; устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав несовершеннолетнего в семье и образовательном учреждении; гарантирует общегосударственную поддержку службам областного самоуправления.

Основные права ребенка в РФ

На территории Российской Федерации ребенком признается то лицо, которое не достигло возраста 18 лет, то есть совершеннолетия. Поэтому государство взяло на себя обязательство защищать несовершеннолетних.

В соответствии с действующим законодательством, ребенок вправе:

  • рассчитывать на получение имя, отчества и фамилии, гражданства. Данные реквизиты выбираются его родителями. Если же родители не могут прийти к общему мнению относительно его имени и фамилии, соответствующий вопрос разрешается службами опеки и попечительства;
  • жить и воспитываться в полноценной семье, вместе с родителями, которые обязаны заботиться о его воспитании, обучении и развитии. Развод родителей и их раздельное проживание никаким образом не должно влиять на права несовершеннолетнего. Соответствующая служба имеет полномочия запретить одному из родителей общаться с ребенком, но только в том случае, если данные действия необходимы для защиты его прав и интересов;
  • рассчитывать на защиту прав и интересов. Ответственность за защиту полномочий и интересов ложится на его родителей или законных представителей;
  • быть защищенным от злоупотреблений со стороны родителей или законных опекунов. Это может выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении, сексуальных домогательствах или в запугивании;
  • вправе свободно выражать свою позицию, относительно своего будущего, а также отношений в семье. Вправе свободно выражать свои взгляды, как в письменном виде, так и в устной форме;
  • иметь свободный доступ к различным сведениям. Данная информация должна нести благоприятную, нравственную направленность, а также способствовать полноценному физическому и психологическому развитию несовершеннолетнего. От других сведений, которые способны причинить ему вред, родители должны защитить;
  • рассчитывать на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его недвижимости, а также имеет право в тайне хранить личные переписки, телефонные разговоры и другую личную информацию;
  • несовершеннолетний, лишенный родителей, имеет право рассчитывать на защиту и помощь РФ;
  • на полноценный уровень жизненной деятельности. Закон о защите прав ребенка в РФ обязывает родителей обеспечивать детям соответствующий уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития;
  • на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Муниципальные учреждения обязаны предоставить ему бесплатное медицинское обслуживание;
  • на образование. Начальное, основное общее и среднее профессиональное является бесплатным. Высшее образование можно получить, пройдя конкурс;
  • на отдых и развлечения, подходящие его возрасту, а также право на участие в различных культурных мероприятиях;
  • на защиту от эксплуатации и выполнения работы, которая способна причинить вред его здоровью и психологическому состоянию. Именно поэтому устанавливает правила, определяющие возрастную категорию, по достижению которой его могут принимать на работу;
  • несовершеннолетний с ограниченными возможностями, имеет право на получение особой заботы и предоставление особых условий. Российская Федерация предоставляет таким детям различные гарантии и льготы, а также оказывает их родителям материальную помощь;
  • имущественные права. То есть право на получение содержания от своих родителей или законных опекунов.

Скачать закон о защите прав ребенка

Забота о детях и защита их прав является важнейшим направлением в деятельности межнациональных объединений, государств мира. Проблема законодательной защиты прав ребенка в России считается наиболее актуальной проблемой на современном этапе развития страны.

Для Российской Федерации детство является важным этапом в жизни каждого человека. Именно на этом этапе в человеке воспитываются высокие, нравственные качества, патриотизм, гражданственность, а также развивается общественная значимость и творческая личность. Для благополучного развития страны и был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, который можно скачать

Последние изменения в законе о детях

Федеральный закон от 03 декабря 2011 г. №378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»» был принят членами Государственной Думы 18 ноября 2011 года. Настоящие изменения были одобрены Советом Федерации 25 ноября того же года. Больше всех изменений в ФЗ о детях претерпели статьи 13 и 16.

Статья 13

Согласно первому пункту, защиту законных интересов ребенка при формировании общественной инфраструктуры для детей, обеспечивают федеральная служба исполнительного правления, а также служба исполнительного правления субъектов РФ. Пункт 6 ст 14 утратил свою правовую силу.

Пункт 7 изложить в следующей редакции: «Изменение формы собственности имущества, относящаяся к субъектам общественной инфраструктуры для детей и является общегосударственной и муниципальной собственностью, которая должна исполняться в установленном законом порядке».

Статья 16

Дополнить пункт 2 следующим текстом: «В соответствии с настоящим законом и другими нормативно-правовыми актами, субъекты РФ могут создавать должность уполномоченного лица».

Государственной Думой

Советом Федерации

1.4. Правовую основу деятельности по предупреждению самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, организации их розыска и индивидуальной профилактической работы с ними (далее - деятельность по профилактике самовольных уходов детей) составляют: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Приказ Министра обороны РФ от 15.03.2011 N 333 (ред. от 15.11.2018) О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";N 662 "Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения", письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 18 мая 2011 г. N ЮП-03/13989 необходимо направлять в адрес Минобрнауки России обращение и полный комплект документов в соответствии с установленным вышеназванным приказом Минобрнауки России перечнем документов и требованиями к их оформлению для согласования с Минобрнауки России передачи в аренду объектов федерального имущества, а также для проведения оценки последствий принятия решения о заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных за ней объектов федеральной собственности (согласно приложениям N N 1 - к настоящему письму).


В июле 1998 года Государственной Думой РФ был принят новый Федеральный закон No124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года. Данный законодательный акт гарантирует соблюдение основных гарантий прав и интересов малолетних граждан, которые определены главным государственным документом – Конституцией РФ. Такое регулирование позволяет создать все необходимые условия для защиты интересов и свобод детей.

Закон построен на принципе первоочередности организации подготовки детей к полноценной самостоятельной жизни в будущем путем социализации и интеграции в общество. Рассмотрим основные положения действующего закона и выделим наиболее важные моменты.

Структура закона

Как мы уже отметили, в РФ ФЗ начал действовать около двух десятков лет назад, и за этот период в документ были внесены определенные поправки.

В целом, структура законодательного акта осталась первоначальной, за некоторыми исключениями, и представлена следующим образом:

  1. В первой главе рассматриваются общие положения по указанному вопросу. Глава включает в себя пять статей, где указываются основные понятия и их определения, которые в дальнейшем будут использоваться в документе.
  2. Вторая глава – это главные направления в . Состоит из девяти статей.
  3. В третьей главе прописаны организационные моменты по обеспечению исполнения полномочий малыша. Сюда входят восемь глав, четыре из которых (17-20) утратили свою силу.
  4. Четвертая глава состоит из одной статьи и говорит о том, какие гарантии получает ребенок в рамках обеспечения его прав и обязанностей.
  5. Пятая глава – это заключительные положения, где прописаны условия и сроки введения закона. Глава состоит из двух статей.
Структура достаточно проста и понятна. Основные моменты, регулирующие вопросы, связанные с правами детей, прописаны во второй и третьей главах. Другие части акта носят уведомительный характер.

Для получения полного представления о том, как регулируются вопросы, связанные с защитой прав детей, стоит уделить внимание указанным главам и подробнее рассмотреть статьи, которые включены в разделы.

Важные моменты действующего закона

В статье первой закона прописаны все основные понятия и термины, с которыми граждане могут встретиться во время прочтения всего документа.

В частности можно отметить такие термины, как ребенок (лицо, не достигшее 18-ти лет) или ребенок в трудной жизненной ситуации (т.е. малыш, оставшийся без попечительства родителей или подвергшийся тяжелым испытаниям). В последующих статьях размещены данные, касающиеся основ, регулирующих данный вопрос, а также цели и задачи государственных органов власти.

Глава вторая, как мы отмечали, состоит из девяти статей, каждая из которых регулирует определенный раздел правоотношений ребенка и общества (в частности родителей, опекунов, усыновителей). Ст. 8 утратила свою силу, а остальные включают в себя следующие моменты:

  • гарантии, представленные ребенку государством, а также акты, на основании которых устанавливаются права малыша после его появления на свет;
  • помощь, которая оказывается несовершеннолетнему гражданину для защиты его прав и интересов;
  • какие меры применяются для защиты ребенка во время получения им образования и воспитания в семье;
  • порядок обеспечения права ребенка на охрану здоровья;
  • какая защита предусмотрена для детей в сфере профориентации или подготовки к трудовой деятельности;
  • способы защиты детей во время отдыха и в период оздоровления;
  • порядок обеспечения защиты ребенка в социальной сфере;
  • каким образом гарантируется защита детей от информации, наносящей вред психике и нравственности, а также дополнительные меры по обеспечению для ребенка условий по нравственному и духовному воспитанию;
  • условия предоставления защиты прав детям, находящимся в сложной жизненной ситуации.
Каждое положение включает в себя полную информацию о том, на какую защиту от государства может рассчитывать ребенок.

Третья глава содержит данные о том, какие органы занимаются обеспечением организационных основ и гарантий прав ребенка, а также каким образом осуществляется финансирование этих учреждений. Заключительные статьи рассказывают о том, как разрешить спорную или очень сложную ситуацию, возникшую в данном вопросе, путем обращения в судебную инстанцию.

Необходимость законодательного акта

Законодательный акт используется в качестве основы для формирования условий реализации основных прав и свобод, гарантированных малолетним гражданам государством. Документ входит в общий перечень актов, которые регулируют данный вопрос.

Заключение

Ребенок при рождении автоматически получает определенные прав и свободы, прописанные в Конституции РФ. Чтобы несовершеннолетний гражданин мог гарантированно воспользоваться своими полномочиями, государственными органами издается ряд дополнительных актов, способных в комплексе регулировать и защищать интересы малолетних детей, а также обеспечивать им достойное проживание и полноценное развитие.

Поделиться: