Федеральная служба финансово-бюджетного контроля (Росфиннадзор). Упразднение росфиннадзора А кто на смену

Указом президента в феврале 2016 г. был упразднён Росфиннадзор – подконтрольная Минфину служба. Ликвидационные процедуры продлятся до конца августа текущего года в соответствии с установленными сроками.

Какие функции выполнял Росфиннадзор

Росфиннадзор выполнял контрольно-надзорные функции в двух сферах – бюджетно-финансовой и валютной. Отслеживал и корректировал процесс расхода целевых бюджетных средств , контролировал качество исполнения работы аудиторскими организациями.

В дополнительную обязанность входила проверка операций по проведению госзакупок . Был признан действенным инструментом борьбы с махинациями и манипуляциями в сфере финансов.

Причины и инициатор ликвидации структуры

Официальная причина ликвидации Росфиннадзора – формирование компактной системы служб финансового контроля , входящих в структуру Минфина. Цели – оптимизация деятельности госструктур, совершенствование исполнительской власти, уменьшение числа контролирующих служб, устранение дублирующих механизмов.

Инициатива устранения «лишнего» ведомства исходила от Министерства финансов, была поддержана кабинетом министров. Деятельность Росфиннадзора дублировала функции казначейства в сферах надзора за финансовой дисциплиной, казначейским исполнением бюджета, контроля бюджетных проводок.

Премьер-министр в докладе президенту обосновал необходимость слияния двух служб с целью сокращения численности государственного аппарата , повышения эффективности работы исполнительных органов.

Ликвидация Росфиннадзора – один из первых шагов запланированного правительством на 2016 г. уменьшения числа чиновников. Минфин приводит цифры: при сокращении 10% госслужащих экономия бюджетных средств составит до 25 млрд. руб.

А кто на смену?

Функции ликвидируемой службы передаются структурам Министерства финансов:

  • казначейству переходит внешний контроль деятельности аудиторских организаций, надзор и контроль финансовых потоков в бюджетной сфере;
  • налоговой и переведённой в ведение Минфина таможенной службам – контроль валюты и валютные поступления.

К правопреемникам переходят и обязательства по рассмотрению связанных с исполнением судебных решений дел.

Как проходит реорганизация

Упразднению Росфиннадзора предшествовал этап сокращения его правомочий - в октябре-2015 структуру лишили прав возбуждения административных производств. Это касалось открытых дел в связи с бюджетными нарушениями, допущенными должностными лицами.

Все этапы ликвидационных процедур находятся под контролем Правительства РФ . Оно осуществляет контроль сроков проведения каждого этапа (завершение реорганизационных мероприятий датируется 01.09.2016), непрерывности реализации передаваемых функций, решения материально-технических, организационно-финансовых и др. вопросов.

Ответственность за исполнение реорганизации возложена на Минфин . Создана ликвидационная комиссия, возглавляемая Д. Брилем, зам. руководителя службы. Затраты на упразднение Росфиннадзора определяются его бюджетными ассигнованиями в текущем году.

Работники упраздняемой службы продолжают выполнять служебные обязанности. После освобождения от должностей, специалисты, владеющие ключевыми компетенциями, останутся в штате Министерства финансов , остальным будет оказана помощь в трудоустройстве.

Подписанный В.В. Путиным 02/02/2016 Указ привёл в действие идею жёсткой систематизации и оптимизации аппарата государственной службы.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[О ликвидационных мероприятиях по упразднению Росфиннадзора]


Документ с изменениями, внесенными:
.
____________________________________________________________________


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" :

1. Установить, что работники упраздняемого Росфиннадзора продолжают выполнять возложенные на них обязанности до высвобождения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Определить Минфин России федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению Росфиннадзора.

3. Утвердить председателем ликвидационной комиссии Росфиннадзора Бриля Д.В.

4. Завершить ликвидационные мероприятия по упразднению Росфиннадзора до 1 декабря 2016 года.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года N 1720-р .

5. Минфину России:

а) утвердить в 7-дневный срок состав ликвидационной комиссии Росфиннадзора, включив в указанный состав представителей Росархива, Казначейства России, ФНС России и ФТС России;

б) утвердить в 14-дневный срок смету расходов на проведение ликвидационных мероприятий по упразднению Росфиннадзора в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных упраздняемому Росфиннадзору в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" на финансовое обеспечение его деятельности;

в) утвердить до 25 ноября 2016 года ликвидационный баланс;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года N 1720-р .

г) обеспечить в срок, указанный в пункте 4 настоящего распоряжения, завершение ликвидационных мероприятий по упразднению Росфиннадзора.

6. Председателю ликвидационной комиссии Росфиннадзора:

а) в 3-дневный срок представить в Минфин России предложение о составе ликвидационной комиссии Росфиннадзора, предусмотрев включение в него представителей Росархива, Казначейства России, ФНС России и ФТС России;

б) провести в месячный срок инвентаризацию имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемым Росфиннадзором, а также переданного ему по договорам безвозмездного пользования, и определить совместно с Минфином России и Росимуществом перечень имущества для передачи его иным федеральным органам исполнительной власти;

в) обеспечить в месячный срок представление в установленном порядке в Казначейство России (территориальные органы Казначейства России) документов в целях исключения Росфиннадзора (территориальных органов Росфиннадзора) из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;

г) представить до 1 декабря 2016 года в Казначейство России ликвидационный баланс на дату завершения проведения ликвидационных мероприятий по упразднению Росфиннадзора в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах;
(Подпункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года N 1720-р .

д) в соответствии с законодательством Российской Федерации предупредить работников упраздняемого Росфиннадзора о предстоящем высвобождении;

е) оказать работникам упраздняемого Росфиннадзора содействие в трудоустройстве в иные федеральные органы исполнительной власти, а при невозможности трудоустройства или при отказе работников от трудоустройства обеспечить предоставление им гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Росимуществу оформить до 31 августа 2016 года в установленном порядке закрепление на праве оперативного управления за соответствующими федеральными органами исполнительной власти имущества, указанного в подпункте "б" пункта 6 настоящего распоряжения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

TREASURY EXECUTION OF THE FUNCTIONS OF THE LIQUIDATED ROSFINNADZORA (LEGAL ASPECT)

Leonid Rodionov

phD, Assistant Professor, Professor of civil law and procedure of the Samara branch of the Moscow city Pedagogical University, Chief specialist-expert Federal Treasury on the Samara region, Adviser to State civil service class 1, the excellent financial performance,

Russia, Samara

АННОТАЦИЯ

Актуальность данной статьи состоит в ознакомлении многих бюджетополучателей об организационно-правовом процессе ликвидации Росфиннадзора и перехода контрольных функций на органы Федерального казначейства России. Для достижения цели автор методом анализа рассматривает действующие нормативно-правовые акты, а также необходимость внесения в них изменений.

ABSTRACT

The purpose of this writing and its relevance is to acquaint many budget recipients of institutional Rosfinnadzora liquidation and transition of control functions on the organs of the federal Treasury of Russia. To achieve the goal the author analysis examines existing taken normative legal acts and make necessary changes.

Ключевые слова: актуально; казначейство; росфиннадзор; контрольные функции; финансово-бюджетный; бюджетные средства; контроль и надзор.

Keywords: true; the Treasury; fiscal supervision service; control functions; financial and budget; budgetary funds; control and supervision.

Контроль за расходованием бюджетных средств, в текущих непростых условиях в экономике должен осуществляться очень эффективно. Проводимые в стране мероприятия по оптимизации органов исполнительной власти предусматривают упразднение Росфиннадзора с передачей их полномочий Росказне (Федеральному казначейству России и его территориальным органам). Казначейство должно до конца текущего года полностью выполнять эти функции упраздняемого Росфиннадзора.

Премьер Министр РФ Дмитрий Медведев подчеркнул, что объединение Росфиннадзора и Федерального казначейства было предложено самим Минфином. Это предложение актуально, тем более, что две структуры «исполняют близкие задачи – надзор за финансовой дисциплиной, исполнением бюджета, казначейское исполнение бюджета, контроль за бюджетными проводками – так что все связано и может эффективно делаться внутри одной структуры и позволит сделать надзорную систему министерства финансов «более компактной» .

Президент России Владимир Путин 2 февраля 2016 года подписал Указ № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» . В целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Президент РФ указал:

  1. Упразднить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
  2. Передать функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора:
  1. по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», – Федеральному казначейству .
  1. Установить, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Реформирование государственных органов исполнительной власти повлекли за собой и существенные организационно-правовые преобразования. Проведение ликвидационных процедур должно обеспечить непрерывность осуществления передаваемых Федеральному казначейству функций упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, предусмотреть сохранение кадрового потенциала упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации функций, передаваемых Федеральному казначейству.

Приказом Министерства Финансов РФ от 10.02.2016 г. № 47 председателями ликвидационных комиссий территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора назначены Руководители Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, принимающие ликвидируемые территориальные органы Росфиннадзора .

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» в части сохранения кадрового потенциала упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации функций, переданных Федеральному казначейству с 21 апреля 2016 года в центральном аппарате Федерального казначейства были образованы шесть новых Управлений: Контрольно-ревизионное управление в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности, судебной системе и оборонном комплексе; Контрольно-ревизионное управление в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования; Контрольно-ревизионное управление в сфере развития экономики; Управление по надзору за аудиторской деятельностью; Управление планирования и отчетности контрольно-надзорной деятельности; управление по контролю в сфере контрактных отношений. 28 апреля 2016 года в Федеральном казначействе уже состоялось вручение первых приказов о приеме на работу сотрудников Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во вновь образованные Управления центрального аппарата Федерального казначейства. Такая работа проводится и на местах в субъектах РФ.

18 апреля 2016 года издан приказ Федерального казначейства России № 94 «Об организационно-штатной структуре Управлений федерального казначейства по субъектам РФ» , в котором утверждается организационно-штатная структура, утверждаются задачи и функции структурных подразделений. На УФК по субъекту РФ, возлагается осуществление в установленном порядке, внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в сфере экономики, в социальной сфере, в сфере межбюджетных отношений и социального страхования, в оборонном комплексе Российской Федерации; в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной системы.

В данном приказе определяются группы Управлений федерального казначейства по субъектам РФ и в зависимости от группы УФК, создаются определенное количество структурных подразделений для осуществления полномочий Федерального казначейства по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. В УФК, отнесенных к первой группе, предусматриваются:

  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной системы;
  • Контрольно-ревизионный отдел в оборонном комплексе;
  • Контрольно-ревизионный отдел в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования;

Во второй группе предусматриваются уже 6 отделов:

  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере развития экономики;
  • Организационно-аналитический отдел;
  • Отдел по контролю в сфере контрактных отношений;
  • Отдел по надзору за аудиторской деятельностью.

В третьей группе, отнесенных УФК, предусматривается 4 отдела:

  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы;
  • Контрольно-ревизионный отдел в социальной сфере;
  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере развития экономики;

В четвертой группе предусматривается уже три отдела:

  • Контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы;
  • Контрольно-ревизионный отдел в социальной сфере;
  • Организационно-аналитический отдел.

В пятую группу УФК вводится контрольно-ревизионный отдел в финансово-бюджетной сфере.

Остановимся на примере УФК по Самарской области, отнесенного к четвертой группе. В Управлении созданы: Контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы, Контрольно-ревизионный отдел в социально-экономической сфере и Организационно-аналитический отдел Управления Федерального казначейства по Самарской области. Отделы являются структурными подразделениями Управления Федерального казначейства по Самарской области, и созданы в целях осуществления в установленном порядке внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации. Они осуществляют свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Управления. В своей деятельности сформированные отделы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Бюджетным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, приказами Федерального казначейства и Управления, а также действующими Положениями.

В рамках поставленных задач Отделы выполняет следующие функции:

организуют и осуществляют в установленном порядке посредством проведения плановых (внеплановых) ревизий (проверок) контроль и надзор в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе при исполнении бюджетных полномочий распорядителями и получателями средств федерального бюджета в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы; осуществляют контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий в установленной сфере деятельности; осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, получателями средств федерального бюджета, государственных гарантий Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций в установленной сфере деятельности; осуществляют контроль за поступлением в установленные сроки информации о выполнении обязательных к рассмотрению представлений и обязательных для исполнения предписаний, за своевременным и полным устранением выявленных финансовых нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных организаций, а также возмещением ущерба; принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных актов. Осуществляют контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений в сфере закупок проверенных Отделами организаций, а также возмещения ими причиненного государству ущерба (по направленным предписаниям, представлениям).

На созданный Организационно-аналитический отдел возлагается организация в Управлении Федерального казначейства планирования деятельности контрольно-ревизионных отделов, документальное, техническое и информационно-аналитическое сопровождение их деятельности, контроль за реализацией материалов ревизий (проверок); осуществление организационно-аналитической работы, направленной на повышение эффективности контрольной и надзорной деятельности в УФК.

В рамках поставленных задач Отдел выполняет следующие функции: осуществляет формирование плана контрольной работы на предстоящий год и контроль за его выполнением; осуществляет координацию деятельности контрольно-ревизионных отделов УФК .

Проводимое реформирование потребует внесения дополнения в Приказ Федерального казначейства № 297 от 17.12.2013 г. «О порядке правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориальных органов ФК» , где пункт 1 необходимо дополнить материалами по результатам контрольно-ревизионных проверок.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 813-р внесен в Государственную Думу законопроект об изменениях в Бюджетном кодексе в связи с упразднением Росфиннадзора. Ранее, 27 апреля 2016 года Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс .

В целях повышения эффективности организации и проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита предлагается закрепить в Бюджетном кодексе РФ за Минфином России полномочия по методическому обеспечению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета.

Законопроектом предусматривается определение в Бюджетном кодексе Федерального казначейства в качестве федерального органа исполнительной власти, исполняющего функцию по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, переданную этой федеральной службе в связи с упразднением Росфиннадзора .

Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» подготовлен Минфином в целях реализации подпункта «е» пункта 5 Указа Президента России от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» . Таким образом, Бюджетный кодекс РФ приводится в соответствие с системой и структурой федеральных органов исполнительной власти в части системы органов внутреннего государственного финансового контроля на федеральном уровне. Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 апреля 2016 года .

Проведенная организационная работа позволить органам Федерального казначейства принять функции бывшего Росфиннадзора и без сбоя продолжить работу по финансовому контролю и соблюдению бюджетного законодательства. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил завершить ликвидацию Росфиннадзора до 1 сентября 2016 года .

Список литературы:

  1. Номенклатура дел отдела кадров УФК по Самарской области Дело № Д-17-06/2016, с. 217-230. (Не опубликована. Архив УФК по Самарской обл.)
  2. Официальный сайт Правительства РФ. Комиссия правительства по законопроектной деятельности // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://government.ru/activities/?dt.since=27.04.2016&dt.till=27.04.2016 (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  3. Официальный сайт Президента РФ. // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40487 (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  4. Приказ Министерства Финансов РФ от 10.02.2016 г. № 47 «О ликвидации территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного контроля» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://docs.cntd.ru/document/420340655 (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  5. Приказ Федерального казначейства России № 94 «Об организационно-штатной структуре Управлений федерального казначейства по субъектам РФ» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: roskazna.ru (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  6. Приказ Федерального казначейства № 297 от 17.12.2013 г. «О порядке правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориальных органов ФК» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: roskazna.ru (дата обращения 04.05.2016 г.).
  7. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 813-р «О внесении в Государственную Думу законопроекта об изменениях в Бюджетном кодексе РФ в связи с упразднением Росфиннадзора» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: government.ru/docs (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  8. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193262/ (Дата обращения 04.05.2016 г.).
  9. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/12164283/#ixzz47ktRmusy (Дата обращения 04.05.2016 г.).

1. Контроль в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, полномочия по контролю:
— за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации;
— за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации;
— за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Федерального закона о контрактной системе;
— за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
— за применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
— за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
— за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги и др.

2. Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

3. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

4. Анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), а также направление в Министерство финансов Российской Федерации докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности указанных органов (должностных лиц) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля.

5. Анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

6. Утверждение общих требований к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляла свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральную службу финансово-бюджетного надзора возглавлял руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов. С января 2013 года этот пост занимал Александр Смирнов.

Ранее Путин с предложением премьер-министра Дмитрия Медведева присоединить Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) к Федеральному казначейству, передав при этом функции валютного контроля Федеральной налоговой службе (ФНС) и Федеральной таможенной службе (ФТС).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Указ об упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) президент подписал 2 февраля. Предполагается, что служба будет объединена с Федеральным казначейством, а функцию органов валютного контроля, выполняемую Росфиннадзором, получат Федеральная налоговая служба (ФНС) и Федеральная таможенная служба (ФТС). О причинах очередной реорганизации, о ее последствиях, а также о том, чем запомнится омичам Росфиннадзор, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ поговорил с руководителем ТУ Росфиннадзора в Омской области Юрием МИЛЕЩЕНКО.

– Юрий Степанович, многие говорят, что решение о ликвидации Росфиннадзора путем передачи его функций Федеральному казначейству, ФТС и ФНС появилось как-то неожиданно...

– Для нас, честно говоря, появление этого указа тоже стало в значительной степени неожиданностью. Я бы даже сказал, что он был как гром среди ясного неба. Мы знали из СМИ, что в правительстве обсуждаются вопросы реорганизации контролирующих служб, озвучивались, насколько я помню, планы по объединению Роспотребнадзора и Россельхознадзора, функционал которых частично пересекается. Но упразднение Росфиннадзора не кажется мне логичным. Думаю, жулики сейчас в ладоши хлопают. Только за 2015 год в ходе проведения контрольных мероприятий по соблюдению бюджетного законодательства мы выявили нарушений бюджетного законодательства на сумму более 5 млрд рублей. На один рубль потраченных на нас средств мы возвращаем от 10 до 20 рублей в бюджет. По фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы в прошлом году передано 88 материалов ревизий. По этим материалам правоохранительными органами возбуждено 6 уголовных дел, органами прокуратуры вынесено 23 представления. Это к вопросу об эффективности нашей службы.

– По поводу валютного контроля хотелось бы уточнить. Коллеги пишут, Росфиннадзор только назначает штрафы по протоколам, оформленным таможней. Мол, на протоколы ФТС приходится 95% проверок, а на материалы самого Росфиннадзора – только 4%.

– Дело в том, что за некоторое время до указа президента в некоторых СМИ появилась информация, в которой давалась не совсем объективная оценка нашей деятельности. Какие цели преследовались – я могу только догадываться. Но писали все что угодно. Во многих публикациях даже отсутствовала информация о том, что наш основной вид деятельности – осуществление полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере. Во многих публикациях был сделан упор на то, что служба занимается в основном тем, что выписывает штрафы после проверок налоговых и таможенных органов. Эта информация не соответствует действительности. Во-первых, обработка протоколов об административных правонарушениях, поступающих из таможенных и налоговых органов, требует, как правило, проведения дополнительных контрольных мероприятий. Во-вторых, если говорить конкретно о нашем управлении, то у нас работа с протоколами ФТС и ФНС занимает менее 10% от общего количества проверочных мероприятий. Основную долю проверок и вынесенных протоколов в сфере валютного законодательства составляют самостоятельные контрольные мероприятия, проводимые службой. Более того, в 2015 году территориальным управлением составлено протоколов за нарушения в сфере валютного законодательства на сумму более 30 млн рублей.

– Судя по тексту распоряжения федерального правительства, Росфиннадзор как таковой должен быть ликвидирован к 1 сентября 2016 года. Когда ваши сотрудники будут переведены в Федеральное казначейство?

Нам не все еще до конца понятно, кроме указа президента и распоряжения правительства № 153-р, мы других документов еще не имеем. Сегодня у нас больше вопросов, чем ответов. Какое количество сотрудников перейдет в Федеральное казначейство – пока не могу сказать. Сейчас этот вопрос решается. Думаю, что большая часть. Некоторые перейдут и в Федеральную налоговую службу. Мы с огромным уважением относимся к казначейству, мы прекрасно с ним взаимодействуем, но при объединении все равно будет усеченный вариант. Финансово-бюджетный надзор потеряет самостоятельность. И это удручает. Несмотря на то, что уровень оплаты труда у нас оставляет желать лучшего, мы смогли сохранить кадровый костяк управления. Люди понимали, что выполняют важную государственную задачу.

В Федеральном казначействе есть свои контрольные функции ?

– У них есть предварительный контроль. А что происходит с бюджетными средствами дальше – этим вопросом и занимался Росфиннадзор. У нас в 1998 году было 106 человек. Мы тогда проверяли исполнение и областного бюджета, и городского бюджета. А сейчас расходование средств городского и областного бюджетов контролируют те же, кто ими распоряжается. Соответствующую имеем и реакцию на выявленные нарушения. В настоящее время у нас численность вдвое меньше. Когда наши специалисты вольются в структуру казначейства, я думаю, тоже будут сильные потери в численном составе, что может отрицательно сказаться на качестве контрольных функций.

– Не очень понятно, кто будет проводить проверки в тот период, когда происходит ликвидация Росфиннадзора...

– На этот вопрос указ президента дает нам такой ответ: необходимо сохранить непрерывность контрольно-надзорной деятельности. Работу мы сегодня не прекращаем. Как это будет происходить в дальнейшем – узнаем в ближайшее время, когда состоится коллегия Минфина. У нас утвержден план работы на 2016 год, но он верстался для территориального управления Росфиннадзора, поэтому он будет, естественно, пересматриваться. Кроме того, еще необходимо внести изменения в нормативную базу, которой мы руководствовались. Необходимо внести изменения во все нормативные акты, в Кодекс об административных правонарушениях, Бюджетный кодекс и так далее. На все это нужно время. В указе сказано, что пакет документов должен быть подготовлен до 1 мая 2016 года, потом этот пакет уйдет в Госдуму РФ, которая летом уходит на каникулы.

– Какие негативные моменты вам запомнились за долгие годы вашей работы в сфере бюджетно-финансового надзора? В каких направлениях было трудно работать?

– Человек имеет свойство со временем забывать негатив. Мне чаще вспоминается хорошее. Я вспоминаю с теплотой и благодарностью всех коллег, с которыми мне довелось работать в управлении, они всегда полностью отдавали себя работе. Я думаю, эти люди, сохранившие в значительных объемах средства бюджета, заслуживали большего внимания со стороны государства. Если говорить о проблемах, то самая главная – это законодательство в сфере бюджетного надзора, которое не всегда было однозначным. Я думаю, те люди, которые принимали законы, не всегда хотели, чтобы они применялись одинаково для всех, вне зависимости от персоналий. Не буду лукавить, мы далеко не сразу выстроили рабочие взаимоотношения с правоохранительными органами и силовыми структурами. И даже когда по нашим материалам возбуждались уголовные дела, то в СМИ редко когда упоминалось, что это именно мы выявили преступление. Впрочем, мы на это не обижались. Нам нужен был не пиар, а результат, чтобы недобросовестные бюджетополучатели ответили по закону за свои действия. Кстати, принятые меры по нашим материалам увеличились в разы, когда в регионе сменилась власть и ушла команда экс-губернатора.

– У меня складывается такое впечатление, что желающих обогатиться за бюджетный счет становится с каждым годом только больше, несмотря на работу всех правоохранительных и надзорных органов...

– Я бы сказал, что их точно не становится меньше. К сожалению, в 90-е годы в наш регион был привнесен правовой нигилизм. Иногда даже удивляешься. Вроде бы все знают, что будет спрос, и Росфиннадзор периодически вспоминают в региональном правительстве в качестве страшилки, а все равно люди преступают черту закона.

Резонансные дела, появившиеся в результате проверок ТУ Росфиннадзора в Омской области

ФГУ «Омскмелиоводхоз»

В результате проверки ТУ Росфиннадзора в Омской области было установлено, что в учреждении, которым руководил депутат Законодательного собрания Омской области Анатолий СНИЦАРЬ, имели место факты заключения фиктивных договоров с подрядными организациями. Вскрылась схема, по которой бюджетные деньги выплачивались за работы, которые на самом деле не проводились. Через подконтрольную структуру деньги обналичивались и присваивались. В результате были возбуждены уголовные дела, и Анатолий СНИЦАРЬ после долгого судебного разбирательства получил реальный приговор в виде двух лет лишения свободы.

Омский государственный педагогический университет

На протяжении нескольких лет ревизоры ТУ Росфиннадзора в Омской области выявляли нарушения бюджетного законодательства в Омском педагогическом университете. После очередной проверки выяснилось, что в вузе исчезли деньги, полученные из МИД России на организацию курсов повышения квалификации для преподавателей из стран СНГ. По факту хищения УФСБ по Омской области возбудило уголовное дело. После судебного разбирательства к уголовной ответственности были привлечены проректор вуза Александр ШИРЯЕВ и начальник управления экономического развития Татьяна ФИЛИМОНОВА. Ректор ОмГПУ Константин ЧУРКИН вынужден был уйти со своего поста.

Омская картографическая фабрика

Как установила проверка ТУ Росфиннадзора в Омской области, было выявлено огромное количество финансовых нарушений, связанных со строительством нового здания фабрики по улице Куйбышева. В частности, исчезли значительные суммы, которые выделялись на приобретение оборудования и мебели. Но самое главное, что в частной собственности оказались земельные участки в центре Омска, которые выкупались за федеральные деньги подрядчиком строительства (ООО «Строительный трест № 1») с целью формирования санитарно-защитной зоны вокруг предприятия. После возбуждения уголовного дела по признакам мошенничества и вмешательства прокуратуры руководство картфабрики, к тому времени уже сменившееся, решило добиваться в суде от ООО «Строительный трест № 1» возврата исчезнувших бюджетных денег.

ФГУП «Профилактика»

В ходе проверки госпредприятия было установлено, что 13 объектов недвижимости, которые являлись федеральным имуществом (эти здания раньше занимали районные санэпидстанции), были реализованы некой фиктивной фирме в счет погашения искусственно созданной задолженности. По материалам проверки было возбуждено уголовное дело. После долгого разбирательства и громкого судебного процесса были признаны виновными экс-директор ФГУП «Профилактика» Александр ПАВЛОВИЧ и известный омский предприниматель Роман КАНУШИН. Кроме того, за превышение должностных полномочий осужден экс-руководитель ТУ Росимущества по Омской области Вячеслав ШИШКИН. В настоящее время 12 из 13 объектов возвращены в госсобственность.

ООО «Русантон»

Известный омский предприниматель Михаил ПТИЦЫН, как выяснили ревизоры, присвоил бюджетные деньги, которые выделялись Омской области в качестве субсидии на частичное возмещение затрат по капитальному строительству инженерной инфраструктуры для нового левобережного микрорайона Новая Чукреевка. Оказалось, что в региональный минстрой для получения субсидии предпринимателем представлены документы на инженерные сети не для Новой Чукреевки, а для здания торгового центра «МЕГА Омск». Причем эти сети уже были оплачены шведским заказчиком. По материалам проверки было возбуждено уголовное дело, которое потом стало еще одним эпизодом в списке уголовных дел Михаила ПТИЦЫНА.

Омский государственный университет

По результатам двух выездных проверок, которые проводились в Омском государственном университете специалистами ТУ Росфиннадзора в Омской области на предмет правомерности и эффективности использования в 2013 – 2014 годах средств федерального бюджета, выделенных университету на строительство будущего главного корпуса на улице Фрунзе, стало известно, что за невыполненные строительные работы оплачено 108 млн рублей. Эти деньги под видом оплаты за выполненную работу переводились на фирмы-однодневки, а потом обналичивались и исчезали в неизвестном направлении. Направление, в котором исчезли деньги, сегодня выясняют правоохранительные органы. Возбуждено уголовное дело. Под арестом находится бывший проректор университета по капитальному строительству Владимир ДОМРАЧЕВ. Именно его подписи стоят под фиктивными актами выполненных работ, которые были выявлены ревизорами.

Красногорский водоподъемный гидроузел на Иртыше

Выездные проверки по поводу Красногорского гидроузла проводились в КУОО «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» дважды – в 2013-м и 2015 годах. В это время КУОО «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» по очереди руководили Олег ИЛЮШИН, Валерий ЛЯШЕВ и Владимир ПЛЕХАНОВ. В целом в ходе двух проверок были установлены финансовые нарушения на общую сумму 958,6 млн рублей. Самые распространенные – оплата еще фактически не выполненных работ и завышение смет за счет неправомерного применения более высоких расценок. Самое масштабное нарушение – списание в декабре 2012 года дебиторской задолженности на сумму 482 млн рублей по расчетам с НПО «Мостовик» при отсутствии первичных документов, подтверждающих проведение работ.

Поделиться: