Чем свободы отличаются от прав. Право на охрану здоровья

Свобода понимается как отсутствие внешних препятствий, ко- торые могут лишить человека возможности делать то, что он хо- тел бы делать.

Однако, следует иметь в виду, что у человека, живущего в об­ществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку сво­бода одного ограничена аналогичной свободой другого.

И это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе - есть свобода его дейст­вий в рамках права. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы.

В условиях демократического правового государства права и свободы человека совпадают, в недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены, либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное «право» может лишить человека свободного поведения, запрещая свободно мыслить, высказывать свое мнение, создавать политические партии, за­ниматься политической деятельностью, предпринимательством, и т.д.

Однако между терминами «право» и «свобода» имеются и некоторые различия. Так, право всегда предполагает указание в законе или ином нормативном правовом акте точного перечня правомерных действий человека, в то время как при определении свобод может быть указана только сфера или форма деятельно­сти, Например, в п. 7 ст. 29 Конституции РФ сказано, что каждо­му гарантируется свобода мысли и слова. Действительной свобо­дой в данной формулировке является свобода мысли, поскольку мыслительная деятельность человека законом не регулируется, а значит и не ограничивается. В то же время свобода слова урегули­рована правом, а значит и ограничена, то есть по своей сущности является не свободой, а правом.

Права и свободы человека являются самыми важными среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в демократических обществах.

Права человека, их генезис, назначение - одна из «веч­ных» проблем общественно-культурного развития всего челове­чества, постоянно находившаяся в центре внимания политиче­ской, правовой, философской, этической и религиозной мысли. Права человека – сложное и многомерное явление, в значитель­ной мере связанное с генезисом правовых норм, в которых сформулированы права человека.

В своем современном виде область знаний, относящаяся к правам человека, возникла после второй мировой войны, но ее истоки четко прослеживаются уже в эпоху древности, средневе­ковья и особенно в эпоху Просвещения.

Концепции прав человека базируется на трех основных положениях:

    Каждая власть ограничена.

    Каждый человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть.

    Каждый человек, защищая свои права, может предъявить претензии к государству.

Прежде чем перейти к анализу конкретных прав и сво­бод человека, необходимо определить смысл основных понятий, применяемых в этой области. И поэтому, не пытаясь предло­жить общепринятые дефиниции (впрочем, таковых и нет), по­стараемся разобраться в некоторых из них.

В самом общем виде права человека могут быть опреде­лены как права, присущие людям от рождения и без которых они не могут жить как человеческие существа. Права человека формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального функциони­рования не только индивида и общества, но и государства в це­лом. Права человека основаны на стремлении человечества к такой жизни, в которой врожденное достоинство и ценность ка­ждой человеческой личности будут пользоваться уважением и защитой со стороны государства. Понятие врожденного челове­ческого достоинства является основным для концепции прав человека. Оно вытекает из самой сути человечества, оно прису­ще как младенцу, который еще ничего не успел сделать, так и взрослому человеку. Достоинство есть прежде всего нравствен­ная самооценка человеком самого себя, своего места и значения в обществе, а также признание обществом его социальной цен­ности, уникальности и неповторимости.

Достоинство человека - источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами дает человеку возмож­ность самораскрыться и самореализоваться как личности.

В определении сущности и содержании прав человека можно выделить различные правовые доктрины и точки зрения.

Учение естественного права утверждает, что права чело­века являются прирожденными, неотъемлемыми и неотчуждае­мыми. Поскольку в их основе лежит сама природа человека, они не дарованы человеку ни богом, ни государством и не зависят от государственного усмотрения и произвола, постольку человек никому не обязан за свои права. Поэтому они получили назва­ние естественные права человека.

Целью естественно-правовой доктрины является огра­ничение притязаний государства по своему усмотрению опреде­лять объем прав и свобод человека, без учета необходимого для нормальной жизнедеятельности индивида набора прав, которые объективно являются независимыми от воли государства. По­этому эти права не могут быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя функцию не только их защиты и обеспечения, но и их законодательного формулирования.

Естественные права человека не нуждались до возникно­вения государства и права в каком-либо писаном, юридическом оформлении. И хотя эти права принадлежат человеку от рожде­ния, «защищенность» им придает юридическая форма, т.е. фор­ма закона. Эта необходимость привела к появлению писаного права, которое на первых порах вобрало в себя обычное право, моральные права и запреты, в том числе права и свободы чело­века, и получило название позитивное право.

Это послужило основой для возникновения позитивистско-правовой доктрины, которая противостояла естественно-правовой традиции. Согласно этому подходу, права человека, их объем и содержание определяются государством. Именно оно «дарует» эти права человеку. Главная идея этой точки зрения состояла, таким образом, в подчинении и обязанности индивида беспрекословно соблюдать право, а также в подчинении инди­вида государству, а не утверждении приоритета прав человека по oотношению к последнему.

Основные права и свободы человека характеризуются различными чертами. Права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В течение всей своей жизни он не­разрывно связан со своими правами и свободами, они не долж­ны быть никем и никаким образом отняты у него.

Прaвa человека носят все общий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свобод человека проявляется в следующих параметрах.

Все люди без какой-либо дискриминации имеют основ­ные права и свободы. Международные стандарты и законода­тельства демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, языка, нацио­нальности, происхождения и других обстоятельств. Запрещают­ся любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, языковой, национальной, социальной или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Все права и свободы универсальны с точки зрения их со­держания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право на гражданство, право свободного передвижения, право на сво­боду убеждений - это наиболее общие права и свободы всех лю­дей независимо от политического режима, формы государствен­ного устройства и формы правления, общественного строя стра­ны, к которой человек принадлежит.

Всеобщность прав и свобод человека находит свое выра­жение и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переехал, - в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами. И это облада­ние не зависит от того, является ли эта территория независимой или несамоуправляющейся, или каким-либо другим образом ог­раниченной в своем суверенитете.

Наконец, проблема прав человека - это всеобщая проблема, решать которую необходимо с точки зрения концепции межго­сударственного сотрудничества в области прав человека. Она основывается на следующих посылках:

    Все права человека неделимы и одинаково важны. Необходимо избегать противопоставления одной группы прав другим группам, поскольку стремление добиться осуществления одной из этих групп прав может быть использовано для ущемления других прав.

    Принцип уважения прав человека не противоречит другим принципам современного международного права. Поэтому никакие оправдания на необходимость защиты основных прав и свобод человека не могут быть использованы для нарушения таких принципов, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга и т.д.

    Под нарушением принципа уважения прав человека понимается общая политическая и правовая ситуация, которая свидетельствует об игнорировании данным государством своего обязательства уважать права человека и о массовом наруше­нии последних.

Права и свободы человека: сходство и различия. Язык меж­дународных документов и национальные законодательства при­меняют понятия «права человека» и «свободы человека». Возни­кает вопрос: являются ли эти понятия тождественными или ме­жду ними существуют различия?

Если коснуться проблемы юридической природы и нор­мативного закрепления прав и свобод в правовых актах (между­народные документы, конституции и др.), то провести между ними четкую границу достаточно трудно. В этой плоскости они идентичны. Свободы - это те же права. Но относительно про­блемы правомочий в отношении «человек – государство» они отличаются друг от друга. И эти различия сводятся к следую­щему.

Свободы человека - это области деятельности человека, в которые государство по должно вмешиваться. Оно может лишь очертить с помощью правовых норм границы, в рамках которых человек действует по своему выбору и усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в сво­боды человека, по и обязано обеспечить защиту границ этих свобод, ос вмешательства других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход его за пределы дозволенных сво­бод. Например, демократическому государству нет никакого де­ла до религиозных убеждений конкретного человека, оно не должно влиять на его предпочтение какому-либо вероисповеда­нию или устанавливать ту или иную религию в качестве обязательной - это свободы, принадлежащие конкретным людям. Од­нако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетво­рения справедливых требований морали и общественного по­рядка в демократическом обществе.

Права человека - это установленные и гарантируемые го­сударством правомочия и потенции действий человека в конкретной сфере. Причем государство обязуется обеспечить и за­щитить правомерные действия человека в указанной законом области. Здесь уже не предлагается возможности выбора, вари­анта действия внутри данного права. Им можно либо воспользо­ваться и реализовать его, либо не реализовать. Но подчеркнем еще раз, что с точки зрения права понятия права и свободы человека идентичны.

Говоря о юридических характеристиках прав человека, необходимо различать «права и свободы человека» в объектив­ном и субъективном смысле. В объективном смысле права и свободы человека - это система международных и националь­ных правовых норм, которые устанавливают правовой статус личности, закрепляют ее положение, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. В субъек­тивном смысле права и свободы человека - это принадлежащее конкретному лицу правомочие того или иного действия, поступ­ка, предусмотренного правовой нормой и защищаемого госу­дарством.

Классификация прав . В правовой литературе и в исследовани­ях по международному праву можно встретить различные под­ходы и точки зрения относительно классификации, группировки прав и свобод человека.

Чаще всего выделяют в особую группу естественные права человека, акцентируя внимание на первичности их суще­ствования, догосударственности, дополитичности. К ним отно­сятся такие права, как право на жизнь, свобода выражения мне­ний, физическая и психическая неприкосновенность, свобода вероисповедания и другие.

Существует несколько уровней классификации прав че­ловека:

Первый уровень прав ориентирован на выявление их статус­ного состояния в системе прав человека. В соответствии с этим они делятся на две группы: негативные и позитивные. Под негативными понимаются те права, по отношению к ко­торым государство должно воздерживаться от вмешательст­ва в их реализацию и от ограничений, нарушающих свободу личности. Свобода слова или свобода совести - это запрет вмешательства государственной власти в данные вопросы. Под позитивными правами, наоборот, понимаются права, требующие обязательств и гарантий государства по обеспе­чению выполнения этих нрав.

Второй уровень определяет собой сферы реализации прав человека. В соответствии с ним происходит подразделение прав на гражданские, коллективные, экономические, соци­альные, политические и культурные. Причем под граждан­скими понимаются личные или индивидуальные права.

В Уставе ООН и Международном билле о правах, вклю­чающем Всеобщую Декларацию прав человека, Международ­ный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативные протоколы к нему, выделяются пять основных групп прав: гражданские, политические, экономические, соци­альные и культурные. Остановимся кратко на их характеристи­ке.

Гражданские права - это мрака естественного характера, т.e. такие, которыми человек наделен от рождения. Они призва­ны гарантировать индивидуальную свободу человека, защищать личность от произвола со стороны государства и его органов. К ним относятся: право на жизнь, свободу и лич­ную неприкосновенность, право на защиту чести, достоинства, деловой репутации, на справедливый, независимый публичный суд и ряд других.

Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Важнейшие из них: право избирать и быть избранным в paзличные органы власти, свобода союзов и ассоциаций, партий, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений, печати, со­вести.

Экономические права призваны обеспечить экономиче­скую свободу и достойный жизненный уровень человека. Они включают: право на труд, на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на частную собственность, запрет на принудительный труд за некоторыми исключе­ниями, право на социальное вознаграждение в случае безрабо­тицы, болезни, инвалидности, наступления старости и т.

Социальные права обеспечивают человеку минимум эко­номической безопасности, без которого было бы трудно предъ­являть свои права достойным образом. Они содержат: право на труд, отдых, досуг, социальное обеспечение, т.е. происходит дублирование некоторых экономических прав. Поэтому зачас­тую их объединяют в социально-экономические права.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека: право на свободу убеждений и свободное их выражение, право на образование, право на участие в культур­ной жизни общества, право на защиту моральных и материаль­ных интересов.

Американская традиция, идущая от Билля о правах (пер­вых десяти поправках к Конституции 1787 г.), под правами че­ловека имеет в виду своеобразно понимаемые права и свободы. Их содержание отличается от формулировок Устава ООН и Ме­ждународного билля о правах. США в силу разных причин не признают существование социально-экономических, социаль­ных и культурных прав.

В Европе - родине теории естественного права и естест­венных прав человека - сегодня законодательно признаны все группы прав: гражданские, политические, экономические, соци­альные и права в области культуры. Они закреплены в Европей­ской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в дополнительных протоколах к ней, в Европейской Социальной Хартии и других документах.

Поколения прав. Права человека, если исходить из их класси­фикации, относятся к различным сферам жизнедеятельности. Но это не единственное различие между ними, поскольку они раз­личаются и по времени возникновения. Развитие знаний о пра­вах человека привело к выводу о складывании исторически-последовательных больших групп прав, которые получили на­звание «поколения прав человека». Начиная с 80-х годов, утвер­дилось разделение прав на три поколения.

Первое поколение прав включает традиционные ценно­сти, в частности, гражданские и политические права: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина на ведение государственных дел, право на равенство перед за­коном, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и справедливое рассмотрение дела независи­мым и беспристрастным судом и ряд других.

Второе поколение включает социальные, экономические и культурные права. Их признание явилось результатом идеоло­гического, правового компромисса между бывшими социали­стическими и капиталистическими государствами. Так, в Кон­ституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав вто­рого поколения. И, хотя социальная защищенность советских граждан практически оказалась минимальной, тем не менее, она существовала и оказывала определенное воздействие на миро­вое общественное сознание, на идею формирования прав второ­го поколения.

В Европе на признание таких прав, по всей вероятности, повлияла также и. растущая социальная ориентация стран, которые имели возможности не только для провозглашения этих прав, но и для обеспечения гарантий их реализации. В послево­енные годы конституции ФРГ, Франции, Италии и других стран характеризовали свои государства как социальные, закрепляя различные социальные, экономические и культурные права. Это привело к оформлению таких международных документов, как Европейская Социальная Хартия, принятая в 1961 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Третье поколение включает, в отличие от первых двух, коллективные права, права меньшинств, права народов. В этом заключается их своеобразие. Они ocуществляются целым кол­лективом, общностью людей. Естественно, отдельная личность принимает участие в реализации этих прав, но только как член какой-либо общности, т.е. реализация этих прав связана напря­мую не с его личным, а с коллективным статусом. В 80-е годы ООН разработала документы о правах меньшинств, правах на­родов, а затем были приняты региональные международные нормы.

Между поколениями прав существуют различия. В част­ности, различия между первым и вторым поколениями прав свя­заны с позицией государства по отношению к ним. Права перво­го поколения нуждаются в защите от какого-либо вмешатель­ства , индивидуального или государственного, в их осуществле­ние. Для осуществления прав второго поколения, наоборот, не­обходимы гарантии и обязательства государства по их претво­рению в жизнь.

Различия между двумя первыми и третьим поколениями прав сводятся к следующему:

    Права первого и второго поколения являются правами индивидуальными, а права третьего поколения - коллективными. Они неразрывно связаны между собой. Их взаимоотношения строятся на принципе, согласно которому осуществление коллективных прав не должно ущемлять права и свободы индивида.

    Они различны также и по своей природе. Права личности - это естественное право, присущее человеку от рождения. Права коллектива не являются естественными, поскольку формируются по мере становления интересов той или иной общности. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность. Это качественно иные права, определяемые целями и интересами коллективного образования. Они не должны игнорировать права человека, противоречить им или подавлять их (исклю­чением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии.

Такой подход является единственно правильным, однако его реализация весьма затруднительна. Поэтому постоянно воз­никающие противоречия между правами человека, правами го­сударства, народа, национальных меньшинств, малых народов являются одной из причин участившихся межнациональных конфликтов. В этих конфликтах каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, правомерности, отстаи­вает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ. При этом игнорируются права любого другого челове­ка, не принадлежащего к этой общности. Следовательно, на пе­редний план выдвигаются коллективные права нации, народа, которые они стремятся реализовать любой ценой, даже ценой массового истребления своего и чужих народов, а также в ущерб правам индивидуальным. Таким образом, в самом общем виде выше были рассмот­рены основные понятия концепции прав и свобод человека, от­раженные в международно-правовых нормах, политико-правовых и философских доктринах. Конечно, они не представ­ляют собой нечто абсолютное, застывшее, а будут постоянно развиваться и совершенствоваться вместе с развитием мирового сообщества.

Права человека – величайшее достижение цивилизации, ведь именно благодаря им ценность личности была закреплена юридическим образом. Свободы открывают простор для деятельности и принятия решений. Понимание отличий данных категорий необходимо начинающим юристам и правозащитникам, которые хотят глубже разобраться в предмете своей деятельности.

Определение

Права – это неотъемлемая, установленная законом возможность осуществлять активное либо пассивное действие, направленное на реализацию интересов (жить, работать, пользоваться услугами здравоохранения, учиться). Большая часть прав принадлежит человеку уже в силу его рождения, а некоторые (избирательное) приобретаются в силу наличия гражданства и при достижении определённого возраста.

Свободы – это закреплённая законодательным актом возможность человека совершить какое-либо активное действие (исповедание религии, объединение в ассоциации, критика власти). Предусматривается конкретный механизм реализации свободы, а также ответственность за её незаконное ограничение. При этом права и свободы могут быть ограничены, но лишь по решению суда или при наличии экстренных обстоятельств.

Сравнение

Права и свободы – понятия если не идентичные, то очень близкие. Они обозначают субъективную возможность человека совершать какое-либо действие, не находящееся под запретом в государстве. Право на труд может быть реализовано в виде свободы предпринимательской деятельности, право на достойные условия труда – в виде свободы ассоциации.

Однако есть и несколько небольших отличий. Во-первых, право предполагает наличие возможностей и механизма по их реализации, а свобода – только отсутствие ограничений. Во-вторых, свобода даёт личности автономию. Это касается вопросов выбора религии либо отказа от неё, передвижения, выбора места жительства. Право изначально лежит в определённых рамках, что обусловлено его природой.

Выводы сайт

  1. Содержание. Право – это возможность, реализацию которой должно обеспечить государство. Свобода – это активное действие, которое не может быть ограничено.
  2. Ограничение. Свободе соответствует отсутствие ограничений, а праву – наличие возможностей.
  3. Автономия личности. Свобода предполагает широкий простор для деятельности и принятия решений.
  • 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.

    Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Данное положение является принципиальной новеллой российского конституционализма: ранее приоритет всегда имели государственные интересы (отождествляемые с общественными).

    Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является, как отмечалось, «защищенной», «более жесткой» и не может быть изменена Федеральным Собранием РФ.

    Важным является то, что основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), т. е. они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не октроированными, не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие), а дозаконотворческими и внезаконотворческими.

    Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, т. е. являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным). Государство не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека.

    Характеризуя конституционно-правовой статус личности, важно иметь в виду следующее. Если правовой статус – это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений, то конституционно-правовой статус личности – это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового статуса личности.

    Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют следующие особенности:

    Они являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве;

    Для них характерна высокая степень обобщения и распространения;

    В основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве Российской Федерации;

    Они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

    27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод

    гражданина РФ.

    Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Причины, по которым одни права закрепляются конституционно, а другие - в текущем законодательстве, не произвольны. Можно выделить следующие факторы, от которых зависит выбор той или иной формы.

    1. Значимость данного конституционного права и свобод для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и социально значимы как для отдельного человека, так и для общества в целом. Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения его чести и достоинства, присущих свободной человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

    Для государства, общества значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает претворение в жизнь объявленных сущностных свойств государства как демократического и правового. Само существование государства объективируется совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так, без существования права на свободный труд, на свободу предпринимательства не могла существовать экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно формирование структур управления обществом. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

    2. Изначальный или произвольный характер принадлежности человеку данного права и свободы.

    Ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и закрепляются конституционно. 1224

    3. Присущие основным правам и свободам особые юридические свойства, специфика их реализации. Эти свойства проявляются в следующем:

    а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод;

    б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (неосновные права и свободы) связаны с обладанием лицом различными

    статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой

    площади, покупателей и т. п.;

    в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их

    всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;

    г) основные права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации;

    д) основные права и свободы гражданина Российской Федерации не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса;

    е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;

    ж) характерной чертой основных прав и свобод представляется особая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции.

    Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его необъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические. Именно такая последовательность в классификации прав и свобод человека и гражданина присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г.

    В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.

    "
      • Введение в теорию прав человека
      • Моральные нормы и нормы права
      • К истокам: естественные права человека
      • Достоинство человека
      • Неделимость, взаимозависимость, взаимосвязанность
      • Основные, конституционные права
      • Права человека. Свободы человека. Сходство и отличия понятий
      • Права человека: объективный и субъективный смыслы
        • Стандарты, механизмы, процедуры
        • Международные инструменты
      • Классификация прав человека
        • Поколения прав
      • Свобода, ответственность и обязанности
      • Правовое государство
      • Гражданское общество
      • Права человека - основа мира
      • Права человека: идеалы и реалии
    • Организация объединенных наций и права человека
      • На пути к системе защиты прав человека
        • Всеобщая декларация прав человека
        • Международный билль о правах
        • Верховный комиссар по правам человека
        • Международный уголовный суд
        • Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросу о положении правозащитников
        • Итоги и проблемы
      • ООН и неправительственные организации
        • Ассоциированный статус НПО при ДОИ
        • Помощь ДОИ/НПО
        • Консультативный статус НПО при ЭКОСОС
    • Основные органы ООН по правам человека
      • Комиссия ООН по правам человека
        • Мандат и деятельность
        • Рабочие группы Комиссии ООН по правам человека
        • Участие неправительственных организаций в заседаниях
      • Подкомиссия по поощрению и защите прав человека
        • «Процедура 1503»
          • Стадия 3: Комиссия по правам человека
    • Органы, созданные для контроля за выполнением соглашений (договорные органы)
      • Органы, созданные для контроля за выполнением соглашений
      • Комитет по правам человека
        • Факультативный протокол: индивидуальные жалобы
        • В чем заключаются различия между процедурами?
      • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
        • Участие неправительственных организаций
        • Другая деятельность Комитета
        • Россия - Пакт - Комитет: взаимодействие
      • Комитет по ликвидации расовой дискриминации
        • Статья 14: Представление индивидуальных сообщений
      • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
        • Статья 18: Система докладов
          • Расследования
        • Россия - Конвенция - Комитет: взаимодействие
      • Комитет против пыток
        • Статья 19: Доклады государств-участников
        • Статья 21: Межгосударственные жалобы
        • Добровольный фонд в помощь жертвам пыток
      • Комитет по правам ребенка
        • Статья 43: Комитет по правам ребенка
        • Россия - Конвенция - Комитет: взаимодействие
    • Другие процедуры в рамках системы ООН
      • Процедуры ЮНЕСКО
        • Как рассматриваются сообщения?
        • Состав Комитета
      • Процедуры Международной организации труда
        • Статья 24: Представление
        • Специальные обзоры по дискриминации в области занятости
    • Региональные соглашения. Совет Европы
      • Совет Европы и Российская Федерация
      • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
        • О некоторых правовых принципах Конвенции
        • Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) состав, компетенция, методы работы
        • Процедура подачи жалоб и контроля
        • Россия - Конвенция - Европейский Суд: взаимодействие
      • Европейская социальная хартия
        • О некоторых содержательных аспектах Европейской социальной хартии
        • Подача жалоб от НПО
      • Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания
        • Возможность подачи жалоб
      • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
        • О содержании
        • Россия - Рамочная конвенция: взаимодействие
      • Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств
        • О содержании хартии
      • Европейская комиссия против расизма и нетерпимости
      • Комиссар Совета Европы по правам человека
    • Региональные соглашения. ОБСЕ
      • ОБСЕ
      • История
      • ОБСЕ и права человека
      • Хельсинкское движение
      • Контакты с неправительственными организациями
      • Структуры и институты Организации
        • Бюро по демократическим институтам и правам человека
        • Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
        • Парламентская ассамблея ОБСЕ
        • Другие институты
      • Система защиты прав человека в Российской Федерации
      • Судебная система защиты прав человека
        • Конституционный Суд Российской Федерации
        • Верховный Суд Российской Федерации
      • Государственные институты несудебной защиты
        • Прокуратура Российской Федерации
        • Депутаты законодательных собраний
        • Обращение в вышестоящую инстанцию, министерства и ведомства
        • Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации
        • Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан
      • Неправительственные правозащитные организации
        • Законодательство России об НПО
        • Правозащитные НПО в России
        • Возрастающая роль НПО в области прав человека

    Права человека. Свободы человека. Сходство и отличия понятий

    Международные документы и наше законодательство применяет понятия «права человека» и «свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?

    Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), их реализации, а также о механизмах защиты, то трудно провести между ними четкую границу. В этой плоскости это идентичные понятия. Свободы - это те же права.

    Российская императрица Екатерина II сделала вывод, что свобода - это уверенность в том, что дозволено делать все, что не запрещено законом. Иногда даже употребляются формулы «право на свободу»: «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии», - признает Всеобщая декларация прав человека.

    Вместе с тем в этих понятиях есть определенная специфика. Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин) - государство», то различия выразятся в следующем.

    Свободы человека - сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения власти и вмешательства других лиц.

    Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Лишь закон может установить пределы свободы.

    Например, демократическому государству нет никакого дела до моих религиозных убеждений, оно не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной - это мои свободы, это мой выбор.

    Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (см. ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, ст.18Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.13, 17, 29, 55 Конституции РФ и др.)

    Всем известны примеры: ограничение деятельности религиозных сект Муна в Соединенных Штатах, «Белое братство» на Украине, «Аум Синрикё» в Японии и т.п. Права и свободы человека, в которые не вправе вмешиваться ни частные лица, ни публичная власть, нормативно признанные и охраняемые государством, называют также негативными правами и свободами.

    Права человека - это признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочия) человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права.

    Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо не воспользоваться, ведь право не обязанность. Например, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем в последнее время в России многие не реализуют активное избирательное право. Безусловным и однозначно определенным является право каждого на жизнь. И также известно, что иногда люди добровольно отказываются от этого права.

    Государство обязуется не только гарантировать и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. В отличие от негативных прав здесь государство должно предпринять целый комплекс организационно-распорядительных, финансовых и других мер для обеспечения реализации этих прав. В силу того, что государство должно предпринять положительные, позитивные действия, такого рода права еще характеризуют как позитивные права и свободы.

    Однако подчеркнем еще раз, в рассматриваемом нами правозащитном контексте понятия «права человека» и «свободы человека» идентичны.

    Ограничения прав и свобод

    Международное право и законодательная практика демократических государств предусматривают определенные ограничения прав и свобод. Важно отметить, во-первых, что ограничения прав и свобод могут быть введены в условиях чрезвычайного положения только федеральным конституционным законом.

    Такие ограничения не могут быть введены решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

    Во-вторых, такие ограничения могут носить только временный характер.

    В-третьих, ограничения прав и свобод должны носить соразмерный угрозам безопасности характер. В-четвертых, ограничения могут вводиться только в определенных в Конституции России целях:

    Для обеспечения безопасности граждан,

    • основ конституционного строя
    • нравственности
    • здоровья
    • прав и законных интересов других лиц

    Обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения, не могут быть ограничены. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.

    Это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие. В теории прав человека эти права иногда определяют как абсолютные, ате, которые могут подлежать ограничению, - относительные права.

    Поделиться: