Территориальные общности. Понятие территориальных общностей

Территориальные общности - это совокупности людей , характе ­ ризующиеся общностью отношения к определенной хозяйственно - освоенной территории , системой экономических , социальных , поли ­ тических и других связей , выделяющих ее в качестве относительно , самостоятельной единицы пространственной организации жизнедея ­ тельности населения . Социология изучает закономерности воздей­ствия соответствующей социально-территориальной общности (горо­да, деревни, региона) на социальные отношения людей, их образ жизни, их социальное поведение,

Ядро той или иной единицы социально-пространственной орга­низации общества, даже у наш век интенсивной миграционной под­вижности, довольно устойчиво. Поэтому оно хранит специфические черты, приобретенные под влиянием своеобразных обстоятельств формирования и развития территориальной общности. Среди этих обстоятельств необходимо назвать следующие:

историческое прошлое. Именно с историей территориальной общ­ности связаны устойчиво сохраняющиеся определенные трудовые навыки населений, традиции, некоторые особенности быта, взглядов отношений и т. д.;

экономические условия, а именно структура народного хозяйства, фондо- и энерговооруженность труда, продолжительность функцио­нирования производств и предприятий, развитость услуг и т. д. Они определяют социальный и профессиональный состав населения, уро­вень его квалификации и культуры, образования, структуру досуга, характер жизнедеятельности и т. д.;

природные условия, оказывающие существенное влияние на ус­ловия труда, содержание и уровень материальных потребностей, организацию быта, формы мёжличностного общения и многие дру­гие черты образа жизни населения.

В каждой территориальной общности имеются все элементы и отношения общей структуры конкретно-исторического социального организма - производительные силы, технолого-организационныё и производственные отношения, классы и социальные слои, социаль­ные отношения, социальное управление, культура и быт и т. д. Благодаря этому данные общности могут, функционировать как от­носительно самостоятельные социальные образования.

Территориальная общность объединяет людей, имеющих, несмот­ря на все - многообразие классовых, профессиональных, демографи­ческих и иных различий, некоторые общие социальные черты. Взя­тые в совокупности характеристики всех групп населения, прожи­вающих на определенной территории, позволяют судить об относи­тельном уровне развития конкретной общности:

Территориальные общности бывают разных уровней. Высший советский народ, новая историческая общность людей. Она является объектом изучения общесоциологической теории и научного комму­низма, а отдельные компоненты ее изучаются специальными социо­логическими дисциплинами. Следующий уровень - национальные территориальные общности, являющиеся объектом этносоциологии и теории наций.

Исходной в системе территориальных единиц является первич­ная территориальная общность, которая обладает свойствами це­лостности и неделимости по функциональному критерию. Другими словами, ее составные части не могут выполнять те специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной еди­нице. Из числа разнообразных функций первичной территориальной общности системообразующей является функция устойчивого со­циально-демографического воспроизводства населения. Последнее обеспечивается повседневным обменом основными видами деятель­ности людей и тем самым удовлетворением их потребностей.

Социальное воспроизводство . Понятие социально-демографиче­ское воспроизводство-видовое по отношению к понятию со­циальное воспроизводство. Социальное воспроизводстве - это про ­ цесс эволюционного развития системы социальных отношений и групп в пределах общественно - экономической формации в форме их циклического воспроизведения ; оно воплощает тенденции изменения социальной структуры , присущие данной формации .

Социалистический процесс воспроизводства суть процесс гомогенизации общества, т. е. сближения социальных групп, стирания социально-классовых различии от поколения к поколению и в пре­делах одного и того же поколения. Социальное воспроизводство включает в себя как воссоздание ранее существовавших элементов социальной структуры и отношений между ними, так и возникно­вение и расширенное воспроизводство новых элементов и отноше­ний. В ходе этого процесса формируется изменяющийся и развива­ющийся индивид.

Если классы, социальные группы и слои, а также отношения между ними воспроизводятся - функционируют и развиваются - в масштабах всего общества, то процесс воспроизводства индивида протекает непосредственно в первичных территориальных общностях, которые обеспечивают воссоздание его как живого носителя свойств, характеристик класса, группы, слоя.

Такие первичные ячейки общества, как производственный кол­лектив, семья, равно как и различные отраслевые социальные ин­ституты - образование, здравоохранение, культура и т. д., осуществ­ляют лишь частичные функции воспроизводства индивида . Специ­фика функций территориальных общностей состоит в том, что, ин­тегрируя деятельность социальных институтов, они обеспечивают удовлетворение основных потребностей индивида и тем самым его воспроизведение.

Социальное воспроизводство индивида выступает как социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной терри­тории. Оно неотделимо от процессов демографического воспроизвод­ства и принимает форму социально-демографического воспроизвод­ства, которое обеспечивает подготовку новых поколений к выпол­нению общественно необходимых экономических, политических и иных функций. Поэтому в нем могут быть выделены такие состав­ляющие, как демографическое, профессионально-квалификационное, культурное и другие воспроизводства.

Социально - демографическое воспроизводство не сводится к фи­зическому воспроизводству численности людей. Это есть также вос­произведение совокупности определенных социальных качеств, необ­ходимых для нормального участия населения в функционировании и развитии общества. Таким образом, в данном воспроизводстве могут быть выделены два аспекта: количественный (собственно вос­производство индивидов) и качественный (формирование - воспита­ние, воссоздание социальных свойств).

По характеру воспроизводство делится на простое, суженное, расширенное с соответствующими каждому типу количественными и качественными характеристиками. Простым является воспроиз­водство населения в той же численности , что и ранее с неизмен­ными социальными качествами: квалификацией, образованием и т. п. Расширенное воспроизводство характеризуется ростом численности новых поколений и (или) более высоким уровнем развития их социальных качеств Для суженного воспроизводства свойственно уменьшение численности новых, поколений и (или) снижение их качественных показателей.

Закономерностью развития социалистического общества является расширенное социальное и, по крайней мере, простое демографи­ческое воспроизводство. Однако это не исключает возможности су­щественных различий в режиме воспроизводства в связи с такими факторами, как развитость жизненной среды, качество управления воспроизводственными процессами и т. д.

Ядром социального воспроизводства (в масштабах общества) выступает воспроизводство социальной структуры, а сущностью со­циально-демографической составляющей этого процесса на терри­ториальном уровне является демографическое возобновление ком­понентов социальной структуру, включая социальные перемещения.

Условием существования и развития первичной территориальной общности является относительная самодостаточность элементов ис­кусственной и природной среды для осуществления полного цикла социально-демографического воспроизводства. В отличие от материального производства социально-демографическое (т. е. производ­ство самого человека) по своей природе стационарно, территориаль­но нераздельно. Поэтому в литературе все более преобладает толка зрения о том, что возрастание функционального разнообразия, уни­версализация жизненной среды являются ведущим принципом тер­риториальной организации социального производства (и воспроизвод­ства) при социализме (ему противоположен принцип узкой специа­лизации поселений).

Недопустимо смешивать такие категории, как город, деревня, регион, с одной стороны , и территориальная общность - с другой. Первые являются сложными территориальными образованиями, объемлющими природный и материально-вещный комплексы, а так­же совокупности людей, воспроизводящихся, т. е. функционирую­щих и развивающихся, в процессе производства и потребления па основе этих взаимосвязанных комплексов. Территориальные же общ­ности суть лишь эти совокупности людей.

Расселение людей. Социология города и деревни

Под расселением подразумевается, с одной стороны, процесс ис­торически складывающегося размещения людей на территории мира, страны, региона, с другой - пространственная форма организации общества, его территориальная структура на определённый момент развития.

По своей природе расселение обладает инерционностью. Измене­ния в нем происходят существенно медленнее, чем в производстве. Кроме того, важно учитывать, что в отличие от производства в рас­селении неизмеримо большую роль играют региональные (в том числе национальные) традиции.

Основными формами расселения людей в классовом обществе являются город и деревня, возникшие и воспроизводящиеся в ус­ловиях общественного разделения труда.

Город - это территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным тру дом. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.

Город играет ведущую роль в общественном прогрессе, так как в нем сосредоточены промышленность, наука, культура, информа­ция, концентрируются передовые социальные силы своей эпохи (в условиях капитализма и при переходе от капитализма к комму­низму - рабочий класс) и создаются прогрессивные формы организации жизнедеятельности людей.

Предметом социологии города являются закономерности возник­новения, - функционирования и развития городской территориальной общности, проявляющиеся в ее социально-экономической природе, структуре и воспроизводстве, образе жизни, связях с природной и материально-вещной средой.

Процесс развития городов, городского населения и распростране­ния городских форм жизни, называется урбанизацией. Основными признаками ее служат: доля городского населения; плотность и сте­пень равномерности размещения по стране сети городов, а также число и равномерность размещения Крупных городов; транспортная и иная доступность крупных городов для остального населения;

многообразие отраслей народного хозяйства; доступное разнообразие видов трудовой и досуговой деятельности населения; распростране­ние городских форм жизни как на население городов, так и на сельское население.

Урбанизация при социализме означает перестройку среды обитания человека, сфер его повседневной жизнедеятельности, способа удовлетворения потребностей, распространение типа бытовой культуры и времяпрепровождения по лучшим образцам, возникшим в крупных городах, причем определяющее влияние оказывают, с одной стороны, уничтожение противоположности между городом и деревней, с другой - коренное оздоровление условий городской жизни.

В процессе урбанизации в СССР была создана гармоническая поселенческая структура опирающаяся на широкий круг промыш­ленных и культурных центров. Это содействовало преодолению пат­риархальщины на плохо освоенных территориях окраин страны.

Социалистическая урбанизация выступает и как способ решения; задач перестройки общественных отношений на коллективистскихначалах применительно к условиям территориальных общностей. Это проявляется в коренном преобразовании социальной географии городов, т. е. в исчезновении районов с разным социальным соста­вом жителей, преодолении экологических различий между внутри­городскими районами (равномерность озеленения, очистные сооружения на предприятиях, развитие жилой застройки с учетом эко­логических факторов и т. д.).

Социально-экономические и экологические различия между го­родом и селом приводят к определенной специфике в образе жизни при доминировании единых социалистических черт. Городской образа жизни в СССР обусловливается и характеризуется следующими мо­ментами: занятостью населения преимущественно индустриальными формами труда и вытекающей отсюда социально-профессиональной: структурой его; относительно высокой пространственной, профессио­нальной и социальной мобильностью; широким спектром выбора видов труда и досуга; значительным расстоянием между жильем и местами труда; преобладанием государственного и кооперативного жилого фонда над частным; коренным изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм досуга; боль­шим-объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; значительной степенью этнической интеграции и социально-этнической гетерогенности в семейно-дружеских связях; высокой плотностью человеческих контактов, обусловливающей анонимность и формализованность общения, в связи с чем падает роль соседских связей контакты преимущественно, становятся безличными.

Основные тенденции развития расселения при социализме зада­ны законом концентрации и возрастающего разнообразия деятель кости людей. Научно-техническая революция благодаря более совер­шенным средствам транспорта, передачи и хранения информации создает возможности для принципиально новой территориальной организации жизнедеятельности людей. Она знаменует переход от старых типов расселения точечный город - село к новым, среди которых доминирующим является городская агломерация. Под по­следней подразумевается совокупность взаимосвязанных и взаимо­действующих городских и сельских поселений, возникшая на базе единого территориально-производственного комплекса, обладающая общностью градообразующей и градообслуживающей основы, общ­ностью образа жизни и иерархической поселенческой структурой.

Такие агломерации, все население которых в равной степени пользуется скоростным транспортом, современными культурно-быто­выми, лечебными и спортивными учреждениями, учится в одних и тех же учебных заведениях, способны в условиях становления раз­витого социализма стать основной формой научно-индустриально-аграрного комплекса, полностью ликвидирующего существенные раз­личия между городом и деревней. Агломерации объективно ограни­чивают рост сверхкрупных городов, так как позволяют использовать блага и преимущества городского образа жизни жителям небольших городов и сел, расположенных в пределах экономических и социаль­ных повседневных связей населения агломерации.

При социализме впервые в истории появляется возможность цен­трализованного управления развитием городов и городских агломе­раций, т. е. как размещением новых городов, так и темпами и про­порциями развития каждого города.

Деревня - это территориально рассредоточенная форма расселе­ния людей, занятых преимущественно сельскохозяйственным тру дом. Для деревни характерны малочисленность видов трудовой дея­тельности, относительная (сравнительно е городом) социальная и профессиональная однородность, специфический сельский образ жизни.

Предметом социологии деревни являются закономерности возникновения, функционирования и развития сельской территориальной общности, проявляющиеся в ее социально-экономической природе, структуре и воспроизводстве, связи с природной и материально-вещной средой, образе жизни. Центральной проблемой социологии де­ревни (как и при изучении городской общности) является исследование процесса социально-демографического воспроизводства населения, установление меры соответствия условий, целей и результа­тов воспроизводства.

Малая по преимуществу плотность сельского расселения, органическая связь с природной средой, большая роль труда в личном подсобном хозяйстве, менее развитое общественное обслуживание придают своеобразие образу жизни в деревне.

Основное отличие сельского образа жизни от городского - менее, развитый труд в общественном производстве , его отставание по ме­ханизации и энерговооруженности, слабая дифференциация сфер приложения труда, меньшее разнообразие рабочих мест И малые возможности для их выбора, подчиненность труда ритмам и циклам природы, неравномерность трудовой занятости, более тяжелые усло­вия труда.

Для сельского образа жизни также характерны непреложность и трудоемкость работ в домашнем и подсобном хозяйстве; малое разнообразие видов досуга; слабая трудовая мобильность; большая слитность труда и быта. Специфичны и межличностные отношения в деревне. Здесь преобладают социально- и национально-гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли форма­лизованы слабо. Большое значение имеют сильный социальный конт­роль общности над поведением людей, традиции, обычаи, местные авторитеты. Ритм жизни в деревне преимущественно менее напря­женный по сравнению с городом, человек испытывает меньшие пси­хологические нагрузки, более просты формы общения.

Из этого перечисления черт сельского образа жизни следует, что по своим основным социально-экономическим чертам он отстает от городского, представляя менее развитый вариант социалистического образа жизни. Эти различия в перспективе должны исчезнуть. Что же касается экологических и социально-психологических различий, то они не являются свидетельством отставания или прогресса, а служат выражением иной субкультуры. Последняя имеет высокую общественную ценность и должна быть сбережена в интересах всего общества.

Для социального развития современной деревни решающее зна­чение имеет преобразование условий и характера, труда как в сель­ском хозяйстве, так и в других отраслях аграрно-промышленного комплекса за счет научно-технического перевооружения их, спе­циализация и концентрация на базе таких передовых форм органи­зации общественного производства, как межхозяйственная коопера­ция и агропромышленная интеграция. Именно решение этих экономических проблем является условием совершенствования социальной структуры и образа жизни сельского населения, дальнейшего сбли­жения города и деревни.

Вместе с тем современная действительность такова, что на селе теперь живет немало промышленных индустриальных рабочих, ра­ботников других отраслей народного хозяйства, нематериальной сфе­ры его. Особенно это относится к тем районам, где расположена добывающая промышленность. Нефтяники, работники угольной, лесодобывающей промышленности и т. п. в большинстве своем рабо­тают здесь, не переезжая в город. Миллионы рабочих и служащих предприятий, расположенных в городах, в том числе крупных, про­должают жить на селе, совершая ежедневные поездки на работу. Применительно к этим категориям сельских жителей необходимо учитывать специфику их образа жизни - наличие противоречий между отсталостью форм деятельности и условий ее в культурно-бытовой, домашней сфере и современными формами организации их трудовой деятельности на основе передовой технологии, предъявля­ющей высокие требования к уровню развития их способностей.

ВВЕДЕНИЕ.

Социология города и деревни является, на мой взгляд, актуальной в наши дни, поскольку только ясно представляя прошлое российского общества, его менталитета, особенности быта и развития экономики в истории, можно более или менее правильно представить себе перспективу дальнейшего развития России.

В круг проблем социологии города и деревни входят:

1. определение их места в обществе и системе расселения;

2. основные причины появления и факторы, влияющие на их функционирование и развитие;

3. социальная структура населения;

4. особенности городского и сельского образов жизни;

5. связь с окружающей средой;

6. городское и сельское управление и проблемы возрождения традиций самоуправления;

7. социальные факторы и следствия миграции населения (город – село, село – город) и др.

Работа написана на базе газет и журналов: «Социально – политический журнал», «Знание – сила», «Свободная мысль», «Социс».

СОЦИОЛОГИЯ РАССЕЛЕНИЯ.

Для понимания состояния российского общества и перспектив его развития важное значение имеет анализ социологии расселения. Главным в социологической теории расселения – выявление общественной общности сущности различных типов поселения.

Такой подход означает:

1. раскрытие общественной обусловленности возникновения расселения, его функционирования и развития;

2. определение его функций, роли в обществе;

3. установление изменений этой роли в связи с переходом от одной формации к другой;

4. выяснение влияния расселения, а также социальной, производственной деятельности людей на окружающую среду.

Социология расселения – область социологического знания, которая изучает генезис (происхождение, процесс образования), сущность и общие закономерности развития и функционирования города и деревни как целостных систем .

Генезис расселения в форме города и деревни – длительный исторический процесс, в течение которого организация пространства обретает социально обусловленный характер. Понятие «расселение» отражает весь социально обусловленный пространственный комплекс условий жизнедеятельности людей, а также диспропорции в их территориальном распределении, которые определяют социальные различия общественных групп и слоев. Расселение выступает как бы результатом, отражающим в снятом виде социальную структуру общества.

«Расселение – определяемое способом производства размещение людей в соответственно формируемой системе развернутых в пространстве и во времени условий жизнедеятельности в совокупности их материальных и духовных компонентов, направленных на удовлетворение основных потребностей человека».

Расселение – сложный и длительный процесс, отражающий состояние той или иной эпохи и предполагающий наряду с новыми общественными отношениями достаточный уровень развития производственных сил.

В условиях первобытного общества кочевой образ жизни являлся первой формой существования людей, это обусловлено главным образом природно – географическими факторами. Первобытное общество не знало дифференциации расселения, ибо сама общность людей формировалась на племенной, родовой основе. Расселение происходило на дисперсной базе, поскольку кровнородственные группы людей жили в разбросанных на освоенной территории пещерах. Социальные начала в общественной жизни переживали свое зарождение, выделение из природного. Территориальные различия заключались в естественных условиях жизни и деятельности людей и не имели социальной окраски, т.к. были обусловлены природой. Процесс формирования поселений особенно интенсифицируется тогда, когда наступает кризис охотничье – собирательного хозяйства и осуществляется переход к земледелию, что привязывало людей к определенному месту. Качественно однородная хозяйственная деятельность первобытно – общинного строя воспроизводила адекватные ей формы расселения. Относительное своеобразие вносила густота или разреженность территории по ее заселенности отдельными племенами. В целом из-за отсутствия основы для формирования обособленных социальных групп населения в первобытном обществе долгое время существовало однотипное расселение в виде автономных поселений близких к традиционному сельскому. Дальнейшее экономическое развитие придало поселениям характер системы, подчинив своим интересам ее основные элементы (населенные пункты), интегрально поляризованные в форме традиционной расчлененности – «город – деревня».

В период античности еще не выделялись город и деревня как самостоятельные поселения. Античности был свойственен своеобразный симбиоз «город – деревня», что носило повсеместный характер, включая и территории с городами – центрами. Города представляли собой группу поселений, близких к сельскому, деревенскому типу.

В период становления рабовладельческого строя организация пространства постепенно обретает устойчивый характер. Неразвитые города и деревни уступают место социально – дифференцируемому расселению. В это время происходит формирование первых городских организмов, или, как их точнее называют – протогородов. В эволюции расселения становятся заметными кристаллизация городских и деревенских функций и появление противоположностей между городом и деревней. Это в значительной мере было обусловлено разделение труда, которое и привело к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и тем самым – к отделению города от деревни. С этих пор условия и место жизнедеятельности человека определяются его социальным положением и экономическими возможностями.

Таким образом, «город» и «деревня» выступают в совокупности поселений скорее как собирательные понятия, в основном охватывающие многообразие существующих форм расселения и выражающие различия населенных пунктов. Историческое развитие города (деревни) не может быть непрерывным процессом эволюции. Между античным полисом, средневековым и современным городом есть много сходства, но наслоение эпох в процессе развития расселения наблюдается лишь в наследуемых материально – пространственных вещных формах и архитектурных решениях, а не в их социально – экономическом содержании.

Различия между городом и деревней разных эпох заключается в политических, социально – экономических, рекреационных, эстетических и других функциях. За пространственными преобразованиями в сети расселения кроются перемены в ее структуре и функциональной организации, что определяется социально – политическими изменениями общества.

СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА.

Социологию города, на мой взгляд, следует считать открытой для науки и практики, как и всю социологию, с того периода, когда человек стал субъектом исторического процесса, т.е. с периода буржуазных революций. До этих пор мы вправе говорить об истории города, о скромных локальных попытках решать социальные проблемы его жителей. До 19 века включительно города создавались и возникали как символы власти, как центры торговли, как портовые города (как в древнее время, так и в средневековье). Да и с наступлением эры капитализма города долгое время создавались как результат индустриализации, как центры освоения природных богатств. И лишь на пороге 20 века появились концепции французского архитектора Т. Гарнье и английского урбаниста Э. Ховарда, в которых были высказаны идеи о разделении городов на промышленную и жилую зону, а также зону отдыха, обслуживания и рекреации . Именно с этого и начинается социология города, городских агломераций и всех поселений, которые претендуют на это наименование.

Особое место занимает город как социально – территориальное образование, где наиболее тесно переплетаются интересы общества, трудовых коллективов, учреждений, организаций и интересы самого человека как жителя. 20 век можно в известном смысле назвать веком массового возникновения городов. Процесс урбанизации охватил все страны, особенно индустриально развитые, что привело к тому, что большинство населения сосредоточилось в городских поселениях. При этом градообразующими факторами стала не только концентрация промышленности. Но и наука, отдых, переработка сырья, в том числе и сельскохозяйственного, и т.д.

Не является исключением данный процесс и для нашей страны, в которой процесс градостроительства протекал в огромных масштабах. За годы Советской власти (до 1989 г.) образован 1481 город. Характерной чертой нынешнего периода является неуклонное их укрупнение: в России 57 городов имеют населения более 500 тыс. чел., в том числе 23 – более 1 млн. жителей. Острота социального развития городов на современном этапе объясняется прежде всего тем, что в настоящее время в них проживает большинство (71 %) населения страны .

Проблематика и круг исследований городской социологии является в настоящее время предметом широкой дискуссии в социологической литературе. Теоретические основы немарксистской городской социологии заложены в трудах М. Вебера (анализ города в контексте исторического развития общества, его экономического строя, культуры и политических институтов), Тенниса (противополагание городских и сельских форм общественной жизни) и Зиммеля (выделение некоторых характерных черт городской культуры). В настоящее время пространственный анализ города применяется для изучения социальной сегрегации различных общественных слоев и этнических групп в городах.

Город – это территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным трудом . Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.

Городская культура характеризуется: преобладанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении; снижением значимости территориальных общностей; затуханием соседних связей; уменьшением роли семьи; многообразием культурных стереотипов; неустойчивостью социального статуса горожанина, повышением его социальной мобильности; ослаблением влияния традиций в регулировании поведения личности .

Городской образ жизни в нашей стране обуславливается и характеризуется: занятостью населения преимущественно индустриальными формами труда и вытекающими отсюда его социально – профессиональной структурой; относительно высокой пространственной, профессиональной и социальной мобильностью; широким выбором видов труда и досуга; значительным расстоянием между жильем и местами труда; преобладанием государственного и кооперативного жилого фонда над частным; изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм оздоровляющего отдыха; большим объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; значительной степенью этнической интеграции и социально – этнической разновидностью в семейно – дружеской связях; высокой плотностью человеческих контактов.

В связи с развитием городского образа жизни вступают проблемы двоякого рода. Одни из них связаны с изучением и формированием механизмов создания новых образцов социальных отношений в производстве и за его пределами, с развитием форм и норм социально – культурного потребления и созданием механизмов преемственности различных норм культуры и социальных отношений. Другие обращены на перераспределение имеющихся и высвобождение дополнительных ресурсов для ускорения развития этих процессов. Важнейшей является проблема взаимной увязки рабочих мест города и профессиональных качеств работающего населения, с одной стороны, и реальных несоответствий его требований и ожиданий рабочим местам и существующей структуре рабочих мест города – с другой.

Экстенсивный путь развития промышленности, воспроизводя одну и ту же далеко не самую эффективную структуру рабочих мест во все расширяющемся масштабе, стимулирует тем самым регулярный приток рабой силы извне, что ведет к чрезмерному росту городов. Наиболее остро эта проблема стоит в малых и средних городах, особенно с одной доминирующей отраслью промышленности. Суть в том, что монофункциональность города предопределяет преимущественный спрос на рабочую силу какого – либо одного пола. Например, Иваново – центр текстильной промышленности, где используется преимущественно женский труд. В результате при формировании населения города происходит перекос в сторону лиц женского пола, вследствие чего процесс воспроизводства населения нарушается, учащаются разводы и т.д. Помимо этого, монофункциональность города делает практически нереальным возможности выбора деятельности, сводит на нет условия к перемене труда, что в свою очередь приводит к росту миграции населения, и прежде всего молодежи.

Все большее влияние на развитие культуры, политики и всего образа жизни человечества оказывает феномен не только роста населения планеты, но и концентрация людей в отдельных крупных агломерациях. Крупные города стремительно растут, поглощают окрестные селения, сливаются друг с другом, образуя мегаполисы. В нашей стране существует ряд крупных и сверх крупных агломераций: московская, уральская, самарская, нижегородская, - которые принципиально новые социальные проблемы, вызванные проживанием огромного числа населения на ограниченной территории. Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы.

Для всех них первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организация повседневной жизни людей.

Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это упорядочение социальной инфрастуктуры, приведение в соответствие производственных и культурно-бытовых потребностей, в малых – эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищного и коммунального обслуживания. Немало острых вопросов возникает в новых городах. Опыт проектирования, строительства и функционирования Набережных Челнов, Дивногорска, городов Тюменского Севера говорит о том, что отсутствие необходимых условий для рациональной организации повседневной жизни населения приводит к неудовлетворенности людей местом работы и жительства и как следствие этого – к миграции. Решением этой задачи может быть обеспечение молодых сибирских городов стабильными квалифицированными кадрами .

Переход к новым высоким технологиям приводит не просто к подвижкам населения. Миграция сначала из деревень в рабочие поселки, затем из поселков в города, а из городов в мегаполисы характерна для большинства регионов планеты . Деревни, а тем более хутора исчезают, это обусловлено особенностями жизни и труда людей. На место них приходят мегаполисы с их проблемами и преимуществами, к которым можно отнести следующее: в крупных городах выгоднее делать бизнес, организовывать производство, торговлю, создавать образовательные комплексы и т.д.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что разбираться с проблемой городов необходимо в наши дни, и разбираться надо не только с позиции муниципального администратора, а с позиции науки, для которой концентрация населения – естественное явление, возникающее не по чьей-то злой воле и ставшее закономерным следствием развития цивилизации, а значит, эволюции человека.

СОЦИОЛОГИЯ ДЕРЕВНИ.

Подобно городу, деревня как объект социологии – исторически сложившаяся внутренне дифференцированная социально-территориальная подсистема. Она характеризуется особым единством искусственной материально-вещной среды, доминирующей над нею природно-географических условий, рассредоточенного типа социально-пространственной организации людей .

Деревня отличается от города меньшей степенью социально-экономического развития, известным отставанием уровня благосостояния людей, их быта, что соответственно сказывается на социальной структуре и образе жизни населения. Для нее характерны относительная (по сравнению с городом) малочисленность видов трудовой деятельности, большая социальная и профессиональная однородность. Деревня представляет собой относительно устойчивую самостоятельную систему, являющуюся социально-пространственной подсистемой общества. Основными компонентами она тождественна городу и одновременно дихотомична ему; совместно с городом исторически формирует целостность социальной и территориальной структуры общества.

Основные отличия сельского образа жизни от городского – менее развитый труд в общественном воспроизводстве, его отставание по механизации и энерговооруженности, относительно слабая дифференциация в сфере приложения труда, меньшее разнообразие рабочих мест и слабые возможности для их выбора, подчиненность труда ритмам и циклам природы, неравномерность трудовой занятости, более тяжелые условия труда и т.д.

Для сельского образа жизни также характерны необходимость и трудоемкость работ в домашнем и подсобном хозяйстве; малое разнообразие видов досуга; слабая трудовая мобильность; большая слитность труда и быта. Специфичны и межличностные отношения в деревне. Здесь преобладают социально и национально гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо. Большое значение имеют сильный социальный контроль общности над поведением людей, традиции, обычаи, местные авторитеты. Ритм жизни в деревне преимущественно менее напряженный по сравнению с городом, человек испытывает меньшие психологические нагрузки, использует более простые формы общения .

Во многом функции города и деревни схожи, но у каждого типа поселения есть свои специфические функции. К числу важнейших функций деревни относят пространственно-коммуникационную. В наши дни интерес к этой функции обостряется. Ее необходимо знать с точки зрения выявления дальнейших возможностей освоения территории страны и оценка роли сельских поселений в решении продовольственной задачи. Создание надежной инфраструктуры (сети железных, автомобильных дорог, строительство аэродромов и взлетных полос и т.д.) при решении перевода сельского хозяйства на фермерский путь развития имеет первостепенное значение.

Следующий важный аспект, тесно связанный с данной функцией, - проблема удовлетворения духовных запросов, «утоления» информационного голода жителей села. Имеется в виду не только потребление средств массовой информации – телевидение, радио, газет. Вопрос стоит гораздо шире. Дело в том, что резко увеличилась активность потребления и производства духовных ценностей на базе нового более высокого образовательного уровня населения и новых духовных потребностей.

В течение уже 100 лет деревня выполняет донорскую функцию. Из села черпаются ресурсов больше, чем отдается взамен. Причина – в устойчивой миграции из деревни в город. Расходы на воспитание, учебу, профессиональную подготовку в большей степени несло село, а доход от реализации трудового потенциала людей, уехавших в город, доставался последнему.

Город всегда притягивал к себе население деревень, хуторов, сел, небольших городов. Так, с середины 20-х и до середины 80-х годов городское население увеличилось на 80 млн. человек . В современных крупных городах России доля мигрантов составляет 2/3 городского населения. Так была решена проблема обеспечения рабочей силой городов. Но решалась она за счет «вытягивания» ресурсов, лучшей рабочей силы из деревни .

С 90-х годов возрос миграционный поток город – деревня, город – село. Это связано с ухудшением жизни населения в городах, особенно неработающих пенсионеров, значительным удорожанием стоимости проездов на железнодорожном, автомобильном транспорте и другими причинами. Так, Санкт-Петербург к 1994 г. «потерял» более 200 тыс. своих жителей и число их впервые за последние 15 лет стало меньше 5 млн. человек . Эта тенденция не коснулась Москвы, в которой проживает более 11 млн. человек.

В последние годы усилился приток мигрантов в село из районов Крайнего Севера, от Мурманска до Анадыря, а также из стран ближнего зарубежья и горячих точек России.

Село все более и более стареет. Доля трудоспособных людей, родившихся в селе, не превышает 20 %. Половина мигрантов, приехавших в село, - пенсионеры, недостаточно подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду .

Отношения, складывающиеся в сельской местности в современной России, довольно специфичны. Центральными субъектами российских крестьянских обществ были и остаются, с одной стороны, крупные коллективные хозяйства и, с другой – семейные крестьянские дворы. Сейчас идет отбор различных возможностей и правил социально-экономического выживания крестьянства. Колхоз, акционерное общество нередко выступают по отношению к крестьянину как жесточайший эксплуататор его труда. Это проявляется, в частности, в форме невыдачи заработной платы.

В борьбе субъектов из числа нынешнего крестьянства инициатива остается за двором, фермером, они более решительны и разворотливы. Связь между колхозом, акционерными обществами и крестьянским двором становится все слабее и более одностороннее: двор стремится как можно больше взять и как можно меньше дать колхозу или акционерному обществу. Сами крестьяне чувствуют психологический дискомфорт от двойной жизни: для себя и для колхоза.

Другая специфическая черта экономических, социальных и иных отношений, складывающихся в сельской местности, - курс не на укрепление производственной базы и совершенствование экономического механизма стимулирования развития производства, а на поспешное изменение форм собственности и организации хозяйств.

Число деревень, как говорилось выше, неизменно становится все меньше и меньше. И это неудивительно, поскольку в 1998 г. сельское хозяйство России понесло убытков больше, чем в 1997 г., на 10 млрд. руб. 92 % всех акционерных обществ, коллективных и государственных хозяйств, а также фермерских – убыточно.

Причин здесь несколько. Главная из них – политика правительства по отношению к этой важнейшей сфере народного хозяйства. Во всех странах мира, занимающих лидирующие позиции в сфере сельскохозяйственного производства, эта отрасль дотируется (размер дотаций составляют от 30 до 60 % от общего объема производимой продукции). В сельское хозяйство России отчисляется 2,2 % от ежегодного ВВП. Кроме того, жители хуторов, деревень, сел несут большие убытки от бездорожья, от отсутствия машин, механизмов по переработке произведенной сельскохозяйственной продукции и т.д.

Итак, в наше время важно не «устранение деревни», а ее социальное обустройство, качественное преобразование сельского расселения, установление более тесных, интенсивных социальных связей между городскими и сельскими поселениями и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть важность рассмотрения данной проблемы, поскольку несмотря на ее актуальность, она не привлекает должного интереса ученых теоретиков и практиков.

Проблему роста городов и вытекающие отсюда проблемы необходимо решать не с позиции местных чиновников, а с позиции науки. Необходимо разработать план проектирования и создания новых городов рационально, поскольку в настоящее время более удобными для проживания являются, как ни странно, старые города.

Кроме того, необходимо предотвратить «обнищание» деревень, ее старение. Целесообразно изменить политику государства по отношению к селам, хуторам, сельскому хозяйству в целом.

Не стоит упускать из виду и проблему миграции населения. Ранее выделялись причины миграции. Исходя из них, можно найти решение этой проблемы, которое, на мой взгляд, заключается в создание благоприятного экологического климата, т.е. проведение комплексных мероприятий по защите окружающей среды. Не лишним было бы и создание достаточного числа рабочих мест. Необходимо чтобы у людей было достаточное число выбора различных профессий. Кроме того, заработная плата и размер пенсии должен соответствовать уровню цен. Это приведет к уменьшению миграции как из города в деревню, так и наоборот. Помимо этого, наконец-то закончится «старение» деревень.

Необходимо создать более тесные связи между городом и деревней, дабы хотя бы таким образом наладить экономику сельского хозяйства.

Возможно, стоит ввести ряд новых льгот, чтобы привлечь молодежь в села, хутора, деревни, поскольку в настоящее время считается крайне не престижно жить и работать там.

Список литературы

1. Социология: Учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов и др. – М.: ЮНИТИДАНА, 2000. – 407 с.

2. Попов А.И. Эволюция расселения: города, агломерация, мегаполис. // Социально – политический журнал, - 1997, - № 6, - с. 38 – 47.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2 – е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – 511 с.

4. Рабочая книга социолога. – М., 1983. – 480 с.

5. Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.

6. Моисеев Н. Мегаполисы как естественный фактор развития человечества. // Свободная мысль, - 1997, - № 3, - с. 62 – 67.

7. Социология / Г.В. Осипов, Ю.П. Коваленко, Н.И. Щипанов, Р.Г. Яновский. М.: Мысль, 1990. – 446 с.

8. Шингарев А.И. Вымирающая деревня. // Социс, - 2002, - № 2, - с. 124 – 133.

9. Широкалова Г.С. Горожане и селяне в результате реформ 90-х годов. // Социс, - 2002, - № 2, - с. 71 – 82.

Тема 10. Социально-территориальная структура общества

Социально-территориальная структура - это существенный срез социальной структуры общества, складывающегося на основе различий в условиях их территориального местоположения.

Элементами социально-территориальной структуры являются активно взаимодействующие друг с другом социально-экономические типы территориальных общностей.

Территориальные общности - это совокупности людей, характеризующиеся общностью отношений к определенной хозяйственно освоенной территории, системой экономических, социальных, политических и др. связей, выделяющих ее в качестве относительно самостоятельной единицы пространственной организации жизнедеятельности населения.

Территориальные общности бывают трех уровней:

1. Высший тип общности - народ;

2. Второй тип – нации и этносы;

3. Третий тип – жители города, деревни, региона.

Город и деревня - исторически конкретные социально-пространственные формы существования общества, возникшие вследствие общественного разделения труда, т.е. отделения ремесла от сельского хозяйства и сосредоточения обмена в руках особой общественной группы.

В России город должен иметь не менее 12 тыс. жителей и не менее 85 процентов населения занятого вне сельского хозяйства.

С начала 21 века более ½ всего населения Земли проживает в городской местности.

В социологиирегион – это область, часть страны, отличающаяся от других совокупностью естественных, социальных, культурных особенностей.

Выделяют 3 типа регионального деления :

1 тип – на основе экономического районирования (Северо-Западный, Волго-Вятский, Центральный, Поволжскийий, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дально - Восточный и др. );

2 тип – на основе административно-территориального деления – области, края, округа;

3 тип - городская агломерация – т.е. компактная пространственная группировка поселений, объединенных в одно целое интенсивными социально-экономическими связями. Городская агломерация полицентрического типа называется конурбацией (Москва, С.-П., Рурская агломерация в Германии ). Суперагломерация, как наиболее крупная форма расселения, называется мегаполисом

Территориально-поселенческая структура общества формируется на основе следующих типообразующих признаков поселения: численность населения или людность; социально-демографический состав; административный статус; производственный профиль; уровень социального развития; местоположение поселений по отношению к транспортным коммуникациям и общественно-политическим центрам; комплекс экологических условий; особенности местной социальной политики.

Функциями социально-территориальной системы являются: создание территориальных условий для эффективного использования природных ресурсов; обеспечение нормальных пространственных условий жизнедеятельности; социальный контроль жизненного пространства общества.

Основными социально-территориальными процессами являются урбанизация и миграция.

Урбанизация (от лат. - городской) - это социально-экономический процесс, выражающийся в росте численности городов, городского населения и распространении городского образа жизни на все общество.

Исторически урбанизация тесно связана с развитием капитализма и индустриализацией, поскольку капиталистическое производство способствует скоплению населения в крупных центрах.

Процесс урбанизации идет за счет: преобразования сельских населенных пунктов в городские за счет роста числа жителей; формирования широких пригородных зон; миграции из сел в города.

С процессом урбанизации тесно связан процесс миграции , который представляет собой совокупность перемещений, совершаемых людьми между странами, районами, населенными пунктами различных типов. Отток населения из страны называется эмиграцией, а приток населения в страну- иммиграция .

Территориальные общности - это совокупности людей, характе­ризующиеся общностью отношения к определенной хозяйственно-освоенной территории, системой экономических, социальных, поли­тических и других связей, выделяющих ее в качестве относительно самостоятельной единицы пространственной организации жизнедея­тельности населения. Социология изучает закономерности воздей­ствия соответствующей социально-территориальной общности (горо­да деревни, региона) на социальные отношения людей, их образ жизни, их социальное поведение.

Ядро той или иной единицы социально-пространственной орга­низации общества, даже в наш век интенсивной миграционной подвижности, довольно устойчиво. Поэтому оно хранит специфические черты, приобретенные под влиянием своеобразных обстоятельств формирования и развития территориальной общности. Среди этих обстоятельств необходимо назвать следующие:

историческое прошлое. Именно с историей территориальной общ­ности связаны устойчиво сохраняющиеся определённые трудовые навыки населения, традиции, некоторые особенности быта, взглядов, отношений и т. д.;

экономические условия, а именно структура народного хозяйства, фондо- и энерговооруженность труда, продолжительность функционирования производств и предприятий, развитость услуг и т. д. Они, определяют социальный и профессиональный состав населения, уровень его квалификации и культуры, образования, структуру досуга, характер жизнедеятельности и т. д.;

природные условия, оказывающие существенное влияние на условия труда, содержание и уровень материальных потребностей, организацию быта, формы межличностного общения и многие дру­гие черты образа жизни населения.

В каждой территориальной общности имеются все элементы и отношения общей структуры конкретно-исторического социального организма - производительные силы, технолого-организационные и производственные отношения, классы и социальные слои, социаль­ные отношения, социальное управление, культура и быт и т. д. Благодаря этому данные общности могут функционировать как от­носительно самостоятельные социальные образования.



Территориальная общность объединяет людей, имеющих, несмотря на все многообразие классовых, профессиональных, демографи­ческих и иных различий, некоторые общие социальные черты. Взя­тые в совокупности характеристики всех групп населения, проживающих на определенной территории, позволяют судить об относи­тельном уровне развития конкретной общности.

Территориальные общности бывают разных уровней. Высший – советский народ, новая историческая общность людей. Она является объектом изучения общесоциологической теории и научного коммунизма, а отдельные компоненты ее изучаются специальными социологическими дисциплинами. Следующий уровень- национальные территориальные общности, являющиеся объектом этносоциологии и теории наций.

Исходной в системе территориальных единиц является первич­ная территориальная общность, которая обладает свойствами це­лостности и неделимости по функциональному критерию. Другими словами, ее составные части не могут выполнять те специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной единице. Из числа разнообразных функций первичной, территориальной общности системообразующей является функция устойчивого социально-демографического воспроизводства населения. Последнее обеспечивается повседневным обменом основными видами деятельности людей и тем самым удовлетворением их потребностей.

Социальное воспроизводство.

Понятие «социально-демографиче­ское воспроизводство» - видовое по отношению к понятию «со­циальное воспроизводство». Социальное воспроизводство – это про­цесс эволюционного развития системы социальных отношений и групп в пределах общественно-экономической формации в форме их циклического воспроизведения оно воплощает тенденции изменения социальной структуры, присущие данной формации.

Социалистический процесс воспроизводства суть процесс гомогенизации общества, т.е. сближения социальных, групп, стирания социально-классовых различий от поколения к поколению и в пре­делах одного и того же поколения. Социальное воспроизводство включает в себя как воссоздание ранее существовавших элементов социальной структуры и отношений между ними, так и возникно­вение и расширенное воспроизводство новых элементов и отноше­ний. В ходе этого процесса формируется изменяющийся и развива­ющийся индивид.

Если классы, социальные группы и слои, а также отношения. между ними воспроизводятся - функционируют и развиваются - в масштабах всего общества, то процесс воспроизводства индивида протекает непосредственно в первичных территориальных общностях, которые обеспечивают воссоздание его как живого носителя свойств, характеристик класса, группы, слоя.

Такие первичные ячейки общества, как производственный коллектив, семья, равно как и различные «отраслевые» социальные ин­ституты - образование, здравоохранение, культура и т. д., осуществ­ляют лишь частичные функции воспроизводства индивида. Специ­фика функций территориальных общностей состоит в том, что, ин­тегрируя деятельность социальных институтов, они обеспечивают.удовлетворение основных потребностей индивида и тем самым его воспроизведение.

Социальное воспроизводство индивида выступает как социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной терри­тории. Оно неотделимо от процессов демографического воспроизвод­ства и принимает форму социально-демографического воспроизвод­ства, которое обеспечивает подготовку новых поколений к выпол­нению общественно необходимых экономических, политических и иных функций. Поэтому в нем могут быть выделены такие состав­ляющие, как демографическое, профессионально-квалификационное, культурное и другие воспроизводства.

Социально-демографическое воспроизводство не сводится к фи­зическому воспроизводству численности людей. Это есть также вос­произведение совокупности определенных социальных качеств, необ­ходимых для нормального участия населения в функционировании и развитии общества. Таким образом, в данном воспроизводстве могут быть выделены два аспекта: количественный (собственно вос­производство индивидов) и качественный (формирование - воспита­ние, воссоздание социальных свойств).

По характеру воспроизводство делится на простое, суженное, расширенное с соответствующими каждому типу количественными и качественными характеристиками. Простым является воспроиз­водство населения в той же численности, что и ранее с неизмен­ными Социальными качествами: квалификацией, образованием и т. п. Расширенное воспроизводство характеризуется ростом числен­ности новых поколений и (или) более высоким уровнем развития их социальных качеств. Для суженного воспроизводства свойственно уменьшение численности новых поколений и (или) снижение их качественных показателей.

Закономерностью развития социалистического общества является:расширенное социальное и, по крайней мере, простое демографическое воспроизводство. Однако это не исключает возможности существенных различий в режиме воспроизводства в связи с такими факторами, как развитость жизненной среды, качество управления воспроизводственными процессами и т. д.

Ядром социального воспроизводства (в масштабах общества) выступает воспроизводство социальной структуры, а сущностью со­циально-демографической составляющей этого процесса на территориальном уровне является демографическое возобновление ком­понентов социальной структуры, включая социальные перемещения.

Условием существования и развития первичной территориальной общности является относительная самодостаточность элементов ис­кусственной и природной среды для осуществления полного цикла социально-демографического воспроизводства. В отличие от мате­риального производства социально-демографическое (т. е. производство самого человека) по своей природе стационарно, территориаль­но нераздельно. Поэтому в литературе все более преобладает точка зрения о том, что возрастание функционального разнообразия, уни­версализация жизненной среды являются ведущим принципом тер­риториальной организации социального производства (и воспроизвод­ства) при социализме (ему противоположен принцип узкой специа­лизации поселений).

Недопустимо смешивать такие категории, как «город», «деревня», «регион», с одной стороны, и территориальная общность - с другой. Первые являются сложными территориальными образованиями, объемлющими природный и материально-вещный комплексы, а так­же совокупности людей, воспроизводящихся, т. е. функционирую­щих и развивающихся, в процессе производства и потребления на основе этих взаимосвязанных комплексов. Территориальные же общ­ности суть лишь эти совокупности людей.

В отличие от корпоративных общностей, территориальная социально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эстетические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения, оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания - конкретным регионом, областью, краем .

Типичной как в историческом, так и в современном контексте территориальной социально-культурной общностью является город . Употребим термин «город» в самом широком смысле - как обобщенную селенческую единицу. Являясь территориальной и одновременно социальной общностью, город всегда представлял и представляет собой общественно значимое самодостаточное культурное явление.

Основания, ценностные ориентации, социальные ожидания, которыми живет современный город, принадлежат изначально определенной культурной традиции этого города, тому кругу культурных норм, идей, взглядов, представлений, которые город исповедует.

Издавна город в научном понимании и в обыденном сознании современников был центром притяжения духовных и материальных устремлений, переплетения социальных и культурных отношений эпохи. Расширение культурной стороны деятельности с древних времен становилось сутью жизни города, развития и изменения его характера. Отнюдь не случайно называя древнейшие цивилизации «городскими», мы тем самым подчеркиваем наличие у каждого из городов особого социально-культурною статуса, который уже сам по себе служил принципиально новой формой экономического, социального и культурного единства населения.

Для обеспечения жизнедеятельности своего населения город постепенно накапливал всё, что вырабатывалось культурой региона: образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни, освоенные достижения техники и искусства. И в античных Греции и Риме, и в средневековой Руси для каждого города наиболее приоритетной всегда оставалась культурная деятельность . Даже в периоды упадка, утраты многих функций город дольше всего сохранял именно свой культурный статус.

Поскольку многие элементы культуры вообще воспроизводились только в рамках городских форм разделения труда, постольку упадок города или его гибель приводили, как правило, к резкому культурному регрессу всего региона. Городская среда на всех этапах истории брала на себя и трансляцию культуры от поколения к поколению

Развивая свою самобытность, каждый город создает или целенаправленно выявляет свою культуру, обретает свой «норов». В результате реализации культурной функции город и горожане адаптируются друг к другу. На укрепление такого взаимодействия, на формирование неповторимой культурной индивидуальности города практически работают все составляющие элементы городской инфраструктуры - производство, архитектура, быт, учреждения культуры, искусства, образования, досуга, спорта и многое другое.



Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других близких ему социально-территориальных общностях (например, поселках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, динамичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен индивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как бы провозглашают изменение социального статуса каждого жителя - члена городского либо сельского сообщества.

Например , свадьба является свидетельством общественного признания новой семьи, а ритуал крещения способствует сохранению чувства принадлежности человека к сообществу верующих.

Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то своё, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообщества, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные навыки поведения и общения людей в социально значимых обыденных ситуациях. Эти навыки распространяются на все виды и способы социально-культурной деятельности, быта, досуга граждан.

Поделиться: