Статья 8.5 кодекса рф об административных правонарушениях. Теория всего

1. Согласно Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В соответствии с ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Статьей 42 Конституции РФ гарантируется право граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации гражданами, должностными лицами, юридическими лицами влечет за собой применение мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей.

2. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Рассматриваемым Федеральным законом указанные понятия определяются следующим образом:

природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Информация о радиационной обстановке, относимая в соответствии с комментируемой статьей к экологической информации, по смыслу Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" должна также содержать сведения о негативном воздействии ионизирующего излучения на окружающую среду.

3. К экологической информации по смыслу комментируемой статьи относится также информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. В соответствии с Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" указанную информацию обязаны предоставлять юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Порядок предоставления Росгидромету информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128.

Согласно Положению указанную информацию получают на территории РФ, включая внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, а также в пределах исключительной экономической зоны, на континентальном шельфе РФ, в ионосфере и околоземном космическом пространстве с использованием различных средств сбора информации.

В соответствии с п. 6 - 8 Положения информация о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, незамедлительно предоставляется территориальным органам Росгидромета.

Объем и условия предоставления такой информации определяются указанными территориальными органами по согласованию с предоставляющими информацию физическими и юридическими лицами.

Объем и условия предоставления Вооруженными Силами РФ информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, определяются специальными соглашениями между Минобороны России и Росгидрометом.

Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, получаемая во внутренних морских водах, в территориальном море, а также в пределах исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе РФ, в том числе в ходе выполнения работ по международным договорам РФ, передается капитанами судов (руководителями экспедиций) в ближайший ведомственный береговой радиоцентр (на радиостанцию), службы морского флота Минтранса или Госкомрыболовства России в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации, а в отношении нефтяного загрязнения - незамедлительно.

Текст статьи 8.5 КоАП РФ в новой редакции.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 8.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Целью рассматриваемой статьи является обеспечение государственного и общественного контроля за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.

Предметом правонарушения будет выступать существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных экологическая информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов, вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты, видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

2. Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на сокрытие или искажение имеющейся информации в сфере экологии.

При этом под сокрытием информации следует понимать недоведение полностью или в части ее до сведения лиц, имеющих право на получение или нуждающихся в получении данных, указанных в диспозиции нормы, когда информация была обязательной или была необходима для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Под искажением информации подразумевается сообщение неполных или неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий или явлений.

Несвоевременность сообщения полной и достоверной экологической информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков.

3. С субъективной стороны рассматриваемый состав характеризуется умышленной или неосторожной формами вины, при этом искажение экологической информации возможно только с умышленной формой вины.

В качестве субъектов административной ответственности в комментируемой статье выступают должностные лица, юридические лица, обязанные в силу осуществляемой ими деятельности или возложенных полномочий предоставлять экологическую информацию.

Следующий комментарий к статье 8.5 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 8.5 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Право на предоставление такой информации декларировано в ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Вместе с тем реализация комментируемой статьи имеет практические сложности, связанные с отсутствием законодательного определения экологической информации. Между тем в контексте права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение указанного вопроса было бы полезным.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Обладатель информации, согласно вышеназванному Закону, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Закон содержит важное положение о том, что право на доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничено.

Часть 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" также закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Кроме этого Закон в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 3), а в ч. 3 ст. 63 устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга.

Комментируемая статья называет критерии предоставляемой экологической информации. Она должна быть полной и достоверной. К слову, ранее действовавший Закон "Об охране окружающей природной среды" в ст. 12 содержал положение о том, что предоставляемая экологическая информация должна быть достоверной, полной и своевременной.

Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы и другие лица. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Полной считается информация, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.

Своевременной является информация, которая передается пользователю в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Но так как точный срок законодательством не установлен, то для его определения может применяться правило "разумного срока", предусмотренное Гражданским кодексом РФ.

Для реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, для его защиты и охраны гражданам следует опираться на ряд других прав, гарантируемых Конституцией РФ. К числу таких прав относятся: право на получение информации, касающейся его прав и свобод (ч. 2 ст. 24; ч. 4, 5 ст. 29); право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); право обращаться в суд за судебной защитой прав и свобод (ст. 46).

Право на различные виды экологической информации предусмотрено также отраслевым законодательством. Это Законы РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. от 05.12.2006) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ст. 46), от 21.02.1992 N 2395-1 (в ред. от 25.10.2006) "О недрах" (ст. 27); Федеральные законы от 01.05.1999 N 94-ФЗ (в ред. от 18.12.2006) "Об охране озера Байкал" (ст. 23), от 19.07.1998 N 113-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) "О гидрометеорологической службе" (ст. 15) и т.д. Приняты также ряд подзаконных актов, обеспечивающих реализацию экологической информации, - Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду", Приказ МПР РФ от 12.12.2005 N 340 "Об утверждении Порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью" и др.

Недостатком комментируемой статьи является то, что она не предусматривает ответственность за отказ в предоставлении экологической информации.

Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) - сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации, искажение сведений о состоянии природных объектов.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении.

Под искажением следует понимать предоставление заведомо ложных либо неполных сведений.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется как умыслом, так и неосторожностью (несвоевременное сообщение).

Судебная практика по ст. 8.5 КоАП РФ обжалование штрафов за сокрытие или искажение экологической информации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя акционерного общества Техническая фирма «» — временно исполняющего обязанности генерального директора О.В. на вступившие в законную силу постановление от 28.12.2015 N АР-03/1, вынесенное заместителем главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия, решение судьи Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 05.07.2016 N 12-82/2016, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 21.09.2016 N 7.2-196/2016 и постановление председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 24.11.2016 N 4-а-210, состоявшиеся в отношении акционерного общества Техническая фирма «» (далее — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением от 28.12.2015 N АР-03/1, вынесенным заместителем главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия (далее также — постановление должностного лица), общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 18.03.2016 N 12-42/2016 постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 18.05.2016 N 7.2-80/2016 решение судьи Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 18.03.2016 N 12-42/2016 отменено. Дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение судье районного суда.
Состоявшимся по результатам нового рассмотрения данного дела решением судьи Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 05.07.2016 N 12-82/2016 постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 21.09.2016 N 7.2-196/2016 и постановлением председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 24.11.2016 N 4-а-210 решение судьи Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 05.07.2016 N 12-82/2016 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный представитель общества — временно исполняющий обязанности генерального директора О.В. просит отменить постановление должностного лица, а также судебные акты, которыми данное постановление оставлено без изменения, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
В соответствии с частью 2 статьи 30 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в представленных обществом в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы 2015 года неправомерно, по мнению административного органа, применен понижающий коэффициент 0,3 к базовым нормативам платы за размещение отходов производства и потребления, а также неправильно определен заниженный норматив платы за размещение отходов V класса опасности для окружающей среды (8 рублей за тонну).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления (действовавшие на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 05.04.2007 N 204 (утратил силу в связи с изданием приказа Ростехнадзора от 15.07.2016 N 301, вступившего в силу с 20.08.2016).
Исходя из содержания расчета, форма и порядок заполнения и представления которого утверждены названным выше приказом, он составляется с целью определения размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате деятельности соответствующего субъекта происходит такое воздействие на окружающую среду, которое является негативным.
Таким образом, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем в обстоятельствах, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности по данному делу, не усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное было учтено судьей Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия при принятии решения от 18.03.2016 N 12-42/2016 об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 18.05.2016 N 7.2-80/2016 об отмене решения судьи Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 18.03.2016 N 12-42/2016 было вынесено без учета вышеприведенных правовых норм, а также несмотря на то, что соответствующие доводы заявлялись защитником общества (том 2, л.д. 76, 155 — 156, 210). Данные доводы приводятся также и в жалобе, поданной законным представителем общества — временно исполняющим обязанности генерального директора О.В., в Верховный Суд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 18.05.2016 N 7.2-80/2016, а также состоявшиеся по результатам нового рассмотрения данного дела решение судьи Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 05.07.2016 N 12-82/2016, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 21.09.2016 N 7.2-196/2016 и постановление председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 24.11.2016 N 4-а-210, принятые в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене с оставлением без изменения решения судьи Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 18.03.2016 N 12-42/2016, которым постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное в настоящем постановлении не противоречит правовому подходу, сформулированному в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2017 N 18-АД16-170 и от 22.09.2014 N 308-АД14-288.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

Постановил:

жалобу законного представителя акционерного общества Техническая фирма «» — временно исполняющего обязанности генерального директора О.В. удовлетворить.
Решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 18.05.2016 N 7.2-80/2016, а также состоявшиеся по результатам нового рассмотрения данного дела решение судьи Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 05.07.2016 N 12-82/2016, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 21.09.2016 N 7.2-196/2016 и постановление председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 24.11.2016 N 4-а-210, принятые в отношении акционерного общества Техническая фирма «» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Положения статьи 8.5 КоАП РФ используются в следующих статьях:
  • Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
  • Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
  • Органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
  • Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
    1. Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, а равно о нарушениях режима их охранных зон), статьями 8.5, 8.40, 8.43 КоАП РФ.
  • Органы, осуществляющие государственный экологический надзор
  • Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
    1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о радиационной обстановке), статьей 9.6, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, частями 1 - 4 статьи 14.46.2, статьей 14.49 (в части продукции и процессов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии), статьей 19.2, частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ.

Судья Орлова З.П. Дело N 7-1672/15

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Московского городского суда Буренина О.Н.,

с участием защитника ЗАО "Спецстрой-2" *** С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ЗАО "Спецстрой-2" *** С.А. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 20 января 2015 года, постановление N 0905-282/2014-4 от 14 ноября 2014 года старшего государственного инспектора по охране природы г.Москвы ОЭК ВАО и СВАО Департамента природообразования и охраны окружающей среды г.Москвы *** В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ЗАО "Спецстрой-2",

установил:

постановлением N0905-282/2014-4 от 14 ноября 2014 года старшего государственного инспектора по охране природы г.Москвы ОЭК ВАО и СВАО Департамента природообразования и охраны окружающей среды г.Москвы *** В.В., ЗАО "Спецремстрой-2" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Решением судьи Преображенского районного суда города Москвы от 20 января 2015 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба представителя ЗАО "Спецремстрой-2" *** С.А. без удовлетворения.

В поданной на решение судьи жалобе, защитник ЗАО "Спецремстрой-2" *** С.А. просит об отмене судебного акта и постановления должностного лица и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, поскольку общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, так как его деятельности не связана с обращением с отходами производства и потребления, в том числе, не осуществляет накопление и хранение отходов; недоказанность осуществления обществом складирования отходов и их содержания в специально оборудованном сооружении; допущенные при проведении проверки нарушения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку проверка проведена на объекте, не включенный в сводный план проверок.

Законный представитель ЗАО "Спецремстрой-2" в судебное заседание не явился, защитник ЗАО "Спецремстрой-2" *** С.А. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника *** С.А., оснований для отмены или изменения постановления должностного лица от 14 ноября 2014 года и решения судьи от 20 января 2015 года не усматриваю по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 17 октября 2014 г. по 10 ноября 2014 г. на основании распоряжения N 0905-282/2014 года заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы *** С.А. и в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2014 г. инспекцией по охране природы г. Москвы ОЭК ВАО и СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ЗАО "Спецремстрой-2" по адресу: Москва, ***, д. 17.

По результатам проверки был составлен Акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 10.11.2014 N 0905-282/2014, в котором, в том числе отражено, что в процессе осуществления хозяйственной и предпринимательской деятельности Общества образуются следующие виды отходов:

4-го класса опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), смет с территорий предприятий малоопасный, смет с территорий гаража, автостоянки малоопасный, катриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные;

5-го класса опасности - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы упаковочной бумаги незагразненные, мусор строительный, отходы кирпичной кладки.

При этом, в нарушение требований п. 2 ст. 19 Федерального закона N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказа РОССТАТА от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" ЗАО "Спецремстрой-2" не представлены документы, подтверждающие принятие Росприроднадзором до 01 февраля 2014 года отчета по 2 - ТП (отходы).

Действия ЗАО "Спецремстрой-2" квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения и вина ЗАО "Спецремстрой-2" в его совершении подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N 0905-282/2014-4 года от 12 ноября 2014 года, в котором изложено существо правонарушения; актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды N 0905-282/2014 от 10 ноября 2014 года; фототаблицей; распоряжением N0905-282/2014 года от 29 сентября 2014 года Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы о проведении выездной плановой проверки ЗАО "Спецремстрой-2"; данными учета в области обращения с отходами ЗАО "Спецстрой-2"; копией ситуационного плана; копиями свидетельств, вписки из ЕГРЮЛ в отношении ЗАО "Спецремстрой-2"; уставом ЗАО "Спецремстрой-2"; копиями информационного письма, штатного расписания, договора аренды нежилого помещения N *** от 01 августа 2014 года, договора аренды N *** от *** 2014 года; копией договора аренды земельного участка *** от *** 1997 года; справкой ЗАО "Спецремстрой -2" об осуществлении хозяйственной деятельности по адресу: Москва, ***, д. 17 и другими материалами дела.

Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда и должностное лицо правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ЗАО "Спецремстрой-2" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Под информацией статья 8.5 КоАП РФ понимает сведения о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 г. N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты).

Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Срок предоставления данных сведений юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, 1 февраля после отчетного периода.

Указанные выше положения ЗАО "Спецремстрорй - 2" исполнены не были, что не отрицалось защитником в доводах жалобы и в настоящем судебном заседании, в связи с чем, его действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что ЗАО "Спецремстрой-2" не осуществляет деятельность по обращению с отходами, а потому не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ несостоятелен.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Таким образом, состав вменяемого ЗАО "Спецремстрой-2" административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ссылка в жалобе на недоказанность вины ЗАО "Спецремстрой-2" в совершении вмененного правонарушения является голословной, поскольку доказательств того, что Обществом были приняты достаточные и необходимые меры по исполнению возложенной на него законом обязанности материалы дела не содержат и к жалобе не представлено.

Утверждение заявителя жалобы о допущенных при проведении проверки нарушениях Федерального Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившихся в том, что объект проверки не был включен в сводный план проверок, размещенный на сайте Генеральной прокуратуры не влечет признание обжалуемых актов незаконными и их отмену в связи со следующим.

Частью3 ст. 9 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В силу ч. 2 ст. 12 названного закона, выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Согласно представленной в материалы дела об административном правонарушении выписке из ЕГРЮЛ, ЗАО "Спецремстрой-2" зарегистрировано по адресу: Москва, ****64. В соответствии с договором краткосрочной аренды земельного участка N *** *** г. общество арендует земельный участок по адресу: Москва, *** 60-62 для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации гаража - стоянки. 25.12.2008 г. за ЗАО "Спецремстрой-2" зарегистрировано право собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Москва, ***, д. 60.

Из имеющейся в материалах дела выписки из сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2014 г. Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы усматривается, что в качестве адресов места нахождения общества и места нахождения объекта, адреса фактического осуществления деятельности указаны адреса: ул. *** 64 и ул. ***, д. 60 соответственно.

Вместе с тем по указанным адресам ЗАО "Спецремстрой -2" не располагается, что зафиксировано в акте проверки в присутствии представителя общества, который своих возражений по данному обстоятельству не высказал. Фактически обществом осуществляет свою хозяйственную деятельность по адресу: Москва, ***. Д.17, где является арендатором земельного участка, что также зафиксировано в акте проверки. Кроме того, фактическое нахождение ЗАО "Спецремстрой -2" по адресу: Москва, ***, д. 17 и осуществление по указанному адресу хозяйственной деятельности не отрицалось и самим генеральным директором общества, в подтверждение чего им выдана справка, представленная в материалы дела.

Учитывая, что при проведении проверки адрес, по которому ЗАО "Спецремстрой -2" фактически осуществляет свою деятельность, не был внесен в сведения об обществе о постановке на налоговый учет, то он не мог быть указан в ежегодном сводном плане применительно к обществу. Вместе с тем, проведение проверки по фактическому адресу нахождения ЗАО "Спецремстрой -2" согласуется с положениями ч. 2 ст. 12 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и не свидетельствует о незаконности проведенной проверки в отношении общества.

Иные доводы, на которые защитник ссылается в жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, а потому не влекут оснований для пересмотра принятых по делу актов.

При рассмотрении дела нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи либо постановления должностного лица, допущено не было.

Административное наказание ЗАО "Спецремстрой-2" назначено в соответствии с санкцией ст. 8.5 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 20 января 2015 года, постановление N0905-282/2014-4 от 14 ноября 2014 года старшего государственного инспектора по охране природы г.Москвы ОЭК ВАО и СВАО Департамента природообразования и охраны окружающей среды г.Москвы **** В.В. и по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ЗАО "Спецремстрой-2" - оставить без изменения, жалобу защитника ЗАО "Спецстрой-2" *** С.А. - без удовлетворения.

Судья Московского городского суда О.Н. Буренина

Поделиться: