Ст 65 ск рф в новой. Теория всего

Статья 65. Осуществление родительских прав

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.01.2020
  • вступила в силу 01.03.1996

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 17.05.2011 01.03.1996

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учётом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Официальный текст :

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Комментарий юриста :

Говоря о родителях, Конвенция о правах ребенка отмечает: "Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы" (пункт 1 статьи 18). Семейный Кодекс каждый раз, когда речь идет о несовершеннолетних детях, употребляет данное понятие в разном контексте. Однако у нас не принято в законе (за редким исключением) давать определение тем или иным терминам. Но в теоретическом плане под интересами детей понимают надлежащие условия их воспитания. При этом имеется в виду формирование в ребенке положительных человеческих качеств (трудолюбия, честности, бережного отношения к старикам и инвалидам, неприемлемость жесткого обращения с человеком и даже животным и т.п.). Конечно, у человека и гражданина могут быть свои, лишь ему присущие интересы, но когда у него есть дети - главное их воспитание. Причем такое, которое совпадает с интересами ребенка. Противоречие на этот счет Семейный Кодекс считает недопустимым, чреватым применением мер семейно-правовой ответственности (статья 69 Семейного Кодекса).

При уточнении термина "интересы детей" в абзаце 2 пункта 1 статьи 65 дается перечень действий родителей, которые считаются неправомерными. Сюда входит причинение физического и психического вреда здоровью детей, их нравственному развитию. Абзац 3 пункта 1 статьи 65 еще раз подчеркивает, что родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Это может быть ответственность, предусмотренная статьей 156 Уголовного Кодекса за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, выражающаяся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности. Если при рассмотрении судом спора о воспитании детей, в деяниях родителей будут установлены признаки преступления, посягающего на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность несовершеннолетних, суд должен уведомить об этом прокурора (абзац 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10).

Ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних предусмотрена также статьей 5.35 КоАП . И наконец, существует и семейно-правовая ответственность в виде лишения родительских прав. Ограничение родительских прав судом устанавливает лишь косвенную ответственность за действия и поступки родителя, нарушающие интересы ребенка. Ответственность за неуплату алиментов нельзя рассматривать как ответственность родителя, поскольку неблагоприятные последствия такой неуплаты, если она вызвана неуважительными причинами, предусмотрены в разделе Семейного Кодекса, посвященном алиментным обязательствам. Не вмешиваясь в семейное воспитание родителями своих детей, Семейный Кодекс дает ряд рекомендаций, призванных разрядить в семье конфликтную ситуацию, которая, несомненно, сказывается на интересах ребенка.

Когда спор о ребенке связан с разводом, действует , предусматривающая равенство прав супругов в семье, в которой говорится, что вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Таково еще одно подтверждение равноправия супругов в деле семейного воспитания детей. Устранение конфликта между родителями по поводу воспитания детей осуществляется по совместной просьбе обоих родителей. Отсутствие одного из них лишает возможности снять имеющие место разногласия. Обращаться за разрешением такого конфликта приходится, когда собственными силами в рамках семьи мира достичь не представляется возможным. Именно тогда советы педагогического свойства, исходящие от органов опеки и попечительства, помогут родителям достичь консенсуса, соответствующего интересам ребенка. Но эти советы, принимающие форму рекомендаций, обязательной силы не имеют.

Еще одно немаловажное обстоятельство, соответствующее требованиям пункта 1 статьи 13 Конвенции о правах ребенка, статьи 57 Семейного Кодекса заключается в том, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, рассматриваются не только родителями, но и органами опеки и попечительства с учетом мнения детей. Оно учитывается в тех советах-рекомендациях, которые дают эти органы. Если разногласия родителей выходят за рамки семьи, Семейный Кодекс предлагает им такую альтернативу: обратиться либо в органы опеки и попечительства, либо в суд. Однако пока конфликты родителей не переросли в спор о праве, лучше обратиться в органы опеки и попечительства. А при наличии спора о праве, связанного с воспитанием детей, надлежит обратиться в суд, в чью компетенцию входит его разрешение. Довольно подробные разъяснения относительно применения судами семейного законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, содержит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10.

В нем разъясняются вопросы, касающиеся устранения препятствий к общению с ребенком, определения места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей, лишения родительских прав и др. Раздельное проживание родителей не является редкостью, о чем свидетельствует государственная бракоразводная статистика. В некоторых случаях разведенный родитель, оставивший семью, вовсе не претендует на встречу со своим ребенком. Иногда бывшие супруги достигают мирного соглашения в письменном или устном виде относительно встреч с ребенком. Однако часто родитель - непосредственный воспитатель - старается прекратить всякое общение ребенка с родителем, проживающим по другому адресу. Возникает спор, подлежащий разрешению в судебном порядке. Такие споры к подсудности мировых судей не относятся и рассматриваются районным судом. При проживании спорящих родителей в одном доме, одной квартире, когда оба родителя общаются с ребенком постоянно, разрешение возникшего между ними спора в суде теряет всякий смысл.

Исключение могут составлять случаи, когда один из родителей документально подтвердит, что он проживает по новому адресу (купил дом, квартиру, оформляет ее получение и т.п.). Причем не имеет значения, расторгли брак родители или еще нет (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10). Даже тогда, когда спор назрел, существует возможность заключения соглашения, желательно письменного, с указанием, с кем из расторгающих брак родителей будет проживать ребенок. Наличие такого соглашения позволяет наименее болезненным для ребенка способом решить возникшие разногласия и сохранить для него обоих родителей. Семейный Кодекс, учитывая сложность дел данной категории, дает перечень обстоятельств, которые учитываются судом, разрешающим спор.

В него входят:

Привязанность ребенка к каждому из родителей. При этом важно определить причины такой привязанности. Если она основана на антипедагогической подоплеке (дорогих подарках - вплоть до машины, вседозволенности, ложно понимаемой независимости и пр.), она свидетельствует лишь об отрицательных педагогических качествах родителя, стремящегося любой ценой достичь желаемого. И если одна сторона в споре использует для "подкупа" ребенка все имеющиеся возможности, а другая строит свои отношения с ним на разумной требовательности, понимании ответственности за его судьбу, то пальма первенства принадлежит последнему. Поэтому суд, не ориентируясь на трудности исполнения судебного решения, должен указать, с кем из родителей должен проживать несовершеннолетний;

Привязанность ребенка к братьям, сестрам. Имеются в виду как несовершеннолетние, так и достигшие совершеннолетия братья и сестры, особенно те, кто составляет одну семью. Разорвать контакт между ними, как правило, - очевидная травма, причиняемая ребенку;

Возраст ребенка во многом предопределяет исход спора. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 27.05.1998 №10 подчеркнул, что при рассмотрении вопроса о месте жительства несовершеннолетнего в случае раздельного проживания его родителей, спор разрешается с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет (при условии, если это не противоречит его интересам). Физиологическая связь малолетних детей с матерью сохраняется надолго, это объясняет, почему чаще всего маленькие дети остаются с матерью, если она, конечно, добросовестно выполняет свои материнские функции. Именно такое решение и будет в интересах ребенка, однако оно не означает непризнания равенства родительских прав и обязанностей. Детям старшего возраста, подросткам в большей степени принадлежит право голоса, ибо они в состоянии оценить свои чувства, объяснить их. Но и здесь их разъединение нежелательно;

Нравственные и иные личные качества родителей относятся к обстоятельствам, предопределяющим истинные интересы несовершеннолетнего. Именно эти качества влияют на формирование еще пластичной личности ребенка, определяют его нравственное, духовное здоровье;

Отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, поскольку они предопределяют тот микроклимат, в котором растет и формируется его личность. Но особое внимание следует обратить на отношение к детям, когда уже началась "борьба" за них. Важно и то, как родители (один из них) заботились о своих детях ранее;

Возможность создания ребенку условий для воспитания и развития. Расшифровывая данное понятие, Семейный Кодекс предлагает обратить внимание на род деятельности каждого из родителей, режим их работы, материальное и семейное положение.

Данный перечень не является исчерпывающим, а потому может быть расширен за счет других обстоятельств.

Так, в случае с разрешением спора о воспитании малолетних детей может быть учтено, что один из родителей дома практически не находится из-за длительных командировок, а другой в состоянии оказывать внимание ребенку постоянно. Но применительно к подросткам эта ситуация может трактоваться по-разному. Материальное положение определяется уровнем дохода, а семейное - наличием или отсутствием в семье отчима (мачехи), не испытывающего добрых чувств к детям своей супруги, родственников, холодно относящихся к ребенку, и т.д. Приведенный довольно подробный перечень обстоятельств, способных повлиять на судебное решение, не делает акцента на уровне доходов одной из спорящих сторон. Напротив, упоминается этот факт в конце данного Перечня. Не случайно поэтому в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 отмечается, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.

В качестве примера правильной оценки сложившихся обстоятельств может служить дело по иску К. Молодые люди заключили брак еще в студенческие годы. Вследствие тяжелых родов К. заболела и через пять лет была признана инвалидом второй группы. По инициативе мужа брак они расторгли. Вскоре после развода бывший супруг вновь женился. Его предпринимательская деятельность была успешной. Настаивая на проживании в своей семье дочери, он объяснил, что уход за пятилетней девочкой будут осуществлять его родители, живущие в этом же городе. А ответчица, по его словам, постоянно болеет, по состоянию здоровья работать не может. Живет на небольшую пенсию и алименты, которые он платит на дочь. При рассмотрении дела суд установил, что все прошедшие годы с момента рождения ребенок жил с матерью, очень к ней привязан. Поэтому суд, учитывая все обстоятельства дела, в том числе подлинные интересы ребенка, в иске, заявленном отцом, отказал.

Все перечисленные в пункте 3 статьи 65 Семейного Кодекса обстоятельства, оказывающие влияние на судьбу спора, учитываются судом исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. Данное положение служит как бы общим знаменателем при разрешении споров, связанных с воспитанием детей.

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

О лишении и ограничении родительских прав, см. статьи 69 и 73 данного документа.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном закономпорядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Комментарий к Статье 65 СК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает пределы осуществления родительских прав. С одной стороны, законодатель предоставляет свободу выбора родителям способов и методов воспитания своих детей, не устанавливая, каким именно образом должны осуществляться родительские права, с другой — определяет ряд требований, которые следует рассматривать в качестве общих границ (пределов) осуществления родительских прав. Во-первых, прежде всего в соответствии с п. 1 комментируемой статьи осуществление родительских прав не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов детей. Во-вторых, при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Законодатель исключил при осуществлении родителями своих прав способы воспитания детей, основанные на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуатации детей.

Наличие подобных ограничительных требований продиктовано тем, что реализация родительских прав основана на двух основополагающих принципах осуществления родительских прав, закрепленных в комментируемой статье: а) предмет основной заботы родителей — обеспечение прав и интересов детей; б) решение вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по взаимному согласию родителей исходя из интересов и с учетом мнения детей.

Действия родителей, совершаемые в рамках предоставленных им прав, но с нарушением пределов осуществления родительских прав, следует рассматривать как злоупотребление родительскими правами. В этой связи п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Следует отметить, что ответственность, применяемая к родителям, злоупотребляющим своими правами и действующим в ущерб правам и интересам ребенка, носит комплексный, межотраслевой характер, поскольку они могут быть привлечены не только к семейно-правовой ответственности, но и к иным видам юридической ответственности, предусмотренным рядом отраслей права. Так, в частности, родители могут быть:

  1. лишены родительских прав (см. комментарий к ст. 69 СК РФ);
  2. ограничены в родительских правах (см. комментарий к ст. 73 СК РФ);
  3. привлечены к административной ответственности (например, согласно п. 3 ст. 6.10 КоАП РФ, вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ родителями влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2000 руб.);
  4. привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 УК РФ предусматривает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, уголовная ответственность может быть предусмотрена в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; обязательных работ на срок до 180 часов; исправительных работ на срок до одного года; ограничения свободы на срок до трех лет).

2. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая положения п. 1 ст. 61 СК РФ (см. комментарий к ст. 61 СК РФ), предусматривает, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что комментируемый пункт основан на одном из принципов семейного законодательства — разрешении внутрисемейных вопросов по взаимному согласию (см. комментарий к ст. 1 СК РФ). Однако на практике, в силу различных жизненных обстоятельств, не всегда бывает так, что вопросы воспитания и образования ребенка решаются родителями обоюдно совместно. Например, другой родитель при решении вопроса о выборе образовательного учреждения для обучения ребенка находится в длительной командировке, из которой возвратится только в начале учебного года. В таких случаях при решении вопросов о выборе способов и методов воспитания только одним родителем одобрение и согласие другого родителя предполагаются.

В то же время законодатель, учитывая ситуацию, когда супруги могут не достигнуть обоюдного согласия в решении вопросов воспитания и образования ребенка, предусматривает в п. 2 комментируемой статьи, что в случае разногласий между родителями они вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. При этом следует иметь в виду, как справедливо отмечается в юридической литературе, что к предмету семейно-правового регулирования относятся не все без исключения споры между родителями о воспитании детей, а только представляющие наибольшую значимость как для родителей, так и для детей и которые не могут быть разрешены без применения предусмотренной СК РФ судебной или иной процедуры <1>.

———————————

<1> Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С. 345.

Органы опеки и попечительства в соответствии с нормами СК РФ наделены полномочиями рассматривать вопросы, возникающие между родителями при осуществлении своих родительских прав, в случае их разногласий, в частности: а) о фамилии, имени ребенка (п. 4 ст. 58 СК РФ); б) о назначении представителя для защиты прав и интересов ребенка (п. 2 ст. 64 СК РФ). Как правило, органы опеки и попечительства, ознакомившись с сутью разногласий родителей, дают родителям устные или письменные рекомендации по преодолению возникших между ними разногласий. При этом органы опеки и попечительства исходят из интересов самого ребенка. При необходимости органы опеки и попечительства могут привлечь для разрешения конфликтной ситуации педагога или психолога. Однако следует иметь в виду, что разъяснения органов опеки и попечительства носят рекомендательный характер и не подлежат принудительной реализации.

Также споры, вытекающие из осуществления родительских прав, связанные с воспитанием детей, могут быть рассмотрены в судебном порядке, в частности: а) о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); б) об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); в) об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); г) о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); д) о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); е) о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); ж) о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); з) о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); и) об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); к) об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ).

Споры данной категории дел рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

3. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен вопросу, связанному с определением места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей. По общему правилу место жительства ребенка при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Комментируемая норма не указывает форму заключения такого соглашения, поэтому можно сделать вывод о том, что оно может быть заключено как в устной, так и в письменной форме (простой или нотариально удостоверенной). Однако исходя из защиты прав и интересов ребенка, а также защиты прав родителей следует предположить, что такое соглашение целесообразнее заключать по аналогии с п. 2 ст. 66, т.е. в письменной форме (см. комментарий к ст. 66 СК РФ).

Решение данного вопроса об определении места жительства ребенка является очень важным, поскольку от этого зависит, в каком объеме родители, а особенно тот, кто будет проживать отдельно, в дальнейшем смогут осуществлять свои родительские права. Поэтому в случае отсутствия соглашения родителей о месте жительства ребенка спор между родителями может быть разрешен только судом по требованию любого из них. Следует отметить, что спор о месте жительства детей судом может быть рассмотрен как в период брака родителей, так и в бракоразводном процессе, после расторжения брака родителей. Причем, в соответствии со ст. 24 СК РФ, при расторжении брака, если будет установлено, что между супругами не достигнуто соглашение об определении места жительства ребенка или оно нарушает интересы детей, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.

Принимая во внимание, что споры об определении места жительства ребенка являются наиболее сложными, поскольку каждый из родителей желает проживать совместно с ребенком, суд должен, во-первых, исходить из равенства прав и обязанностей отца и матери по осуществлению своих родительских прав; во-вторых, из интересов детей и с учетом мнения детей. В этой связи п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 определяет критерии, которыми должен руководствоваться суд при разрешении подобных споров: а) интересы ребенка; б) обязательный учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ); в) возраст ребенка; г) привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, другим членам семьи; д) нравственные и иные личные качества родителей; е) отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; ж) возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя); з) другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания одного из родителей. Суд также может учесть и иные обстоятельства, например кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, отсутствие или наличие у родителей вредных привычек и отклонений в поведении и т.п.

С целью выяснения мнения ребенка по вопросу о том, с кем он желает совместно проживать — с отцом или матерью, ребенок может быть опрошен судом с учетом его возраста и развития. В этой связи п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 дает разъяснение, что если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании несовершеннолетнего в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу (ст. 57 СК РФ), то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства. Анализ судебной практики свидетельствует, что при разрешении споров об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей суды не всегда объективно оценивают мнение ребенка. Так, суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции по иску о расторжении брака и определении места жительства ребенка, пояснил: суд не учел, что несовершеннолетний сын сторон достиг 11-летнего возраста и в беседе с представителем органа опеки и попечительства, а также в судебном заседании четко выразил свое желание проживать с отцом. Суд же, вопреки желанию несовершеннолетнего, достигшего 10-летнего возраста, определил его место жительства с матерью, при этом не указал, в чем оставление его с отцом противоречит интересам ребенка, не учел и мнение органа опеки и попечительства о возможности определить место жительства ребенка с отцом. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что оставление ребенка на воспитание отцу противоречит интересам ребенка, судом не установлено, между отцом и ребенком сложились более дружеские отношения, чем с матерью. Исходя из этого решение суда нельзя считать законным и обоснованным

Другой комментарий к Ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Под интересами детей имеются в виду не сиюминутные капризы и не любые желания ребенка. Под интересами детей следует понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. При этом интересы ребенка нельзя понимать только в узком материальном смысле — как обеспечение определенного уровня жизни, или как просто не приносящую вреда психологическую атмосферу. Ребенок должен ощущать родительскую любовь и заботу, между ними должно быть взаимопонимание. Все вышеперечисленное итак является основным предметом заботы хороших родителей, но поскольку далеко не все родители в должной мере выполняют свои функции, закон еще раз констатирует, что же должно быть приоритетным в их жизни. Это нужно для того, чтобы при разрешении спорных и сложных ситуаций, в том числе и в судебном порядке, можно было апеллировать к данной норме и обеспечивать приоритет интересов ребенка законным образом. В тех же случаях, когда нарушение прав и интересов ребенка очевидно, родители несут ответственность в виде: лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ); ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ); привлечения к административной или уголовной ответственности по установленным КоАП РФ и УК РФ основаниям (например, ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних; ст. 6.10 КоАП РФ — вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; ст. 151 УК РФ — вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, систематическое употребление спиртных напитков, бродяжничество или попрошайничество; ст. 156 УК РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним).

При осуществлении родительских прав родители не только не должны нарушать права и интересы ребенка, но и не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

2. Норма комментируемого пункта о том, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей, по сути, дублирует положения п. 1 ст. 61 СК РФ о равенстве прав и обязанностей родителей и ст. 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение. Законодатель, собирая воедино эти положения и еще раз их повторяя, тем самым фиксирует важность настоящих положений, их основополагающий характер.

Родители (один из них) при наличии разногласий между ними (например, если один из родителей считает, что другой применяет недопустимые методы воспитания) вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает порядок определения места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке). Такой порядок устанавливается ими самостоятельно по обоюдному согласию. Однако при отсутствии согласия и невозможности самостоятельно договориться, спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

При этом суд должен учитывать:

  • привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам и другим членам семьи;
  • возраст ребенка;
  • нравственные и иные личные качества родителей;
  • отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком;
  • возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя);
  • другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей

(извлечение)

III. Разрешение споров, связанных с воспитанием детей

4. По требованиям об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей в целях всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений.

Такого рода споры между родителями разрешаются судом с учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Р. (отец несовершеннолетних детей) обратился в суд с иском к Е. (матери несовершеннолетних детей) об определении места жительства детей Д. и Н., освобождении от уплаты алиментов в отношении детей, возложении на ответчика обязанности передать детей истцу.

Е. исковые требования не признала и обратилась со встречным иском к Р., в котором просила определить место жительства детей с ней.

Как установлено судом и подтверждено доказательствами по делу, брак между Е. и Р. прекращен 21 мая 2011 г. на основании решения мирового судьи. От брака стороны имеют двух несовершеннолетних детей Д. и Н. Судебным приказом от 22 января 2013 г. с Р. в пользу Е. взысканы алименты на содержание детей Д. и Н.

Р. и Е. проживают раздельно, несовершеннолетние дети Д. и Н. с сентября 2013 года по июнь 2014 года проживали с отцом.

В соответствии с актом обследования жилищно-бытовых условий от 27 июня 2014 г. по месту жительства Р. проживает вместе с женой Т. и четырьмя несовершеннолетними детьми (три сына и дочь Т.) в двухкомнатной квартире общей площадью 41,7 кв. м. У детей имеется отдельная комната, в которой присутствуют спальные места, имеются два стола для выполнения уроков, компьютер, принтер, шкаф для детской одежды, большое количество игрушек. Д. обучается в общеобразовательной школе, посещает секцию тэквандо, Н. является воспитанником детского сада.

Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 30 июня 2014 г. по месту жительства Е. на момент обследования она проживает с несовершеннолетними детьми в двухкомнатной квартире. В квартире имеется необходимая мебель для проживания, детям выделена отдельная комната 16 кв. м, где есть спальные места для детей, стол для занятий, телевизор, компьютер, игрушки, книги и др. По месту жительства Е. созданы необходимые условия для проживания несовершеннолетних детей.

Разрешая спор и определяя место жительства несовершеннолетних детей с отцом, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 61 и 65 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), исходил из того, что с сентября 2013 года дети проживали и воспитывались с отцом, которым созданы надлежащие условия для их воспитания, развития и образования, у детей сложился привычный круг общения. Кроме того, суд принял во внимание заключение органа социальной защиты, согласно которому место жительства несовершеннолетних Д. и Н. возможно определить по месту жительства их отца Р.

С выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления, как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав в том числе следующее.

Пунктом 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", при решении вопроса о месте жительства несовершеннолетнего ребенка при раздельном проживании родителей следует принимать во внимание помимо указанных в п. 3 ст. 65 СК РФ обстоятельств реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По данному делу по требованиям родителей об определении места жительства детей одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств с учетом подлежащих применению норм материального права являлось выяснение вопроса о том, проживание с кем из родителей (матерью или отцом) наиболее полно будет соответствовать интересам детей.

Исходя из положений ст. 67 , , - 198 ГПК РФ выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (ст. 59 , 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные ст. 2 названного кодекса.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Эти требования закона судами первой и апелляционной инстанций выполнены не были. Перечислив доводы сторон и доказательства, суд не отразил в решении мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, то есть решение суда нельзя назвать мотивированным.

Судом не учтено, что при рассмотрении дела он обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Определяя местом жительства несовершеннолетних детей место жительства истца, суд первой инстанции сослался на заключение компетентного органа, согласно которому ввиду того, что дети с сентября 2003 года проживали и воспитывались ответчиком и им были созданы надлежащие условия для их воспитания, развития и образования, возможно проживание несовершеннолетних детей с их отцом.

Между тем в материалах дела содержатся заключения в отношении несовершеннолетних Д. и Н., составленные директором муниципального бюджетного учреждения - центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних В., являющейся педагогом-психологом, из которых следует, что мальчики в большей степени испытывают доверительные отношения к маме и негативно относятся как к самому Р., так и к его новой семье, проживать с ними не хотят.

Суд критически отнесся к заключению органа социальной защиты, в соответствии с которым по месту жительства Е. созданы необходимые условия для проживания детей и которым рекомендовано оставить детей с матерью, тогда как по месту проживания Р. соответствующие условия для проживания четырех детей не созданы, поскольку размер выделенной для детей комнаты составляет 12 кв. м, что не соответствует нормам.

Как установлено судом и отражено в акте обследования жилищно-бытовых условий, проведенного по месту жительства Р. (отца несовершеннолетних детей), Р. проживает вместе с женой Т., детьми Д., Н., А. и К. в двухкомнатной квартире общей площадью 41,7 кв. м, жилой площадью 21,8 кв. м., 1/2 доли данной квартиры принадлежит на праве собственности Т. Проживающие в одной из комнат площадью 12 кв. м четверо детей являются лицами разного пола.

Согласно ст. 12 Конвенции о правах ребенка ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим его, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Как указано в ст. 57 СК РФ , ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных ст. 59 , , , , , , названного кодекса, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
При этом мнение ребенка о том, с кем из родителей он желает проживать, выявляется, как правило, органами опеки и попечительства, составляющими акты обследования жилищно-бытовых условий и соответствующие заключения. Кроме того, мнение ребенка выявляется также педагогами или воспитателями детских учреждений по месту учебы или нахождения ребенка, социальными педагогами школы, инспекторами по делам несовершеннолетних.

Между тем, решая вопрос о предпочтении проживания несовершеннолетних Д. и Н. с истцом, суд в нарушение приведенных норм права не учел желание старшего сына бывших супругов проживать со своей матерью по месту ее жительства.

Будучи опрошенным в судебном заседании, несовершеннолетний Д. последовательно утверждал о своем желании проживать с матерью. Мальчик указывал на то, что проживать по месту жительства мамы ему нравится больше, у него появились новые друзья, с которыми он гуляет и к которым ходит в гости, посещает спортивную секцию. По мнению ребенка, он хочет учиться в школе, находящейся в городе, мама с ним занимается домашними уроками, гуляет, покупает одежду и игрушки.

Опрошенный в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции педагог-психолог В. пояснила, что несовершеннолетний Д. выразил желание жить с матерью, что также было отражено в психолого-педагогическом обследовании ребенка от 30 июня 2014 г.

Согласно принципу 6 Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.
Между тем суд не установил и не указал на такие исключительные обстоятельства разлучения с матерью малолетних Д. и Н. при решении вопроса о месте жительства детей с отцом.

Помимо изложенного выше при определении места жительства ребенка с одним из родителей юридически значимыми обстоятельствами, влияющими на правильное разрешение такого рода споров, являются: проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; социальное поведение родителей; морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя); привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остается проживать ребенок, в его воспитании; удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий; цель предъявления иска.

При установлении тех или иных обстоятельств, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, для выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), для определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей. В этих целях судами, в частности, должны быть назначены судебно-психологические, судебно-психиатрические, а также комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально-психологические).

Указанные вопросы не были поставлены судом на обсуждение и не исследовались, а заключение органа опеки и попечительства, на основании которого был сделан вывод о соответствии проживания детей с отцом их интересам, принято во внимание без учета всех юридически значимых по делу обстоятельств.

Определение N 45-КГ15-3

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Поделиться: