Сроки наложения административного взыскания. Правила наложения административных наказаний Сроки наложения административного взыскания

Административное взыскание может быть наложено тогда, когда в действиях виновного лица установлен состав проступка. Оно налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение и в точном соответствии с законодательством. При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение. Общие правила наложения административного взыскания отражены в гл.7 КоАП.

Важнейшими принципами применения мер административной ответственности являютсязаконностьи целесообразность.

Законность проявляется в следующем: должна быть установлена противоправность деяния как основания административной ответственности; деяние должно быть квалифицировано в соответствии с нормой Особенной части КоАП; орган, должностное лицо должны быть на законодательном уровне наделены соответствующей компетенцией по рассмотрению дела и наложению административного взыскания; административное взыскание должно налагаться в порядке, предусмотренном КоАП; должно соблюдаться правило подведомственности (подсудности); должностное лицо вправе применять только то взыскание, которое предусмотрено санкцией правовой нормы.

Целесообразность проявляется в индивидуализации наказания. Так, в ст.7.1 КоАП установлено, что при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность виновного, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер совершенного им правонарушения, размер вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлекается к ответственности, а также возмещения причиненного вреда.

Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения. Статья 7.2 КоАП перечисляет обстоятельства, смягчающие административную ответственность (рассмотрены ранее). Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не предусмотренные в указанной статье КоАП.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются:

· продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

· совершение административного правонарушения повторно;

· вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

· совершение правонарушения группой лиц;

· совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

· совершение правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

· совершение правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна;

· совершение правонарушения с использованием лица, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

· совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств;

· совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с использованием служебных обязанностей.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Особо следует выделить случаи наложения административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений. При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений основное и дополнительное административные взыскания налагаются за каждое правонарушение в отдельности.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое правонарушение, окончательно определяют взыскание по совокупности совершенных правонарушений путем полного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:

1. Штраф, налагаемый в базовых величинах на физическое лицо, – ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления – тысячи базовых величин;

2. Лишение специального права – пяти лет;

3. Лишение права заниматься определенной деятельностью – двух лет;

4. Административный арест – двадцати пяти суток.

Одним из условий наложения административного взыскания является строгое соблюдение сроков давности . Так, согласно ст.7.6 КоАП административное взыскание может быть наложено:

1. за совершение административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его совершения;

2. за совершение длящегося правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;

3. за совершение правонарушения против экологии, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее шести месяцев со дня его совершения;

4. за совершение правонарушения в области финансов, банковской и предпринимательской деятельности, таможенного регулирования, экономической деятельности – не позднее двух лет со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения;

В случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту оно может быть наложено в сроки, установленные ч.2 ст.7.6 КоАП.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо об его прекращении. Эти сроки не распространяются на случаи применения конфискации вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, и предметов со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия вещей от таможенного оформления. Конфискация таких вещей и предметов производится независимо от времени совершения и обнаружения административного правонарушения.

Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ – днями или месяцами, лишения специального права и права заниматься определенной деятельностью месяцами, годами.

Особое место занимает проблема административной ответственности юридических лиц. Она не получила приемлемого разрешения ни в теории, ни в законодательстве, поскольку один из признаков административного правонарушения – виновность – весьма неоднозначен для коллективного органа.

Административная ответственность юридических лиц в настоящее время закрепляется КоАП, при этом законодатель исходит из общего определения и признаков юридического лица, закрепленных в Гражданском кодексе Республики Беларусь.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст.3.5 КоАП).

Юридическое лицо как субъект административного права вид социальной организации, обладающей специфическими правовыми признаками, позволяющими выступать в качестве субъекта права. Правовыми признаками организации (юридического лица), основанными на социальных признаках, являются: во-первых, материальный признак, включающий в себя организационную обоснованность, организационное единство, управляемость; во-вторых, формальный признак, состоящий в закреплении за организацией правосубъектности. Сущность коллективного субъекта права, в том числе и административного права, проявляется в признании за организацией, объединяющей группу людей и обладающей определенными признаками, способности самостоятельного участия в правоотношениях. Коллективный субъект права, в том числе и юридическое лицо, с одной стороны это правовая функция, прием юридической техники, позволяющий группе людей выступать в качестве субъекта права, персонифицировано, с другой – социальная деятельность, имеющая свое материальное воплощение: как совокупность индивидов; как социальный механизм, осуществляющий определенную деятельность.

Распространение свойств личности на организации в праве позволяет привлекать коллективные субъекты права к юридической ответственности наравне с физическими лицами, руководствуясь одними и теми же принципами.

Субъективное основание административной ответственности юридического лица вина может быть определена как отрицательное отношение юридического лица, основанное на психическом отношении его физических лиц к совершенному деянию и его последствиям, вызывающее осуждение от имени общества и государства.

Объективное основание административной ответственности юридического лица деяние основывается на действиях (бездействии) физических лиц юридического лица, совершенных в связи с выполнением функцийюридического лица. Любое физическое лицо как член организации способно участвовать самостоятельно либо вместе с другими лицами в волеобразовании и волеизъявлении юридического лица.

Ответственность и юридического лица, и его физических лиц по общему правилу должны рассматриваться как самостоятельные явления, поскольку в основе каждой из них лежат самостоятельные основания. Вместе с тем деяния физических лиц юридического лица служат основой волевой деятельности юридического лица, следовательно, невозможно отрицать взаимную зависимость ответственности этих субъектов.


Статья 24 КоАП предусматривает исчерпывающий перечень административных взысканий, за пределы которого компетентный орган или должностное лицо выходить не может;

За каждый проступок может быть наложено только одно основное или основное и дополнительное административное взыскание, предусмотренное санкцией соответствующей правовой нормы. При этом к правонарушителю одновременно могут применяться меры дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности;

Компетентный орган или должностное лицо не может выходить за пределы предусмотренного правовой нормой размера административного взыскания как в сторону уменьшения, так и в сторону его увеличения.

Cроки наложения и иiисления сроков наложения административного взыскания

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков правонарушения лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Однако указанные выше сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе таможенного законодательства Республики Казахстан.

Cроки наложения и исчисления сроков наложения административного взыскания

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, арест, лишение специальных прав и другие).

Применение и использование мер административного взыскания усиливается в условиях чрезвычайного положения.

Вход на сайт

к. невозможно установить местонахождение руководителя фирмы-должника (отсутствует субъект правонарушения).

по телефонному разговору со следователем, он сказал, что они сами выезжали по месту жительства этого руководителя, отправили официальный запрос в РУВД. его не нашли, а РУВД дало официальный ответ о том же.

и в-третьих,даже если руководителя должника каким-либо чудесным образом и найдут (либо мы сами вдруг найдем) не истечет ли в соответствии с п.

Исчисление срока, сроки наложения и погашения административных взысканий

По общему правилу срок давнос­ти привлечения к административной ответственности равен двум календарным месяцам. Датой начала срока считается день, сле­дующий за днем, в который было совершено правонарушение, днем окончания срока считается день, когда было вынесено по­становление о наложении взыскания.

За совершение правонарушения против экологической безопасности окружающей среды и порядка природопользования — не позднее шести месяцев со дня его совершения;

За совершение административного правонарушения против порядка налогообложения, таможенного регулирования — не позднее одного года со дня его совершения;

За совершение некоторых административных правонаруше­ний против порядка налогообложения (ст.

Наложение административных взысканий.

Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

2. Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Наложение административных взысканий

Общие правила наложения взыскания отражены в гл.7 КоАП.

Законность проявляется в следующем: должна быть установлена противоправность деяния как основания ответственности; деяние должно быть квалифицировано в соответствии с нормой Особенной части КоАП; орган, должностное лицо должны быть на законодательном уровне наделены соответствующей компетенцией по рассмотрению дела и наложению административного взыскания; административное взыскание должно налагаться в порядке, предусмотренном КоАП; должно соблюдаться правило подведомственности (подсудности); должностное лицо вправе применять только то взыскание, которое предусмотрено санкцией правовой нормы.

Наложение штрафа

Постановление о наложении штрафа выносит уполномоченное государственно лицо, которое его выявило, например сотрудник ГИБДД. либо по его материалам суд.

За ряд совершенных правонарушений предусматривается оплата штрафа на месте. В таком случае государственное лицо, выявившее правонарушение обязано выписать квитанцию об уплате штрафа, в которой указать, какое именно правонарушение совершено, статью КоАП РФ, а так же сумму штрафа.

Порядок наложения административного взыскания: общие положения

Выбор наказания ограничивается перечнем мер административной ответственности только в тех пределах, которые определены санкцией конкретной статьи. Исключением являются специальная конфискация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения, так как они применяются независимо от того, указаны ли они в санкции статьи Особенной части КоАП.

Для правильного и справедливого выбора вида и размера наказания при наложении административного взыскания на физическое лицо должны быть учтены следующие обстоятельства:

При назначении наказания подлежат учету как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Сроки наложения административного взыскания

1 ст. 31.1. ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Постановление вступает в силу по истечении такого же срока и в том же порядке, если оно было обжаловано в суде, а суд вынес решение по жалобе на постановление, оставившее его в силе, и такое решение не было обжаловано (п. 2 ст. 31.1. ч. 1 ст. 30.3. ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ). Если и решение по жалобе на постановление было обжаловано в вышестоящий суд и решением этого суда постановление было оставлено в силе, то такое решение вступает в силу немедленно после вынесения решения последним судом (п.

Шпаргалки для студентов

1 ст. 31.5 КоАП).

В случае отсрочки и течения срока давности исполнение постановления о назначении наказания приостанавливается до истечения срока отсрочки (ч. 3 ст. 31.9 КоАП).

Исполнение постановления о назначении административного штрафа может быть рассрочено на срок до трех месяцев органом (должностным лицом), вынесшим данное постановление, с учетом материального положения лица, привлекаемого к ответственности (ч.

  • Административное право в правовой системе Российской Федерации
  • Управление. Государственное управление, исполнительная власть
    • Общее понятие управления
    • Государственное управление
      • Государственное управление - страница 2
    • Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
      • Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением - страница 2
      • Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением - страница 3
  • Предмет и метод административного права
    • Общественные отношения, регулируемые административным правом
      • Общественные отношения, регулируемые административным правом - страница 2
      • Общественные отношения, регулируемые административным правом - страница 3
    • Метод административного права
      • Метод административного права - страница 2
    • Место административного права в правовой системе Российской Федерации
      • Место административного права в правовой системе Российской Федерации - страница 2
    • Понятие и система субъектов административного права
  • Административные нормы
    • Понятие и особенности административно-правовых норм
      • Понятие и особенности административно-правовых норм - страница 2
    • Виды административно-правовых норм
    • Реализация административно-правовых норм
    • Источники административного права
  • Административно-правовые отношения
    • Основные черты административно-правовых отношений
      • Основные черты административно-правовых отношений - страница 2
      • Основные черты административно-правовых отношений - страница 3
      • Основные черты административно-правовых отношений - страница 4
    • Юридические факты в административном праве
    • Виды административно-правовых отношений
      • Виды административно-правовых отношений - страница 2
  • Субъекты административного права Российской Федерации
  • Физические лица
    • Физические лица
    • Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
      • Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса - страница 2
      • Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса - страница 3
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
      • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления - страница 2
    • Административно-правовые гарантии прав граждан
    • Обращения граждан
      • Обращения граждан - страница 3
    • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Органы исполнительной власти
    • Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
    • Виды органов исполнительной власти
      • Виды органов исполнительной власти - страница 2
    • Принципы построения системы органов исполнительной власти
    • Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    • Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
    • Правительство Российской Федерации
    • Иные федеральные органы исполнительной власти
      • Иные федеральные органы исполнительной власти - страница 2
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
      • Органы общей компетенции исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Органы местного самоуправления
  • Государственные служащие
    • Понятие государственной службы
    • Виды государственной службы
    • Принципы государственной службы
    • Система правовых актов о государственной службе
    • Понятие и виды государственных служащих
      • Понятие и виды государственных служащих - страница 2
    • Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
    • Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
      • Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы - страница 2
    • Стимулы деятельности государственных служащих
    • Организационное обеспечение государственной службы
  • Предприятия, организации и учреждения
    • Понятие и виды предприятий, учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
      • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений - страница 2
    • Создание и ликвидация предприятий и учреждений
    • Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
    • Фонды
  • Общественные объединения
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Законодательные основы правового положения религиозных объединений
  • Административно-правовые формы и методы
  • Административно-правовые формы
    • Понятие административно-правовых форм
    • Виды административно-правовых форм
    • Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
    • Виды правовых актов управления
      • Виды правовых актов управления - страница 2
    • Действие правовых актов управления
      • Действие правовых актов управления - страница 2
      • Действие правовых актов управления - страница 3
    • Административно-правовой договор
  • Административно-правовые методы
    • Понятие административно-правовых методов
      • Понятие административно-правовых методов - страница 2
    • Виды административно-правовых методов
      • Виды административно-правовых методов - страница 2
    • Административное принуждение: сущность, виды
      • Административное принуждение: сущность, виды - страница 2
  • Ответственность по административному праву
  • Административная ответственность
    • Понятие и основные черты административной ответственности
    • Законодательные основы административной ответственности
    • Административное правонарушение
      • Административное правонарушение - страница 2
      • Административное правонарушение - страница 3
    • Освобождение от административной ответственности
    • Ограничение административной ответственности
    • Понятие и виды административных взысканий
      • Понятие и виды административных взысканий - страница 2
    • Наложение административного взыскания
    • Административная ответственность организаций
    • Дисциплинарная ответственность
    • Материальная ответственность
  • Административно-процессуальное право
  • Административно-процессуальная деятельность
    • Административный процесс: сущность, виды
      • Административный процесс: сущность, виды - страница 2
      • Административный процесс: сущность, виды - страница 3
    • Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
      • Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура - страница 2
  • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Законодательство Российской Федерации о производстве
    • Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Участники производства
      • Участники производства - страница 2
    • Доказательства
    • Меры, обеспечивающие производство
      • Меры, обеспечивающие производство - страница 2
    • Возбуждение административного дела
    • Рассмотрение дела
    • Обжалование, опротестование постановления по делу
    • Исполнительное производство
      • Исполнительное производство - страница 2
  • Административное право и законность в управлении
  • Законность в сфере управления
    • Законность, дисциплина, целесообразность
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
  • Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
    • Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
    • Контроль органов законодательной (представительной) власти
    • Контроль органов исполнительной власти
    • Административный надзор
    • Органы судебной власти и законность в управлении
      • Органы судебной власти и законность в управлении - страница 2
    • Общий надзор органов прокуратуры

Наложение административного взыскания

Этому вопросу посвящена отдельная глава КоАП РСФСР. Здесь определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при применении административных взысканий, не касаясь, однако, производства по делам об административных правонарушениях.

Прежде всего сформулированы общие правила наложения взысканий за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица) при наложении взысканий за любое административное правонарушение. Общие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию наложения взысканий.

Взыскание налагается в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с законодательными актами об административных правонарушениях. Такими актами являются КоАП РСФСР (Особенная часть), федеральные законы, нормативно-правовые акты компетентных органов (должностных лиц), субъектов Российской Федерации. Нормы, за нарушение которых установлены административные взыскания, могут содержаться в актах органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Административное взыскание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение.

Взыскание за административное правонарушение может применяться лишь к лицу, его совершившему.

Закон требует, чтобы взыскания налагались в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Взыскание может быть наложено лишь на лицо, подлежащее административной ответственности и совершившее административное правонарушение. К нему возможно применение взыскания в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается применение взыскания ниже низшего предела.

Однако данный вывод является доктринальным. Дело в том, что Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 20 мая 1997 года № 8-11 признал конституционным вынесение таможенными органами постановления о конфискации имущества в виде санкции за таможенное правонарушение при наличии гарантии последующего судебного контроля как способа защиты прав собственника. Но именно данный аргумент мало убедителен. По вытекающей из него логике можно оправдать решение в административном порядке и других вопросов, подведомственных суду, поскольку каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Взыскания за административные правонарушения должны налагаться с учетом характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенности данного вида правонарушений и состоянием борьбы с ними; личности нарушителя и степени его вины (его предшествующее поведение на работе и в быту, умышленное или неосторожное нарушение и т.д.); имущественного положения с тем, чтобы при применении взысканий, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия (штрафа, исправительных работ, лишения специальных прав), не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи нарушителя.

В КоАП РСФСР даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 34, 35).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административные правонарушения признаются: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения: а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; б) несовершеннолетним; в) беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; вовлечение несовершеннолетних в правонарушение; совершение правонарушения: а) лицом, ранее совершившим преступление; б) группой лиц; в) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; г) в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагавшее взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым в том смысле, что орган (должностное лицо), решающий дело, может признать смягчающими обстоятельствами, не указанные в законодательстве.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим. Орган (должностное лицо), решающий дело, не может выйти за его пределы. Ему лишь предоставлено право не признать состояние опьянения обстоятельством, отягчающим ответственность. При этом учитывается характер совершенного правонарушения.

Непременным условием законности привлечения к административной ответственности является строгое соблюдение правила, согласно которому за одно и то же административное правонарушение к лицу, совершившему его, может быть применено основное либо основное и дополнительно взыскание, предусмотренные за данное правонарушение. Это правило не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативно-правовыми актами.

При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Из этого правила есть существенное исключение. Если при этом дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

В целях повышения эффективности административных взысканий, законом установлены сравнительно небольшие сроки для наложения административных взысканий. Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - двух месяцев со дня его совершения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителей признаков административного правонарушения, взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.

Эти сроки не распространяются на случаи конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса Российской Федерации.

Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - днями или месяцами, лишения специального права - днями, месяцами, годами.

В ст. 39 определен срок погашения административного взыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного административного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного.

В Российской Федерации одной из форм противоправных действий или бездействий являются административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ. В данном Кодексе подробно изложен порядок наложения административных взысканий. Также описываются их виды, сроки и другие особенности.

Понятие административного наказания

Административное взыскание (наказание) - это мера ответственности, установленная государством за совершение правонарушений административного характера, применяемая с целью предотвратить совершение новых возможных преступлений как гражданами, ранее совершившими их, так и иными лицами.

Смысл такого вида наказания не может заключаться в унижении человеческого достоинства субъекта, совершившего проступок, или в причинении ему страданий физического плана, а также его задачей не является нанесение вреда деловому престижу юрлица.

Цели и понятие административного взыскания закреплены в КоАП РФ, в главе третьей, статье 3.1.

Виды взысканий за совершение административных правонарушений

Рассматриваемые наказания, как правило, выражаются в воздействии на человека морально и (либо) материально. А именно к ним относятся такие меры принуждения, как:

  1. Предупреждение - официальное порицание нарушителя в письменной форме. Устанавливается только за впервые совершенное правонарушение и при отсутствии причиненного вреда или угрозы жизни и здоровью человека, животным, окружающей среде, предметам культурного наследия, госбезопасности, при отсутствии угрозы возникновения стихийных бедствий и имущественного ущерба.
  2. Штраф - денежное взыскание, максимальные размеры которого зависят от совершенных нарушений и прописаны в статье 3.5 КоАП РФ. Что же касается минимального размера данного взыскания, то, согласно этому же источнику права, размер штрафа не может быть меньше 100 рублей, а за совершение дорожно-транспортных правонарушений - 500 рублей.
  3. Конфискация - принудительное изъятие в государственную собственность орудия совершения или предмета административного нарушения.
  4. Лишение физлица специального права. Применение административных взысканий такого плана осуществляется за систематические или грубые нарушения порядка пользования правом, предоставленным ранее правонарушителю (например, лишение водительского удостоверения). Срок такого лишения не может составлять менее одного месяца и более 3-х лет.
  5. Арест - содержание физлица в условиях изоляции от общества. Законодатель предусматривает, в общем, максимальный срок ареста на 15 суток, а в случаях некоторых категорий нарушений - до 30-ти суток (например, за нарушение режима чрезвычайного положения).
  6. Административное выдворение за границы РФ - это принудительное, проходящее под контролем перемещение иностранных лиц или лиц без гражданства за пределы страны.
  7. Приостановление деятельности - это временное прекращение деятельности юридических лиц или граждан, занимающихся предпринимательством без образования юрлица. Такое административное взыскание является мерой наказания в случаях, когда существует угроза жизни или здоровью людей, возникновения заражения, эпидемии, техногенных катастроф, радиационной аварии, а также если правонарушителем совершены действия в области оборота наркотических, психотропных веществ, отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансирование терроризма, оборота и производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка управления, общественных безопасности и порядка, градостроения, транспортной безопасности, охраны собственности, отдельных видов деятельности для граждан других стран и лиц без гражданства, а также в сфере привлечения их к труду на торговых объектах. Приостановление деятельности устанавливается на период до 90 суток. В ситуациях, когда утрачены обстоятельства, послужившие причиной назначения данного наказания, взыскание отменяется судом, должностным лицом досрочно.
  8. Дисквалификация - запрет занимать должности в федеральной государственной гражданской службе, аналогичных структурах субъектов РФ и т. д. Данная мера устанавливается на период от 6-ти месяцев до 3-х лет.
  9. Запрет на посещение спортивных соревнований - это временное ограничение права гражданина находиться в местах проведения официальных спортивных мероприятий в дни их проведения. Данное административное взыскание может быть наложено за ранее совершенное нарушение человеком поведения на подобном мероприятии и может составлять от 6-ти месяцев до 7-ми лет.
  10. Исправительные работы - это выполнение бесплатно в свободное время правонарушителем обязательных общественно полезных работ. Срок этого наказания может составлять от 20 до 200 часов, при этом в день человек может отрабатывать не более 4-х часов.

Основные и дополнительные взыскания


За совершение одного правонарушения может быть назначено основное наказание или основное и дополнительное административное взыскание. В ситуациях, когда гражданину вменяются и главные, и второстепенные санкции, но по каким-либо причинам одна из них не может быть к нему применена, правонарушителю назначают только ту, которая может быть установлена.

Предупреждение, лишение права (кроме изъятия водительского удостоверения), штраф, арест, приостановление деятельности, дисквалификация и обязательные работы могут применяться только как основные административные взыскания. КоАП РФ к дополнительным наказаниям относит конфискацию, лишение права управлять транспортным средством, выдворение за пределы страны, запрет на посещение спортивных мероприятий. В то же время их вправе применять и как основные взыскания.

Наказание за несколько совершенных правонарушений

Законодатель устанавливает порядок наложения административных взысканий в случае, когда лицом совершено несколько преступных деяний.

Так, согласно КоАП РФ, при учинении двух и более правонарушений административного характера наказание назначается за каждое из них. А при совершении одного действия (бездействия), которое содержит составы нескольких правонарушений, ответственность за которые предусматривается двумя или более статьями, наказание назначается в виде самой строгой из санкций.

При этом наложение административного взыскания может быть осуществлено с применением дополнительных административных наказаний, которые предусмотрены каждой из соответствующих санкций.

Общие правила назначения взыскания

Административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, налагается в пределах, установленных законом, в соответствии с данным кодексом. При назначении наказания за данные деяния учитываются обстоятельства, которые могут смягчать или отягчать ответственность, личность виновного и его материальное положение.

При наличии исключительных обстоятельств с учетом имущественного положения обвиняемого и характером совершенного деяния суд может назначить взыскание в виде штрафа, сумма которого меньше минимально установленного законом размера. Так, он составляет для граждан не менее 10 000 руб., для должностных лиц - не менее 50 000 руб., а для юрлиц - не менее 100 000 руб. При этом назначенный штраф не может быть меньше половины минимального установленного законом взыскания.

Если гражданин нарушил закон в области наркотических, психотропных или иных опасных веществ, суд может назначить ему принудительное медицинское обследование, профилактические мероприятия или лечение от зависимости.

Своевременность наложения административных взысканий является характеризующей чертой организационно-властной деятельности исполнительных органов государства и судов, отражающей их актуальность, оперативность и единство действий, которые построены на строгом соблюдении критериев законности. При этом сроки наложения, исчисление сроков наложения административных взысканий должны быть осуществлены в строгом соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан и других законодательных актов.

Сроки наложения административных взысканий могут исчисляться сутками (административный арест), годами, месяцами и календарными днями (лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу, а также лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий).

Нарушения как особый вид юридических фактов порождает охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о наложении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития -- этап ответственности.

Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения правонарушения утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности. Как видно из вышесказанного, закон предусматривает временные пределы, в период которых можно налагать административное взыскание, истечение этих сроков, их просрочка приводят к невозможности наложения на правонарушителя административного взыскания. Так, в соответствии со статьей 69 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан: "Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за совершение административного правонарушения в области охраныокружающей природной среды -- по истечении шести месяцев со дня его совершения.

Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области налогообложения по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за совершения административного правонарушения в области налогообложения по истечении трех лет со дня его совершения.

При длящемся административном правонарушении лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. Положения частей первой и второй настоящей статьи не распространяется на случаи, когда административное правонарушение способствовало совершению преступления и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела. Суд вправе в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 387 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное взыскание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года".

Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Лицо, на которое наложено административное взыскание за административное правонарушение, считается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания. Течение срока наложения административного взыскания прерывается, если до истечения сроков лицо совершило новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Однако указанные выше сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе таможенного законодательства Республики Казахстан.

По мнению ведущих ученых-административистов (А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, Ю. М. Козлов и другие), для полной достоверности при исчислении сроков давности рекомендуется пользоваться правилами «РОКИ», где:

К -- конечный момент срока;

И -- имеющиеся изъятия из срока.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Отсюда надо полагать, что при рассмотрении дела о правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом и если сроки давности прошлого правонарушения были истечены, то данное положение не может быть признано в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность. В то же время наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от исполнения обязанности, за невыполнение которой было наложено административное взыскание.

Не менее важно и то, что если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе при отсутствии спора одновременно при решении вопроса о наложении взыскания решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.

Возмещение имущественного ущерба по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых иными уполномоченными органами (должностными) лицами, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Решение о возмещении имущественного ущерба должно быть исполнено виновным в 15-дневный срок со дня вручения ему постановления о возмещении имущественного ущерба.

При несвоевременном исполнении постановления, просрочки установленного срока вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с действующим гражданско-процессуальным законодательством.

административное взыскание ответственность правонарушение

Поделиться: