Специальные государственные правоохранительные органы и негосударственные. Основные понятия, предмет и система дисциплины правоохранительные органы

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Структура правовых норм об организации правоохранительных органов. Признаки судебной власти. Место прокуратуры в системе органов российского государства и правоохранительных органов. Система органов безопасности Российской Федерации и её функции.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2012

    Место правоохранительных органов в политической системе общества, влияние их деятельности на порядок жизни и деятельности государства и общества. История правоохранительных органов, их классификация. Пути совершенствования организации деятельности ОВД.

    реферат , добавлен 11.04.2014

    Деятельность органов внутренних дел. Проблемы профессиональной деформации полицейских. Правонарушения в системе правоохранительных органов. Полицейское государство. Криминологическое изучение органов внутренних дел РФ. Задачи и функции полиции.

    статья , добавлен 02.06.2008

    Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов. Функции правоохранительных органов. Основные направления деятельности. Судебная власть. Понятие правосудия.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2007

    Структура и деятельность правоохранительных органов государственной власти в РФ. Система спецслужб и полицейских органов США. Основные признаки и правоохранительная деятельность прокуратуры, министерства внутренних дел и органов внешней разведки РФ.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2009

    Определение правоохранительных органов в Конституции Российской Федерации. Основные их разновидности и функции. Принципы и основные направления деятельности. Классификация нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2015

    Система правоохранительных органов и ее основные функции. Законодательство, регулирующее деятельность правоохранительных органов. Акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов, органов прокуратуры.

    Выполняющие правоохранительные функции.

    Чаще всего предлагается включать в систему правоохранительных органов все государственные органы и общественные формирования, которые в том или ином объеме выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение.

    Суды общей юрисдикции

    Арбитражные суды

    Конституционный суд России

    Прокуратура России

    Следственный комитет при Прокуратуре России

    Министерство внутренних дел

    Федеральная миграционная служба

    Следственный комитет МВД России

    Криминальная милиция

    Милиция общественной безопасности

    Департамент уголовного розыска

    Департамент обеспечения безопасности дорожного движения

    Департамент охраны общественного порядка

    Департамент по борьбе с организованной преступностью

    Департамент экономической безопасности

    Федеральная служба безопасности

    Служба внешней разведки

    Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

    Федеральная таможенная служба

    Федеральная налоговая служба

    Органы по правовому обеспечению и правовой помощи и другие организации, оказывающие юридическую помощь

    Нотариат

    Адвокатура

    Частные детективные и охранные агентства

    Конституционный суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ; разрешает споры о компетенции между органами государственной власти; проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле; даёт толкование Конституции РФ; даёт заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ; выступает с законодательной инициативой по предметам своего ведения.

    Арбитражный суд – осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, а также иных дел, отнесенных к их компетенции АПК РФ.

    Суд общей юрисдикции – суд, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

    Военные суды органы судебной власти, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба. Основным отличием военных судов является то, что они, во-первых, созданы безотносительно к национально-государственному устройству и административно-территориальному делению РФ, а применительно к построению Вооруженных Сил РФ, и, во-вторых, рассматривают и разрешают, главным образом, уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими военных сборов.

    Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом «О прокуратуре РФ». Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления и общественных объединений и не входит ни в одну из основных ветвей власти.

    Министерство внутренних дел РФ - федеральное министерство, осуществляющее в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск Министерства внутренних дел РФ.

    Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение задач по обеспечению безопасности РФ. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом РФ. Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки РФ.

    Служба внешней разведки РФ предназначена для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях: обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях; обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности; содействия экономическому развитию, научно-техническому, военно-техническому прогрессу страны.

    Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Главная цель деятельности ФСКН - борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также контроль за соблюдением установленных норм при их легальном обороте.

    Федеральная таможенная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

    Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

    Органами по правовому обеспечению и правовой помощи являются нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы.

    Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других действий в установленном законом порядке, в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

    Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, в соответствии с их компетенцией.

    Адвокатура – это добровольное профессиональное объединение квалификационных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.

    В соответствии со ст.48 Конституции РФ каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью.

    Негосударственные организации обеспечения правоохраны – это частные детективные и охранные службы. Федеральный закон РФ от 11 марта 1997 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» предусмотрел новый вид деятельности в сфере правоохраны, получившее название «Частная детективная и охранная деятельность». Ее сущность заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиям, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

    Эти организации занимают самостоятельное положение в ОСОНБ. К ним относятся частные детективные и охранные службы, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Этим законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

    При этом на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Поэтому граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-разыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено. Иностранные граждане и юридические лица могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность только на основаниях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

    Частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

    Частным охранником может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией. Объектами охраны являются недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке.

    Частным детективом может быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности.

    Роль частных детективных и охранных служб в обеспечении национальной безопасности прослеживается в характере услуг, оказываемых целях охраны.

    К таким услугам относятся:

    • - защита жизни и здоровья граждан;
    • - обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
    • - обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, охрана объектов и (или) имущества, в том числе на объектах, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается Правительством РФ.

    Организациям и частным лицам, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

    В ходе осуществления деятельности частным детективам запрещается:

    • 1) скрывать от правоохранительных органов ставшие ими известными факты о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях;
    • 2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
    • 3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
    • 4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия соответствующих должностных или частных лиц;
    • 5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
    • 6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
    • 7) получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в нарушение установленного порядка и др.

    Руководитель частной охранной организации должен иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций. Профессиональное обучение для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительное профессиональное образование руководителей частных охранных организаций проводятся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам. Эти типовые программы разрабатываются и утверждаются МВД России.

    Охранники имеют право применять огнестрельное оружие:

    • - для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
    • - отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество;
    • - предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

    Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни или имуществу, и при значительном скоплении людей.

    Адвокатура. Немаловажную роль в защите интересов личности, общества и государства играет адвокатура, являющаяся профессиональным сообществом адвокатов.

    Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» регламентируется адвокатская деятельность, представляющая собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

    Адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат - независимый профессиональный советник по правовым вопросам. Он не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности.

    Статус адвоката вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством порядке, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.

    Формами адвокатских образований являются:

    • - адвокатский кабинет;
    • - коллегия адвокатов;
    • - адвокатское бюро;
    • - юридическая консультация.

    Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, вправе учредить адвокатский кабинет, не являющийся юридическим лицом.

    Два и более адвоката, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет, вправе учредить коллегию адвокатов. Она является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

    Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. В этом случае они заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. Партнерский договор не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро.

    Юридическая консультация является некоммерческой организацией. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются ГК РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

    Адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Адвокат вправе иметь помощников, которыми могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование. Адвокат также вправе иметь стажеров на срок от одного года до двух лет, которыми могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование.

    Нотариат. Институтом гражданского общества, участвующим в обеспечении национальной безопасности, является частный нотариат, призванный обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Правовое регулирование нотариата осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1.

    Нотариальные действия совершают нотариусы, не только работающие в государственной нотариальной конторе, но и занимающиеся частной практикой. Реестр нотариусов ведет Минюст России.

    Нотариусом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, но не старше 75 лет, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет и сдавший квалификационный экзамен.

    Частный нотариус вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ.

    Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:

    1. Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина , прав и законных интересов любых субъектов правоотношений , на обеспечение безопасности, законности и правопорядка , а также на борьбу с преступностью .
    2. Правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами.
    3. Правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами .

    Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц , , муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

    Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

    Задачами правоохранительной деятельности признаются:

    1. выявление, предупреждение, пресечение правонарушений , раскрытие преступлений , а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
    2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда , уклоняющихся от уголовного наказания , а также розыска без вести пропавших;
    3. добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
    4. надзор за процессом правоприменения ;
    5. правильное применение закона , обеспечение его верховенства;
    6. оказание юридической помощи гражданам и организациям;
    7. правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;
    8. регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний , определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

    Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:

    Непосредственные цели:

    1) обеспечение и защита (охрана):

    • нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
    • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления ;
    • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • общественного строя Российской Федерации;
    • установленных системы хозяйства и собственности ;
    • порядка управления , государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

    2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве ;

    3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

    Цели, совпадающие с целью всего государства и общества , то есть цели более высокого уровня:

    1. укрепление законности и правопорядка;
    2. предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;
    3. исправление осужденных;
    4. правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда , уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.

    Функции (направления) правоохранительной деятельности

    Общая характеристика

    Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются:

    1. конституционный контроль ;
    2. организационное обеспечение деятельности судов ;
    3. прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры ;
    4. выявление и расследование преступлений :
      • предварительное следствие;
      • дознание;
    5. уголовно-исполнительная деятельность;
    6. нотариальная деятельность;
    7. юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

    В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

    • судопроизводство (уголовный процесс);
    • обеспечение безопасности;
    • охрана общественного порядка;
    • производство по делам о нарушении таможенных правил;
    • производство по делам о налоговых правонарушениях ;
    • контрразведывательная деятельность;
    • внешняя разведка.

    Некоторые из них в определенной степени дублируют ряд вышеприведенных направлений правоохранительной деятельности (к примеру, правосудие - это составная часть судопроизводства, само судопроизводство осуществляется в целях решения задач стоящих перед правосудием). Другие же направления деятельности не вошли в содержание рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программе дисциплины "Правоохранительные органы ", на основе которой подготовлен настоящий учебник.

    Соотношение конституционного контроля, правосудия, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам

    Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство - это основной вид конституционного контроля .

    Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора , после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления .

    Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций

    Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль . Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась "Суд и правосудие в СССР".

    Они имеют общий элемент - правосудие, осуществляемое конституционным судом . В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ . А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание , либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.).

    Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции

    Исходя из смысла дефиниции "правоохранительная деятельность", можно сформулировать определение понятию "правоохранительный орган ". Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:

    1. правовую регламентацию его статуса и деятельности;
    2. стоящие перед ним задачи: защита (охрана, обеспечение) прав , свобод и законных интересов физических, юридических лиц , государства в целом, субъектов Российской Федерации , муниципальных образований , обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка , борьба с преступностью ;
    3. наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.

    Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья , следователь , оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.

    К числу правоохранительных органов принято относить:

    1. конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации;
    2. суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ , верховные суды республик , окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды);
    3. арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);
    4. Дисциплинарное судебное присутствие;
    5. органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
    6. Международный коммерческий арбитражный суд;
    7. Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
    8. третейские суды для разрешения экономических споров;
    9. Министерство юстиции РФ;
    10. Судебный департамент при Верховном Суде РФ;
    11. органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
    12. руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
    13. органы дознания (органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; органы Службы внешней разведки Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний ; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);
    14. адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);
    15. некоторые иные правоохранительные органы.

    Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"

    Предмет курса - это те положения (правовые институты), которые изучаются данной дисциплиной.

    1. понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности;
    2. функции (направления) правоохранительной деятельности;
    3. понятие, признаки и виды правоохранительных органов;
    4. законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах;
    5. понятие и основные признаки судебной власти ; общая характеристика суда как органа судебной власти ;
    6. понятие и структура судебной системы Российской Федерации;
    7. понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций;
    8. понятие, признаки и принципы правосудия ;
    9. понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия;
    10. порядок формирования, состав, структура и компетенция:
      • верховных судов республик , краевых, областных, городских (в городах Москва, Санкт-Петербург) судов, судов автономной области и автономных округов;
      • районных, городских, межрайонных судов;
      • военных судов;
      • специализированных судов;
      • мировых судей;
    11. правовой статус суда;
    12. система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов ;
    13. полномочия и порядок образования:
      • Высшего Арбитражного Суда РФ;
      • федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов);
      • арбитражных апелляционных судов;
      • арбитражных судов субъектов Российской Федерации ;
    14. полномочия и порядок образования дисциплинарного судебного присутствия;
    15. иные арбитражные органы (Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Третейские суды для разрешения экономических споров);
    16. понятие, структура, полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ ;
    17. численный состав Конституционного Суда РФ, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ;
    18. компетенция судебных составов Конституционного Суда РФ, осуществляющих правосудие;
    19. Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ;
    20. решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение;
    21. понятие, состав, порядок образования, полномочия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
    22. статус судей;
    23. требования, предъявляемые к кандидатам в судьи;
    24. порядок образования и полномочия органов судейского сообщества;
    25. квалификационная аттестация судей и присвоение классных чинов;
    26. статус присяжных и арбитражных заседателей, права и обязанности, порядок наделения их полномочиями;
    27. государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей;
    28. организационное обеспечение деятельности судов;
    29. Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия;
    30. администраторы судов, их функции;
    31. задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ;
    32. территориальные органы юстиции;
    33. органы прокуратуры Российской Федерации и прокурорский надзор ;
    34. акты реагирования прокурора на нарушения закона ;
    35. система органов прокуратуры и их организация;
    36. Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия;
    37. прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;
    38. полномочия, порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;
    39. организация работы прокуратуры района (города);
    40. порядок назначения на должность и полномочия прокурора района (города);
    41. прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
    42. функции, задачи и компетенция военной прокуратуры;
    43. требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров;
    44. общая характеристика деятельности по выявлению и расследованию преступлений , изобличению лиц, виновных в их совершении:
      • оперативно-розыскной;
      • дознания;
      • предварительного следствия;
    45. круг органов, уполномоченных осуществлять ; пределы их полномочий;
    46. взаимодействие органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений ;
    47. понятие и виды органов дознания;
    48. понятие и виды органов предварительного следствия;
    49. правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя ;
    50. система следственных подразделений ОВД, ФСБ , Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотиков;
    51. руководитель следственного органа;
    52. юридическая помощь и защита по уголовным делам в Российской федерации;
    53. понятие и направления деятельности адвокатуры ;
    54. адвокатская палата: порядок образования, органы самоуправления адвокатской палатой, их компетенция;
    55. президент адвокатской палаты, порядок избрания, полномочия;
    56. адвокатские образования первого звена;
    57. права и обязанности адвоката , порядок и условия присвоения статуса адвоката;
    58. Федеральная палата адвокатов РФ;
    59. оказание юридических услуг организациями и лицами, не входящими в состав адвокатуры и др.

    Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами

    Без достаточных правовых знаний, изучаемых в рамках курса "Правоохранительные органы ", трудно усвоить материал, касающийся деятельности суда , органов предварительного расследования и т.п., иначе говоря, изучить такие дисциплины, как уголовный, гражданский, арбитражный процесс .

    Дисциплина "Правоохранительные органы" подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала.

    Как и у любого другого правового курса, учения, составляющие содержание дисциплины "Правоохранительные органы", базируются на положениях конституционного права . Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организации и функционирования органов судебной власти , а также прокуратуры в Российской Федерации. Изучаемые в рамках курса "Правоохранительные органы" принципы правосудия , такие как осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону , открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства , осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые другие принципы, также своей правовой основой прежде всего имеют нормы конституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120 - 122, 128 Конституции РФ).

    Конституцией РФ закреплено верховенство ее и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохранительных органов России организованы так, чтобы деятельность таковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32, 45 - 48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ).

    Дисциплина "Правоохранительные органы" тесно связана с такими дисциплинами, как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право , а также иными правовыми учебными курсами.

    Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процесса. Именно поэтому регулирующие данные виды деятельности отрасли права во многом схожи.

    Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности, и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако у форм реализации принципов в каждой из отраслей процессуального права имеются свои отличия, которые в определенной степени характеризуют само понятие правосудия.

    Осуществляемое в обычных формах правосудие - это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (по вновь открывшимся обстоятельствам), направленная на установление виновности подсудимых, применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешение дела по существу. Уяснить данное изучаемое в рамках курса "Правоохранительные органы" понятие невозможно, не разобравшись с такими гражданско-процессуальными, уголовно-процессуальными и арбитражно-процессуальными институтами, как рассмотрение дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

    Суды, как правоохранительные органы, осуществляют гражданскую процессуальную, уголовно-процессуальную и арбитражную процессуальную деятельности. В свою очередь, ими разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которые преподаются в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам.

    Суды, органы дознания и предварительного следствия, правовой статус которых изучается в рамках дисциплины "Правоохранительные органы", наделяются таковым только в связи и во время осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитражного или конституционного процесса.

    Поэтому понятие и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, преподаваемыми в рамках таких дисциплин, как "Уголовный процесс ", "Гражданский процесс ", "Арбитражный процесс" и "Конституционное право". Так, к примеру, суд становится субъектом гражданского процесса, а значит, наделяется соответствующим комплексом прав при поступлении к нему должным образом оформленного заявления, где содержатся сведения о подведомственном судам общей юрисдикции некриминальном нарушении норм той или иной отрасли материального (обычно гражданского, семейного или трудового) права. Более того, перечень лиц, по заявлениям которых суд вправе приступить к рассмотрению гражданского дела (ч. 1 ст. 4 ГПК), можно очертить лишь с учетом положений гражданско-правового института дееспособности малолетних и несовершеннолетних (ст. ст. 26, 28 ГК).

    Ряд институтов курса "Правоохранительные органы" в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины "Уголовный процесс". Помимо уже названных понятия и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстанций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, к таковым также следует отнести:

    • институт процессуальной самостоятельности следователя;
    • процессуальный статус руководителя следственного органа;
    • процессуальные права адвоката , выступающего защитником или представителем в уголовном процессе;
    • общую характеристику видов осуществляемой органами дознания деятельности;
    • средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
    • характеристику таких направлений деятельности прокуратуры как уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами и принесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры , определения, постановления судов.

    В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяются система и структура органов государственного управления , понятие и принципы этого вида деятельности.

    Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия.

    Административная же юрисдикция - часть предмета дисциплины административного права.

    Соответственно, для административного права важно, чтобы студенты имели представление о тех органах, которым предоставлено право привлечения лиц к административной ответственности . Те же виды деятельности, о которых говорится в курсе "Правоохранительные органы" как об одном из элементов компетенции прокуратуры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисциплины административного права.

    Дисциплина "Правоохранительные органы" в определенной степени связана с положениями, изучаемыми международным правом . Этот вывод позволяет сделать по меньшей мере редакция ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного


    Целью применения административных санкций является предупреждение, пресечение и раскрытие административных правонарушений. Превентивная функция заключена в осуществлении первых двух действий, эффективность профилактического воздействия сказывается на частотности проступков и рецидивах.
    Предупреждение административных правонарушений обеспечивается усилиями государственных и негосударственных органов. Деятельность органов законодательной власти создает необходимые правовые предпосылки противодействия правонарушению. В процессе законотворчества разрабатываются новые нормативные акты, вносятся коррективы в действующее законодательство об административных правонарушениях, устраняются лакуны правового регулирования. Об эффективности законодательной деятельности можно судить по состоянию КоАП. Правовые нормы Кодекса подразделяются на действующие предписания, не отмененные, но не применяемые правоохранительными органами нормы (например, ст. 151 «Мелкая спекуляция»), а также утратившие силу нормы. Многие из действующих норм КоАП изменены или дополнены, неприменение отдельных статей Кодекса свидетельствует о фактической утрате силы предписания. Некоторые действующие правовые нормы КоАП применяются по аналогии, при этом необходимо установить соответствие между фактически утратившими силу предписаниями и действующими правовыми категориями; например, в ст. 1 - 9 КоАП упоминаются упраздненные государственные образования (Союз ССР, РСФСР, АССР и др.) и правовые институты (советские законы, социалистическая законность и др.). Применение метода аналогии позволит установить соответствие утраченной категории и реально существующей. Примером тому может служить приводимая ниже таблица:

    Упоминание о несуществующем понятии (категории) Соотносимое реальное понятие (категория) действующего права Союз ССР Российская Федерация Местные советы народных депутатов Представительные органы местного самоуправления Исполнительные комитеты местных советов народных депутатов Исполнительно-распорядительные муниципальные органы РСФСР, АССР Российская Федерация, автономная республика Социалистическая законность Законность В некоторых случаях допускается частичная аналогия. Например, невозможно установить абсолютное тождество понятий «местный совет» и «представительный орган местного самоуправления», поскольку в некоторых субъектах Федерации советы не упразднены.
    Органы исполнительной власти и их должностные лица осуществляют все императивные (властные) полномочия, они применяют санкции и иные принудительные действия. Среди действующих федеральных органов исполнительной власти участвуют в административном производстве и налагают административные взыскания большинство министерств, госкомитетов, федеральных служб, федеральных комиссий, органов российских и федеральных надзоров. Указанные органы участвуют в превентивной деятельности и в раскрытии административных правонарушений. К органам исполнительной власти, которые не вправе налагать взыскания, относится Правительство РФ, а также некоторые госорганы, отнесенные к «иным федеральным органам исполнительной власти»: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.
    Властные полномочия осуществляются всей системой органов федеральной исполнительной власти (и их должностными лицами): федеральными органами и их территориальными подразделениями, органами исполнительной власти субъектов РФ. Некоторые из органов исполнительной власти действуют по специальному полномочию, они наделяются специальной компетенцией временно, впредь до отмены или признания утратившим силу акта, наделяющего их властными полномочиями, - например, специально уполномоченный государственный орган в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки (ст. 224|2 КоАП).
    Органы судебной власти и Прокуратуры Российской Федерации представлены Верховным Судом РФ (высшая судебная инстанция при рассмотрении административных дел), федеральными судами, военными су-

    Дами, судьями указанных судов, мировыми судьями, а также Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
    Судебные органы, участвующие в раскрытии административных правонарушений, осуществляют превентивные функции. К таким органам следует отнести Конституционный Суд Российской Федерации, который также наделен полномочиями в сфере административной юрисдикции.
    Негосударственные органы административной юрисдикции представлены тремя разновидностями: а) исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления; б) органами глав администраций муниципальных образований и в) специализированными органами при местных администрациях.
    К ведению специализированных органов, создаваемых при исполнительно-распорядительных муниципальных органах, отнесены основные полномочия по предупреждению, пресечению и раскрытию административных правонарушений. Об объеме их работы свидетельствует следующая таблица: Вид специализированного органа Подведомственность дел об административных правонарушениях (количество административных проступков (конкретных видов), отнесенных к ведению специализированного органа) Административные комиссии 101 Комиссии по делам несовершеннолетних 21 Приведенные в таблице показатели примерно в 2,5 раза превышают количество административных проступков (46 составов), дела по которым рассматриваются органами внутренних дел (милицией). Несоизмеримы и соответствующие количественные показатели деятельности исполнительно-распорядительных муниципальных органов (30 составов) и глав администраций муниципальных образований (один состав). Более обширна административная юрисдикция судов (свыше 50 составов).
    Таким образом, рассмотрение подавляющего большинства дел об административных правонарушениях отнесено к ведению муниципальных органов, административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.
    В отдельных случаях к ведению муниципальных органов исполнительной власти отнесено рассмотрение одних и тех же видов административных проступков. Подведомственность различается в зависимости от места совершения проступка или объективной стороны противоправного

    Деяния: например, административные комиссии рассматривают все проступки, нарушающие регистрационный и паспортный режимы (ст. 178-182 КоАП), за исключением таких же правонарушений, совершаемых в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, дела по которым рассматриваются милицией.
    Рассмотрение дел об административных правонарушениях следует различать с другими видами процессуальных действий, прежде всего с исполнительными действиями. Во многих случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются одними органами, а исполняются другими в зависимости от видов налагаемых административных взысканий: например, взыскания в виде административного ареста налагаются только судом, а рассматриваются органами внутренних дел или судом (см. ст. 202, 203 КоАП).

    Еще по теме § 8. Государственные и негосударственные органы административной юрисдикции:

    1. 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
    2. Глава I. Конституционный Суд России: место в механизме государственной власти, пределы юрисдикции, виды решений
Поделиться: