Спасательный круг должен из какого материала. Требования SOLAS для спасательных кругов

Глава 2. Индивидуальные спасательные средства.

Глава 3. Визуальные спасательные средства.

Глава 4. Спасательные шлюпки и спасательные плоты.

Глава 5. Дежурные шлюпки.

Глава 6. Спусковые и посадочные устройства.

Глава 7. Другие спасательные средства.

Общие требования предъявляются Кодексом ЛСА ко всем спасательным средствам

Все спасательные средства должны: быть изготовлены надлежащим образом и из надлежащих материалов; быть в рабочем состоянии при хранении их при температуре воздуха от –30 до +65 0 С; быть в рабочем состоянии при погружении их в морскую воду при температуре от –1 до +30 0 С; где это применимо, быть стойкими к гниению, коррозии и не подвергаться чрезмерному воздействию морской воды, нефти, или грибков; не терять своих качеств, если они открыты воздействию солнечных лучей; быть хорошо видимого цвета всюду, где это будет способствовать их обнаружению; быть снабжены световозвращающим материалом; если они предназначены для использования на волнении, удовлетворительно работать в таких условиях; иметь четко нанесенную информацию об одобрении, включая название Администрации одобрившее средство, а также указания на любые эксплуатационные ограничения; быть, обеспечены защитой от повреждений и телесных травм, а также короткого замыкания цепи электрического тока.

Требования предъявляемые к самозажигающимся сигнальным огням (светящимся буям)?

Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов должны: быть белого цвета, сила света 2 кд (кандел) во всех направлениях или иметь проблесковый огонь 50-70 проблесков в минуту; иметь источник энергии на 2 часа (на танкерах самозажигающиеся огни должны работать от электрических батареей (аккумуляторов)); выдерживать испытание сбрасыванием с высоты 30м.

Требования предъявляемые к автоматическим действующим дымовым шашкам

Автоматические действующие дымовые шашки: должны давать дым хорошо видимого цвета в течение 15 минут; не гореть вспышками и не выбрасывать пламени, не заливаться водой при волнении; продолжать дымообразование при полном погружении в воду в течение 10 сек.

Требования предъявляемые к спасательным линям спасательных кругов

Плавучие спасательные лини: должны быть не скручивающимися; иметь диаметр не менее 8мм;

иметь разрывное усилие не менее 5 кН (килоньютона).

Какое количество спасательных кругов должно быть на пассажирском и грузовом судне?

Согласно правилу гл. 3 МК СОЛАС на пассажирском судне:

Согласно правилу 32 гл. III. СОЛАС на грузовом судне:

Требования предъявляемые к распределению спасательных кругов на судах

Спасательные круги : должны быть распределены таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах; по меньшей мере, один СК должен размещаться в близи кормы судна; крепиться таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить (не должны прикрепляться наглухо); один спасательный круг на каждом борту судна должен быть снабжен плавучим спасательным линем длиной 30м; 50% спасательных кругов должны быть снабжены самозажигающимися огнями, не менее 2-х из них должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками, и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика; на каждом спасательном круге должно быть нанесено печатными буквами латинского алфавита –название судна и порт приписки ;

Требования Кодекса ЛСА к спасательным жилетам

По конструкции СЖ изготавливаются двух видов:

Жесткие - с эластичным или твердым плавучим материалом; иНадувные , с не менее 2-мя камерами плавучести.

СЖ должен не поддерживать горение и не продолжать плавиться, после того он был полностью охвачен пламенем в течение 2 сек. Конструкция спасательного жилета должна быть такой, чтобы: а) по крайне мере 75% лиц, незнакомых с конструкцией могли им правильно воспользоваться в течение не более 1 мин., без всякой помощи, подсказок и демонстрации; б) после демонстрации надевания все лица смогли надеть его правильно и без посторонней помощи в течение не более 1 мин.; было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону или чтобы, по возможности, исключалась возможность неправильного надевания; его было удобно носить; в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5м. без получения телесных повреждений и без смешения или повреждения при этом спасательного жилета; СЖ должен обладать достаточной плавучестью и остойчивостью в пресной воде и поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120мм от воды так, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 20 0 от его вертикального положения; и поворачивать за время не более 5 с тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой. Спасательный жилет должен: быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или в спасательный плот; плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 часа; надувной спасательный жилет должен иметь не менее двух отдельных камер плавучести и надуваться: автоматически при погружении в воду; иметь устройство, для надувания приводимое в действие вручную одним движением и ртом (через трубку).

Сигнальные устройства спасательного жилета

Каждый спасательный жилет оборудуется сигнальным огнем, который должен:

а) иметь силу света не менее 0,75 кд во всех направлениях верхней полусферы;

б) иметь источник энергии способный обеспечивать силу света 0,75 кд в течение не менее 8 часов;

в) быть видимым, когда он прикреплен к спасательному жилету, в наибольшей части сегмента верхней полусферы, на сколько это практически возможно;

г) быть белого цвета;

д) если сигнальный огонь является проблесковым, то он должен снабжаться ручным выключателем и давать проблеск не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту (сила света не менее 0,75 кд);

каждый спасательный жилет снабжается свистком, который надежно крепится к спасательному жилету с помощью шнура.

Количество спасательных жилетов предусмотренное на судах и места их размещения

Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен СЖ; на детей должны быть предусмотрены СЖ «Child», в количестве 10% от числа пассажиров). Дополнительно:

Для вахтенного персонала (на мостике, посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта);

В удаленных местах расположения спасательных плотов. Спасательные жилеты должны размещаться так, чтобы они были легко доступны, а место их хранения должно быть ясно обозначено; при использовании СЖ в спасательных шлюпках они не должны препятствовать входу в СШ, не должны мешать усаживаться и пристегивать привязные ремни; каждое пассажирское судно должно дополнительно иметь спасательных жилетов не менее 5% от общего числа пассажиров, которые хранятся на видном месте на палубе или в местах сбора; если СЖ хранятся в каютах, удаленных от путей прямого сообщения между общественными помещениями и местами сбора, то для таких пассажиров СЖ должны храниться либо: в общественных местах, местах сбора, либо непосредственно по пути движения; СЖ должны храниться так, чтобы их распределение и надевание не препятствовало организованному продвижению к местам сбора и посадки в спасательные шлюпки и плоты;

Требования предъявляемые Кодексом ЛСА к гидрокостюмам

Гидрокостюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:

а) его можно было распаковать и надеть без посторонней помощи в течение не более 2 мин вместе с соответствующей одеждой и спасательным жилетом, если ГКС требует его использования;

б) не поддерживал горение или не продолжал плавиться после того, как полностью охвачен пламенем в течение 2с;

в) закрывал все тело, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к ГКС перчатки;

г) имел в районе ног приспособление для стравливания излишков воздуха;

д) после прыжка в воду с высоты не менее 4,5м в него не попадало чрезмерное количество воды;

Человек в гидрокостюме (со спасательным жилетом, если ГКС требует его использования) должен иметь возможность:

Подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5м.;

Выполнять обычные обязанности, связанные с оставлением судна;

Прыгать в воду с высоты не менее 4,5м., без повреждения или смещения при этом ГК и без телесных повреждений;

Проплыть короткое расстояние и забраться в коллективное спасательное средство.

Гидрокостюмы изготавливаются двух видов: из материалов с теплоизоляционными свойствами (с теплоизоляцией) и из материалов не обладающими теплоизоляционными свойствами (без теплоизоляции). Гидрокостюм без теплоизоляции должен иметь маркировку указывающую на то, что он должен одеваться на теплую одежду и обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5м так, чтобы температура тела человека не падала более чем на 2 0 С после пребывания его течение часа в циркулирующей воде с температурой 5 0 С , при отсутствии волнения. Гидрокостюм с теплоизоляцией должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем с высоты 4,5м так, чтобывнутренняя температура тела человека не падала более чем на 2 0 С после пребывания его в течение 6 часов в циркулирующей воде от 0 до 2 0 С при отсутствии волнения;

Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, должен быть снабжен сигнальным огнем и свистком предписанным пунктом 2.1.11. Если гидрокостюм требует использования спасательного жилета, то спасательный жилет надевается поверх гидрокостюма, без посторонней помощи.

Человек в гидрокостюме или в гидрокостюме со спасательным жилетом должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх за время не более 5 секунд.

Требования Кодекса ЛСА к защитным костюмам.

Защитный костюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:

обеспечивалась его собственная плавучесть не менее 70 H(7кг);

используемый материал снижал риск от перегрева организма при спасательных операциях и эвакуации; закрывалось все тело за исключением лица, кистей рук, а если разрешает Администрация и ног;

имелся карман для переносного УКВ радиотелефона; обеспечивалось боковое зрение в секторе не менее 120 градусов. ЗК должен позволять одевшему его человеку: подниматься и спускаться по вертикальному трапу длинной не менее 5 м; прыгать в воду с высоты 4,5м без получения телесных повреждений; проплыть в воде не менее 25м и взобраться в шлюпку или плот; а также выполнять все вахтенные обязанности по оставлению судна, оказания помощи другим лицам, и пользование дежурной шлюпкой. ЗК обеспечивает теплозащиту после прыжка в воду с полным погружением таким образом, чтобы температура тела человека не падала быстрее чем на 1,5˚С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5˚ С.

Требования предъявляемые Кодексом ЛСА к теплозащитным средствам

ТЗС изготавливается из водонепроницаемого материала с коэффициентом теплопроводности не выше 7800 Вт/(м 2 К) и иметь такую конструкцию, которая снижала бы потери тепла телом человека, как конвенционным путем, так и через испарение; закрывать все тело человека в спасательном жилете, за исключением лица. Должно быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помощи в спасательной шлюпке или плоту либо в дежурной шлюпке; быть таким, чтобы человек мог снять его в воде не более чем за 2 минуты, если оно мешает ему плыть; выполнять свои функции при температуре от - 30˚С до +20˚С.

Какое количество ГКС предусмотрено на пассажирском судне в спасательных средствах?

Для каждой имеющейся на борту всех пассажирских судов спасательной шлюпки должно быть предусмотрено, по меньшей мере, три (3) ГК и, кроме того, по теплозащитному средству на каждое лицо, не имеющее ГК.

0 Какое количество ГКС предусмотрено на грузовом судне?

Для каждой имеющейся на борту спасательной шлюпки грузового судна должно быть предусмотрено, по меньшей мере, три гидрокостюма. Или если администрация сочтет это необходимым и практически возможным по одному гидрокостюму, на каждое находящееся, на борту судна лицо. Для остальных лиц теплозащитные средства. ГКС и теплозащитные средства могут не предусматриваться, если на каждом борту имеются закрытые шлюпки или одна шлюпка свободного падения. На грузовых судах (L<85м, кроме танкеров), должно быть предусмотрено по одному ГК на каждое находящейся, на борту лицо.

На 78 сессии Комитета по безопасности на море (КБМ) ИМО были приняты поправки к Конвенции СОЛАС 74 (Резолюция MSC.152(78) от 21.05.04 г.). Резолюцией вносятся поправки к Правилам 19, 20 и 32 Главы III. Поправки вступили в силу с 01 июля 2006 года. Согласно новому требованию Правила III/32.3 СОЛАС 74 на всех грузовых судах, начиная с 01 июля 2006 года, каждый находящийся на борту человек должен быть обеспечен гидрокостюмом. Для грузовых судов, построенных до 01 июля 2006 года, дается отсрочка до первого ближайшего освидетельствования оборудования и снабжения (ежегодное/промежуточное/очередное освидетельствование), произведенного 01 июля 2006 года или после этой даты. На грузовых судах традиционной архитектуры с одной кормовой надстройкой, на которых вахта несется на ходовом мостике и в машинном отделении, гидрокостюмы (ГКС) требуются в количестве, соответствующем численному составу экипажа. Для людей на вахте не требуется иметь дополнительные ГКС, если ГКС постоянно хранятся в ясно обозначенных местах вблизи расположения коллективных спасательных средств или мест сбора. В этом случае для вахты необходимо иметь только спасательные жилеты, требуемые Правилом III/7.2.1.2 Конвенции СОЛАС 74/96. Если ГКС закреплены за каждым членом экипажа и хранятся в каютах, то следует иметь дополнительные ГКС, наряду с жилетами, на ходовом мостике и в машинном отделении по числу несущих вахту людей. На судах, на которых имеется дополнительный спасательный плот в носу, нет необходимости иметь дополнительные гидрокостюмы вблизи этого плота. На грузовых судах, на которых имеются места несения вахты, удаленные от мест постоянного хранения ГКС (не имеется в виду эпизодическое нахождение людей в каком-либо месте, удаленном от мест постоянного хранения ГКС), следует иметь дополнительные ГКС в количестве, равном количеству людей, несущих вахту. Эти ГКС должны постоянно храниться в местах нахождения вахты. Данное положение в каждом конкретном случае требует специального рассмотрения Регистра. Если гидрокостюмы не требуют ношения спасательных жилетов, то есть удовлетворяют положению пункта 2.3.1.2 Международного Кодекса по спасательным средствам (Кодекс ЛСА), то нет необходимости иметь на судне спасательные жилеты, за исключением тех, которые требуются Правилом III/7.2.1.2 Конвенции СОЛАС 74/96.

Гидрокостюм лишен главного недостатка спасательного жилета, а именно полного отсутствия теплозащиты. Использование гидрокостюма значительно увеличивает вероятность выживания человека в холодной морской воде.

Процесс надевания гидрокостюма представлен далее на рисунках. Перед тем, как надеть гидрокостюм, целесообразно надеть максимальное количество одежды и снять обувь.

1. Наденьте гидрокостюм согласно позициям 6,7,8.

2. Присядьте, чтобы выпустить воздух из костюма – 9.

3 . Встаньте, застегните грудную и лицевую части костюма -10.

Как правильно выполнить прыжок в воду с борта судна в спасательном жилете?

Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо:

Надеть спасательный жилет; крепко прижать СЖ руками;

осмотреть место приводнения, глубоко вдохнуть,

оттолкнуться ногами от борта вперед, лицом к морю;

В полете: согнуть ноги в коленях, прижать к груди

СЖ руками, чтобы исключить травмы при рывке

от удара о воду, голову держать прямо, чтобы не удариться

лицом о воду.

Как правильно выполнить прыжок в воду с борта судна в гидрокостюме?

Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо:

Присесть и выжать воздух из ГК, руки скрестить на груди, удерживать клапан и капюшон от сбрасывания при ударе о воду; сделать глубокий вдох, оттолкнуться ногами от борта судна (если ничего не мешает сделать шаг вперед); голову держать прямо, чтобы не удариться лицом о воду; при входе в воду ноги удерживать вертикально, не давая им всплыть вперед головы, при всплытии сделать выдох, удерживаться на спине, надуть подушку.

Как правильно удержаться на воде без спасательного жилета и в спасательном жилете?

Оказавшись в воде, прежде всего, необходимо сориентироваться относительно непосредственной опасности, чтобы избежать ее.

В спасательном жилете: пока послушны руки, следует оправить на себе одежду и жилет, а ночью включить сигнальную лампочку(дернуть за шнур включателя батареи или шнур водоналивной батарейки, встречаются лампочки которые автоматически включаются при попадании в воду). Для привлечения внимания воспользуйтесь свистком, звук которого слышен над водой лучше крика.

Для уменьшения потери тепла в воде, подтяните ноги к животу, руки прижмите к бокам и груди. При такой позе обмывание водой самых чувствительных частей тела уменьшается, а время выживания при неподвижности увеличивается в 2 раза.

Если в воде рядом находятся несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение, в ночное время включить один сигнальный огнь на спасательном жилете и ждать помощи.

При плавании в спасательном жилете (при сильном волнении) в ожидании помощи необходимо удерживать корпус тела под углом 30-40 0 к поверхности моря, на спине, опираясь головой на подголовник жилета, подрабатывая ногами, удерживать против волны. При большом волнении приводить корпус тела в вертикальное положение для уменьшения заливания лица. Подплывая к спасательному средству, работать руками и ногами на спине, оберегая голову от удара о спасательное средство, разворачиваясь ногами вперед, остерегаясь затягивания под корпус спасательного средства.

Без спасательного жилета: корпус тела приводится в горизонтальное положение на спине, подрабатывая ногами; руки расставить перпендикулярно телу, а ноги немного раздвинуть, стараясь увеличить не омываемую поверхность тела. Лишних движений не совершать, лежать спокойно, ждать спасения, соблюдать выдержку и хладнокровие.

«Человек за бортом» Вы очевидец. Ваши действия?

    Если Вы обнаружили человека за бортом, кричите как можно громче:

    Человек за бортом, правый борт/левый борт!

    Немедленно выбрасывайте за борт спасательный круг.

    Поднимите тревогу и сообщите на мостик.

    По необходимости выбрасывайте другие спасательные круги.

    Вытянутой рукой показывайте в сторону потерпевшего.

Спасательные средства - это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Все спасательные средства делятся на два основных вида: коллективного использования и индивидуальные.

Помимо этого существует еще один вид спасательных средств,не относящихся к вышеуказанной классификации, линеметательные установки.

Требования, предъявляемые к спасательным средствам, а также нормативы снабжения ими судов регламентируются Конвенцией СОЛАС-74 и Правилами Регистра.

Эти требования в общем случае сводятся к следующему:

спасательные средства не должны приходить в негодность при хранении их при темпе-ратуре воздуха от -30 до +65 °С; должны работать при температуре морской воды от -1 до +30 °С;

быть стойкими к гниению, коррозии, морской воде, нефти и грибкам;

быть хорошо видимого цвета для лучшего их обнаружения (обычно оранжевого);

быть снабжены светоотражающим материалом;

должны работать на волнении.

Коллективные спасательные средства

К ним относятся: спаса­тельные и дежурные шлюпки, спасательные плоты, спасательные приборы, плот-каюты.

Спасательные шлюпки. Изготавливаются из металла (сталь или алюминиевые сплавы) или стеклопластика. Дерево для изготовления спасательных шлюпок не применяется. Спасательная шлюпка непо­топляема за счет наличия воздушных ящиков под сиденьями вдоль бортов. Поэтому в перевернутом, затопленном состояниях она остается на плаву. Конвенция СОЛАС-74 определяет общие требования к шлюпкам и дополнительные к частично закрытым и закрытым шлюпкам.

Современные суда оснащены только закрытыми шлюпками. Каждая полностью закрытая спасательная шлюпка должна быть оборудована жестким водонепроницаемым закрытием, полностью закрывающим спасательную шлюпку.

Водонепроницаемое закрытие должно быть устроено так, чтобы отвечать следующим требованиям:

1) защищать находящихся на спасательной шлюпке людей от зноя и холода;

2) доступ в спасательную шлюпку должен обеспечиваться с помощью люков, которые могут герметично закрываться;

3) входные люки должны располагаться так, чтобы можно было производить спуск и подъем спасательной шлюпки, не прибегая при этом к выходу людей из закрытия;

4) входные люки должны быть способны открываться и закрываться как снаружи, так и изнутри спасательной шлюпки и быть оборудованы надежными средствами, позволяющими держать их в открытом положении;

5) обеспечивать возможность грести;

6) должно быть способно при закрытых люках и без значительных протечек поддерживать на плаву общую массу спасательной шлюпки с ее полным комплектом людей и снабжения, включая механизмы, когда шлюпка находится в опрокинутом положении;

7) на обоих бортах спасательная шлюпка должна иметь окна или прозрачные панели, пропускающие внутрь спасательной шлюпки достаточное количество дневного света при закрытых люках, с тем, чтобы исключить необходимость искусственного освещения;

8) наружная поверхность закрытия должна быть хорошо видимого цвета, а внутренняя - такого цвета, который не вызывает дискомфорта у находящихся на спасательной шлюпке людей;

9) должно быть снабжено поручнями, за которые могут надежно держаться люди, передвигающиеся снаружи спасательной шлюпки, и которые могут быть использованы при посадке и высадке людей;

10) люди должны иметь возможность проходить от входа к своим местам для сидения, не перелезая через поперечные банки или другие препятствия;

11) находящиеся на спасательной шлюпке люди должны быть защищены от воздействия разряжения воздуха в опасных для человека пределах, которое может возникнуть при работе двигателя спасательной шлюпки.

Сбрасываемая шлюпка имеет более прочный корпус специальной формы. После отдачи крепления шлюпка соскальзывает с платформы, с ускорением падает воду, а войдя в воду, кратковременно погружается под углом к вертикали, при этом отходит от судна и всплывает в стороне от него.

Остойчивость закрытой спасательной шлюпки должна быть такой, чтобы шлюпка сама по себе или автоматически возвращалась в прямое положение, когда она нагружена полным или частичным комплектом людей и снабжения, а также когда все ее входы и отверстия водонепроницаемо закрыты, а люди пристегнуты привязными ремнями.

После получения пробоины в любом месте ниже ватерлинии спасательная шлюпка должна поддерживать на плаву полный комплект людей и снабжения, а ее остойчивость должна быть такой, чтобы в случае опрокидывания она могла автоматически занимать положение, позволяющее находящимся на спасательной шлюпке людям покинуть ее через выход, расположенный выше уровня воды.

Все выхлопные трубы двигателя, воздухопроводы и другие отверстия должны быть устроены так, чтобы при опрокидывании спасательной шлюпки и возвращении ее в прямое положение исключалась возможность попадания воды в двигатель.

Управление двигателем и его передачей должно производиться с поста управления рулем.

Двигатель и относящиеся к нему устройства должны быть способны работать в любом положении во время опрокидывания спасательной шлюпки и продолжать работать после возвращения ее в прямое положение или автоматически останавливаться при опрокидывании, а затем вновь легко запускаться после возвращения спасательной шлюпки в прямое положение.
Конструкция топливной системы и системы смазки должна предотвращать возможность утечки из двигателя топлива и утечки не более 250 мл смазочного масла во время опрокидывания спасательной шлюпки.

Двигатели с воздушным охлаждением должны иметь систему воздухопроводов для забора и выброса за пределы спасательной шлюпки охлаждающего воздуха. Должны быть предусмотрены заслонки с ручным управлением, позволяющие забирать охлаждающий воздух изнутри спасательной шлюпки и выбрасывать его также внутрь спасательной шлюпки.

Полностью закрытая спасательная шлюпка должна иметь такую конструкцию и наружные привальные брусья, чтобы обеспечить защиту от возникающих при ударе опасных ускорений, нагруженной полным комплектом людей и снабжения спасательной шлюпки о борт судна со скоростью не менее 3,5 м/с.

(resque boat) являются специальным спасательным средством, которое должно находиться на судне в постоянной готовности для немедленного использования и предназначено для спасения упавших в воду людей, людей с аварийного судна, а также для сбора и буксировки спасательных плотов в условиях аварийного случая. Подготовка и спуск дежурной шлюпки должны быть произведены в течение не более 5 мин.

На грузовых судах валовой вместимостью более 20 000 per. т должен быть предусмотрен спуск всех спасательных, а на остальных судах - дежурных шлюпок с помощью фалиней на переднем ходу судна, следующего со скоростью до 5 уз на тихой воде.
Все грузовые и пассажирские суда валовой вместимостью менее 500 per; т должны иметь одну дежурную шлюпку, а пассажирские суда вместимостью более 500 per. т должны иметь дежурную шлюпку на каждом борту. Дежурные шлюпки могут быть жесткими, надувными и комбинированными. Они должны быть оборудованы стационарным или подвесным мотором. Подвесной мотор может быть бензиновым, в любом случае должна быть обеспечена скорость 6 уз в течение 4 ч.

В дежурную шлюпку должны помещаться 5 человек сидя и один лежа. Надувные дежурные шлюпки должны находиться на судне в надутом состоянии под спусковыми устройствами в постоянной готовности.
Прочность днища должна обеспечивать спрыгивание в шлюпку людей с высоты 3 м. В качестве дежурной может использоваться спасательная шлюпка, если она отвечает всем предъявляемым к ней требованиям.
Однако для этого существует одно непреодолимое препятствие: на подавляющем большинстве подъемно-спусковых устройств спасательных шлюпок произвести отдачу гаков шлюп-талей с одной точки нельзя, а это весьма важное требование к дежурной шлюпке.


Спасательные плоты (рис. 1.1) - очень эффективное спасательное средство, а на малых судах - основное. Плоты бывают мягкие и жесткие. Жесткие плоты являются раритетом и остались только на очень старых судах. Мягкие спасательные плоты различаются по вместимости и по методу спуска. Вместимость надувных плотов находится в пределах 6-25 чел.

На российских грузовых судах при-меняются в основном два типа: ПСН-6 и ПСН-10, т.е. шести- и десятиместные. По способу спуска они могут быть сбрасываемые и спускаемые. Конструкция спасательного плота должна быть такой, чтобы он не повреждался при сбрасывании с высоты 18 м и выдерживал нахождение на плаву в течение 30 сут при любых морских условиях. Спасательный плот должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты 4,5 м как с поднятым тентом, так и без него. Его можно буксировать со ско-ростью 3 уз на тихой воде с полным комплектом людей.

Плот должен иметь тент для защиты людей от воздействия внешней среды, который устанавливается автоматически при спуске плота на воду. Общая масса сбрасываемого плота со снабжением и контейнером не превышает 185 кг.

Плот внутри разделен на отсеки, которые надуваются через отдельные клапаны. При повреждении половины отсеков плот должен выдерживать на плаву всех допускаемых к размещению людей.
Надувается он нетоксичным газом за 1 мин при температуре 18-20°С и за 3 мин - при температуре 30°С. Спасательные плоты крепятся к корпусу судна при помощи разобщающего устройства, которое приводится в действие нажатием на педаль, либо, когда судно уйдет под воду, на глубине 4 м срабатывает гидростат и освобождает плот от крепления.

Плот, имея положительную плавучесть, всплывает и надувается автоматически. Для обеспечения положительной плавучести количество снабжения внутри плота уменьшено до минимума и, в частности, запасы воды меньше в 2 раза, чем на спасательной шлюпке, т.е. 1,5 л на человека.

Рис. 1.1. Спасательный плот ПСН и его снабжение:

1 - плавучий якорь; 2 - бросательный конец с плавучим кольцом; 3 - мешок с аварийными пробками; 4 - полиэтиленовый пакет с таблицей спасательных сигналов и инструкцией по сохранению жизни на спасательном плоту; 5 - черпак и губка для удаления воды; 6 - кармашек с плавающим ножом; 7 - мешок со складными веслами и вторым плавучим якорем; 8 - крест из световозвращающего материала .

Спускаемые плоты спускаются на воду с полным количеством людей. Посадка в сбрасы-ваемые плоты производится, как правило, из воды, куда предварительно нужно прыгнуть. Это является очень большим недостатком сбрасываемых плотов, так как для людей в процессе посадки возникает угроза гипотермии и холодового шока. Все надувные плоты подлежат ежегодному переосвидетельствованию вместе с гидростатами разобщаю­щих устройств.

- это, по существу, упрощенный вариант жестких спасательных плотов, на которых отсутствуют снабжение, тенты и днище, но они меньше по размеру. В качестве плавучих приборов применяются также элементы палубной мебели, не закрепленные к-судну и имеющие воздушные ящики: скамьи, банкетки, столы и т.д.

Используются на судах, где невозможно обеспечить установленные нормативы, а именно: на местных паромах и судах, перевозящих пилигримов в районах традиционной миграции мусульман в Мекку. Это, например, Средиземноморье, Персидский залив, Красное море.

Представляет собой техническую разработку спасатель­ного отсека, вмещающего весь экипаж судна, сочлененного с судном и отсоединяемого изнутри от гибнущего судна.

Плот-каюта (спасательный отсек):

а) крепление на корме судна; б) форма отсека и возможные положения-при падении в воду; 1 - корпус судна; 2 - плот-каюта; 3 - возможные положения плот-каюты при входе в воду спасательной шлюпки, а на малых судах - и основной формой спасательного оборудования.Изготовляются плоты различных размеров вместимостью от 6 до 25 чел

После отсоединения этот отсек начинает автономное существование, обладая определенными море­ходными качествами. Плот-каюта предназначена в основном для крупных судов - супертанкеров, балкеров и для морских буровых платформ.

Индивидуальные спасательные средства

К ним относятся спаса­тельные круги, спасательные жилеты, гидротермокостюмы, теплозащитные средства.

Спасательные круги должны отвечать определенным требованиям.

Так, их наружный диаметр должен быть не более 800 мм, а внутренний - не менее 400 мм. Они должны поддерживать в пресной воде груз массой 14,5 кг в течение 24 ч, сам круг должен иметь массу не менее 2,5 кг, выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30 м, его плавучесть не должна обеспечиваться тростником, пробковой крошкой или надувными воздуш­ными камерами.

Круг спасательный. Положительная плавучесть - не менее 14500 гр.

Спасательный круг должен иметь спасательный леер и спасательный линь длиной около 30 м, а на каждой стороне - не менее четырех световозвращающих полос. Иметь маркировку, товарный знак. Количество спасательных кругов зависит от длины судна.Так, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, а на грузовых от 8 до 14 шт.

Спасательные жилеты должны быть предусмотрены для каждого находящегося на борту человека. На пассажирском судне должно быть 10% детских жилетов от общего количества пассажиров. Спасательный жилет для взрослых должен быть снабжен огнем с источником энергии на 8 ч и свистком.

Спасательный жилет "Штурман"

Если спасательный жилет надувной, то он должен иметь не менее двух камер, надуваться либо автоматически при погружении в воду, либо иметь устройство для надувания от специального баллончика со сжатым воздухом, а также может надуваться ртом. В случае потери плавучести одной из камер жилет не теряет своих качеств. Применение надувных жилетов на танкерах и пассажирских судах не допускается.

Все спасательные жилеты независимо от конструкции должны обеспечивать всплытие лицом вверх упавшего в воду человека, потерявшего сознание, и поддержание его над водой таким образом, чтобы рот находился на высоте 12 см, а тело было наклонено назад от вертикали под углом от 20 до 50°. Также должен обеспечиваться поворот тела человека в бессознательном, состоянии из положения лицом вниз за 5 с. Спасательный жилет должен обеспечивать возможность удобно одеть его не дольше, чем за 1 мин.

- защитный костюм из водонепроницаемого материала, предназначен-ный для предохранения организма человека от переохлаждения в холодной воде. Он должен закрывать все тело человека, кроме лица. Руки также должны быть закрыты. В районе ног он должен иметь приспособление для стравливания излишков воздуха. В определенных случаях гидротермокостюм может быть спасательным жилетом (если предусмотрено его надувание) или использоваться в комплекте со спасательным жилетом.

Гидротермокостюм должен обеспечивать защиту от холода так, чтобы внутренняя температура тела человека не снизилась более чем на 2 °С после пребывания в цирку­лирующей воде с температурой +5°С в течение 6 ч. Гидротермокостюм не должен повреждаться при прыжках с высоты 4,5 м, обеспечивать возможность действий по спуску спасательной шлюпки, возможность лезть по вертикальной лестнице до 5 метров высотой. Снабжается огнем поиска, сигнальным свистком, спасательным поясом с карабином и свето-возвращающими полосами. Гидротермокостюмы подлежат переосви­детельствованию через 12-24 месяца. Для каждого члена команды дежурной шлюпки должен быть предусмотрен гидротермо-костюм.В открытых спасательных шлюпках должно быть три гидротермокостюма.

Это мешок или костюм из водонепро­ницаемого материала с низкой теплопроводностью. Оно должно закрывать все тело человека с надетым спасательным жилетом, за исключением лица, работать в пределах температуры воздуха от +20 до -30°С.

Теплозащитное средство должно позволять надеть его на воздухе и снять в воде не более чем за 2 мин. Предназначено для обогрева людей в спасательном средстве, а также после поднятия человека из воды для транспортировки к месту оказания медпомощи.

Линеметателъное устройство служит для подачи тонкого проводника с судна на судно или с судна на берег для подачи буксира при устройстве канатной дороги и в других аварийных случаях. Оно такой конструкции, что его может использовать 1 чел.

В комплект входит пистолет, четыре ракеты и четыре линя длиной, позволяющей обеспечить дальность метания 230 м. Линеметательным устройством снабжаются все суда морского района плавания.

  • Речные портативные УКВ радиостанции
  • Прочие станции УКВ
  • Приемники Navtex
  • РЛО / SART
  • Стационарные станции УКВ
    • Морские станции
    • Речные станции
    • Прочие
  • Морское радиооборудование – оборудование, предназначенное для охраны человеческой жизни на море, обеспечения безопасности мореплавания, управления работой флота и передачи общественной и частной корреспонденции. Для эффективного использования радиооборудования на судах необходимо знать его принципы построения, технические характеристики и особенности эксплуатации. В зависимости от района плавания к морскому радиооборудованию выдвигаются различные требования.

    А1 – в зоне действия береговых УКВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ.
    А2 – в зоне действия ПВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ, исключая район А1.
    А3 – в зоне действия спутников ИНМАРСАТ, исключая районы А1 и А2.
    А4 – за пределами районов А1, А2, А3.
    Таким образом, радиооборудование на судне состоит из трех комплексов: аппаратура УКВ-диапазона, аппаратура ПВ/КВ-диапазона и судовая земная станция (СЗС) системы ИНМАРСАТ. Вне зависимости от районов плавания на каждом судне должны быть установлены: УКВ-радиоустановка, РЛО (радиолокационный маяк-ответчик), приемник НАВТЕКС, АРБ (аварийный радиобуй), портативные аварийные УКВ-радиостанции.

    Радиооборудование на судне должно удовлетворять требованиям ГМССБ, указанным в правилах РМРС (Российского Морского Регистра Судоходства) и РРР (Российского Речного Регистра). На каждом судне должен быть размещен запасной источник питания, с помощью которого радиооборудование могло бы обеспечивать связь при бедствии в случае поломки или повреждения главного и аварийного источников энергии. При переходе от одного источника питания к другому, должна срабатывать световая и звуковая сигнализации. Для работы и ремонта оборудования предоставляется техническое обслуживание, которое выполняет следующие процедуры: доставка до места установки, хранение (при необходимости) и установка. Все эти этапы должны выполняться в соответствии с инструкциями в технической документации.

    Качество радиооборудования представляет собой совокупность показателей, определяющих его соответствие современным требованиям науки и техники. К показателям качества прибора относят надежность, эксплуатационные характеристики, экономичность, безопасность, дизайн и т.д. Многие показатели имеют числовое значение и, по существу, определяют эффективность применения любого оборудования на судне.

    На судах водоизмещением свыше 500 р.т. должно быть не менее трех УКВ переносных станций и двух радиолокационных ответчиков. На судах водоизмещением от 300 до 500 р.т. - две станции и 1 РЛО. Также рекомендуется оборудовать суда аппаратурой для приема факсимиле.

    В каталоге товаров компании Вы можете ознакомиться с различными моделями и марками мировых производителей радиооборудования и сделать необходимый заказ.

  • НАВИГАЦИЯ
    • Компасы гироскопические
    • Компасы магнитные
    • Картплоттеры
    • Лаги
    • Метеодатчики
    • Приемники ГНСС GPS/GLONASS
    • Радиолокационные станции
    • Репитеры
    • СКДВП (BNWAS)
    • Регистраторы данных рейса РДР/У-РДР
    • Автоматическая идентификационная система (АИС)
    • Системы приема внешних звуковых сигналов
    • Сонары
    • Спутниковый компас
    • Эхолоты
    • Авторулевые
    • Электронная картография
  • СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ
    • FleetBroadband
    • Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО)
    • Iridium (Иридиум)
    • Спутниковое телевидение
    • Терминалы BGAN
    • Терминалы VSAT

    Спутниковая связь на море в настоящее время является важным средством сообщения с берегом. Спутники различных операторов создают большое покрытие земной поверхности, что обеспечивает связь из любой точки земного шара.

    На судах, поднадзорных классификационным сообществам, используется как обязательное к установке спутниковое оборудование, так и как дополнительное. На небольших судах, катерах, яхтах, спутниковое оборудование используется по усмотрению владельцев и в основном для выхода в интернет.

    Типы оборудования:

    Терминалы Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО) – это морское спутниковое оборудование, обязательное для установки на пассажирские, коммерческие и грузовые суда с районами плавания А2, А3, А4.
    - Судовая Система Охранного Оповещения - позволяет отправлять скрытый сигнал тревоги в случае нападения на судно. ОСДР или LRIT - это система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии.
    - Терминалы FleetBroadband – это оборудование морской системы спутниковой связи, дающие широкополосный выход в интернет, обеспечивающие спутниковую телефонную связь, передачу SMS сообщений.
    - VSAT – оборудование, обеспечивающее высокоскоростную передачу данных через спутниковый интернет, что позволяет организовывать даже видеоконференции на борту.

    Так же для этих целей используются терминалы BGAN, отличающиеся от оборудования FBB и VSAT компактностью, мобильностью и скоростью связи.
    Из узкоспециализированного спутникового морского оборудования на судах используются: станция спутниковой связи, антенна приема TV сигнала и, для дальних районов плавания и телефоны, работающие через спутниковые системы связи таких операторов, как Iridium, Inmarsat и Thuraya.

  • АВТОМАТИКА
    • Кренометры
    • Системы автоматики NAVIS
    • Системы автоматики Praxis
    • Системы автоматики МРС
    • Системы контроля расхода топлива
    • Датчики
    • Системы автоматики АБС
    • Системы автоматики Валком

    1. Обслуживание, сервис и ремонт судовой электроавтоматики:
    - автоматика систем дистанционного управления главных двигателей;
    - автоматика судовых электростанций;
    - ремонт и настройка систем ГЭУ;
    - ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации главных двигателей (Wartsila, MAN, MAK, SKL);
    - ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации вспомогательных и аварийных дизель-генераторов (Volvo Penta, Scania, Deutz, CAT).

    2. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования общесудовых систем:
    - ремонт, наладка рулевых устройств и автоматики авторулевых;
    - ремонт, наладка, комплексная проверка систем пожарной сигнализации;
    - автоматика котельного оборудования;
    - автоматика систем топливоподготовки;
    - автоматика систем водоподготовки;
    - автоматика систем очистки сточных вод.

    3. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования палубных механизмов.

    4. Разработка и согласование проектной документации при модернизации и переоборудовании судовых систем автоматики.

    5. Капитальный, средний и текущий ремонт электродвигателей и генераторов любой мощности. Ремонт и настройка системы возбуждения генераторов, настройка параллельной работы генераторов.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНО
    • Гарнитуры и трубки
    • Гидростаты
    • Запасные части для КВУ
    • ЗИП для гирокомпасов
    • ЗИП для тифонов
    • Магнетроны
    • Преобразователи и распределители
    • Системы безбатарейной связи
    • Системы пожарной безопасности
    • Судовые дисплеи и ПК
    • Судовые тифоны
    • Элементы питания (АКБ)
    • Блоки Питания
    • Дополнительные блоки
  • Совсем недавно спасательные круги делали из коры пробкового дуба, произрастающего в некоторых странах Средиземноморья и искусственно выращиваемого на Кавказе. При изготовлении кругов заготовки из пробки распаривались, набивались на деревянную оправку и закреплялись на ней при помощи деревянных гвоздей. После сушки заготовку обтачивали на токарном станке, обшивали парусиной, затем шпаклевали и красили. Круг получался довольно тяжелым, кроме того, он дорого стоил из-за высокой стоимости пробки.

    С развитием синтетических материалов начались поиски дешевого и доступного заменителя пробки. Многолетняя практика продиктовала весьма жесткие требования, которым он должен удовлетворять. Во-первых, необходим запас плавучести, обеспечивающий поддержание на плаву монолитного груза массой не менее 14,5 кг в течение 24 часов. Во-вторых, материал должен быть стойким к воздействию нефти и нефтепродуктов, которые могут плавать на поверхности воды, не разрушаться под действием солнечной радиации, не подвергаться порче при хранении. К тому же, по требованию новой международной конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74 спасательный круг не должен терять своих свойств в диапазоне температур от -40 до +05 °С, при внесении в пламя бензина не должен плавиться или загораться в течение двух секунд.


    Прочность круга, предназначенного для морских судов, проверяется его сбрасыванием на воду с высоты не менее 36 м; для речных - с высоты не менее 18,5 м. Это испытание можно заменить сбрасыванием круга плашмя на бетонный пол с высоты 5 м. При этом не должно появляться разрывов швов и оболочек, а также деформации.

    Несколько лет назад была предпринята попытка выпустить спасательные круги из пенорезины, однако они сравнительно быстро деформировались, резина выкрашивалась. В настоящее время промышленность освоила производство кругов с пенополистироловым наполнителем.

    По этой технологии сначала сшивают из прочной ткани оболочку, придающую заготовке необходимую форму. С наружной стороны в оболочке оставляют небольшое отверстие. Исходным материалом заполнителя служат плотные гранулы полистирола. Гранулы распаривают в специальной машине, где они увеличивают свой объем в 5-10 раз. затем остужают. При остывании из гранул выходят избытки летучих веществ, пары воды. Получившиеся мелкие шарики пенополистирола меркой засыпают в оболочку, после чего отверстие зашивают. На этом этапе заготовка круга имеет плоскую форму. Ее укладывают в перфорированную объемную форму, закрывают сверху и прогревают паром. При этом гранулы резко увеличивают свой объем, склеиваются между собой и с тканью оболочки. Через 10-20 мин форму остужают водой и вынимают ровный туго набитый пенополистиролом круг. После сушки его окрашивают и оснащают спасательным леером.


    Раньше леер крепили к кругу бензелем (обвязкой), сейчас для этой цели чаще применяют полиэтиленовые или капроновые клинья. Станок-полуавтомат пробивает на круге плоское прямоугольное отверстие, впрыскивает в него клей и вбивает клин с леером. В этом случае лучше всего использовать эпоксидный клей, обеспечивающий наибольшую прочность, можно применять и клей ПВА. Традиционные сизальские и манильские троса для лееров заменены плавучими полипропиленовыми концами.

    Пенополистирольные круги, изготовленные Ленинградским предприятием ОСВОД, начинали гореть лишь на 20-й секунде после их внесения в открытое пламя.

    Согласно требованиям конвенции, морские круги должны окрашиваться в один хорошо заметный на воде цвет - оранжевый. Ленинградские конструкторы спасательной техники предложили использовать для этой цели водоэмульсионную краску, которая меньше выгорает и не трескается на солнце, как это случается с пентафталевыми красками типа ПФ.

    Целесообразно вообще отказаться от необходимости шпаклевания и окраски кругов. Гораздо удобнее использовать предварительно окрашенные в оранжевый цвет синтетические ткани с пропиткой, задерживающей оплавление в огне. Эту технологию предстоит внедрить в производство в ближайшем будущем.

    Спасательные круги, предназначенные для установки на морские суда, должны иметь с двух сторон полосы из световозвращающих материалов белого цвета. Эти полосы могут быть пришиты или приклеены к поверхности круга. Свет прожектора, попавший на круг, отражается в обратную сторону с отклонением около 10°, помогая найти в темноте спасательный круг с человеком.

    Круги из пенопласта веся! всего 2,5 кг. Это удобно при эксплуатации, но создает и определенные недостатки. При бросании круга необходимо учитывать его снос ветром. На воде под воздействием ветра и поверхностного течения круг легко дрейфует, так что спасаемому приходится прилагать усилия, чтобы в штормовых условиях достать брошенный ему прибор. Поэтому круг желательно дополнить плавучим якорем, препятствующим дрейфу.

    Морские круги снабжаются лампочкой с водоактивной батарейкой, которая начинает действовать в тот момент, когда полость элемента заполнится водой. На яхтах и катерах, где замена использованных батареек затруднительна, лучше применять обычные цилиндрические сухие элементы, размещенные в герметичном контейнере с поплавком. Цель лампочки должна включаться при переворачивании контейнера на плаву за счет соответствующего размещения поплавка.

    В конце 1984 г. на спасательные круги был утвержден новый стандарт СЭВ 2162-84. Перерабатывается и наш отечественный ГОСТ 19815-74 «Круги спасательные. Общие технические требования». Согласно этим стандартам наружный диаметр спасательного круга не должен превышать 700 мм, внутренний - 430-450 мм. Гарантированный срок службы кругов всех типов должен составлять не менее пяти лет.

    К индивидуальным спасательным средствам относятся спасательные круги, спасательные жилеты, гидротермокостюмы, защитные костюмы и теплозащитные средства.

    Индивидуальные спасательные средства должны:

    оставаться в рабочем состоянии при хранении их при температуре воздуха от -30 до +65°С;

    быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от -1 до +30°С;

    быть стойкими к гниению и сохранять свои свойства при воздействии морской воды, нефти или грибков;

    не терять своих качеств под воздействием солнечных лучей;

    иметь хорошо видимый цвет, способствующий их обнаружению;

    снабжаться световозвращающим материалом в местах, способствующих обнаружению людей на воде;

    удовлетворительно работать на волнении;

    иметь чётко нанесённую информацию об одобрении, включая название Администрации, утвердившей средство, а также указания о любых эксплуатационных ограничениях.

    Если спасательные средства подвержены потере свих качеств с течением времени, то они должны иметь маркировку с указанием срока годности или даты замены.

    Электрические батареи, не имеющие маркировку с указанием даты истечения срока годности, должны заменяться ежегодно.

    Спасательные круги

    Спасательные круги предназначены для поддержания на плаву упавших в воду людей, на которых не надеты спасательные жилеты или гидротермокостюмы. Количество кругов зависит от типа судна и его длины (табл. 1).

    Современный спасательный круг представляет собой жёсткий пенопластовый или пенопритовый объём, который обшивается тканями из синтетического волокна.

    Таблица1 Количество спасательных кругов

    Спасательные круги имеют следующие характеристики и свойства:

    наружный диаметр -- не более 800 мм;

    внутренний диаметр -- не менее 400 мм;

    массу -- не менее 2,5 кг;

    спасательные круги, предназначенные для приведения в действие устройства быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося огня (светодымящего буя), имеет массу, достаточную для приведения в действие такого устройства;

    поддерживают в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 часов;

    выдерживают сбрасывание на воду с высоты не менее 30 м;

    не поддерживают горения и не продолжают плавиться после того, как они были охвачены пламенем в течение 2 с.

    Спасательный леер крепится в четырёх равноотстоящих местах, образуя четыре одинаковые петли, и имеет следующие характеристики:

    диаметр -- не менее 9,5 мм;

    длину -- не менее 4 наружных диаметров.

    Спасательные круги могут снабжаться самозажигающимися огнями (светящимися буйками), автоматически действующими дымовыми шашками (светодымящими буями) или плавучими спасательными линями.

    Самозажигающиеся огни имеют белый цвет, не гасятся водой и обладают следующими характеристиками:

    силой света -- не менее 2 Кд;

    временем горения -- не менее 2 ч;

    проблесковые огни дают проблески с частотой 50-70 проблесков в минуту.

    Автоматически действующие дымовые шашки дают дым хорошо видимого цвета, не горят вспышками и не выбрасывают пламя, не заливаются водой на волнении и имеют следующие характеристики:

    время дымообразования -- не менее 15 мин;

    продолжают дымообразование при полном погружении в воду не менее чем 10 с;

    * выдерживают сбрасывание в воду с высоты не менее 30 м.

    Плавучие спасательные лини изготавливаются из нескручивающихся канатов и имеют следующие характеристики:

    диаметр не менее 8 мм;

    разрывное усилие -- не менее 5 кН;

    * длину, не менее чем в два раза превышающую высоту его установки над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке, но не менее 30 метров.

    Маркировка спасательных кругов должна быть выполнена печатными буквами латинского алфавита. Она должна включать в себя наименование судна и порт приписки.

    Световозвращающие материалы имеют ширину приблизительно 5 см и закрепляются вокруг или на обеих сторонах окружности спасательного круга в четырёх равноудалённых друг от друга точках.

    Спасательные круги устанавливаются так, чтобы они могли быть легкодоступными на обеих сторонах судна и, по возможности, на всех простирающихся до борта открытых палубах, откуда их можно быстро сбросить. Они не должны крепиться наглухо каким-либо образом, при этом:

    не менее половины общего количества спасательных кругов должны быть снабжены самозажигающимися огнями;

    не менее двух из них должны быть также снабжены автоматически действующими дымовыми шашками (светящимися буями) и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика;

    по меньшей мере, один спасательный круг на каждом борту судна снабжается плавучим спасательным линем;

    по меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

    Освидетельствование спасательных кругов производится на специализированных участках не реже чем один раз в пять лет, а также после ремонтов.

    Спасательные круги подлежат ремонту или замене при наличии повреждений, нарушении формы круга, износа, признаков естественного старения материала, нарушении прочности леера, а также при нарушении формы и свойств световозвращающего материала.

    Использование. При падении человека в воду первый заметивший его должен сбросить ему спасательный круг. На ходу судна с ходового мостика следует сбросить круг, снабжённый самозажигающимся огнём и дымовой шашкой. Средства обозначения укажут терпящему бедствие о месте нахождения спасательного круга, а капитану судна помогут сориентироваться при выполнении манёвра "человек за бортом".

    Если судно не имеет хода, используйте спасательный круг с плавучим линем. Это позволит удержать терпящего бедствие у борта и ускорить подъём его из воды.

    Бросать спасательный круг следует двумя руками так, чтобы плоскость круга была параллельна поверхности воды. Старайтесь бросить круг как можно ближе к терпящему бедствие.

    Чтобы воспользоваться спасательным кругом, подплывите к нему, поставьте его вертикально и просуньте в него руки и голову.

    Зафиксируйте тело в спасательном круге, используя спасательный леер .

    Поделиться: